ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
              ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА
            ИНВАЛИДОВ К ОБЪЕКТАМ СОЦИАЛЬНОЙ, ТРАНСПОРТНОЙ
               И ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУР ГОРОДА МОСКВЫ

                                ЗАКОН

                              МЭР МОСКВЫ

                          17 января 2001 г.
                                 N 3

                                (НЦПИ)


     Настоящий Закон  в  совокупности   с   мерами   организационного,
правового,   экономического   и  воспитательного  воздействия  призван
способствовать обеспечению свободы передвижения маломобильных  граждан
и  созданию  им  равных с другими гражданами возможностей в реализации
гражданских,  экономических,  политических и  других  прав  и  свобод,
предусмотренных   Конституцией   Российской   Федерации,   а  также  в
соответствии с общепризнанными  принципами  и  нормами  международного
права.
     Закон регулирует отношения,  связанные с  созданием  условий  для
беспрепятственного  передвижения,  доступа  маломобильных граждан и их
пользования   объектами   социальной,   транспортной   и    инженерной
инфраструктур   города   Москвы;  определяет  тенденции  к  интеграции
инвалидов  в  общество,  устранению   дискриминационного   воздействия
архитектурных,  транспортных  и коммуникационных барьеров,  ущемляющих
права и свободы маломобильных граждан.
     Закон определяет  общие требования по приспособлению объектов для
беспрепятственного передвижения,  доступа к  ним  инвалидов  и  других
маломобильных граждан, в соответствии с федеральным законодательством,
действующими градостроительными нормативами,  строительными нормами  и
правилами,  и  устанавливает  ответственность за их нарушение в городе
Москве.

     Статья 1. Основные понятия

     Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
     маломобильные граждане  -  инвалиды  всех  категорий,  к  которым
относятся лица,  имеющие нарушение здоровья со  стойким  расстройством
функций  организма,  обусловленное заболеваниями,  последствиями травм
или  дефектами,  приведшими   к   ограничению   жизнедеятельности,   и
вызывающее необходимость их социальной защиты; лица пожилого возраста;
граждане с  малолетними  детьми,  в  том  числе  использующие  детские
коляски;  другие  лица с ограниченными способностями или возможностями
самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в
силу  устойчивого  или  временного физического недостатка использовать
для  своего  передвижения  необходимые  средства,   приспособления   и
собак-проводников;
     инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры  -  комплекс
сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования,
а  также  объектов  социального  и   культурно-бытового   обслуживания
населения,   обеспечивающий  устойчивое  развитие  и  функционирование
поселений и территорий;
     государственные градостроительные нормативы, строительные нормы и
правила   -   нормативно-технические   документы,   разработанные    и
утвержденные  федеральным органом архитектуры и градостроительства или
органами архитектуры и градостроительства города Москвы  и  подлежащие
обязательному    исполнению    при   осуществлении   градостроительной
деятельности всех видов.

     Статья 2.   Основополагающие,    нормативные    правовые    акты,
регулирующие правовые отношения, установленные настоящим Законом

     Правовые отношения, установленные настоящим Законом, регулируются
нормативными  правовыми  актами   и   основополагающими   документами,
регламентирующими  свободы  и  права инвалидов,  а также требования по
обеспечению свободного передвижения,  доступа маломобильных граждан  и
их   пользования   объектами  социальной,  транспортной  и  инженерной
инфраструктур, которыми являются:
     - Конституция Российской Федерации;
     - Гражданский кодекс Российской Федерации;
     - Градостроительный кодекс Российской Федерации;
     - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов  в  Российской
Федерации";
     - Федеральный закон "Об обслуживании инвалидов";
     - Декларация прав и свобод человека и гражданина;
     - Декларация прав инвалидов ООН;
     - Стандартные   правила   обеспечения   равных  возможностей  для
инвалидов ООН;
     - постановление   Совета  Министров  -  Правительства  Российской
Федерации от 19 ноября  1993  года  N  1188  "Об  утверждении  перечня
категорий   инвалидов,  для  которых  необходимы  модификации  средств
транспорта, связи и информатики";
     - постановление  Правительства  Российской Федерации от 7 декабря
1996 года N 1449 "О мерах по  обеспечению  беспрепятственного  доступа
инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры";
     - Устав города Москвы;
     - распоряжение  Мэра  Москвы  от 27 августа 1997 года N 684-РМ "О
дополнительных мерах по обеспечению беспрепятственного передвижения  и
доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры";
     - Градостроительные  нормативы  и  правила   (СНиП:   2.07.01-89,
2.08.02-89,   2.09.02-85,   2.09.04-87;   ВСН  62-91;  РДС  35-201-98;
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с
учетом  потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения,
выпуски 1,  2,  3,  7,  10,  12,  13, 14, 19, 20; Московские городские
строительные  нормы  (МГСН);  пособия  и  рекомендации по комплексному
проектированию окружающей среды,  зданий,  сооружений и территорий для
людей  с физическими ограничениями,  разработанные Москомархитектурой,
утвержденные и введенные в действие решениями Правительства  Москвы  и
органов архитектуры).

     Статья 3.   Объекты   социальной,   транспортной   и   инженерной
инфраструктур,  подлежащие  оснащению  специальными приспособлениями и
оборудованием

     К объектам,  подлежащим оснащению специальными приспособлениями и
оборудованием  для  свободного  передвижения  и  доступа  инвалидов  и
маломобильных граждан, относятся:
     - жилые здания государственного,  муниципального и ведомственного
жилищного фонда;
     - административные здания и сооружения;
     - объекты  культуры  и  культурно-зрелищные  сооружения  (театры,
библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.);
     - объекты  и  учреждения  образования и науки,  здравоохранения и
социальной защиты населения;
     - объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания
населения, финансово-банковские учреждения;
     - гостиницы, отели, иные места временного проживания;
     - физкультурно-оздоровительные,  спортивные здания и  сооружения,
места  отдыха,  парки,  сады,  лесопарки,  пляжи  и  находящиеся на их
территории объекты  и  сооружения  оздоровительного  и  рекреационного
назначения, аллеи и пешеходные дорожки;
     - объекты  и  сооружения  транспортного  обслуживания  населения,
связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы,
аэропорты,  другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и
воздушного транспорта, обслуживающие население;
     - станции  и  остановки  всех  видов  городского  и  пригородного
транспорта;
     - почтово-телеграфные  и  другие  здания  и  сооружения  связи  и
информации;
     - производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места
приложения труда;
     - тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;
     - прилегающие   к   вышеперечисленным   зданиям   и   сооружениям
территории и площади.

     Статья 4.  Перечень специальных приспособлений и оборудования для
оснащения объектов инфраструктур города

     Объекты социальной,  транспортной  и  инженерной  инфраструктур в
процессе  строительства,  реконструкции,  ремонта  и   благоустройства
должны   оснащаться   следующими   специальными   приспособлениями   и
оборудованием:
     - визуальной и звуковой информацией;
     - специальными  указателями  около  строящихся  и   ремонтируемых
объектов;
     - звуковой сигнализацией у светофоров;
     - телефонами-автоматами  или  иными средствами связи,  доступными
для инвалидов;
     - санитарно-гигиеническими помещениями;
     - пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания;
     - пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц,
дорог,  магистралей   и   остановок   городского   транспорта   общего
пользования;
     - специальными  указателями  маршрутов  движения   инвалидов   по
территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;
     - пандусами  и  поручнями  у  лестниц   привокзальных   площадей,
платформ,  остановок  маршрутных транспортных средств и мест посадки и
высадки пассажиров;
     - пандусами   при  входах  в  здания,  пандусами  или  подъемными
устройствами у лестниц на лифтовых площадках,  а также  при  входах  в
надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.
     На автостоянках  и  в  местах  парковки   транспортных   средств,
независимо  от  форм  собственности  стоянок,  должно выделяться до 10
процентов мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда
и выезда, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
Места парковки оснащаются специальными указателями.  Инвалиды, а также
лица,   их   перевозящие,   в   тех   случаях,  когда  инвалиды  имеют
противопоказания к управлению автотранспортом,  пользуются местами для
парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

     Статья 5.   Организация  общедоступности  объектов  инфраструктур
города для маломобильных граждан

     Органы исполнительной    власти    Москвы,    органы     местного
самоуправления,    предприятия    и    организации    независимо    от
организационно-правовых форм и форм собственности создают условия  для
доступа    инвалидов    и   маломобильных   граждан   к   объектам   и
беспрепятственного их передвижения в городе.
     Планировка и  застройка новых микрорайонов,  формирование жилых и
рекреационных   зон,   разработка   проектных   решений    на    новое
строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений,
их комплексов,  средств связи  и  информации  без  приспособлений  для
доступа к ним инвалидов и маломобильных граждан не допускаются.
     В состав   основных   видов   и   стадий   разработки   проектной
документации на строительство новых объектов социальной инфраструктуры
включается  специальный  раздел  проекта  с   пояснительной   запиской
"Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов и
маломобильных граждан".
     Оснащение специальными     приспособлениями    и    оборудованием
действующих  объектов  для  доступа   и   пользования   маломобильными
гражданами  осуществляется  в  период  проведения  их  реконструкции и
планово-предупредительных   ремонтов,   если   планировка    позволяет
осуществить эти работы.
     В случаях невозможности выполнения  в  полном  объеме  требований
нормативно-технических  документов по приспособлению для маломобильных
граждан  действующих  объектов,  собственниками  и  балансодержателями
таких объектов по согласованию с органами исполнительной власти Москвы
и органами  власти  районов  должны  осуществляться  все  мероприятия,
архитектурно возможные для исполнения.
     Окончательное решение о невозможности выполнения в полном  объеме
требований  по  доступности инвалидов без посторонней помощи к каждому
конкретному объекту может быть вынесено только судом.
     Органы исполнительной  власти Москвы,  административных округов и
местного  самоуправления,  при  необходимости,   могут   разрабатывать
мероприятия  или  отдельные  целевые  программы  по  созданию  условий
беспрепятственного передвижения  и  доступа  инвалидов  к  действующим
объектам.
     Финансовые затраты,  связанные  с  выполнением  норм   настоящего
Закона  в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих
объектов социальной,  транспортной и инженерной  инфраструктур  города
Москвы    для    маломобильных    граждан,    несут   собственники   и
балансодержатели указанных объектов.

     Статья 6.  Участие общественных объединений инвалидов  в  решении
вопросов приспособления городской среды для инвалидов

     Общественные объединения  инвалидов  имеют  право на объективную,
достоверную  и  полную  информацию  о  степени  доступности   объектов
инфраструктур города для пользования инвалидами и о всех мероприятиях,
изменяющих степень доступности.
     Общественные объединения    и    организации   инвалидов   вправе
обращаться  в  органы  исполнительной  власти  города,  органы  власти
районов    с   предложениями   по   улучшению   доступности   объектов
инфраструктур города для пользования инвалидами.
     Органы исполнительной  власти  Москвы,  организации и предприятия
независимо от их организационно-правовых  форм  и  форм  собственности
привлекают   полномочных   представителей   общественных   объединений
инвалидов для подготовки и принятия  решений,  затрагивающих  интересы
инвалидов   по   их  беспрепятственному  передвижению  и  адаптации  в
городской среде. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть
признаны недействительными в судебном порядке.
     Представители общественных     объединений     инвалидов,     при
необходимости,  включаются в состав комиссий по приемке в эксплуатацию
зданий и  сооружений  с  правами  и  полномочиями,  равными  правам  и
полномочиям любого другого члена этих комиссий.

     Статья 7.  Контроль  за обеспечением доступа инвалидов к объектам
социальной, транспортной и инженерной инфраструктур

     Контроль за выполнением требований  нормативных  правовых  актов,
градостроительных  нормативов,  норм и правил в части создания условий
для  доступа  инвалидов  и  маломобильных   граждан   к   объектам   и
беспрепятственного   их   передвижения   в   городе   при   разработке
документации на  всех  стадиях  проектирования,  строительстве  новых,
реконструкции,  капитальном  ремонте  и  переоборудовании  действующих
помещений,   зданий,   сооружений,   благоустройстве   территорий    и
пешеходно-транспортной сети осуществляется должностными лицами органов
исполнительной  власти  Москвы,   органов   местного   самоуправления,
государственных  инспекций и органов архитектуры и градостроительства,
уполномоченных на то законодательными актами Российской  Федерации,  в
пределах их компетенции.
     Действия и  решения  указанных  должностных  лиц,  осуществляющих
контроль, могут быть обжалованы в суд в установленном порядке.

     Статья 8. Ответственность за нарушение настоящего Закона

     За нарушение     норм     настоящего    Закона    устанавливается
административная   и   иная   ответственность   в    соответствии    с
законодательством Российской Федерации.
     Административная ответственность  устанавливается  за   следующие
нарушения:
     - нарушение  установленного  порядка  разработки  и   утверждения
проектной    документации   без   учета   требований   государственных
градостроительных    нормативов    и     правил     по     обеспечению
беспрепятственного  передвижения,  доступа  инвалидов  и маломобильных
граждан к объектам социальной инфраструктуры и  пешеходно-транспортной
сети  города  влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от
десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда,  на  юридических
лиц  -  от  пятидесяти  до  ста  минимальных  размеров  оплаты труда и
должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров  оплаты
труда;
     - невыполнение  или  уклонение  от   исполнения   требований   по
обеспечению  доступа  инвалидов  и  маломобильных  граждан  к объектам
социальной,  транспортной и инженерной инфраструктур при строительстве
новых, реконструкции, капитальном и текущем ремонте действующих зданий
и  сооружений,  благоустройстве  территорий  и  дорог,  осуществляемых
балансодержателями,  арендаторами  и  пользователями этих объектов,  а
также строительными и ремонтно-строительными организациями  независимо
от  их  организационно-правовых  форм и форм собственности,  влечет за
собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от  пятидесяти  до
ста  минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц - от двадцати
до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
     Штрафы, взимаемые  за  вышеуказанные  административные нарушения,
зачисляются в бюджет города Москвы и  используются  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации и города Москвы.
     Неоднократное нарушение   норм   настоящего   Закона   в   период
строительства  и  проведения  ремонтных  работ  объектов  и территорий
юридическим лицом,  а также нарушение,  совершенное в  течение  одного
года  с момента наложения штрафа,  может явиться основанием ликвидации
юридического лица в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 61  ГК
РФ.

     Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу

     Настоящий Закон вступает в силу,  в соответствии с Законом города
Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О  законодательных  актах  города
Москвы",  со дня его официального опубликования, за исключением статьи
8.
     Статью 8  ввести  в  действие  через  6 календарных месяцев после
вступления в силу настоящего Закона.

Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
17 января 2001 г.
N 3
    

Печать
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru