ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВЫБОРЫ" НА 2001-2004 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 21 февраля 2001 г. N 122/1221-3 (НЦПИ) Заслушав и обсудив сообщение члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.Н. Волковой, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Одобрить Основные направления развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 2001-2004 годы (прилагаются). 2. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации". Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А. ВЕШНЯКОВ 21 февраля 2001 г. N 122/1221-3 Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.К. ЗАСТРОЖНАЯ 21 февраля 2001 г. N 122/1221-3 Приложение к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 февраля 2001 года N 122/1221-3 Основные направления развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 2001-2004 годы Основные направления развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы") разработаны в соответствии с пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 937 "О содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 15 июня 2001 года N МК-ПЗ-17170, а также постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 февраля 2000 года N 87/1020-3. 1. Анализ действующей ГАС "Выборы" Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" прошла государственные испытания (Акт Государственной комиссии от 2 декабря 1999 года) и введена в эксплуатацию с 1 июля 2000 года (Акт ввода в эксплуатацию от 24 мая 2000 года N 1667- ПЗО, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации). Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" в соответствии с Техническим заданием и выводами Государственной комиссии по ее приемке в эксплуатацию обеспечивает решение следующих основных задач: сокращение сроков получения результатов голосования и подведения итогов выборов, референдумов; сокращение объемов трудоемких информационных работ на основных этапах проведения избирательной кампании; информационное обеспечение деятельности избирательных комиссий в целях исполнения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах; обеспечение достоверности информации, формируемой в системе; обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа и фальсификации; повышение уровня организации подготовки и проведения выборов и референдумов. ГАС "Выборы" эффективно использовалась при проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, региональных и местных выборов и референдумов. Вместе с тем опыт использования функциональных комплексов задач (далее - ФКЗ) в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации и в ЦИК России показывает, что существующие версии задач имеют ограниченные возможности по адаптации к изменяющимся требованиям законодательства, реализации новых требований пользователей, в частности: не обеспечен автоматизированный доступ пользователей к информационным ресурсам ГАС "Выборы" других избирательных комиссий; пользовательский режим обработки информации требует высокой квалификации специалистов: отсутствуют либо слабо развиты средства получения информации на основе динамических запросов пользователей; не в полном объеме учитывается специфика территориальных и местных выборов при формировании списков избирателей, контроле за избирательными фондами; отсутствует возможность планирования избирательных округов для региональных и местных выборов; отсутствуют средства автоматизации документооборота, учета кадров, финансовой деятельности, бухгалтерского учета избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных и территориальных избирательных комиссий, средства контроля за проведением предвыборной агитации и нарушениями избирательного законодательства. Кроме того, недостаточно развита интеграция отдельных функциональных подсистем и различных комплексов задач в единую информационную инфраструктуру, достаточно часты случаи повторного ввода одной и той же информации. Остались неавтоматизированными отдельные направления деятельности избирательных комиссий, например, контроль за ходом агитации, учет жалоб и заявлений и другие. Не автоматизированы средства управления эксплуатацией системы. Существуют территориальные избирательные комиссии (далее - ТИК), для которых трудно организовать каналы связи для передачи данных, в ряде регионов ТИК формируются только на период подготовки и проведения выборов. Законодательное обеспечение ГАС "Выборы" представлено отдельными нормами права, которые содержатся в одном федеральном конституционном законе и четырех федеральных законах, регулирующих отношения, возникающие при проведении выборов и референдумов. Причем нередко эти нормы не согласуются друг с другом. В развитие норм федерального законодательства многие субъекты Российской Федерации приняли свои нормативные правовые акты, которые имеют аналогичные недостатки. Опытная эксплуатация ГАС "Выборы" с 1996 года показала следующее. Непрерывное развитие избирательного законодательства и нарастающие потребности пользователей предъявляют повышенные требования к совершенствованию уровня автоматизации избирательных процессов, к адаптации (гибкости, настраиваемости) функциональных комплексов задач. Имеющиеся программно-технические и телекоммуникационные ресурсы ГАС "Выборы" позволяют не только проводить выборы и референдумы, но и использовать их в интересах органов государственной власти и в первую очередь для развития возможностей их информационного обеспечения, в частности, для создания автоматизированной системы учета населения. Информационные ресурсы системы являются актуальными для многих органов законодательной и исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней, а также для иных потребителей информации, поэтому необходимо, чтобы ГАС "Выборы" функционировала в едином информационном пространстве России. В ряде регионов не полностью решены вопросы кадрового обеспечения ГАС "Выборы". 2. Основные направления развития ГАС "Выборы" Анализ использования ФКЗ, средств связи и передачи данных, организации системного сопровождения и технического обслуживания КСА с учетом возрастающих потребностей системы, взаимодействия с различными государственными информационными системами и информационно-коммуникационными сетями общего пользования подтверждает необходимость развития системы. В то же время активное развитие информационных и телекоммуникационных технологий позволяет значительно шире охватить автоматизацией трудоемкие процессы работы избирательных комиссий, обеспечить более полное и оперативное информирование избирательных комиссий всех уровней, органов государственной власти и средств массовой информации о деятельности избирательных комиссий, ходе и результатах избирательных кампаний различных уровней. Повышение уровня автоматизации избирательных процессов Повышение уровня автоматизации избирательных процессов предполагает: обеспечение постоянной готовности действующих версий ФКЗ для проведения избирательных кампаний всех видов и уровней при изменении избирательного законодательства; дальнейшую автоматизацию деятельности избирательных комиссий за счет расширения функциональных возможностей ГАС "Выборы"; разработки "интуитивного" пользовательского интерфейса к информационным ресурсам ГАС "Выборы", который будет иметь расширенные поисковые функции и возможность аналитической обработки данных для работы избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления (под "интуитивным" пользовательским интерфейсом понимается дружественный, простой и удобный доступ пользователей различной квалификации к информационным ресурсам, снижение требований к уровню квалификации пользователей в области компьютерных знаний); обеспечение оперативного доступа пользователей к информационным ресурсам ГАС "Выборы", размещенным на разных уровнях автоматизации (в настоящее время существуют следующие уровни автоматизации: КСА ТИК, КСА окружной избирательной комиссии, КСА ИКСРФ, КСА ЦИК России); автоматизацию представления информации из баз данных каждого уровня для публикаций, для освещения хода подготовки и проведения избирательных кампаний в средствах массовой информации и в международной сети Интернет. Для реализации этого направления предусматриваются следующие мероприятия: оперативная адаптация действующих ФКЗ, обеспечивающая информационную и аналитическую поддержку проведения выборов и референдумов при принятии нового или изменении существующего законодательства о выборах и референдумах, их совершенствование при появлении новых требований пользователей в процессе эксплуатации, развитие пользовательского интерфейса с учетом обеспечения распределенного ввода и удаленного доступа к информационным ресурсам системы, развитие информационно-справочной системы ЦИК России; развитие автоматизированной технологии для Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума Российской Федерации; внедрение новых направлений автоматизации для обеспечения деятельности избирательных комиссий: создание средств поддержки принятия решений, обработка сведений об организации и проведении агитации на выборах (референдуме), автоматизация учета рассмотрения судебных споров, жалоб и заявлений, автоматизация документооборота, учета кадров, финансовой, хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета избирательных комиссий всех уровней; развитие средств визуализации информации, включая геоинформационную подсистему, для ИКСРФ, подготовка картографической основы для возможности определения границ избирательных округов при проведении региональных выборов; внедрение комплексной системы обеспечения информационной безопасности, включая средства электронной цифровой подписи и криптографической защиты данных, передаваемых по каналам связи общего пользования; разработка и внедрение комплексов обработки избирательных бюллетеней (далее - КОИБ) для участковых избирательных комиссий с целью повышения доверия участников избирательного процесса (избирателей, членов участковой избирательной комиссии, членов вышестоящих избирательных комиссий, наблюдателей) к результатам подсчета голосов, сокращения времени обработки данных, оперативности представления в вышестоящие избирательные комиссии данных об открытии избирательных участков, ходе выборов, итогах голосования. Расширение функциональных возможностей комплексов средств автоматизации всех уровней с учетом их использования в интересах органов государственной власти Это направление предполагает: развитие возможностей информационного обеспечения органов государственной власти на территории Российской Федерации, органов местного самоуправления при организации информационного обмена, проведении социально-экономического мониторинга, обеспечении доступа к информационным ресурсам систем федерального уровня, создании баз данных, содержащих нормативные правовые акты, и в других сферах деятельности; при принятии соответствующего законодательства и возложении дополнительных функций на ГАС "Выборы" использование технических ресурсов для создания автоматизированной системы "Государственный регистр населения". Для реализации этого направления предусматриваются следующие мероприятия: дальнейшее развитие системы связи ГАС "Выборы" на базе цифровых каналов и развитие системы электронной почты, вплоть до уровня муниципальных образований (при необходимости и принятии соответствующих решений); оснащение объектов автоматизации ГАС "Выборы" на территории субъектов Российской Федерации (КСА ТИК, ИКСРФ) для расширения возможностей системы; разработка, единой для всех КСА ТИК технологии актуализации сведений о населении по данным автоматизированных информационных систем первичных источников информации с учетом полного состава реквизитов регистра населения, в том числе технологии ведения единых классификаторов, а также технологии идентификации и контроля однократности учета физического лица; внедрение современных средств обработки информации, позволяющих получать необходимые аналитические данные в соответствии с потребностями пользователей. Вхождение ГАС "Выборы" в единое информационное пространство России и создание соответствующих средств Вхождение ГАС "Выборы" в единое информационное пространство России предполагает обеспечение совместимости и взаимодействия ГАС "Выборы" с действующими государственными автоматизированными системами, а также с автоматизированными системами министерств и ведомств, региональными и иными системами в составе единого информационного пространства России. Для реализации этого направления с учетом действующего законодательства предусматриваются следующие мероприятия: обеспечение "открытости" системы, включая внедрение в ГАС "Выборы" государственных и ведомственных стандартов, принятых для единого информационного пространства России (под "открытостью" системы понимается совместимость ГАС "Выборы" с другими автоматизированными системами или их фрагментами в едином информационном пространстве России); создание средств оперативного доступа пользователей ГАС "Выборы" к государственным информационным системам; создание средств оперативного доступа пользователей и абонентов информационно-коммуникационных сетей общего пользования к информационным ресурсам ГАС "Выборы". Указанные мероприятия осуществляются поэтапно. Этапность определяется степенью реализации компонентов единого информационного пространства России, в частности, наличием соответствующих стандартов, материально-технической базы, телекоммуникационных средств. Повышение устойчивости функционирования ГАС "Выборы" Повышение устойчивости функционирования ГАС "Выборы" предполагает необходимость сохранения в установленных пределах значений параметров функционирования системы при различных воздействиях внешних и внутренних факторов. Для реализации этого направления предусматриваются следующие мероприятия: повышение производительности и надежности системы на основе оснащения объектов автоматизации современными программно-техническими средствами (как одна из важнейших задач), дублирования элементов системы, организации резервных вертикальных и горизонтальных связей; совершенствование системы управления эксплуатацией КСА всех уровней с целью обеспечения оперативности контроля за состоянием технических, программных средств и баз данных; совершенствование системы сервисного обслуживания объектов автоматизации с целью повышения степени готовности системы к выполнению возложенных на нее функций; внедрение постоянно действующей системы подготовки и повышения квалификации эксплуатирующего персонала и пользователей системы с использованием информационных центров ГАС "Выборы" избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Подготовка предложений по совершенствованию действующих нормативных правовых актов в части использования и развития ГАС "Выборы" Данное направление предполагает существенное совершенствование действующего федерального законодательства, а также приведение нормативных правовых актов органов исполнительной власти, законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством в области использования и развития ГАС "Выборы". Для реализации указанного направления предусматриваются следующие мероприятия: подготовка предложений о согласовании положений разрабатываемых проектов федеральных законов "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" и "О Государственном регистре населения Российской Федерации", а также об уточнении актов федерального законодательства, разработка комментариев к федеральным законам, касающихся ГАС "Выборы"; подготовка предложений об уточнении нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации с целью приведения их в соответствие со вновь принятыми федеральными законами в рассматриваемой области, исследование эффективности применения нормативных правовых актов. 3. Реализация мероприятий по развитию ГАС "Выборы" Реализация указанных в разделе 2 мероприятий по развитию ГАС "Выборы" основывается на следующих концептуальных положениях. Совершенствование и развитие ГАС "Выборы" должно осуществляться на основе современных технологий проектирования и создания открытых информационных систем при обеспечении совместимости вновь разработанных средств с программно-техническими средствами, находящимися в эксплуатации. Предполагается переход в ГАС "Выборы" от использования "настольных" систем управления базами данных (далее - СУБД) к СУБД коллективного пользования, от файл-серверной архитектуры к клиент-серверной архитектуре, что позволит создавать на этой базовой технологической платформе независимые, одновременно функционирующие подсистемы, комплексно обеспечивающие информационные потребности различных органов власти. Реализация этого направления существенно упрощает решение проблемы взаимодействия с действующими государственными системами за счет использования единых стандартов в подсистемах, функционирующих на единой технологической основе. При рассмотрении различных вариантов должна быть проведена оценка технологии обработки информации в ГАС "Выборы" на базе внедрения "трехуровневой" архитектуры клиент-серверной технологии, обработки информации с использованием многопользовательской СУБД и Web-технологии, что предполагает наличие на каждом объекте автоматизации ГАС "Выборы" сервера приложений, сервера с базой данных в качестве хранилища информации и Web-сервера. Для обмена информацией используются унифицированные протоколы. В процессе развития технологии обработки информации осуществляется перевод внедренных версий задач в новую программную среду с использованием потенциала организаций - разработчиков задач, находящихся в эксплуатации. В процессе проектирования должен быть проведен анализ опыта, накопленного в субъектах Российской Федерации, и разработаны предложения по интеграции в систему наиболее перспективных решений. При проведении работ используются комплексы динамических моделей корпоративных систем и телекоммуникационных сетей, которые позволят оценивать проектные решения, корректировать требования к системе в процессе проектирования и использовать их при модернизации, проведении испытаний и на последующих этапах эксплуатации. Развитие функциональных возможностей задач, введенных в эксплуатацию, осуществляется до принятия решения о переходе на новую технологию. Ориентировочный срок принятия решения - 2001 год. Дальнейшее развитие системы связи ГАС "Выборы" осуществляется путем внедрения на КСА ЦИК России и КСА ИКСРФ мультиплексоров (голос/данные), маршрутизаторов и цифровых АТС малой емкости. Для повышения надежности и живучести телекоммуникационной сети осуществляется переход на цифровые каналы связи, организуются резервные вертикальные и горизонтальные каналы связи. Формируются почтовые и телекоммуникационные шлюзы на всех уровнях системы для обеспечения информационного и технологического взаимодействия с федеральными и региональными системами и другими пользователями системы. Действующие почтовые хосты и абонентские места ГАС "Выборы" дооснащаются компонентами, которые обеспечивают функционирование почтовой системы, а также, реализуют поддержку стандартных транспортных и почтовых протоколов и соответствующий уровень защиты информации при использовании каналов сети общего пользования. КСА ТИК оснащаются почтовыми мини-серверами (мини-хостами) для получения данных от КОИБ участковых избирательных комиссий, их концентрации и передачи на КСА вышестоящей избирательной комиссии. Комплексы обработки избирательных бюллетеней наиболее целесообразно устанавливать на избирательных участках с количеством избирателей более 2000 человек. Развитие средств информационной безопасности должно касаться реализации технологии электронной цифровой подписи документов, криптографической защиты данных, передаваемых по каналам связи общего пользования, развития программно-аппаратных средств защиты информации на автоматизированных рабочих местах КСА, создания в ГАС "Выборы" комплексной системы антивирусной защиты, разработки безопасной технологии обработки конфиденциальной информации. Одновременно с этим должны разрабатываться нормы, предусматривающие наделение юридической силой копии документа, полученной по каналам связи с использованием средств защиты информации. Совершенствование системы управления эксплуатацией КСА всех уровней осуществляется путем разработки и внедрения: автоматизированных средств управления конфигурацией КСА, включающих контроль версий программного обеспечения, управление распространением версий программного обеспечения и их модификаций; средств контроля трафика информационного обмена; средств контроля исполнения планов работы системы, обеспечивающих разработку и сопровождение исполнения планов по проведению работ по техническому обслуживанию, по проведению ремонтно-восстановительных работ, планирование работы системы при подготовке и проведении выборов всех уровней, планирование проведения работ по доработке системы; средств мониторинга состояния КСА; систем дистанционного управления локальных вычислительных сетей, средств связи и телекоммуникации; автоматизированных средств сбора, учета, анализа и представления в необходимой форме данных о составе и состоянии КСА ГАС "Выборы" и средств связи, об обслуживающем персонале, об абонентах ГАС "Выборы", о ходе обслуживания и ремонта программно-технических средств, об изменениях конфигуратора программно-технических средств КСА, о выявленных замечаниях и нештатных ситуациях в системе и путях их устранения. Развитие системы сервисного обслуживания объектов автоматизации должно осуществляться путем повышения уровня сервисных центров для обеспечения внедрения новой технологии с учетом местных особенностей, укрепления материально-технической базы, повышения квалификации персонала сервисных центров. Постоянно действующая система обучения и повышения квалификации персонала служб эксплуатации и членов избирательных комиссий (пользователей), включая правовое обеспечение, реализуется на основе региональных учебных центров, которые используют единую нормативно-организационную базу, проводят обучение по единым учебным программам и используют единую методологию обучения. Наряду с этим должна быть обеспечена возможность дистанционного обучения. Проведение указанных работ должно базироваться на надежной нормативно-правовой базе. В качестве такой базы в рамках проводимых работ, кроме проектов федеральных законов, разрабатывается блок нормативных актов и отдельных норм права, а также проводятся исследования их эффективности с целью постоянного совершенствования правовой базы. 4. Организация работ по развитию ГАС "Выборы" В основу реализации мероприятий по развитию ГАС "Выборы" положены следующие основные механизмы. Организационные: соответствие организационной структуры ГАС "Выборы" системе избирательных комиссий в Российской Федерации; автоматизация средствами ГАС "Выборы" избирательных комиссий всех уровней и администраций соответствующих территорий (при отсутствии на данной территории постоянно действующей избирательной комиссии) с учетом динамики изменения административно-территориального деления; развитие ГАС "Выборы" с учетом возможности ее сопряжения с другими государственными системами и интеграции технических ресурсов; поэтапная разработка и внедрение мероприятий по развитию ГАС "Выборы" исходя из важности решаемых задач, наличия теоретических и практических разработок, а также технической и психологической подготовленности обслуживающего персонала; проведение работ на конкурсной основе по развитию ГАС "Выборы" на базе современных технологий проектирования и создания открытой информационной системы, по внедрению новых направлений автоматизации для обеспечения деятельности избирательных комиссий; технические: развитие ГАС "Выборы" как модульной системы без нарушения непрерывности функционирования; обеспечение возможности функционирования иерархических территориальных фрагментов ГАС "Выборы" в соответствии с системными соглашениями при проведении выборов и референдумов соответствующего уровня с учетом особенностей административного территориального деления субъектов Российской Федерации; унификация организационного, методического, информационного, лингвистического, программного и технического видов обеспечения на всех уровнях; базирование ГАС "Выборы" в части телекоммуникаций на взаимоувязанной сети связи, опирающейся как на государственные и частные сети связи, так и на собственные узлы; обеспечение уровня защиты информации, соответствующего статусу ГАС "Выборы" и определяемого требованиями Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и других органов государственной власти на основе федерального законодательства. Внедрение разработанных средств осуществляется после экспериментальной проверки в отдельных регионах и последующей их сертификации в установленном порядке в соответствии с федеральным законодательством. Работы по развитию ГАС "Выборы" проводятся в пределах средств федерального бюджета, выделяемых в соответствии с федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год на эксплуатацию и развитие системы. Для ускоренного внедрения вновь создаваемых программно-технических решений, в том числе для организации постоянно действующей системы связи и передачи данных, в отдельных регионах могут привлекаться финансовые ресурсы субъектов Российской Федерации на основании совместных договоров. |