ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ" ТРЕБОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8 мая 2001 г. (Д) УТВЕРЖДАЮ И.о. Министра образования Российской Федерации В.М. ЖУРАКОВСКИЙ 8 мая 2001 года 1. Общая характеристика образовательно - профессиональной программы подготовки преподавателя высшей школы 1.1. Назначением образовательно - профессиональной программы является комплексная психолого - педагогическая, социально - экономическая и информационно - технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования. 1.2. Программа рассчитана для подготовки к педагогической деятельности в высшем учебном заведении магистрантов, аспирантов (адъюнктов), а также специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж научно - педагогической работы не менее 2 лет. 1.3. Квалификация "Преподаватель высшей школы" удостоверяется дипломом "О дополнительном (к высшему) образовании". 1.4. Нормативная трудоемкость образовательно - профессиональной программы при очной форме обучения - 1080 часов. 1.5. Целью программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно - исследовательской деятельности, включающей: - реализацию основных образовательных программ и учебных планов высшего профессионального образования (ВПО) на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам ВПО; - разработку и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса; - выявление взаимосвязей научно - исследовательского и учебного процессов в высшей школе, использование результатов научных исследований для совершенствования образовательного процесса; - формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества; - проведение исследований частных и общих проблем ВПО. 2. Требования к уровню подготовки лиц, желающих освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" К освоению программы допускаются: 2.1. Из числа студентов - магистранты, зачисленные для обучения по основной образовательной программе магистратуры. 2.2. Аспиранты и адъюнкты высших учебных заведений, а также аспиранты, осваивающие основную образовательную программу послевузовского профессионального образования в научных учреждениях. 2.3. Слушатели системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, имеющие академическую степень магистра, ученую ступень не ниже кандидата наук, а из числа специалистов - имеющие стаж научно - педагогической деятельности не менее 2 лет. 3. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения квалификации "Преподаватель высшей школы" Преподаватель высшей школы должен знать: - основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов; - основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности; - правовые и нормативные основы функционирования системы образования; - иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Преподаватель высшей школы должен уметь: - использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области; ее взаимосвязей с другими науками; - излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами; - использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов; - владеть методами научных исследований и организации коллективной научно - исследовательской работы; - основами научно - методической и учебно - методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач); - методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями; - основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах; - методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей; - методами эмоциональной саморегуляции; - деловым профессионально - ориентированным иностранным языком. 4. Обязательный минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" ---------------------------------------------------------------------------- | Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Кол-во | | | | часов | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | ОП.00. | Общепрофессиональные дисциплины | 320 | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | ОП.01. | Психология человека: | 60 | | |--------------------------------------------------------|--------| | | общая психология: объект и предмет психологии; | | | | основные этапы развития психологии как науки; | | | | основные разделы и методы психологии; психика, | | | | поведение и деятельность; общее и индивидуальное | | | | в психике человека; | | | |--------------------------------------------------------|--------| | | психология личности и социальная психология: | | | | психология развития; межличностное общение, жизненный | | | | путь личности; личностный и профессиональный рост; | | | | мотивация познания и обучения | | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | ОП.02. | Педагогика: | 60 | | |--------------------------------------------------------|--------| | | предмет педагогики; цели образования и воспитания; | | | | педагогический идеал и его конкретно - историческое | | | | воплощение; средства и методы педагогического | | | | воздействия на личность; общие принципы дидактики и их | | | | реализация в конкретных предметных методиках обучения; | | | | нравственно - психологические и идейные | | | | взаимоотношения поколений; семейное воспитание и | | | | семейная педагогика; межличностные отношения в | | | | коллективе; нравственно - психологический образ | | | | педагога; формирование педагогического мастерства | | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | ОП.03. | История, философия и методология соответствующей | 100 | | | области науки (по программе кандидатского минимума по | | | | соответствующей отрасли наук) | | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | ОП.04. | Информационные технологии в науке и образовании: | 100 | | | аппаратные и программные средства в новых | | | | информационных технологиях; технические средства ЭВМ; | | | | операционная система; пути развития информационных | | | | систем; обработка текстов; машинная графика; | | | | особенности разработки прикладных программ; | | | | программная документация; электронные таблицы; базы | | | | данных; примеры баз данных учебно - методического | | | | назначения; экспертные системы; представление знаний; | | | | примеры экспертных систем соответствующей научной | | | | области; локальные и глобальные компьютерные сети, | | | | телекоммуникации; технологии дистанционного | | | | образования | | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | СП.00. | Специальные дисциплины | 520 | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | СП.01. | Дополнительные психолого - педагогические дисциплины | 60 | | | по психологии и педагогике высшей школы (конкретный | | | | перечень определяется образовательным учреждением): | | | | | | | |--------------------------------------------------------|--------| | | - основные достижения, проблемы и тенденции развития | | | | отечественной и зарубежной психологии и педагогики | | | | высшей школы; биологические и психологические основы | | | | развития и обучения; психологические особенности | | | | юношеского возраста; психологические основы | | | | проектирования и организации ситуаций совместной | | | | продуктивной деятельности преподавателя и студентов; | | | | развитие личности студентов в процессе обучения и | | | | воспитания; движущие силы, условия и механизмы | | | | развития личности; личность и коллектив; | | | | функционирование малых социальных групп; | | | |--------------------------------------------------------|--------| | | - психологические закономерности структурирования | | | | предметно - содержательного знания и системной | | | | организации учебных задач; систематика учебных и | | | | воспитательных задач (по дисциплине); методология | | | | научного творчества; взаимосвязь репродуктивной и | | | | творческой деятельности в научном познании; | | | | взаимосвязь интуитивного, неосознанного и | | | | сознательного в научном творчестве; социальные и | | | | индивидуально - психологические мотивы научного | | | | творчества; проблемы нравственной оценки результатов | | | | научного творчества; методы развития творческой | | | | личности в процессе обучения и воспитания; | | | | психологические проблемы формирования профессионализма | | | | (в научном направлении); системный подход к | | | | исследованию педагогических явлений и процессов; | | | | структура и методы психолого - педагогических | | | | исследований; пути формирования педагогического | | | | мастерства | | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | СП.02. | Технологии профессионально - ориентированного | 60 | | | обучения: | | | |--------------------------------------------------------|--------| | | - виды учебной деятельности преподавателя в вузе: | | | | лекции, семинары, практикумы и практики, их общие и | | | | частные цели; содержание, методы и средства обучения | | | | каждого вида занятий и примеры их реализации; | | | | методические и технологические проблемы современной | | | | дидактики высшей школы (на примере конкретной | | | | дисциплины); | | | |--------------------------------------------------------|--------| | | - основы научно - методической работы: методы и | | | | примеры методической проработки профессионально - | | | | ориентированного материала; трансформация, | | | | структурирование и психологически грамотное | | | | преобразование научного знания в учебный материал и | | | | его моделирование на конкретных примерах; | | | |--------------------------------------------------------|--------| | | - основы учебно - методической работы: методы и приемы | | | | составления задач, упражнений, тестов по различным | | | | темам, систематика учебных и воспитательных задач; | | | | отбор и структурирование информации на материале | | | | конкретной дисциплины; использование различных заданий | | | | как инструмента диагностики и метода формирования | | | | нового знания по дисциплине; методическая обработка | | | | различных примеров предметного материала; | | | |--------------------------------------------------------|--------| | | - влияние содержания конкретных дисциплин на выбор | | | | технологии обучения; способы создания требовательно - | | | | доброжелательной обстановки образовательного процесса, | | | | обзор современных образовательных технологий; | | | | совместная исследовательская деятельность | | | | преподавателя и студентов (конкретная реализация); | | | | методы организации самостоятельной работы студентов; | | | | цели, методы и приемы оценки качества образования и | | | | качества образовательного процесса, методы анализа | | | | учебно - социального состояния студенческой группы; | | | | способы математической обработки результатов учебной | | | | работы и психолого - педагогического анализа | | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | СП.03. | Организационные основы системы образования (конкретные | 60 | | | дисциплины устанавливаются образовательным | | | | учреждением) | | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | СП.04. | Иностранный язык (в соответствии с программой | 140 | | | кандидатского минимума по соответствующей отрасли | | | | наук) | | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | СП.05. | Современные главы дисциплин научной отрасли | 140 | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | СП.06. | Тренинг профессионально - ориентированных риторики, | 60 | | | дискуссий и общения: основные проблемы постановки | | | | голоса, техника и артикуляция речи, развитие | | | | способности воздействия на людей своей речью, анализ и | | | | управление специфическими языковыми барьерами (на | | | | профессионально - ориентированном материале); основы | | | | создания понятного текста (восприятие основных | | | | параметров текста, взаимодействие текста и | | | | иллюстраций) | | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | | Итого часов теоретической подготовки | 840 | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | ПП.00. | Педагогическая практика: лекции, семинары, практикумы | 100 | | | и практики | | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | И.00. | Итоговая государственная аттестация | 140 | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | И.01. | Защита выпускной квалификационной работы и, по | 140 | | | усмотрению вуза, квалификационный экзамен | | |--------|--------------------------------------------------------|--------| | | Всего часов | 1080 | ---------------------------------------------------------------------------- 5. Требования к разработке и условиям реализации дополнительной профессиональной образовательной программы, предназначенной для получения квалификации "Преподаватель высшей школы" 5.1. Требования к разработке дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы 5.1.1. Образовательное учреждение разрабатывает содержание дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы на основе настоящих Государственных требований. По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено). 5.1.2. При реализации программы образовательное учреждение имеет право: - осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной программой; - перезачитывать лицам, осваивающим настоящую программу, дисциплины, которые изучались ими в период обучения по основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования. 5.2. Требования к условиям реализации дополнительной профессиональной образовательной программы, предназначенной для получения квалификации "Преподаватель высшей школы" 5.2.1. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса. Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень не ниже кандидата наук. Профессиональная основная деятельность преподавателей должна быть, как правило, связана с непосредственной работой в области научных и научно - методических проблем высшей школы, преподаватели специальных дисциплин должны, как правило, иметь ученую степень и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Рекомендуются следующие соотношения преподавателей, имеющих ученую степень и звание: - преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по блоку общепрофессиональных дисциплин, - не менее 70% (из них 25% профессоров и докторов наук); - преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по блоку специальных дисциплин и руководство педагогической практикой слушателей, - не менее 50% (из них 25% профессоров и докторов наук). 5.2.2. Требования к учебно - методическому обеспечению учебного процесса. Для обеспечения высокого уровня подготовки будущих преподавателей высшей школы должен быть обеспечен необходимый уровень лабораторно - практического и информационного обеспечения учебного процесса. При реализации программы образовательным учреждением должно быть предусмотрено: - предоставление каждому слушателю возможности регулярного пользования персональным компьютером, имеющим выход в Интернет; - наличие в библиотечном фонде монографий и периодических изданий, необходимых для выполнения в полном объеме настоящих Государственных требований; - наличие сведений о других информационных базах (отечественная и зарубежная научно - педагогическая периодика, архивы данных и т.п.) и доступ к ним по различным сетевым источникам информации. Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно - методической документацией по всем видам учебных занятий: лекциям, семинарам, практическим занятиям, лабораторным работам, практике. 5.2.3. Требования к материально - техническому обеспечению учебного процесса. Образовательное учреждение, реализующее программу, должно располагать материально - технической базой, соответствующей действующим санитарно - техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом. 6. Требования к итоговой государственной аттестации Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и, по усмотрению вуза, государственный экзамен. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности преподавателя высшей школы к выполнению профессиональных задач, установленных настоящими Государственными требованиями. 6.1. Требования к квалификационной работе Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании методических рекомендаций Научно - методического совета по проблемам подготовки преподавателей высшей школы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящих Государственных требований. Квалификационная работа, являясь завершающим этапом образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков работы преподавателя высшей школы. Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются образовательным учреждением. Выпускная работа должна представлять собой квалификационную работу исследовательского или научно - методического характера, посвященную решению актуальной задачи, имеющей теоретическое или практическое значение для высшего профессионального образования. По структуре и содержанию работа должна свидетельствовать о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные исследования или разработки, используя теоретические знания и практические навыки, полученные за период обучения. Работа должна содержать: обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну решаемой задачи, аналитический обзор состояния проблемы, обоснование выбора методов исследования, изложение и анализ полученных результатов, выводы, список использованной литературы и оглавление. По своему содержанию и уровню выпускная работа должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научным публикациям в реферируемых научных изданиях. Автор должен показать умение кратко и аргументированно излагать материал в письменной форме. Оформление работы должно соответствовать требованиям, устанавливаемым образовательным учреждением. Рекомендуемый объем работы - не более 2 печатных листов, включая таблицы, рисунки и графики. Работа подлежит публичной защите на заседании Государственной аттестационной комиссии. В процессе публичной защиты слушатель должен показать умение четко и уверенно излагать содержание выполненных исследований, аргументированно отвечать на вопросы и вести научную дискуссию. 6.2. Требования к государственному экзамену Порядок проведения и программа государственного экзамена для присвоения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" определяются вузом на основании методических рекомендаций Научно - методического совета по проблемам подготовки преподавателей высшей школы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящих Государственных требований. |