О ВОПРОСАХ ПРИЕМА В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 5 января 2001 г. N 14-51-11 ИН/12 (НЦПИ) Коллегия Министерства образования Российской Федерации, состоявшаяся 21 ноября 2000 г., рассмотрела вопрос "Об итогах приема молодежи в 2000 году и задачах по организации приема в учебные заведения профессионального образования Российской Федерации в 2001 году". Обобщая вопросы приема в высшие учебные заведения, коллегия отметила, что несмотря на стабилизацию нормативной правовой базы приема за последние три года, подробное освещение вопросов организации приемной кампании 2000 года в средствах массовой информации, проведение всероссийских совещанийсеминаров ответственных секретарей приемных комиссий вузов, председателей предметных экзаменационных комиссий в Минобразование России продолжают поступать многочисленные заявления граждан о нарушениях прав поступающих (абитуриентов). Кроме того, в ходе проверок организации и проведения приема, зачисления студентов в вузы, проведенных Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России, Управлением высшего профессионального образования, Управлением инспекционно-аналитической работы, Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования, были выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства и Порядка приема в высшие учебные заведения Российской Федерации (письмо Минобразования России от 21.12.2000 N 14-51- 751 ин/12), в том числе: - нарушение сроков окончания приема документов от поступающих на очную форму обучения; - отказ в приеме копии документа об образовании, а также отказ в выдаче оригинала документа поступающим при выборе ими другого вуза для обучения; - проведение ранних вступительных испытаний; - требование дополнительных документов (медицинских справок, приписных свидетельств, выписок из трудовых книжек, сведений о прописке или о временной регистрации); - отказ в предоставлении информации о льготах, предусмотренных действующим законодательством отдельным категориям поступающих, и, в то же время, необоснованное предоставление льгот, не установленных законодательством; - нарушение конституционных прав на образование российских граждан, проживающих на территориях других государств, а также иностранных граждан, имеющих вид на жительство и проживающих в Российской Федерации; - взимание платы за оформление процедуры приема документов; - отсутствие информации о количестве мест для приема на первый курс и для целевого приема, финансируемых из государственного бюджета, а также о количестве мест с оплатой стоимости обучения; - отсутствие информации об организации конкурса на места с оплатой стоимости обучения; - введение в перечень вступительных испытаний дисциплин, не предусмотренных действующим Порядком приема, а также включение в экзаменационные билеты вопросов, выходящих за рамки примерных программ вступительных испытаний, разработанных Минобразованием России; - нарушение законодательства в части ознакомления поступающих с лицензией и свидетельством о государственной аккредитации; - зачисление на второй и последующие курсы выпускников общеобразовательных учреждений, находящихся в договорных отношениях с вузами, а также выпускников платных подготовительных курсов; - дискриминация в отношении абитуриентов по признаку пола при зачислении в вузы. Во многих заявлениях граждан, поступающих в Минобразование России, отмечается формальный подход к рассмотрению апелляций по завышению требований к оценке знаний поступающих, высказывание в процессе апелляции в адрес поступающих прямых угроз, запугивание абитуриентов, взимание платы за дополнительное рецензирование выполненной работы. Министерство образования Российской Федерации указывает ректорам высших учебных заведений на недопустимость нарушения законодательства Российской Федерации в области образования и Порядка приема в вузы. В целях защиты прав поступающих и совершенствования организации приема в вузы в 2001 году в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми документами необходимо учитывать следующее. 1. Дату начала вступительных испытаний рекомендуется устанавливать не ранее окончания выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и получения их выпускниками аттестатов. 2. Сведения о постоянной регистрации (прописке) или временной регистрации, как и медицинские справки, приписные свидетельства и другие документы, не установленные п. 10 Порядка приема, могут быть затребованы высшим учебным заведением только после зачисления в вуз в соответствии с приказом ректора при формировании личных дел студентов. 3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 62) наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод, а иностранные граждане, проживающие в Российской Федерации, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России. 4. Высшим учебным заведениям рекомендуется оказывать поддержку реализации прав на образование соотечественников из государств ближнего зарубежья, допуская их к участию в конкурсе наравне с гражданами России. 5. Дипломы о среднем профессиональном образовании, полученные выпускниками техникумов, училищ и колледжей как на базе основного общего, так и на базе среднего (полного) общего образования, в том числе с отличием, дают одинаковое право для поступления в вузы. 6. В обязательном порядке на информационном стенде приемной комиссии вуза должны быть представлены копии лицензии (с приложением) на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам высшего профессионального образования и копия свидетельства о государственной аккредитации (Федеральный закон от 20.07.2000 N 102-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании") с приложением, так как свидетельство о государственной аккредитации без приложения недействительно (постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.99 N 1323 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения"). 7. Государственные высшие учебные заведения, не имеющие оформленного свидетельства о государственной аккредитации, в соответствии с п. 4 постановления Госкомвуза России от 30.11.94 N 6 "Об утверждении Временного положения о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации" считаются аккредитованными по лицензированным программам до прохождения ак-кредитации в установленном порядке и представляют на стенде упомянутое постановление. При открытии нового государственного вуза в приказе Минобразования России указывается, что данный вуз в соответствии с постановлением Госкомвуза России от 30.11.94 N 6 считается аккредитованным. В соответствии с действующим законодательством факт ознакомления со свидетельством о государственной аккредитации фиксируется в приемных документах и заверяется личной подписью абитуриента. Высшим учебным заведениям рекомендуется также в обязательном порядке фиксировать (под подпись поступающего) факт ознакомления с лицензией на право ведения образовательной деятельности и уставом вуза. 8. Прием выпускников общеобразовательных учреждений на II и последующие курсы, перезачет в вузе дисциплин, изученных в общеобразовательных учреждениях и последующее сокращение сроков обучения не допускается. 9. При проведении целевого приема в вузы в обязательном порядке соблюдать принцип конкурсного отбора поступающих. 10. С целью реализации права абитуриента на апелляцию вузам рекомендуется оценки за устный экзамен объявлять каждому абитуриенту сразу после завершения опроса, а за письменный - в течение суток после окончания вступительного испытания. 11. Высшим учебным заведениям обеспечивать неукоснительное предоставление льгот гражданам, имеющим законодательно установленные льготы при поступлении. 12. При заключении договоров с поступающими на места с оплатой стоимости обучения необходимо четко прописывать в них, помимо прав и обязанностей студентов, права и обязанности высшего учебного заведения как исполнителя образовательных услуг. Оплату за обучение по договорам устанавливать в отечественной валюте. 13. Приемным комиссиям вузов необходимо обеспечивать выдачу справок о результатах вступительных испытаний по письменному заявлению абитуриентов. 14. При приеме абитуриентов в филиалы вузов, в которых реализуется образовательная программа не в полном объеме, необходимо факт ознакомления абитуриента с условиями продолжения образования в базовом или ином вузе заверять его личной подписью (в заявлении о приеме в вуз на места, финансируемые из государственного бюджета, либо в договоре, заключаемом при поступлении на места с оплатой стоимости обучения). 15. Интервал между датой окончания вступительных испытаний и датой предъявления подлинника документа об образовании для поступающих на места, финансируемые из государственного бюджета, не рекомендуется устанавливать менее трех дней. Вузы должны выдавать по письменному заявлению поступающих подлинники документов об образовании. При приеме высшее учебное заведение должно обеспечивать соблюдение прав граждан на образование, установленных действующим законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии, доступность руководства приемных комиссий для решения конфликтных ситуаций, объективность оценки способностей и знаний поступающих. При обнаружении фактов нарушения образовательными учреждениями высшего профессионального образования законодательства Российской Федерации в области образования и (или) своего устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить деятельность образовательного учреждения до решения суда (ст. 37 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Приемным комиссиям высших учебных заведений необходимо организовать постоянное консультирование поступающих и их родителей по Порядку приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации (горячие телефонные линии, автоответчики, консультационные пункты). Министр В.М.Филиппов ------------------ * В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации |