О РЕЙТИНГЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 26 февраля 2001 г. N 631 (НЦПИ) В 1990 - 2000 годах Минобразованием России разработана и используется в практике работы вузов, министерств и ведомств Российской Федерации информационно-аналитическая система "Рейтинг специальностей и вузов России". Основой системы является методика определения рейтингов специальностей и вузов. Методика одобрена Ассоциацией российских вузов и рекомендована как базовая модель для разработки подобных систем различными общественными ассоциациями высших учебных заведений. Для апробации информационно-аналитической системы "Рейтинг специальностей и вузов России" приказываю: 1. Утвердить временную методику определения рейтингов специальностей и вузов (прилагается). 2. Координацию всех работ по дальнейшему совершенствованию информационно-аналитической системы "Рейтинг специальностей и вузов России", сбору и обработке представляемой вузами информации возложить на Отдел баз данных и документальной связи. 3. Ректорам высших учебных заведений до 1 апреля 2001 г. в соответствии с имеющимися в вузах программами для сбора данных (версия 2000 года) и письмом Минобразования России от 10 марта 2000 г. N 02-55-10ин "О представлении сведений для определения рейтингов вузов и специальностей" направить в Министерство сведения для определения рейтингов вузов, филиалов и отдельных специальностей с законченным циклом обучения. 4. Отделу баз данных и документальной связи (Быстрову И. Е.) до 1 мая 2001 г. проанализировать полученные результаты и представить руководству Министерства. 5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра В. М. Жураковского. Министр образования Российской Федерации В. ФИЛИППОВ 26 февраля 2001 г. N 631 Приложение к приказу Минобразования России от 26 февраля 2001 года N 631 Временная методика определения рейтингов специальностей и вузов I. Методика определения рейтинга вуза Основу методики составляет структура критериев, соответствующая иерархической декомпозиции сложной глобальной цели системы, содержательно определенной как "Обеспечение соответствия содержания и качества образования потребностям граждан и комплексу общественно-государственных требований". Структура и состав дерева критериев на содержательном уровне представлены ниже. ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ 1. Потенциал 1.1. Интеллектуальный потенциал 1.1.1. Квалификация научно-педагогических сотрудников 1.1.2. Перспективность кадрового обеспечения 1.1.3. Связь с фундаментальной академической наукой 1.1.4. Связь с прикладной академической наукой 1.2. Материальная база 1.2.1. Обеспеченность учебно-лабораторной базой 1.2.2. Обеспеченность инструментальной базой 1.2.3. Уровень информатизации 1.2.4. Обеспеченность библиотечными фондами 1.2.5. Обеспеченность бюджетным финансированием 1.3. Социально-культурная база 1.3.1. Обеспеченность местами в общежитиях 1.3.2. Обеспеченность общественным питанием 1.3.3. Санаторно-профилактическая база 1.3.4. Спортивная база 2. Активность 2.1. Подготовка кадров 2.1.1. Подготовка специалистов 2.1.2. Аспирантура 2.1.3. Продуктивность докторских спецсоветов 2.1.4. Продуктивность кандидатских спецсоветов 2.1.5. Конкурентоспособность подготовки кадров 2.2. Производство и апробация новых знаний и технологий 2.2.1. Госзаказ на научные исследования 2.2.2. Востребованность научных исследований 2.2.3. Апробация за рубежом 2.2.4. Апробация в России 2.2.5. Конкурентоспособность прикладной науки 2.3. Интеграция в мировое сообщество 2.3.1. Авторитет научно-педагогической школы 2.3.2. Востребованность образования за рубежом 2.3.3. Использование зарубежных школ 2.3.4. Конкурентоспособность образовательных услуг за рубежом Значения критериев, обеспечивающих оценку степени достижения элементарных целей, определяются по значениям исходных данных (реквизитов-оснований). Перечень исходных данных, значения которых используются в методике, приводится ниже. Исходные данные (реквизиты-основания) Профессорско-преподавательской состав (без совместителей) Д01 - Лица, имеющие ученую степень доктора наук? Д02 - Лица, имеющие ученое звание профессора, без учета Д01 Д03 - Доктора наук, профессора в возрасте до 50 лет Д04 - Лица, имеющие ученую степень кандидата наук, без учета Д01 - Д03 Д05 - В том числе в возрасте до 30 лет Д06 - Члены и члены-корреспонденты Российской академии наук Д07 - Члены и члены-корреспонденты других государственных академий России без учета Д06 Д08 - Члены и члены-корреспонденты общественных академий России без учета Д06 - Д07 Д09 - Общее количество штатных преподавателей Профессорско-преподавательский состав (совместители) Д10 - Лица, имеющие ученую степень доктора наук Д11 - Лица, имеющие ученое звание профессора, без учета Д10 Д12 - Члены и члены-корреспонденты Российской академии наук Д13 - Члены других государственных академий России без учета Д12 Д14 - Общее количество преподавателей, работающих по совместительству Студенты и аспиранты Д15 - Студенты очной формы обучения Д16 - Студенты очно-заочной формы обучения Д17 - Студенты заочной формы обучения Д18 - Аспиранты очной формы обучения Д19 - Аспиранты заочной формы обучения Д20 - Иностранные граждане, обучавшиеся в вузе Д21 - Иностранные граждане, обучавшиеся в вузе на контрактной основе Д22 - Студенты и аспиранты, находившиеся в зарубежных командировках Работа диссертационных советов вуза Д23 - Рассмотренные на советах за последние три года докторские диссертации Д24 - Рассмотренные на советах за последние три года кандидатские диссертации Объем научных исследований Д25 - Объем госбюджетных работ, выполненных собственными силами (тыс. рублей) Д26 - Объем хоздоговорных работ, выполненных собственными силами (тыс. рублей) Издательская деятельность Д27 - Изданные за рубежом учебники и учебные пособия за последние два года Д28 - Учебники, изданные в России за последние два года Д29 - Монографии, изданные в России за последние два года Д30 - Учебные пособия, изданные в России за последние два года Бюджетные ассигнования и основные фонды Д31 - Сумма бюджетных ассигнований на отчетный год без учета Д25 Д32 - Общая стоимость основных фондов по состоянию на 01.01 следующего за отчетным года Д33 - Общая стоимость машин и оборудования по состоянию на 01.01 следующего за отчетным года Д34 - Общая площадь учебно-лабораторной базы (тыс. кв. м) Д35 - Общее количество персональных компьютеров в вузе Д36 - Общее количество терминалов в системах коллективного пользования без учета Д35 Д37 - Общее количество единиц хранения библиотечного фонда Финансовая деятельность Д38 - Средства, перечисленные вузу физическими и юридическими лицами с учетом Д39 Д39 - Средства, перечисленные вузу физическими и юридическими лицами за подготовку специалистов Д40 - Средства, полученные вузом за подготовку иностранных граждан Социальные и бытовые условия Д41 - Обеспеченность иногородних студентов общежитиями Д42 - Обеспеченность местами в предприятиях общественного питания Д43 - Количество мест в санаториях-профилакториях Д44 - Общая полезная площадь крытых спортивных сооружений Д45 - Количество больничных коек и стоматологических кресел С учетом сказанного формальные отношения для локальных критериев определены следующим образом: bsv = Д15 + С1 ? Д16 + С2 ? Д17 1. Потенциал 1.1. Интеллектуальный потенциал К111 = [Д01 + С16 ? Д02 + С4 ? Д04 + С5 ? (Д10 + С16 ? Д11)] / bsv К112 = (Д03 + С6 ? Д05) / bsv К113 = [Д06 + С7 ? Д07 + С5 ? (Д12 + С7 ? Д13)] / bsv К114 = Д08 / bsv 1.2. Материальная база К121 = Д34 / bsv К122 = (Д33 + С8 ? Д45) / bsv К123 = (Д35 + С10 ? Д36) / bsv К124 = Д37 / bsv К125 = Д31 / bsv 1.3. Социально-культурная база К131 = Д41 К132 = Д42 К133 = Д43 / bsv К134 = Д44 / bsv 2. Активность 2.1. Подготовка кадров К211 = bsv К212 = (Д18 + С11 ? Д19) / bsv К213 = Д23 / bsv К214 = Д24 / bsv К215 = (Д39 + Д40) / bsv 2.2. Производство и апробация новых знаний и технологий К221 = Д25 / bsv К222 = Д26 / bsv К223 = Д27 / bsv К224 = (Д28 + С12 ? Д29 + С13 ? Д30) / bsv К225 = (Д38 - Д39) / bsv 2.3. Интеграция в мировое сообщество К231 = Д27 / bsv К232 = [Д21 + С14 ? (Д20 - Д21)] / bsv К233 = Д22 / bsv К234 = Д40 / bsv Агрегирование локальных и интегральных критериев производится в линейной форме. Для обеспечения соизмеримости и соразмерности локальных критериев в методике предусмотрено нормирование значений локальных критериев на максимальные значения на множестве сопоставляемых вузов. KN i = К i / N, где KN i - нормированное значение локального критерия для i-го вуза, К i - абсолютное значение локального критерия для этого вуза, N - нормирующее значение для этого критерия. N = МАХ(К i), i = 1...V, где V - количество сопоставляемых вузов. Далее осуществляется свертка нормированных значений критериев в пределах каждого частного множества структуры до получения значений глобальных критериев. значение интегрального критерия j-го уровня для i-го вуза, Vk - оценка значимости (вес) k-й цели, m - количество целей в частном множестве. После определения значений критериев по целям 1 и 2 (потенциал и активность) вычисляется значение параметра Э = К1 / К2. Этот параметр используется в методике для усиления влияния продуктивных целей на итоговую оценку, что достигается мультипликативным вводом Э в значение критерия по цели 1.1 - интеллектуальный потенциал: К1.1:=Э ? К1.1 с последующим повторением свертки до значения глобального критерия. Полученные значения глобальных критериев для каждого вуза интерпретируются как метрический рейтинг, на основе которого определяется субординационный рейтинг - ранг в убывающей последовательности значений метрических рейтингов. II. Методика определения рейтинга специальности Структура и состав дерева критериев для специальности на содержательном уровне имеют вид: ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ 1. Потенциал 1.1. Интеллектуальный потенциал 1.1.1. Квалификация научно-педагогических сотрудников 1.1.2. Перспективность кадрового обеспечения 1.1.3. Уровень информатизации 1.2. Материальная и социально-культурная база 1.2.1. Обеспеченность учебно-лабораторной базой 1.2.2. Обеспеченность быта 1.2.3. Спорт и отдых 2. Активность 2.1. Подготовка кадров 2.1.1. Подготовка специалистов 2.1.2. Аспирантура 2.1.3. Подготовка кадров высшей квалификации 2.1.4. Объем и апробация научных исследований 2.1.5. Конкурентоспособность подготовки кадров 2.2. Оценка уровня специалистов 2.2.1. Оценка уровня приема 2.2.2. Оценка уровня знаний 2.2.3. Оценка уровня выпуска Перечень исходных данных, значения которых используются в методике, приводится ниже. Исходные данные (реквизиты-основания) Данные вуза Д01 - Лица, имеющие ученую степень доктора наук (штатные) Д02 - Лица, имеющие ученое звание профессора, без учета Д01 (штатные) Д03 - Доктора наук, профессора в возрасте до 50 лет (штатные) Д04 - Лица, имеющие ученую степень доктора наук (совместители) Д05 - Лица, имеющие ученое звание профессора, без учета Д04 (совместители) Д06 - Студенты очной формы обучения Д07 - Студенты очно-заочной формы обучения Д08 - Студенты заочной формы обучения Д09 - Аспиранты очной формы обучения Д10 - Аспиранты заочной формы обучения Д11 - Общая стоимость основных фондов по состоянию на 01.01. следующего за отчетным года Д12 - Общее количество персональных компьютеров в вузе Д13 - Общее количество терминалов в системах коллективного пользования без учета Д12 Д14 - Обеспеченность иногородних студентов общежитиями Д15 - Обеспеченность местами в предприятиях общественного питания Д16 - Количество мест в санаториях-профилакториях Д17 - Общая полезная площадь крытых спортивных сооружений Данные факультета Д18 - Количество выпускников очной формы обучения в отчетном году Д19 - Количество выпускников очно-заочной формы обучения в отчетном году Д20 - Количество выпускников заочной формы обучения в отчетном году Д21 - Общее количество персональных компьютеров на факультете Д22 - В том числе ПК, доступных студентам Д23 - Количество терминалов в факультетских системах коллективного пользования без учета Д21 Д24 - В том числе терминалов, доступных студентам, без учета Д22 Данные выпускающей кафедры Д25 - Количество преподавателей кафедры, имеющих ученые степени и (или) ученые звания Д26 - Количество сотрудников кафедры в возрасте до 35 лет, имеющих ученые степени и (или) ученые звания Д27 - Количество выпускников очной формы обучения в отчетном году Д28 - Количество выпускников очно-заочной формы обучения в отчетном году Д29 - Количество выпускников заочной формы обучения в отчетном году Д30 - Количество аспирантов очной формы обучения Д31 - Количество аспирантов заочной формы обучения Д32 - Стоимость машин и оборудования кафедры (тыс. рублей) Д33 - Рассмотренные на советах по представлению кафедры докторские диссертации за последние пять лет Д34 - Рассмотренные на советах по представлению кафедры кандидатские диссертации за последние пять лет Д35 - Докторские диссертации, защищенные сотрудниками кафедры за последние пять лет Д36 - Кандидатские диссертации, защищенные сотрудниками кафедры за последние пять лет Д37 - Количество сотрудников кафедры - членов специализированных советов Д38 - Объем госбюджетного финансирования НИР и грантов (тыс. рублей) Д39 - Объем хоздоговорных НИР (тыс. рублей) Д40 - Объем в п. л. монографий, учебников и учебных пособий Д41 - Объем средств, полученных кафедрой за подготовку специалистов по контрактам (тыс. рублей) Д42 - Объем средств, полученных кафедрой от коммерческой деятельности без учета Д41 (тыс. рублей) Д43 - Конкурс по поданным заявлениям Д44 - Процент "хор" и "отл" оценок на вступительных экзаменах Д45 - Процент "хор" и "отл" оценок по блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин Д46 - Процент "хор" и "отл" оценок по блоку общематематических и естественнонаучных дисциплин Д47 - Процент "хор" и "отл" оценок по блоку общепрофессиональных дисциплин Д48 - Процент "хор" и "отл" оценок по блоку специальных дисциплин Д49 - Процент "хор" и "отл" оценок на госэкзаменах Д50 - Процент дипломных работ и (или) проектов, оцененных ГЭК на "отлично" Д51 - Процент выпускников с гарантированным трудоустройством Локальные критерии: 1. Потенциал 1.1. Интеллектуальный потенциал К111 = С18 ? [Д01 + Д02 + С3 ? (Д04 + Д05)] ? bss / (bsv ? bsv) + Д25 / bss К112 = С18 ? Д03 ? bss / (bsv ? bsv) + Д26 / bss К113 = С18 ? (С6 ? Д12 + Д13) ? bss / (bsv ? bsv) + С19 ? [Д21 + С5 ? Д22 + С6 ? (Д23 + С5 ? Д24)] ? bss / (bsf ? bsf) 1.2. Материальная и социально-культурная база К121 = С18 ? Д11 ? bss / (bsv ? bsv) + Д32 / bss К122 = (Д14 + С7 ? Д15) ? bss / (bsv ? bsv) К123 = (Д16 + С8 ? Д17) ? bss / (bsv ? bsv) 2. Активность 2.1. Подготовка кадров К211 = bss К212 = С18 ? (Д09 + С9 ? Д10) ? bss / (bsv ? bsv) + (Д30 + С9 ? Д31) / bss К213 = [Д33 + 0.2 ? Д34 + С10 ? (Д35 + 0.2 ? Д36 + С11 ? Д37)] / bss К214 = (Д38 + С12 ? Д39 + С13 ? Д40) / bss К215 = (Д41 + С14 ? Д42) / bss 2.2. Оценка уровня специалистов К221 = Д43 + С15 ? Д44 К222 = W1 ? Д45 + W2 ? Д46 + W3 ? Д47 + W4 ? Д48 К223 = Д49 + С16 ? Д50 + С17 ? Д51 Как следует из приведенных выражений для локальных критериев, в методике определения рейтинга специальности используется в качестве базы приведенный контингент студентов. Для кафедры bss = Д27 + С1 ? Д28 + С2 ? Д29, для факультета bsf = Д18 + С1 ? Д19 + С2 ? Д20, для вуза bsv = Д06 + С1 ? Д07 + С2 ? Д08. Значения данных Д01 - Д17 извлекаются из базы данных, содержащей сведения о вузах. Все процедуры нормирования и свертки наследуются из методики определения рейтинга вуза. Данные Д01 - Д22 имеют смысл численности соответствующей категории по состоянию на 01.10 отчетного года. |