О СОДЕРЖАНИИ И ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНСПЕКЦИОННО - КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 26.01.01 22-06-106

                 О СОДЕРЖАНИИ И ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
               ИНСПЕКЦИОННО - КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                   ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
 
                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          26 января 2001 г.
                             N 22-06-106

                                 (Д)
 
 
     Минобразование России  в  течение  последних  трех   лет   издало
несколько  нормативных  и  методических  писем  для органов управления
образованием всех уровней, разъясняющих содержание, регламентирующих и
подготовивших   правовое   обеспечение   инспекционно   -  контрольной
деятельности. Среди них:
     Рекомендации об  инспектировании в системе образования Российской
Федерации (приложение  к  письму  Минобразования  России  от  11.06.98
N 33);
     указание Минобразования России от 13.07.98 N 577-30 "О введении в
действие Инструкции о порядке инспектирования";
     Приказ Минобразования России от 05.10.99 N 473  "Об  упорядочении
инспекционно - контрольной деятельности в системе образования";
     решение коллегии Минобразования России от  30.05.2000  N  12/1  и
 Минобразования РФ от 23.06.2000 N 22-06-728
письмо Минобразования России от 23.06.2000 N  22-06-728  "О  состоянии
исполнения законодательства Российской Федерации в системе образования
по результатам инспекционных проверок";
     письмо Минобразования   России  от  22.06.2000  N  22-06-723  "Об
осуществлении контрольных функций органов управления образованием".
     Анализ итоговых  материалов  инспекционных проверок,  проведенных
Управлением  общеобразовательных  учреждений   и   инспектирования   в
регионах  Российской  Федерации,  работа  в  секциях  всероссийских  и
межрегиональных семинаров  -  совещаний  по  вопросам  инспектирования
показали,  что, в основном, при организации инспекционно - контрольной
деятельности не возникает затруднений в определении тематики проверок,
постановки  целей и задач.  Вместе с тем немало вопросов возникает при
реализации инспеционно  -  контрольных  функций  специалистов  органов
управления  образованием.  Обобщая  случаи  возникновения затруднений,
Управление уточняет следующее.
     Согласно п.  3.1  Приказа  Минобразования  России  от  15.06.2000
N 1777 "О состоянии исполнения законодательства Российской Федерации в
системе  образования по результатам инспекционных проверок" необходимо
коллегиально   обсудить   и   утвердить   положения   об   организации
инспекционно  -  контрольной  деятельности  на всех уровнях управления
образованием, включая в него нормы, частоту проверок и т.д.
     Инспекционно - контрольная деятельность должна планироваться. При
этом в годовых планах работы  должны  быть  отражены  не  только  тема
проверки,  но  и  вид  проверки (тематическая,  комплексная),  объекты
проверки  (исходя  из  анализа  статистических   данных,   поступившей
информации  и т.д.),  сроки проведения проверки (не более 10 дней),  а
также срок подготовки итогового документа (не более недели).
     Учитывая взаимодействие       ведомственного      контроля      с
вневедомственными  контролирующими  и  надзорными  органами,   следует
заранее  учитывать  при планировании проведение совместных проверок по
одной теме либо не допускать  проведение  разных  проверок  (не  более
трех) на одном и том же объекте.
     Для проведения инспекционно  -  контрольной  проверки  необходимо
разработать   план   -   задание,  утверждаемый  руководителем  органа
управления образованием, и ознакомить с ним руководителя учреждения не
менее  чем  за  неделю до начала проведения проверки для своевременной
подготовки необходимой документации и  установленной  статистики.  При
этом  проверяющие  не  должны  требовать  от проверяемых аналитических
материалов и заполнения специально разработанных таблиц и диаграмм.
     По итогам  проведенной  проверки возможно использование различных
способов получения информации об исправлении нарушений и недостатков в
работе,  отмеченных  проверяющими,  в  том числе проведение повторного
контроля, или организации мониторинга.
     Управление общеобразовательных   учреждений   и   инспектирования
предлагает  органам  управления  образованием   анализировать   работу
специалистов    по    осуществлению   инспекционно   -   аналитической
деятельности и  представлять  в  Управление  отдельные  материалы  или
сборники  по  инспектированию  для корректировки совместных действий и
обобщения  опыта  данного  вида  деятельности   (контактный   телефон:
924-33-05, Федорова Л.А.).
     В целях предупреждения характерных  нарушений  при  осуществлении
специалистами    инспекционно   -   контрольных   функций   Управление
рекомендует  направить  методические  или   инструктивные   письма   в
муниципальные органы управления образованием.

Начальник Управления
общеобразовательных учреждений
и инспектирования
Минобразования РФ
                                                          В.Ф. САУТКИН
26 января 2001 г.
N 22-06-106