ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ДОГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РФ 8 марта 2001 г. N 133 (ФПС) В целях реализации решения коллегии ФПС России от 18 декабря 2000 г. N 107 "О ходе выполнения Постановления совместной Коллегии МИДа России и ФПС России от 11 января 2000 г.", объявленного приказом ФПС России от 29 декабря 2000 г. N 696, приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию международно-договорной деятельности Пограничной службы Российской Федерации до 2010 года. 2. Руководителям структурных подразделений ФПС России, начальникам региональных управлений, пограничной и оперативных групп считать международно-договорное обеспечение служебнобоевой деятельности Пограничной службы Российской Федерации одним из важных направлений работы, личная ответственность за организацию и результаты которой возложена на должностных лиц по направлениям деятельности. 3. Приказ ФПС России от 24 июня 1997 г. N 442 "Об утверждении Концепции международно-договорной деятельности ФПС России" считать утратившим силу. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа и реализацией Концепции возложить на Международно-договорный департамент. Директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации генерал-полковник К. Тоцкий 8 марта 2001 г. N 133 УТВЕРЖДЕНА приказом ФПС России от 8 марта 2001 года N 133 КОНЦЕПЦИЯ международно-договорной деятельности Пограничной службы Российской Федерации до 2010 года Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на содержание основных принципов, направлений, целей и задач международно-договорной деятельности Пограничной службы Российской Федерации (далее - международно-договорная деятельность), а также механизмов реализации практических решений в данной сфере. Международно-договорная деятельность основывается на соблюдении положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, выполнении международных договоров Российской Федерации, ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к ведению Пограничной службы Российской Федерации (далее - Пограничная служба). Международно-договорная деятельность осуществляется при координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с: Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24; Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. N Пр-1351; Основами пограничной политики Российской Федерации, утвержденными Президентом Российской Федерации от 5 октября 1996 г.; Перспективным планом по усилению взаимодействия МИДа России и ФПС России в целях защиты государственной границы как части системы обеспечения безопасности Российской Федерации от 10 ноября 2000 г. Особенности международной обстановки, сложившейся к началу XXI века, и перспективы ее развития, а также выход на качественно новый уровень взаимоотношений России с сопредельными государствами в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации (далее - Государственная граница) определили роль и место международно-договорной деятельности в системе Пограничной службы. Полномасштабная реализация основных положений пограничной. стратегии России на перспективу до 2010 года невозможна без концептуальных подходов к решению задач по международноправовому оформлению Государственной границы, формированию системы коллективной безопасности на внешних границах государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - государства - участники СНГ), развитию и углублению пограничного сотрудничества со всеми сопредельными с Россией государствами, а на путях международных сообщений - и с другими странами. I. Общие положения 1. Международно-договорная деятельность является одним из основных видов деятельности Пограничной службы по защите Государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и охране внешних границ государств - участников СНГ, определяющим фактором поддержания на Государственной границе стабильности и добрососедства. 2. Международно-договорная деятельность направлена на реализацию следующих задач пограничной политики Российской Федерации: создание условий для обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, ее пограничной безопасности; установление и закрепление в международно-правовом отношении Государственной границы; защиту жизненно важных интересов Российской Федерации в ее морских пространствах; межгосударственное сотрудничество по предотвращению военной опасности, кризисов и конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации; предотвращение, исходя из жизненно важных интересов государства в пограничном пространстве, попыток международной изоляции России со стороны отдельных иностранных государств и военно - политических блоков; обеспечение интересов и безопасности России на внешних границах государств - участников СНГ на международно-договорной основе. 3. В основу международно-договорной деятельности положены следующие принципы: взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости границ; невмешательства во внутренние дела другого государства; ирного разрешения международных споров; содействия взаимовыгодному, всестороннему сотрудничеству с иностранными государствами, в том числе и по пограничным вопросам; приоритета национальных интересов Российской Федерации в пограничном пространстве; комплексного подхода к реализации и защите национальных интересов Российской Федерации в пограничном пространстве; тесного взаимодействия и координации действий с МИДом России и другими федеральными органами исполнительной власти; выполнения международных обязательств Российской Федерации по пограничным вопросам. 4. Главными целями международно-договорной деятельности являются: установление и закрепление в международно-правовом отношении Государственной границы; создание благоприятных условий для служебно-боевой деятельности органов и войск Пограничной службы; дальнейшее развитие пограничного сотрудничества с государствами - участниками СНГ, в том числе и в сфере охраны внешних границ; формирование в пограничном пространстве Российской Федерации обстановки добрососедства и доверия; создание и совершенствование договорно-правовой базы пребывания российских пограничных формирований на территориях государств - участников СНГ и официальных представителей ФПС России в сопредельных государствах; реализация международных договоров по пограничным вопросам. 5. Основными направлениями международно-договорной деятельности являются: участие в процессах международно-правового оформления Государственной границы; сотрудничество с пограничными и иными ведомствами зарубежных государств, компетентными в вопросах обеспечения интересов государств на их границах; сотрудничество с международными организациями по пограничным вопросам; согласование подходов в пограничной политике с государствами - участниками СНГ; погранпредставительская деятельность. II. Приоритетные направления международно - договорной деятельности 1. В сфере международно-правового оформления Государственной границы принять участие: в демаркации Государственной границы с государствами Балтии (Эстония, Латвия, Литва); в завершении делимитации Государственной границы с Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном; в проведении делимитации Государственной границы с Белоруссией; в завершении работ по разграничению морских пространств в Балтийском море с государствами Балтийского региона; в разграничении морских пространств с Норвегией в Баренцевом море; в работе по определению границ континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане; в переговорах по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и разграничению морских пространств с Украиной в Черном море; в разграничении морских пространств в Черном море с Грузией; в работе по определению правового статуса Каспийского моря; в работе по разграничению с Казахстаном дна северной части Каспийского моря; в переговорах о прохождении Государственной границы с Китайской Народной Республикой в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский на реке Амур и острова Большой на реке Аргунь; в проведении совместной проверки российско-корейской границы; в работах по пограничному размежеванию с Японией и США. 2. В области сотрудничества с пограничными и иными ведомствами зарубежных государств, компетентными в вопросах обеспечения интересов государств на их границах: сотрудничество с сопредельными государствами - проведение мероприятий международно-договорного обеспечения, направленных на повышение эффективности служебно-боевых действий войск и органов Пограничной службы, обеспечение стабильности и добрососедства на границе с сопредельными государствами; развитие интеграционных процессов в пограничной сфере в рамках Союзного государства Беларуси и России в соответствии с Комплексной программой обеспечения пограничной безопасности Союзного государства до 2015 года; развитие пограничного сотрудничества с государствами - участниками Евразийского экономического сообщества; организация многостороннего пограничного сотрудничества в рамках Совета командующих пограничными войсками государств - участников СНГ, подготовка необходимых материалов для рассмотрения пограничных вопросов на заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств; сохранение российского пограничного присутствия в государствах - участниках СНГ в соответствии с политическими интересами и задачами обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации. Совершенствование механизма реализации международных договоров о статусе и условиях функционирования российских пограничных формирований в Республике Белоруссия, Республике Армения, Республике Казахстан, Киргизской Республике и Республике Таджикистан; региональное сотрудничество - развитие и совершенствование сотрудничества, направленного на обеспечение интересов Российской Федерации в Балтийском, Черноморском, АзиатскоТихоокеанском регионах по вопросам пограничной безопасности. Осуществление согласованных действий с пограничными ведомствами иностранных государств по противодействию незаконной миграции, контрабанде оружия, наркотиков, незаконной добыче морских биологических ресурсов, другой противоправной деятельности на границе; сотрудничество в области подготовки специалистов для пограничных ведомств иностранных государств и технического обеспечения охраны границы. Содействие продвижению продукции российских производителей технических средств охраны границы; развитие системы официальных представительств ФПС России в сопредельных странах и других государствах в интересах пограничной безопасности Российской Федерации; проведение мероприятий информационного обеспечения, создания на территории зарубежных государств благоприятных условий для служебно-боевой деятельности войск и органов Пограничной службы. 3. В области погранпредставительской деятельности: формирование договорно-правовой базы деятельности пограничных представителей Российской Федерации на границе с Литовской Республикой, Грузией, Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстан; совершенствование механизма предупреждения пограничных инцидентов и конфликтных ситуаций на Государственной границе, своевременное принятие мер по их урегулированию; развитие деловых и взаимовыгодных контактов с пограничными представителями сопредельных государств. III. Реализация положений Концепции 1. Концепция реализуется исходя из конкретно складывающейся обстановки, характера интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств и с учетом изменений внешнеполитической ситуации. 2. В целях реализации Концепции: продолжать активное участие в процессах международноправового оформления Государственной границы; стремиться к дальнейшему развитию многостороннего пограничного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества; продолжить работу по формированию международно-договорной базы пограничного сотрудничества с государствами - участниками СНГ. В соответствии с Программой действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года обеспечить разработку в 2001 году проекта Концепции согласованной пограничной политики государств - участников СНГ, а в 2002 году - проекта Программы совершенствования сотрудничества государств - участников СНГ в пограничной сфере; продолжать активное участие в выработке подходов функционирования Совета командующих пограничными войсками государств - участников СНГ на перспективу, подготовке и последующей реализации Концепции согласованной пограничной политики государств - участников СНГ; основные усилия в работе Совета по пограничным вопросам направить на участие в решении задач в пограничной сфере, определенных в Заявлении глав государств Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана от 10 октября 2000 г.; участие в обеспечении экономической безопасности на внешних границах Сообщества, борьбу с контрабандой; укрепление и обустройство внешних границ Сообщества; в рамках Пограничного комитета Союзного государства участвовать в создании нормативной правовой базы по обеспечению пограничной безопасности Союзного государства, подготовке предложений органам государственного управления Союзного государства по вопросам, входящим в компетенцию Пограничной службы, а также в реализации решений указанных органов; в целях организации регионального сотрудничества обеспечить активное участие Пограничной службы в учреждении Черноморского и Азиатско-Тихоокеанского многостороннего пограничного сотрудничества, инициировать организацию многостороннего сотрудничества по пограничным вопросам государств Каспийского моря (после решения вопроса о его статусе); продолжать развивать двусторонние связи, отдавая приоритет отношениям с государствами - участниками СНГ и сопредельными государствами. В этих целях провести переговоры по заключению соглашений о сотрудничестве по пограничным вопросам с Узбекистаном, инициировать заключение соглашения с Туркменистаном, по мере готовности норвежской и эстонской сторон провести переговоры о заключении межправительственных соглашений о сотрудничестве по пограничным вопросам; формировать и совершенствовать договорно-правовую базу дальнейшего сотрудничества по пограничным вопросам, направленную на повышение эффективности служебно-боевых действий с Финляндией, Норвегией, Китаем, Японией и США, в том числе за счет возможностей пограничных ведомств этих государств; активизировать участие в европейских программах (Венгрия (Шиофок), Германия (Кобленц), связанных с охраной границ, борьбой с незаконной миграцией, контрабандой оружия, боеприпасов и наркотических средств; развивать сотрудничество в области подготовки специалистов для пограничных ведомств государств - участников СНГ, других государств и технического обеспечения охраны ими границы, содействовать в продвижении продукции российских производителей технических средств охраны Государственной границы; развивать и углублять взаимодействие с МИДом России; провести переговоры по заключению соглашений о направлении официальных представителей ФПС России в государства - участники СНГ, ускорить завершение создания системы официальных представительств ФПС России в сопредельных государствах. 3. Реализация положений Концепции осуществляется путем участия в процессах международно-правового оформления Государственной границы, достижения соответствующих двусторонних и многосторонних договоренностей с государствами по вопросам сотрудничества в охране границ, совершенствования механизма принятия и реализации решений государственных органов в области пограничной политики. 4. Директор ФПС России организует реализацию Концепции, определяет компетенцию структурных подразделений ФПС России, войск и органов Пограничной службы, осуществляющих, в рамках компетенции, функции в сфере взаимоотношений с пограничными органами сопредельных государств, совершенствует правовую базу сотрудничества с сопредельными государствами. 5. Международно-договорной департамент обеспечивает реализацию положений Концепции по вопросам, входящим в компетенцию ФПС России, в порядке, определенном ее правовыми актами, международно-договорные отделы. (службы) - по вопросам, входящим в компетенцию региональных управлений, пограничной и оперативных групп. IV. Заключение Настоящая Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере развития внешнеполитической ситуации, интеграционных процессов и укрепления пограничного сотрудничества между Российской Федерацией и другими государствами. |