О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РФ НА ПЕРИОД ДО 2005 Г.). Распоряжение. Правительство РФ. 29.10.02 1507-Р


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          29 октября 2002 г.
                               N 1507-р

                                 (Д)


     1. Одобрить  прилагаемую Концепцию развития физической культуры и
спорта в Российской Федерации на период до 2005 года (далее  именуется
-   Концепция),   подготовленную   Госкомспортом   России  с  участием
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти  и  органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     2. Госкомспорту России обеспечить доведение Концепции до сведения
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и спортивной  общественности,  а
также организовать разработку мероприятий по ее реализации.
     3. Федеральным    органам   исполнительной   власти   и   органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации при  планировании
и осуществлении мероприятий по вопросам развития физической культуры и
спорта учитывать положения Концепции.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
29 октября 2002 г.
N 1507-р


                                                              ОДОБРЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 29 октября 2002 года
                                                              N 1507-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
                развития физической культуры и спорта
            в Российской Федерации на период до 2005 года

     Важной составной частью государственной социально - экономической
политики  является  всестороннее  и  эффективное  развитие  физической
культуры и спорта.
     Основная цель  политики государства в области физической культуры
и спорта - оздоровление нации,  формирование  здорового  образа  жизни
населения,   гармоничное   воспитание  здорового,  физически  крепкого
поколения,  а также достойное выступление  российских  спортсменов  на
крупнейших международных спортивных соревнованиях.

         1. Характеристика современного состояния физической
               культуры и спорта в Российской Федерации

     С 1991 года в России отмечается сокращение  сети  физкультурно  -
оздоровительных  и  спортивных  сооружений.  За  десять  лет  их число
уменьшилось  почти  на  20  процентов.  Под  предлогом   экономической
нецелесообразности  многие  предприятия  и организации отказываются от
содержания спортивных  и  физкультурно-оздоровительных  объектов.  Ряд
стадионов  и других спортивных объектов используются не по назначению.
Не в полной мере реализуются  нормы  застройки  городов  и  населенных
пунктов спортивными сооружениями.
     В настоящее  время  система  управления  физической  культурой  и
спортом в России не является оптимальной как на федеральном,  так и на
региональном    уровне.    Недостаточно    используются    возможности
общественных физкультурно-спортивных объединений.
     Нормативная правовая база в сфере физической культуры и спорта не
позволяет  осуществить  в  полном объеме конституционное право каждого
гражданина  России  на  занятия  физической   культурой   и   спортом,
обеспечить   полноценное   становление  и  развитие  профессионального
спорта.
     Бюджетное финансирование   не  обеспечивает  в  полной  мере  как
развитие массового и детского спорта,  так и потребности спорта высших
достижений.  В  то  же  время  для  инвесторов  и  спонсоров,  готовых
вкладывать средства  в  развитие  физической  культуры  и  спорта,  не
создаются соответствующие условия.
     Теряют престиж  профессии  преподавателя  физической  культуры  и
тренера.  Сократилось  количество детских тренеров,  среди них сегодня
практически отсутствуют молодые кадры.  Как  следствие,  ослабевают  и
утрачиваются   традиции   российской  тренерской  школы,  недостаточно
обеспечивается подготовка резерва для спорта высших достижений.
     Утрачиваются ведущие     позиции    отечественного    спорта    в
международном  олимпийском   движении   и   международных   спортивных
организациях.
     Не всегда  эффективно  используются  возможности  спорта   высших
достижений в решении экономических и социальных проблем общества.
     По некоторым  видам  спорта  в  России  практически   отсутствуют
современные,  технически  оснащенные  спортивные сооружения и базы для
подготовки   к   Олимпийским   играм   и   крупнейшим    международным
соревнованиям.  Не удается сократить выезд за рубеж ведущих российских
спортсменов и тренеров.
     Не в  полной  мере  используются  современные возможности средств
массовой информации для пропаганды спорта и  здорового  образа  жизни.
Отсутствуют спортивные каналы на радио и телевидении.
     Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг
сделало   практически   недоступными  основные  учреждения  физической
культуры и спорта,  спортивно-оздоровительного туризма  и  отдыха  для
многих    российских   граждан.   Отсутствует   эффективный   механизм
государственного регулирования, стандартизации и сертификации качества
физкультурных и спортивных услуг.
     В последние  годы  в   России   ухудшилось   состояние   здоровья
населения,   увеличилось   количество  людей,  принимающих  наркотики,
злоупотребляющих алкоголем. Ежегодно в России признаются инвалидами до
1 млн.человек.
     В настоящее  время  физической  культурой  и  спортом  в   стране
регулярно   занимаются   8-10   процентов   населения,   тогда  как  в
экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40  -  60
процентов.
     Наиболее острой  и  требующей  кардинального   решения   является
проблема слабой физической подготовки и физического развития учащихся.
Реальный объем  двигательной  активности  школьников  и  студентов  не
обеспечивает   полноценного  и  гармоничного  физического  развития  и
укрепления здоровья подрастающего поколения.  Преподавание  физической
культуры  в  общеобразовательных  школах  не соответствует современным
требованиям,  а в некоторых школах  отсутствует.  Увеличивается  число
школьников  и  студентов,  имеющих отклонения в состоянии здоровья.  В
2001 году их количество увеличилось на 371 тыс.человек по сравнению  с
1995 годом и составило 1336 тыс. человек.

                 2. Цель, задачи и основные принципы

     Целью настоящего     документа     является     совершенствование
государственной политики,  направленной на повышение  роли  физической
культуры  и  спорта  в  формировании  здорового образа жизни граждан и
достойное выступление российских спортсменов на  Олимпийских  играх  и
других международных соревнованиях.
     Основными задачами в сфере развития физической культуры и  спорта
являются:
     обеспечение гражданам Российской Федерации возможности заниматься
физической культурой и спортом;
     формирование у  населения,   особенно   у   детей   и   молодежи,
устойчивого  интереса  к  регулярным  занятиям  физической культурой и
спортом,  здоровому образу жизни,  повышению уровня  образованности  в
этой области;
     разработка и реализация федеральных  и  региональных  нормативных
правовых актов, целевых программ, направленных на создание необходимых
условий для развития физической культуры и спорта;
     улучшение качества  физического воспитания населения,  проведение
мониторинга физической  подготовки  и  физического  развития  детей  и
молодежи;
     совершенствование деятельности  спортивных  клубов   и   создание
молодежных центров досуга;
     укрепление материально-технической базы  для  занятий  физической
культурой  и  спортом,  особенно в общеобразовательных школах и других
учебных заведениях;
     создание условий   для   развития   спорта  высших  достижений  и
профессионального спорта;
     создание эффективной   системы  подготовки  спортивного  резерва.
Реализация  настоящей  Концепции  должна  основываться  на   следующих
принципах:
     доступность занятий физической культурой,  спортом и туризмом для
всех категорий и групп населения;
     непрерывность и преемственность процесса физического воспитания и
образования для всех категорий и групп населения;
     взаимодействие органов     исполнительной     власти,     органов
законодательной   власти   всех   уровней  и  общественных  спортивных
организаций  в  вопросах  развития  физической  культуры  и  спорта  в
Российской Федерации;
     дифференцированный подход к организации мероприятий  по  развитию
физической культуры и спорта с учетом специфики и целевой установки на
развитие массовой физической  культуры,  спорта  высших  достижений  и
профессионального спорта.

                 3. Основные направления деятельности
               в развитии физической культуры и спорта

     Государственная политика в сфере  физической  культуры  и  спорта
должна предусматривать следующие основные направления:
     формирование у   населения   понимания   необходимости    занятий
физической культурой и спортом и повышения уровня знаний в этой сфере;
     создание условий   для    достойного    выступления    российских
спортсменов  на  крупнейших  международных  спортивных  соревнованиях;
развитие спорта высших достижений;
     усиление роли   Российской   Федерации   и  субъектов  Российской
Федерации в вопросах регулирования и управления физической культурой и
спортом;
     совершенствование системы  управления  и  организации  физической
культуры  и  спорта,  разработка  новых  организационно-управленческих
решений,    направленных    на    создание     эффективной     системы
физкультурнооздоровительной    и   спортивно-массовой   работы   среди
населения;  формирование  региональной  политики  в  сфере  физической
культуры и спорта;
     формирование нормативных    правовых    и    организационно     -
экономических  механизмов  привлечения  и  использования  внебюджетных
источников финансирования;
     анализ эффективности использования спортивных сооружений;
     развитие инфраструктуры    (спортивных    сооружений,     центров
подготовки  и  спортивных  баз)  для  занятий  физической  культурой и
спортом в соответствии с программами развития  физической  культуры  и
спорта всех уровней;
     проведение массовых  физкультурно-оздоровительных  и   спортивных
соревнований,  в  том числе детских ("Золотая шайба",  "Кожаный мяч");
подготовка  спортивного  резерва  путем   развития   детско-юношеского
спорта;
     подготовка кадров  и  повышение  квалификации  работников   сферы
физической  культуры  и  спорта,  в том числе по вопросам менеджмента,
маркетинга и права в области физической культуры и спорта,  проведение
аттестации управленческих кадров;
     развитие спортивной  медицины,  а  также  актуальных  направлений
науки в сфере физической культуры и спорта,  использование результатов
научных  исследований  в  практике  физкультурно-спортивного  движения
России;
     формирование постоянно      действующей      информационно      -
пропагандистской     и     просветительно-образовательной     системы,
способствующей  вовлечению  граждан  в  активные  занятия   физической
культурой  и  спортом и формированию здорового образа жизни населения,
особенно подрастающего поколения;
     предоставление детям,   инвалидам   и  людям  старшего  поколения
льготных  условий  для  занятий  физической   культурой   и   спортом;
привлечение для развития физической культуры и спорта,  а также спорта
высших достижений средств из  различных  источников,  включая  бюджеты
всех  уровней  и  внебюджетные  средства,  в  том  числе получаемые от
реализации прав на телетрансляции,  проведения спортивных лотерей и от
другой  деятельности  в  соответствии  с  законодательством Российской
Федерации,   стимулирование   привлечения   инвестиций   на   развитие
физической культуры и спорта.

         4. Механизмы и основные меры по реализации Концепции

     Реализация настоящей Концепции предполагает:
     совершенствование нормативной правовой базы физической культуры и
спорта;
     принятие федеральных и региональных программ развития  физической
культуры  и  спорта  в Российской Федерации,  в том числе авиационных,
технических и военно-прикладных видов спорта;
     совершенствование программно-методического,   организационного  и
медицинского обеспечения физического воспитания  детей  и  молодежи  в
образовательных учреждениях;
     определение приоритетных отраслевых научных программ;
     проведение мониторинга   физической   подготовки   и  физического
развития населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи;
     формирование мотивации   к  самостоятельным  занятиям  физической
культурой и спортом,  повышению уровня знаний по  вопросам  физической
культуры  и  спорта,  а также к добровольному участию в физкультурно -
спортивном движении;
     совершенствование единой всероссийской спортивной классификации и
единого календарного плана физкультурно - оздоровительных и спортивных
мероприятий;
     повышение эффективности   системы   организации   и    проведения
спортивных  соревнований,  в  том  числе Всероссийских юношеских игр и
Спартакиады народов России;
     развитие национальных    видов   спорта,   спортивного   туризма,
физических упражнений и игр с неотъемлемыми элементами самобытности  и
использование их в приобщении населения к активным занятиям физической
культурой и спортом;
     создание в  городах  Российской Федерации зон отдыха,  включающих
сеть региональных оздоровительных  трасс,  вдоль  которых  формируется
типовой набор специализированных спортивных сооружений;
     вовлечение инвалидов  в   физкультурно-спортивную   деятельность,
разработка  системы  мер,  направленных на социально-психологическую и
физическую реабилитацию,  спортивную подготовку и возврат  к  трудовой
деятельности инвалидов;
     издание массовой литературы и выпуск видео- и  киноматериалов,  а
также  создание  компьютерных  обучающих  программ  по различным видам
спорта;
     создание телевизионных    и    радиопрограмм,   направленных   на
пропаганду физической культуры и спорта среди населения;
     создание специализированного       федерального       спортивного
телевизионного и радиоканала.
     Система физкультурно-оздоровительной   и   спортивной   работы  в
организациях  всех  форм  собственности  должна  быть  направлена   на
осуществление реабилитационных мероприятий,  снижение неблагоприятного
воздействия    производства    на    человека,    повышение     уровня
сопротивляемости организма различным заболеваниям, имея в виду:
     принятие мер по  повышению  эффективности  использования  средств
физической культуры в укреплении здоровья трудящихся, разработанных на
основе   данных   социально-гигиенического    мониторинга    населения
Российской Федерации;
     уменьшение воздействия негативных факторов на работоспособность и
самочувствие человека;
     включение производственной   физической   культуры   в    систему
мероприятий,   направленных   на  улучшение  условий  труда,  снижение
профессиональной заболеваемости.
     Организационной основой   физкультурно-спортивного   движения   в
стране  должны  стать   спортивные,   физкультурно-оздоровительные   и
туристские клубы,  а также спортивные центры,  предлагающие на платной
основе более комфортные условия и разнообразные спортивные услуги.
     Мероприятия по   совершенствованию   физического   воспитания   и
образования детей и молодежи должны включать в себя:
     проведение обязательных   урочных   форм   занятий   по  предмету
"физическая  культура"  во  всех   типах   и   видах   образовательных
учреждений;
     проведение дополнительных  (факультативных)  занятий  физическими
упражнениями и спортом;
     создание при     образовательных     учреждениях      комплексных
физкультурно-спортивных   центров   с   типовым   набором  спортивного
инвентаря  и   оборудования,   позволяющим   обеспечить   двигательную
активность дошкольников и учащихся;
     физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии
здоровья;
     осуществление физкультурно-оздоровительных мероприятий  в  режиме
дня;
     проведение внешкольной воспитательной работы с детьми (спортивных
секций,  занятий  в  спортивных  школах  и спортивно - оздоровительных
туристских клубах, а также самостоятельных занятий);
     вовлечение в  активные  занятия  физической  культурой  и спортом
детей и подростков в свободное время;
     производство недорогих,  но  практичных  и  гигиеничных товаров и
тренажеров для занятий физической культурой дошкольников и учащихся;
     формирование ответственного  отношения родителей к здоровью детей
и их физическому воспитанию;
     организацию спортивно-массовой работы по месту жительства;
     создание условий  для  занятий  спортом   детям,   подросткам   и
молодежи, находящимся в исправительно-трудовых колониях.
     Мероприятия по совершенствованию профессионального образования  в
сфере физической культуры и спорта должны предусматривать:
     апробацию и внедрение в  учебный  процесс  новых  образовательных
программ профессионального образования;
     долгосрочное планирование  объема  подготовки   специалистов   со
средним и высшим профессиональным образованием;
     расширение системы дополнительного профессионального образования;
     укрепление учебно-спортивной   и   материально-технической   базы
образовательных  учреждений  среднего  и   высшего   профессионального
образования;
     осуществление обмена опытом подготовки физкультурных и спортивных
кадров с ведущими университетами зарубежных стран, включая стажировки;
     разработку новых  научно-исследовательских  направлений  в  сфере
физической культуры и спорта;
     использование современных   научных   технологий   в   подготовке
спортсменов высокого класса.
     Мероприятия, направленные на развитие спорта  высших  достижений,
должны предусматривать:
     эффективное функционирование  существующих   и   создание   новых
центров и баз спортивной подготовки сборных команд России;
     совершенствование механизма      использования      ведомственных
спортивных баз для подготовки сборных команд России по различным видам
спорта;
     создание комплексных  научных групп по видам спорта и организацию
научно-методического,    медико-биологического    и    информационного
обеспечения   подготовки   спортсменов   высокого   класса,   а  также
спортивного резерва;
     создание эффективных  технических  средств для нужд спорта высших
достижений;
     совершенствование технологий,   форм   и   методов  подготовки  и
переподготовки специалистов в области спорта высших достижений;
     создание и развитие специализированных структур, обеспечивающих и
поддерживающих   профессиональную   деятельность    спортсменов    (их
комплексное     организационное,    методическое,    консультационное,
медицинское и иное обслуживание);
     совершенствование механизмов  стимулирования  труда спортсменов и
тренеров;
     активизацию работы    представителей   России   в   международных
спортивных  федерациях,  расширение  участия  Российской  Федерации  в
организации   и   проведении  олимпиад,  чемпионатов  мира  и  Европы,
осуществление  более  тесного  взаимодействия  и   сотрудничества   со
спортивными   организациями   государств   -   участников  Содружества
Независимых Государств.
     Реализация Концепции  будет  осуществляться  поэтапно  на  основе
плана   мероприятий,   разрабатываемого   Государственным    комитетом
Российской  Федерации  по  физической  культуре  и  спорту совместно с
заинтересованными  органами  исполнительной  власти  и  организациями.
Реализация Концепции позволит:
     улучшить физическое   состояние   населения,   заложить    основы
формирования здорового и гармонично развитого поколения;
     привлечь к  массовым  занятиям  физической  культурой  и  спортом
различные категории населения;
     использовать возможности   физической   культуры   и   спорта   в
совершенствовании  нравственного,  эстетического  и  интеллектуального
развития учащейся молодежи;
     усовершенствовать систему подготовки спортсменов высокого класса,
создать условия для их успешного выступления на международной арене;
     повысить роль   физической   культуры   и   спорта  как  средства
профилактики асоциального поведения молодежи;
     использовать физическую   культуру   и  спорт  для  социальной  и
физической адаптации инвалидов и детей-сирот;
     разработать и внедрить в Российской Федерации систему спортивно -
зрелищных мероприятий,  которая будет  способствовать  созданию  новых
рабочих мест;
     обеспечить разнообразие   форм   предлагаемых   физкультурно    -
оздоровительных и спортивных услуг;
     увеличить объем  спортивного  телерадиовещания,   повысить   роль
средств массовой информации в развитии физической культуры и спорта, а
также в формировании здорового образа жизни.