ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО О КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 21.02.01 1

             ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО О КЛАССАХ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ
                 В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ
             (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
   
                          21 февраля 2001 г.
                                 N 1

                                 (Д)
   

     Настоящее инструктивное письмо  предлагается  для  руководства  в
организации  деятельности  классов охраны зрения общеобразовательных и
специальных  (коррекционных)  образовательных  учреждений   (далее   -
классы).   Данные  учреждения  руководствуются  в  своей  деятельности
Законом Российской Федерации "Об  образовании",  Типовыми  положениями
"Об  общеобразовательном  учреждении",  "О специальном (коррекционном)
образовательном   учреждении   для   обучающихся,   воспитанников    с
отклонениями  в  развитии",  настоящими  рекомендациями,  договором  с
учредителем и уставом учреждения.
     Цель организации  классов  -  создание  условий  для непрерывного
обучения,  воспитания и охраны  зрения  обучающихся,  воспитанников  с
нарушением зрения младшего и среднего школьного возраста.
     Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить  психолого
- медико - педагогическое сопровождение образовательного процесса:
     - проведение диагностических исследований и контрольных срезов по
определению  динамики  развития  зрения,  коррекции  и компенсации его
недостатков;
     - организацию  образовательного  процесса  с  учетом  недостатков
зрения детей;
     - создание щадящего режима в образовательном процессе (соблюдение
санитарно  -  гигиенических  норм,  дозировки   зрительной   нагрузки,
использование специальных методов и средств обучения);
     - обеспечение необходимого  офтальмологического  сопровождения  с
последующим анализом динамики развития зрения;
     - осуществление коррекционно  -  развивающей  работы  посредством
систематического   проведения  коррекционных  занятий  по  развитию  и
коррекции зрительного восприятия,  речи,  познавательной деятельности,
двигательной сферы.
     С учетом  интересов  родителей   (законных   представителей),   с
согласия  учредителя,  по  рекомендации  психолого  - педагогической и
медико - педагогической комиссий  в  общеобразовательном,  специальном
(коррекционном)  образовательном  учреждениях могут создаваться классы
охраны зрения (в порядке,  предусмотренном  для  создания  специальных
(коррекционных) классов для обучающихся,  воспитанников с отклонениями
в развитии).
     Перевод (направление)   обучающихся   в   классы   охраны  зрения
осуществляется органами  управления  образованием  только  с  согласия
родителей   (законных   представителей)   на   основании  рекомендаций
психолого - педагогической и медико - педагогической комиссий.
     Наполняемость класса,  группы  продленного  дня  - до 12 человек,
наполняемость класса,  группы продленного дня  для  детей  со  сложным
дефектом - до 5 человек.
     Классы охраны зрения комплектуются с учетом возраста обучающихся,
остроты зрения и нарушений зрительных функций, а также уровня усвоения
образовательной программы.
     В классы   охраны   зрения   принимаются  дети  с  косоглазием  и
амблиопией,  имеющие остроту зрения  выше  0,4;  слабовидящие  дети  с
остротой  зрения  от 0,05 до 0,4 на лучшем видящем глазу с переносимой
коррекцией (при этом учитывается состояние других зрительных  функций:
поле зрения,  форма и течение патологического процесса);  дети с более
высокой остротой зрения при прогрессирующих или  часто  рецидивирующих
заболеваниях глаз,  при наличии астенических явлений,  возникающих при
чтении и письме на близком расстоянии; дети с миопией, гиперметропией,
отсутствием одного глаза.
     Классы охраны  зрения  осуществляют  образовательный  процесс   в
соответствии  с  уровнями  общеобразовательных  программ двух ступеней
образования:
     1-я ступень - начальное общее образование;
     2-я ступень - основное общее образование.
     Перевод обучающихся  классов  охраны  зрения общеобразовательного
учреждения в  классы  общеобразовательного  учреждения  осуществляется
решением  педагогического  совета  учреждения  на основании заключения
психолого -  педагогической  и  медико  -  педагогической  комиссий  с
согласия родителей (законных представителей) обучающихся.
     Перевод обучающихся   классов   охраны    зрения    коррекционных
учреждений  в  классы коррекционных учреждений осуществляется решением
педагогического   совета   на   основании   заключения   психолого   -
педагогической и медико - педагогической комиссий с согласия родителей
(законных представителей).
     Перевод обучающихся  классов  охраны  зрения общеобразовательного
учреждения  в   коррекционные   учреждения   осуществляется   органами
управления   образованием   на   основании  рекомендации  психолого  -
педагогической и медико - педагогической комиссий с согласия родителей
(законных представителей).
     Результаты динамики развития зрения  обучающихся  классов  охраны
зрения оформляются в медицинской карте ребенка.
     При зачислении  в  класс  охраны  зрения   на   каждого   ребенка
предоставляется выписка из истории развития.
     Образовательный процесс  может  осуществляться  специалистами   в
области  коррекционной педагогики,  а также учителями и воспитателями,
прошедшими  соответствующую  переподготовку  по  профилю  деятельности
классов охраны зрения.
     В штаты образовательного учреждения может быть введена  должность
учителя  -  логопеда  из  расчета не менее 1 единицы на 20 обучающихся
классов охраны зрения с нарушениями речи.
     В штаты  образовательного учреждения может быть введена должность
медицинской сестры (ортоптистки) из расчета не менее 1 единицы  на  20
обучающихся с глазными заболеваниями.
     В штаты образовательного учреждения может быть введена  должность
учителя  - дефектолога из расчета не менее 1 единицы на 20 обучающихся
классов охраны зрения  для  проведения  индивидуально  -  подгрупповых
занятий   по   ориентировке   в   пространстве,  развитию  зрительного
восприятия,  развитию  сохранных  анализаторов,  социально  -  бытовой
ориентировке.
     В штаты образовательного учреждения может быть введена  должность
заместителя  руководителя  образовательного  учреждения из расчета 0,5
единицы не более чем  на  5  классов  охраны  зрения  для  организации
психолого  -  педагогического  и  медико  -  социального сопровождения
образовательного процесса.
     Директор образовательного  учреждения  несет  ответственность  за
организацию  работы   классов   охраны   зрения   в   соответствии   с
функциональными    обязанностями    и   уставом   общеобразовательного
учреждения.
     Методическую помощь    образовательному    учреждению   оказывают
районные (городские) методические кабинеты, учреждения дополнительного
профессионального образования.
     Контроль за деятельностью классов охраны зрения осуществляется  в
порядке,   предусмотренном   уставом   образовательного  учреждения  и
правилами внутреннего распорядка.

Заместитель Министра образования
Российской Федерации
                                                         Е.Е. ЧЕПУРНЫХ
21 февраля 2001 г.
N 1