ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРИКАЗ МОСКОВСКАЯ СЕВЕРНАЯ ТАМОЖНЯ 27 августа 2002 г. N 679 (Д) В целях осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, в связи с отменой приказа ГТК России от 16.05.2001 N 442, на основании письма ГТК России от 23.07.2002 N 01-06/29414 дсп приказываю: 1. Временно до издания соответствующего документа ГТК России утвердить прилагаемую Временную типовую технологическую схему таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в регионе деятельности Московской северной таможни (далее - Схема). 2. Начальникам таможенных постов на основании прилагаемой Схемы в срок до 06.09.2002 представить в ООТОиТК таможни для последующего утверждения первым заместителем начальника таможни Временную технологическую схему таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в зоне деятельности таможенного поста, согласованную с правовым отделом. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника таможни Адувалина В.А. Начальник таможни полковник таможенной службы С.Л. Бульба 27 августа 2002 г. N 679 Приложение к приказу МСТ ЦТУ от 27 августа 2002 года N 679 ВРЕМЕННАЯ ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА ----------------- ТАМОЖЕННОМ ПОСТУ МОСКОВСКОЙ СЕВЕРНОЙ ТАМОЖНИ Настоящая Временная типовая технологическая схема таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации на --------------------------- таможенном посту (далее - Схема), определяет перечень и последовательность действий должностных лиц -------------------------- таможенного поста Московской северной таможни (далее - МСТ) при производстве предварительных операций, а также основного таможенного оформления и осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств на основе принципа разделения таможенного контроля на документальный и фактический (таможенный досмотр). Настоящая технологическая Схема разработана в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, приказами ГТК России от 08.05.2002 N 470, от 23.03.2001 N 290, от 10.11.2000 N 1013, от 28.11.94 N 624, от 10.07.96 N 429, от 08.08.2002 N 885, письмом ГТК от 23.07.2002 N 01-06/29414 дсп, приказом ЦТУ от 21.08.2002 N 483. Действие настоящей технологической Схемы не распространяется на товары, перемещаемые физическими лицами и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности. 1. Общие положения 1.1. ------------------- таможенный пост располагается по адресу: ---------------------------------------------------- на территории СВХ -------------------------------------------------- (далее - склад). 1.2. Основные понятия, используемые в настоящей Схеме: - товары - любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности и транспортные средства, за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 2; - транспортные средства - любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров, товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование; - лица - предприятия, учреждения и организации, а также физические лица; - декларант - российское лицо, перемещающее товары, или таможенный брокер, декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени; - перевозчик - лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование автотранспортных средств; - таможенный осмотр - одна из форм таможенного контроля, заключающаяся в проверке внешнего вида автотранспортных средств или находящегося в нем товара без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки; - таможенный досмотр товаров и транспортных средств (далее - досмотр) форма таможенного контроля, включающая в себя проверочные действия в отношении товаров и транспортных средств, направленные на установление сотрудниками таможенного органа достоверности сведений, необходимых для таможенных целей, выявление правонарушений в сфере таможенного дела, а также определение характеристик товаров в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации; - идентификационный таможенный досмотр - таможенный досмотр, проводимый в упрощенном порядке с целью установления фактического соответствия товаров их описанию и количеству, заявленному декларантом товаров в графе 31 основных и дополнительных листов грузовой таможенной декларации, определения страны происхождения товаров; - зона таможенного контроля - зона, созданная для целей осуществления таможенного контроля вдоль таможенной границы Российской Федерации, в местах таможенного оформления, нахождения таможенных органов Российской Федерации и в иных местах, определяемых ГТК России; - идентификация - наложение пломб, печатей, нанесение цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставление штампов, взятие проб и образцов, описание товаров и транспортных средств, составление чертежей, масштабных изображений, изготовление фотографий, иллюстраций, использование товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации, а также действия, направленные на выявление фактического соответствия товара, представленного таможенному органу, данным о товаре, заявленным в таможенной декларации; - выпуск - передача таможенными органами Российской Федерации товаров после их таможенного оформления в полное распоряжение лица; - меры нетарифного регулирования - ограничение на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики Российской Федерации, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (лицензирование, квотирование, сертификация, разрешительная система и т.п.), доводимые в установленном порядке до таможенных органов Российской Федерации; - партия товаров - товары, перевозимые в адрес одного получателя одним транспортным средством по одному транспортному документу в соответствии с Правилами доставки товаров под таможенным контролем; - КАС "АИСТ-РТ21" - комплексная автоматизированная система таможенного оформления, позволяющая осуществлять контроль предварительных операций и основного таможенного оформления в автоматическом режиме с использованием баз нормативно - справочной информации (НСИ); - диспетчер СВХ - уполномоченный сотрудник СВХ, обеспечивающий внесение информации о товарах и транспортных средствах в ПЗ "Диспетчер СВХ". ПЗ (программная задача) - комплекс программных средств; - ПЗ "Диспетчер СВХ" - обеспечивает учет и внесение информации о поступивших на СВХ товарах и транспортных средствах уполномоченными сотрудниками СВХ (роль - диспетчер СВХ); - ПЗ "Инспектор СВХ" - предназначена для автоматизации работы инспектора ОТД по осуществлению контроля и учету движения товаров через склады временного хранения и таможенные склады; - роль - инспектор СВХ - инспектор ОТД, осуществляющий контроль помещения, хранения и учета товаров и транспортных средств на СВХ; - ПЗ "Досмотр" - предназначена для формирования и учета актов таможенного досмотра, распределения поручений на досмотр и формирования досмотровых нарядов; - роль - инспектор досмотра - инспектор ОТД, проводящий досмотр товаров и транспортных средств и как старший наряда формирующий акт таможенного досмотра; - роль - диспетчер досмотра - начальник (инспектор) ОТД, формирующий досмотровые наряды и распределяющий поручения на досмотр; - роль - администратор досмотра - начальник ОТД осуществляет контроль в реальном времени за формированием актов таможенного досмотра; - ПЗ "ОТО 2000" - позволяет выполнять прием и провести контроль электронных копий документов, сформировать поручение на досмотр, проверить начисления таможенных платежей и провести их списание; - роль - диспетчер ОТО - инспектор ОТОиТК, осуществляющий прием, регистрацию и учет ГТД, распределяет зарегистрированные документы для проведения документального таможенного оформления другим инспекторам ОТОиТК; - роль - инспектор ОТО - инспектор ОТОиТК, осуществляющий с использованием возможностей КАС контроль документов (электронных копий документов), представленных декларантом для таможенного оформления, и принимающий решение о досмотре товара (формирует поручение на досмотр) и о возможности помещения товара под определенный таможенный режим (выпуск товаров); - роль - инспектор ТСВК - инспектор ОТОиТК, осуществляющий с использованием возможностей КАС контроль документов (электронных копий документов), представленных декларантом для целей валютного контроля и подтверждения таможенной стоимости; - роль - администратор ОТО - начальник ОТОиТК (начальник ТП), осуществляющий в реальном времени контроль за производством таможенного оформления и контроля; - роль - супервизор ОТО - начальник ТП (начальник ОТОиТК), определяющий ролевые функции сотрудников таможенного поста согласно закреплению за каждым определенных этапов таможенного оформления и контроля; - ПЗ "Регистрация участников ВЭД - пост" - предназначена для введения данных при регистрации новых участников ВЭД на посту; - ПЗ "Оформление ТПО" - предназначена для формирования и оформления ТПО; - ПЗ "Ведение ориентировок" - предназначена для оперативного контроля оформления документов в электронном виде в ОТОиТК путем ведения ориентировок; - ПЗ "Конвертация документов" - предназначена для конвертации документов из формата КАС в DBF формат. 1.3. Иные понятия определяются Таможенным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе". 2. Предварительные операции 2.1. Основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим предшествуют предварительные операции. 2.2. Целью предварительных операций является облегчение и ускорение производства основного таможенного оформления товаров и транспортных средств и их помещение под определенный таможенный режим. 2.3. При проведении предварительных операций сотрудники --------- таможенного поста осуществляют: - прием уведомлений о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации; - прием уведомлений о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Российской Федерации; - оформление таких товаров в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем в случае перевозки товаров под таможенным контролем; - прием уведомлений о прибытии товаров и транспортных средств в места доставки; - контроль за помещением товаров и транспортных средств на склады временного хранения и оформление такого помещения; - прием документа, подтверждающего помещение товаров и транспортных средств на СВХ, либо документа учета; - взятие проб и образцов товаров, контроль за взятием проб и образцов другими органами государственного контроля, а также лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями в установленном ПК России порядке; - контроль за соблюдением условий нахождения товаров и транспортных средств в местах доставки и на складах временного хранения и их учет; - передачу оформленных документов и сведений сотрудникам, осуществляющим основное таможенное оформление, подготовку и передачу документов и сведений в соответствующие специализированные подразделения таможенного органа согласно установленному порядку; - иные операции, предусмотренные нормативными правовыми актами ГТК России и направленные на облегчение и ускорение производства таможенного контроля при помещении товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. 2.4. Предварительные операции осуществляются должностными лицами -------------------------- таможенного поста в установленном Временной технологической Схемой завершения доставки товаров и транспортных средств, а также их временного хранения под таможенным контролем в зоне деятельности Московской северной таможни. 2.5. При работе в КАС "АИСТ - РТ21": 2.5.1. Диспетчер СВХ, используя технические средства программной задачи "Диспетчер СВХ": - регистрирует прибытие в книге учета транспортных средств; - в присутствии представителя перевозчика и на основании представленных им документов заполняет и регистрирует уведомление о прибытии транспортного средства в электронном виде в системе "АИСТ-РТ21" и отправляет его на таможенный пост, номер присваивается в автоматическом режиме. Регистрационный номер однозначно идентифицирует конкретную партию в КАС и позволяет в любой момент времени получить информацию обо всех произведенных с данной партией операциях и текущем этапе процесса таможенного оформления. 2.5.2. Уполномоченным сотрудником СВХ в ПЗ "Диспетчер СВХ" формируется документ учета (ДУ), выводится на бумажный носитель и передается владельцем СВХ на таможенный пост. Диспетчер СВХ передает электронную копию ДУ через ПЗ "Диспетчер СВХ" в ПЗ "Инспектор СВХ", в которой она регистрируется, фиксируется время поступления и производится контроль правильности заполнения ДУ. 2.5.3. Сотрудники СВХ осуществляют прием товаров на склад. В ПЗ "Диспетчер СВХ" формируется акт приемки товара и передается на таможенный пост. В случае если при приеме товаров обнаруживаются расхождения между сведениями, содержащимися в товаротранспортных документах, и фактическими данными, руководство СВХ информирует начальника таможенного поста (ОТОиТК) для принятия соответствующего решения. 2.6. В случае принятия решения руководством таможенного поста о перемещении товаров и транспортных средств на СВХ или ТС, на которых таможенный пост не расположен, сотрудники ОТД производят досмотр товаров в объеме не менее 10% общего количества грузовых мест с их пересчетом и выборочным вскрытием. Результаты досмотра фиксируются в акте установленной формы. 2.7. В этом случае перемещение товаров и транспортных средств осуществляется под таможенным контролем. Уполномоченный сотрудник выдает перевозчику копии товаросопроводительных документов, заверенных подписью и личной номерной печатью. По прибытии товаров и транспортных средств на СВХ или ТС, на котором таможенный пост не расположен, владелец такого склада передает информацию с помощью ПЗ "Диспетчер СВХ" о размещении их в зоне таможенного контроля в ОТД ПЗ "Инспектор СВХ" в установленном порядке. 2.8. Закрытие процедуры доставки производится при фактическом размещении товаров на СВХ и оформлением ДУ. 2.9. После закрытия процедуры доставки сотрудники ОТОиТК формируют отчет в АРМ "Контроль доставки Т" (при использовании КАС ПЗ "Контроль доставки товаров") и направляют его в установленном порядке в ОКДиТТ таможни для информирования таможни отправления о завершении процедуры доставки. 2.10. Выдача товаров производится владельцем СВХ после завершения таможенного оформления и представления декларантом либо лицом, обладающим полномочиями в отношении данного товара, ГТД с отметками о выпуске товара, а также при наличии разрешения таможенного органа в связи с оформлением ДКД для перемещения на другой СВХ либо изъятием товаров по делам о НТП в установленном порядке. В ПЗ "Диспетчер СВХ" формируется акт выдачи товара. 2.11. При вывозе товаров с таможенной территории РФ размещение транспортных средств в зоне таможенного контроля производится после подачи ГТД в ОТОиТК на этап приема и регистрации. Принятие владельцем СВХ товаров на хранение и их выдача осуществляются в порядке, определенном нормативными правовыми документами ГТК РФ. 3. Таможенный контроль при перемещении товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим (основное таможенное оформление) 3.1. Таможенный контроль при помещении товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим включает следующие этапы: а) прием, регистрация и учет таможенных деклараций; б) контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России и страны происхождения, а также за соблюдением законодательства Российской Федерации, устанавливающего запреты и ограничения (статьи 19, 20, 21 и 130 Таможенного кодекса Российской Федерации) (далее - запреты и ограничения); в) валютный контроль и контроль таможенной стоимости; г) контроль таможенных платежей; д) таможенный досмотр и выпуск. Основное таможенное оформление производят уполномоченные сотрудники ОТОиТК таможенного поста, утвержденные приказом по таможне. Указанные сотрудники могут совмещать не более двух этапов таможенного оформления и таможенного контроля, за исключением этапа приема, регистрации учета таможенных деклараций и досмотра. При исполнении требований приказа ГТК России от 31.07.2001 N 748 возможно производство всех этапов таможенного оформления одним сотрудником ОТОиТК, исключая таможенный досмотр, а также этап приема и учета таможенных деклараций. 3.2. На этапе приема, регистрации и учета таможенных деклараций проводится: - проверка соблюдения условий, необходимых для принятия таможенной декларации, в том числе проверка соблюдения порядка проведения предварительных операций; - прием таможенной декларации и других документов, подлежащих обязательному представлению таможенному органу, с представлением описи передаваемых документов (приложение N 1 к приказу ГТК России от 28.11.94 N 624), а также электронной копии таможенной декларации; - регистрация таможенной декларации с внесением данных о таможенной декларации в журнал регистрации таможенных деклараций (приложение N 2 к приказу ГТК России от 28.11.94 N 624); - общая проверка таможенной декларации и ее электронной копии на соответствие правилам заполнения согласно заявленному режиму, а также соответствие сведений в электронной копии таможенной декларации сведениям на бумажном носителе как в процессе приема таможенной декларации, так и после выпуска товаров и транспортных средств; - сбор таможенных деклараций и прилагаемых к ним документов после завершения таможенного оформления и передача их в соответствующие структурные подразделения таможенного органа; - учет случаев оформления таможенных деклараций, имеющих факты расхождения сведений о товарах, направленных пограничными таможенными органами и предъявленных для таможенного оформления; - учет таможенных деклараций, по которым таможенное оформление не завершено. При использовании КАС "АИСТ-РТ21" контроль на данном этапе осуществляется диспетчером ОТО. Порядок работы диспетчера ОТО. ГТД подается декларантом либо таможенным брокером после осуществления предварительных операций с одновременным представлением ее электронной копии, с выполнением требований и в сроки, определенные таможенным законодательством Российской Федерации. Прием ГТД на бумажном и электронном носителе и документов для производства таможенного оформления на таможенном посту осуществляется диспетчером ОТО. Принятие ГТД иными должностными лицами или в иных местах не допускается. Подача декларантом ГТД, заполненной в соответствии с заявленным таможенным режимом, сопровождается представлением в таможенный орган следующих документов, необходимых для ее приема и регистрации: а) документы, удостоверяющие полномочия декларанта на подачу ГТД от собственного имени; б) транспортные документы, подтверждающие факт перемещения товаров; в) в случаях, предусмотренных нормативными актами ГТК России, следующих таможенных документов: - декларация таможенной стоимости (далее - ДТС) и ее электронная копия; - документ контроля доставки товаров (далее - ДКД) или TIR; - копия паспорта сделки (далее - ПС), заверенная в установленном порядке, и его электронная копия; г) документы, сведения о которых заявлены в графе 44 ГТД; д) документы, подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных платежей на бумажном и электронном носителе; е) опись передаваемых документов в двух экземплярах. Должностное лицо таможенного органа, производящее таможенное оформление, вправе потребовать от декларанта представить дополнительные документы, необходимые для производства таможенного оформления и осуществления таможенного контроля. Как правило, данные об участнике ВЭД содержатся в КАС на основании сведений, содержащихся в учетной карточке участника ВЭД. Эти данные формируются и направляются в НСИ КАС в установленном порядке. В случае отсутствия на момент таможенного оформления учетной карточки диспетчер ОТО вносит данные об организации на основании сведений, содержащихся в учредительных документах, используя ПЗ "Регистрация участников ВЭД - пост". При последующих обращениях участника ВЭД по имеющейся информации в НСИ при необходимости производится обновление информации на основе вновь представленных документов. Диспетчер ОТО, проведя проверку соблюдения порядка проведения предварительных операций, осуществляет контроль соответствия электронной копии бумажному носителю ГТД, привязку электронной формы уведомления о прибытии к ГТД. Далее проводится форматно - логический контроль и по результатам проверки принимается одно из следующих решений: - о принятии ГТД; - об информировании декларанта о наличии и характере ошибок. Принятие ГТД сопровождается присвоением справочного номера, сформированного в установленном порядке. Регистрационный номер проставляется в графе 7 ГТД как на электронной, так и на бумажной копиях. Диспетчер ОТО проставляет в каждом экземпляре описи регистрационный номер ГТД, а в правом верхнем углу каждого экземпляра описи делается отметка "Декларация принята" с указанием должности, Ф.И.О., даты принятия ГТД и заверяет личной номерной печатью (далее - ЛНП). Один экземпляр описи возвращается декларанту. Далее проводится сравнение параметров: вес, стоимость, код товара по ТН ВЭД, указанных в электронном уведомлении с пограничной таможни, с аналогичными параметрами, указанными в ГТД. В случае расхождения хотя бы одного из указанных параметров на оборотной стороне ГТД делается отметка с указанием, по какому параметру имеется расхождение. Данные об отсутствии электронного уведомления либо об имеющихся расхождениях заносятся в специальный журнал для последующего контроля. Диспетчер ОТО производит автоматизированный контроль на наличие у участника ВЭД таможенных правонарушений по базе ориентировок таможенных правонарушителей и при выявлении данных о зарегистрированном таможенном нарушении докладывает начальнику ОТОиТК. Таможенное оформление приостанавливается до принятия решения начальником ОТОиТК. Сотрудник таможенного поста, осуществлявший первый этап (при работе в КАС "АИСТ-РТ21" - диспетчер ОТО), после завершения проверки таможенной декларации и ее электронной копии на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой "1" делает запись "Проверено", проставляет дату, время окончания проверки (при работе в КАС по компьютеру), подпись, оттиск личной номерной печати (ЛНП) и передает декларацию для дальнейшего оформления. 3.3. На этапе контроля за правильностью определения кода товара в соответствии TH ВЭД России и страны происхождения, а также за соблюдением законодательства Российской Федерации, устанавливающего запреты и ограничения (статьи 19, 20, 21 и 130 Таможенного кодекса Российской Федерации), сотрудник таможенного поста, ответственный за данный этап (при работе в КАС - инспектор ОТО с использованием ПЗ "ОТО 2000"), проводит: - проверку соответствия сведений в электронной копии таможенной декларации сведениям на бумажном носителе; - контроль достоверности и достаточности сведений, заявленных в таможенной декларации для целей идентификации товара, а также классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России; - проверку правильности описания товара в таможенной декларации согласно установленным требованиям, соответствия этого описания характеристикам товара, представленного к таможенному оформлению, а также проверку количественных данных о товаре (количество мест, вес и пр.); - контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России в случаях, отнесенных к компетенции ТП; - проверку документов по предварительной классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России в случаях осуществления уполномоченными таможенными органами предварительной классификации товаров, а также проверку соответствия заявленных сведений о товарах данным, содержащимся в документах о предварительной классификации товаров; - контроль достоверности и достаточности сведений, заявленных в таможенной декларации для определения страны происхождения товара и предоставления соответствующих тарифных льгот и преференций; - проверку документов и сведений, подтверждающих происхождение товаров и предоставление в связи с этим тарифных льгот и преференций, в случаях, отнесенных к компетенции ТП; - проверку документов о предварительном решении о происхождении товаров, принятом уполномоченными таможенными органами, а также проверку соответствия заявленных сведений о товарах данным, содержащимся в документах о предварительном решении о происхождении товаров; - контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в целях соблюдения лицом, перемещающим товары, запретов и ограничений; - проверку полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в реестр ПК России; - проверку наличия и правильности заполнения разрешений, лицензий, сертификатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также сведений, подтверждающих прохождение ветеринарного, фитосанитарного и иных видов государственного контроля; - контроль соблюдения условий помещения товаров под соответствующий таможенный режим (за исключением определения таможенной стоимости и уплаты таможенных платежей); - контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации для других таможенных целей, за исключением сведений о таможенной стоимости, таможенных платежах и сведений, используемых для осуществления валютного контроля; - сопоставление данных, заявленных в ГТД, с данными, полученными в электронном уведомлении с пограничной таможни (таможни отправления); - проверку документов и сведений, необходимых для таможенного контроля, за исключением документов и сведений о таможенной стоимости, таможенных платежах и документов и сведений, необходимых для валютного контроля; - передачу в соответствии с устанавливаемым ГТК России порядком в специализированные подразделения таможенных органов исходных сведений, необходимых для составления отчетности, а также информации, необходимой для контроля правильности определения происхождения товаров и их классификации в соответствии с ТН ВЭД России; - передачу согласно установленному порядку полного пакета предъявленных для таможенного оформления документов в специализированные подразделения таможенных органов для принятия решения в отношении соблюдения запретов и ограничений, происхождения товаров и их классификации в соответствии с ТН ВЭД России в случаях, определенных нормативными правовыми актами ГТК России; - принятие решения в отношении товаров на основании решений о применении запретов и ограничений, прав интеллектуальной собственности, о происхождении товаров и их классификации в соответствии с ТН ВЭД России, принятых соответствующими таможенными органами; - подготовку и передачу согласно установленному порядку в специализированные подразделения таможенного органа сведений о товарах и транспортных средствах и их выпуске в случае, если указанные подразделения в соответствии с правовыми актами ГТК России осуществляют централизованный контроль и учет товаров и транспортных средств; - сверку сведений о количестве, весе брутто и коде товара в соответствии с ТН ВЭД России (иных номенклатур), содержащихся в копии основного и добавочных листов ДКД (копии отрывного листа N 2 книжки МДП), ДУ (его электронной копии), электронном уведомлении, товаросопроводительных и транспортных документах с соответствующими сведениями, заявленными в ГТД. По результатам проверки уполномоченное должностное лицо таможенного органа на оборотной стороне первого экземпляра ГТД делает одну из следующих записей: а) "Сведения совпадают"; б) "Сведения по (весу брутто, количеству и (или) коду согласно ТН ВЭД) не совпадают"; в) "Электронное уведомление отсутствует. Подлежит согласованию. Риск N 2". Указанные записи заверяются ЛНП и подписью должностного лица. В случае невозможности принятия решения сотрудник, ответственный за данный этап, оформляет в установленном порядке направление, необходимый комплект документов к нему и передает его в функциональный отдел таможни для получения необходимого согласования. После получения согласования и после завершения контроля сотрудник таможенного поста на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой "2" делает запись "Проверено", проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск ЛНП и передает декларацию для дальнейшего оформления. 3.4. На этапе валютного контроля и контроля таможенной стоимости сотрудник таможенного поста при работе в КАС "АИСТ-РТ21" использует ПЗ "Инспектор ТСВК", при этом проводятся: - проверка соответствия сведений в электронной копии таможенной декларации сведениям на бумажном носителе; - проверка наличия всех документов, необходимых для целей валютного контроля; - проверка соответствия условий внешнеторговых договоров и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям валютного законодательства Российской Федерации; - проверка соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля; - проверка правильности выбора декларантом метода оценки товаров в таможенных целях; - проверка правильности заявления таможенной стоимости товаров в соответствии с выбранным методом определения таможенной стоимости и документами, ее подтверждающими, а также анализ документов, предъявленных декларантом для подтверждения заявленной им таможенной стоимости товаров, относительно их достоверности и достаточности, а также всех составляющих таможенной стоимости; - сбор дополнительной информации (в том числе запрос дополнительных документов от декларанта), необходимой для выяснения обстоятельств сделки, повлиявших на ее цену, а также для подтверждения всех составляющих таможенной стоимости или для обоснования оценки товара по методам 2-6; - корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей в ходе таможенного оформления в случаях, отнесенных правовыми актами ГТК России к компетенции ТП, и внесение соответствующих изменений в электронные копии таможенной декларации и декларации таможенной стоимости; - временная (условная) оценка товара при отсутствии необходимого документального подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости и (или) ее составляющих, соответствующая корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей; - представление в соответствии с устанавливаемым ГТК России порядком в специализированные подразделения таможенных органов исходных сведений, необходимых для составления отчетности по таможенной стоимости товаров, а также информации, необходимой для контроля за правильностью решений о таможенной стоимости товаров; - передача согласно установленному порядку полного пакета предъявленных к таможенному оформлению документов в специализированные подразделения таможенных органов для принятия решения относительно таможенной стоимости товаров и валютного контроля в случаях, определенных соответствующими нормативными правовыми актами ГТК России; - принятие решения о выполнении правовых актов ГТК России об осуществлении валютного контроля, принятых специализированным подразделением таможенного органа в пределах его компетенции; - передача в подразделение по валютному контролю таможенного органа информации об обнаруженных нарушениях валютного законодательства, не входящих в компетенцию таможенных органов; - сверка сведений о фактурной стоимости товара и коде валюты цены договора, содержащихся в копии основного и добавочных листов ДКД (копии отрывного листа N 2 книжки МДП), ДУ (его электронной копии), электронном уведомлении, товаре сопроводительных и транспортных документах с соответствующими сведениями, заявленными в ГТД. По результатам проверки уполномоченное должностное лицо таможенного органа на оборотной стороне первого экземпляра ГТД делает одну из следующих записей: а) "Сведения совпадают"; б) "Сведения по (фактурной стоимости и (или) коде валюты цены договора) не совпадают". Указанные записи заверяются ЛНП и подписью должностного лица. Сотрудник таможенного органа после завершения контроля на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой "3" делает запись "Проверено", проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск ЛНП и передает декларацию для дальнейшего контроля. 3.5. При проведении контроля на этапе контроля таможенных платежей сотрудник таможенного поста (при работе в КАС "АИСТ-РТ21" - инспектор ОТО) использует ПЗ "ОТО 2000", ролевая функция "инспектор ОТО", при этом проводится проверка: - наличия у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку или за рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведенным поставкам, сумм штрафов при совершенных нарушениях таможенных правил, пеней за просрочку уплаты таможенных платежей; - соблюдения декларантом установленных сроков подачи таможенной декларации (в случае нарушения сроков подачи таможенной декларации производится начисление пеней за просрочку уплаты таможенных платежей); - соблюдения сроков уплаты таможенных платежей и в случае нарушения сроков взимаются пени с применением ТПО; - правильности заполнения таможенной декларации и ее электронной копии, достаточности и достоверности заявленных в них сведений, влияющих на исчисление таможенных платежей; - обоснованности заявленных тарифных и налоговых льгот и преференций, документов, определяющих заявленные льготы либо устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, при наличии соответствующих подтверждений подразделения таможенного органа, осуществляющего контроль и учет таможенных платежей. (Предоставление тарифных и налоговых льгот или применение особого порядка уплаты таможенных платежей производится только при наличии соответствующего подтверждения указанного подразделения. Передача полного пакета предъявленных к таможенному оформлению документов в специализированное подразделение таможенного органа, осуществляющее контроль и учет таможенных платежей, для принятия решения о возможности предоставления тарифных и налоговых льгот или о применении особого порядка уплаты таможенных платежей осуществляется согласно порядку, определяемому соответствующими нормативными правовыми актами ГТК России.); - соблюдения условий заявленного таможенного режима по уплате таможенных платежей либо обеспечения их уплаты; - правильности исчисления таможенных платежей с составлением документа контроля таможенных платежей (далее - документ контроля), при работе в КАС "АИСТ-РТ21" документ контроля не составляется; - наличия решения соответствующих руководителей таможенного органа о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, а также наличия документа, подтверждающего обеспечение уплаты таможенных платежей, зарегистрированного в установленном порядке в специализированном подразделении таможенного органа, осуществляющем контроль и учет таможенных платежей; - фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа (через специализированное подразделение таможенного органа, осуществляющее контроль и учет таможенных платежей) путем проставления штампа "Открыт лицевой счет" на сумму ---, заверенного подписью и ЛНП инспектора ОФТДиУДС, в случае их непоступления таможенная декларация остается на данном этапе; Инспектор, осуществляющий оформление ГТД с применением КАС "АИСТ-РТ21", производит списание таможенных платежей и пеней только в том случае, если сведения об остатке денежных средств по конкретному платежному документу на бумажном носителе равны остатку денежных средств по этому документу в электронном виде, в случае наличия расхождений участник ВЭД направляется в ОФТДиУДС таможни для сверки лицевого счета. Сотрудник таможенного органа также производит: - сверку соответствия электронной копии и бумажного носителя ГТД, графы 2, 8, 14, 11, 15, 16, 36, 44, 47 "В"; - начисление пеней за просрочку уплаты таможенных платежей в случае отсутствия подтверждения специализированного подразделения таможенного органа, осуществляющего контроль и учет таможенных платежей, о поступлении денежных средств, которые должны были уже поступить на счета таможенного органа к моменту таможенного оформления; - подготовку и передачу согласно установленному порядку документов и сведений в соответствующее специализированное подразделение таможенного органа, если это подразделение на основании нормативных правовых актов ГТК России осуществляет централизованный учет таких сведений. На четвертом этапе должностное лицо на основании записей, проставленных должностными лицами на втором и третьем этапах таможенного оформления, производит проверку влияния выявленных расхождений сведений о товаре на величину причитающихся к уплате таможенных платежей. По результатам проверки должностное лицо на оборотной стороне первого экземпляра ГТД делает одну из следующих записей: а) "Расхождения сведений приводят к уменьшению величины причитающихся таможенных платежей. Риск N 1"; б) "Расхождения сведений не приводят к уменьшению величины причитающихся таможенных платежей". Сотрудник таможенного органа после завершения контроля на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой "4" делает запись "Проверено", проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск ЛНП и передает декларацию для дальнейшего оформления. 3.6. Этап досмотра и выпуска. 3.6.1. Таможенный досмотр. Решение о необходимости таможенного досмотра можно принимать на всех предыдущих этапах таможенного оформления. В этом случае соответствующий сотрудник на оборотной стороне таможенной декларации делает запись "С досмотром", указывая краткое обоснование такого решения, и информирует об этом начальника ОТОиТК (начальника поста), который принимает окончательное решение и выписывает поручение на досмотр по форме и в порядке, установленным приказом ГТК России от 08.05.2002 N 470. При работе в КАС "АИСТ-РТ21" решение о необходимости проведения таможенного досмотра принимается начальником ОТОиТК (начальник поста) из ролевой функции инспектор ОТО путем заполнения и регистрации поручения на досмотр в ПЗ "ОТО 2000". Поручение на досмотр передается в ПЗ "Досмотр". Решение инспектора ОТО о досмотре является обязательным для сотрудников ОТД. При получении в электронном виде поручения на досмотр поручение распечатывается и подписывается начальником ОТД "диспетчером досмотра", при этом формируется досмотровый наряд (определяются должностные лица для исполнения поручения) в соответствии с установленным видом и объемом досмотра. Назначается "старший" наряда. Инспекторами досмотровой группы в соответствии с полученным заданием осуществляется досмотр товара. Старший досмотрового наряда (инспектор досмотра) оформляет результаты досмотра в акте таможенного досмотра, сформированного в электронном виде в ПЗ "Досмотр". После присвоения номера данный акт досмотра распечатывается, подписывается инспекторами, проводившими досмотр, и представителями всех заинтересованных сторон, присутствующими при досмотре. После распечатки акт досмотра в электронном виде отправляется в ОТОиТК, а бумажная копия и иные документы, подтверждающие результаты досмотра, также передаются в ОТОиТК и приобщаются к пакету документов ГТД. После завершения таможенного досмотра документы и сведения, подтверждающие результаты досмотра, передаются сотруднику, ответственному за выпуск. Заполнение, регистрация, хранение и учет поручений на досмотр и актов таможенного досмотра производится в порядке, предусмотренном приказом ГТК России от 08.05.2002 N 470. Помимо таможенного досмотра сотрудники отдела таможенного досмотра проводят: - осмотр транспортных средств, помещений, а также других мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства; - осмотр товара и его упаковки; - идентификацию товаров, транспортных средств, помещений и других мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, путем использования таможенных средств идентификации; - отдельные предварительные операции таможенного оформления. 3.6.2. Выпуск. На данном этапе сотрудником, ответственным за данный этап, производится: - проверка прохождения предыдущих этапов таможенного оформления и контроля; - проверка соответствия сведений в электронной копии таможенной декларации сведениям на бумажном носителе; - завершение таможенного оформления путем принятия решения о выпуске товаров и транспортных средств либо о невозможности их выпуска. Решение о выпуске принимает начальник ТП либо сотрудник, им уполномоченный. Решение подтверждается путем проставления штампа "Выпуск разрешен" на таможенной декларации, а также на транспортном документе с указанием в его правом верхнем углу номера таможенной декларации. Штамп и номер заверяют оттиском ЛНП. После выпуска таможенная декларация и прилагаемые к ней документы передаются на этап приема, регистрации и учета таможенных деклараций. В случае проведения таможенного досмотра на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой "5" сотрудник, осуществлявший выпуск товара, делает запись "Досмотрено" с указанием результатов досмотра, названия и номера акта таможенного досмотра, ставит дату, подпись и оттиск ЛНП. Начальник таможенного поста в случае необходимости с помощью роли "администратор ОТО" осуществляет оперативный контроль в реальном масштабе времени за проведением документального таможенного оформления товаров и транспортных средств. 3.7. В случае отсутствия электронного уведомления на момент таможенного оформления товары подлежат выгрузке на СВХ, а выпуск товаров в соответствии с таможенным режимом "Выпуск для свободного обращения" осуществляется при проведении: - основного таможенного досмотра товаров в полном объеме; - согласования выпуска товаров для свободного обращения с ОКТО таможни в установленном порядке. Окончательное решение о выпуске товаров в указанном случае принимает начальник ТП (ОТОиТК). При положительном решении на оборотной стороне первого экземпляра ГТД он проставляет запись "Принять к выпуску", которую подписывает и заверяет ЛНП. 3.8. В случае выявления расхождений в документах и их электронных копиях, которые приводят к уменьшению величины причитающихся к уплате таможенных платежей, а также в иных случаях, определенных нормативными правовыми актами ГТК России, решение о выпуске товаров принимается после проведения четвертого этапа таможенного оформления и таможенного досмотра путем согласования решений о выпуске товаров уполномоченными должностными лицами соответствующих подразделений таможни либо вышестоящих таможенных органов. В случае принятия положительного решения уполномоченное должностное лицо таможенного поста проставляет соответствующие отметки на направлении о согласовании выпуска товаров для свободного обращения по установленной форме, подписывает их и заверяет ЛНП. На направлении также ставит свою подпись начальник структурного подразделения указанных таможенных органов, в случае проведения в соответствии с установленным порядком повторного таможенного досмотра (ПТД) также указывает дату составления и номер акта ПТД. Оригинал направления и один экземпляр акта ПТД (если имеется) направляют на таможенный пост и хранят вместе с первым экземпляром ГТД. 3.9. Если имеющиеся расхождения сведений не могут привести к уменьшению величины причитающихся у уплате таможенных платежей, решение о выпуске товаров принимается начальником ТП (ОТОиТК) в установленном порядке. 3.10. Закрепление за этапами основного таможенного оформления производится путем издания в установленном порядке соответствующего распорядительного документа по таможне, подготовленного на основании служебной записки начальника таможенного поста. При издании распорядительного документа соблюдаются следующие положения нормативных документов ГТК России: - при осуществлении проверки ГТД не допускается объединения более чем двух этапов основного таможенного оформления одним должностным лицом, за исключением порядка, установленного приказом ГТК России от 31.07.2001 N 748; - этап приема и регистрации таможенных деклараций осуществляет должностное лицо, которое не может участвовать в проверке декларации на других этапах основного таможенного оформления; - должностное лицо, участвующее в проведении досмотра, не может быть задействовано на других этапах основного таможенного оформления. 3.11. Изменение порядка проведения этапов таможенного контроля при помещении товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и (или) выполнение отдельных элементов указанных этапов при проведении предварительных операций таможенного контроля допускается в случаях, установленных нормативно - правовыми актами ГТК России. 4. Меры, принимаемые при выявлении таможенных правонарушений 4.1. В случае выявления в ходе осуществления таможенного контроля административного правонарушения должностное лицо таможенного поста принимает меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. 5. Заключительные положения 5.1. Если в процессе контроля на одном из этапов сотрудник таможенного поста устанавливает невозможность выпуска товара, то вместо записи "Проверено" делает запись "Выпуску не подлежит" и кратко указывает причину, по которой не может быть осуществлен выпуск. Таможенная декларация передается на этап досмотра и выпуска. 5.2. Если на этапах таможенного контроля сотрудник ТП выявляет ошибки технического характера (опечатки, грамматические и лексические ошибки и т.п.), он составляет сопроводительную записку с их перечислением. Ошибки технического порядка, обнаруженные на последующих этапах таможенного контроля, также вносятся в эту сопроводительную записку. Сотрудник ТП вносит соответствующие изменения в электронную копию таможенной декларации. Во всех иных случаях применяются меры, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации. 5.3. Решение о невозможности выпуска товара может принимать только начальник ТП либо лицо, его замещающее. При принятии решения о невозможности выпуска товара на таможенной декларации и транспортных документах проставляется штамп "Выпуск запрещен", а в правом верхнем углу транспортного документа - номер таможенной декларации. Штамп и номер сотрудник подписывает и заверяет оттиском ЛНП. Указанная декларация и прилагаемые к ней документы передаются согласно установленному порядку в специальный архив (за исключением экземпляра декларации, подлежащего возврату декларанту). До истечения предельного срока хранения временного хранения лицо, перемещающее товары и транспортные средства, может поместить их под другой таможенный режим, а при вывозе товаров (за исключением случая, когда фактический вывоз товаров с территории Российской Федерации является обязательным) при отсутствии таможенного правонарушения - распорядиться товарами по собственному усмотрению. При этом таможенные сборы за таможенное оформление возврату не подлежат. 5.4. Изменения в таможенной декларации и ее изъятие могут быть произведены только при соблюдении условий, установленных ст. 176 Таможенного кодекса Российской Федерации, с учетом п. 5.2 настоящей Схемы. Начальник ООТОиТК таможни полковник таможенной службы А.А. Еремин |