ОБ ИТОГАХ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ ЗА 2001 ГОД С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ МОСКВЫ. Постановление. Правительство Москвы. 22.10.02 880-ПП

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          22 октября 2002 г.
                                N 880

                                (ПРМ)


     Постановлением Правительства  Москвы  от  23  апреля  2002 года N
319-ПП "Об итогах  исполнения  бюджета  города  Москвы  за  2001  год"
одобрены   основные   параметры   исполнения   бюджетных  показателей,
утвержденных на 2001 год.  Проект закона города Москвы "Об  исполнении
бюджета Москвы за 2001 год" представлен в Московскую городскую Думу.
     Внешней проверкой отчета об  исполнении  бюджета  города  Москвы,
проведенной  Контрольно-счетной  палатой Москвы в апреле-июне текущего
года,  отмечено,  что в 2001  году  Правительством  Москвы  обеспечено
исполнение   бюджета   города   Москвы   в  соответствии  с  основными
направлениями бюджетной политики и положениями Закона города Москвы от
27  декабря  2000  года N 41 "О бюджете города Москвы на 2001 год".  В
качестве  главного  результата  констатируется  сохранение  социальной
направленности  использования  бюджетных  средств  и сокращение объема
государственного долга города Москвы.
     Результаты проверки  исполнения  доходной части бюджета показали,
что по всем кодам бюджетной классификации суммы,  отраженные в отчете,
соответствуют   фактическому   поступлению   средств   в  бюджет,  что
обеспечивалось  соблюдение   нормативов   распределения   регулирующих
доходов  и  сроков  их  перечисления.  При  общем  исполнении  доходов
городского бюджета в 2001 году  на  101,8%  имеет  место  невыполнение
установленных заданий по налогу на прибыль, налогу с продаж и акцизам,
причиной которого является отвлечение средств в форме налоговых льгот,
а также изменение порядка исчисления акцизов.  Вместе с тем,  контроль
за  обоснованностью  и  законностью  предоставления  льгот  не  всегда
проводился своевременно и эффективно.  Кроме того,  доходный потенциал
бюджета города Москвы снижается в связи с наличием  значительных  сумм
недоимки, в первую очередь по налогу на прибыль.
     До настоящего  времени  не  переведены  на   казначейский   метод
исполнения   бюджета  средства,  полученные  в  процессе  приватизации
государственного   имущества   города   Москвы.   Указанные   средства
продолжают  аккумулироваться  на  счетах Департамента имущества города
Москвы и Специализированного государственного  унитарного  предприятия
по продаже государственного и муниципального имущества города Москвы.
     В качестве нерешенных проблем  исполнения  доходов  в  2001  году
отмечено  отсутствие  в представленном законопроекте данных об объемах
средств,  полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской  и
иной  приносящей  доход деятельности,  а также значительное увеличение
суммы поступлений, оставшихся невыясненными на конец отчетного года.
     Представленные в  законопроекте  данные  о расходовании бюджетных
средств по основным разделам  и  подразделам  бюджетной  классификации
соответствуют направлениям,  предусмотренным в Законе города Москвы от
27 декабря 2000 года N 41 "О бюджете города Москвы на 2001 год",  и их
фактическому  исполнению.  Вместе  с  тем  как  в  материалах  внешней
проверки Контрольно-счетной палаты Москвы,  так и в  ходе  контрольной
работы,  проводимой органами исполнительной власти Москвы, по-прежнему
устанавливаются  факты  нерационального  и  нецелевого   использования
бюджетных   средств,   что  является  следствием  как  организационных
недостатков,  так и прямых нарушений бюджетного  законодательства.  По
результатам   внешней   проверки   Палатой   отмечены   недостатки   в
планировании   расходных    показателей    и    организации    порядка
бухгалтерского учета при использовании бюджетных средств, несоблюдение
предельного уровня перемещения бюджетных ассигнований между  объектами
бюджетной  классификации,  нецелевое  использование  резервного фонда,
предусмотренного в бюджете города Москвы.
     Контрольными проверками и ревизиями органов исполнительной власти
города Москвы в  2001  году  по-прежнему  выявлялись  факты  завышения
тарифов при оплате коммунальных услуг,  норм, расценок и коэффициентов
при финансировании выполненных работ по  эксплуатации  и  капитальному
ремонту   жилищного   фонда,   благоустройству   города,   текущему  и
капитальному  ремонту  в  учреждениях  социальной   сферы,   а   также
необоснованного   возмещения  убытков  теплоснабжающих  организаций  и
занижения доходов по эксплуатационным сборам  с  арендаторов.  В  ходе
проверок,  проведенных финансовыми органами города Москвы в 2001 году,
установлены  факты  завышения  смет  расходов  бюджетных   учреждений,
нерациональные  и  нецелевые расходы на сумму 656 млн.  рублей,  в том
числе по отрасли "Образование" - 217 000 000  рублей  (почти  33%),  в
жилищно-коммунальном хозяйстве - 251 000 000 рублей (более 38%).
     Рассмотрев итоги исполнения бюджета города Москвы за 2001  год  и
материалы внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Москвы,
Правительство Москвы постановляет:
     1. Признать, что отчетные показатели об исполнении бюджета города
Москвы за 2001 год в  целом  соответствуют  положениям  Закона  города
Москвы  от  27 декабря 2000 года N 41 "О бюджете города Москвы на 2001
год".
     2. Обратить    внимание   руководителей   комплексов   городского
управления,  департаментов, комитетов, управлений Правительства Москвы
и   префектов   административных  округов  на  необходимость  принятия
действенных и неотложных мер по устранению  недостатков  и  нарушений,
выявленных   Контрольно-счетной   палатой   Москвы  и  контролирующими
органами исполнительной власти города Москвы  при  исполнении  бюджета
города   Москвы   за   2001  год,  имея  ввиду  реализацию  конкретных
мероприятий,  исключающих недоборы причитающихся бюджету города Москвы
доходов и нерациональное расходование бюджетных средств.
     3. Департаменту имущества города Москвы:
     3.1. В  целях  увеличения  доходов  бюджета  города   Москвы   от
использования городской собственности активизировать работу по сдаче в
аренду нежилых помещений,  находящихся в собственности города  Москвы,
имея ввиду увеличение объемов площади, организацию четкого учета этого
городского имущества,  а также приближение  ставок  арендной  платы  к
уровню,  действующему  на  коммерческом  рынке  при условии сохранения
системы предоставления льгот для  приоритетных  и  социально  значимых
отраслей городской экономики.
     3.2. Обеспечить в соответствии с казначейским методом  исполнения
бюджета  зачисление  с  1  октября  2002  года всех средств от продажи
имущества,  находящегося в государственной собственности,  на счета по
исполнению бюджета города Москвы.
     4. Установить, что при исполнении бюджета города Москвы средства,
поступающие  на  счета  бюджетных  учреждений от предпринимательской и
иной  приносящей  доход   деятельности,   учитываются   по   методике,
установленной   Министерством   финансов   Российской   Федерации  для
отчетности об исполнении федерального бюджета.
     5. Руководителю   Комплекса  экономической  политики  и  развития
Правительства  Москвы  совместно  с  Департаментом  финансов  г.Москвы
продолжить  работу по сокращению объемов недоимки по платежам в бюджет
Москвы в рамках мер, определенных постановлениями Правительства Москвы
от  25  сентября  2001 года N 864-ПП "О ходе выполнения мероприятий по
сокращению задолженности  предприятий  и  организаций  по  платежам  в
городской бюджет и территориальный дорожный фонд" и от 7 мая 2002 года
N 328-ПП  "О  дополнении  постановления  Правительства  Москвы  от  25
сентября 2001 года N 864-ПП".
     6. В порядке устранения  недостатков,  отмеченных  в  организации
учета и составлении отчетности по операциям,  связанным с привлечением
и погашением долговых обязательств города Москвы:
     6.1. Принять  к  сведению,  что  Комитетом муниципальных займов и
развития фондового рынка Правительства Москвы в августе текущего  года
перечислены  в бюджет города Москвы остатки на внебюджетных и валютных
счетах, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2002 года.
     6.2. Департаменту  финансов  г.Москвы  и  Комитету  муниципальных
займов и развития фондового рынка  Правительства  Москвы  в  недельный
срок   сформировать   рабочую   группу   для   разработки   регламента
взаимодействия при осуществлении операций по привлечению, обслуживанию
и  погашению долговых обязательств города Москвы в условиях реализации
требований Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации  о  казначейском
методе исполнения бюджета.
     Обеспечить представление  указанного  регламента  на  утверждение
Мэра Москвы не позднее 15 ноября 2002 года.
     6.3. Департаменту  финансов  г.Москвы,  учитывая   отсутствие   в
действующем законодательстве положений о порядке учета ценных бумаг, в
10-дневный срок направить в Министерство финансов Российской Федерации
запрос  о порядке учета стоимости ценных бумаг,  приобретенных за счет
бюджетных средств.
     6.4. Комитету  муниципальных  займов  и  развития фондового рынка
Правительства Москвы совместно с Департаментом экономической  политики
и  развития  г.Москвы  и  Департаментом финансов г.Москвы до 1 декабря
2002 года  представить  на  рассмотрение  Мэра  Москвы  предложения  о
целесообразности  формирования  и механизме функционирования бюджетных
ресурсов, используемых в целях оперативного управления государственным
долгом города Москвы и обеспечения его оптимальной структуры.
     7. Департаменту финансов г.Москвы:
     7.1. До  конца  2002  года  перевести   на   казначейский   метод
исполнения бюджета города Москвы с открытием лицевых счетов расходы по
погашению и обслуживанию долговых обязательств города Москвы.
     7.2. Усилить контроль за достоверностью информации по погашению и
обслуживанию  долговых  обязательств  города,  проводимых  со   счетов
главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.
     7.3. До конца 2002  года  привести  в  соответствие  с  бюджетной
классификацией Российской Федерации порядок планирования и отражения в
учете операций  по  погашению  и  обслуживанию  долговых  обязательств
города Москвы.
     7.4. Обеспечить соответствие учета по  видам  и  формам  долговых
обязательств в долговой книге государственного долга города Москвы,  в
учете по исполнению бюджета и на лицевых счетах получателей  бюджетных
средств.
     8. В целях усиления контроля за взысканием в бюджет города Москвы
средств,  выданных  на  возвратной  основе,  и  упорядочения работы по
предоставлению кредитов из бюджета города Москвы:
     8.1. Комитету  муниципальных  займов  и  развития фондового рынка
Правительства Москвы и  Департаменту  науки  и  промышленной  политики
Правительства  Москвы  до  1  ноября  2002 года представить в Комплекс
экономической  политики  и  развития  Правительства  Москвы  материалы
инвентаризации  задолженности  по  средствам,  выданным  на возвратной
основе  за  счет  бюджета  и  внебюджетных  источников,  и  обеспечить
зачисление  в  бюджет  города  Москвы средств,  поступающих в качестве
возврата  инвестиционного  финансирования,  выданного  на   возвратной
основе, и процентов за его предоставление.
     8.2. Департаменту   градостроительной   политики,   развития    и
реконструкции   города   до  1  ноября  2002  года  завершить  выверку
задолженности  заемщиков   по   средствам,   выданным   на   основании
распоряжения  Мэра Москвы от 20 марта 1995 года N 127-РМ "Об изменении
порядка  формирования  средств  на  развитие  строительного  комплекса
города".
     8.3. Руководителю Комплекса  экономической  политики  и  развития
Правительства  Москвы  совместно  с  Комитетом  муниципальных займов и
развития фондового рынка Правительства Москвы,  Департаментом науки  и
промышленной     политики    Правительства    Москвы,    Департаментом
градостроительной   политики,   развития   и   реконструкции   города,
Департаментом  инвестиционных  программ  строительства города Москвы и
Департаментом финансов г.Москвы до 1 декабря 2002 года:
     8.3.1. На  основе  проведенной  инвентаризации  задолженности  по
средствам,  выданным  на  возвратной  основе   за   счет   бюджета   и
внебюджетных   источников,   определить   возможность   переоформления
заключенных ранее договоров о  возвратном  финансировании  в  договоры
бюджетных   кредитов  в  соответствии  с  бюджетным  законодательством
Российской Федерации и города Москвы.
     8.3.2. Подготовить     проект     распорядительного     документа
Правительства Москвы о  включении  новых  договоров  в  отчетность  по
исполнению бюджета города Москвы.
     8.4. Департаменту  финансов   г.Москвы   совместно   с   главными
распорядителями   бюджетных   средств,  имеющими  право  предоставлять
бюджетные кредиты,  начиная с 2003 года ввести раздельное планирование
и  учет  сумм  возврата  в  бюджет ранее выданных кредитов и кредитов,
предполагаемых к выдаче в текущем бюджетном году.
     9. Обратить    внимание   руководителей   комплексов   городского
управления, департаментов, комитетов и управлений Правительства Москвы
на  недопустимость  принятия  решений  по обеспечению функционирования
отраслей городского хозяйства  и  бюджетной  сферы,  не  подкрепленных
необходимыми финансовыми ресурсами.
     10. В  целях  исключения  внепланового   расходования   бюджетных
средств и предотвращения образования кредиторской задолженности:
     10.1. Руководителям  департаментов,   комитетов   и   управлений,
префектам  административных  округов  установить  строгий  контроль за
соблюдением подведомственными распорядителями и получателями бюджетных
средств  плановых  назначений по объектам бюджетной классификации и не
допускать перерасхода установленных лимитов бюджетных обязательств.
     10.2. Установить,  что  плановые ассигнования текущего года могут
направляться на погашение кредиторской  задолженности,  образовавшейся
на  1  января  2002 года по работам и услугам,  выполненным и принятым
заказчиками  на  объектах,  включенных  в  утвержденные  программы,  в
пределах бюджетных обязательств текущего года.  Погашение кредиторской
задолженности по сверхплановым  (сверхлимитным)  объемам  работ  и  на
объектах, не включенных в программы текущего года, не производится.
     10.3. Руководителям     комплексов     городского      управления
Правительства  Москвы совместно с Департаментом экономической политики
и развития  г.Москвы  и  Департаментом  финансов  г.Москвы  обеспечить
выполнение  п.5  постановления  Правительства Москвы от 22 января 2002
года N 48-ПП "О ходе реализации мер по переходу на казначейский  метод
исполнения  бюджета  города  Москвы  и дальнейшем развитии Московского
городского казначейства"  в  части  завершения  работы  по  разработке
системы  нормативов  планирования и исполнения расходов бюджета города
Москвы.
     10.4. Принять  к  сведению,  что  при  исполнении  бюджета города
Москвы  в  2002  году  Департаментом   финансов   г.Москвы   исключена
возможность    перемещения    бюджетных   ассигнований   сверх   норм,
предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации,  без внесения
изменений в закон города Москвы о бюджете.
     11. В целях устранения нарушений в расходовании резервного фонда,
предусматриваемого в бюджете города Москвы:
     11.1. Обязать   главных    распорядителей,    распорядителей    и
получателей  бюджетных средств при подготовке заявок на дополнительное
финансирование   расходов   из   бюджета    города    Москвы    строго
руководствоваться положениями, утвержденными распоряжением Мэра Москвы
от 14 июля 2000 года  N  752-РМ  "О  расходовании  средств  резервного
фонда, предусматриваемого в бюджете города Москвы".
     11.2. Запретить  использование  средств   резервного   фонда   на
финансирование  дополнительных  расходов  при наличии неиспользованных
плановых ассигнований на соответствующие цели.
     12. При   составлении   бюджетной  отчетности,  представляемой  в
Московскую городскую Думу в соответствии с  законом  города  Москвы  о
бюджете,    признать   целесообразным   использование   информации   о
расходовании бюджетных средств на обязательное медицинское страхование
неработающего  населения,  содержащейся  в  отчете Фонда обязательного
медицинского страхования по форме N 14.
     Управлению бюджетного      планирования     городского     заказа
Правительства Москвы обеспечить представление в  Департамент  финансов
г.Москвы указанной формы отчетности в сроки,  установленные для отчета
об исполнении бюджета.
     13. Главным    распорядителям,   распорядителям   и   получателям
бюджетных средств принять меры по укреплению  дисциплины  планирования
бюджетных  показателей.  Не  допускать  перемещения  бюджетных средств
между статьями расходов и получателями бюджетных средств более  одного
раза в месяц.
     14. В целях реализации положений Закона города Москвы от 11  июля
2001 года N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве":
     14.1. Руководителям  департаментов,  управлений,   комитетов   по
согласованию   с   руководителями   комплексов  городского  управления
Правительства Москвы в двухнедельный срок  представить  в  Департамент
экономической политики и развития г.Москвы:
     - перечень городских  целевых  программ  с  указанием  по  каждой
утвержденной   программе:  общего  объема  бюджетного  финансирования,
определенного программой;  объема  средств,  направленных  из  бюджета
города  Москвы  на  ее  реализацию по состоянию на 1 января 2003 года;
объема бюджетных средств,  предусмотренных на выполнение  программы  в
проекте бюджета города Москвы на 2003 год;
     - предложения по оптимизации действующих целевых программ;
     - график  представления  документов   по   долгосрочным   целевым
программам для утверждения в Московской городской Думе.
     14.2. Департаменту экономической  политики  и  развития  г.Москвы
совместно  с Департаментом финансов г.Москвы не позднее 15 ноября 2002
года обобщить указанные материалы и представить руководителю Комплекса
экономической   политики   и  развития  Правительства  Москвы  сводные
предложения по оптимизации действующих целевых программ и  возможности
отражения в составе проекта бюджета города Москвы на 2003 год расходов
на их финансирование.
     14.3. Департаменту   финансов  г.Москвы  при  разработке  проекта
закона города Москвы о детализации бюджетной классификации  Российской
Федерации  предусмотреть отражение бюджетных показателей,  связанных с
реализацией городских целевых программ.
     15. Отметить   недостаточную   проработку   заявок  на  выделение
бюджетных  ассигнований  и   их   взаимоувязку   с   производственными
показателями  Управлением  бюджетного  планирования  городского заказа
Правительства Москвы по расходам на  выплату  государственных  пособий
гражданам,  имеющим  детей,  что  привело  к образованию значительного
остатка неиспользованных средств в 2001 году.
     16. Установить,  что  финансирование расходов,  связанных с новым
строительством  и  реконструкцией  объектов  гостиничного   хозяйства,
начиная с 2003 года,  осуществляется в рамках инвестиционной программы
Правительства Москвы.
     Департаменту экономической политики и развития г.Москвы по заявке
инвестора  -  Валютно-финансового  управления  Правительства   Москвы,
начиная с 2003 года,  предусматривать в инвестиционной программе лимит
капитальных вложений на новое строительство и  реконструкцию  объектов
гостиничного хозяйства.
     17. Комитету по туризму Правительства Москвы:
     17.1 Провести  дополнительный  анализ   использования   бюджетных
ассигнований,  выделяемых  на  рекламно-информационную  деятельность и
участие города  Москвы  в  международных  туристических  выставках.  О
результатах  доложить  при  рассмотрении  на  Правительстве  Москвы  в
декабре 2002  года  вопроса  "О  ходе  реализации  основных  положений
Программы развития туризма в г.Москве на период до 2010 года".
     17.2. До 1 апреля 2003 года привести основные положения Программы
развития туризма в городе Москве на период до 2010 года в соответствие
с требованиями Закона города Москвы от 11  июля  2001  года  N  34  "О
государственных целевых программах в городе Москве".
     18. Департаменту  финансов  г.Москвы  при  рассмотрении   проекта
закона города Москвы "Об исполнении бюджета города Москвы за 2001 год"
в  Московской  городской   Думе   учесть   согласованные   предложения
Контрольно-счетной палаты Москвы по итогам внешней проверки отчета.
     19. Согласиться с предложением Контрольно-ревизионного управления
Министерства    финансов    Российской   Федерации   по   г.Москве   о
целесообразности  проведения  тематических  проверок  по  расходованию
бюджетных   средств,   выделяемых   на  реализацию  городских  целевых
программ, а также по конкретным направлениям их использования.
     20. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
Вице-мэра Москвы,  первых заместителей и заместителей  Мэра  Москвы  в
Правительстве  Москвы в соответствии с распределением их обязанностей,
а в целом - на министра Правительства Москвы Коростелева Ю.В.
     О ходе выполнения настоящего постановления доложить Правительству
Москвы в I квартале 2003 года.


Мэр Москвы
                                                            Ю.М.Лужков