О СОДЕРЖАНИИ И ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНСПЕКЦИОННО - КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 26 января 2001 г. N 22-06-106 (Д) Минобразование России в течение последних трех лет издало несколько нормативных и методических писем для органов управления образованием всех уровней, разъясняющих содержание, регламентирующих и подготовивших правовое обеспечение инспекционно - контрольной деятельности. Среди них: Рекомендации об инспектировании в системе образования Российской Федерации (приложение к письму Минобразования России от 11.06.98 N 33); указание Минобразования России от 13.07.98 N 577-30 "О введении в действие Инструкции о порядке инспектирования"; Приказ Минобразования России от 05.10.99 N 473 "Об упорядочении инспекционно - контрольной деятельности в системе образования"; решение коллегии Минобразования России от 30.05.2000 N 12/1 и Минобразования РФ от 23.06.2000 N 22-06-728 письмо Минобразования России от 23.06.2000 N 22-06-728 "О состоянии исполнения законодательства Российской Федерации в системе образования по результатам инспекционных проверок"; письмо Минобразования России от 22.06.2000 N 22-06-723 "Об осуществлении контрольных функций органов управления образованием". Анализ итоговых материалов инспекционных проверок, проведенных Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования в регионах Российской Федерации, работа в секциях всероссийских и межрегиональных семинаров - совещаний по вопросам инспектирования показали, что, в основном, при организации инспекционно - контрольной деятельности не возникает затруднений в определении тематики проверок, постановки целей и задач. Вместе с тем немало вопросов возникает при реализации инспеционно - контрольных функций специалистов органов управления образованием. Обобщая случаи возникновения затруднений, Управление уточняет следующее. Согласно п. 3.1 Приказа Минобразования России от 15.06.2000 N 1777 "О состоянии исполнения законодательства Российской Федерации в системе образования по результатам инспекционных проверок" необходимо коллегиально обсудить и утвердить положения об организации инспекционно - контрольной деятельности на всех уровнях управления образованием, включая в него нормы, частоту проверок и т.д. Инспекционно - контрольная деятельность должна планироваться. При этом в годовых планах работы должны быть отражены не только тема проверки, но и вид проверки (тематическая, комплексная), объекты проверки (исходя из анализа статистических данных, поступившей информации и т.д.), сроки проведения проверки (не более 10 дней), а также срок подготовки итогового документа (не более недели). Учитывая взаимодействие ведомственного контроля с вневедомственными контролирующими и надзорными органами, следует заранее учитывать при планировании проведение совместных проверок по одной теме либо не допускать проведение разных проверок (не более трех) на одном и том же объекте. Для проведения инспекционно - контрольной проверки необходимо разработать план - задание, утверждаемый руководителем органа управления образованием, и ознакомить с ним руководителя учреждения не менее чем за неделю до начала проведения проверки для своевременной подготовки необходимой документации и установленной статистики. При этом проверяющие не должны требовать от проверяемых аналитических материалов и заполнения специально разработанных таблиц и диаграмм. По итогам проведенной проверки возможно использование различных способов получения информации об исправлении нарушений и недостатков в работе, отмеченных проверяющими, в том числе проведение повторного контроля, или организации мониторинга. Управление общеобразовательных учреждений и инспектирования предлагает органам управления образованием анализировать работу специалистов по осуществлению инспекционно - аналитической деятельности и представлять в Управление отдельные материалы или сборники по инспектированию для корректировки совместных действий и обобщения опыта данного вида деятельности (контактный телефон: 924-33-05, Федорова Л.А.). В целях предупреждения характерных нарушений при осуществлении специалистами инспекционно - контрольных функций Управление рекомендует направить методические или инструктивные письма в муниципальные органы управления образованием. Начальник Управления общеобразовательных учреждений и инспектирования Минобразования РФ В.Ф. САУТКИН 26 января 2001 г. N 22-06-106 |