ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В.ПУТИНУ О ПОЛОЖЕНИИ С УПРАВЛЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, НАХОДЯЩЕЙСЯ ЗА РУБЕЖОМ, И ЕЕ УЧЕТОМ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 11 сентября 2002 г. N 2996-III ГД (НТЦС) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации В.В.Путину о положении с управлением федеральной собственностью, находящейся за рубежом, и ее учетом". 2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение Президенту Российской Федерации В.В.Путину. 3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в "Парламентскую газету" для официального опубликования. 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезнев 11 сентября 2002 г. N 2996-III ГД ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К Президенту Российской Федерации В.В.Путину о положении с управлением федеральной собственностью, находящейся за рубежом, и ее учетом Уважаемый Владимир Владимирович! Одной из основных задач бюджетной политики в 2003 году в Вашем бюджетном послании названа задача по созданию системы эффективного управления государственными активами, в том числе в сфере использования объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных предприятий и учреждений. Определена также необходимость разработки публичного полноценного реестра государственной недвижимости, установления жесткого контроля со стороны государственных органов за использованием таких объектов, условиями сдачи их в аренду и поступлением арендной платы в доходы бюджетной системы Российской Федерации. Особую обеспокоенность депутатов Государственной Думы вызывает положение с управлением федеральной собственностью, находящейся за рубежом, и ее использованием. Отсутствие в Государственной Думе достаточных сведений об оценочной стоимости этой собственности, полноценного ее реестра делает невозможной в течение последних 10 лет оценку потенциала поступлений в федеральный бюджет из этого источника. Обеспокоенность депутатов Государственной Думы подтверждается и позицией ряда официальных лиц страны. Так, Генеральный прокурор Российской Федерации В.В.Устинов в своем выступлении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 мая 2002 года отметил: "Противоречащие интересам государства сделки обнаружены в деятельности Министерства имущественных отношений России при управлении государственной собственностью за рубежом. Наиболее распространенными нарушениями здесь остаются отсутствие надлежащего контроля за сохранностью имущества, находящегося на балансе федеральных органов исполнительной власти, использование его не по целевому назначению, неэффективное распоряжение, противоправное отчуждение". Заместитель Министра имущественных отношений Российской Федерации В.Г.Мамигонов в своем выступлении в Государственной Думе 19 января 2001 года привел следующие данные об использовании федеральной собственности, находящейся за рубежом. Доходы от сдачи в аренду этой собственности в 2000 году составили около 470 млн. рублей, в то время как деятельность лишь одного совместного предприятия с государственным участием "Вьетсовпетро" в этом же году принесла в доходы федерального бюджета 11,7 млрд. рублей. Уровень доходов федерального бюджета от использования всей федеральной собственности, находящейся за рубежом, по сравнению с доходами от одного предприятия порождает недоумение и массу вопросов. Факты серьезных нарушений в управлении и распоряжении федеральной собственностью, находящейся за рубежом, приведены в отчете Счетной палаты Российской Федерации от 29 июля 2002 года. В частности, было отмечено, что функции по управлению федеральной собственностью, находящейся за рубежом, и ее учету дублируются, точные данные ее инвентаризации отсутствуют, работа по созданию реестра указанной собственности не завершена. В нарушение законодательства Российской Федерации осуществляются сделки с федеральной собственностью, находящейся за рубежом, без внесения объектов сделок в соответствующий реестр. Министерством имущественных отношений Российской Федерации не учтены финансовые активы Российской Федерации в капиталах более 50 иностранных компаний, занижена стоимостная оценка доли участия Российской Федерации в капиталах иностранных компаний на 3 млрд. долларов США. Дивиденды, начисляемые бывшими "совзагранбанками", учитываются в доходах Центрального банка Российской Федерации, а не в доходах федерального бюджета (по оценкам, сумма указанных дивидендов составляет 1,0 млрд. долларов США, что сопоставимо с прогнозируемым общим объемом государственных внешних заимствований на 2003 год). Скрываются факты сдачи в аренду объектов федерального недвижимого имущества, находящегося за рубежом, и доходы от указанной аренды. При расчете показателей федерального бюджета на 2003 год не было осуществлено перераспределение средств между Управлением делами Президента Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации по установленным нормативам на содержание объектов федерального недвижимого имущества, а также на поиск, защиту и надлежащее оформление прав собственности Российской Федерации. В этой ситуации очевидно, что нормативные правовые акты об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом, принятые государственными органами власти до 2000 года, оказались или невыполненными, или неэффективными. Российская Федерация не настолько богата, что может себе позволить не обращать внимания на неэффективное использование зарубежных активов Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы до настоящего времени не знают даже приблизительного размера этих активов, создававшихся и накапливавшихся в течение нескольких столетий. Законодательные инициативы депутатами Государственной Думы по установлению порядка в управлении государственным внешним долгом Российской Федерации и зарубежными активами Российской Федерации, использовании федерального недвижимого имущества за рубежом неоднократно предпринимались, но не поддерживались Правительством Российской Федерации. Основная причина этого - отсутствие порядка и достоверности в вопросах учета, регистрации федеральной собственности, находящейся за рубежом, и управления указанной собственностью, в том числе предназначенной для коммерческого использования. Одна из основных задач парламента любой страны - контроль за государственными расходами и пополнение государственной казны для повышения благосостояния граждан. Выполнять эту роль полностью Государственная Дума в настоящее время не в состоянии, так как зарубежные активы и пассивы Российской Федерации начиная с 1992 года контролируются, управляются, расходуются, продаются и передаются федеральными органами исполнительной власти без должного ограничения со стороны Государственной Думы. В целях успешной реализации задач бюджетной политики в области управления государственными активами Российской Федерации и выработки согласованных решений о повышении эффективности их использования Государственная Дума обращается к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, с предложением рассмотреть проблемы управления зарубежными активами Российской Федерации, в том числе федеральной собственностью, находящейся за рубежом, на заседании Государственного совета Российской Федерации с приглашением представителей Федерального Собрания Российской Федерации. Целесообразно еще раз рассмотреть вопрос о создании под руководством Президента Российской Федерации федерального органа по управлению зарубежными активами Российской Федерации. Считаем также целесообразным предложить Правительству Российской Федерации и Управлению делами Президента Российской Федерации представить в Государственную Думу реестр федеральной собственности, находящейся за рубежом, информацию о доходах, полученных от ее использования, а также от использования зарубежных финансовых активов Российской Федерации. 11 сентября 2002 г. |