КОМИТЕТ РФ ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ 15 декабря 1993 г. N 01-08-213 (Д) В связи с поступающими запросами об учете в тарифах на услуги водопроводно-канализационных предприятий затрат на обслуживание внутридомовых, внутридворовых и внутриквартальных сетей водоснабжения и канализации Комитет Российской Федерации по муниципальному хозяйству разъясняет следующее. 1. Приказом Роскоммунхоза от 18.05.93 N 24 утверждены "Правила предоставления услуг по водоснабжению и канализации в Российской Федерации". В соответствии с п. 1.9 этих Правил граница эксплуатационной ответственности между предприятиями ВКХ и абонентами за обслуживание сетей, сооружений и устройств на них определяется их балансовой принадлежностью (или условиями хозяйственного ведения), устанавливается по колодцу (или камере) в точке абонентского присоединения к наружной сети и фиксируется в прилагаемом к договору акте. Вместе с тем этот пункт допускает возможность и иного разграничения ответственности сторон, что должно быть предусмотрено в договоре. 2. После утверждения и опубликования Правил Советом Министров - Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 сентября 1993 года N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг". В соответствии с п.4 этого постановления с 1 января 1994 года осуществляется переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства с субъектами хозяйствования - жилищными ремонтно-эксплуатационными и коммунальными предприятиями, в т.ч. предприятиями ВКХ. Установлено, что сбор платежей за коммунальные услуги и оплату жилья, предоставляемого в наем или аренду, производится собственниками жилья или органом, уполномоченным выполнять эти функции (например, службой "Заказчика"). Таким образом, предполагается существенное обновление механизма хозяйственных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг с одновременным повышением роли договоров как регуляторов экономических взаимоотношений, в т.ч. при разграничении ответственности сторон за техническое состояние и обслуживание водопроводных и канализационных систем. В частности, в зависимости от технических возможностей, сложившихся хозяйственных отношений, экономической заинтересованности и других условий в договорах может быть предусмотрена эксплуатация внутридомовых сетей водопровода и канализации либо жилищными ремонтно-эксплуатационными организациями, либо предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства. 3. С целью методического обеспечения совершенствования экономического механизма в жилищно-коммунальном хозяйстве Роскоммунхозом разрабатывается и вводится в действие комплекс нормативно-методических документов. Для предприятий ВКХ наиболее важным из них являются: Положение о порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве, утвержденное решением коллегии Роскоммунхоза от 18.05.93 N 1-1; Примерное положение о службе "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам в системе местных Советов народных депутатов, утвержденное Роскоммунхозом 24.08.93 по согласованию с Госкомимуществом России; Методика определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденная приказом Роскоммунхоза от 22.11.93 N 60 по согласованию с Минэкономики России; Методика расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная приказом Роскоммунхоза от 9.11.93 N 56 по согласованию с Роскомцен. В соответствии с последним документом в себестоимость услуг включаются затраты по всему технологическому циклу от производства услуги до ее реализации непосредственно населению (пункт 1.6). Применительно к водообеспечению это означает, что в себестоимость услуги должны включаться все затраты по обслуживанию и ремонту водозаборных сооружений, насосных станций, очистных сооружений, инженерных сетей, включая внутридомовые (п.1.8). Такой подход позволяет определить полную стоимость услуги по водоснабжению, которая должна быть положена в основу при организации расчетов между непосредственными потребителями (жильцами) и собственником (или службой "Заказчика"). При определении же тарифа на услуги предприятия ВКХ в себестоимости должны учитываться затраты по обслуживанию и ремонту лишь тех производственных фондов, которые переданы в хозяйственное ведение или на обслуживание предприятию ВКХ по договору со службой "Заказчика". Таким образом, в тарифе на услуги предприятия ВКХ могут либо учитываться затраты на обслуживание внутриквартальной и внутридомовой сети, если предприятие ВКХ заключило договор со службой "Заказчика" на их обслуживание, либо не учитываться, если их обслуживание поручено жилищной ремонтно-эксплуатационной организации. 4. По вопросу приобретения указанных выше документов следует обращаться в Институт экономики жилищно-коммунального хозяйства (117334, Москва, К-602, просп.Вернадского, 4, тел.939-2849, 939-2805, директор Бычковский И.В.). Консультации по вопросам их применения можно получить в Управлении водообеспечения и экологии (тел.924-67-22, 926-31-82) Роскоммунхоза. Первый заместитель Председателя Комитета В.В.Авдеев |