ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ". Требования. Министерство образования РФ (Минобразование России). 08.05.01

      ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ
         ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
                     "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ"

                              ТРЕБОВАНИЯ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                            8 мая 2001 г.


                                 (Д)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                             И.о. Министра образования
                                                  Российской Федерации
                                                      В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
                                                       8 мая 2001 года
 
                       1. Общая характеристика
             образовательно - профессиональной программы
                подготовки преподавателя высшей школы
 
     1.1. Назначением  образовательно  -  профессиональной   программы
является   комплексная   психолого   -   педагогическая,  социально  -
экономическая  и  информационно   -   технологическая   подготовка   к
педагогической  деятельности  в  высшем  учебном  заведении  на основе
основной программы высшего профессионального образования.
     1.2. Программа   рассчитана   для   подготовки  к  педагогической
деятельности  в  высшем  учебном  заведении  магистрантов,  аспирантов
(адъюнктов),  а  также  специалистов,  имеющих высшее профессиональное
образование и стаж научно - педагогической работы не менее 2 лет.
     1.3. Квалификация  "Преподаватель  высшей  школы"  удостоверяется
дипломом "О дополнительном (к высшему) образовании".
     1.4. Нормативная  трудоемкость  образовательно - профессиональной
программы при очной форме обучения - 1080 часов.
     1.5. Целью  программы  является подготовка будущего преподавателя
высшей школы к учебной  и  научно  -  исследовательской  деятельности,
включающей:
     - реализацию основных образовательных программ и  учебных  планов
высшего  профессионального  образования  (ВПО)  на уровне,  отвечающем
государственным образовательным стандартам ВПО;
     - разработку и применение современных образовательных технологий,
выбор оптимальной стратегии преподавания и  целей  обучения,  создание
творческой атмосферы образовательного процесса;
     - выявление взаимосвязей научно - исследовательского  и  учебного
процессов   в   высшей   школе,   использование   результатов  научных
исследований для совершенствования образовательного процесса;
     - формирование     профессионального     мышления,     воспитание
гражданственности,   развитие   системы   ценностей,    смысловой    и
мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества;
     - проведение исследований частных и общих проблем ВПО.

                2. Требования к уровню подготовки лиц,
           желающих освоить дополнительную профессиональную
        образовательную программу для получения дополнительной
              квалификации "Преподаватель высшей школы"

     К освоению программы допускаются:
     2.1. Из  числа студентов - магистранты,  зачисленные для обучения
по основной образовательной программе магистратуры.
     2.2. Аспиранты  и  адъюнкты  высших  учебных  заведений,  а также
аспиранты,    осваивающие    основную    образовательную     программу
послевузовского профессионального образования в научных учреждениях.
     2.3. Слушатели системы повышения  квалификации  и  переподготовки
специалистов,  имеющие академическую степень магистра,  ученую ступень
не ниже кандидата наук,  а из числа специалистов - имеющие стаж научно
- педагогической деятельности не менее 2 лет.

                3. Требования к уровню подготовки лиц,
            успешно завершивших обучение по дополнительной
       профессиональной образовательной программе для получения
              квалификации "Преподаватель высшей школы"

     Преподаватель высшей школы должен знать:
     - основы психологии личности и социальной психологии,  сущность и
проблемы  обучения  и  воспитания  в  высшей  школе,  биологические  и
психологические   пределы   человеческого   восприятия   и   усвоения,
психологические особенности юношеского возраста, влияние на результаты
педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;
     - основные  достижения,  проблемы и тенденции развития педагогики
высшей  школы  в  России  и  за   рубежом,   современные   подходы   к
моделированию педагогической деятельности;
     - правовые  и   нормативные   основы   функционирования   системы
образования;
     - иметь     представление     об     экономических     механизмах
функционирования  системы  высшего,  послевузовского и дополнительного
профессионального образования.
     Преподаватель высшей школы должен уметь:
     - использовать в учебном процессе знание  фундаментальных  основ,
современных  достижений,  проблем и тенденций развития соответствующей
научной области; ее взаимосвязей с другими науками;
     - излагать  предметный  материал  во  взаимосвязи с дисциплинами,
представленными в учебном плане, осваиваемом студентами;
     - использовать  знания  культуры  и  искусства в качестве средств
воспитания студентов;
     - владеть    методами    научных   исследований   и   организации
коллективной научно - исследовательской работы;
     - основами научно - методической и учебно - методической работы в
высшей   школе   (структурирование    и    психологически    грамотное
преобразование  научного  знания  в учебный материал,  методы и приемы
составления задач,  упражнений, тестов по различным темам, систематика
учебных и воспитательных задач);
     - методами и приемами устного и письменного изложения предметного
материала, разнообразными образовательными технологиями;
     - основами  применения  компьютерной  техники  и   информационных
технологий в учебном и научном процессах;
     - методами  формирования  у  студентов  навыков   самостоятельной
работы,   профессионального   мышления   и   развития   их  творческих
способностей;
     - методами эмоциональной саморегуляции;
     - деловым профессионально - ориентированным иностранным языком.

                  4. Обязательный минимум содержания
           дополнительной профессиональной образовательной
         программы для получения дополнительной квалификации
                     "Преподаватель высшей школы"

----------------------------------------------------------------------------
| Индекс |   Наименование дисциплин и их основные разделы         | Кол-во |
|        |                                                        |  часов |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
| ОП.00. |  Общепрофессиональные дисциплины                       |   320  |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
| ОП.01. | Психология человека:                                   |    60  |
|        |--------------------------------------------------------|--------|
|        | общая психология: объект и предмет психологии;         |        |
|        | основные этапы развития психологии как науки;          |        |
|        | основные разделы и методы психологии; психика,         |        |
|        | поведение и деятельность; общее и индивидуальное       |        |
|        | в психике человека;                                    |        |
|        |--------------------------------------------------------|--------|
|        | психология личности и социальная психология:           |        |
|        | психология развития; межличностное общение, жизненный  |        |
|        | путь личности; личностный и профессиональный рост;     |        |
|        | мотивация познания и обучения                          |        |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
| ОП.02. | Педагогика:                                            |    60  |
|        |--------------------------------------------------------|--------|
|        | предмет педагогики; цели образования и воспитания;     |        |
|        | педагогический идеал и его конкретно - историческое    |        |
|        | воплощение; средства и методы педагогического          |        |
|        | воздействия на личность; общие принципы дидактики и их |        |
|        | реализация в конкретных предметных методиках обучения; |        |
|        | нравственно - психологические и идейные                |        |
|        | взаимоотношения поколений; семейное воспитание и       |        |
|        | семейная педагогика; межличностные отношения в         |        |
|        | коллективе; нравственно - психологический образ        |        |
|        | педагога; формирование педагогического мастерства      |        |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
| ОП.03. | История, философия и методология соответствующей       |   100  |
|        | области науки (по программе кандидатского минимума по  |        |
|        | соответствующей отрасли наук)                          |        |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
| ОП.04. | Информационные технологии в науке и образовании:       |   100  |
|        | аппаратные и программные средства в новых              |        |
|        | информационных технологиях; технические средства ЭВМ;  |        |
|        | операционная система; пути развития информационных     |        |
|        | систем; обработка текстов; машинная графика;           |        |
|        | особенности разработки прикладных программ;            |        |
|        | программная документация; электронные таблицы; базы    |        |
|        | данных; примеры баз данных учебно - методического      |        |
|        | назначения; экспертные системы; представление знаний;  |        |
|        | примеры экспертных систем соответствующей научной      |        |
|        | области; локальные и глобальные компьютерные сети,     |        |
|        | телекоммуникации; технологии дистанционного            |        |
|        | образования                                            |        |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
| СП.00. | Специальные дисциплины                                 |   520  |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
| СП.01. | Дополнительные психолого - педагогические дисциплины   |    60  |
|        | по психологии и педагогике высшей школы (конкретный    |        |
|        | перечень определяется образовательным учреждением):    |        |
|        |                                                        |        |
|        |--------------------------------------------------------|--------|
|        | - основные достижения, проблемы и тенденции развития   |        |
|        | отечественной и зарубежной психологии и педагогики     |        |
|        | высшей школы; биологические и психологические основы   |        |
|        | развития и обучения; психологические особенности       |        |
|        | юношеского возраста; психологические основы            |        |
|        | проектирования и организации ситуаций совместной       |        |
|        | продуктивной деятельности преподавателя и студентов;   |        |
|        | развитие личности студентов в процессе обучения и      |        |
|        | воспитания; движущие силы, условия и механизмы         |        |
|        | развития личности; личность и коллектив;               |        |
|        | функционирование малых социальных групп;               |        |
|        |--------------------------------------------------------|--------|
|        | - психологические закономерности структурирования      |        |
|        | предметно - содержательного знания и системной         |        |
|        | организации учебных задач; систематика учебных и       |        |
|        | воспитательных задач (по дисциплине); методология      |        |
|        | научного творчества; взаимосвязь репродуктивной и      |        |
|        | творческой деятельности в научном познании;            |        |
|        | взаимосвязь интуитивного, неосознанного и              |        |
|        | сознательного в научном творчестве; социальные и       |        |
|        | индивидуально - психологические мотивы научного        |        |
|        | творчества; проблемы нравственной оценки результатов   |        |
|        | научного творчества; методы развития творческой        |        |
|        | личности в процессе обучения и воспитания;             |        |
|        | психологические проблемы формирования профессионализма |        |
|        | (в научном направлении); системный подход к            |        |
|        | исследованию педагогических явлений и процессов;       |        |
|        | структура и методы психолого - педагогических          |        |
|        | исследований; пути формирования педагогического        |        |
|        | мастерства                                             |        |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
| СП.02. | Технологии профессионально - ориентированного          |    60  |
|        | обучения:                                              |        |
|        |--------------------------------------------------------|--------|
|        | - виды учебной деятельности преподавателя в вузе:      |        |
|        | лекции, семинары, практикумы и практики, их общие и    |        |
|        | частные цели; содержание, методы и средства обучения   |        |
|        | каждого вида занятий и примеры их реализации;          |        |
|        | методические и технологические проблемы современной    |        |
|        | дидактики высшей школы (на примере конкретной          |        |
|        | дисциплины);                                           |        |
|        |--------------------------------------------------------|--------|
|        | - основы научно - методической работы: методы и        |        |
|        | примеры методической проработки профессионально -      |        |
|        | ориентированного материала; трансформация,             |        |
|        | структурирование и психологически грамотное            |        |
|        | преобразование научного знания в учебный материал и    |        |
|        | его моделирование на конкретных примерах;              |        |
|        |--------------------------------------------------------|--------|
|        | - основы учебно - методической работы: методы и приемы |        |
|        | составления задач, упражнений, тестов по различным     |        |
|        | темам, систематика учебных и воспитательных задач;     |        |
|        | отбор и структурирование информации на материале       |        |
|        | конкретной дисциплины; использование различных заданий |        |
|        | как инструмента диагностики и метода формирования      |        |
|        | нового знания по дисциплине; методическая обработка    |        |
|        | различных примеров предметного материала;              |        |
|        |--------------------------------------------------------|--------|
|        | - влияние содержания конкретных дисциплин на выбор     |        |
|        | технологии обучения; способы создания требовательно -  |        |
|        | доброжелательной обстановки образовательного процесса, |        |
|        | обзор современных образовательных технологий;          |        |
|        | совместная исследовательская деятельность              |        |
|        | преподавателя и студентов (конкретная реализация);     |        |
|        | методы организации самостоятельной работы студентов;   |        |
|        | цели, методы и приемы оценки качества образования и    |        |
|        | качества образовательного процесса, методы анализа     |        |
|        | учебно - социального состояния студенческой группы;    |        |
|        | способы математической обработки результатов учебной   |        |
|        | работы и психолого - педагогического анализа           |        |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
| СП.03. | Организационные основы системы образования (конкретные |    60  |
|        | дисциплины устанавливаются образовательным             |        |
|        | учреждением)                                           |        |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
| СП.04. | Иностранный язык (в соответствии с программой          |   140  |
|        | кандидатского минимума по соответствующей отрасли      |        |
|        | наук)                                                  |        |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
| СП.05. | Современные главы дисциплин научной отрасли            |   140  |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
| СП.06. | Тренинг профессионально - ориентированных риторики,    |    60  |
|        | дискуссий и общения: основные проблемы постановки      |        |
|        | голоса, техника и артикуляция речи, развитие           |        |
|        | способности воздействия на людей своей речью, анализ и |        |
|        | управление специфическими языковыми барьерами (на      |        |
|        | профессионально - ориентированном материале); основы   |        |
|        | создания понятного текста (восприятие основных         |        |
|        | параметров текста, взаимодействие текста и             |        |
|        | иллюстраций)                                           |        |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
|        | Итого часов теоретической подготовки                   |   840  |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
| ПП.00. | Педагогическая практика: лекции, семинары, практикумы  |   100  |
|        | и практики                                             |        |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
| И.00.  | Итоговая государственная аттестация                    |   140  |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
| И.01.  | Защита выпускной квалификационной работы и, по         |   140  |
|        | усмотрению вуза, квалификационный экзамен              |        |
|--------|--------------------------------------------------------|--------|
|        | Всего часов                                            |  1080  |
----------------------------------------------------------------------------

                      5. Требования к разработке
        и условиям реализации дополнительной профессиональной
       образовательной программы, предназначенной для получения
              квалификации "Преподаватель высшей школы"

     5.1. Требования  к  разработке  дополнительной   профессиональной
образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы
     5.1.1. Образовательное   учреждение   разрабатывает    содержание
дополнительной  профессиональной  образовательной программы подготовки
преподавателя  высшей  школы  на  основе   настоящих   Государственных
требований.
     По всем дисциплинам  и  практикам,  включенным  в  учебный  план,
должна     выставляться     итоговая    оценка    (отлично,    хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
     5.1.2. При  реализации программы образовательное учреждение имеет
право:
     - осуществлять   преподавание   дисциплин   в   форме   авторских
лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и  индивидуальных
практических занятий,  заданий и семинаров,  обеспечивающих реализацию
минимума содержания дисциплин, определяемого данной программой;
     - перезачитывать    лицам,   осваивающим   настоящую   программу,
дисциплины,  которые изучались  ими  в  период  обучения  по  основным
образовательным программам высшего и послевузовского профессионального
образования.
     5.2. Требования     к    условиям    реализации    дополнительной
профессиональной  образовательной   программы,   предназначенной   для
получения квалификации "Преподаватель высшей школы"
     5.2.1. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
     Реализация программы    должна   обеспечиваться   педагогическими
кадрами,  имеющими  базовое   образование,   соответствующее   профилю
преподаваемой  дисциплины,  и  ученую  степень не ниже кандидата наук.
Профессиональная основная деятельность преподавателей должна быть, как
правило, связана с непосредственной работой в области научных и научно
-  методических  проблем  высшей  школы,   преподаватели   специальных
дисциплин   должны,   как   правило,   иметь  ученую  степень  и  опыт
деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
     Рекомендуются следующие   соотношения   преподавателей,   имеющих
ученую степень и звание:
     - преподаватели,   обеспечивающие   учебный   процесс   по  блоку
общепрофессиональных дисциплин, - не менее 70% (из них 25% профессоров
и докторов наук);
     - преподаватели,  обеспечивающие   учебный   процесс   по   блоку
специальных   дисциплин   и   руководство   педагогической   практикой
слушателей, - не менее 50% (из них 25% профессоров и докторов наук).
     5.2.2. Требования  к  учебно - методическому обеспечению учебного
процесса.
     Для обеспечения высокого уровня подготовки будущих преподавателей
высшей школы должен быть обеспечен необходимый уровень  лабораторно  -
практического  и  информационного  обеспечения учебного процесса.  При
реализации   программы   образовательным   учреждением   должно   быть
предусмотрено:
     - предоставление  каждому   слушателю   возможности   регулярного
пользования персональным компьютером, имеющим выход в Интернет;
     - наличие  в  библиотечном  фонде  монографий   и   периодических
изданий,   необходимых   для  выполнения  в  полном  объеме  настоящих
Государственных требований;
     - наличие сведений о других информационных базах (отечественная и
зарубежная научно - педагогическая периодика,  архивы данных и т.п.) и
доступ к ним по различным сетевым источникам информации.
     Все дисциплины учебного плана должны  быть  обеспечены  учебно  -
методической  документацией  по  всем видам учебных занятий:  лекциям,
семинарам, практическим занятиям, лабораторным работам, практике.
     5.2.3. Требования   к   материально  -  техническому  обеспечению
учебного процесса.
     Образовательное учреждение,    реализующее    программу,   должно
располагать   материально   -   технической   базой,   соответствующей
действующим санитарно - техническим нормам и обеспечивающей проведение
всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом.

         6. Требования к итоговой государственной аттестации

     Итоговая государственная  аттестация  включает  защиту  выпускной
квалификационной   работы   и,  по  усмотрению  вуза,  государственный
экзамен.
     Итоговые аттестационные  испытания  предназначены для определения
практической и  теоретической  подготовленности  преподавателя  высшей
школы  к  выполнению профессиональных задач,  установленных настоящими
Государственными требованиями.
     6.1. Требования к квалификационной работе
     Требования к   содержанию,   объему   и    структуре    выпускной
квалификационной  работы  определяются  образовательным учреждением на
основании методических рекомендаций Научно - методического  совета  по
проблемам   подготовки   преподавателей  высшей  школы,  Положения  об
итоговой  государственной  аттестации   выпускников   высших   учебных
заведений,   утвержденного   Минобразованием   России,   и   настоящих
Государственных требований.
     Квалификационная работа,  являясь завершающим этапом образования,
должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и
необходимую совокупность методологических представлений и методических
навыков   работы   преподавателя   высшей   школы.    Вид    выпускной
квалификационной    работы,    ее    объем   и   состав   определяются
образовательным учреждением.
     Выпускная работа   должна   представлять  собой  квалификационную
работу  исследовательского  или  научно  -  методического   характера,
посвященную  решению  актуальной  задачи,  имеющей  теоретическое  или
практическое значение для высшего  профессионального  образования.  По
структуре и содержанию работа должна свидетельствовать о личном вкладе
и  способности  автора  проводить  самостоятельные  исследования   или
разработки,  используя  теоретические  знания  и  практические навыки,
полученные за период обучения.
     Работа должна  содержать:  обоснование  выбора темы исследования,
актуальность и научную новизну решаемой  задачи,  аналитический  обзор
состояния проблемы, обоснование выбора методов исследования, изложение
и  анализ  полученных  результатов,  выводы,   список   использованной
литературы  и  оглавление.  По  своему  содержанию  и уровню выпускная
работа должна соответствовать  требованиям,  предъявляемым  к  научным
публикациям  в  реферируемых  научных изданиях.  Автор должен показать
умение кратко и аргументированно излагать материал в письменной форме.
Оформление работы должно соответствовать требованиям,  устанавливаемым
образовательным учреждением.  Рекомендуемый объем работы - не более  2
печатных листов,  включая таблицы,  рисунки и графики. Работа подлежит
публичной защите на заседании Государственной аттестационной комиссии.
В  процессе  публичной защиты слушатель должен показать умение четко и
уверенно     излагать     содержание     выполненных     исследований,
аргументированно отвечать на вопросы и вести научную дискуссию.
     6.2. Требования к государственному экзамену
     Порядок проведения  и  программа  государственного  экзамена  для
присвоения дополнительной квалификации  "Преподаватель  высшей  школы"
определяются  вузом  на  основании  методических рекомендаций Научно -
методического совета по  проблемам  подготовки  преподавателей  высшей
школы,  Положения  об  итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных  заведений,  утвержденного  Минобразованием  России,  и
настоящих Государственных требований.