ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ, СВЯЗАННЫХ С ПРИНЯТИЕМ И ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Письмо. Генеральная прокуратура РФ. 22.08.02 38-15-02

          ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УЧАСТИЯ
             ПРОКУРОРОВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ, СВЯЗАННЫХ
           С ПРИНЯТИЕМ И ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО
             ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
                                ПИСЬМО

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                          22 августа 2002 г.
                              N 38-15-02

                                 (Д)
 

     В связи   с   принятием   Арбитражного   процессуального  кодекса
Российской Федерации (далее  -  АПК  РФ,  или  Кодекс,  опубликован  в
"Российской  газете"  и  "Парламентской  газете"  27  июля  2002 г.) и
введением его  в  действие  с  1  сентября  2002  г.  (за  исключением
положений,  для  которых  Федеральным законом от 24.07.2002 N 96-ФЗ "О
введении в действие Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской
Федерации"  установлены  иные сроки и порядок введения в действие) при
организации работы по обеспечению  участия  прокуроров  в  арбитражном
процессе предлагается иметь в виду следующее.
     1. Полномочия  по  участию  в  арбитражном   процессе   прокуроры
реализуют  путем  предъявления  в  арбитражные суды исков (заявлений),
указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Прокурор вправе обратиться в суд:
     с заявлениями   об   оспаривании   нормативных   правовых  актов,
ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской
Федерации,   органов   государственной   власти  субъектов  Российской
Федерации,  органов местного  самоуправления,  затрагивающих  права  и
законные  интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и
иной экономической деятельности;
     с иском   о   признании   недействительными  сделок,  совершенных
органами  государственной  власти   Российской   Федерации,   органами
государственной   власти   субъектов  Российской  Федерации,  органами
местного самоуправления,  государственными и муниципальными унитарными
предприятиями,  государственными  учреждениями,  а  также юридическими
лицами,  в  уставном  капитале  (фонде)  которых  есть  доля   участия
Российской  Федерации,  доля  участия  субъектов Российской Федерации,
доля участия муниципальных образований;
     с иском  о  применении  последствий  недействительности ничтожной
сделки,  совершенной  органами   государственной   власти   Российской
Федерации,   органами   государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации,  органами  местного  самоуправления,   государственными   и
муниципальными      унитарными     предприятиями,     государственными
учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде)
которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов
Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
     Необходимо иметь  в  виду,  что  указанный в ч.  1 ст.  52 АПК РФ
перечень исков и заявлений расширительному толкованию не подлежит.
     2. В соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе вступить в
дела,  указанные в ч.  1  ст.  52  АПК  РФ  и  возбужденные  по  искам
(заявлениям)  иных  лиц,  на  любой  стадии арбитражного процесса (при
рассмотрении  дела  судами  первой,   апелляционной   и   кассационной
инстанций).  Вступление  прокуроров  в  процесс,  инициированный иными
лицами,  имеет целью обеспечение законности.  С учетом этого решение о
вступлении  в  дело  в  порядке  ч.  5 ст.  52 АПК РФ должен принимать
прокурор субъекта Федерации или его  заместитель  как  по  собственной
инициативе,  так  и по ходатайству лиц,  участвующих в деле,  о чем он
направляет в арбитражный суд соответствующее заявление.
     Несмотря на   то,  что  принятие  решения  о  вступлении  в  дело
прокурора   непосредственно   арбитражным   судом   в    Кодексе    не
предусмотрено,  в  случае вынесения судом соответствующего определения
следует рассматривать и этот вопрос с учетом требований ст. 52 АПК РФ.
     3. Принятые  к производству арбитражными судами иски (заявления),
направленные прокурорами до введения в действие Кодекса (до 1 сентября
2002 г.),  не входящие в категорию исков (заявлений), указанных в ч. 1
ст.  52 АПК РФ,  должны рассматриваться судами с участием прокурора  в
соответствии   с  нормами  нового  Кодекса,  поскольку  процессуальных
оснований для прекращения производства по таким делам не имеется.
     4. Согласно  ст.  7  Федерального  закона  "О введении в действие
Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации"   дела,
которые  находятся  в  производстве судов общей юрисдикции и которые в
соответствии с  Кодексом  отнесены  к  подведомственности  арбитражных
судов,   в   течение   двух  недель  со  дня  введения  в  действие  1
"Подведомственность" главы 4 АПК РФ (введен в  действие  с  7  августа
2002  г.)  с  согласия  истцов  передаются  судами  общей юрисдикции в
арбитражные суды в соответствии с правилами подсудности.
     Эта норма  распространяется  и  на  дела,  возбужденные  по искам
прокуроров, поэтому прокуроры не вправе препятствовать передаче дел по
подведомственности.
     Вопросы о передаче дел в арбитражные суды или  о  прекращении  по
ним  производства  решаются  судами  общей юрисдикции с учетом позиции
истцов, в интересах которых прокурором предъявлены иски.
     5. Дела об оспаривании нормативных правовых актов,  затрагивающих
права и законные интересы  лиц  в  сфере  предпринимательской  и  иной
экономической  деятельности,  рассматриваются  арбитражными  судами по
общим правилам искового производства с  особенностями,  установленными
главой 23 АПК РФ.
     Прокурор в соответствии с ч. 2 ст. 192 АПК РФ вправе обратиться в
суд    с   заявлением   о   признании   нормативных   правовых   актов
недействующими,  если  полагает,  что  такой  оспариваемый   акт   или
отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту,  имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и
законные   интересы   граждан,   организаций,   иных   лиц   в   сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности.
     6. Дела  об  оспаривании ненормативных правовых актов,  решений и
действий  (бездействия)  государственных  органов,  органов   местного
самоуправления,   иных   органов,   должностных   лиц  рассматриваются
арбитражными  судами  по  общим  правилам  искового   производства   с
особенностями, установленными главой 24 АПК РФ.
     Прокурор согласно ч.  2  ст.  198  АПК  РФ  вправе  обратиться  в
арбитражный   суд   с   заявлением   о   признании   недействительными
ненормативных  правовых  актов,   незаконными   решений   и   действий
(бездействия)     государственных     органов,     органов    местного
самоуправления,  иных органов,  должностных лиц,  если  полагает,  что
оспариваемый   ненормативный   правовой   акт,   решение   и  действие
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому
акту и нарушают права и законные интересы граждан,  организаций,  иных
лиц в сфере предпринимательской  и  иной  экономической  деятельности,
незаконно  возлагают  на  них  какие-либо  обязанности,  создают  иные
препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической
деятельности.
     При подготовке  заявлений   о   признании   ненормативных   актов
недействительными,   решений   и  действий  (бездействия)  незаконными
необходимо иметь в виду, что заявление может быть подано в арбитражный
суд в течение 3-х месяцев со дня,  когда гражданину, организации стало
известно о нарушении их  прав  и  законных  интересов,  если  иное  не
установлено  федеральным законом.  Пропущенный по уважительной причине
срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п.  4 ст. 198 АПК
РФ).
     7. Следует иметь в виду,  что  дела  по  заявлениям  о  признании
нормативного правового акта недействующим,  а ненормативного правового
акта  недействительным  подведомственны  арбитражным  судам,  если  их
рассмотрение   в   соответствии   с  федеральным  законом  отнесено  к
компетенции арбитражных судов.
     8. Положения  главы  22  "Производство  в порядке надзора" АПК РФ
1995 года действуют до 01.01.2003.  До этой даты Генеральный  прокурор
Российской  Федерации  и  его заместители вправе приносить в Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации протесты на  незаконные
и необоснованные судебные акты.
     С 01.01.2003 пересмотр в порядке надзора  вступивших  в  законную
силу  судебных  актов  арбитражных  судов осуществляется исключительно
Высшим Арбитражным  Судом  Российской  Федерации  по  заявлениям  лиц,
участвующих  в деле,  и иных,  указанных в ст.  42 АПК РФ,  а также по
представлению прокурора.  Право обращения  в  Высший  Арбитражный  Суд
Российской  Федерации  предоставлено Генеральному прокурору Российской
Федерации и его заместителям (п. 4 ст. 4 АПК РФ).
     Представление о  пересмотре  судебных  актов  в  порядке  надзора
прокурор вправе направить только по делам,  указанным в ст. 52 АПК РФ,
т.е.  возбужденным  по  искам  и заявлениям прокурора,  а также по тем
делам, по которым прокурор участвовал в деле в порядке ч. 5 ст. 52 АПК
РФ.
     Представление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации может
быть  подано  в  течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу
последнего судебного акта,  принятого по делу,  если исчерпаны  другие
имеющиеся  возможности  для  проверки  в  судебном  порядке законности
указанного акта (в кассационном порядке).
     С учетом   указанного   процессуального   срока  и  отсутствия  у
Генерального прокурора Российской Федерации и его  заместителей  права
истребования   дела   из  арбитражного  суда  при  решении  вопроса  о
направлении  представления  в  Высший   Арбитражный   Суд   Российской
Федерации прокурорам субъектов Российской Федерации необходимо принять
меры к тщательному и полному  формированию  надзорных  производств  по
своим  искам  и по делам с их участием с приобщением копий документов,
направленных в суд лицами,  участвующими в деле, копий судебных актов,
вынесенных по этим делам арбитражным судом,  и т.д.,  имея в виду, что
именно эти материалы будут являться основанием для принятия решения  в
Генеральной    прокуратуре    Российской   Федерации   о   направлении
представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
     Предусмотренный ч.  3  ст.  292  АПК  РФ  3-месячный  срок подачи
представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, принятого
до  01.01.2003,  исчисляется  с  01.01.2003.  Начиная  с этой даты,  в
Генеральную прокуратуру Российской Федерации вместе с представлением в
порядке  ч.  2  ст.  36  Федерального закона "О прокуратуре Российской
Федерации" должно быть направлено надзорное производство по делу.
     В целях  обобщения  правоприменительной  практики  и формирования
единого  подхода  к  участию   прокуроров   в   арбитражном   процессе
предложения, касающиеся их процессуального положения, прошу направлять
в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
                                                       В.В. КОЛМОГОРОВ
22 августа 2002 г.
N 38-15-02