ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВЫБОРЫ" НА 2001-2004 ГОДЫ. Постановление. Центральная избирательная комиссия РФ. 21.02.01 122/1221-3

          ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
       АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВЫБОРЫ"
                          НА 2001-2004 ГОДЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ

                          21 февраля 2001 г.
                             N 122/1221-3

                                (НЦПИ)


     Заслушав и  обсудив  сообщение  члена  Центральной  избирательной
комиссии Российской Федерации О.Н. Волковой, Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации постановляет:
     1. Одобрить   Основные   направления   развития   Государственной
автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на  2001-2004
годы (прилагаются).
     2. Опубликовать  настоящее  постановление  в   журнале   "Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
                                                         А.А. ВЕШНЯКОВ
21 февраля 2001 г.
N 122/1221-3

Секретарь Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
                                                       О.К. ЗАСТРОЖНАЯ
21 февраля 2001 г.
N 122/1221-3


                                                            Приложение

                             к постановлению Центральной избирательной
                                         комиссии Российской Федерации
                                               от 21 февраля 2001 года
                                                          N 122/1221-3

                    Основные направления развития
              Государственной автоматизированной системы
           Российской Федерации "Выборы" на 2001-2004 годы

     Основные направления развития Государственной  автоматизированной
системы  Российской  Федерации  "Выборы"  (ГАС "Выборы") разработаны в
соответствии  с  пунктом  18  постановления  Правительства  Российской
Федерации  от  25  августа 1999 года N 937 "О содействии избирательным
комиссиям в организации  подготовки  и  проведения  выборов  депутатов
Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской Федерации" и
поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 15  июня
2001   года   N   МК-ПЗ-17170,   а  также  постановлением  Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации от 24  февраля  2000  года
N 87/1020-3.

                  1. Анализ действующей ГАС "Выборы"

     Государственная автоматизированная  система  Российской Федерации
"Выборы"  прошла  государственные   испытания   (Акт   Государственной
комиссии  от  2  декабря  1999 года) и введена в эксплуатацию с 1 июля
2000 года (Акт ввода в эксплуатацию от 24 мая 2000 года N  1667-  ПЗО,
утвержденный   Заместителем   Председателя   Правительства  Российской
Федерации).
     Государственная автоматизированная  система  Российской Федерации
"Выборы"  в   соответствии   с   Техническим   заданием   и   выводами
Государственной  комиссии  по  ее  приемке в эксплуатацию обеспечивает
решение следующих основных задач:
     сокращение сроков  получения результатов голосования и подведения
итогов выборов, референдумов;
     сокращение объемов  трудоемких  информационных  работ на основных
этапах проведения избирательной кампании;
     информационное обеспечение  деятельности избирательных комиссий в
целях исполнения законодательства Российской  Федерации  о  выборах  и
референдумах;
     обеспечение достоверности информации, формируемой в системе;
     обеспечение защиты  информации  от несанкционированного доступа и
фальсификации;
     повышение уровня  организации  подготовки  и проведения выборов и
референдумов.
     ГАС "Выборы"  эффективно  использовалась  при  проведении выборов
Президента  Российской  Федерации,  депутатов   Государственной   Думы
Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  региональных и местных
выборов и референдумов.
     Вместе с  тем  опыт использования функциональных комплексов задач
(далее - ФКЗ) в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации
и  в  ЦИК  России  показывает,  что  существующие  версии  задач имеют
ограниченные  возможности  по  адаптации  к  изменяющимся  требованиям
законодательства,   реализации   новых   требований  пользователей,  в
частности:
     не обеспечен    автоматизированный    доступ    пользователей   к
информационным ресурсам ГАС "Выборы" других избирательных комиссий;
     пользовательский режим   обработки   информации  требует  высокой
квалификации специалистов:
     отсутствуют либо  слабо  развиты средства получения информации на
основе динамических запросов пользователей;
     не в   полном  объеме  учитывается  специфика  территориальных  и
местных выборов при  формировании  списков  избирателей,  контроле  за
избирательными фондами;
     отсутствует возможность планирования  избирательных  округов  для
региональных и местных выборов;
     отсутствуют средства   автоматизации   документооборота,    учета
кадров,  финансовой  деятельности,  бухгалтерского учета избирательных
комиссий субъектов Российской Федерации,  окружных  и  территориальных
избирательных комиссий,  средства контроля за проведением предвыборной
агитации и нарушениями избирательного законодательства.
     Кроме того,    недостаточно    развита    интеграция    отдельных
функциональных  подсистем  и  различных  комплексов  задач  в   единую
информационную  инфраструктуру,  достаточно  часты  случаи  повторного
ввода  одной  и  той  же  информации.  Остались  неавтоматизированными
отдельные  направления деятельности избирательных комиссий,  например,
контроль за ходом агитации, учет жалоб и заявлений и другие.
     Не автоматизированы средства управления эксплуатацией системы.
     Существуют территориальные избирательные комиссии (далее -  ТИК),
для  которых  трудно организовать каналы связи для передачи данных,  в
ряде регионов ТИК формируются только на период подготовки и проведения
выборов.
     Законодательное обеспечение ГАС "Выборы" представлено  отдельными
нормами права,  которые содержатся в одном федеральном конституционном
законе  и  четырех  федеральных   законах,   регулирующих   отношения,
возникающие при проведении выборов и референдумов.  Причем нередко эти
нормы не согласуются друг  с  другом.  В  развитие  норм  федерального
законодательства  многие  субъекты  Российской  Федерации приняли свои
нормативные правовые акты, которые имеют аналогичные недостатки.
     Опытная эксплуатация ГАС "Выборы" с 1996 года показала следующее.
     Непрерывное развитие    избирательного     законодательства     и
нарастающие    потребности    пользователей   предъявляют   повышенные
требования  к  совершенствованию  уровня  автоматизации  избирательных
процессов,  к  адаптации  (гибкости,  настраиваемости)  функциональных
комплексов задач.
     Имеющиеся программно-технические  и  телекоммуникационные ресурсы
ГАС "Выборы" позволяют не только проводить выборы и референдумы,  но и
использовать  их в интересах органов государственной власти и в первую
очередь для развития возможностей их  информационного  обеспечения,  в
частности, для создания автоматизированной системы учета населения.
     Информационные ресурсы системы являются  актуальными  для  многих
органов   законодательной   и   исполнительной   власти  федерального,
регионального и  местного  уровней,  а  также  для  иных  потребителей
информации,  поэтому необходимо,  чтобы ГАС "Выборы" функционировала в
едином информационном пространстве России.
     В ряде регионов не полностью решены вопросы кадрового обеспечения
ГАС "Выборы".

            2. Основные направления развития ГАС "Выборы"

     Анализ использования  ФКЗ,  средств  связи  и  передачи   данных,
организации системного сопровождения и технического обслуживания КСА с
учетом возрастающих потребностей системы,  взаимодействия с различными
государственными          информационными          системами         и
информационно-коммуникационными сетями общего пользования подтверждает
необходимость развития системы.
     В то   же    время    активное    развитие    информационных    и
телекоммуникационных  технологий  позволяет  значительно шире охватить
автоматизацией  трудоемкие  процессы  работы  избирательных  комиссий,
обеспечить  более  полное  и  оперативное информирование избирательных
комиссий  всех  уровней,  органов  государственной  власти  и  средств
массовой  информации  о  деятельности  избирательных комиссий,  ходе и
результатах избирательных кампаний различных уровней.

        Повышение уровня автоматизации избирательных процессов

     Повышение уровня    автоматизации     избирательных     процессов
предполагает:
     обеспечение постоянной  готовности  действующих  версий  ФКЗ  для
проведения  избирательных  кампаний всех видов и уровней при изменении
избирательного законодательства;
     дальнейшую автоматизацию  деятельности  избирательных комиссий за
счет расширения функциональных возможностей ГАС "Выборы";
     разработки "интуитивного"    пользовательского    интерфейса    к
информационным ресурсам ГАС "Выборы",  который будет иметь расширенные
поисковые  функции  и  возможность  аналитической обработки данных для
работы  избирательных  комиссий,  органов  государственной  власти   и
органов  местного  самоуправления  (под "интуитивным" пользовательским
интерфейсом  понимается  дружественный,  простой  и   удобный   доступ
пользователей   различной   квалификации  к  информационным  ресурсам,
снижение требований к  уровню  квалификации  пользователей  в  области
компьютерных знаний);
     обеспечение оперативного доступа пользователей  к  информационным
ресурсам ГАС "Выборы",  размещенным на разных уровнях автоматизации (в
настоящее время существуют следующие уровни  автоматизации:  КСА  ТИК,
КСА окружной избирательной комиссии, КСА ИКСРФ, КСА ЦИК России);
     автоматизацию представления  информации  из  баз  данных  каждого
уровня  для  публикаций,  для  освещения  хода подготовки и проведения
избирательных  кампаний  в   средствах   массовой   информации   и   в
международной сети Интернет.
     Для реализации  этого  направления  предусматриваются   следующие
мероприятия:
     оперативная адаптация     действующих     ФКЗ,     обеспечивающая
информационную   и   аналитическую   поддержку  проведения  выборов  и
референдумов  при  принятии   нового   или   изменении   существующего
законодательства  о  выборах и референдумах,  их совершенствование при
появлении новых  требований  пользователей  в  процессе  эксплуатации,
развитие    пользовательского    интерфейса   с   учетом   обеспечения
распределенного ввода и удаленного доступа к  информационным  ресурсам
системы, развитие информационно-справочной системы ЦИК России;
     развитие автоматизированной   технологии   для    Государственной
системы   регистрации   (учета)  избирателей,  участников  референдума
Российской Федерации;
     внедрение новых   направлений   автоматизации   для   обеспечения
деятельности  избирательных  комиссий:  создание   средств   поддержки
принятия  решений,  обработка  сведений  об  организации  и проведении
агитации на выборах (референдуме),  автоматизация  учета  рассмотрения
судебных  споров,  жалоб и заявлений,  автоматизация документооборота,
учета кадров,  финансовой,  хозяйственной деятельности, бухгалтерского
учета избирательных комиссий всех уровней;
     развитие средств      визуализации      информации,       включая
геоинформационную подсистему,  для ИКСРФ,  подготовка картографической
основы для возможности определения границ  избирательных  округов  при
проведении региональных выборов;
     внедрение комплексной    системы    обеспечения    информационной
безопасности,   включая   средства   электронной  цифровой  подписи  и
криптографической защиты данных,  передаваемых по каналам связи общего
пользования;
     разработка и   внедрение   комплексов   обработки   избирательных
бюллетеней  (далее  -  КОИБ)  для  участковых избирательных комиссий с
целью   повышения   доверия   участников    избирательного    процесса
(избирателей,   членов   участковой   избирательной  комиссии,  членов
вышестоящих  избирательных  комиссий,  наблюдателей)   к   результатам
подсчета голосов,  сокращения времени обработки данных,  оперативности
представления в вышестоящие избирательные комиссии данных об  открытии
избирательных участков, ходе выборов, итогах голосования.

          Расширение функциональных возможностей комплексов
     средств автоматизации всех уровней с учетом их использования
              в интересах органов государственной власти

     Это направление предполагает:
     развитие возможностей   информационного    обеспечения    органов
государственной  власти  на  территории Российской Федерации,  органов
местного  самоуправления  при  организации   информационного   обмена,
проведении социально-экономического мониторинга, обеспечении доступа к
информационным  ресурсам  систем  федерального  уровня,  создании  баз
данных,  содержащих  нормативные  правовые  акты,  и  в  других сферах
деятельности;
     при принятии   соответствующего   законодательства  и  возложении
дополнительных  функций  на  ГАС  "Выборы"  использование  технических
ресурсов  для  создания  автоматизированной  системы  "Государственный
регистр населения".
     Для реализации   этого  направления  предусматриваются  следующие
мероприятия:
     дальнейшее развитие  системы  связи ГАС "Выборы" на базе цифровых
каналов  и  развитие  системы  электронной  почты,  вплоть  до  уровня
муниципальных    образований    (при    необходимости    и    принятии
соответствующих решений);
     оснащение объектов   автоматизации  ГАС  "Выборы"  на  территории
субъектов  Российской  Федерации  (КСА  ТИК,  ИКСРФ)  для   расширения
возможностей системы;
     разработка, единой  для  всех  КСА  ТИК  технологии  актуализации
сведений  о  населении  по  данным  автоматизированных  информационных
систем  первичных  источников  информации  с  учетом  полного  состава
реквизитов  регистра населения,  в том числе технологии ведения единых
классификаторов,  а  также   технологии   идентификации   и   контроля
однократности учета физического лица;
     внедрение современных средств обработки  информации,  позволяющих
получать   необходимые   аналитические   данные   в   соответствии   с
потребностями пользователей.

            Вхождение ГАС "Выборы" в единое информационное
        пространство России и создание соответствующих средств

     Вхождение ГАС   "Выборы"  в  единое  информационное  пространство
России предполагает обеспечение  совместимости  и  взаимодействия  ГАС
"Выборы"    с    действующими   государственными   автоматизированными
системами,  а также  с  автоматизированными  системами  министерств  и
ведомств,   региональными   и   иными   системами  в  составе  единого
информационного пространства России.
     Для реализации    этого   направления   с   учетом   действующего
законодательства предусматриваются следующие мероприятия:
     обеспечение "открытости"   системы,   включая   внедрение  в  ГАС
"Выборы" государственных  и  ведомственных  стандартов,  принятых  для
единого информационного пространства России (под "открытостью" системы
понимается совместимость ГАС "Выборы"  с  другими  автоматизированными
системами  или  их  фрагментами  в  едином информационном пространстве
России);
     создание средств  оперативного доступа пользователей ГАС "Выборы"
к государственным информационным системам;
     создание средств  оперативного  доступа пользователей и абонентов
информационно-коммуникационных    сетей    общего    пользования     к
информационным ресурсам ГАС "Выборы".
     Указанные мероприятия    осуществляются    поэтапно.    Этапность
определяется  степенью  реализации компонентов единого информационного
пространства России, в частности, наличием соответствующих стандартов,
материально-технической базы, телекоммуникационных средств.

         Повышение устойчивости функционирования ГАС "Выборы"

     Повышение устойчивости функционирования ГАС "Выборы" предполагает
необходимость сохранения в установленных пределах значений  параметров
функционирования   системы   при   различных  воздействиях  внешних  и
внутренних факторов.
     Для реализации   этого  направления  предусматриваются  следующие
мероприятия:
     повышение производительности   и  надежности  системы  на  основе
оснащения объектов автоматизации современными  программно-техническими
средствами  (как  одна  из  важнейших  задач),  дублирования элементов
системы, организации резервных вертикальных и горизонтальных связей;
     совершенствование системы   управления   эксплуатацией  КСА  всех
уровней с  целью  обеспечения  оперативности  контроля  за  состоянием
технических, программных средств и баз данных;
     совершенствование системы   сервисного   обслуживания    объектов
автоматизации   с   целью   повышения  степени  готовности  системы  к
выполнению возложенных на нее функций;
     внедрение постоянно  действующей  системы  подготовки и повышения
квалификации эксплуатирующего  персонала  и  пользователей  системы  с
использованием   информационных  центров  ГАС  "Выборы"  избирательных
комиссий субъектов Российской Федерации.

       Подготовка предложений по совершенствованию действующих
          нормативных правовых актов в части использования и
                        развития ГАС "Выборы"

     Данное направление  предполагает  существенное  совершенствование
действующего   федерального   законодательства,   а  также  приведение
нормативных   правовых   актов    органов    исполнительной    власти,
законодательства  субъектов  Российской  Федерации  в  соответствие  с
федеральным законодательством в области использования и  развития  ГАС
"Выборы".
     Для реализации указанного направления предусматриваются следующие
мероприятия:
     подготовка предложений о согласовании  положений  разрабатываемых
проектов  федеральных  законов  "О  Государственной автоматизированной
системе Российской Федерации "Выборы" и  "О  Государственном  регистре
населения   Российской   Федерации",   а   также  об  уточнении  актов
федерального законодательства,  разработка комментариев к  федеральным
законам, касающихся ГАС "Выборы";
     подготовка предложений об уточнении  нормативных  правовых  актов
Президента  Российской Федерации,  Правительства Российской Федерации,
Центральной избирательной  комиссии  Российской  Федерации,  субъектов
Российской  Федерации  с  целью  приведения их в соответствие со вновь
принятыми   федеральными   законами   в    рассматриваемой    области,
исследование эффективности применения нормативных правовых актов.

          3. Реализация мероприятий по развитию ГАС "Выборы"

     Реализация указанных  в  разделе  2  мероприятий  по развитию ГАС
"Выборы" основывается на следующих концептуальных положениях.
     Совершенствование и  развитие  ГАС "Выборы" должно осуществляться
на основе современных технологий проектирования  и  создания  открытых
информационных    систем    при    обеспечении   совместимости   вновь
разработанных   средств    с    программно-техническими    средствами,
находящимися в эксплуатации.
     Предполагается переход   в   ГАС   "Выборы"   от    использования
"настольных"  систем  управления  базами  данных (далее - СУБД) к СУБД
коллективного   пользования,   от   файл-серверной    архитектуры    к
клиент-серверной  архитектуре,  что позволит создавать на этой базовой
технологической платформе  независимые,  одновременно  функционирующие
подсистемы,   комплексно   обеспечивающие  информационные  потребности
различных органов власти.
     Реализация этого   направления   существенно   упрощает   решение
проблемы взаимодействия с действующими государственными  системами  за
счет использования единых стандартов в подсистемах, функционирующих на
единой технологической основе.
     При рассмотрении различных вариантов должна быть проведена оценка
технологии обработки информации  в  ГАС  "Выборы"  на  базе  внедрения
"трехуровневой"  архитектуры  клиент-серверной  технологии,  обработки
информации   с    использованием    многопользовательской    СУБД    и
Web-технологии,   что   предполагает   наличие   на   каждом   объекте
автоматизации ГАС "Выборы" сервера приложений,  сервера с базой данных
в качестве хранилища информации и Web-сервера.
     Для обмена информацией используются унифицированные протоколы.  В
процессе   развития  технологии  обработки  информации  осуществляется
перевод  внедренных  версий  задач  в  новую   программную   среду   с
использованием   потенциала   организаций   -   разработчиков   задач,
находящихся в эксплуатации.
     В процессе  проектирования  должен  быть  проведен  анализ опыта,
накопленного  в  субъектах   Российской   Федерации,   и   разработаны
предложения по интеграции в систему наиболее перспективных решений.
     При проведении работ используются комплексы динамических  моделей
корпоративных  систем  и телекоммуникационных сетей,  которые позволят
оценивать проектные решения,  корректировать требования  к  системе  в
процессе проектирования и использовать их при модернизации, проведении
испытаний и на последующих этапах эксплуатации.
     Развитие функциональных    возможностей    задач,   введенных   в
эксплуатацию,  осуществляется до принятия решения о переходе на  новую
технологию. Ориентировочный срок принятия решения - 2001 год.
     Дальнейшее развитие системы  связи  ГАС  "Выборы"  осуществляется
путем  внедрения  на  КСА  ЦИК  России  и  КСА  ИКСРФ  мультиплексоров
(голос/данные),  маршрутизаторов и цифровых  АТС  малой  емкости.  Для
повышения    надежности    и   живучести   телекоммуникационной   сети
осуществляется  переход  на  цифровые   каналы   связи,   организуются
резервные вертикальные и горизонтальные каналы связи.
     Формируются почтовые и телекоммуникационные шлюзы на всех уровнях
системы    для    обеспечения   информационного   и   технологического
взаимодействия с федеральными  и  региональными  системами  и  другими
пользователями системы.
     Действующие почтовые  хосты  и  абонентские  места  ГАС  "Выборы"
дооснащаются   компонентами,   которые  обеспечивают  функционирование
почтовой   системы,   а   также,   реализуют   поддержку   стандартных
транспортных  и  почтовых  протоколов и соответствующий уровень защиты
информации при использовании каналов сети общего пользования.  КСА ТИК
оснащаются   почтовыми  мини-серверами  (мини-хостами)  для  получения
данных от КОИБ участковых избирательных комиссий,  их  концентрации  и
передачи на КСА вышестоящей избирательной комиссии.
     Комплексы обработки     избирательных     бюллетеней     наиболее
целесообразно  устанавливать  на  избирательных участках с количеством
избирателей более 2000 человек.
     Развитие средств   информационной  безопасности  должно  касаться
реализации  технологии  электронной   цифровой   подписи   документов,
криптографической защиты данных,  передаваемых по каналам связи общего
пользования,  развития программно-аппаратных средств защиты информации
на  автоматизированных  рабочих  местах  КСА,  создания в ГАС "Выборы"
комплексной  системы  антивирусной   защиты,   разработки   безопасной
технологии обработки конфиденциальной информации.
     Одновременно с     этим     должны     разрабатываться     нормы,
предусматривающие   наделение   юридической   силой  копии  документа,
полученной  по  каналам  связи   с   использованием   средств   защиты
информации.
     Совершенствование системы  управления  эксплуатацией   КСА   всех
уровней осуществляется путем разработки и внедрения:
     автоматизированных средств    управления    конфигурацией    КСА,
включающих   контроль   версий  программного  обеспечения,  управление
распространением версий программного обеспечения и их модификаций;
     средств контроля трафика информационного обмена;
     средств контроля исполнения планов работы системы, обеспечивающих
разработку  и  сопровождение  исполнения планов по проведению работ по
техническому обслуживанию,  по  проведению  ремонтно-восстановительных
работ, планирование работы системы при подготовке и проведении выборов
всех уровней, планирование проведения работ по доработке системы;
     средств мониторинга состояния КСА;
     систем дистанционного управления локальных вычислительных  сетей,
средств связи и телекоммуникации;
     автоматизированных средств сбора,  учета, анализа и представления
в  необходимой  форме  данных о составе и состоянии КСА ГАС "Выборы" и
средств связи,  об обслуживающем персонале, об абонентах ГАС "Выборы",
о  ходе  обслуживания  и  ремонта  программно-технических средств,  об
изменениях  конфигуратора  программно-технических   средств   КСА,   о
выявленных  замечаниях  и  нештатных  ситуациях  в  системе и путях их
устранения.
     Развитие системы  сервисного  обслуживания объектов автоматизации
должно осуществляться путем повышения  уровня  сервисных  центров  для
обеспечения  внедрения новой технологии с учетом местных особенностей,
укрепления  материально-технической   базы,   повышения   квалификации
персонала сервисных центров.
     Постоянно действующая система обучения и  повышения  квалификации
персонала   служб   эксплуатации   и   членов  избирательных  комиссий
(пользователей),  включая правовое обеспечение,  реализуется на основе
региональных    учебных    центров,    которые    используют    единую
нормативно-организационную базу,  проводят обучение по единым  учебным
программам  и  используют  единую методологию обучения.  Наряду с этим
должна быть обеспечена возможность дистанционного обучения.
     Проведение указанных   работ   должно  базироваться  на  надежной
нормативно-правовой базе.  В качестве такой базы в  рамках  проводимых
работ,   кроме  проектов  федеральных  законов,  разрабатывается  блок
нормативных  актов  и  отдельных  норм  права,  а   также   проводятся
исследования  их  эффективности  с целью постоянного совершенствования
правовой базы.

            4. Организация работ по развитию ГАС "Выборы"

     В основу реализации мероприятий по развитию ГАС "Выборы" положены
следующие основные механизмы.
     Организационные:
     соответствие организационной   структуры   ГАС  "Выборы"  системе
избирательных комиссий в Российской Федерации;
     автоматизация средствами ГАС "Выборы" избирательных комиссий всех
уровней и администраций соответствующих территорий (при отсутствии  на
данной  территории  постоянно  действующей  избирательной  комиссии) с
учетом динамики изменения административно-территориального деления;
     развитие ГАС  "Выборы"  с  учетом  возможности  ее  сопряжения  с
другими государственными системами и интеграции технических ресурсов;
     поэтапная разработка  и  внедрение  мероприятий  по  развитию ГАС
"Выборы" исходя из важности решаемых задач,  наличия  теоретических  и
практических   разработок,   а  также  технической  и  психологической
подготовленности обслуживающего персонала;
     проведение работ на конкурсной основе по развитию ГАС "Выборы" на
базе  современных  технологий  проектирования  и   создания   открытой
информационной  системы,  по внедрению новых направлений автоматизации
для обеспечения деятельности избирательных комиссий;
     технические:
     развитие ГАС  "Выборы"  как  модульной  системы   без   нарушения
непрерывности функционирования;
     обеспечение возможности      функционирования       иерархических
территориальных  фрагментов  ГАС  "Выборы" в соответствии с системными
соглашениями при проведении выборов  и  референдумов  соответствующего
уровня   с   учетом  особенностей  административного  территориального
деления субъектов Российской Федерации;
     унификация организационного,    методического,   информационного,
лингвистического,  программного и технического  видов  обеспечения  на
всех уровнях;
     базирование ГАС   "Выборы"   в    части    телекоммуникаций    на
взаимоувязанной  сети  связи,  опирающейся  как  на  государственные и
частные сети связи, так и на собственные узлы;
     обеспечение уровня  защиты  информации,  соответствующего статусу
ГАС "Выборы" и определяемого требованиями Государственной  технической
комиссии  при Президенте Российской Федерации,  Федерального агентства
правительственной  связи  и  информации  при   Президенте   Российской
Федерации   и   других   органов   государственной  власти  на  основе
федерального законодательства.
     Внедрение разработанных      средств     осуществляется     после
экспериментальной проверки  в  отдельных  регионах  и  последующей  их
сертификации  в  установленном  порядке  в  соответствии с федеральным
законодательством.
     Работы по  развитию  ГАС  "Выборы"  проводятся в пределах средств
федерального бюджета,  выделяемых в соответствии с федеральным законом
о  бюджете  на  очередной  финансовый  год  на эксплуатацию и развитие
системы.
     Для ускоренного         внедрения        вновь        создаваемых
программно-технических решений,  в том числе для организации постоянно
действующей  системы  связи  и  передачи данных,  в отдельных регионах
могут привлекаться финансовые ресурсы субъектов  Российской  Федерации
на основании совместных договоров.