ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МОСКОВСКОМ КОМИТЕТЕ ОБРАЗОВАНИЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 6 февраля 2001 г. N 87-РМ (ПРМ) В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 21.01.2000 N 52-РМ "О структуре Мэрии города Москвы": 1. Утвердить Положение о Московском комитете образования (приложение). 2. Считать утратившими силу постановление Правительства Москвы от 17.12.96 N 985 "О Положении о Комитете образования Москвы" и распоряжение Мэра Москвы от 14.01.97 N 30-РМ "Об утверждении Положения о Московском комитете образования". 3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л.И. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 6 февраля 2001 г. N 87-РМ Приложение к распоряжению Мэра Москвы от 6 февраля 2001 года N 87-РМ ПОЛОЖЕНИЕ о Московском комитете образования 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение в соответствии с Уставом города Москвы и распоряжением Мэра Москвы от 21 января 2000 г. N 52-РМ "О структуре Мэрии города Москвы" определяет правовое положение Московского комитета образования. Московский комитет образования (далее - Комитет) является органом исполнительной власти города Москвы. Комитет создан в целях осуществления государственной политики в сфере образования: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, начального, среднего, высшего профессионального образования, а также дополнительного образования. Комитет является правопреемником Московского департамента образования. 1.2. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями и приказами Министерства образования Российской Федерации, законами города Москвы и другими актами Московской городской Думы, постановлениями Правительства Москвы, Уставом города Москвы, распоряжениями Мэра Москвы, а также настоящим Положением. 1.3. Комитет осуществляет свою работу во взаимодействии с Министерством образования Российской Федерации, с соответствующими органами городской исполнительной власти, органами местного самоуправления, Российской академией образования, научными организациями и общественными объединениями. 1.4. Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в учреждениях банков и органах казначейства города Москвы, имеет печать с изображением герба города Москвы, наименованием "Правительство Москвы", своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки, а также иные реквизиты. За Комитетом в установленном порядке закрепляется имущество на праве оперативного управления. 1.5. Сотрудники Комитета являются государственными служащими города Москвы. Их обязанности, права и гарантии социальной защиты устанавливаются федеральным законодательством и законодательством города Москвы о государственной службе, другими нормативными правовыми актами. Финансирование расходов на содержание Комитета осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на государственное управление. 1.6. Местонахождение Комитета - 105318, Москва, Семеновская пл., д.4. 2. Основные задачи Комитета Основными задачами Комитета являются: 2.1. Осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования и удовлетворение потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда, с учетом региональной специфики столичного образования. 2.2. Общее руководство отраслью и координация деятельности всех структур системы образования. 2.3. Разработка и утверждение региональных требований к содержанию образования, учебным планам и программам. 2.4. Создание условий для реализации дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального, среднего, высшего профессионального, а также дополнительного образования. 2.5. Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования в городе Москве. 2.6. Организация деятельности образовательных учреждений по воспитанию у обучающихся, воспитанников чувств патриотизма, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. 2.7. Реализация единой политики в области внедрения новых педагогических и информационных технологий. 2.8. Поддержка различных форм образования и самообразования. 2.9. Реализация государственной политики по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданию им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания. 2.10. Организация системы работы с детьми, подростками с отклоняющимися формами поведения и недостатками умственного и физического развития. 2.11. Выработка стратегии развития сферы образования города, осуществление перспективного планирования развития отрасли, координация строительства, реконструкции и капитального ремонта образовательных учреждений и осуществление контроля за развитием их материальной базы. 2.12. Поддержка национальных, этнических, культурных традиций, содействие развитию этнокультурных образовательных организаций; поддержка развития негосударственного сектора в системе образования. 2.13. Координация деятельности сферы общего среднего, профессионального и послевузовского образования. 2.14. Государственная оценка качества учебно-воспитательного процесса в государственных и негосударственных образовательных организациях; государственная аккредитация и лицензирование образовательной деятельности. 2.15. Реализация кадровой политики в сфере образования; организация подготовки, повышения квалификации, аттестации педагогических и руководящих работников; социальная поддержка работников отрасли. 2.16. Развитие и координация международных и межрегиональных связей в рамках компетенции Комитета, в том числе на межведомственной основе. 2. Функции Комитета Комитет в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: 3.1. Разрабатывает и реализует региональные целевые программы в области образования, в том числе на межведомственной основе, а также международные и межрегиональные - в пределах своей компетенции. 3.2. Обеспечивает разработку и реализацию перспективных направлений развития материально-технической базы, учебной и компьютерной техники, пособий и оборудования для оснащения образовательных учреждений, учебно-методических материалов, учебно-дидактических комплексов и учебников, а также отработку новых перспективных подходов к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях. 3.3. Обеспечивает контроль за реализацией федерального законодательства и законодательства города Москвы и разрабатывает нормативные правовые акты в области образования. 3.4. Осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития образования города Москвы. 3.5. Обеспечивает руководство научно-методической работой, совершенствование и повышение эффективности деятельности осуществляющих ее структур. 3.6. Контролирует и анализирует деятельность окружных управлений образования, образовательных учреждений и организаций, входящих в систему Комитета. 3.7. Осуществляет непосредственное руководство образовательными учреждениями и организациями городского подчинения. 3.8. Разрабатывает национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов, контролирует исполнение федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов в системе образования. 3.9. Устанавливает порядок приема в учреждения дошкольного, общего среднего и начального профессионального образования. 3.10. Осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию государственных и негосударственных образовательных учреждений и организаций в соответствии с федеральным законодательством. Организует работу по проведению аттестации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, работников Комитета и окружных управлений образования, а также других учреждений и организаций, входящих в систему Комитета. 3.11. Оказывает содействие негосударственным образовательным организациям в их образовательной деятельности и координации ее с общегосударственной и региональной политикой в сфере образования. 3.12. Разрабатывает и осуществляет совместно с иными органами исполнительной власти комплекс мер по профессиональному образованию, подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов и незанятого населения. 3.13. Формирует городской заказ образовательных услуг на основе запросов отраслей городского хозяйства и анализа предложений населения и учащейся молодежи. 3.14. Ежегодно устанавливает для находящихся в ведении Комитета образовательных учреждений начального, среднего, высшего и послевузовского образования контрольные цифры приема всех категорий обучающихся. 3.15. Разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными органами, общественными организациями, заинтересованными органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда, направленных на обеспечение здоровья и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников системы образования, а также по их социальной защите. 3.16. Взаимодействует с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Москвы, Военным комиссариатом г.Москвы, Управлением ГИБДД ГУВД г.Москвы и другими органами исполнительной власти города в области военно-патриотического воспитания и обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся, воспитанников. 3.17. Формирует региональный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории города Москвы, и направляет сведения о них в государственный банк данных Министерства образования Российской Федерации. 3.18. Организует совместно с районными Управами устройство детей в семьи граждан Российской Федерации на семейные формы воспитания, используя сведения регионального банка данных о детяхсиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, и лицах, изъявивших желание взять ребенка на воспитание. 3.19. Ведет учет иностранных граждан, изъявивших желание усыновить российских детей-сирот на основании представленных ими соответствующих документов. 3.20. Представляет в Московский городской суд заключение об обоснованности и соответствии усыновления иностранными гражданами интересам усыновляемого ребенка и участвует в судебном разбирательстве стороной по делу. 3.21. Осуществляет методическое руководство и координацию работы органов опеки и попечительства по вопросам передачи детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. 3.22. Оказывает содействие семье по преодолению и коррекции отклоняющегося развития личности ребенка, в консультировании родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей, разборе и анализе конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде. 3.23. Обеспечивает методическое руководство работой окружных управлений образования и других заинтересованных ведомств и организаций по реадаптации ребенка. 3.24. Обеспечивает организацию профессиональной реабилитации инвалидов в городе, для чего: - организует общее и профессиональное образование инвалидов; - осуществляет руководство и контроль за деятельностью учреждений общего и профессионального образования, а также дошкольного образования по вопросам реабилитации инвалидов; - участвует в разработке целевых комплексных программ по профессиональной реабилитации инвалидов; - организует и развивает сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих реабилитацию в сфере дошкольного образования, общего и профессионального образования, в том числе детей-инвалидов; - организует лицензирование и сертификацию учреждений, организаций, предприятий, осуществляющих профессиональную реабилитацию инвалидов; - разрабатывает региональный компонент государственных образовательных стандартов для инвалидов; - анализирует потребности инвалидов города Москвы в профессиональной реабилитации, разрабатывает совместно с другими ведомствами перечни профессий (специальностей) для профессионального обучения инвалидов с учетом рынка труда; - организует подготовку кадров психолого-медико-социальной реабилитации инвалидов (педагогов, психологов, специалистов по социальной работе, логопедов); - осуществляет инновационную политику в области технологии обучения инвалидов; - участвует в создании межведомственного информационного пространства по проблемам реабилитации инвалидов; - проводит анализ эффективности реабилитационных мер; - взаимодействует с общественными организациями инвалидов в сфере профессиональной реабилитации; - организует представление статистической отчетности в установленном порядке. 3.25. Способствует совместно с научно-педагогической общественностью и научно-методическими организациями города внедрению достижений науки, отечественного и зарубежного опыта. 3.26. Развивает и координирует связи между столичными научными организациями и высшими учебными заведениями по проблемам, входящим в компетенцию Комитета. 3.27. Осуществляет функции распорядителя бюджетных средств города Москвы, установленные бюджетным законодательством и ведомственной классификацией расходов бюджета города Москвы. 3.28. Участвует в разработке нормативов финансирования столичного образования, предложений по совершенствованию систем финансирования, налогообложения, организации оплаты труда. 3.29. Осуществляет текущее и перспективное планирование и контроль за использованием выделенных ассигнований образовательными учреждениями и организациями, входящими в систему Комитета. 3.30. Осуществляет в установленном порядке финансирование и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений городского подчинения, а также городских образовательных программ. 3.31. Проводит в находящихся в ведении Комитета образовательных учреждениях и организациях инспекторскую и контрольноревизионную работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль. 3.32. Осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление государственной статистической и бухгалтерской отчетности в области образования, обеспечивает ее достоверность. 3.33. Разрабатывает и реализует меры по созданию и развитию городской информационной сети в сфере образования. 3.34. Организует проведение научно-технических конференций, симпозиумов, совещаний, выставок и конкурсов (в том числе международных) в системе образования. 3.35. Готовит ходатайства о присвоении имен образовательным учреждениям. 4. Права Комитета Комитет имеет право: 4.1. Издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, обязательные для выполнения окружными управлениями образования, а также образовательными учреждениями и организациями, находящимися в ведении Комитета. 4.2. Вносить в установленном порядке в Правительство Москвы проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Комитета. 4.3. Создавать, переименовывать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке образовательные учреждения и организации от имени Правительства Москвы по согласованию с префектами административных округов. 4.4. Выступать учредителем и осуществлять полномочия учредителя в отношении образовательных учреждений и организаций, входящих в систему Комитета, и утверждать их уставы. 4.5. Приостанавливать в установленном порядке деятельность образовательных учреждений системы Комитета, осуществляемую с нарушениями требований федерального законодательства и законодательства города Москвы в области образования и (или) их уставов. 4.6. Участвовать в порядке, установленном федеральным законодательством, в учреждении организаций для поддержки развития образования, научно-технической деятельности (в том числе и международных). 4.7. Представлять интересы города Москвы в пределах своей компетенции во всех федеральных, городских и иных организациях в том числе зарубежных; в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, иных судебных и правоохранительных органах. 4.8. Обращаться в судебные органы с исками к предприятиям, организациям, учреждениям, допускающим нарушения федерального законодательства и законодательства города Москвы в области образования. 4.9. По поручению Мэра и Правительства Москвы проводить деловые переговоры с отечественными и иностранными партнерами, заключать контракты, соглашения в пределах своей компетенции, принимать непосредственное участие в реализации указанных контрактов и соглашений. 4.10. Создавать в установленном порядке при Комитете научные, научно-технические и другие советы и комиссии, временные научные (творческие) коллективы, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития образования и научной деятельности. 4.11. Запрашивать и получать в установленном порядке у органов исполнительной власти города Москвы, префектов административных округов, районных Управ, образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Комитет задач. 4.12. Инспектировать в пределах своей компетенции на территории города Москвы любые образовательные учреждения и окружные управления образования в порядке надзора. 4.13. Устанавливать по обращениям образовательных учреждений соответствие уровня и качества подготовки их выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. 4.14. Проводить в установленном порядке эксперименты в области использования современных образовательных технологий и организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности в сфере образования. 4.15. Представлять в установленном порядке работников образования к государственным наградам и присвоению почетных званий и применять иные виды поощрения к работникам образовательных учреждений и организаций, подведомственных Комитету, а также к обучающимся и воспитанникам. 4.16. Осуществлять в установленном порядке финансирование образовательных учреждений и организаций городского подчинения и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью образовательных учреждений и организаций, входящих в систему Комитета. 5. Организация деятельности Комитета 5.1. Комитет возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Мэром Москвы. Первый заместитель и заместители председателя Комитета назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Премьера Правительства Москвы по представлению председателя Комитета и согласованию с первым заместителем Премьера Правительства Москвы - руководителем Комплекса социальной сферы. 5.2. Председатель: 5.2.1. Руководит деятельностью Комитета, несет персональную ответственность перед Мэром и Правительством Москвы за выполнение возложенных на Комитет задач. 5.2.2. Представляет Комитет (и наделяет полномочиями своих заместителей и других работников Комитета) в федеральных, городских и иных учреждениях и организациях, в том числе зарубежных, по вопросам, входящим в компетенцию Комитета. 5.2.3. Издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения по Комитету, обязательные для исполнения образовательными учреждениями и организациями, входящими в систему Комитета, работниками аппарата и окружными управлениями образования. 5.2.4. Утверждает положения об окружных управлениях образования и положения о структурных подразделениях Комитета. 5.2.5. Утверждает уставы образовательных и иных учреждений и организаций, входящих в систему Комитета. 5.2.6. Утверждает структуру и штатное расписание Комитета и окружных управлений образования, вносит в них изменения и дополнения в пределах утвержденного фонда оплаты труда, определяемого Правительством Москвы; устанавливает должностные оклады и надбавки к должностным окладам работникам аппарата. 5.2.7. По согласованию с префектами административных округов назначает на должность и освобождает от должности начальников окружных управлений образования. 5.2.8. Назначает на должность и освобождает от должности работников Комитета, руководителей учреждений и организаций городского подчинения. 5.2.9. Распределяет и утверждает должностные обязанности заместителей председателя, начальников окружных управлений, руководителей структурных подразделений Комитета и руководителей учреждений и организаций городского подчинения. 5.2.10. Привлекает к дисциплинарной ответственности и поощряет начальников окружных управлений образования, заместителей председателя, руководителей структурных подразделений и работников Комитета, а также руководителей учреждений и организаций городского подчинения. 5.3. В Комитете образуется Коллегия в составе: председатель Комитета (председатель Коллегии), заместители председателя, начальники окружных управлений образования, руководители ведущих подразделений Комитета, ученые, специалисты, руководители учреждений, общественные деятели. Состав Коллегии Комитета утверждается первым заместителем Премьера Правительства Москвы - руководителем Комплекса социальной сферы. Коллегия на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы, отнесенные к компетенции Комитета. Решения Коллегии проводятся в жизнь приказами Комитета. В случае разногласий между председателем Комитета и членами Коллегии председатель Комитета выносит вопрос на рассмотрение Правительства Москвы. 5.4. При Комитете могут создаваться общественные советы из числа руководителей, преподавателей и обучающихся образовательных учреждений, ученых и представителей общественности. 5.5. Контроль за деятельностью Комитета осуществляет Правительство Москвы и уполномоченные им органы. 5.6. Ревизию деятельности Комитета осуществляют уполномоченные Правительством Москвы органы, а также организации, которым это право предоставлено в соответствии с законодательством. 6. Реорганизация и ликвидация Комитета, внесение изменений и дополнений в Положение о Московском комитете образования осуществляется распоряжением Мэра Москвы. В случае ликвидации Комитета его документы передаются в установленном порядке в Московское городское объединение архивов. |