О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ" НА 2003-2006 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 3 октября 2002 г. N 732 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Дети России" на 2003-2006 годы, включающую в себя подпрограммы "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды" (далее именуется - Программа). 2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство труда и социального развития Российской Федерации, государственными заказчиками подпрограмм: "Здоровый ребенок" - Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство образования Российской Федерации; "Одаренные дети" - Министерство образования Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту; "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации; "Дети-сироты" - Министерство образования Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации; "Дети-инвалиды" - Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации. 3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на соответствующие годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию. 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать при разработке региональных программ социально-экономического развития меры по социальной поддержке и улучшению положения детей. Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 3 октября 2002 г. N 732 УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 732 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ РОССИИ" на 2003-2006 годы ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы ------------------------------------------------------------------------ | Наименование | - федеральная целевая программа "Дети | | Программы | России" | | | на 2003-2006 годы | |-------------------|--------------------------------------------------| | Основание для | - распоряжение Правительства Российской | | разработки | Федерации от 13 марта 2002 г. N 292-р | | Программы | | |-------------------|--------------------------------------------------| | Государственный | - Министерство труда и социального развития | | заказчик - | Российской Федерации | | координатор | | | Программы | | |-------------------|--------------------------------------------------| | Государственные | - Министерство труда и социального развития | | заказчики | Российской Федерации | | подпрограмм | Министерство здравоохранения Российской | | | Федерации | | | Министерство образования Российской | | | Федерации | | | Министерство внутренних дел Российской | | | Федерации | | | Министерство юстиции Российской Федерации | | | Министерство культуры Российской | | | Федерации | | | Государственный комитет Российской | | | Федерации по физической культуре и спорту | |-------------------|--------------------------------------------------| | Основные | - Министерство труда и социального развития | | разработчики | Российской Федерации | | Программы | Министерство здравоохранения Российской | | | Федерации | | | Министерство образования Российской | | | Федерации | |-------------------|--------------------------------------------------| | Исполнители | - организации, выполняющие государственный | | Программы | заказ на конкурсной основе | |-------------------|--------------------------------------------------| | Перечень | - "Здоровый ребенок" (государственные | | подпрограмм | заказчики - Министерство здравоохранения | | | Российской Федерации, Министерство труда | | | и социального развития Российской | | | Федерации и Министерство образования | | | Российской Федерации); | | | "Одаренные дети" (государственные | | | заказчики - Министерство образования | | | Российской Федерации, Министерство | | | культуры Российской Федерации и | | | Государственный комитет Российской | | | Федерации по физической культуре и | | | спорту); | |-------------------|--------------------------------------------------| | | "Профилактика безнадзорности и | | | правонарушений несовершеннолетних" | | | (государственные заказчики - Министерство | | | труда и социального развития Российской | | | Федерации, Министерство образования | | | Российской Федерации, Министерство | | | внутренних дел Российской Федерации и | | | Министерство юстиции Российской | | | Федерации); | | | "Дети-сироты" (государственные заказчики | | | - Министерство образования Российской | | | Федерации, Министерство труда и | | | социального развития Российской Федерации | | | и Министерство здравоохранения Российской | | | Федерации); | | | "Дети-инвалиды" (государственные | | | заказчики - Министерство труда и | | | социального развития Российской | | | Федерации, Министерство образования | | | Российской Федерации, Министерство | | | культуры Российской Федерации и | | | Министерство здравоохранения Российской | | | Федерации) | |-------------------|--------------------------------------------------| | Цель Программы | - улучшение качества жизни и здоровья | | | детей; | | | решение проблем неблагополучия детей, в | | | том числе проблемы детской безнадзорности | | | и беспризорности; | | | государственная поддержка детей-сирот и | | | детей, оставшихся без попечения | | | родителей, а также детей-инвалидов; | | | формирование системы выявления, поддержки | | | и развития одаренных детей | |-------------------|--------------------------------------------------| | Задачи Программы | - обеспечение условий для рождения здоровых | | | детей, профилактика детской | | | заболеваемости и инвалидности; | | | формирование эффективной комплексной | | | системы социальной защиты и интеграции с | | | обществом детей, находящихся в трудной | | | жизненной ситуации; | | | совершенствование системы профилактики | | | безнадзорности и правонарушений | | | несовершеннолетних; | | | создание условий, способствующих | | | воспитанию детей-сирот и детей, | | | оставшихся без попечения родителей, в | | | приемных семьях (опека, патронат, | | | усыновление); | | | государственная поддержка семей, | | | принявших на воспитание детей-сирот и | | | детей, оставшихся без попечения | | | родителей; | | | обеспечение детей-инвалидов современными | | | индивидуальными техническими средствами | | | реабилитации и средствами, облегчающими | | | им самообслуживание | |-------------------|--------------------------------------------------| | Срок реализации | - 2003-2006 годы | | Программы | | |-------------------|--------------------------------------------------| | Перечень основных | - государственная поддержка материнства и | | мероприятий | детства; | | Программы | совершенствование системы охраны здоровья | | | матери и ребенка; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | создание системы выявления, развития и | | | поддержки одаренных детей; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | улучшение социального обслуживания детей - | | | инвалидов, их социальная интеграция и | | | профессионально-трудовая реабилитация; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | научное обеспечение реализации | | | программных мероприятий; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | развитие сети и укрепление материально - | | | технической базы учреждений | | | здравоохранения, образования, социальной | | | защиты, оказывающих всестороннюю помощь и | | | поддержку детям, в том числе | | | строительство и реконструкция таких | | | учреждений; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | создание и внедрение электронной | | | информационной системы выявления и учета | | | детей, находящихся в трудной жизненной | | | ситуации; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | подготовка, переподготовка и повышение | | | квалификации кадров; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | осуществление государственной поддержки и | | | социальной защиты одаренных детей; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | спортивно-оздоровительная работа с | | | детьми, находящимися в трудной жизненной | | | ситуации; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | реформирование системы опеки и | | | попечительства; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | внедрение и развитие системы | | | постинтернатной адаптации; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | обеспечение качественного образования и | | | трудоустройства детей-сирот и детей, | | | оставшихся без попечения родителей; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | интеграция детей-сирот с обществом; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | создание для детей-сирот условий | | | воспитания и развития, максимально | | | приближенных к семейным; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | развитие новых технологий и форм | | | профилактики безнадзорности и | | | правонарушений несовершеннолетних; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | мониторинг соблюдения прав детей-сирот, | | | развития и жизнеустройства воспитанников | | | и выпускников образовательных учреждений | | | для детей-сирот; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | социально-бытовая, профессиональная и | | | трудовая реабилитация детей-инвалидов | |-------------------|--------------------------------------------------| | Объем и источники | - общие затраты на реализацию Программы за | | финансирования | счет всех источников финансирования - | | Программы | 20377,99 млн.рублей, из них за счет | | (в ценах 2003 | средств | | года) | федерального бюджета - 6739,62 | | | млн.рублей, | |-------------------|--------------------------------------------------| | | бюджетов субъектов Российской Федерации - | | | 13417,24 млн.рублей, | |-------------------|--------------------------------------------------| | | внебюджетных источников - 221,13 | | | млн.рублей; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | подпрограмма "Здоровый ребенок" - 3526,42 | | | млн.рублей, из них за счет средств | |-------------------|--------------------------------------------------| | | федерального бюджета - 1472,21 | | | млн.рублей, | |-------------------|--------------------------------------------------| | | бюджетов субъектов Российской Федерации - | | | 2049,98 млн.рублей, | |-------------------|--------------------------------------------------| | | внебюджетных источников - 4,23 млн.рублей; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | подпрограмма "Одаренные дети" - 200,95 | | | млн.рублей, из них за счет средств | |-------------------|--------------------------------------------------| | | федерального бюджета - 148,91 млн.рублей, | |-------------------|--------------------------------------------------| | | бюджетов субъектов Российской Федерации - | | | 41,64 млн.рублей, | |-------------------|--------------------------------------------------| | | внебюджетных источников - 10,4 млн.рублей; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | подпрограмма "Профилактика безнадзорности | | | и правонарушений несовершеннолетних" - | | | 5887,05 млн.рублей, из них за счет | | | средств | |-------------------|--------------------------------------------------| | | федерального бюджета -1563,4 млн.рублей, | |-------------------|--------------------------------------------------| | | бюджетов субъектов Российской Федерации - | | | 4183,65 млн.рублей, | |-------------------|--------------------------------------------------| | | внебюджетных источников - 140 млн.рублей; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | подпрограмма "Дети-сироты" - 2330,2 | | | млн.рублей, из них за счет средств | |-------------------|--------------------------------------------------| | | федерального бюджета - 1577,3 млн.рублей, | |-------------------|--------------------------------------------------| | | бюджетов субъектов Российской Федерации - | | | 730,4 млн.рублей, | |-------------------|--------------------------------------------------| | | внебюджетных источников - 22,5 млн.рублей; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | подпрограмма "Дети-инвалиды" - 8433,37 | | | млн.рублей, из них за счет средств | |-------------------|--------------------------------------------------| | | федерального бюджета - 1977,8 млн.рублей, | |-------------------|--------------------------------------------------| | | бюджетов субъектов Российской Федерации - | | | 6411,57 млн.рублей, | |-------------------|--------------------------------------------------| | | внебюджетных источников - 44 млн.рублей | |-------------------|--------------------------------------------------| | Ожидаемые | - улучшение положения детей в Российской | | конечные | Федерации, в том числе одаренных детей, | | результаты | детей-инвалидов, детей-сирот, детей, | | реализации | оставшихся без попечения родителей, | | Программы | несовершеннолетних, оказавшихся в трудной | | | жизненной ситуации; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | снижение показателей материнской | | | смертности до 30 на 100000 родившихся | | | живыми, младенческой смертности до 13 на | | | 1000 родившихся живыми, детской | | | смертности на 15-20 процентов, | | | заболеваемости женщин на 3-5 процентов; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | развитие системы выявления и поддержки | | | одаренных детей, оснащение и материально - | | | техническая поддержка специализированных | | | учреждений по работе с одаренными детьми; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | стабилизация семьи как социального | | | института; | | | снижение численности безнадзорных детей, | | | сокращение числа правонарушений | | | несовершеннолетних; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | расширение сети специализированных | | | учреждений для несовершеннолетних, | | | нуждающихся в социальной реабилитации | | | (до 1225 единиц); | |-------------------|--------------------------------------------------| | | предупреждение социального сиротства, | | | создание условий для развития детей-сирот | | | в семьях различного типа; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | увеличение количества детских | | | реабилитационных центров для детей - | | | инвалидов и детей с ограниченными | | | возможностями до 350 единиц и численности | | | обслуживаемых в них детей до 150 тыс. | | | человек; | |-------------------|--------------------------------------------------| | | обеспечение более 30 тыс. детей с | | | церебральным параличом, 10 тыс. слепых и | | | слабовидящих, 25 тыс. глухих и | | | слабослышащих детей индивидуальными | | | техническими средствами самообслуживания, | | | более 6 тыс. детей-инвалидов ортезными | | | изделиями и более 8 тыс. детей с сахарным | | | диабетом глюкометрами | |-------------------|--------------------------------------------------| | Система контроля | - контроль за реализацией Программы | | за исполнением | осуществляется в установленном порядке | | Программы | Министерством труда и социального | | | развития Российской Федерации и | | | государственными заказчиками подпрограмм | | | совместно с Министерством экономического | | | развития и торговли Российской Федерации | | | и с участием Министерства финансов | | | Российской Федерации, а также | | | Министерства промышленности, науки и | | | технологий Российской Федерации (в части | | | научно-исследовательских работ) | ------------------------------------------------------------------------ Введение Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы (далее именуется - Программа), разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. N 292-р, включает в себя пять подпрограмм: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды". Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик-координатор - Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Основной задачей Программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Накопленный опыт решения вопросов по улучшению положения детей в рамках федеральных целевых программ, результаты анализа реализации их мероприятий, наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в регионах подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы. Последовательное осуществление мер по улучшению положения детей должно привести к улучшению демографической ситуации в стране, укреплению ее интеллектуального потенциала. I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами В условиях экономических и социально-культурных трансформаций в Российской Федерации за короткий срок сформирована адекватная рыночным условиям и современному этапу развития законодательная база, найдены принципиально новые механизмы и институты осуществления государственной политики в отношении детей. Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В последние годы благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства. Однако вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. В результате показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне, превышая аналогичные среднеевропейские, и только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми. Воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которого в последнее десятилетие многократно увеличилась, приводит к тому, что состояние здоровья детей оценивается как катастрофическое. Доля здоровых детей составляет в субъектах Российской Федерации от 4 до 10 процентов. Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, является неэффективность проводимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в социальной, экономической, экологической, образовательной среде. Недостаточное внимание уделяется проблеме полноценного питания детей. Практически не разрабатываются и слабо внедряются современные, научно обоснованные организационные технологии по созданию условий для нормального физического и нервнопсихического развития детей и реализации ими социальных функций, соответствующих возрасту. Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков требует принятия экстренных мер по противодействию потреблению наркотических средств и асоциальному поведению. Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка. Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства страны наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, то есть людей одаренных. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития, образования и воспитания, для чего необходимы усилия не только родителей и педагогов, но и всего общества. Необходима разработка системы выявления одаренности детей, обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка, и прежде всего уникальных способностей особо одаренных детей. В целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны необходимо поднять на государственный уровень решение проблем, обусловливающих создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования, адекватных требованиям научно-технического прогресса. Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз. Ежегодно в стране выявляется более 300 тыс. уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявляется и помещается в центры временной изоляции для несовершеннолетних до 60 тыс. детей и подростков. Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно, среди них - насилие в семье, проблемы детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, особые проблемы детей, освободившихся из воспитательных колоний, мест лишения свободы или проживающих с одним из родителей. Продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысячи брошенных детей являются объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду. Свыше 11 тыс. подростков содержатся за различные правонарушения в воспитательных колониях, многие из них не имеют образования, соответствующего возрасту. Реализация федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1997-2001 годах позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства. Создана сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых используются технологии, позволяющие оказывать детям экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать их социальный статус, осуществлять социальную реабилитацию. В результате количество преступлений среди несовершеннолетних снизилось в 2000 году по сравнению с предыдущим годом на 6,2 процента. В то же время следует отметить слабое развитие материально-технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков, в том числе освобожденных из мест лишения свободы. Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий. Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни которой кроются прежде всего в семье, следует продолжить работу в данном направлении в 2003- 2006 годах. Проблема сиротства, особенно социального сиротства, то есть сиротства при живых родителях, является одной из наиболее острых проблем детства. Отсутствие полноценной государственной системы поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не способствуют решению данной проблемы. Следует отметить усложняющийся год от года контингент этой категории детей, среди которых увеличивается число детей со сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении. Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при преимущественном в настоящее время воспитании этих детей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выдвигается проблема воспитания детейсирот в приемных семьях на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната. Активное развитие таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного вхождения их в современное общество, что положительно скажется на всей дальнейшей жизни этих детей. Однако подобное воспитание детей требует активной поддержки государства. В то же время существующая сеть детских домов и школинтернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отвечает современным педагогическим и техническим требованиям. Многие из них требуют капитального ремонта, реконструкции и технического переоснащения, что должно осуществляться не только за счет средств федерального бюджета, но и прежде всего за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых расположено образовательное учреждение. В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, недостаточные возможности для ведения здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей. В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях. В 1439 школахинтернатах системы образования проживают и обучаются 203 тыс. детей с умственными и физическими недостатками (из них 22,9 тыс. - дети-сироты), 30,5 тыс. детей воспитываются в 151 домеинтернате системы социальной защиты населения (половина из них - сироты) и 19,5 тыс. детей находятся в 249 домах ребенка системы здравоохранения. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности. Решающее значение в становлении и развитии новой системы профилактической и реабилитационной работы с детьми-инвалидами и их семьями имеет подпрограмма "Дети-инвалиды". II. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации Целями Программы являются улучшение здоровья детей, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, обеспечение развития и интеграции с обществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов, формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей. Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу. Целью подпрограммы "Здоровый ребенок" является создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и детской, в том числе младенческой, смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач: совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам охраны материнства и детства; совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи; укрепление материально-технической базы лечебнопрофилактических учреждений родовспоможения и детства; внедрение в практику учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты населения современных медицинских, образовательных и психологических технологий, обеспечивающих сохранение здоровья; профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте; развитие информационных технологий в сфере охраны материнства и детства; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Целью подпрограммы "Одаренные дети" является создание на государственном уровне системы выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. Задачами подпрограммы являются: создание условий для выявления детской одаренности и развития детей в соответствии с их способностями; развитие центров работы с одаренными детьми; ресурсное обеспечение учреждений образования, работающих с одаренными детьми; создание на федеральном уровне системы научного, методического и информационного обеспечения работы с одаренными детьми. Цель подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Подпрограмма предусматривает решение следующих задач: стабилизация семьи как основного социального института общества, усиление ответственности родителей за воспитание детей; совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности; ресурсное обеспечение системы служб, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Целью подпрограммы "Дети-сироты" является предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом. Подпрограмма предусматривает решение следующих задач: создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях (опека, патронат, усыновление); государственная поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целью подпрограммы "Дети-инвалиды" является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом. Подпрограмма предусматривает решение следующих задач: создание системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их с обществом; обеспечение детей-инвалидов современными индивидуальными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание; создание системы полного учета детей - инвалидов; мониторинг социально-экономического положения семей, имеющих детей-инвалидов; укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов, детских домов-интернатов для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов. Срок реализации Программы - 2003-2006 годы. III. Система программных мероприятий Подпрограммы содержат конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей Программы. Для координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, повышения эффективности межведомственного взаимодействия и социального партнерства государственным заказчиком - координатором Программы планируется организация и проведение совещаний с государственными заказчиками подпрограмм по вопросам взаимодействия и исключения дублирования мероприятий, практических семинаров по вопросам улучшения положения детей по федеральным округам, ежегодных совещаний-семинаров по итогам реализации Программы и других организационнометодических мероприятий. Подпрограмма "Здоровый ребенок" включает как мероприятия по охране здоровья матерей, так и мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков. В рамках реализации подпрограммы предусматриваются следующие мероприятия: совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка; строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений детства и родовспоможения; научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа. Подпрограмма "Одаренные дети" содержит систему мер, направленных на создание равных условий, адресную поддержку и социальную адаптацию одаренных детей. В подпрограмме планируются: развитие и поддержка сети организаций, работающих с одаренными детьми; осуществление государственной поддержки и социальной защиты одаренных детей; развитие системы работы с кадрами. Мероприятия подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" направлены на защиту прав детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах (безнадзорных и беспризорных, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, подвергшихся насилию и эксплуатации, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, алкоголем, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев). С этой целью предполагается осуществить: научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; информационно-аналитическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; ресурсное обеспечение учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; меры по организации и проведению реабилитационной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Решение задач, поставленных в подпрограмме "Дети-сироты", предполагает скоординированные действия по следующим направлениям: реформирование системы опеки и попечительства; внедрение и развитие системы постинтернатной адаптации; обеспечение качественного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание условий для воспитания и развития детей-сирот, максимально приближенных к семейным (ресурсное обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - детских домов, домов ребенка, детских домов семейного типа, школ-интернатов, школ-интернатов с углубленной профессиональной подготовкой, школ-интернатов различной воспитательной направленности); строительство образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие системы социальной защиты семьи; мониторинг соблюдения прав детей-сирот, развития и жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и организационные мероприятия по подпрограмме. В подпрограмме "Дети-инвалиды" предусматриваются: информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение работы по социальной защите детей-инвалидов; меры по социальной интеграции и профессионально-трудовой реабилитации детей-инвалидов; меры по улучшению социального обслуживания детейинвалидов, укреплению материально-технической базы учреждений для детей-инвалидов; научно-методическое обеспечение решения проблем детской инвалидности; обеспечение автотранспортом специализированных учреждений для детей-инвалидов; организация переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами; строительство и реконструкция детских домов-интернатов, реабилитационных центров системы социальной защиты населения. IV. Ресурсное обеспечение Программы Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Объем финансирования Программы за счет всех источников на 2003-2006 годы составляет 20377,99 млн. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 6739,62 млн. рублей; бюджетов субъектов Российской Федерации - 13417,24 млн. рублей; внебюджетных источников - 221,13 млн. рублей. Расходы на капитальные вложения предусматриваются в размере 10886,9 млн. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 3645,92 млн. рублей; бюджетов субъектов Российской Федерации - 7210,98 млн. рублей; внебюджетных источников - 30 млн. рублей. Расходы на научно-исследовательские и опытноконструкторские работы предусматриваются в размере 56,67 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. Расходы на "Прочие нужды" предусматриваются в размере 9434,42 млн. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 3037,03 млн. рублей; бюджетов субъектов Российской Федерации - 6206,26 млн. рублей; внебюджетных источников - 191,13 млн. рублей. Финансирование Программы в 2003 году предусматривается в размере 4574,72 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1452,54 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 3057,45 млн. рублей, внебюджетных источников - 64,73 млн. рублей. Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год подлежит уточнению в установленном порядке. Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации согласовываются государственными заказчиками подпрограмм с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и подлежат ежегодно уточнению. Объемы и источники финансирования федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы ----------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Источники | Объем | В том числе | | | финансирования и | финансирования | | | | направления расходов | на 2003-2006 | | | | | годы - всего | | | | | (млн. рублей) | | | | | | | |----|---------------------------|------------------|-----------------------------------------------| | | | | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | | | | | год | год | год | год | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | 1. | Федеральная целевая | 20377,99 | 4574,72 | 4967,10 | 5220,31 | 5615,86 | | | программа "Дети России" | | | | | | | | - всего | | | | | | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 6739,62 | 1452,54 | 1633,33 | 1736,85 | 1916,9 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | бюджеты субъектов | 13417,24 | 3057,45 | 3285,57 | 3434,36 | 3639,86 | | | Российской Федерации | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | внебюджетные | 221,13 | 64,73 | 48,2 | 49,1 | 59,1 | | | источники | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | Капитальные вложения | 10886,9 | 2442,89 | 2650,67 | 2778,74 | 3014,6 | | | - всего | | | | | | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 3645,92 | 758,3 | 882,82 | 937,09 | 1067,71 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | бюджеты субъектов | 7210,98 | 1674,59 | 1762,85 | 1836,65 | 1936,89 | | | Российской Федерации | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | внебюджетные | 30 | 10 | 5 | 5 | 10 | | | источники | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | НИОКР - всего | 56,67 | 20,24 | 15,83 | 12,53 | 8,07 | | | в том числе | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 56,67 | 20,24 | 15,83 | 12,53 | 8,07 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | Прочие нужды - всего | 9434,42 | 2111,59 | 2300,6 | 2429,04 | 2593,19 | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 3037,03 | 674 | 734,68 | 787,23 | 841,12 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | бюджеты субъектов | 6206,26 | 1382,86 | 1522,72 | 1597,71 | 1702,97 | | | Российской Федерации | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | внебюджетные | 191,13 | 54,73 | 43,2 | 44,1 | 49,1 | | | источники | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | 2. | Подпрограмма "Здоровый | 3526,42 | 738,09 | 828,51 | 925,65 | 1034,17 | | | ребенок" - всего | | | | | | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 1472,21 | 331,11 | 357,42 | 380,72 | 402,96 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | бюджеты субъектов | 2049,98 | 405,45 | 470,19 | 544,03 | 630,31 | | | Российской Федерации | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | внебюджетные | 4,23 | 1,53 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | | | источники | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | Капитальные вложения | 1972,18 | 392,74 | 454,98 | 523,05 | 601,41 | | | - всего | | | | | | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 724,07 | 160,75 | 175,22 | 187,49 | 200,61 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | бюджеты субъектов | 1248,11 | 231,99 | 279,76 | 335,56 | 400,8 | | | Российской Федерации | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | НИОКР - всего | 35,02 | 12,04 | 9,63 | 8,58 | 4,77 | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 35,02 | 12,04 | 9,63 | 8,58 | 4,77 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | Прочие нужды - всего | 1519,22 | 333,31 | 363,9 | 394,02 | 427,99 | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 713,12 | 158,32 | 172,57 | 184,65 | 197,58 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | бюджеты субъектов | 801,87 | 173,46 | 190,43 | 208,47 | 229,51 | | | Российской Федерации | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | внебюджетные | 4,23 | 1,53 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | | | источники | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | 3. | Подпрограмма "Одаренные | 200,95 | 45,81 | 48,76 | 52,43 | 53,95 | | | дети" - всего | | | | | | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 148,91 | 32,8 | 35,75 | 39,42 | 40,94 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | бюджеты субъектов | 41,64 | 10,41 | 10,41 | 10,41 | 10,41 | | | Российской Федерации | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | внебюджетные | 10,4 | 2,6 | 2,6 | 2,6 | 2,6 | | | источники | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | Прочие нужды - всего | 200,95 | 45,81 | 48,76 | 52,43 | 53,95 | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 148,91 | 32,8 | 35,75 | 39,42 | 40,94 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | бюджеты субъектов | 41,64 | 10,41 | 10,41 | 10,41 | 10,41 | | | Российской Федерации | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | внебюджетные | 10,4 | 2,6 | 2,6 | 2,6 | 2,6 | | | источники | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | 4. | Подпрограмма | 5887,05 | 1279,87 | 1426,19 | 1532,89 | 1648,1 | | | "Профилактика | | | | | | | | безнадзорности и | | | | | | | | правонарушений | | | | | | | | несовершеннолетних" - | | | | | | | | всего | | | | | | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 1563,4 | 348,13 | 378,76 | 404,51 | 432 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | бюджеты субъектов | 4183,65 | 890,74 | 1016,43 | 1096,38 | 1180,1 | | | Российской Федерации | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | внебюджетные | 140 | 41 | 31 | 32 | 36 | | | источники | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | НИОКР - всего | 10,65 | 3,4 | 3 | 2,45 | 1,8 | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 10,65 | 3,4 | 3 | 2,45 | 1,8 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | Прочие нужды - всего | 5876,4 | 1276,47 | 1423,19 | 1530,44 | 1646,3 | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 1552,75 | 344,73 | 375,76 | 402,06 | 430,2 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | бюджеты субъектов | 4183,65 | 890,74 | 1016,43 | 1096,38 | 1180,1 | | | Российской Федерации | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | внебюджетные | 140 | 41 | 31 | 32 | 36 | | | источники | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | 5. | Подпрограмма "Дети - | 2330,2 | 552,6 | 555,3 | 569,4 | 652,9 | | | сироты" - всего | | | | | | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 1577,3 | 364,7 | 375,6 | 379,1 | 457,9 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | бюджеты субъектов | 730,4 | 182,3 | 174 | 184,7 | 189,4 | | | Российской Федерации | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | внебюджетные | 22,5 | 5,6 | 5,7 | 5,6 | 5,6 | | | источники | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | Капитальные вложения | 1874,3 | 448,3 | 445 | 453 | 528 | | | - всего | | | | | | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 1368,3 | 318,3 | 325 | 325 | 400 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | бюджеты субъектов | 506 | 130 | 120 | 128 | 128 | | | Российской Федерации | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | Прочие нужды - всего | 455,9 | 104,3 | 110,3 | 116,4 | 124,9 | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 209 | 46,4 | 50,6 | 54,1 | 57,9 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | бюджеты субъектов | 224,4 | 52,3 | 54 | 56,7 | 61,4 | | | Российской Федерации | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | внебюджетные | 22,5 | 5,6 | 5,7 | 5,6 | 5,6 | | | источники | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | 6. | Подпрограмма "Дети - | 8433,37 | 1958,35 | 2108,34 | 2139,94 | 2226,74 | | | инвалиды" - всего | | | | | | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 1977,8 | 375,8 | 485,8 | 533,1 | 583,1 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | бюджеты субъектов | 6411,57 | 1568,55 | 1614,54 | 1598,84 | 1629,64 | | | Российской Федерации | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | внебюджетные | 44 | 14 | 8 | 8 | 14 | | | источники | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | Капитальные вложения | 7040,42 | 1601,85 | 1750,69 | 1802,69 | 1885,19 | | | - всего | | | | | | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 1553,55 | 279,25 | 382,6 | 424,6 | 467,1 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | бюджеты субъектов | 5456,87 | 1312,6 | 1363,09 | 1373,09 | 1408,09 | | | Российской Федерации | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | внебюджетные | 30 | 10 | 5 | 5 | 10 | | | источники | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | НИОКР - всего | 11 | 4,8 | 3,2 | 1,5 | 1,5 | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 11 | 4,8 | 3,2 | 1,5 | 1,5 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | Прочие нужды - всего | 1381,95 | 351,7 | 354,45 | 335,75 | 340,05 | | | в том числе: | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | федеральный бюджет | 413,25 | 91,75 | 100 | 107 | 114,5 | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | бюджеты субъектов | 954,7 | 255,95 | 251,45 | 225,75 | 221,55 | | | Российской Федерации | | | | | | |----|---------------------------|------------------|----------|------------|----------|------------| | | внебюджетные | 14 | 4 | 3 | 3 | 4 | | | источники | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------- V. Механизм реализации Программы Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство труда и социального развития Российской Федерации, государственными заказчиками подпрограмм - Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту. Исполнителями мероприятий Программы являются организации, с которыми государственные заказчики подпрограмм заключают на конкурсной основе государственные контракты (договоры) в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В ходе реализации Программы Министерство труда и социального развития Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков подпрограмм, исключающую дублирование программных мероприятий. Государственные заказчики подпрограмм осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий соответствующих подпрограмм. VI. Организация управления и контроль за реализацией Программы Взаимодействие между государственными заказчиками подпрограмм осуществляет государственный заказчик-координатор - Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Текущее управление реализацией Программы осуществляется дирекцией, создаваемой в установленном порядке государственным заказчиком - координатором Программы. Контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством труда и социального развития Российской Федерации, государственными заказчиками подпрограмм совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и с участием Министерства финансов Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации (в части научно-исследовательских работ). Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с государственными заказчиками подпрограмм осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации и ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств. VII. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: улучшить положение детей, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; стабилизировать семью как основной социальный институт общества; снизить заболеваемость, инвалидность детей, уменьшить численность социально дезадаптированных детей и подростков; снизить показатели материнской смертности - до 30 на 100000 родившихся живыми, младенческой смертности - до 13 на 1000 родившихся живыми, детской смертности на 15-20 процентов, заболеваемости женщин на 3-5 процентов; развить систему выявления и поддержки одаренных детей: оказать материально-техническую поддержку специализированным учреждениям по работе с одаренными детьми, всероссийским очнозаочным школам, региональным образовательным учреждениям, экспериментальным площадкам, отрабатывающим новые технологии работы с одаренными детьми, школам-интернатам для одаренных детей; ежегодно выплачивать 120 единовременных стипендий одаренным детям; обеспечивать ежегодную поддержку 10 всероссийских и 4 международных предметных олимпиад, проведение всероссийских творческих мероприятий для детей-инвалидов, ежегодных мероприятий, предусмотренных в комплексной программе Всероссийского фестиваля детского художественного творчества "Адрес детства - Россия", летних творческих тематических смен, мастер-классов для одаренных детей, мероприятий по обеспечению досуга одаренных детей; снизить численность безнадзорных детей, сократить число правонарушений несовершеннолетних; расширить сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (до 1225 единиц); увеличить объем и повысить качество предоставляемых социальных услуг, ежегодно обслуживать более 1,5 млн. несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; укрепить материально-техническую базу свыше 700 учреждений социального обслуживания семьи и детей; уменьшить число детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, реформировать систему опеки и попечительства, ориентировав ее деятельность на предупреждение социального сиротства, создание условий для воспитания детей-сирот в семьях различного типа; создать 12 экспериментальных центров содействия помещению ребенка в семью; завершить строительство и реконструкцию 72 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечить доступность образования, спорта, культуры для детей-инвалидов; увеличить число реабилитационных центров для детейинвалидов до 350, укрепить их материально-техническую базу, ежегодно обслуживать в них до 150 тыс. человек; обеспечить более 30 тыс. детей с церебральным параличом, 10 тыс. слепых и слабовидящих, 25 тыс. глухих и слабослышащих детей индивидуальными техническими средствами самообслуживания, более 6 тыс. детей-инвалидов ортезными изделиями и более 8 тыс. детей, страдающих сахарным диабетом, глюкометрами; предоставить автотранспорт более чем 500 специализированным учреждениям для детей-инвалидов; повысить эффективность межведомственного взаимодействия, усилить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по решению проблем детства. ПОДПРОГРАММА "ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ РОССИИ" на 2003 - 2006 годы ПАСПОРТ подпрограммы "Здоровый ребенок" ------------------------------------------------------------------------- | Наименование | - подпрограмма "Здоровый ребенок" | | подпрограммы | | |----------------------|------------------------------------------------| | Основание для | - распоряжение Правительства Российской | | разработки | Федерации от 13 марта 2002 г. N 292-р | | подпрограммы | | |----------------------|------------------------------------------------| | Государственные | - Министерство здравоохранения Российской | | заказчики | Федерации | | подпрограммы | Министерство труда и социального | | | развития Российской Федерации | | | Министерство образования Российской | | | Федерации | |----------------------|------------------------------------------------| | Основные | - Министерство здравоохранения Российской | | разработчики | Федерации | | подпрограммы | Министерство труда и социального | | | развития Российской Федерации | | | Министерство образования Российской | | | Федерации | | | Министерство промышленности, науки и | | | технологий Российской Федерации | | | Российская академия медицинских наук | | | Российская академия образования | |----------------------|------------------------------------------------| | Цель подпрограммы | - сохранение, восстановление и | | | укрепление здоровья детей на основе | | | комплексного решения медицинских, | | | педагогических, социальных проблем | | | материнства и детства | |----------------------|------------------------------------------------| | Основные | - совершенствование системы охраны | | мероприятия | здоровья матери и ребенка; | | подпрограммы | совершенствование и внедрение | | | технологий профилактики заболеваемости | | | у детей; | | | оздоровление детей из неблагополучных | | | семей, беспризорных и безнадзорных | | | детей; | | | рационализация питания детей и | | | беременных женщин; | | | совершенствование лечебно - | | | диагностической, в том числе | | | реанимационной помощи беременным | | | женщинам и новорожденным; | | | совершенствование нормативной правовой | | | базы по вопросам массового | | | обследования новорожденных и внедрение | | | скринингового | | | обследования наследственных и | | | врожденных заболеваний у детей; | | | совершенствование системы сохранения и | | | укрепления здоровья детей в | | | образовательных учреждениях; | | | внедрение новых технологий детского | | | питания; | | | укрепление материально-технической базы | | | учреждений родовспоможения и детства; | | | строительство и реконструкция | | | учреждений родовспоможения и детства; | |----------------------|------------------------------------------------| | | осуществление научно-исследовательских | | | и опытно-конструкторских работ по | | | приоритетным вопросам охраны здоровья | | | материнства и детства | |----------------------|------------------------------------------------| | Срок реализации | - 2003-2006 годы | | подпрограммы | | |----------------------|------------------------------------------------| | Исполнители | - организации, выполняющие | | мероприятий | государственный заказ на конкурсной | | подпрограммы | основе | |----------------------|------------------------------------------------| | Объем и источники | - общий объем затрат на реализацию | | финансирования | подпрограммы за счет всех источников | | подпрограммы | финансирования - 3526,42 млн. рублей, в | | | том числе: | | | федеральный бюджет - 1472,21 млн. | | | рублей, из них в 2003 году 331,11 млн. | | | рублей; | | | средства бюджетов субъектов Российской | | | Федерации -2049,98 млн. рублей; | | | внебюджетные источники - 4,23 млн. | | | рублей | |----------------------|------------------------------------------------| | Ожидаемые | - снижение показателей материнской | | результаты | смертности до 30 на 100000 родившихся | | реализации | живыми, младенческой смертности до 13 | | подпрограммы | на 1000 родившихся живыми, детской | | | смертности на 15-20 процентов, | | | заболеваемости женщин на 3-5 процентов; | | | снижение заболеваемости, смертности, | | | инвалидности среди детей с хронической | | | патологией; | | | снижение темпа роста показателя общей | | | заболеваемости среди детей до 18 лет до | | | 1 процента ежегодно; | | | снижение показателей инвалидности среди | | | детей на 10 процентов; | | | повышение уровня здоровья детей | |----------------------|------------------------------------------------| | Система контроля | - контроль за реализацией подпрограммы | | за исполнением | осуществляется в установленном порядке | | подпрограммы | государственными заказчиками | | | подпрограммы совместно с Министерством | | | экономического развития и торговли | | | Российской Федерации и с участием | | | Министерства финансов Российской | | | Федерации, а также Министерства | | | промышленности, науки и технологий | | | Российской Федерации (в части научно - | | | исследовательских работ) | ------------------------------------------------------------------------- Мероприятия подпрограммы "Здоровый ребенок" (млн. рублей, в ценах 2003 года) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | | Источники финансирования | 2003- | В том числе | | | | | 2006 |-------------------------------------| | | | | годы - | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | | | | | всего | год | год | год | год | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | I. Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Внедрение современных технологий | федеральный бюджет - всего | 2,27 | 0,5 | 0,55 | 0,59 | 0,63 | | | питания детей при оказании им | в том числе Минздрав России | | | | | | | | неотложной медицинской помощи | бюджеты субъектов | 2,27 | 0,5 | 0,55 | 0,59 | 0,63 | | | | Российской Федерации | 3,37 | 0,63 | 0,75 | 0,89 | 1,1 | | | | внебюджетные источники | - | - | - | - | - | |------|---------------------------------------|-----------------------------------|----------|-------|--------|----------|---------| | 2. | Внедрение оздоровительных технологий | федеральный бюджет - всего | 6,76 | 1,5 | 1,64 | 1,75 | 1,87 | | | в специализированных | | | | | | | | | учреждениях для несовершеннолетних | в том числе Минтруд России | 6,76 | 1,5 | 1,64 | 1,75 | 1,87 | | | (беспризорных и безнадзорных детей) | бюджеты субъектов Российской | 10,52 | 2,33 | 2,54 | 2,73 | 2,92 | | | | Федерации | | | | | | | | | внебюджетные источники | 4,23 | 1,53 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | |------|---------------------------------------|-----------------------------------|----------|-------|--------|----------|---------| | 3. | Внедрение образовательных программ | федеральный бюджет - всего | 3 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | | | по охране репродуктивного здоровья | | | | | | | |------|---------------------------------------|-----------------------------------|----------|-------|--------|----------|---------| | | | в том числе Минтруд России | 3 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | |------|---------------------------------------|-----------------------------------|----------|-------|--------|----------|---------| | | подростков в учреждениях социального | бюджеты субъектов Российской | 7 | 1,75 | 1,75 | 1,75 | 1,75 | | | обслуживания | Федерации | | | | | | |------|---------------------------------------|-----------------------------------|----------|-------|--------|----------|---------| | | | внебюджетные источники | - | - | - | - | - | |------|---------------------------------------|-----------------------------------|----------|-------|--------|----------|---------| | 4. | Внедрение информационных технологий | федеральный бюджет - всего | 6,76 | 1,5 | 1,64 | 1,75 | 1,87 | | | при проведении профилактических | | | | | | | | | медицинских осмотров и врачебного | | | | | | | | | консультирования по вопросам | | | | | | | | | профессиональной ориентации детей в | | | | | | | |