клуб со зрительным (актовым) залом, библиотеку с читальным залом и лекционный зал на 100 человек, комнаты для занятий кружков художественной самодеятельности; кухню-столовую (с залом, обеспечивающим одновременное принятие пищи всеми обучающимися); медицинский пункт; помещения для мастерских; складские помещения под все виды имущества; парк для хранения бронетанковой, автомобильной и другой техники. Приложение N 2 к Инструкции (п.86) ПОЛОЖЕНИЕ о порядке изготовления и выдачи нагрудных знаков лицам, окончившим суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские корпуса 1. Нагрудные знаки установленных образцов выдаются лицам, окончившим суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские корпуса (далее именуются - училища). 2. Выпускникам кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусов и военно-музыкальных училищ вручается нагрудный знак, разрабатываемый органом управления военным образованием вида Вооруженных Сил (рода войск). Военно-оркестровой службой Вооруженных Сил Российской Федерации по согласованию с Управлением военного образования. Военно-мемориальным центром Вооруженных Сил Российской Федерации и утверждаемый Министром обороны Российской Федерации. 3. Нагрудные знаки вручаются на основании приказа по училищу при выпуске суворовцев, нахимовцев, воспитанников и кадет в торжественной обстановке с одновременным вручением аттестата о среднем (полном) общем образовании. 4. Нагрудные знаки лицами, окончившими училища, носятся в соответствии с Правилами ношения военной формы одежды военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. 5. В случае утери нагрудного знака или его порчи новый нагрудный знак не выдается. 6. О вручении нагрудного знака делается запись в книге учета и записи выданных аттестатов о среднем (полном) общем образовании (дипломов), золотых и серебряных медалей. 7. Изготовление нагрудных знаков и обеспечение ими училищ возлагается на Центральное вещевое управление Министерства обороны. 8. Начальники училищ ежегодно к 10 января направляют в военные округа (начальникам, которым училища подчинены) заявки на изготовление необходимого количества нагрудных знаков на следующий год. В заявках указывается, к какому сроку требуется выслать нагрудные знаки в училище. Военные округа (начальники, которым училища подчинены) составляют сводные заявки на изготовление нагрудных знаков и к 1 февраля представляют их в Центральное вещевое управление Министерства обороны. 9. Центральное вещевое управление Министерства обороны нагрудные знаки рассылает непосредственно в училище в соответствии с поступившими заявками. ОПИСАНИЕ нагрудных знаков для лиц, окончивших суворовские военные и нахимовские военно-морские училища а) Для лиц, окончивших суворовские военные училища. Нагрудный знак (рис. 1 ) для лиц, окончивших суворовские военные училища, представляет собой лавровый венок выпуклой формы. В верхней части лаврового венка размещается пятиконечная звезда золотистого цвета, в центре которой - круглое оксидированное поле с барельефом А.В.Суворова одного цвета с полем. В нижней части лаврового венка - красный эмалированный щиток, на котором расположена надпись "СВУ" золотистого цвета. Щиток покрывается красной эмалью. Лавровые ветви венка электрополированные, золотистого цвета. Нагрудный знак металлический. Размеры нагрудного знака: высота - 35 мм, ширина - 27 мм. На оборотной стороне нагрудного знака - приспособление для прикрепления знака к одежде. б) Для лиц, окончивших нахимовские военно-морские училища. Нагрудный знак (рис.2) для лиц, окончивших нахимовские военно-морские училища, представляет собой лавровый венок выпуклой формы, на который наложен якорь. На якоре и лавровом венке размещается пятиконечная звезда золотистого цвета, поверхность которой выполнена в виде расходящихся лучей. В центре звезды круглое голубого цвета поле с барельефом П.С.Нахимова золотистого цвета. В нижней части золотистой звезды - красный эмалированный щиток, на котором расположена надпись "НВМУ" золотистого цвета. Лавровые ветви венка и якорь электрополированные, серебристого цвета. Нагрудный знак металлический. Размеры нагрудного знака: высота - 35 мм, ширина - 27 мм. На оборотной стороне нагрудного знака - приспособление для прикрепления знака к одежде. НАГРУДНЫЙ ЗНАК для лиц, окончивших суворовские военные училища Смотри бумажный носитель Рис.1 НАГРУДНЫЙ ЗНАК для лиц, окончивших нахимовские военно-морские училища Смотри бумажный носитель Рис.2 Приложение N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 года N 25 ИНСТРУКЦИЯ по организации и проведению приема в суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские (морские кадетские, музыкальные кадетские) корпуса I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящая Инструкция определяет порядок и организацию работы с кандидатами для поступления на учебу в суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища, кадетские (морские кадетские, музыкальные кадетские) корпуса* , организацию и проведение конкурсных вступительных экзаменов, порядок зачисления кандидатов на первый курс училищ. -------------------------- * Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища, кадетские (морские кадетские, музыкальные кадетские) корпуса Министерства обороны Российской Федерации - училищами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом, Управление военного образования Министерства обороны Российской Федерации - Управлением военного образования. 2. В суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса со сроком обучения 2, 3 и 7 лет могут поступать несовершеннолетние граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте не старше 16, 15 и 11 лет соответственно (по состоянию на 31 декабря года поступления), окончившие 9, 8 или 4 класс общеобразовательного учреждения соответственно в году поступления, годные по состоянию здоровья, отвечающие требованиям профессионального психологического отбора и физической подготовленности. В военно-музыкальные училища, музыкальные кадетские корпуса могут поступать несовершеннолетние граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте не старше 16 лет (по состоянию на 31 декабря года поступления), имеющие основное общее образование, музыкальную подготовку в объеме детской музыкальной школы, владеющие, как правило, одним из духовых или ударными музыкальными инструментами, годные по состоянию здоровья и отвечающие требованиям профессионального психологического отбора. 2. В училища отбираются кандидаты, изучавшие в общеобразовательной школе один из иностранных языков, преподаваемых в училищах: английский, немецкий или французский; по профилю Военно-Морского Флота - английский; в военно-музыкальные училища и музыкальные кадетские корпуса - английский или немецкий. 4. Несовершеннолетние граждане-сироты, а также несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения родителей, поступающие в училище, зачисляются без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования. 5. Вне конкурса при положительной сдаче вступительных экзаменов в училище зачисляются: дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 20 лет и более; дети граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет в календарном исчислении 20 лет и более; дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы; дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов; дети военнослужащих, воспитывающиеся без матери (отца). 6. Заявление (рапорт) родителей (лиц, их заменяющих) о желании кандидата поступить в училище и необходимые документы принимаются от граждан Российской Федерации, проживающих на ее территории, военными комиссарами по месту жительства, а от граждан Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих за пределами Российской Федерации, соответственно командиром воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцируемой за ее пределами, или руководителем предприятия, организации, учреждения Российской Федерации* в период с 15 апреля по 15 мая. -------------------------- * Далее в тексте настоящей Инструкции военный комиссариат района (города), воинская часть, предприятие, организация, учреждение Российской Федерации, дислоцирующиеся за пределами Российской Федерации, для краткости будут именоваться военным комиссариатом. В заявлении (рапорте) оговаривается согласие родителей (лиц, их заменяющих) кандидатов на направление их после окончания училища для дальнейшего обучения в военное образовательное учреждение Министерства обороны. 7. К заявлению (рапорту) прилагаются следующие документы: личное заявление кандидата на имя начальника училища о желании учиться в данном училище; заверенная копия свидетельства о рождении; автобиография; копия документа установленного образца, подтверждающего российское гражданство кандидата и его родителей (для проживающих за пределами Российской Федерации); выписка из табеля успеваемости кандидата с оценками за 1-3 учебные четверти 4 (8, 9) класса с указанием изучаемого иностранного языка, заверенная гербовой печатью школы (для училищ со сроком обучения 7 лет, 3 и 2 года соответственно); педагогическая характеристика кандидата за подписями классного руководителя и директора школы, заверенная гербовой печатью школы; характеристика музыкальных способностей (для поступающих в военно-музыкальное училище или музыкальный кадетский корпус), подписанная директором детской музыкальной школы или военным дирижером; четыре фотокарточки размером 3х4 см (без головного убора, с местом для оттиска печати в правом нижнем углу); копия медицинского страхового полиса; карта медицинского освидетельствования кандидата к поступлению в училище, выданное военно-врачебной комиссией при военном комиссариате или гарнизонной военно-врачебной комиссией (вкладывается в личное дело кандидата); справка с места жительства родителей (лиц, их заменяющих) с указанием состава семьи и жилищных условий; копии документов, подтверждающие право кандидата на льготы при поступлении в училище: а) от детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, кроме того, представляются: заверенные свидетельство о смерти отца и матери; копия решения суда или органов местного самоуправления об установлении опеки (попечительства); документы от органа местного самоуправления, подтверждающие наличие или отсутствие жилой площади; заверенная копия удостоверения опекуна (попечителя); б) от остальных категорий, пользующихся правом внеконкурсного зачисления, кроме того, представляются: справка или выписка из личного дела военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы или умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного им при исполнении обязанностей военной службы, об исключении из списков воинской части; копия свидетельства о смерти, заверенные в установленном порядке; справка воинской части о прохождении военной службы по контракту в зоне военного конфликта в настоящее время, заверенная гербовой печатью; копия свидетельства о расторжении брака, выписка из домовой книги и финансово-лицевого счета (для детей военнослужащих, воспитывающихся без матери (отца); справка из воинской части о выслуге лет в календарном исчислении (20 лет и более) военнослужащего, заверенная гербовой печатью или заверенная копия удостоверения "Ветеран военной службы"; выписка из приказа об увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, если общая продолжительность военной службы составляет в календарном исчислении 20 лет и более, заверенная гербовой печатью. Подлинное свидетельство о рождении (паспорт), аттестат об основном общем образовании, свидетельство об окончании детской музыкальной школы (для поступающих в военно-музыкальное училище), табель успеваемости по итогам учебного года за 4 (8) класс, похвальный лист "За отличные успехи в учении", медицинский страховой полис и подлинные документы, подтверждающие право кандидата на льготы при поступлении, предъявляются кандидатом в приемную комиссию училища. 8. Отбор кандидатов для поступления в училища проводится в соответствии с указаниями заместителя Министра обороны Российской Федерации. На основании указаний штаб военного округа направляет соответствующие распоряжения в военные комиссариаты. Количество личных дел кандидатов, рассматриваемых для поступления в училища, может превышать установленную для военного округа численность, но не более чем на 10%. Отбор кандидатов производится из расчета три человека на одно учебное место. Выписку из распоряжений военным комиссариатам об отборе необходимого количества кандидатов штаб военного округа направляет в адрес начальников училищ и Управления военного образования к 25 апреля. 9. Оформление личных дел кандидатов для поступления в училища производится военными комиссариатами по месту жительства с 15 апреля по 1 июня. 10. Оформленные личные дела кандидатов с именными списками в соответствии с приложением N 1 настоящей Инструкции в 2-х экземплярах направляются военным комиссариатом области (края, республики) к 20 июня в соответствующие училища (по профилю Военно-Морского Флота - в соответствующую комиссию к 5 июня). Оформленные за пределами Российской Федерации личные дела кандидатов с именными списками в соответствии с приложением N 1 настоящей Инструкции в 2-х экземплярах направляются к 10 июня в Управление военного образования (по профилю Военно-Морского Флота - к 20 мая). Личные дела кандидатов, оформленные на территории Российской Федерации, принимаются в училища только после их рассмотрения отборочными комиссиями областных (республиканских, краевых) военных комиссариатов. Поступившие в училища личные дела кандидатов и именные списки регистрируются в кадровом органе училищ в соответствии с требованиями нормативных документов. 11. Отбор кандидатов для поступления в училища производится приемной комиссией училища, которая создается приказом начальника училища на период с 20 июня по 15 августа (по профилю Военно-Морского Флота - с 5 июня по 30 июля). Приемные комиссии училищ обязаны в срок до 10 июля (по профилю Военно-Морского Флота - до 25 июня) направить в военные комиссариаты областей (краев, республик) списки кандидатов (2-й экземпляр именного списка в соответствии с приложением N 1 к настоящей Инструкции), допущенных к конкурсным вступительным экзаменам, а также списки кандидатов, которым отказано в допуске к вступительным экзаменам, с указанием причины отказа. 12. В состав приемной комиссии включаются: начальник училища (председатель), заместитель начальника училища по учебной работе - начальник учебного отдела (заместитель), заместители начальника училища, начальник группы профессионального психологического отбора, командиры рот, батарей (далее именуются - роты) первого курса, старшие преподаватели русского языка и литературы, математики, физической подготовки, соответствующих специальных музыкальных дисциплин, начальник медицинской службы, начальник отделения кадров и строевого, один из помощников начальника учебного отдела (отделения) - секретарь. Кроме этого, в приказе начальника училища объявляются составы военно-врачебной и экзаменационных комиссий по предметам (дисциплинам), выносимых на конкурсные вступительные экзамены, комиссий по проверке физической подготовленности кандидатов и психологической готовности к обучению в училище, комиссия по проведению собеседования с кандидатами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В приказе определяются задачи по организации порядка работы членов приемной комиссии в период ее работы и другие вопросы. Для контроля за соблюдением правил приема кандидатов по решению заместителя Министра обороны Российской Федерации и начальников, которым училища подчинены, могут направляться представители органов управления военным образованием. 13. Заседания приемной комиссии училища проводятся: по вопросам рассмотрения личных дел и утверждения именных списков кандидатов, допущенных к сдаче вступительных экзаменов; утверждения именных списков кандидатов, которым отказано в допуске к сдаче вступительных экзаменов; рассмотрения и утверждения именных списков кандидатов, имеющих право на зачисление в училище без сдачи вступительных экзаменов, на внеконкурсное зачисление, а также кандидатов, закончивших соответствующий класс общеобразовательного учреждения, с отличными оценками по всем предметам (кроме пения и рисования) и награжденных похвальным листом "За отличные успехи в учении"; утверждения списков кандидатов, подлежащих отчислению как не сдавших вступительный экзамен, не отвечающих требованиям профессионального психологического отбора, физической подготовленности, негодных к обучению в училище по состоянию здоровья и не прошедших по конкурсу, конкурсного списка кандидатов и другие. 14. Приемная комиссия училища равномерно распределяет кандидатов по группам с учетом изучаемого языка, владения музыкальным инструментом, места жительства. Секретарь приемной комиссии готовит необходимые материалы для проведения вступительных экзаменов. Именной список кандидатов, отобранных приемной комиссией училища и допущенных к сдаче вступительных экзаменов, оформляется в соответствии с приложением N 2 к настоящей Инструкции и вывешивается для ознакомления родителей (лиц, их заменяющих). Заседания приемной комиссии оформляются протоколами в соответствии с приложением N 3 к настоящей Инструкции, которые подписываются всеми членами приемной комиссии и утверждаются ее председателем. 15. Кандидаты, отобранные приемной комиссией училища, распоряжением военного комиссара области (края, республики) направляются в сопровождении офицеров (прапорщиков, мичманов) в училища к 31 июля (по профилю Военно-Морского Флота - к 14 июля). Начальник училища определяет порядок постановки на воинский учет и снятия с него представителей военных комиссариатов, прибывших во главе команд кандидатов, место их проживания и порядок работы. Полномочия представителя удостоверяются соответствующими документами. 16. Начальник училища организует работу с родителями (лицами, их заменяющими) кандидатов. Она должна обеспечивать полную гласность при организации и проведении набора. Перед началом вступительных экзаменов проводится родительское собрание, на котором доводится информация о предназначении училища, порядке комплектования 1 курса, организации и проведении вступительных экзаменов, проверок по физической подготовке и профессиональной психологической пригодности, окончательного медицинского освидетельствования, о порядке и форме проведения собеседования с кандидатами из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доводятся критерии оценки по вступительным экзаменам. Объявляется порядок доведения до кандидатов и родителей (лиц, их заменяющих) результатов вступительных экзаменов и проверок, время ознакомления желающих с письменными работами и порядок подачи апелляции. Разъясняется, в какие военные образовательные учреждения Министерства обороны направляются выпускники училища, и порядок их распределения. Указывается время и место приема посетителей председателем приемной комиссии и его заместителем. После окончания экзаменов на родительском собрании объявляются проходной балл, списки зачисленных, обосновывается зачисление всех обучающихся, не набравших проходной балл, но имеющих право на внеконкурсное зачисление в училище. II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С КАНДИДАТАМИ В УЧИЛИЩЕ 17. На период работы приемной комиссии в училище решением начальника училища могут вводиться временные пропуска, выдаваемые лицам, привлекаемым к проведению и обеспечению набора. 18. Кандидаты прибывают в училище в составе команд, возглавляемых представителем военного комиссариата. О прибытии команды кандидатов кадровым органом училища делается соответствующая запись в командировочном предписании представителя военного комиссариата. Начальник отделения кадров и строевого совместно с командирами рот первого курса распределяет кандидатов по ротам и группам согласно именным спискам. 19. Офицеры-воспитатели выдают кандидатам экзаменационные листы в соответствии с приложением N 4 к настоящей Инструкции, сообщают звание, фамилию, имя, отчество председателя и членов приемной комиссии, офицеров и прапорщиков рот, порядок распределения выпускников, знакомят с расположением училища, доводят расписание экзаменов и консультаций, распорядок дня училища на период вступительных экзаменов, правилами поведения кандидатов на его территории и в помещениях, а также другие требования, предъявляемые к кандидатам. Кандидатам запрещается: выходить за территорию училища без разрешения офицера-воспитателя, употреблять спиртные напитки, наркотические и токсические средства, курение, оскорбление товарищей, неуважительное отношение к старшим. 20. Все кандидаты при необходимости обеспечиваются бесплатным жильем и питанием по установленным нормам довольствия как для обучающихся. Каждому кандидату при необходимости определяется место в спальном помещении и указываются места для подготовки к вступительным экзаменам. В училище в период с 7 по 10 августа (по профилю Военно-Морского Флота - с 22 по 25 июля) проводится обязательная помывка кандидатов с заменой только постельного белья. 21. Личные вещи кандидатов хранятся в отведенных для этого помещениях с оформлением описи в трех экземплярах: один экземпляр хранится у кандидата, второй - у старшины роты, третий - вкладывается в чемодан (сумку) кандидата. 22. Запрещается использовать кандидатов на хозяйственных работах, кроме уборки учебных классов, территории училища и расположения роты. 23. Кандидаты, нарушающие установленные правила поведения и не выполняющие предъявляемых к ним требований, к сдаче вступительных экзаменов не допускаются и откомандировываются к месту постоянного проживания родителей (лиц, их заменяющих) с обязательным указанием причин откомандирования. Отправка отчисленных кандидатов осуществляется после приобретения проездного документа к месту жительства родителей (лиц, их заменяющих) и возлагается на представителя военного комиссариата. Отправка кандидатов после 17.00 без сопровождения старших не рекомендуется. III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ 24. Прием в училище производится с 1 по 15 августа (по профилю Военно-Морского Флота - с 15 по 30 июля). 25. В ходе проведения вступительных экзаменов каждому кандидату определяется категория профессиональной пригодности в целях выявления психологических и психофизиологических качеств и истинных мотивов поступления в училище, а также проводится окончательное медицинское освидетельствование и проверка физической подготовленности. 26. Определение категории профессиональной пригодности включает социально-психологическое изучение и психофизиологическое обследование кандидата и проводится специалистами группы профессионального психологического отбора. Психологическая готовность кандидата к обучению в училище определяется на основании изучения и оценки военно-профессиональной направленности, общего интеллектуального развития, адаптационных способностей и нервно-психической устойчивости. В результате социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования определяется категория профессиональной пригодности. 27. По итогам профессионального психологического отбора выносится одно из заключений по зачислению кандидата в училище: "рекомендуется в первую очередь", "рекомендуется", "рекомендуется условно", "не рекомендуется". Общее заключение выносится на основании методик профессионального психологического отбора кандидатов. Методики утверждаются начальником Управления военного образования. 28. Вступительные экзамены проводятся по предметам: в училищах со сроком обучения 2 и 3 года - русский язык (диктант), математика (письменно) в объеме программы 9 и 8 классов общеобразовательного учреждения соответственно; в училищах со сроком обучения 7 лет - русский язык (диктант), математика (письменно) в объеме программы начального общего образования общеобразовательного учреждения; в военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах - русский язык (диктант) в объеме программы основного общего образования и музыкальные дисциплины (музыкальный инструмент, сольфеджио, элементарная теория музыки) в объеме программы детской музыкальной школы. Кандидаты, поступающие в военно-музыкальные училища и музыкальные кадетские корпуса, кроме того, проходят проверку данных, необходимых для обучения игре на духовых и ударных музыкальных инструментах. 29. С кандидатами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводится собеседование после их медицинского обследования. Вопросы для собеседования разрабатываются приемной комиссией училища на основе рекомендаций Управления военного образования. Содержание вопросов должно быть направлено на выяснение уровня общего развития кандидата, его общеобразовательной подготовки, общеучебных умений и навыков; возможности освоения кандидатом программы обучения; его психологической готовности к обучению в училище. Собеседование проводится индивидуально с каждым кандидатом в отдельной комнате с соблюдением максимального такта и внимательного отношения к кандидату. Вопросы ставятся четко и ясно. Члены приемной комиссии, проводящие собеседование, должны убедиться в том, что заданный вопрос понятен кандидату, предоставить ему время для обдумывания, терпеливо и внимательно выслушать его ответ. Содержание вопросов, задаваемых кандидату, его ответы должны обстоятельно фиксироваться в листе собеседования. Для проведения собеседования привлекаются заместитель начальника училища по воспитательной работе, старшие преподаватели русского языка и литературы, математики, специалисты группы профессионального психологического отбора, секретарь приемной комиссии. По результатам собеседования составляется протокол с конкретным предложением по зачислению в училище, с указанием причин, по которым принимается то или иное решение. Протокол, подписанный членами комиссии, утверждается председателем приемной комиссии. 30. Кандидаты, имеющие отличные оценки по всем предметам (кроме пения и рисования) и награжденные похвальным листом "За отличные успехи в учении", сдают вступительный экзамен только по математике (письменно). При получении оценки "5" ("отлично") они освобождаются от дальнейшей сдачи вступительных экзаменов, а при получении оценки "4" ("хорошо") или "3" ("удовлетворительно") сдают экзамены на общих основаниях. Кандидаты, поступающие в военно-музыкальное училище и музыкальный кадетский корпус, имеющие отличные оценки по всем предметам (кроме рисования) и награжденные похвальным листом "За отличные успехи в учении", закончившие детскую музыкальную школу, сдают экзамен только по музыкальным дисциплинам. При получении оценок "5" ("отлично") они освобождаются от дальнейшей сдачи вступительных экзаменов, а при получении оценки "4" ("хорошо") или "3" ("удовлетворительно") сдают экзамены на общих основаниях. 31. К вступительным экзаменам допускаются только кандидаты, направленные в училища военными комиссариатами областей (краев, республик). В исключительных случаях к вступительным экзаменам могут допускаться кандидаты с разрешения начальника Управления военного образования и начальников, которым училища подчинены после оформления личного дела в военном комиссариате. 32. Численность экзаменационной группы кандидатов не должна превышать 30-35 человек. Списки кандидатов составляются по группам, затем подготавливаются экзаменационные ведомости в соответствии с приложением N 5 к настоящей Инструкции и экзаменационные листы кандидатов. Кандидаты из числа отличников, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении могут объединяться при проведении вступительных экзаменов в отдельные группы. 33. Расписание вступительных экзаменов, проверки физической подготовленности кандидатов, их психологической готовности к обучению и окончательное медицинское освидетельствование должно доводиться до кандидатов не позднее чем за 2 дня до их начала. Фамилии экзаменаторов в расписании не указываются. В один день для группы планируется не более одного экзамена, перерыв между ними для группы должен быть не менее 2 дней. При составлении расписания предусматривается проведение консультаций по предметам, выносимым на вступительные экзамены. Физическая подготовленность кандидатов проверяется: по подтягиванию на перекладине, бегу на 60 метров и кроссу на 2000 метров по нормативам для обучающихся в 8 и 9 классах общеобразовательных учреждений; по подтягиванию на перекладине, бегу на 60 метров для обучающихся в 4 классах общеобразовательных учреждений. Общая оценка по физической подготовленности выставляется кандидату в соответствии с требованиями примерной образовательной программы "Физическая культура", рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. 34. Управлением военного образования ежегодно до 25 мая разрабатываются тексты письменных работ для вступительных экзаменов и рассылаются в училища к 25 июля (в училища по профилю Военно-Морского Флота - к 10 июля). Экзаменационные билеты и тексты письменных работ для вступительных экзаменов по музыкальным дисциплинам разрабатываются непосредственно в училищах и утверждаются начальниками училищ. Проверка наличия необходимых данных для обучения игре на духовых и ударных музыкальных инструментах у кандидатов, поступающих в музыкальный кадетский корпус, осуществляется в объеме требований к поступающим в детскую музыкальную школу по классу духовых и ударных музыкальных инструментов. Порядок проведения вступительных экзаменов разрабатывается Управлением военного образования. 35. Для проведения вступительного экзамена председателем приемной комиссии назначаются экзаменаторы в каждую группу кандидатов. Один из экзаменаторов назначается старшим экзаменационной группы, и он отвечает за организацию и проведение экзамена. Председатель приемной комиссии инструктирует членов экзаменационной комиссии перед началом экзамена. Вступительные экзамены от кандидатов принимаются штатными преподавателями училищ. В классы, выделенные для проведения вступительных экзаменов, допускаются только кандидаты, экзаменаторы и члены приемной комиссии, а также представители органов управления военным образованием, прибывшие для контроля за соблюдением правил приема кандидатов в училище. 36. Кандидаты прибывают на вступительные экзамены в составе групп, имея при себе экзаменационные листы, письменные принадлежности, музыкальные инструменты и ноты исполняемых музыкальных произведений. 37. Кандидаты, не прибывшие на один из экзаменов без уважительных причин, к дальнейшей сдаче вступительных экзаменов не допускаются. О невозможности сдавать вступительные экзамены по состоянию здоровья или другим уважительным причинам кандидат обязан доложить командиру роты или офицеру-воспитателю. Время сдачи пропущенного вступительного экзамена определяется председателем приемной комиссии. В данном случае оформляется отдельная экзаменационная ведомость. 38. Перед началом письменного экзамена по русскому языку и математике до кандидатов доводится порядок его проведения. Экзаменаторы собирают экзаменационные листы и выдают титульные листы и листы-вкладыши, оформленные в соответствии с приложениями N 6 и 7 к настоящей Инструкции. Титульный лист заполняется экзаменующимся. На экзамене по математике каждому кандидату выдается карточка-задание. 39. Для экзаменов по математике отводится 4 астрономических часа, по русскому языку - 1 академический час (45 минут). Время определяется с момента окончания оформления титульного листа, получения карточки-задания. При написании диктанта экзаменатор прочитывает вслух весь текст, затем диктует его по предложениям и снова зачитывает для проверки написанного самими кандидатами. Дополнительное время на самостоятельную проверку диктанта кандидатам не предоставляется. Задания по математике переписываются полностью и решаются в последовательности, удобной для экзаменующегося. Экзамен по русскому языку (диктант) проводится только в составе группы численностью не более 30-35 человек. Проведение экзамена по математике возможно в составе нескольких групп, исходя из наличия соответствующих помещений в училище. 40. Для написания музыкального диктанта по сольфеджио отводится 30 минут. Время определяется с момента первого проигрывания. В качестве музыкального диктанта используется одноголосная мелодия в объеме восьми тактов, написанная в натуральном мажоре или в одном из видов минора, в простом размере. Музыкальный диктант для написания кандидатами проигрывается 12 раз. Перед первым проигрыванием кандидату сообщается количество ключевых знаков тональности и проигрывается тоническое трезвучие для ладовой настройки. Дополнительное время на самостоятельную проверку диктанта кандидатам не предоставляется. 41. После сдачи экзамена титульные листы и листы-вкладыши сдаются экзаменаторам, которые, предварительно сверив данные, указанные в титульных листах, возвращают кандидатам экзаменационные листы. По окончании экзамена все письменные работы сдаются секретарю приемной комиссии. 42. Письменные работы представляются на проверку под шифром без указания фамилии поступающего. Шифр на каждом титульном листе и листе-вкладыше проставляет лично председатель приемной комиссии училища в присутствии своего заместителя, секретаря приемной комиссии училища и представителя органа управления военным образованием, проверяющего соблюдение правил приема в училище. Делать какие-либо пометки на них, позволяющие раскрыть авторство, не разрешается. Зашифрованные титульные листы хранятся в опечатанном сейфе заместителя председателя приемной комиссии, а листы-вкладыши - секретаря приемной комиссии. Сейфы с титульными листами и листами-вкладышами могут опечатываться печатью представителя органа управления военным образованием. 43. Проверка письменных работ производится членами экзаменационной комиссии по предмету в специально выделенном для этой цели помещении в присутствии председателя приемной комиссии или его заместителя. При обнаружении на листах-вкладышах подписи или других надписей, не относящихся к работе, письменная работа проверяется двумя экзаменаторами. Оценка по русскому языку, математике и сольфеджио проставляется на листе-вкладыше (нотном листе) и заверяется подписью экзаменатора (экзаменаторов). 44. При проверке диктанта по русскому языку экзаменатор аккуратно подчеркивает орфографическую или пунктуационную ошибку. На полях условными знаками обозначаются ошибки: I - орфографические, V - пунктуационные. Другие знаки для пояснения ошибок делать запрещается. Все записи делаются только красным цветом. 45. Проверив диктант, экзаменатор подсчитывает и записывает на листе-вкладыше количество ошибок по видам дробью (в числителе - орфографические, в знаменателе - пунктуационные). После этого экзаменатор выставляет оценку за диктант и расписывается. 46. При проверке письменных работ по математике экзаменатор подчеркивает неверный знак, цифру, результат. На полях условным знаком отмечает результат проверки ("+" - верное решение, "-" - задание не выполнено, "+/-" - задание выполнено с незначительной ошибкой). После этого экзаменатор на листе-вкладыше условными знаками записывает количество верно и неверно решенных примеров (задач) в порядке, изложенном в билете. После подсчета положительно оцененных примеров (задач) экзаменатор выставляет оценку и расписывается. 47. При проверке музыкального диктанта по сольфеджио экзаменатор обводит кружком неверные ноты, остальные ошибки (размер, тональность, группировка длительностей, ритмический рисунок и другие) указываются прописью над местом ошибки. 48. По окончании проверки письменная работа передается секретарю приемной комиссии для расшифровки. После этого члены экзаменационных комиссий, проверяющие работы, проставляют оценки в экзаменационные ведомости и расписываются в них. 49. Председатель экзаменационной комиссии по предмету проверяет правильность выставления оценок по всем работам с оценками "5" ("отлично") и "2" ("неудовлетворительно"), а также проверяет не менее 5 % остальных письменных работ и подтверждает своей подписью выставленные оценки. 50. Прием вступительных экзаменов по духовому или ударным музыкальным инструментам, сольфеджио и элементарной теории музыки (устно) проводится в объеме приемных требований. 51. Результаты вступительных экзаменов оцениваются: "5" ("отлично"), "4" ("хорошо"), "3" ("удовлетворительно"), "2" ("неудовлетворительно"). Экзаменационная оценка ставится цифрой и прописью сначала в экзаменационную ведомость, а затем в экзаменационный лист поступающего. Экзаменаторам запрещается вносить исправления в оценки, выставленные по результатам вступительных экзаменов. Исправление оценки при ошибочной ее записи допускается только с ведома экзаменационной комиссии по решению председателя приемной комиссии, о чем оформляется протокол ее заседания. Результаты письменных экзаменов кандидатов вывешиваются для сведения родителей (лиц, их заменяющих) на доску информации не позднее чем за 1 день до начала проведения следующего экзамена. Повторная сдача экзаменов запрещается. Кандидаты, получившие оценку "2" ("неудовлетворительно") на вступительном экзамене, или не годные по состоянию здоровья, или не отвечающие требованиям профессионального психологического отбора и физической подготовленности, к сдаче последующих вступительных экзаменов не допускаются и приказом начальника училища откомандировываются к месту постоянного проживания родителей (лиц, их заменяющих). Ознакомление с письменными работами и апелляция проводятся в день объявления оценки за вступительный экзамен. На апелляции обязаны присутствовать председатель приемной комиссии, его заместитель, председатель экзаменационной комиссии по предмету и преподаватели по предмету. IV. ЗАЧИСЛЕНИЕ НА ПЕРВЫЙ КУРС УЧИЛИЩА 52. Зачисление на первый курс училища производится приказом начальника училища на основании данных приемной комиссии о результатах персонального изучения и медицинского освидетельствования кандидатов, конкурсных вступительных экзаменов, проверки состояния их физической подготовленности и психологической готовности к обучению в училище. 53. Предложения по зачислению кандидатов в училище, конкурсные списки готовят члены приемной комиссии с учетом необходимости в наборе определенного количества обучающихся, изучающих различные иностранные языки. В военно-музыкальное училище и музыкальный кадетский корпус зачисление кандидатом проводится с учетом формирования курсового духового оркестра. Приемная комиссия училища в первую очередь рассматривает и решает вопрос о зачислении в училище кандидатов: имеющих право на зачисление в училище без сдачи вступительных экзаменов; имеющих право на внеконкурсное зачисление; закончивших курс начального или основного общего образования с отличными оценками (кроме пения и рисования), получивших на первом экзамене оценку "5" ("отлично"); остальных кандидатов в порядке конкурсного отбора. 54. Перед заключительным заседанием приемной комиссии начальник училища докладывает заместителю Министра обороны Российской Федерации через Управление военного образования и начальнику, которому училище подчинено, о предварительных результатах работы комиссии. 55. Кандидаты, допущенные к сдаче вступительных экзаменов распоряжением имеющих на это право начальников, зачисляются в училище на общих основаниях в установленном порядке. 56. Проходной конкурсный балл определяется по результатам сдачи вступительных экзаменов участвующими в конкурсе кандидатами и объявляется перед заключительным заседанием приемной комиссии. 57. Начальнику училища разрешается зачислять на первый курс на 10% сверх установленной штатной численности переменного состава этого курса. Превышение указанной численности разрешается в исключительных случаях только по указанию Министра обороны Российской Федерации. Приказ о зачислении кандидатов на первый курс издается начальником училища не позднее двух дней после окончания работы приемной комиссии. Приказ объявляется всем кандидатам, списки зачисленных на 1 курс училища вывешиваются на доске информация и доводятся при необходимости родителям (лицам, их заменяющим). Дополнительное зачисление в училище на 1 курс после издания приказа запрещается. 58. Зачисленным в училище выдается удостоверение обучающегося по форме согласно приложению N 8 к настоящей Инструкции. 59. Комплектование рот первого курса проводится, как правило, из числа кандидатов, сдававших вступительные экзамены в группах данной роты с учетом изучающих разные иностранные языки. При этом равномерно распределяются по ротам и взводам зачисленные кандидаты, пользовавшиеся льготами при поступлении. Обучающиеся нового набора, начиная с 16 августа ( в училище на 1 курсе по профилю Военно-Морского Флота - с 1 августа), проходят подготовительный период обучения в училище или стационарном учебном лагере в соответствии с программами обучения. 60. Кандидаты, не зачисленные в училище, направляются в сопровождении представителей военных комиссариатов к родителям (лицам, их заменяющих). Личные дела данных кандидатов направляются в соответствующие областные (краевые, республиканские) военные комиссариаты не позднее чем через 10 дней после окончания работы приемной комиссии. Каждому кандидату, не зачисленному в училище, выдается справка о результатах вступительных экзаменов, подписанная секретарем приемной комиссии и заверенная гербовой печатью училища. Второй экземпляр справки вкладывается в личное дело кандидата. Форма справки о результатах вступительных экзаменов разрабатывается в училище. 61. Экзаменационные работы кандидатов, вопросы для собеседования с кандидатами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, протоколы собеседований с ними, а также протоколы заседаний приемной комиссии училища и другие материалы по комплектованию первого курса хранятся в училище в течение всего цикла обучения. Приложение N 1 к Инструкции (п. 10) ИМЕННОЙ СПИСОК кандидатов, отобранных для поступления в ---------------- отборочной комиссией ------------------------- областного (краевого, республиканского) военного комиссариата в 20---- году -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | NN | Фамилия, | Число, | Краткие | Оценка в табеле за 3 четверть | Средний | Оценка по | Изучаемый | Каким | Данные школьной | Решение | | п.п. | имя, | месяц, | сведения о | | балл | поведению | иностранный | военным | характеристики | приемной | | | отчество | год, | родителях |------------------------------------------| успеваемости | | язык | комиссариатом | | комиссии | | | | рождения | | по | по | по физической | в 3 | | | направлен | (характеризуется | училища | | | | | | русскому | математике | подготовке | четверти | | | | положительно; | | | | | | | языку | | | | | | | отмечаются | | | | | | | | | | | | | | недостатки) | | |------|----------|----------|------------|----------|---------------|---------------|---------------|-----------|-------------|-----------------|------------------|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |------|----------|----------|------------|----------|---------------|---------------|---------------|-----------|-------------|-----------------|------------------|----------| | | | | | | | | | | | | | | |------|----------|----------|------------|----------|---------------|---------------|---------------|-----------|-------------|-----------------|------------------|----------| Председатель отборочной комиссии -------------------------- областного (краевого, республиканского) военного комиссариата ------------------- ---------------------------------------------------------------------- (должность, воинское звание, подпись, и.о.фамилия) "---"------- 20--- г. Приложение N 2 к Инструкции (п. 14) ИМЕННОЙ СПИСОК (по группам) кандидатов, отобранных приемной комиссией ------------------------ (наименование училища) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Фамилия, | Число, | Краткие | Областной | Оценка на | Результаты: | Решение | | п/п | имя, | месяц, | сведения | (краевой, | вступительных | | приемной | | | отчество | год | о родителях | республиканский) | экзаменах: | | комиссии | | | | рождения | | военный |-----------------------|--------------------------------------------------------------| о зачислении | | | | | | комиссариат, | русский | математика | профессионального | физической | медицинского | или | | | | | | откуда прибыл | язык | | психологического | подготовленности | освидетельствования | незачислении | | | | | | кандидат | | | отбора | | | кандидата | |-----|----------|----------|-------------|------------------|---------|-------------|-------------------|-------------------|----------------------|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |-----|----------|----------|-------------|------------------|---------|-------------|-------------------|-------------------|----------------------|--------------| | | | | | | | | | | | | |-----|----------|----------|-------------|------------------|---------|-------------|-------------------|-------------------|----------------------|--------------| Председатель приемкой комиссии --------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (должность, воинское звание, подпись, и.о.фамилия) "---"-----------20---- г. Приложение N 3 к Инструкции (п.14) УТВЕРЖДАЮ Начальник --------------------------- (наименование училища) ------------------------------------- (воинское звание ------------------------------------- подпись, и. о. фамилия) "---"---------- 20---- года ПРОТОКОЛ N ---------- заседания приемной комиссии ------------------------ (наименование училища) (Излагаются рассматриваемые вопросы и краткое содержание выступлений членов приемной комиссии). Члены: ---------------------------------------------------------- (воинское звание) (подпись) (и. о. фамилия) ---------------------------------------------------------------------- (воинское звание) (подпись) (и. о. фамилия) ---------------------------------------------------------------------- (воинское звание) (подпись) (и. о. фамилия) и. т. д. "---"----------- 20 ---- г. Приложение N 4 к Инструкции (п.19) А. Оценки, полученные на конкурсных вступительных экзаменах: ---------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Дата | Оценки | Фамилии и | Подписи | | п/п | экзаменов | проведения | | инициалы | экзаменаторов | | | | экзамена | | экзаменаторов | | |-----|--------------|------------|-------------|----------------|---------------| | 1 | Русский язык | | | | | | | (письменно) | | | | | |-----|--------------|------------|-------------|----------------|---------------| | 2 | Математика | | | | | | | (письменно) | | | | | |-----|--------------|------------|-------------|----------------|---------------| Б. Результаты проверки физической подготовленности -------------- ---------------------------------------------------------------------- (общая оценка) В. Результаты окончательного медицинского освидетельствования --- ---------------------------------------------------------------------- (годен, не годен по статье) Г. Результаты профессионального психологического отбора --------- ---------------------------------------------------------------------- (рекомендуется, не рекомендуется) Д. Решение приемной комиссии ------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------- (зачислен, не зачислен, причины) Секретарь приемной комиссии ------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (воинское звание, подпись, и. о. фамилия) "---"--------- 20 ---- г. (Правая сторона экзаменационного листа) ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ЛИСТ N ---- ---------------------------------------------------------------------- (наименование училища) Фамилия --------------------------------------------------------- Имя ------------------------------ Отчество -------------------------- Прибыл для сдачи конкурсных вступительных экзаменов из ---------- ---------------------------------------------------------------------- (наименование областного (краевого, республиканского) военного комиссариата) Изучаемый иностранный язык -------------------------------------- Выдан "----"-------------- 20 ---- г. Секретарь приемной комиссии ------------------------------------- (воинское звание, подпись, и. о. фамилия) Фотокарточка, скрепленная гербовой печатью училища -------------------------- (личная подпись кандидата) (Левая сторона экзаменационного листа) Приложение N 5 к Инструкции (п.32) ---------------------------------------------------------------------- (наименование училища) ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ N --- конкурсного вступительного экзамена по -------------------------- ---------------------------------------- Группа N -------------------- (наименование предмета, дисциплины) Экзаменаторы: 1. ------------------------------------------------ 2. -------------------------------------------------------------- 3. -------------------------------------------------------------- "---"----------- 20 ---- г. ---------------------------------------------------------------------- | N | Фамилия, | Номер | Оценка | Подпись | | п/п | имя, отчество | экзаменационного | | экзаменатора | | | кандидата | листа | | | |-----|---------------|------------------|--------|------------------| | | | | | | |-----|---------------|------------------|--------|------------------| Итого: "отлично" ------------------------------------------------------- "хорошо" -------------------------------------------------------- "удовлетворительно" --------------------------------------------- "неудовлетворительно" ------------------------------------------- Председатель экзаменационной комиссии --------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (воинское звание, подпись, и. о. фамилия) Члены комиссии -------------------------------------------------- (воинское звание, подпись, и. о. фамилия) ---------------------------------------------------------------------- (воинское звание, подпись, и.о. фамилия) Приложение N 6 к Инструкции (п.38) ---------------------------------------------------------------------- (наименование училища) "---"--------- 20 ---- г. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ группа N ----- шифр ----------- Письменный экзамен по ------------------------- Вариант N ------------ Кандидат ------------------------------------------------------------- (фамилия, имя и отчество) ---------------------------------------------------------------------- Школа ---------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (указать N, населенный пункт, район, область) Приложение N 7 к Инструкции (п.38) ---------------------------------------------------------------------- (наименование училища) "---"--------- 20 ---- г. ЛИСТ-ВКЛАДЫШ --------------------- шифр ------------ (оценка) Вариант N ------------ Приложение N 8 к Инструкции (п.58) УДОСТОВЕРЕНИЕ N ------- ----------------------------------------------------------------------- | | Число, месяц, год и место | | Предъявитель сего ----------------| рождения ---------------------- | | (фамилия, | ------------------------------- | | --------------------------------- | ------------------------------- | | имя, отчество) | | | является ------------------------ | Зачислен на 1 курс (--- класс) | | (суворовцем, нахимовцем, кадетом) | приказ N ----- от ------------- | | | Нач. ОКиС --------------------- | | --------------------------------- | | | (наименование училища) | М.П. | | -------------- | Переведен на 2 курс (--- класс) | | | Место для | | пр. N ----- от ---------------- | | | фотографии | | М.П. Нач.ОКиС------------------ | | -------------- | | | | Переведен на 3 курс (--- класс) | | Начальник ----------------------- | пр.N ----- от ----------------- | | --------------------------------- | М.П. Нач.ОКиС------------------ | | (наименование училища) | | | --------------------------------- | | | --------------------------------- | и т.д. | | (воинское звание) | | | --------------------------------- | | | (подпись) | | ----------------------------------------------------------------------- М.П. Личная подпись ---------------- Приложение N 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 года N 25 ИНСТРУКЦИЯ по организации и планированию образовательного процесса в суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно - музыкальных училищах и кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусах I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящая Инструкция определяет организацию и планирование образовательного процесса, проверку и оценку знаний и поведения суворовцев, нахимовцев, воспитанников и кадет, организацию командирской подготовки и методической работы в суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах, кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусах*. Настоящая Инструкция определяет перечень, содержание и форму основных документов планирования учебно-воспитательного процесса, которые являются обязательными для всех училищ. -------------------------- * Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища, кадетские (морские кадетские, музыкальные кадетские) корпуса Министерства обороны Российской Федерации - училищами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом, Управление военного образования Министерства обороны Российской Федерации - Управлением военного образования. 2. Училища в организации и планировании образовательного процесса руководствуются законодательством Российской Федерации, образовательными программами Министерства образования Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, учебными планами и программами, согласованными с командирами (начальниками), которым подчинены училища, служебными документами Министерства обороны и настоящей Инструкцией. 3. Образовательная деятельность является основным видом деятельности училища. Образовательный процесс включает в себя: работу по обучению, воспитанию и развитию обучающихся; командирскую подготовку офицеров и прапорщиков (мичманов); методическую работу; профессиональную подготовку и повышение квалификации офицеров (прапорщиков, мичманов) и преподавателей; мероприятия по материально-техническому обеспечению учебных занятий. Непосредственным организатором и руководителем образовательного процесса является начальник училища. Под его руководством и при личном участии учебный отдел (отделение), отделение воспитательной работы, службы материально-технического обеспечения проводят планирование образовательного процесса и контроль за его проведением. К разработке общеучилищных документов привлекаются заместители начальника училища, начальники служб, командиры рот, батарей (далее именуются - роты), методист училища и старшие преподаватели. Планирование должно обеспечить полное и точное выполнение учебного плана и программ обучения в соответствии с Государственными образовательными стандартами; правильную последовательность изучения учебного материала, наиболее целесообразное использование учебной материально-технической базы, техники и вооружения в целях образовательного процесса. 4. Воспитательная работа планируется под руководством заместителя начальника училища по воспитательной работе. II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 5. Учебная работа является важнейшей составной частью образовательной деятельности училища. Обучение, воспитание и развитие обучающихся осуществляются в ходе учебных занятий, внеклассных и общественных мероприятий, выполнения обучающимися правил поведения и соблюдения внутреннего порядка, установленного в училище, текущего контроля успеваемости и качества подготовки обучающихся, а также государственной (итоговой) аттестации выпускников. 6. Основу образовательного процесса составляет учебная и воспитательная работа с обучающимися под руководством преподавателей и офицеров (прапорщиков, мичманов) рот, осуществляемая в течение всего срока обучения в училище. Образовательный процесс в училище организуется и проводится на учебных занятиях в классах (оркестровых студиях), учебных кабинетах, лабораториях, на практических полевых занятиях в стационарном учебном лагере (в ходе морской практики), в спортивных залах, на факультативных и кружковых занятиях, индивидуальных консультациях, внеклассных мероприятиях, в ходе самостоятельней подготовки по предметам обучения. 7. Основной фермой образовательного процесса в училище являются учебные занятия в составе взводов (в нахимовских военно-морских училищах - классов (далее именуются - взводы), в военно-музыкальном училище и музыкальном кадетском корпусе - индивидуальные занятия) согласно расписанию занятий. Продолжительность учебного занятия - 45 минут. Все зачисленные в училище обучающиеся сводятся в роты согласно штату. Роты имеют постоянную нумерацию на весь период обучения. Предельная численность взводов - не более 25 человек. Состав взводов и рот определяется приказом начальника училища. За каждым взводом (для проведения индивидуальных занятий - за каждым обучающимся) закрепляются преподаватели, которые обучают, как правило, со дня приема обучающихся в училище до их выпуска. Учебные занятия в училищах проводятся в составе взвода (группы). При проведении занятий по иностранным языкам, основам информатики и вычислительной техники, (в военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, кроме того, - по музыкальной литературе, музыкальному народному творчеству, сольфеджио, элементарной теории музыки, гармонии, анализу музыкальных произведений, инструментоведению, истории русской военной музыки, методике обучения игре на духовых и ударных музыкальных инструментах), во время практических занятий по автомобильной подготовке, физике и химии взводы делятся на две учебные группы, а при изучении восточных языков - на три группы (в соответствии с требованиями программы обучения), в составе камерного ансамбля - на 7-8 подгрупп. Обучение игре на духовых и ударных музыкальных инструментах, фортепиано, дирижированию, инструментовке и чтению партитур проводится индивидуально. 8. Занятия по предметам военной (военно-морской, специальной) подготовки проводят офицеры-воспитатели, командиры рот и преподаватели военной (военно-морской, специальной) подготовки. Для проведения занятий по военной подготовке во взводе в качестве помощников руководителя занятий могут привлекаться офицеры-воспитатели других взводов данной роты и помощники офицеров-воспитателей. Офицеры-воспитатели могут привлекаться в качестве руководителей и помощников руководителей занятий при проведении уроков по физической подготовке, а помощники офицеров-воспитателей - в качестве помощников руководителей занятий. В военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах командиры рот привлекаются к проведению занятий по специальным музыкальным дисциплинам. 9. Самостоятельная подготовка обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам, экзаменам. Самостоятельная подготовка обучающихся проводится в установленное распорядком дня время под руководством офицера-воспитателя, а в его отсутствие - помощника офицера-воспитателя (заместителя командира взвода из числа обучающихся). В руководстве самостоятельной подготовкой, особенно на первом курсе, должны принимать участие преподаватели в целях научить обучающихся наиболее рациональным приемам выполнения заданий, привития им навыков самостоятельной работы. На самостоятельную подготовку выделяются три учебных часа продолжительностью 50 минут каждый с 10-минутным перерывом между ними. Организация и проведение самостоятельной подготовки периодически контролируется учебным отделом (отделением), командирами рот, методистом учебного отдела (отделения), старшими преподавателями предметно-методических комиссий, которые изучают и обобщают лучший опыт работы офицеров-воспитателей и доводят его до всех офицеров на ротных педагогических совещаниях. Результаты контроля заносятся в журнал контроля занятий (приложение N 1 к настоящей Инструкции). Результаты контроля анализируются в училище не реже одного раза в месяц. 10. Внеклассные занятия проводятся согласно отдельному расписанию. Предложения в расписание проведения индивидуальных и групповых занятий обсуждаются на заседании ротного педагогического совещания в начале каждой учебной четверти. 11. По окончании второго полугодия с обучающимися (кроме выпускного курса) в соответствии с учебным планом проводятся практические полевые занятия (морская практика) в стационарном учебном лагере. 12. В военно-музыкальном училище с обучающимися первого, второго и третьего курсов в течение трех недель проводится учебная практика в стационарном учебном лагере. 13. На период проведения учебных занятий в стационарном учебном лагере в училище разрабатывается план, а в ротах - расписание занятий на неделю. 14. Обучающиеся первого курса училища по профилю Военно-Морского Флота в течение двух недель проходят ознакомительную практику на кораблях Военно-Морского Флота и две-четыре недели занимаются в стационарном учебном лагере училища, а обучающиеся второго курса в течение двух-четырех недель проходят практику на учебных кораблях Военно-Морского Флота и две-четыре недели занимаются в стационарном учебном лагере: 15. Практические полевые занятия (практика на учебных кораблях) завершаются зачетом с выставлением оценок по предметам военной (морской) подготовки согласно требованиям программы обучения. Зачеты принимаются офицерами рот под контролем учебного отдела (отделения). 16. После сдачи зачетов по военной (морской) подготовке издается приказ начальника училища о переводе обучающихся на следующий курс. Переводиться могут только те обучающиеся, которые по всем предметам учебного плана имеют годовые положительные оценки. Планирование учебной и воспитательной работы 17. Учебный отдел (отделение) разрабатывает документы: а) на учебный год: учебный план и учебные программы; план-календарь основных мероприятий училища; план основных мероприятий учебно-воспитательной работы с обучающимися; план и тематические программы по командирской подготовке офицерского состава училища; план и тематические программы по командирской подготовке прапорщиков (мичманов) училища; перспективный план педагогической стажировки офицеров подразделений (на 5 лет); учебная нагрузка преподавателей на учебный год; план методической работы училища; тематические планы по военной (морской, специальной) подготовке обучающихся; план контроля учебной, методической и воспитательной работы в предметно-методических комиссиях и подразделениях училища, график проведения контрольных работ; распорядок дня; план развития и совершенствования учебно-материальной базы; регламент служебного времени; б) на полугодие (учебную четверть): расписание учебных занятий с обучающимися; расписание внеклассных занятий с обучающимися; расписание проведения индивидуальных и групповых занятий; план работы предметно-методических комиссий командиров рот и офицеров-воспитателей, специальных музыкальных дисциплин; план проведения открытых уроков; в) на месяц: план учебно-воспитательной работы с обучающимися; расписание занятий по командирской подготовке офицеров училища; расписание занятий по командирской подготовке прапорщиков училища. Кроме того, в учебном отделе (отделении) составляется, ведется и хранится следующая документация по организации образовательного процесса, отчетности по нему и другие документы: сводные данные о результатах набора на первый курс, экзаменационные ведомости вступительных экзаменов, письменные экзаменационные работы всех кандидатов, протоколы заседаний приемной комиссии, расписание конкурсных вступительных экзаменов; документация проверки психологической готовности всех кандидатов; записи ответов и протоколы результатов собеседования с кандидатами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; расчет учебной нагрузки преподавательского состава и концертмейстеров; сводные ведомости успеваемости обучающихся по учебным четвертям (полугодиям) и за год; протоколы заседаний педагогического совета училища, предметно-методической комиссии командиров рот и офицеров-воспитателей, совместных заседаний предметно-методических комиссий (педагогических совещаний рот одного курса) и материалы к ним; экзаменационные ведомости государственной (итоговой) аттестации, экзаменационные, материалы и письменные экзаменационные работы, расписание проведения государственной (итоговой) аттестации, выписки из протокола заседания комиссии органа управления образованием по награждению выпускников золотой и серебряной медалями; планы проверки рот, предметно-методических комиссий, копии приказов по результатам проверок, планы устранения недостатков, материалы письменных проверок обучающихся; книга учета и записи аттестатов об основном общем образовании, похвальных листов; книга учета и записи выданных аттестатов о среднем (полном) общем образовании, золотых и серебряных медалей; классные журналы и дневники изучения обучающихся за 5 последних лет; аттестационные материалы на преподавателей из числа гражданского персонала; отчет о результатах работы училища за учебный год. Срок хранения перечисленных выше документов, если не оговорено особо, устанавливается 5 лет, срок хранения аттестационных материалов - 10 лет, книг учета и выдачи аттестатов об образовании - 10 лет в училище с последующей передачей их в архив. 18. План-календарь основных мероприятий училища на учебный год, план основных мероприятий учебно-воспитательной работы с обучающимися на учебный год, план учебно-воспитательной работы на месяц, план проведения внеклассной работы- разрабатываются начальником учебного отдела (отделения), заместителем начальника училища по воспитательной работе и утверждаются начальником училища. 19. План развития и совершенствования учебно-материальной базы училища на календарный год разрабатывается начальником учебного отдела (отделения), заместителем начальника училища по материально-техническому обеспечению и утверждается начальником училища. Остальные документы планирования подписываются начальником учебного отдела (отделения) и утверждаются начальником училища. 20. Все документы должны быть разработаны и утверждены не позднее чем за пять дней до начала учебного года, соответствующей учебной четверти (полугодия) или месяца с тем, чтобы на их основе осуществляли планирование командиры рот и старшие преподаватели. 21. Учебный план училища разрабатывается и утверждается непосредственно в училище на основании примерного учебного плана общеобразовательных учреждений с довузовской военной подготовкой Министерства обороны, который согласовывается с Управлением военного образования, начальником, которому училище подчинено. Учебные программы по общеобразовательным дисциплинам разрабатываются на основе примерных программ среднего (полного) общего образования, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, и утверждаются начальником училища. Дополнительные образовательные программы, направленные на проведение военной подготовки обучающихся, разрабатываются в училище самостоятельно на основании примерного распределения учебного времени по военной подготовке и примерных программ по военной подготовке, рекомендованных Управлением военного образования, и утверждаются после согласования начальником училища. Учебный план и программы подписываются лицами, ответственными на их разработку, после необходимого согласования утверждаются начальником училища и доводятся не позднее чем за один год до начала обучении по ним. Учебный план и программы должны быть стабильными и действовать, как правило, в течение срока не меньшего, чем полный срок обучения в училище. 22. План-календарь основных мероприятий училища на учебный год разрабатывается заместителями начальника училища по учебной и воспитательной работе в соответствии с приложением N 2 к настоящей инструкции и предусматривает: по учебной работе: военную (морскую) подготовку обучающихся в подготовительный период, учебные занятия в течение года, выход в стационарный учебный лагерь, на стрельбы, экзамены и другие мероприятия, направленные на выполнение программы обучения; по воспитательной работе: общеучилищные собрания, конференции, дни полководцев, дни воинской славы, торжественные собрания и другие мероприятия; по командирской подготовке: командирские сборы, командирские занятия по группам, тренировки и практические занятия по специальности, зачеты и другие; по методической работе: методические сборы, конференции, семинары, совещания, заседания педагогического совета училища, методического совета училища, родственных предметно-методических комиссий и предметно-методической комиссии командиров рот и офицеров-воспитателей, лекции и доклады по вопросам обучения и воспитания обучающихся и другие мероприятия; по спортивно-массовой работе: спартакиады, соревнования и кроссы, участие в гарнизонных и окружных соревнованиях, заседания спортивного комитета училища и другие. 23. План основных мероприятий учебно-воспитательной работы с обучающимися на учебный год разрабатывается заместителем начальника училища по учебной работе, заместителем начальника училища по воспитательной работе в соответствии с приложением N 3 к настоящей Инструкции и предусматривает: по учебной работе: мероприятия, направленные на выполнение программ государственного образовательного стандарта, повышение уровня, знаний и воспитанности обучающихся, проведение учебных экскурсий, подготовку на проведение государственной (итоговой) аттестации; по воспитательной работе: мероприятия, проводимые в масштабе курсов, рот, училища отделением воспитательной работы, учебным отделом (отделением), общеучилищные собрания, тематические вечера, воинские ритуалы, читательские конференции, дни полководцев, дни воинской славы России, экскурсии, диспуты, смотры, конкурсы и другие; по медико-санитарным мероприятиям: профилактические прививки, всесторонние обследования, лекции, беседы и демонстрации кинофильмов на санитарно-гигиенические темы и другие. План основных мероприятий учебной и воспитательной работы с обучающимися на учебный год оформляется в виде схемы с указанием времени проведения мероприятий по месяцам. 24. Перспективный план педагогической стажировки офицеров подразделений (на 5 лет) составляется начальником училища, согласовывается с соответствующим органом управления военного образованием и утверждается начальником штаба военного округа (вида, рода войск). План должен обеспечивать прохождение педагогической стажировки каждым командиром роты и офицером-воспитателем один раз в пять лет продолжительностью один-два месяца. План стажировки ежегодно уточняется. 25. Тематический план военной (морской, специальной) подготовки обучающихся отдельно по периодам обучения разрабатывается учебным отделом (отделением) училища с привлечением командиров рот в соответствии с приложением N 4 к настоящей Инструкции. 26. Распорядок дня составляется применительно к требованиям Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии с Положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах. Положением о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, требований школьной гигиены и с учетом местных условий. Решением начальника училища распорядок дня может составляться на полугодие или другой период обучения. 27. Расписание учебных занятий с обучающимися на учебную четверть (полугодие) составляется учебным отделом училища на основе требований программы обучения, педагогики, психологии и школьной гигиены в соответствии с приложением N 5 к настоящей Инструкции. Оно должно обеспечивать равномерное распределение учебной нагрузки обучающихся по неделям и на учебный год, сохранение необходимой работоспособности обучающихся и преподавателей, максимальную возможность использования учебной материально-технической базы систематичность физических занятий и тренировок обучающихся. Расписание учебных занятий согласовывается со старшими преподавателями, командирами рот, методистом училища, утверждается начальником училища и доводится до преподавателей и обучающихся не позднее чем за 5 дней до начала занятий. Учебная нагрузка преподавателей училища на новый учебный год разрабатывается в соответствии с приложением N 6 к настоящей Инструкции, должна быть утверждена и объявлена приказом начальника училища. Учебная нагрузка на новый учебный год должна быть доведена до преподавателей под роспись не позднее срока их убытия в очередной отпуск. 28. Расписание внеклассных занятий с обучающимися на учебную четверть (полугодие) определяет проводимые во внеурочное время учебные занятия ротного (курсового) хора, сводного оркестра училища, ансамбля (музыка и пение), практические занятия по автомобильной подготовке, а также индивидуальные и групповые занятия, предметные и клубные кружки, спортивные секции и другие. 29. План работы предметно-методической комиссии командиров рот и офицеров-воспитателей на учебную четверть (полугодие) разрабатывается заместителем начальника училища по учебной работе по установленной в училище форме. В нем определяются: повестки дня заседаний предметно-методической комиссии; содержание работы по повышению военных, специальных, психолого-педагогических знаний и методического мастерства офицеров; мероприятия по повышению качества военной (морской, специальной) подготовки, воинского воспитания и профессиональной ориентации обучающихся, по созданию и совершенствованию полевой и классно-лабораторной учебно-материальной базы по предметам военной (морской, специальной) подготовки. 30. Работой предметно-методической комиссии командиров рот и офицеров-воспитателей руководит начальник училища. 31. План учебно-воспитательной работы с обучающимися на месяц составляется на основе плана основных мероприятий учебно-воспитательной работы с обучающимися на учебный год, плана-календаря основных мероприятий училища в соответствии с приложением N 7 к настоящей Инструкции. В нем конкретизируются и определяются мероприятия, которые целесообразно провести с обучающимися в течение данного месяца, уточняются сроки их проведения и исполнители. Планирование учебной, воспитательной и методической работы в ротах и предметно-методических комиссиях 32. В подразделениях роты организуется и проводится воспитательная, учебная работа по военной (морской, специальной), физической подготовке, самостоятельная подготовка обучающихся, а также мероприятия по совершенствованию учебно-материальной базы. 33. В роте разрабатываются и ведутся следующие документы: поурочные планы по предметам военной (морской, специальной) подготовки на учебный год; план методической работы на полугодие; книга протоколов заседаний ротного педагогического совещания; расписание внеклассных занятий с обучающимися на учебную четверть (полугодие); план учебно-воспитательной работы с обучающимися на месяц; расписание занятий с обучающимися по предметам военной (морской, специальной) подготовки на учебную четверть (полугодие). В подготовительный период и в стационарном учебном лагере расписание составляется на неделю; личный план повышения квалификации офицеров; планы учебно-воспитательной работы с обучающимися взводов на месяц; дневники изучения и воспитания обучающихся. 34. Поурочные планы по предметам военной (морской, специальной) подготовки разрабатываются командиром роты в соответствии с приложением N 8 к настоящей Инструкции под руководством начальника учебного отдела (отделения). В поурочном плане в соответствии с программой и расчетом часов определяется методическая последовательность изучения предмета обучающимися. |