ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКОВ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 28 октября 2002 г. N 27-19/42672 (Д) Анализ практики привлечения железных дорог к административной ответственности за несоблюдение установленного таможенным органом срока доставки товаров в место, определенное таможенным органом, когда перевозка товаров осуществлялась несколькими железными дорогами, показывает, что в ряде случаев субъектами правонарушения признаются железные дороги, к которым относится станция назначения, независимо от обстоятельств совершенного деяния. Основанием такой практики служит неправильное толкование пункта 5 письма ГТК России от 18.01.2001 N 01-06/1777 "О некоторых вопросах привлечения железных дорог к ответственности за нарушение таможенных правил", в соответствии с которым при несоблюдении сроков доставки к ответственности должна привлекаться железная дорога, в зоне деятельности которой находится станция назначения. Вместе с тем из содержания этого пункта не следует, что указанные железные дороги должны привлекаться к ответственности во всех случаях нарушения сроков доставки товаров, без учета обстоятельств совершения правонарушения, а также без оценки действий железной дороги с точки зрения наличия вины. По смыслу пункта 5 приведенного письма в совокупности с его пунктом 3 железная дорога, в зоне деятельности которой расположена станция назначения, должна признаваться субъектом правонарушения, если не будет установлено, что товар поступил в зону ее деятельности после истечения установленного срока доставки или в срок, не достаточный для надлежащего исполнения обязанности по доставке товара. При решении вопроса об определении субъекта правонарушения, выразившегося в нарушении сроков доставки, необходимо устанавливать, действия (бездействие) какой именно железной дороги повлекли за собой невыполнение обязанности по своевременной доставке товара. Эти обстоятельства могут быть подтверждены передаточной ведомостью, транспортной железнодорожной накладной, прилагаемыми к ней коммерческими актами, если таковые составлялись, и иными перевозочными документами, хранящимися в архивах вагонов железной дороги. Некоторые таможенные органы для получения информации о железной дороге, в зоне деятельности которой предположительно произошло нарушение сроков доставки товаров, направляют запрос в Главный вычислительный центр МПС России в порядке, предусмотренном Протоколом об ответственности железных дорог перед таможенными органами и взаимодействии при розыске недоставленных товаров от 12.10.1997, доведенным до сведения таможенных органов распоряжением ГТК России от 27.04.1998 N 01-14/465 "О взаимодействии таможенных органов и железных дорог при розыске недоставленных товаров". Привлечение к ответственности железной дороги, в зоне деятельности которой находится станция назначения, без исследования обстоятельств нарушения сроков доставки неправомерно, поскольку нарушает принцип, закрепленный в части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Начальник Управления контроля соблюдения законодательства в таможенном деле генерал - лейтенант таможенной службы З.Я. АМИРОВ 28 октября 2002 г. N 27-19/42672 |