РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 29 октября 2002 г. N 1507-р (Д) 1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года (далее именуется - Концепция), подготовленную Госкомспортом России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 2. Госкомспорту России обеспечить доведение Концепции до сведения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и спортивной общественности, а также организовать разработку мероприятий по ее реализации. 3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития физической культуры и спорта учитывать положения Концепции. Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 29 октября 2002 г. N 1507-р ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 1507-р КОНЦЕПЦИЯ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года Важной составной частью государственной социально - экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта. Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях. 1. Характеристика современного состояния физической культуры и спорта в Российской Федерации С 1991 года в России отмечается сокращение сети физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений. За десять лет их число уменьшилось почти на 20 процентов. Под предлогом экономической нецелесообразности многие предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов. Ряд стадионов и других спортивных объектов используются не по назначению. Не в полной мере реализуются нормы застройки городов и населенных пунктов спортивными сооружениями. В настоящее время система управления физической культурой и спортом в России не является оптимальной как на федеральном, так и на региональном уровне. Недостаточно используются возможности общественных физкультурно-спортивных объединений. Нормативная правовая база в сфере физической культуры и спорта не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, обеспечить полноценное становление и развитие профессионального спорта. Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере как развитие массового и детского спорта, так и потребности спорта высших достижений. В то же время для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта, не создаются соответствующие условия. Теряют престиж профессии преподавателя физической культуры и тренера. Сократилось количество детских тренеров, среди них сегодня практически отсутствуют молодые кадры. Как следствие, ослабевают и утрачиваются традиции российской тренерской школы, недостаточно обеспечивается подготовка резерва для спорта высших достижений. Утрачиваются ведущие позиции отечественного спорта в международном олимпийском движении и международных спортивных организациях. Не всегда эффективно используются возможности спорта высших достижений в решении экономических и социальных проблем общества. По некоторым видам спорта в России практически отсутствуют современные, технически оснащенные спортивные сооружения и базы для подготовки к Олимпийским играм и крупнейшим международным соревнованиям. Не удается сократить выезд за рубеж ведущих российских спортсменов и тренеров. Не в полной мере используются современные возможности средств массовой информации для пропаганды спорта и здорового образа жизни. Отсутствуют спортивные каналы на радио и телевидении. Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало практически недоступными основные учреждения физической культуры и спорта, спортивно-оздоровительного туризма и отдыха для многих российских граждан. Отсутствует эффективный механизм государственного регулирования, стандартизации и сертификации качества физкультурных и спортивных услуг. В последние годы в России ухудшилось состояние здоровья населения, увеличилось количество людей, принимающих наркотики, злоупотребляющих алкоголем. Ежегодно в России признаются инвалидами до 1 млн.человек. В настоящее время физической культурой и спортом в стране регулярно занимаются 8-10 процентов населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60 процентов. Наиболее острой и требующей кардинального решения является проблема слабой физической подготовки и физического развития учащихся. Реальный объем двигательной активности школьников и студентов не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Преподавание физической культуры в общеобразовательных школах не соответствует современным требованиям, а в некоторых школах отсутствует. Увеличивается число школьников и студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. В 2001 году их количество увеличилось на 371 тыс.человек по сравнению с 1995 годом и составило 1336 тыс. человек. 2. Цель, задачи и основные принципы Целью настоящего документа является совершенствование государственной политики, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни граждан и достойное выступление российских спортсменов на Олимпийских играх и других международных соревнованиях. Основными задачами в сфере развития физической культуры и спорта являются: обеспечение гражданам Российской Федерации возможности заниматься физической культурой и спортом; формирование у населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, повышению уровня образованности в этой области; разработка и реализация федеральных и региональных нормативных правовых актов, целевых программ, направленных на создание необходимых условий для развития физической культуры и спорта; улучшение качества физического воспитания населения, проведение мониторинга физической подготовки и физического развития детей и молодежи; совершенствование деятельности спортивных клубов и создание молодежных центров досуга; укрепление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом, особенно в общеобразовательных школах и других учебных заведениях; создание условий для развития спорта высших достижений и профессионального спорта; создание эффективной системы подготовки спортивного резерва. Реализация настоящей Концепции должна основываться на следующих принципах: доступность занятий физической культурой, спортом и туризмом для всех категорий и групп населения; непрерывность и преемственность процесса физического воспитания и образования для всех категорий и групп населения; взаимодействие органов исполнительной власти, органов законодательной власти всех уровней и общественных спортивных организаций в вопросах развития физической культуры и спорта в Российской Федерации; дифференцированный подход к организации мероприятий по развитию физической культуры и спорта с учетом специфики и целевой установки на развитие массовой физической культуры, спорта высших достижений и профессионального спорта. 3. Основные направления деятельности в развитии физической культуры и спорта Государственная политика в сфере физической культуры и спорта должна предусматривать следующие основные направления: формирование у населения понимания необходимости занятий физической культурой и спортом и повышения уровня знаний в этой сфере; создание условий для достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях; развитие спорта высших достижений; усиление роли Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах регулирования и управления физической культурой и спортом; совершенствование системы управления и организации физической культуры и спорта, разработка новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы физкультурнооздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения; формирование региональной политики в сфере физической культуры и спорта; формирование нормативных правовых и организационно - экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных источников финансирования; анализ эффективности использования спортивных сооружений; развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, центров подготовки и спортивных баз) для занятий физической культурой и спортом в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней; проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных соревнований, в том числе детских ("Золотая шайба", "Кожаный мяч"); подготовка спортивного резерва путем развития детско-юношеского спорта; подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта, в том числе по вопросам менеджмента, маркетинга и права в области физической культуры и спорта, проведение аттестации управленческих кадров; развитие спортивной медицины, а также актуальных направлений науки в сфере физической культуры и спорта, использование результатов научных исследований в практике физкультурно-спортивного движения России; формирование постоянно действующей информационно - пропагандистской и просветительно-образовательной системы, способствующей вовлечению граждан в активные занятия физической культурой и спортом и формированию здорового образа жизни населения, особенно подрастающего поколения; предоставление детям, инвалидам и людям старшего поколения льготных условий для занятий физической культурой и спортом; привлечение для развития физической культуры и спорта, а также спорта высших достижений средств из различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства, в том числе получаемые от реализации прав на телетрансляции, проведения спортивных лотерей и от другой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, стимулирование привлечения инвестиций на развитие физической культуры и спорта. 4. Механизмы и основные меры по реализации Концепции Реализация настоящей Концепции предполагает: совершенствование нормативной правовой базы физической культуры и спорта; принятие федеральных и региональных программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, в том числе авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта; совершенствование программно-методического, организационного и медицинского обеспечения физического воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях; определение приоритетных отраслевых научных программ; проведение мониторинга физической подготовки и физического развития населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи; формирование мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, повышению уровня знаний по вопросам физической культуры и спорта, а также к добровольному участию в физкультурно - спортивном движении; совершенствование единой всероссийской спортивной классификации и единого календарного плана физкультурно - оздоровительных и спортивных мероприятий; повышение эффективности системы организации и проведения спортивных соревнований, в том числе Всероссийских юношеских игр и Спартакиады народов России; развитие национальных видов спорта, спортивного туризма, физических упражнений и игр с неотъемлемыми элементами самобытности и использование их в приобщении населения к активным занятиям физической культурой и спортом; создание в городах Российской Федерации зон отдыха, включающих сеть региональных оздоровительных трасс, вдоль которых формируется типовой набор специализированных спортивных сооружений; вовлечение инвалидов в физкультурно-спортивную деятельность, разработка системы мер, направленных на социально-психологическую и физическую реабилитацию, спортивную подготовку и возврат к трудовой деятельности инвалидов; издание массовой литературы и выпуск видео- и киноматериалов, а также создание компьютерных обучающих программ по различным видам спорта; создание телевизионных и радиопрограмм, направленных на пропаганду физической культуры и спорта среди населения; создание специализированного федерального спортивного телевизионного и радиоканала. Система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в организациях всех форм собственности должна быть направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, снижение неблагоприятного воздействия производства на человека, повышение уровня сопротивляемости организма различным заболеваниям, имея в виду: принятие мер по повышению эффективности использования средств физической культуры в укреплении здоровья трудящихся, разработанных на основе данных социально-гигиенического мониторинга населения Российской Федерации; уменьшение воздействия негативных факторов на работоспособность и самочувствие человека; включение производственной физической культуры в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение профессиональной заболеваемости. Организационной основой физкультурно-спортивного движения в стране должны стать спортивные, физкультурно-оздоровительные и туристские клубы, а также спортивные центры, предлагающие на платной основе более комфортные условия и разнообразные спортивные услуги. Мероприятия по совершенствованию физического воспитания и образования детей и молодежи должны включать в себя: проведение обязательных урочных форм занятий по предмету "физическая культура" во всех типах и видах образовательных учреждений; проведение дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом; создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров с типовым набором спортивного инвентаря и оборудования, позволяющим обеспечить двигательную активность дошкольников и учащихся; физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья; осуществление физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня; проведение внешкольной воспитательной работы с детьми (спортивных секций, занятий в спортивных школах и спортивно - оздоровительных туристских клубах, а также самостоятельных занятий); вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом детей и подростков в свободное время; производство недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой дошкольников и учащихся; формирование ответственного отношения родителей к здоровью детей и их физическому воспитанию; организацию спортивно-массовой работы по месту жительства; создание условий для занятий спортом детям, подросткам и молодежи, находящимся в исправительно-трудовых колониях. Мероприятия по совершенствованию профессионального образования в сфере физической культуры и спорта должны предусматривать: апробацию и внедрение в учебный процесс новых образовательных программ профессионального образования; долгосрочное планирование объема подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием; расширение системы дополнительного профессионального образования; укрепление учебно-спортивной и материально-технической базы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования; осуществление обмена опытом подготовки физкультурных и спортивных кадров с ведущими университетами зарубежных стран, включая стажировки; разработку новых научно-исследовательских направлений в сфере физической культуры и спорта; использование современных научных технологий в подготовке спортсменов высокого класса. Мероприятия, направленные на развитие спорта высших достижений, должны предусматривать: эффективное функционирование существующих и создание новых центров и баз спортивной подготовки сборных команд России; совершенствование механизма использования ведомственных спортивных баз для подготовки сборных команд России по различным видам спорта; создание комплексных научных групп по видам спорта и организацию научно-методического, медико-биологического и информационного обеспечения подготовки спортсменов высокого класса, а также спортивного резерва; создание эффективных технических средств для нужд спорта высших достижений; совершенствование технологий, форм и методов подготовки и переподготовки специалистов в области спорта высших достижений; создание и развитие специализированных структур, обеспечивающих и поддерживающих профессиональную деятельность спортсменов (их комплексное организационное, методическое, консультационное, медицинское и иное обслуживание); совершенствование механизмов стимулирования труда спортсменов и тренеров; активизацию работы представителей России в международных спортивных федерациях, расширение участия Российской Федерации в организации и проведении олимпиад, чемпионатов мира и Европы, осуществление более тесного взаимодействия и сотрудничества со спортивными организациями государств - участников Содружества Независимых Государств. Реализация Концепции будет осуществляться поэтапно на основе плана мероприятий, разрабатываемого Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями. Реализация Концепции позволит: улучшить физическое состояние населения, заложить основы формирования здорового и гармонично развитого поколения; привлечь к массовым занятиям физической культурой и спортом различные категории населения; использовать возможности физической культуры и спорта в совершенствовании нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи; усовершенствовать систему подготовки спортсменов высокого класса, создать условия для их успешного выступления на международной арене; повысить роль физической культуры и спорта как средства профилактики асоциального поведения молодежи; использовать физическую культуру и спорт для социальной и физической адаптации инвалидов и детей-сирот; разработать и внедрить в Российской Федерации систему спортивно - зрелищных мероприятий, которая будет способствовать созданию новых рабочих мест; обеспечить разнообразие форм предлагаемых физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг; увеличить объем спортивного телерадиовещания, повысить роль средств массовой информации в развитии физической культуры и спорта, а также в формировании здорового образа жизни. |