О ПРИМЕНЕНИИ СТ. 41 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 08.01.98 N 2-ФЗ "ТРАНСПОРТНЫЙ УСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 26 января 2001 г. N 14-10/3103 (НЦПИ) В связи с запросами таможенных органов относительно применения ст. 41 Федерального закона от 08.01.98 N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" <*> (далее - Транспортный устав) в отношении товаров, обращенных в федеральную собственность, сообщаем следующее. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 12.01.1998, N 2, ст. 218, "Российская газета", N 9, 17.01.1998. Железные дороги Российской Федерации обращаются с судебными исками к таможенным органам о возмещении расходов в связи с неуплатой платежей (провозная плата и т.д.), причитающихся железным дорогам, лицами, пользующимися услугами федерального железнодорожного транспорта, товары которых обращены в федеральную собственность. В связи с изъятием и последующей конфискацией товаров по делам о нарушениях таможенных правил или помещением товаров под таможенный режим "Отказ в пользу государства" железными дорогами предъявляются требования о возмещении таможенными органами расходов из денежных сумм, полученных от реализованных товаров, обращенных в федеральную собственность. В соответствии с ч. 4 ст. 41 Транспортного устава в случае реализации изъятого груза уполномоченными на то государственными органами, а также груза, от которого грузополучатель, грузоотправитель отказались в пользу государства, сумма платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей перечисляется указанными органами железной дороге, на которой произведено изъятие груза или осуществлен отказ от него, за счет средств, полученных от реализации груза. Таможенные органы по искам данной категории являются ненадлежащим ответчиком в суде и не могут удовлетворять требования железных дорог. Статья 1 Транспортного устава устанавливает, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между железными дорогами Российской Федерации и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами федерального железнодорожного транспорта. Из анализа Транспортного устава можно сделать вывод, что отношения по предоставлению услуг железными дорогами Российской Федерации, грузоотправителями и грузополучателями носят договорно - правовой характер и регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Таможенные органы не относятся к числу лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, в договорно - правовых отношениях с железными дорогами или лицами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта, не состоят, соответственно и не отвечают по обязательствам грузополучателей или грузоотправителей перед железными дорогами. Перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществляется по договору перевозки (п. 1 ст. 784 ГК), подписанному перевозчиком и отправителем товаров. Обращаем внимание на то, что грузополучателем (получатель) перевозимых товаров является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза и указанное, в качестве такового, в соответствующем договоре (перевозочных документах). Таможенные органы не являются ни грузоотправителем, ни грузополучателем, что вытекает из отсутствия договора перевозки грузов, заключаемого железными дорогами Российской Федерации с таможенными органами. При выполнении перевозчиком своих обязательств по договору (документу) перевозки оплату расходов, понесенных перевозчиком, должен осуществлять грузоотправитель либо грузополучатель (грузовладелец) согласно нормам гражданского законодательства и условиям договора (документа). В соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Таможенные органы, не являясь стороной в договоре (в документе), к возмещению расходов, понесенных перевозчиком, никакого отношения не имеют. Расходы железных дорог по транспортировке, хранению товаров, возникающие до обращения товаров в федеральную собственность, не подлежат возмещению таможенными органами за счет средств, полученных от реализации груза. В соответствии с ч. 3 ст. 398 Таможенного кодекса Российской Федерации расходы по транспортировке, хранению товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность, возмещаются за счет сумм, полученных от их реализации. Следует подчеркнуть, что речь идет о возмещении расходов по перевозке не любых товаров, а только тех, которые уже обращены в установленном порядке в федеральную собственность. Соответственно таможенные органы не возмещают перевозчику или иным лицам каких-либо расходов, связанных с транспортировкой, хранением товаров и транспортных средств, а также проведением грузовых и иных операций с ними до момента обращения этих товаров и транспортных средств в федеральную собственность. Выводы о том, что таможенные органы становятся собственниками товаров, а соответственно и несут обязательства в полном объеме, не верны и противоречат Таможенному кодексу. Товары, конфискованные по делам о нарушении таможенных правил, а также товары, от которых лицо отказалось в пользу государства, как устанавливает ст. 397 ТК Российской Федерации, обращаются в федеральную собственность. В соответствии с частью 2 статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) с момента приобретения права собственности на имущество собственник несет все права и обязанности в отношении принадлежащего ему имущества на праве собственности. Статьей 9 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлено, что доходы федерального бюджета, поступающие в 2001 году, формируются, в том числе, из средств, полученных от реализации имущества, конфискованного по вступившим в законную силу приговорам (решениям) судов (судей) <*>. -------------------------------- <*> "Российская газета", N 245-246, 28.12.2000 (текст Федерального закона), "Российская газета", N 247, 29.12.2000 (прил. 1 (начало)), "Российская газета", N 1, 04.01.2001 (прил. 10, 13 - 14, 20, 23 - 25, 40), "Российская газета", N 3, 06.01.2001 (прил. 26 - 28, 30 - 31, 34 - 35, 37), "Российская газета", N 4, 10.01.2001 (прил. 29, 32, 36, 38 - 39, 41). Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 980 "О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества" установлено, что реализация конфискованного имущества осуществляется исключительно Федеральным фондом Федерального имущества, его территориальными органами и отобранными на конкурсной основе представителями <*>. -------------------------------- <*> "Российская газета", N 3, 06.01.2001. Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Отношения, возникающие из применения санкций за нарушения таможенных правил, а также помещения товара под таможенный режим, основаны на административном, властном подчинении таможенным органам, поэтому нормы гражданского права к этим отношениям применяться не могут. С учетом вышеизложенного считаем, что требования железных дорог о возмещении расходов, основанных на положениях ч. 4 статьи 41 Транспортного устава, не подлежат исполнению таможенными органами. Начальник Правового управления генерал-майор таможенной службы С.И. ИСТОМИН 26 января 2001 г. N 14-10/3103 |