НОРМЫ И НОРМАТИВЫ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ, РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ И НА ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ КАДРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ С УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАЗМЕР ОТНЕСЕНИЯ ЭТИХ РАСХОДОВ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 6 октября 1992 г. N 94 (ФГ 92-43) Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по произ- водству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестои- мость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли"*, Министерству финансов Российской Федерации поручено разработать и утвердить нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу, а также на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными за- ведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестои- мость продукции (работ, услуг), и порядок их применения. Во исполнение указанного постановления Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее. 1. Представительские расходы, связанные с коммерческой деятель- ностью, - это затраты предприятия по приему и обслуживанию представи- телей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностран- ных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на засе- дание совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии. К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогич- ного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспе- чением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслужи- ванием во время переговоров и мероприятий культурной программы, опла- той услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия. --------------- * Сообщено финансовым органам письмом Минфина России от 25 августа 1992 г. N 80. --------------- Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных советом (правлением) смет предприятия на отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, приведенным в приложении 1 к настоящему письму. Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов. Предприятиям рекомендуется оп- ределить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой стороне деятельности предприятия. 2. Расходы на рекламу - это расходы предприятия по целенаправ- ленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта. К расходам предприятия на рекламу относятся расходы на разра- ботку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, ка- талогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.); на разработку и изготовление эскизов этике- ток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение и изготовление рекламных сувениров и т.д.; на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению); на световую и иную наружную рекламу; на приобре- тение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию реклам- ных кино-, видео-, диафильмов и т.п.; на изготовление стендов, муля- жей, рекламных щитов, указателей и др.; на хранение и экспедирование рекламных материалов; на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах; на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятель- ностью. Общая величина фактических расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), зависит от объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) и не должна превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, приведенным в приложении 2 к настоящему письму. 3. К расходам на подготовку и переподготовку кадров на договор- ной основе с учебными заведениями относятся затраты, связанные с опла- той предприятиями в соответствии с договором за предоставление учебны- ми заведениями в процессе подготовки специалистов услуг, не предусмот- ренных утвержденными учебными программами; за обучение кадров, не про- шедших конкурсных экзаменов и принятых на обучение по договору; за пе- реподготовку и повышение квалификации кадров. Вышеуказанные затраты подлежат включению в себестоимость про- дукции (работ, услуг) при условии заключения договоров с государствен- ными и негосударственными профессиональными образовательными учрежде- ниями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответству- ющую лицензию), а также зарубежными образовательными учреждениями. При заключении договоров с профессиональными образовательными учреждениями на предоставление услуг предприятию по подготовке, пере- подготовке и повышению квалификации кадров следует иметь в виду, что общая величина расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать двух процентов расходов на оплату труда ра- ботников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). 4. Представительские расходы, расходы на рекламу, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров на договорной основе с учебными заведениями, превышающие предельные размеры, исчисленные в соответствии с настоящим письмом, относятся за счет прибыли, остаю- щейся в распоряжении предприятия. 5. В бухгалтерском учете представительские расходы и плата за обучение на основе договоров с учебными заведениями (в части, относя- щейся к отчетному периоду) отражаются по дебету счета 26 "Общехо- зяйственные расходы", а расходы на рекламу - по дебету счета 43 "Ком- мерческие расходы" в корреспонденции со счетами учета производимых расходов (10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 70 "Расчеты с персоналом предприятия по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.). Суммы произведенных представительских расходов, расходов на рекламу и подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) без налога на до- бавленную стоимость. При этом сумма налога на добавленную стоимость, оплаченная при возмещении таких расходов, определяется в 1992 году по расчетной ставке в размере 21,88 процента от суммы указанных расходов и отражается в бухгалтерском учете вместе с налогом на приобретение сырья, материалов, топлива, комплектующих и других изделий, используе- мых для нужд уставной деятельности. 6. В соответствии с постановлением Правительства Российской Фе- дерации от 5 августа 1992 г. N 552 установленные настоящим письмом нормы и нормативы вводятся в действие с 1 июля 1992 г. Заместитель Министра финансов Российской Федерации С.В.Горбачев Заместитель начальника управления методологии бухгалтерского учета и отчетности А.С.Бакаев Приложение 1 к письму Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 1992 г. N 94 НОРМАТИВЫ для исчисления предельных размеров представительских расходов в год Объем выручки от реализации Предельные размеры продукции (работ, услуг) в год представительских расходов (включая налог на добавленную по смете стоимость) До 10 млн.руб. включительно 0,5 процента от объема От 10 млн.руб. до 100 млн.руб. 50 тыс.руб. + 0,1 процента с включительно объема, превышающего 10 млн. руб. Свыше 100 млн.руб. 140 тыс.руб. + 0,02 процента с объема, превышающего 100 млн. руб. Примечание. Торгующие, снабженческие и сбытовые предприятия при расчете предельных размеров представительских расходов используют показатель валового дохода от реализации товаров. Приложение 2 к письму Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 1992 г. N 94 НОРМАТИВЫ для исчисления предельных размеров расходов на рекламу в год Объем выручки от реализации Предельные размеры расходов продукции (работ, услуг) в год на рекламу по смете (включая налог на добавленную стоимость) До 10 млн.руб. включительно 2 процента от объема От 10 млн.руб. до 100 млн.руб. 200 тыс.руб. + 1,0 процента с включительно объема, превышающего 10 млн. руб. Свыше 100 млн.руб. 1100 тыс.руб. + 0,5 процента с объема, превышающего 100 млн. руб. Примечание. Торгующие, снабженческие и сбытовые предприятия при расчете предельных размеров расходов на рекламу используют показатель валового дохода от реализации товаров. |