ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          31 августа 2002 г.
                               N 1225-р

                                (НТЦС)


     Одобрить прилагаемую Экологическую доктрину Российской Федерации,
разработанную МПР России с  участием  органов  государственной  власти
Российской   Федерации,   органов   государственной  власти  субъектов
Российской Федерации,  органов местного  самоуправления,  общественных
экологических организаций, деловых и научных кругов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
31 августа 2002 г.
N 1225-р



                                                              ОДОБРЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 31 августа 2002 года
                                                              N 1225-р

  *          ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Современный экологический  кризис  ставит  под угрозу возможность
устойчивого развития человеческой цивилизации.  Дальнейшая  деградация
природных   систем   ведет   к   дестабилизации  биосферы,  утрате  ее
целостности и  способности  поддерживать  качества  окружающей  среды,
необходимые  для жизни.  Преодоление кризиса возможно только на основе
формирования  нового  типа   взаимоотношений   человека   и   природы,
исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.
     Устойчивое развитие Российской Федерации,  высокое качество жизни
и здоровья ее населения,  а также национальная безопасность могут быть
обеспечены  только  при  условии   сохранения   природных   систем   и
поддержания  соответствующего  качества  окружающей  среды.  Для этого
необходимо  формировать   и   последовательно   реализовывать   единую
государственную  политику  в области экологии,  направленную на охрану
окружающей среды  и  рациональное  использование  природных  ресурсов.
Сохранение  и  восстановление  природных  систем  должно быть одним из
приоритетных направлений деятельности государства и общества.
     Россия играет  ключевую  роль  в  поддержании  глобальных функций
биосферы,  так как на  ее  обширных  территориях,  занятых  различными
природными     экосистемами,     представлена    значительная    часть
биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального
и  экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную
роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.
     К числу  основных  факторов деградации природной среды на мировом
уровне относятся:
     рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;
     увеличение численности   населения   планеты    при    сокращении
территорий, пригодных для проживания людей;
     деградация основных  компонентов  биосферы,  включая   сокращение
биологического  разнообразия,  связанное  с  этим снижение способности
природы к саморегуляции и как следствие - невозможность  существования
человеческой цивилизации;
     возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
     возрастание экологического   ущерба   от   стихийных  бедствий  и
техногенных катастроф;
     недостаточный для  перехода  к  устойчивому развитию человеческой
цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области
решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;
     продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.
     К числу  основных  факторов деградации природной среды Российской
Федерации относятся:
     преобладание ресурсодобывающих    и   ресурсоемких   секторов   в
структуре экономики,  что  приводит  к  быстрому  истощению  природных
ресурсов и деградации природной среды;
     низкая эффективность  механизмов  природопользования   и   охраны
окружающей  среды,  включая отсутствие рентных платежей за пользование
природными ресурсами;
     резкое ослабление  управленческих,  и  прежде  всего контрольных,
функций государства в области природопользования и  охраны  окружающей
среды;
     высокая доля  теневой   экономики   в   использовании   природных
ресурсов;
     низкий технологический  и  организационный   уровень   экономики,
высокая степень изношенности основных фондов;
     последствия экономического  кризиса  и  невысокий  уровень  жизни
населения;
     низкий уровень экологического сознания и  экологической  культуры
населения страны.
     Эти факторы  должны  учитываться  при  проведении  в   Российской
Федерации единой государственной политики в области экологии.

    *                     1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Экологическая доктрина   Российской  Федерации  определяет  цели,
направления,  задачи и  принципы  проведения  в  Российской  Федерации
единой  государственной  политики  в  области экологии на долгосрочный
период.
     Сохранение природы   и   улучшение   окружающей   среды  являются
приоритетными  направлениями  деятельности  государства  и   общества.
Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических
отношений   как   ценнейший   компонент    национального    достояния.
Формирование  и реализация стратегии социально-экономического развития
страны и государственная  политика  в  области  экологии  должны  быть
взаимоувязаны,   поскольку   здоровье,   социальное   и  экологическое
благополучие населения находятся в неразрывном единстве.
     Экологическая доктрина   базируется   на  Конституции  Российской
Федерации,  федеральных законах  и  иных  нормативных  правовых  актах
Российской  Федерации,  международных договорах Российской Федерации в
области  охраны  окружающей  среды   и   рационального   использования
природных ресурсов, а также на:
     фундаментальных научных знаниях  в  области  экологии  и  смежных
наук;
     оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на
качество жизни населения Российской Федерации;
     признании важного значения природных систем Российской  Федерации
для глобальных биосферных процессов;
     учете глобальных  и  региональных   особенностей   взаимодействия
человека и природы.
     Настоящий документ учитывает также рекомендации  Конференции  ООН
по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих
международных форумов  по  вопросам  окружающей  среды  и  обеспечения
устойчивого развития.

    * 2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
    *                ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

     Стратегической целью государственной политики в области  экологии
является  сохранение  природных  систем,  поддержание их целостности и
жизнеобеспечивающих  функций  для   устойчивого   развития   общества,
повышения    качества    жизни,   улучшения   здоровья   населения   и
демографической  ситуации,  обеспечения   экологической   безопасности
страны.
     Для этого необходимы:
     сохранение и  восстановление природных систем,  их биологического
разнообразия и способности к саморегуляции  как  необходимого  условия
существования человеческого общества;
     обеспечение рационального  природопользования   и   равноправного
доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;
     обеспечение благоприятного   состояния   окружающей   среды   как
необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.
     Государственная политика  в  области   экологии   базируется   на
следующих основных принципах:
     устойчивое развитие,  предусматривающее  равное  внимание  к  его
экономической,  социальной  и экологической составляющим,  и признание
невозможности развития человеческого общества при деградации природы;
     приоритетность для  общества жизнеобеспечивающих функций биосферы
по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
     справедливое распределение  доходов  от  использования  природных
ресурсов и доступа к ним;
     предотвращение негативных  экологических последствий в результате
хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;
     отказ от хозяйственных и иных проектов,  связанных с воздействием
на  природные  системы,  если  их   последствия   непредсказуемы   для
окружающей среды;
     природопользование на платной основе  и  возмещение  населению  и
окружающей   среде   ущерба,   наносимого   в   результате   нарушения
законодательства об охране окружающей среды;
     открытость экологической информации;
     участие гражданского общества,  органов самоуправления и  деловых
кругов  в  подготовке,  обсуждении,  принятии  и  реализации решений в
области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    *      3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
    *                     В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

      *       Обеспечение устойчивого природопользования

     Основными задачами  в  указанной  сфере  являются неистощительное
использование    возобновляемых    и    рациональное     использование
невозобновляемых природных ресурсов.
     Для этого необходимы:
     внедрение комплексного природопользования, его ориентация на цели
устойчивого  развития  Российской  Федерации,   включая   экологически
обоснованные   методы   использования   земельных,   водных,   лесных,
минеральных и других ресурсов;
     сокращение в  структуре  национальной экономики доли предприятий,
эксплуатирующих     природные     ресурсы;     развитие     наукоемких
природосберегающих высокотехнологичных производств;
     сохранение разнообразия используемых биологических  ресурсов,  их
внутренней    структуры    и    способности    к    саморегуляции    и
самовоспроизводству;
     максимально полное  использование извлеченных полезных ископаемых
и добытых биологических ресурсов,  минимизация отходов при их добыче и
переработке;
     минимизация ущерба,  наносимого природной среде  при  разведке  и
добыче   полезных   ископаемых;  рекультивация  земель,  нарушенных  в
результате разработки месторождений полезных ископаемых;
     внедрение систем   обустройства   сельскохозяйственных  земель  и
ведения сельского хозяйства,  адаптированных к  природным  ландшафтам,
развитие    экологически   чистых   сельскохозяйственных   технологий,
сохранение и восстановление естественного плодородия  почв  на  землях
сельскохозяйственного назначения;
     поддержание традиционной      экологически       сбалансированной
хозяйственной деятельности;
     предотвращение и пресечение всех видов нелегального использования
природных  ресурсов,  в  том  числе  браконьерства,  и  их незаконного
оборота.
     Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение
     Основной задачей в указанных сферах является снижение загрязнения
окружающей  среды  выбросами,  сбросами  и отходами,  а также удельной
энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг.
     Для этого необходимы:
     внедрение ресурсосберегающих и  безотходных  технологий  во  всех
сферах хозяйственной деятельности;
     технологическое перевооружение    и    постепенный    вывод    из
эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием;
     оснащение предприятий современным природоохранным оборудованием;
     обеспечение качества   воды,   почвы  и  атмосферного  воздуха  в
соответствии с нормативными требованиями;
     сокращение удельного    водопотребления    в    производстве    и
жилищнокоммунальном хозяйстве;
     поддержка экологически эффективного производства энергии, включая
использование возобновляемых источников и вторичного сырья;
     развитие систем  использования  вторичных  ресурсов,  в том числе
переработки отходов;
     снижение потерь энергии и сырья при транспортировке,  в том числе
за  счет  экологически   обоснованной   децентрализации   производства
энергии, оптимизации системы энергоснабжения мелких потребителей;
     модернизация и развитие экологически безопасных видов транспорта,
транспортных коммуникаций и топлива, в том числе неуглеродного;
     переход к экологически  безопасному  общественному  транспорту  -
основному виду передвижения в крупных городах;
     развитие экологически   безопасных    технологий    реконструкции
жилищнокоммунального комплекса и строительства нового жилья;
     поддержка производства  товаров,  рассчитанных   на   максимально
длительное использование.

      *      Сохранение и восстановление природной среды

     Основными задачами   в  указанной  сфере  являются  сохранение  и
восстановление    ландшафтного    и    биологического    разнообразия,
достаточного   для   поддержания   способности   природных   систем  к
саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.
     Для этого необходимы:
     сохранение и восстановление оптимального для устойчивого развития
страны и отдельных регионов комплекса наземных, пресноводных и морских
природных систем;
     сохранение и  восстановление  редких  и  исчезающих  видов  живых
организмов в естественной среде их обитания,  в неволе и  генетических
банках;
     создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного
уровня и режима,  формирование на их основе,  а также на основе других
территорий с преобладанием естественных процессов природно-заповедного
фонда  России  в качестве неотъемлемого компонента развития регионов и
страны в целом, сохранение уникальных природных комплексов;
     сохранение и  восстановление целостности природных систем,  в том
числе  предотвращение  их  фрагментации   в   процессе   хозяйственной
деятельности при создании гидротехнических сооружений, автомобильных и
железных дорог,  газо- и нефтепроводов, линий электропередачи и других
линейных сооружений;
     сохранение и     восстановление     природного     биологического
разнообразия и ландшафтов на хозяйственно освоенных и урбанизированных
территориях.

    *  4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
    *      ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально
       опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях

     Основной задачей    в    этой    области   является   обеспечение
экологической безопасности потенциально  опасных  видов  деятельности,
реабилитация   территорий   и  акваторий,  пострадавших  в  результате
техногенного воздействия на окружающую среду.
     Для этого необходимы:
     осуществление в   приоритетном   порядке   учета   интересов    и
безопасности  населения  при  решении  вопросов о потенциально опасных
производствах и видах деятельности;
     обеспечение радиационной  и  химической  безопасности  и снижение
риска  воздействия  на  здоровье  человека  и  окружающую  среду   при
проектировании,  строительстве,  эксплуатации и выводе из эксплуатации
промышленных и энергетических объектов (в том числе ядерных установок,
включая АЭС, химических, горно-добывающих предприятий и т.п.);
     разработка и  реализация  мер  по   снижению   и   предотвращению
экологического  ущерба  от  деятельности  Вооруженных  Сил  Российской
Федерации, других войск, воинских формирований, в том числе при пусках
ракет любого вида;
     обеспечение экологической безопасности  при  разоружении,  в  том
числе  уничтожении  ракет  и ракетного топлива,  запасов и производств
химического оружия,  а  также  решение  проблемы  старого  химического
оружия;
     снижение производства и использования токсичных  и  других  особо
опасных  веществ,  обеспечение  их  безопасного хранения;  планомерная
ликвидация накопителей токсичных отходов;
     обеспечение экологической    безопасности    при    обращении   с
радиоактивными  веществами,   радиоактивными   отходами   и   ядерными
материалами;
     разработка системы   чрезвычайного   реагирования    и    системы
оповещения на экологически опасных объектах;
     разработка мер  по  предупреждению  и  ликвидации   экологических
последствий вооруженных конфликтов;
     реабилитация территорий  и  акваторий,  подвергшихся  негативному
влиянию  хозяйственной  деятельности,  в  том  числе  радиационному  и
химическому воздействию;
     реабилитация территорий  и  акваторий,  загрязненных  в  процессе
функционирования  объектов  ракетно-космической  и  атомной   отраслей
промышленности,  в том числе при производстве,  испытании,  хранении и
уничтожении  оружия  массового  поражения,  а   также   в   результате
деятельности  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  других войск и
воинских формирований.

      *       Экологические приоритеты в здравоохранении

     Основными задачами  в  указанных  областях   являются   улучшение
качества   жизни,   здоровья   и  увеличение  продолжительности  жизни
населения путем снижения  неблагоприятного  воздействия  экологических
факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды.
     Для этого необходимы:
     оценка и снижение экологических рисков здоровья населения;
     обеспечение качества   воздуха   и   воды   в   соответствии    с
установленным нормами;
     обеспечение населения   экологически    безопасными    продуктами
питания,  в  том  числе  контроль за ввозом,  производством и оборотом
продуктов питания и  их  компонентов,  полученных  из  их  генетически
измененных форм;
     обеспечение экологической  безопасности  жилья,  одежды,  бытовой
техники и других предметов домашнего обихода;
     проведение реконструкции населенных пунктов и промышленных зон  в
целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;
     оказание адресной помощи группам населения,  проживающим в  зонах
экологического   бедствия   или   особо   уязвимым  к  неблагоприятным
экологическим воздействиям (дети,  беременные женщины, кормящие матери
и др.);
     приоритетное оказание  лечебной   помощи   и/или   предоставление
компенсации за утраченное здоровье лицам, пострадавшим от химического,
радиационного и других воздействий,  связанных с экологически  опасной
деятельностью, а также их потомкам;
     поэтапное переселение населения из зон  экологического  бедствия,
техногенных и природных катастроф, не поддающихся реабилитации;
     переход хозяйственного  комплекса  в  регионах  с  экстремальными
природно-климатическими       условиями      на      высокоэффективные
автоматизированные  технологии,  применение  вахтовой  и   ротационной
систем ведения работ.

      *  Предотвращение и снижение экологических последствий
      *                 чрезвычайных ситуаций

     Основной задачей  в  указанной  области  является   выявление   и
минимизация  экологических  рисков  для  природной  среды  и  здоровья
населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера.
     Для этого необходимы:
     своевременное прогнозирование и выявление возможных экологических
угроз,  включая оценку природных и техногенных факторов  возникновения
возможных   чрезвычайных   ситуаций   с   негативными   экологическими
последствиями;
     разработка и  осуществление  мер  по  снижению риска чрезвычайных
ситуаций с негативными экологическими последствиями;
     обучение населения   правилам  поведения,  действиям  и  способам
защиты  при  чрезвычайных  ситуациях  с   негативными   экологическими
последствиями;
     разработка и  совершенствование  универсальных   средств   защиты
населения  и  территорий  при  возникновении  чрезвычайных  ситуаций с
негативными экологическими последствиями.

      *    Предотвращение терроризма, создающего опасность
      *                  для окружающей среды

     Основной задачей  в  указанной  области  является  предотвращение
террористических актов,  вызывающих ухудшение экологической обстановки
и деградацию природной среды.
     Для этого необходимы:
     предотвращение диверсий   и   техногенных  аварий  с  негативными
последствиями для окружающей среды;
     предотвращение преднамеренного   применения  химических  веществ,
вызывающих деградацию природной среды;
     предотвращение умышленных    пожаров,    вызывающих   уничтожение
природных  и  аграрных  экосистем,  а  также  предотвращение  ввоза  и
распространения  с  террористическими  целями  видов живых организмов,
вызывающих нарушения в данных экосистемах.

      *     Контроль за использованием и распространением
      *  чужеродных видов и генетически измененных организмов

     Основной задачей  в этой области является организация контроля за
ввозом,  использованием  и  распространением  на   территории   страны
чужеродных видов и генетически измененных организмов.
     Для этого необходимы:
     обеспечение эффективной работы карантинных служб,  предотвращение
проникновения  и  несанкционированного  ввоза  на  территорию   страны
чужеродных   видов   и  генетически  измененных  организмов,  а  также
вредителей, переносчиков и возбудителей заболеваний;
     контроль за проведением акклиматизационных работ внутри страны;
     разработка и реализация  системы  мероприятий  по  предотвращению
неконтролируемого   распространения  чужеродных  видов  и  генетически
измененных организмов в природной среде и ликвидации последствий  этих
процессов;
     контроль и обеспечение безопасного использования чужеродных видов
и генетически измененных организмов в хозяйственном обороте.

    *       5. ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
    *                ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

      *  Развитие системы государственного управления охраной
      *         окружающей среды и природопользованием

     Основной задачей   в   указанной   сфере   является   обеспечение
эффективного государственного управления охраной  окружающей  среды  и
использованием  природных ресурсов,  соответствующего демократическому
устройству и рыночной экономике.
     Для этого необходимы:
     развитие государственного регулирования охраны окружающей среды и
использования природных ресурсов с учетом различных форм их освоения;
     четкое разграничение   полномочий   и    ответственности    между
федеральными   и   региональными  органами  государственной  власти  и
органами местного самоуправления в области контроля за  использованием
ресурсов и состоянием окружающей природной среды;
     учет экологических   проблем    при    регулировании    отношений
собственности на природные ресурсы;
     обеспечение государственного,  ведомственного, производственного,
муниципального   и  общественного  экологического  контроля,  а  также
совершенствование    системы    лицензирования,     сертификации     и
паспортизации;
     развитие государственного  нормирования   и   контроля   качества
окружающей  среды  и  установление  единых  требований к хозяйствующим
субъектам;
     совершенствование механизма  и  усиление  роли  государственной и
общественной экологической экспертизы,  включая  экспертизу  проектов,
технологий и государственных программ;
     внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду и
анализа ее состояния в масштабах страны и регионов;
     поддержание в постоянной готовности  органов  управления,  сил  и
средств   реагирования   на   возникающие   экологические   угрозы   и
чрезвычайные ситуации;
     создание в  секторах  промышленности,  в  которых  осуществляется
потенциально опасная деятельность,  специализированных  подразделений,
предназначенных для предотвращения и ликвидации негативных последствий
такой деятельности;
     наделение должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением
законодательства в области использования природных ресурсов  и  охраны
окружающей    среды,   необходимыми   полномочиями,   обеспечение   им
государственной защиты и предоставление социальных гарантий.

      *   Нормативное правовое обеспечение и правоприменение

     Основными задачами   в   указанной   сфере   являются    создание
эффективного  правового  механизма  обеспечения  сохранения  природной
среды  и  экологической  безопасности,   а   также   совершенствование
правоприменительной    практики   в   целях   обеспечения   адекватной
ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости.
     Для этого необходимы:
     устранение противоречий     между      природно-ресурсными      и
природоохранными  нормами  законодательства  Российской  Федерации,  а
также между законодательством в  области  охраны  окружающей  среды  и
нормами иных отраслей права;
     обеспечение реализации  законодательных  актов   путем   принятия
подзаконных  нормативных правовых актов,  необходимых для полноценного
применения федеральных законов;
     правовое закрепление  необходимости  представления экологического
обоснования  деятельности  как  одного  из  обязательных  условий  при
проведении  конкурсов,  тендеров,  аукционов на право реализации и/или
выбора проектов;
     развитие системы  государственных стандартов Российской Федерации
в области охраны окружающей  среды,  закрепление  в  правовой  системе
Российской    Федерации    международных   экологических   стандартов,
обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;
     гармонизация законодательства   Российской  Федерации  в  области
охраны окружающей среды и норм международного права в этой  области  в
рамках обязательств Российской Федерации по международным договорам;
     развитие и    активизация    судебных    механизмов    разрешения
противоречий   между  интересами  населения,  субъектов  хозяйственной
деятельности и государства в области охраны окружающей среды;
     укрепление системы   прокурорского   надзора   и  реализация  мер
прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды;
     совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в
результате   экологических    правонарушений    и/или    осуществление
экологически опасных видов деятельности;
     обеспечение применения    механизмов    прекращения    незаконной
деятельности.

      *          Экономические и финансовые механизмы

     Основной задачей    в   этой   области   является   экономическое
регулирование    рыночных    отношений    в    целях     рационального
неистощительного  природопользования,  снижения  нагрузки на природную
среду,  ее охраны,  привлечения бюджетных и  внебюджетных  средств  на
природоохранную деятельность.
     Для этого необходимы:
     обеспечение перехода в сфере природопользования к системе рентных
платежей;
     включение в  экономические  показатели полной стоимости природных
объектов с  учетом  их  средообразующей  функции,  а  также  стоимости
природоохранных (экологических) работ (услуг);
     создание полноценного   механизма   взимания   с    хозяйствующих
субъектов,   эксплуатирующих   природные   ресурсы,   платежей   и  их
использование на сохранение и восстановление природной  среды,  в  том
числе биоразнообразия;
     реализация в  полной   мере   принципа   "загрязнитель   платит";
обеспечение  зависимости  размеров  платы  за  выбросы  и сбросы от их
объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения;
     разработка научно   обоснованной   методики  определения  размера
компенсаций за ущерб,  наносимый окружающей среде и здоровью граждан в
процессе  хозяйственной  деятельности,  при  техногенных  и  природных
чрезвычайных ситуациях,  а также  в  результате  экологически  опасной
деятельности,   в   том   числе   военной,   обеспечение  обязательной
компенсации  экологического  ущерба  окружающей   среде   и   здоровью
населения;
     обеспечение адекватного    бюджетного    финансирования    охраны
окружающей  среды  как одного из приоритетных направлений деятельности
государства;
     создание системы    финансирования   природоохранных   работ   на
конкурсной основе за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных
источников;
     формирование и  применение   налоговой   и   тарифной   политики,
стимулирующей  переориентацию  экспорта  с  сырья на продукты глубокой
переработки;
     создание и  применение  системы  налогов и пошлин,  стимулирующих
использование  экологически  чистых  технологий,   товаров   и   услуг
независимо от страны-производителя;
     совершенствование механизмов  изменения  форм   собственности   и
куплипродажи  земли,  природных  ресурсов  и  хозяйственных объектов с
учетом задач сохранения  и  восстановления  природной  среды  (включая
оценку  прошлого  экологического  ущерба,  обязательства по проведению
реабилитационных мероприятий и др.);
     установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое
страхование,  связанных  с  возможным   негативным   воздействием   на
окружающую среду;
     содействие развитию     экологического     аудита     действующих
предприятий,  предпринимательству  в  сфере  охраны окружающей среды и
добровольной сертификации;
     внедрение рыночных   механизмов   охраны  природы,  в  том  числе
стимулирующих  повторное   использование   и   вторичную   переработку
промышленных товаров;
     введение ответственности производителя за  произведенный  продукт
на  всех  стадиях  -  от получения сырья и производства до утилизации;
создание условий для внедрения системы лизинга экологически безопасных
промышленных  товаров длительного пользования,  в том числе для личных
нужд;
     использование схем международных финансово-экономических расчетов
с учетом вклада стран в обеспечение глобальной  устойчивости  биосферы
("долги   за   природу",   углеродный   кредит   и  другие  механизмы,
предусматриваемые международными конвенциями и соглашениями);
     формирование условий  для  стимулирования  благотворительности  в
области охраны природы.

      * Экологический мониторинг и информационное обеспечение

     Основной задачей   в   этих   областях    является    обеспечение
государственных  и  муниципальных  органов,  юридических лиц и граждан
достоверной информацией о состоянии окружающей среды  и  ее  возможных
неблагоприятных изменениях.
     Для этого необходимы:
     развитие единой     государственной     системы    экологического
мониторинга на всей территории страны,  включая мониторинг биотических
и абиотических компонентов природной среды;
     совершенствование нормативной       базы,        регламентирующей
взаимодействие     федеральных    органов    исполнительной    власти,
осуществляющих  государственный  экологический   мониторинг,   включая
формирование фонда информационных ресурсов;
     совершенствование системы   показателей,   создание   методологии
экологического мониторинга Российской Федерации, а также техническое и
материальное   обеспечение   деятельности    системы    экологического
мониторинга;
     обеспечение достоверности и сопоставимости данных  экологического
мониторинга по отдельным отраслям экономики и регионам страны;
     совершенствование системы учета и  контроля  ядерных  материалов,
радиоактивных веществ и отходов;
     проведение работ по выявлению зон экологического бедствия;
     выявление и    обозначение    на   местности   всех   территорий,
подвергшихся радиоактивному и  химическому  загрязнению  в  масштабах,
представляющих опасность для окружающей среды и населения;
     инвентаризация экологически  опасных  производств,  сооружений  и
захоронений   отходов;   оценка   риска   возникновения   чрезвычайных
экологических ситуаций и путей их предотвращения;
     формирование и ведение кадастров экологически опасных объектов на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
     инвентаризация территории  для  выявления  и  специальной  охраны
земель,    пригодных    для    производства    экологически     чистой
сельскохозяйственной  продукции,  водных  объектов  со стратегическими
запасами питьевой воды, природных комплексов, выполняющих особо важные
средообразующие        функции        и        обладающих       особым
рекреационнооздоровительным значением;
     формирование системы    государственных    кадастров    природных
ресурсов,  особо  охраняемых   природных   территорий   и   территорий
традиционного природопользования;
     обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды  и
возможных   экологических   угрозах;   бесплатный   доступ  граждан  к
информации в сфере экологии, жизненно важной для их безопасности;
     информационное обеспечение   учета   результатов  государственной
экологической  экспертизы  всех   проектов,   программ   и   объектов,
подлежащих обязательной экологической экспертизе.

      *                  Научное обеспечение

     Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей
среды  являются  развитие  научных  знаний  об  экологических  основах
устойчивого    развития,   выявление   новых   экологических   рисков,
порождаемых  развитием  общества,  а  также  природными  процессами  и
явлениями.
     Для этого необходимы:
     формирование теоретических  и  технологических  основ  перехода к
устойчивому развитию Российской Федерации;
     разработка экологической  составляющей  стратегического  прогноза
развития России;
     исследование возможного  глобального  и  регионального  изменения
климата и его последствий для природной среды;
     исследование биологических  систем  и их средообразующих функций,
определение пределов устойчивости и  экологической  емкости  природных
систем;
     разработка экологически    эффективных    и    ресурсосберегающих
технологий,   производств,   видов   сырья,  материалов,  продукции  и
оборудования, в том числе в сельском хозяйстве;
     разработка научных    принципов    и   технологий   использования
возобновляемых     биологических     ресурсов     (лесных,     водных,
охотничьепромысловых,   лекарственных   и   др.),   обеспечивающих  их
устойчивое воспроизводство;
     разработка принципов     использования    атмосферного    воздуха
(воздушных ресурсов) в целях сохранения окружающей среды;
     разработка эффективных    методов    сохранения    биологического
разнообразия,  включая  развитие  сети  особо   охраняемых   природных
территорий, сохранение и восстановление редких и ценных видов животных
и растений, а также природных сообществ и систем;
     анализ распространения  чужеродных и генетически измененных видов
живых организмов  и  разработка  соответствующих  методов  контроля  и
снижения негативных последствий этих процессов;
     разработка методологии и методов эколого-экономической оценки,  в
том  числе  определение  стоимости  природных  объектов  с  учетом  их
средообразующей функции,  для использования  при  принятии  решений  в
различных отраслях экономики Российской Федерации;
     создание основ определения экологических рисков в целях  создания
системы управления качеством природной среды;
     разработка средств  и   методов   предупреждения   и   ликвидации
загрязнений,   реабилитации  окружающей  среды  и  утилизации  опасных
отходов;
     изучение связи  между  заболеваниями людей и изменениями качества
окружающей среды;
     разработка и    развитие   современных   методов   экологического
мониторинга,   а   также    информационных    технологий    в    целях
государственного  управления  в  области  природопользования  и охраны
окружающей среды.

      *        Экологическое образование и просвещение

     Основной задачей в этих областях является повышение экологической
культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков
и знаний в области экологии.
     Для этого необходимы:
     создание государственных и негосударственных систем  непрерывного
экологического образования и просвещения;
     включение вопросов  экологии,  рационального  природопользования,
охраны  окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в
учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;
     усиление роли  социальных  и гуманитарных аспектов экологического
образования и эколого-просветительской деятельности;
     подготовка и  переподготовка  в  области  экологии педагогических
кадров  для  всех  уровней  системы  обязательного  и  дополнительного
образования  и  просвещения,  в  том  числе  по  вопросам  устойчивого
развития Российской Федерации;
     включение вопросов     формирования    экологической    культуры,
экологического  образования  и  просвещения  в  федеральные   целевые,
региональные и местные программы развития территорий;
     государственная поддержка  деятельности  системы  образования   и
просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование;
     разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение
вопросов устойчивого развития Российской Федерации;
     развитие системы  подготовки  в  области   экологии   руководящих
работников  различных  сфер  производства,  экономики и управления,  а
также  повышения  квалификации  специалистов  природоохранных   служб,
правоохранительных и судебных органов;
     повышение информированности   деловых    кругов    по    вопросам
законодательства  в  области  охраны  окружающей среды,  рационального
природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а также
обучение их методам управления с учетом экологического фактора;
     поддержка и  публикация  материалов  по   вопросам   экологии   в
средствах массовой информации.

      * Развитие гражданского общества как условие реализации
      *      государственной политики в области экологии

     Основной задачей  в   этой   области   является   государственное
содействие экологизации гражданского общества.
     Для этого необходимы:
     совершенствование законодательства для создания правовых условий,
позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации экологически
значимых решений,  в том числе путем проведения опросов,  общественных
слушаний, общественных экспертиз и референдумов;
     обеспечение возможности  прохождения  альтернативной  гражданской
службы на объектах и в  структурах,  реализующих  политику  в  области
экологии;
     поддержка экологических общественных движений и благотворительной
деятельности;
     создание условий  для  поддержания   и   развития   традиционного
экологически     сбалансированного     природопользования     коренных
малочисленных народов;
     совершенствование законодательства в целях развития общественного
экологического контроля, в том числе общественных инспекций.

      *        Региональная политика в области экологии

     Основными задачами   в   этой   области   являются   экологически
обоснованное  размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов
и  максимальное  использование  возможностей  и  специфики   субъектов
Российской Федерации для устойчивого развития страны.
     Для этого необходимы:
     внедрение природно-ландшафтного,   в   том   числе  бассейнового,
принципа управления природными комплексами;
     концентрация имеющихся   и   создаваемых   производств   на   уже
трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;
     резервирование на  основе  эколого-экономического обоснования,  в
том числе исключение из хозяйственного использования,  территорий, еще
не  освоенных  или  мало затронутых хозяйственной деятельностью,  либо
непревышение экологической емкости природных систем при освоении  этих
территорий;
     учет задач  по  сохранению  целостности  природных  комплексов  в
процессе территориального планирования;
     расширение практики использования местных природных,  сырьевых  и
энергетических ресурсов на основе экологически чистых технологий;
     обеспечение приоритетного участия коренных малочисленных  народов
в  выборе  стратегии  развития территорий,  на которых они традиционно
проживают.

      *              Международное сотрудничество

     Основной задачей  в  этой  области  является реализация интересов
Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных
экологических   проблем   и  регулировании  глобализации  в  интересах
устойчивого развития мирового сообщества.
     Для этого необходимы:
     участие Российской   Федерации  в  консолидации  усилий  мирового
сообщества по сохранению окружающей среды,  в том числе в разработке и
выполнении международных договоров по ее охране;
     содействие экологизации  положений  действующих   и   планируемых
международных договоров;
     активное участие в международных  экологических  организациях,  в
том числе входящих в систему Организации Объединенных Наций;
     обеспечение обязательной государственной экологической экспертизы
и  экологического  контроля  всех  международных  программ и проектов,
реализуемых на территории России;
     упреждающее воздействие  на  процесс глобализации путем активного
участия Российской Федерации в международных  переговорах,  касающихся
использования    природных   ресурсов,   трансграничного   перемещения
технологий,  товаров и услуг,  способных нанести  экологический  ущерб
населению и природной среде.

    *   РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Реализация положений настоящего документа предполагает разработку
планов действий на федеральном,  региональном и отраслевом уровнях,  а
также   разработку   и  реализацию  мер  государственной  поддержки  и
регулирования  в  сфере  охраны  окружающей  среды   и   рационального
природопользования.   Конкретизация   положений  настоящего  документа
применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и
особенностям проведения государственной политики в области экологии по
различным субъектам Российской Федерации может быть  осуществлена  при
разработке программ развития субъектов Российской Федерации и отраслей
экономики.
    

Печать
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru