Без названия. Распоряжение. Правительство РФ. 09.02.01 196-Р


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          9 февраля 2001 г.
                               N 196-р

                                (НТЦС)


     1. Утвердить прилагаемую Концепцию приграничного сотрудничества в
Российской Федерации.
     2. Межведомственной    комиссии    по    развитию   приграничного
сотрудничества в 6-месячный срок разработать и внести в  установленном
порядке  в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий
по развитию приграничного сотрудничества  в  Российской  Федерации  на
ближайший период и перспективу.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
9 февраля 2001 г.
N 196-р


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 9 февраля 2001 года
                                                               N 196-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
         приграничного сотрудничества в Российской Федерации

                          I. Общие положения

     Концепция приграничного  сотрудничества  в  Российской  Федерации
(далее именуется - Концепция) определяет цели, принципы и приоритеты в
деятельности   федеральных   органов  исполнительной  власти,  органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления,   организаций   и   граждан   в   сфере  приграничного
сотрудничества.  Концепция учитывает  накопленный  опыт  приграничного
сотрудничества  и  исходит  из  единства  и  целостности  территории и
внутреннего рынка России и согласования общегосударственных  интересов
и интересов населения приграничной территории Российской Федерации.
     Концепция раскрывает задачи  и  основные  направления  реализации
государственной  политики  по  развитию  приграничного  сотрудничества
Российской Федерации.
     Под приграничным    сотрудничеством    в   Российской   Федерации
понимаются согласованные действия федеральных  органов  исполнительной
власти,  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов   местного   самоуправления,   направленные   на    укрепление
взаимодействия   Российской  Федерации  и  сопредельных  государств  в
решении  вопросов   устойчивого   развития   приграничных   территорий
Российской    Федерации    и    сопредельных   государств,   повышения
благосостояния населения приграничных территорий Российской  Федерации
и сопредельных государств,  укрепления дружбы и добрососедства с этими
государствами.
     Приграничное сотрудничество  в  Российской Федерации основывается
на следующих принципах:
     взаимное уважение   суверенитета  и  территориальной  целостности
других государств;
     мирное разрешение приграничных споров;
     взаимное уважение  законодательства  государств,   осуществляющих
приграничное  сотрудничество,  а  также  соответствующих международных
договоров;
     обеспечение интересов России в приграничном сотрудничестве;
     ненанесение ущерба экономическим  и  иным  интересам  государств,
осуществляющих приграничное сотрудничество;
     учет особенностей приграничных территорий Российской Федерации  и
сопредельных  государств,  в  том  числе  их разнородности,  характера
межгосударственных  отношений  и  исторически  сложившихся  связей   с
сопредельными            государствами,            природно-ресурсных,
социально-экономических,   градостроительных,   транспортных   условий
развития   приграничной   территории,   а   также   характера   угрозы
национальной  безопасности  Российской   Федерации   на   приграничной
территории;
     соблюдение Европейской   рамочной   конвенции   о    приграничном
сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 года.
     Приграничная территория  Российской  Федерации  включает  в  себя
пограничную  зону,  российскую часть вод пограничных рек,  озер и иных
водоемов,  внутренних морских вод и территориального  моря  Российской
Федерации,  где  установлены пограничный режим,  пункты пропуска через
государственную  границу  Российской  Федерации,  а  также  территории
административных  районов  и городов,  санаторно-курортных зон,  особо
охраняемых  природных  территорий,  объектов  и   других   территорий,
прилегающих    к   государственной   границе   Российской   Федерации,
пограничной зоне,  берегам пограничных  рек,  озер  и  иных  водоемов,
побережью моря или пунктам пропуска.
     Территория, на      которой      осуществляется      приграничное
сотрудничество,   может   определяться   в   международных   договорах
Российской Федерации,  соглашениях субъектов  Российской  Федерации  с
иностранными   партнерами,   заключаемых   в   порядке,   определяемом
законодательством Российской Федерации.
     Участниками приграничного сотрудничества в Российской Федерации в
пределах  своей  компетенции   могут   являться   федеральные   органы
исполнительной   власти,   органы   исполнительной   власти  субъектов
Российской  Федерации  и  органы  местного  самоуправления,  а   также
юридические  и  физические  лица  в  соответствии  с законодательством
Российской Федерации.
     Основными задачами   приграничного  сотрудничества  в  Российской
Федерации являются:
     создание обстановки  доверия,  взаимопонимания  и  добрососедства
между органами власти,  деловыми  кругами  и  населением  приграничной
территории Российской Федерации и органами власти,  деловыми кругами и
населением приграничных территорий сопредельных государств;
     развитие и  укрепление  хозяйственных,  культурных и гуманитарных
связей  между  приграничными  территориями  Российской   Федерации   и
сопредельных государств;
     содействие взаимопониманию и дружбе между  народами,  населяющими
приграничные    территории   Российской   Федерации   и   сопредельных
государств;
     упрощение взаимного   общения  заинтересованных  органов  власти,
деловых кругов и групп населения,  в том числе  этнических  общностей,
разделенных государственными границами, поддержка соотечественников за
рубежом, проживающих на приграничной территории;
     совместное создание   и   эффективное  развитие  экономической  и
социальной инфраструктуры на приграничных территориях;
     совместное решение экономических,  транспортных,  энергетических,
коммунальных, экологических, социально-демографических, гуманитарных и
других проблем приграничных территорий;
     обеспечение поддержки органами государственной власти  Российской
Федерации  и  органами местного самоуправления российских организаций,
участвующих в обустройстве приграничной  территории  и  решении  задач
развития приграничного сотрудничества;
     создание условий,   способствующих   прохождению   экспортных   и
импортных  товаров через приграничную территорию Российской Федерации,
включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную
границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов, терминалов и
т. д.;
     повышение эффективности    использования    производственной    и
социальной базы приграничной территории;
     осуществление согласованной    градостроительной    политики   на
приграничной территории;
     создание условий   для   интеграции   систем   предупреждения   и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  сопредельных  государств  с  целью
повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие
трансграничные последствия;
     создание условий,  способствующих прекращению оттока населения из
стратегически важной и малонаселенной приграничной территории;
     противодействие в   установленном   законодательством  Российской
Федерации порядке проявлениям национализма,  шовинизма,  этнического и
религиозного сепаратизма,  межэтнической напряженности на приграничной
территории;
     содействие реализации  российской  внутренней и внешней политики,
обеспечению национальных  интересов  и  национальной  безопасности  на
государственной  границе  Российской  Федерации,  в  том числе в сфере
борьбы  с  терроризмом,  незаконным  оборотом  наркотиков  и   другими
правонарушениями.
     Федеральные органы исполнительной власти,  органы  исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
при осуществлении приграничного сотрудничества принимают  во  внимание
следующие  основные  факторы,  определяющие  особенности  приграничных
территорий Российской Федерации и сопредельных государств:
     общий характер      межгосударственных,      в      том     числе
военно-политических отношений  Российской  Федерации  с  сопредельными
государствами;
     исторически сложившиеся  связи  с  сопредельными   государствами,
традиции и обычаи населения,  проживающего на приграничных территориях
Российской Федерации и сопредельных государств;
     природно-ресурсные, социально-экономические  и  градостроительные
условия развития приграничных территорий;
     характер влияния   приграничного   сотрудничества   на   развитие
межрегиональной    экономической    кооперации     с     сопредельными
государствами;
     особенности режима государственной границы Российской Федерации;
     влияние миграционного   фактора   на   социальные   процессы   на
приграничных территориях, связанное с внешней, в том числе незаконной,
миграцией;
     этнополитические факторы;
     состояние охраны общественного порядка на приграничной территории
Российской Федерации и особенности его поддержания;
     особенности осуществления  государственного контроля за ресурсами
приграничной территории;
     наличие природных   и   техногенных   условий  для  возникновения
чрезвычайных ситуаций, имеющих трансграничные последствия;
     особенности обеспечения национальной безопасности на приграничной
территории.
     Учет этих  специфических  факторов  приграничного  сотрудничества
осуществляется  при   выборе   видов   и   направлений   приграничного
сотрудничества, а также формы его регулирования и поддержки.

      II. Основные полномочия федеральных органов исполнительной
      власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
        Федерации и органов местного самоуправления в области
             приграничного сотрудничества, установленные
                законодательством Российской Федерации

     Исходя из  Конституции Российской Федерации,  федеральных законов
"О координации международных и  внешнеэкономических  связей  субъектов
Российской Федерации", "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности",  "О международных договорах Российской  Федерации",  "О
Государственной  границе  Российской  Федерации",  "Об общих принципах
организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации",   "О
принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между
органами  государственной  власти  Российской  Федерации  и   органами
государственной   власти  субъектов  Российской  Федерации",  а  также
договоров  о  разграничении  предметов  ведения  и  полномочий   между
органами   государственной  власти  Российской  Федерации  и  органами
государственной власти субъектов  Российской  Федерации  и  соглашений
между  Правительством  Российской  Федерации и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации  о  разграничении  полномочий  в
области международных и внешнеэкономических связей:
     а) федеральные   органы   исполнительной   власти    в    области
регулирования приграничного сотрудничества:
     заключают международные договоры и соглашения;
     устанавливают основные требования,  предъявляемые к соглашениям о
приграничном сотрудничестве;
     устанавливают порядок осуществления приграничного сотрудничества;
     определяют порядок  применения  Таможенного   тарифа   Российской
Федерации;
     регулируют внешнеэкономическую     деятельность     хозяйствующих
субъектов на приграничной территории Российской Федерации;
     представляют интересы   России    по    вопросам    приграничного
сотрудничества в международных организациях;
     б) федеральные   органы   исполнительной    власти    и    органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно:
     координируют международные и внешнеэкономические связи  субъектов
Российской Федерации, выполняют международные договоры;
     координируют деятельность  субъектов  Российской   Федерации   по
регулированию приграничного сотрудничества;
     устанавливают порядок осуществления хозяйственной деятельности на
приграничной территории;
     реализуют федеральные   программы   по   вопросам   приграничного
сотрудничества;
     в) к  полномочиям   органов   исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации относится следующее:
     ведение в пределах их полномочий переговоров  с  органами  власти
административно-территориальных образований сопредельных государств, а
в отдельных случаях,  с согласия Правительства Российской Федерации, -
с органами государственной власти сопредельных государств и заключение
в установленном порядке соглашений по приграничному сотрудничеству;
     подготовка предложений   по  установлению  порядка  осуществления
хозяйственной деятельности на приграничной территории;
     г) органы  местного  самоуправления  в  пределах своих полномочий
имеют право:
     осуществлять в  установленном порядке внешнеэкономические связи с
муниципальными     образованиями,     административно-территориальными
образованиями, организациями и гражданами сопредельных государств;
     заключать в установленном законодательством Российской  Федерации
порядке  с  иностранными  партнерами  соглашения  (гражданско-правовые
договоры) о приграничном сотрудничестве.

         III. Виды и направления приграничного сотрудничества
                        в Российской Федерации

     Приграничное сотрудничество может осуществляться в виде:
     проведения встреч уполномоченных органов  государственной  власти
по вопросам приграничного сотрудничества;
     создания уполномоченными    органами    государственной    власти
совместных  координирующих  органов  по приграничному сотрудничеству и
рабочих групп при них;
     заключения в  установленном  порядке  соглашений  о  приграничном
сотрудничестве  Российской  Федерации  с  иностранными  государствами,
субъектами  Российской  Федерации - с административно-территориальными
образованиями   иностранных   государств,   либо    -    с    органами
государственной власти иностранных государств;
     заключения органами    местного    самоуправления,    российскими
юридическими   лицами   с   зарубежными   партнерами   (муниципальными
образованиями,     административно-территориальными     образованиями,
юридическими    лицами    соответствующих    иностранных   государств)
гражданско-правовых договоров о приграничном сотрудничестве;
     создания рабочих групп по развитию приграничного сотрудничества в
рамках  межправительственных  комиссий  по  торгово-экономическому   и
научно-техническому сотрудничеству.
     В Российской  Федерации   могут   применяться   и   другие   виды
приграничного   сотрудничества,   не  противоречащие  законодательству
Российской  Федерации  и  отвечающие  целям  развития  страны   и   ее
приграничной территории.
     Для развития    приграничного    сотрудничества    могут     быть
рекомендованы следующие направления деятельности:
     а) сотрудничество в приграничной торговле, которое осуществляется
между   российскими   юридическими   и  физическими  лицами,  имеющими
постоянное  место  нахождения  (место  жительства)   на   приграничной
территории   Российской  Федерации  и  иностранными  лицами,  имеющими
постоянное  место  нахождения  (место  жительства)   на   сопредельной
приграничной территории, исключительно для удовлетворения местных нужд
в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях;
     б) сотрудничество  при  осуществлении  инвестиционных  проектов и
производственно-техническое сотрудничество, в том числе:
     сотрудничество в  сфере  осуществления  инвестиционных  проектов,
создания совместных предприятий;
     взаимное обеспечение   информацией   по  вопросам  инвестиционной
деятельности и привлечения инвестиций;
     установление регулярных  связей  между  хозяйствующими субъектами
приграничных территорий,  формирование совместных торгово-промышленных
палат,  заключение  договоров  в  целях привлечения инвестиций в сферу
промышленной   и   сельскохозяйственной   кооперации,   строительства,
финансов,  обмена  технологиями  и  в другие сферы,  не противоречащие
законодательству   Российской   Федерации   и   режимам   приграничных
территорий определенных государств;
     сотрудничество в сфере задач  градостроительного  планирования  и
развития  приграничных  территорий  с  учетом  их  природно-ресурсного
потенциала,  социально-экономической,  миграционной  и   экологической
обстановки,  уровня  развития  инженерно-транспортной  инфраструктуры,
сохранения историко-архитектурного и культурного наследия;
     совместная разработка         градостроительных         программ,
скоординированных по времени, задачам и по их правовому обеспечению;
     разработка единых  требований  по сертификации животноводческой и
сельскохозяйственной продукции в соответствии с установленным порядком
применения стандартов,  норм, правил и требований в отношении товаров,
ввозимых в Российскую Федерацию с территории сопредельных государств;
     совместное решение  вопросов,  связанных  с санитарно-карантинным
контролем, охраной приграничных территорий от заноса заразных болезней
животных, унификация требований, обеспечивающих безопасность перевозки
(перегона)  животных,  а  также  ввоз  сырья  и  продуктов   животного
происхождения;
     проведение научно-исследовательских   работ   по   социально    -
экономическому развитию приграничных территорий;
     в) сотрудничество в области транспорта и связи, в том числе:
     содействие обеспечению необходимых условий для беспрепятственного
функционирования всех видов транспорта на приграничных территориях при
осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузов, включая транзит;
     осуществление совместных мер по развитию транспорта на  основании
изучения общих потребностей;
     осуществление взаимного обмена информацией по вопросам транспорта
и  совместная  организация  функционирования  автомобильных и железных
дорог,  морских и  речных  портов,  оптимизации  работы  общественного
транспорта,   согласование   и   взаимное   участие   в   проектах  по
строительству инженерно-транспортной инфраструктуры;
     совместное развитие информационных сетей, в том числе телефонных,
телеграфных, компьютерных и создание совместных справочных бюро;
     г) сотрудничество  в  сфере рационального использования природных
ресурсов и охраны окружающей природной среды, в том числе:
     проведение политики,   направленной   на   соблюдение   интересов
Российской Федерации при  совместном  решении  вопросов,  связанных  с
охраной   окружающей   среды,  рациональным  использованием  природных
ресурсов,  оказанием  взаимной  помощи   в   чрезвычайных   ситуациях,
реализацией  международных  договоров и соглашений о санитарной охране
приграничных   территорий   Российской   Федерации   и    сопредельных
государств;
     своевременное взаимное   обеспечение   информацией   о   заразных
болезнях    животных,   совместное   проведение   профилактических   и
противоэпизоотических мероприятий,  осуществление  экстренных  мер  по
ликвидации заболеваний на приграничных территориях;
     совместное использование  трансграничных  месторождений  полезных
ископаемых  и  воды,  а  также предупреждение трансграничного переноса
вредных отходов по земле,  воздуху и водным  потокам  вредных  отходов
производства;
     содействие соответствующим уполномоченным органам в осуществлении
экологического   контроля  на  приграничных  территориях,  организация
взаимного  информирования  и  оказания  помощи  в   предупреждении   и
ликвидации   на  приграничных  территориях  чрезвычайных  происшествий
природного  и  техногенного  характера,  реализациях   природоохранных
программ и проектов;
     содействие в   пересечении   государственной   границы   группами
специалистов и транспортными средствами для совместного экологического
контроля и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера;
     совместное решение вопросов  в  области  охраны  и  рационального
использования  трансграничных  вод  и  их экосистем путем разработки и
реализации согласованных планов, программ, проектов по использованию и
охране   вод,   принятия  мер  по  предотвращению  или  сокращению  до
согласованного минимума поступлений загрязняющих  веществ,  применения
современных  технологий  рационального  использования водных ресурсов,
эффективных   очистных   сооружений   и   водосберегающих   технологий
производства,   обеспечения  соответствующего  технического  состояния
гидротехнических и водоохранных сооружений  на  трансграничных  водах,
принятия    мер    по   недопущению   ухудшения   гидрологического   и
гидрохимического режима трансграничных вод и состояния  их  экосистем,
осуществления согласованного природоохранного надзора;
     выработка унифицированных правил рыболовства,  взаимодействие при
решении  вопросов  распределения  национальных  квот  на  вылов водных
биологических ресурсов,  осуществление совместных мер по сохранению  и
воспроизводству рыбных запасов и контролю за их использованием;
     реализация согласованных     проектов     землепользования     на
приграничных   территориях,   создание   особо   охраняемых  природных
территорий и акваторий (национальных парков, заповедников и др.);
     д) сотрудничество в правоохранительной деятельности, в том числе:
     совместные действия по предупреждению и пресечению преступлений и
административных правонарушений,  осуществление взаимодействия в сфере
охраны  общественного  порядка,  обеспечения  безопасности   дорожного
движения,    пожарной    безопасности,    борьбы    с   трансграничной
организованной преступностью и терроризмом,  контрабандой,  незаконным
оборотом наркотиков;
     е) сотрудничество в  сфере  регулирования  миграции  населения  и
регулирования рынка труда, в том числе:
     упрощение режима  пересечения  жителями  приграничных  территорий
государственной границы и их временного пребывания;
     разработка совместных мер по регулированию миграционных  потоков,
строительству  и  обустройству  существующих  пунктов  пропуска  через
государственную   границу,   обмен   информацией   об   иммиграционном
законодательстве   и   порядке   пересечения  государственной  границы
сопредельных государств местными жителями;
     создание равноценных   условий   для   проживания   как  местного
населения, так и всех категорий законных мигрантов;
     размещение и  строительство  компактных  поселений для беженцев и
переселенцев;
     взаимодействие в    области    регулирования   рынка   труда   на
приграничных  территориях,   учета   особенностей   рынка   труда   на
приграничных     территориях,    а    также    соблюдения    трудового
законодательства Российской Федерации и сопредельных государств;
     взаимодействие соответствующих  миграционных  служб  при  решении
вопросов,  связанных с депортацией незаконных мигрантов с приграничных
территорий;
     обмен информацией по вопросам оперативной обстановки и  выработки
необходимых   мер   борьбы  с  незаконной  миграцией  на  приграничных
территориях;
     ж) научное и гуманитарное сотрудничество, в том числе:
     сотрудничество в области здравоохранения,  создание  условий  для
взаимного  предоставления  медицинских  услуг  и  признания документов
медицинского   страхования,   изучение    санитарно-эпидемиологической
обстановки,    ведение    статистики   заболеваний   на   приграничных
территориях,  осуществление  совместных  действий  по   предотвращению
распространения  эпидемий и особо опасных болезней,  обмен медицинским
персоналом, в том числе с целью повышения его квалификации;
     развитие прямых  партнерских  связей  образовательных учреждений,
обмен  учащимися  и  научно-педагогическими  работниками,   дополнение
учебных   программ   факультативными   предметами   с  учетом  местной
специфики,   организация    курсов    повышения    квалификации    для
преподавателей  образовательных  учреждений,  разработка  и реализация
совместных исследовательских программ и проектов,  взаимодействие  при
изучении   и   преподавании   языков   и  культуры  народов  России  и
сопредельных государств,  поддержка и развитие  всех  форм  молодежных
обменов,  участие  в  реализации  международных  проектов  и программ,
направленных на решение острых проблем молодежи;
     создание благоприятных  условий  для духовного развития населения
приграничных территорий,  включая  национальные  меньшинства,  издание
книг,   путеводителей   и   атласов,   публикация  статей,  содействие
культурному обмену,  организация праздничных  мероприятий,  проведение
выставок,   концертов,   спортивных   соревнований,   краеведческих  и
исторических исследований;
     взаимодействие соответствующих  служб  по  усилению  контроля  за
перемещением культурных ценностей;
     проведение выставок и ярмарок, выпуск туристических справочников,
проведение  совместных  кампаний  по  популяризации  оздоровительного,
экологического   и  других  видов  туризма,  совместное  использование
объектов гостиничного хозяйства,  физкультуры  и  спорта,  культуры  и
искусства;
     совместное обустройство  и   поддержание   в   порядке   воинских
захоронений и гражданских кладбищ.

     IV. Меры по стимулированию развития приграничной территории

     Стимулирование развития  приграничной территории осуществляется с
учетом  интересов  населения  этой  территории   и   всего   населения
Российской   Федерации,   а  также  интересов  населения  приграничных
территорий сопредельных государств путем:
     укрепления нормативной      правовой      базы      приграничного
сотрудничества;
     последовательного завершения   международно-правового  оформления
государственной границы Российской Федерации;
     формирования нормативной   правовой  базы  по  вопросам  развития
приграничного сотрудничества;
     достижения совместимости  законодательства Российской Федерации и
сопредельных государств по вопросам приграничного сотрудничества;
     укрепления экономических,         социальных,         культурных,
административных  и  иных  связей  Российской  Федерации  и  субъектов
Российской Федерации с сопредельными государствами;
     определения порядка применения железнодорожного тарифа Российской
Федерации;
     регулирования ставок местных налогов;
     финансовой поддержки  органов местного самоуправления и отдельных
организаций,  участвующих  в   осуществлении   проектов   и   программ
приграничного сотрудничества;
     разработки федеральных   и   региональных    программ    развития
приграничного сотрудничества на ближайший период и перспективу;
     разработки и   введения   мер   по   совершенствованию   процедур
пограничного,   таможенного   и   иных   видов  контроля  в  отношении
организаций и граждан,  постоянно зарегистрированных  на  приграничной
территории;
     разработки и  введения  мер  по  установлению   ограничений   для
определенных  категорий  граждан  сопредельных  государств  и  лиц без
гражданства относительно срока и порядка  пребывания  на  приграничной
территории;
     приоритетного развития    системы    обеспечения     национальной
безопасности на приграничной территории Российской Федерации;
     усиления взаимодействия  правоохранительных  органов   Российской
Федерации и сопредельных государств;
     применения иных   мер,   не    противоречащих    законодательству
Российской Федерации.

                       V. Реализация Концепции

     Правительство Российской Федерации разрабатывает меры по развитию
приграничного сотрудничества  и  руководит  деятельностью  федеральных
органов исполнительной власти по их реализации.
     Правовая и  социальная  защита  лиц,  участвующих  в   реализации
приграничного    сотрудничества,    гарантируется   и   осуществляется
государством в  порядке,  установленном  законодательством  Российской
Федерации.
     Финансовое обеспечение  реализации  приграничного  сотрудничества
осуществляется   за   счет   средств  федерального  бюджета,  бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также внебюджетных
источников  финансирования,  в том числе международных организаций,  и
средств сопредельных государств,  использование которых определяется в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     Контроль за деятельностью участников приграничного сотрудничества
осуществляется   соответствующими   органами   государственной  власти
Российской  Федерации  и  органами  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации в пределах их компетенции.
     Концепция может дополняться,  уточняться и совершенствоваться  по
мере  изменения  социально-политического  и экономического положения в
стране.