ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 1 октября 2002 г. N 821 (ПРМ) Во исполнение постановления Правительства Москвы от 15 августа 1995 года N 694 "О системе страхования в г.Москве жилых помещений" в городе последовательно развивается социально ориентированный комплекс мер по защите имущественных интересов и жилищных прав москвичей с использованием механизмов страхования. В целях приведения в соответствие с действующим законодательством и наработанными механизмами адресной помощи москвичам основных нормативных правовых актов города Москвы по вопросам страхования жилых помещений Правительство Москвы постановляет: 1. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Государственному учреждению города Москвы "Городской центр жилищного страхования" совместно с уполномоченными страховыми организациями продолжить работу по дальнейшему развитию и совершенствованию системы страхования жилья, направленную на усиление адресной помощи москвичам, жилище которых пострадало в результате пожаров и аварий. 2. Утвердить новую редакцию Положения о системе страхования в городе Москве жилых помещений (далее- Положение), согласно приложению 1. 3. Установить, что страхование жилых помещений на условиях Положения проводится на принципе добровольности и с учетом гарантий Правительства Москвы, изложенных в разделе 7 Положения. 4. Установить ответственность Правительства Москвы при возмещении ущерба по договорам страхования, заключаемым с 1 января 2003 года на условиях настоящего постановления, в размере 50% расчетной страховой стоимости. 5. В целях усиления адресной помощи населению при повреждении или уничтожении застрахованных жилых помещений считать целесообразным увеличить на 50% страховую (действительную) стоимость 1 кв.м общей площади жилых помещений. 6. Утвердить новую редакцию Положения о Государственном учреждении города Москвы "Городской центр жилищного страхования" (приложение 2). 7. Установить, что: 7.1. Государственное учреждение города Москвы "Городской центр жилищного страхования" является уполномоченной Правительством Москвы организацией по реализации системы страховой защиты жилищного фонда города. Расходы на содержание Государственного учреждения города Москвы "Городской центр жилищного страхования" финансируются на основе сметы доходов и расходов за счет средств бюджета города Москвы, предусмотренных на возмещение ущерба, причиненного жилым помещениям в результате страховых случаев, в соответствии с гарантиями Правительства Москвы. 7.2. Отбор страховых организаций для участия в системе страхования в городе Москве жилых помещений осуществляется на конкурсной основе. 7.3. Победившие в конкурсе страховые организации заключают договоры с Государственным учреждением города Москвы "Городской центр жилищного страхования". 7.4. Страховой организации, заключившей договор с Государственным учреждением города Москвы "Городской центр жилищного страхования", присваивается статус "уполномоченной". 7.5. Страхование на условиях Положения о системе страхования в городе Москве жилых помещений (п.2) проводится по единым правилам. 8. Рекомендовать уполномоченным страховым организациям формировать и использовать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению и снижению вероятности наступления страховых событий в жилищном фонде города в размере не менее 10% страховых взносов, полученных по договорам страхования жилых помещений. 9. Департаменту финансов г.Москвы при формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый год предусматривать расходы на возмещение ущерба, причиненного в результате страховых случаев, в соответствии с гарантиями Правительства Москвы, а также расходы на содержание Государственного учреждения города Москвы "Городской центр жилищного страхования". 10. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в срок до 1 января 2003 года разработать и утвердить порядок предоставления жилой площади гражданам, жилище которых уничтожено (признано непригодным для проживания) в результате страховых случаев. 11. Рекомендовать уполномоченным страховым организациям с 1 января 2003 года перейти к заключению договоров страхования жилья на условиях настоящего постановления и при их заключении: 11.1. Применять для расчета ущерба страховую (действительную) стоимость, увеличенную на 50%. 11.2. Устанавливать страховую сумму, обеспечивающую выплату страхового возмещения в размере 50% величины рассчитанного ущерба. 11.3. Применять ставку оплаты страхования жилья, не превышающую 50 копеек за 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц. 12. Пресс - центру Мэра и Правительства Москвы, Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы: 12.1. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации. 12.2. Оказывать содействие Государственному учреждению города Москвы "Городской центр жилищного страхования" в информировании населения города Москвы о целях и условиях системы страхования жилых помещений. 13. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Государственному учреждению города Москвы "Городской центр жилищного страхования" в срок до 1 января 2003 года привести в соответствие с настоящим постановлением ранее принятые правовые акты города Москвы по системе страхования жилых помещений. 14. В связи с выходом настоящего постановления считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 15 августа 1995 года N 694 "О системе страхования в г.Москве жилых помещений". Принять к сведению, что договоры страхования, заключенные до введения в действие настоящего постановления (на условиях постановления Правительства Москвы N 694), действительны до истечения срока их действия. 15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 1 октября 2002 года N 821-ПП Положение о системе страхования в городе Москве жилых помещений 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение устанавливает взаимоотношения участников системы страхования в городе Москве жилых помещений, определяет объекты страхования и перечень событий (страховых случаев), при наступлении которых производится возмещение убытков. 1.2. Целью системы страхования является защита имущественных интересов собственников жилья и жилищных прав пользователей жилых помещений, нарушаемых вследствие воздействия случайных неблагоприятных обстоятельств, а также обеспечение сохранности жилищного фонда города. 1.3. Страхование жилых помещений с учетом гарантируемых Правительством Москвы мер по защите жилищных прав граждан, проживающих в этих жилых помещениях, проводится на принципе добровольности и не ограничивает права граждан на страхование на иных условиях. 1.4. Система страхования жилых помещений в городе Москве предусматривает исполнение гарантий Правительства Москвы только при соблюдении условий, изложенных в настоящем Положении. 2. Участники системы 2.1. Страхователями жилых помещений могут выступать их собственники или наниматели жилых помещений жилищного фонда города, постоянно проживающие и зарегистрированные в них по месту жительства, а также родители, усыновители, опекуны или попечители от имени несовершеннолетних или недееспособных собственников, нанимателей жилых помещений. Страхователем жилого помещения, находящегося в общей собственности граждан, может выступать по соглашению всех участников общей собственности лишь один из сособственников, постоянно проживающий и зарегистрированный в застрахованном жилом помещении. 2.2. Страхователями не могут выступать иностранные граждане и лица без гражданства. 2.3. Страховщиками могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страхования соответствующего вида и прошедшие конкурсный отбор. 2.4. Организацией уполномоченной Правительством Москвы обеспечивать реализацию системы страховой защиты имущественных интересов в жилищном фонде города является Государственное учреждение города Москвы "Городской центр жилищного страхования". 2.5. Участие страховщиков в системе страхования жилых помещений осуществляется на основании договоров с Государственным учреждением города Москвы "Городской центр жилищного страхования". 2.6. В настоящей системе страхования используются страховой тариф и структура тарифной ставки, разработанные Страховщиками совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и согласованные в установленном порядке с Департаментом страхового надзора Минфина России. 3. Объекты страхования 3.1. Объектом страхования является жилое помещение (квартира, комната), включая его конструктивные элементы, элементы отделки, инженерное оборудование, элементы внутренних коммуникаций, относящиеся к этому помещению и соответствующие типовому проекту строения, в котором расположено данное жилое помещение. На страхование принимаются жилые помещения, расположенные в домах жилищного фонда города, на содержание которых выделяются дотации из бюджета города Москвы. 3.2. Не могут являться объектами страхования жилые помещения: - признанные в установленном порядке аварийными; - имеющие физический износ свыше 60%; - расположенные в домах, включенных Правительством Москвы в ежегодный перечень адресов жилых домов, подлежащих освобождению в связи со сносом, реконструкцией, переоборудованием в нежилые, с изъятием земельного участка и по другим основаниям; - на которые обращено взыскание по обязательствам; - подлежащие конфискации; - в отношении которых в предусмотренных законом случаях прекращены права найма или собственности. 4. Страховые случаи 4.1. Применительно к настоящему Положению страховыми случаями признаются повреждение или уничтожение застрахованного жилого помещения в результате следующих событий: 4.1.1. Пожара (воздействия пламени, дыма, высокой температуры при пожаре), в том числе возникшего вне застрахованного помещения, а также проведения правомерных действий по его ликвидации. 4.1.2. Взрыва газа, применяемого в системах газоснабжения жилых строений для бытовых надобностей, в том числе происшедшего вне застрахованного жилого помещения. 4.1.3. Аварий систем отопления, водопровода, канализации, а также внутренних водостоков (включая места сопряжения водоприемных воронок с кровлей), в том числе происшедших вне застрахованного жилого помещения. Повреждение (уничтожение) застрахованного жилого помещения вследствие проведения правомерных действий по ликвидации аварий систем отопления, водопровода, канализации, внутренних водостоков приравнивается к повреждению (уничтожению) жилого помещения вследствие самих аварий указанных систем. К водопроводным, отопительным, канализационным системам относятся системы коммунального водоснабжения, теплоснабжения и канализации, включающие разрешенные строительными нормами и правилами для применения в соответствующих инженерных сетях трубопроводы, элементы, устройства, оборудование, приборы. Не относятся к указанным системам: - бытовые водопотребляющие устройства, приборы, в том числе стиральные, посудомоечные машины, включая элементы, служащие для их подключения к трубопроводам систем коммунального водоснабжения, теплоснабжения и канализации, до узлов водосливной и водоразборной (запорной) арматуры, обеспечивающей это подключение; - дополнительные (не предусмотренные проектами строений, в которых расположены застрахованные жилые помещения) санитарно-технические приборы и оборудование, смонтированные в нарушение установленного порядка переустройства жилых помещений, до узлов водосливной и водоразборной (запорной) арматуры, обеспечивающей их подключение к трубопроводам систем коммунального водоснабжения, теплоснабжения и канализации. Под аварией следует понимать повреждение или выход из строя системы в целом или отдельных ее частей (элементов), повлекшие причинение ущерба имуществу юридических или физических лиц. При этом к авариям не относятся повлекшие причинение вреда имуществу изменения параметров работы системы отопления, не связанные с разрушением (повреждением) элементов этой системы. 4.1.4. Сильного ветра (свыше 20 м/сек), урагана, смерча, шквала, а также сопровождающих их атмосферных осадков. 4.2. К страховым случаям не относятся: 4.2.1. Повреждение или уничтожение застрахованного жилого помещения из-за событий, указанных в пунктах 4.1.1 - 4.1.4, если они произошли в результате: - умышленных действий Страхователя (Выгодоприобретателя), членов его семьи; - использования Страхователем (Выгодоприобретателем), членами его семьи жилого помещения не по назначению; - несоблюдения Страхователем (Выгодоприобретателем), членами его семьи установленных и общепринятых правил и норм безопасности, а также содержания, эксплуатации и ремонта жилого помещения, не обеспечения его сохранности. Повреждение других застрахованных помещений вследствие событий, вызванных указанными выше действиями, являются страховыми случаями. 4.2.2. Повреждение или уничтожение конструктивных элементов, элементов отделки, инженерного оборудования, элементов внутренних коммуникаций жилого помещения в результате: - проникновения в жилое помещение атмосферных осадков через незакрытые окна, дверные проемы или иные отверстия, если эти отверстия не возникли вследствие сильного ветра (свыше 20 м/сек), урагана, смерча, шквала; - гниения, старения и других естественных свойств материала указанных элементов и оборудования; - воздействия полезного тепла или огня в процессе работы электротехнического и газового оборудования этого жилого помещения; - возгорания электронной аппаратуры и бытовых электроприборов, не относящихся к оборудованию жилого помещения, если данное возгорание не явилось причиной возникновения дальнейшего пожара. 5. Гарантии Правительства Москвы 5.1. При повреждении жилых помещений, застрахованных уполномоченными страховыми организациями с учетом настоящего Положения, Правительство Москвы несет со Cтраховщиком ответственность по возмещению убытков в виде выплат страховых субсидий. 5.2. Страховая субсидия - целевые бюджетные средства, предназначенные исключительно для оплаты материалов и работ, необходимых для восстановления повреждённого жилого помещения. При не целевом использовании средств Страхователем он может быть лишён в дальнейшем права на получение страховой субсидии. 5.3. Величина страховой субсидии при повреждении жилого помещения в результате страхового случая рассчитывается исходя из величины причиненных убытков и установленного размера ответственности Правительства Москвы. Величина причиненных убытков рассчитывается исходя из действительной (страховой) стоимости жилого помещения, которая определяется на основании учетных данных МосгорБТИ и правовых актов органов исполнительной власти города Москвы, принимаемых для целей настоящего страхования. 5.4. При уничтожении в результате страхового случая жилого помещения (признании жилого помещения непригодным для проживания), Правительство Москвы гарантирует (с учетом установленных долей ответственности): - страхователю-собственнику предоставление другого жилого помещения взамен утраченного либо возмещение убытков в размере страховой стоимости; - страхователю-нанимателю предоставление другого жилого помещения взамен утраченного. Гражданам, зарегистрированным по месту жительства в уничтоженном жилом помещении, предоставляется другое жилое помещение (квартира), благоустроенное применительно к условиям города Москвы, отвечающее санитарным, техническим нормам и требованиям, установленным правовыми актами города Москвы, соответствующее норме предоставления жилого помещения. Жилое помещение взамен утраченного предоставляется с учетом всех имеющихся в пользовании у граждан и членов их семей жилых помещений, в том числе принадлежащих им на праве собственности. Если иное, кроме уничтоженного, жилище соответствует норме предоставления, то другое жилое помещение взамен утраченного не предоставляется и возмещение убытков в части ответственности Правительства Москвы не производится. 5.5. Страхователям-собственникам жилое помещение взамен утраченного в результате страхового случая передается в собственность. 5.6. Для реализации права на возмещение убытков в части ответственности Правительства Москвы Страхователь обязан в пределах суммы этого возмещения передать Государственному учреждению города Москвы "Городской центр жилищного страхования" право требования к лицу, ответственному за нанесенный ущерб. 5.7. Гарантии Правительства Москвы устанавливаются при заключении договора страхования сроком на 1 год. Договор страхования (полис, свидетельство, сертификат) должен сопровождаться информацией о гарантиях Правительства Москвы. 6. Порядок и условия возмещения убытков 6.1. При признании Страховщиком факта наступления страхового случая и выплате страхового возмещения материалы страхового расследования передаются Страховщиком в Государственное учреждение города Москвы "Городской центр жилищного страхования" для реализации Страхователем права на возмещение убытков в части обязательств (гарантий) Правительства Москвы. 6.2. При наличии признаков уничтожения жилого помещения его осмотр и составление акта производятся с обязательным участием представителя Государственного учреждения города Москвы "Городской центр жилищного страхования". 6.3. Убытки, причиненные жилому помещению, определяются как сумма убытков, причиненных в результате страхового случая конструктивным элементам, элементам отделки, инженерному оборудованию, элементам внутренних коммуникаций, относящимся к этому помещению и соответствующим типовому проекту строения, в котором расположено застрахованное жилое помещение. Расчет убытков производится в соответствии с правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы, принятыми для целей настоящего страхования. При этом изменение процента износа конструктивных элементов и элементов отделки квартиры за время действия договора не учитывается. Не учитываются также повреждения, связанные с предыдущими страховыми случаями и не устраненные Страхователем до наступления последнего страхового случая или с событиями, произошедшими до начала или после окончания действия договора. 6.4. Документальным основанием для исполнения обязательств Правительства Москвы являются договоры между Государственным учреждением города Москвы "Городской центр жилищного страхования" и уполномоченными страховыми организациями, договоры страхования жилых помещений (страховые полисы, свидетельства, сертификаты), заключенные в соответствии с Правилами страхования жилых помещений в городе Москве и настоящим Положением. 6.5. Государственное учреждение города Москвы "Городской центр жилищного страхования" по результатам рассмотрения материалов страхового расследования (п.6.1), включая документы компетентных органов, полученные от Страховщика, принимает решение о возмещении убытков в части ответственности Правительства Москвы. Если размер убытков не превышает 10% от страховой суммы и факт наступления страхового случая установлен Страховщиком, может быть принято решение о возмещении убытков без предоставления документов компетентных органов. Государственное учреждение города Москвы "Городской центр жилищного страхования" вправе запросить у Страхователя, Страховщика и компетентных органов дополнительные документы, необходимые для принятия решения. 6.6. Выплата страховой субсидии производится путём безналичных расчётов на счёт Страхователя (Выгодоприобретателя) или по его поручению специализированной подрядной организации, производящей восстановительный ремонт квартиры на основании договора со Страхователем (Выгодоприобретателем). 6.7. В случае уничтожения жилого помещения, причиненные убытки определяются в размере страховой стоимости, а страховое возмещение - в размере страховой суммы, установленной в договоре страхования. Компенсация убытков при уничтожении жилого помещения может быть произведена по заявлению Страхователя в натуральной форме. При этом Страховщик на основании заявления Страхователя осуществляет перечисление денежных средств в размере страховой суммы в бюджет города Москвы. 6.8. Размер страховой субсидии по каждому очередному страховому случаю (включая расходы, целесообразно произведенные Страхователем для предотвращения или уменьшения ущерба застрахованному жилому помещению) не может превышать разницу между установленной в договоре страховой стоимостью и ранее произведенными выплатами по предыдущим страховым случаям, произошедшим за период действия договора. 6.9. Если по фактам, связанным с наступлением страхового случая, возбуждено уголовное дело в отношении Страхователя (Выгодоприобретателя), принятие решения о возмещении убытков в части ответственности Правительства Москвы приостанавливается до окончания расследования или судебного решения. 6.10. В случае получения Страхователем возмещения причиненных убытков полностью или частично от лица, виновного в их причинении, Государственное учреждение города Москвы "Городской центр жилищного страхования" освобождается от обязанности по их возмещению в размере, равном полученному Страхователем возмещению убытков от виновного лица (пропорционально установленной доле ответственности). Если возмещение убытков по договору страхования произведено, то Страхователь обязан возвратить Государственному учреждению города Москвы "Городской центр жилищного страхования" средства в размере страховой субсидии. 6.11. При проведении восстановительного ремонта поврежденного в результате страхового случая жилого помещения за счет средств бюджета города Государственное учреждение города Москвы "Городской центр жилищного страхования" освобождается от возмещения ущерба в части ответственности Правительства Москвы или вправе требовать возврата выплаченной суммы. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 1 октября 2002 года N 821-ПП Положение о Государственном учреждении города Москвы "Городской центр жилищного страхования" 1. Общие положения 1.1. Государственное учреждение города Москвы "Городской центр жилищного страхования" (далее - Центр) создано в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.08.95 N 694 "О системе страхования в г.Москве жилых помещений". 1.2. Учредителем Центра является Правительство Москвы в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. 1.3. Центр является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, бюджетный и иные счета в учреждениях банков, бланк и печать с изображением герба города Москвы, наименованием "Правительство Москвы" и своим наименованием, соответствующие печати и штампы. 1.4. Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными актами Российской Федерации и города Москвы, а также настоящим Положением. 1.5. Центр от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 1.6. Центр отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также учитываемым на отдельном балансе имуществом, приобретенным от доходов от предпринимательской деятельности. При их недостаточности субсидиарную ответственность по долгам Центра несет Правительство Москвы. 1.7. Местонахождение Центра: 117049, г.Москва, ул. Б.Якиманка, д. 38, стр. 4. 2. Предмет и цели деятельности Центра 2.1. Предметом деятельности Центра является организация и обеспечение реализации системы страховой защиты имущественных интересов в жилищном фонде города. 2.2. Основными целями деятельности Центра являются: 2.2.1. Организация и обеспечение страховой защиты имущественных интересов собственников и пользователей объектов в жилищном фонде города. 2.2.2. Замещение бюджетных затрат при повреждении или уничтожении объектов жилищного фонда города путем: - привлечения небюджетных источников-средств населения, страховых и иных организаций; - разработки и осуществления мероприятий по инвестированию страховых резервов и иных небюджетных источников. 2.2.3. Гарантии обоснованного и своевременного возмещения имущественных потерь страхователям при повреждении или уничтожении жилья. 2.3. Для достижения указанных целей Центр осуществляет следующие основные виды деятельности: 2.3.1. Разработка и согласование с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы условий конкурсного отбора и участия страховых организаций в программах страхования жилищного фонда города. 2.3.2. Организация и проведение конкурсов по отбору страховых организаций. 2.3.3. Координация работы страховых организаций, окружных и районных органов исполнительной власти и жилищных организаций при реализации программ жилищного страхования. 2.3.4. Организация и координация деятельности страховщиков, участвующих в реализации программ страхования объектов в жилищном фонде города. 2.3.5. Контроль за выполнением страховщиками принятых на себя по договорам страхования обязательств и принятие соответствующих мер при выявлении нарушений. 2.3.6. Исполнение обязательств Правительства Москвы по возмещению убытков при повреждении или уничтожении застрахованных объектов в жилищном фонде города. 2.3.7. Разработка предложений по объемам денежных средств городского бюджета для исполнения обязательств Правительства Москвы по программам страхования. 2.3.8. Разработка и реализация программ, направленных на уменьшение вероятности возникновения страховых случаев и тяжести их последствий. 2.3.9. Организационное, правовое, методическое и информационное обеспечение реализуемых программ страхования. 2.3.10. Создание информационной системы страхования жилищного фонда города, предусматривающей учет параметров и принадлежности домов, квартир, помещений, а также событий, повлекших повреждение или уничтожение жилья, их причин и размеров ущерба (убытков). 2.3.11. Подготовка документов для предоставления жилой площади гражданам, жилище которых уничтожено (признано непригодным для проживания) в результате страхового случая. 2.3.12. Рассмотрение жалоб и предложений граждан и урегулирование спорных вопросов между участниками реализуемых программ страхования. 2.3.13. Обобщение и анализ деятельности по страхованию объектов в жилищном фонде города. 2.3.14. Разработка предложений по совершенствованию страховой защиты объектов в жилищном фонде города. 2.3.15. Представление регулярной отчетности, прогнозов и специальных докладов по вопросам страхования объектов в жилищном фонде города в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. 2.4. Центр имеет право осуществлять иные виды деятельности, приносящие доходы и соответствующие целям его образования. 3. Имущество Центра 3.1. Все имущество Центра находится в собственности города Москвы, отражается в самостоятельном балансе и закреплено за Центром на праве оперативного управления. Центр в отношении закрепленного и приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете, имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. 3.2. Источниками формирования имущества Центра, в том числе финансовых ресурсов, являются: - средства, выделяемые целевым назначением из бюджета города Москвы, согласно утвержденной смете доходов и расходов; - доходы от выполнения работ, услуг при осуществлении деятельности, разрешенной настоящим Положением; - добровольные взносы организаций, предприятий и граждан; - иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации. 3.3. Доходы, полученные Центром от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются в смете доходов и расходов. Смета доходов и расходов утверждается в установленном порядке. 3.4. На возмещение убытков, причиненных жилым помещениям в результате страховых случаев, в соответствии с гарантиями Правительства Москвы из бюджета города Москвы выделяются целевые ассигнования. 4. Организация деятельности Центра 4.1. Центр строит свои отношения с государственными органами, страховыми организациями, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами во всех сферах на основе договоров, соглашений, контрактов. Центр свободен в выборе форм и предмета договоров и обязательств, любых других условий взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями, которые не противоречат действующему законодательству и настоящему Положению. 4.2. Для выполнения уставных целей Центр имеет право самостоятельно: 4.2.1. Создавать филиалы, представительства, утверждать положения о них, принимать решения об их реорганизации и ликвидации. 4.2.2. Приобретать или арендовать основные средства за счет имеющихся у него финансовых средств. 4.2.3. Получать и использовать доходы от разрешенной настоящим Положением деятельности. 4.2.4. Устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в соответствии с действующим законодательством. 4.3. Центр также имеет право: 4.3.1. Направлять в Правительство Москвы предложения по разработке, реализации и совершенствованию программ страхования объектов жилищного фонда города, размерам применяемых страховых тарифов и объемам (размерам) ответственности Правительства Москвы по договорам страхования, закрепления освободившихся территорий, а также по программам, направленным на уменьшение вероятности возникновения страховых событий и тяжести их последствий, планам и условиям размещения страховых резервов страховщиков. 4.3.2. Применять к страховщикам, нарушившим условия участия, требования Положения о системе страхования в г. Москве жилых помещений и другие правовые акты города Москвы, принятые для целей страхования объектов жилищного фонда города, меры по устранению выявленных нарушений, вносить предложения по сокращению закрепленных территорий; расторгать договоры; обращаться в Департамент страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации с предложением о временной приостановке действия выданной им лицензии на имущественное страхование. 4.3.3. Запрашивать в организациях информацию, имеющую значение для определения величины страховой суммы и размеров денежных средств в части обязательств Правительства Москвы по договорам страхования жилых помещений. 4.4. Центр обязан: 4.4.1. Нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение обязательств. 4.4.2. Обеспечивать гарантированные действующим законодательством минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты своих работников. 4.4.3. Обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и проводить ее индексацию в соответствии с действующим законодательством. 4.4.4. Обеспечивать своим работникам безопасные условия труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности. 4.4.5. Осуществлять оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово - хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую отчетность, отчитываться о результатах деятельности в соответствующих органах в порядке и сроки, установленные действующим законодательством. Не позднее 1 апреля направлять Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы копию годового отчета (баланса с приложениями и пояснительной запиской), заверенную налоговой инспекцией. За ненадлежащее исполнение обязанностей и искажение государственной отчетности должностные лица Центра несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. 4.4.6. Представлять Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы необходимую сметно - финансовую документацию в полном объеме утвержденных форм и по видам деятельности. 4.4.7. Выполнять государственные мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с действующим законодательством. 5. Управление Центром 5.1. Центр возглавляет директор. Директор Центра назначается и освобождается руководителем Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. 5.2. Директор организует работу Центра, руководит его деятельностью в соответствии с федеральным законодательством, правовыми актами города Москвы и настоящим Положением. Он подотчетен в своей деятельности Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. 5.3. Директор действует без доверенности от имени Центра, представляет его интересы в государственных органах, предприятиях, организациях, учреждениях, распоряжается имуществом Центра в пределах своей компетенции и совершает в установленном порядке сделки от имени Центра, заключает договоры, выдает доверенности (в том числе с правом передоверия), открывает бюджетные и иные счета. 5.4. Директор самостоятельно определяет и утверждает структуру Центра, его штатный и квалификационный состав, назначает на должность и освобождает от должности работников Центра, согласно трудовому договору (контракту). 5.5. Директор в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Центра. 5.6. Взаимоотношения работников и директора, возникающие на основе трудового договора (контракта), регулируются законодательством о труде. 5.7. Директор Центра не вправе: - быть учредителем (участником) юридического лица, являющегося производителем или продавцом товаров (работ, услуг), аналогичных или взаимозаменяемых по отношению к товарам (работам, услугам), реализуемым Центром, а также состоять с таковыми в трудовых или гражданско - правовых отношениях; - занимать должности, а также выполнять оплачиваемую работу в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, учреждениях, организациях, общественных объединениях, заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе индивидуальной), кроме научной, творческой и преподавательской; - лично участвовать в управлении, состоять членом органов управления других хозяйствующих субъектов. 5.8. Контроль за деятельностью Центра осуществляется Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, налоговой инспекцией, другими организациями и органами управления в пределах их компетенции, определенной законами и иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, настоящим Положением. 6. Ликвидация и реорганизация Центра 6.1. Прекращение деятельности Центра может осуществляться в виде его ликвидации либо реорганизации (слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование) на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации: - по решению Правительства Москвы; - по решению суда. 6.2. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению Центром. Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и представляет его Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. 6.3. Имущество и денежные средства Центра, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов и завершения ликвидации Центра, передаются ликвидационной комиссией Департаменту имущества города Москвы. Направление использования имущества и денежных средств определяется Департаментом имущества города Москвы по предложению Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и по согласованию с Департаментом финансов г.Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы. 6.4. Ликвидация Центра считается завершенной, а Центр - прекратившим свою деятельность с момента исключения его из Государственного реестра юридических лиц. Порядок ликвидации Центра устанавливается законами и иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. 6.5. При ликвидации и реорганизации Центра увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6.6. При реорганизации Центра вносятся необходимые изменения в Положение и Государственный реестр юридических лиц. Реорганизация влечет за собой переход прав и обязанностей, возлагаемых на Центр, к его правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с действующим законодательством. 6.7. При прекращении деятельности Центра все документы (управленческие, финансово - хозяйственные, по личному составу и другие) передаются в установленном порядке правопреемнику (правопреемникам). При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно - историческое значение, передаются на государственное хранение в городской архив, документы по личному составу (приказы, личные дела и другие) передаются в архив административного округа, на территории которого находится Центр. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Центра в соответствии с требованиями архивных органов. 7. Изменения и дополнения в Положение Центра вносятся Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и регистрируются в установленном порядке. |