ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 19 ноября 2002 г. N 940 (ПРМ) В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690 "О Комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья" в городе Москве осуществляется реализация первого этапа данной Программы, рассчитанного на 2000-2001 гг., мероприятия которого предусматривают организацию работы органов городской администрации и районных управ по формированию кондоминиумов, создание условий, стимулирующих развитие рациональных форм управления кондоминиумами и вовлечение домовладельцев в процесс управления собственностью. В ходе работ по реализации первого этапа Программы выявились существенные недостатки, сдерживающие ее выполнение. Процессы формирования кондоминиумов и передачи жилых домов в управление товариществам до настоящего времени осуществляются медленными темпами. Городские и территориальные структуры (Москомархитектура, префектуры, районные управы) оказались не готовы к этой работе. Фактически работы по формированию кондоминиумов начались в августе - сентябре 2001 года. В большинстве административных округов не была своевременно подготовлена исходная документация БТИ, необходимая для выполнения работ в ГлавАПУ по подготовке градостроительных заключений по земельным участкам формируемых кондоминиумов. Сложно решались задачи разработки принципов межевания земельных участков формируемых кондоминиумов. Москомархитектурой только в IV квартале 2001 года было утверждено Временное положение о межевании земельных участков в жилых кварталах. При этом до проведения межевания жилого квартала в целом границы земельных участков формируемых кондоминиумов временно устанавливаются в минимальных размерах с последующим уточнением по результатам межевания квартала. Договорные сроки исполнения градостроительных заключений Москомархитектурой зачастую не обеспечивались в связи с массовой подачей районными управами заявок на проведение работ по установлению границ земельных участков. Наиболее критическая ситуация сложилась в Северо-Западном административном округе, где территориальное подразделение ГУП НИиПИ Генплана Москвы (мастерская N 36) длительное время не выполняло возложенных на него задач. И только в конце 2001 года усилиями префектуры Северо-Западного административного округа и Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы работа указанной мастерской стала выполняться. В полной мере не решены вопросы использования товариществами собственников жилья объектов нежилого фонда городской собственности в кондоминиумах на основе положений Закона города Москвы от 16.04.97 N 8-28 "О правах товарищества собственников жилья по управлению и использованию объектов нежилого фонда в кондоминиуме" - основного стимула для привлечения домовладельцев к управлению жилыми домами. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации затрудняют реализацию данного закона в части порядка распределения средств, получаемых от использования объектов нежилого фонда, являющихся собственностью города Москвы. В районных управах данная работа не стала приоритетной и возлагается на специалистов, имеющих большое количество других обязанностей. В большинстве префектур административных округов не уделяется достаточное внимание Программе. Вместе с тем город приобрел опыт по реализации Программы, объединены и скоординированы усилия всех отраслевых и территориальных структур. Ввиду несвоевременности принятия нормативно-методических документов в отраслевых органах исполнительной власти города Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы не подготовил в нормативные сроки проведение заседаний Координационного совета при Правительстве Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере, что не позволило своевременно поставить задачи перед органами исполнительной власти города и местного самоуправления. В связи с подготовкой в Госстрое Российской Федерации изменений в Федеральный закон "О товариществах собственников жилья" выпуск ряда законопроектов, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690, был приостановлен. Новым Земельным кодексом Российской Федерации установлено право общей долевой собственности домовладельцев на земельный участок кондоминиума. В связи с чем возникла необходимость приведения положений Программы в соответствие с федеральным законодательством, а также разработки порядка оформления и регистрации земельных участков кондоминиумов в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев. В результате темпы реализации Программы затягиваются, запланированные сроки не выдерживаются. Учитывая накопленный опыт и решения Координационного совета при Правительстве Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере от 31.01.2002, от 13.02.2002 N 26, от 22.03.2002 N 7 и от 24.09.2002 N 18-05/2-76, в целях обеспечения завершения работ по первому этапу и реализации второго этапа Программы Правительство Москвы постановляет: 1. Главам районных управ взять под личный контроль и активизировать работу по формированию кондоминиумов и проведению информационно-разъяснительной работы среди домовладельцев с целью выбора ими способа управления кондоминиумом, а также по выполнению мероприятий, утвержденных окружными программами. 2. Префектурам административных округов: 2.1. Обеспечить координацию работ окружных, территориальных и отраслевых органов исполнительной власти (районных управ, Архитектурно-планировочного управления округа, территориального отдела регулирования землепользования Москомзема, территориальных отделов БТИ, территориальных агентств Департамента имущества города Москвы) по формированию кондоминиумов, проведению информационно-разъяснительной работы с жителями с целью выбора ими способа управления кондоминиумами путем создания ТСЖ. 2.2. Обеспечить проведение работ по формированию кондоминиумов с учетом создания условий наибольшей экономической привлекательности для управления ими, оказывать содействие товариществам собственников жилья в решении проблемных вопросов. 3. Одобрить Концепцию добровольного страхования объектов общего имущества в кондоминиумах, находящихся в управлении товариществ собственников жилья или организаций, привлеченных домовладельцами (приложение). 4. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы совместно с Городским центром жилищного страхования, Департаментом финансов г.Москвы, Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Управлением городского заказа Правительства Москвы: 4.1. В срок до 01.07.2003 разработать механизм реализации Концепции добровольного страхования объектов общего имущества в кондоминиумах, находящихся в управлении товариществ собственников жилья или организаций, привлеченных домовладельцами. 4.2. В срок до 01.07.2003 подготовить предложения о создании системы добровольного страхования гражданской ответственности управляющих и обслуживающих организаций. 4.3. В срок до 01.03.2003 подготовить Концепцию создания специального городского накопительного фонда капитального ремонта кондоминиумов и домов, в которых образованы объединения граждан в жилищной сфере (ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК). 5. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Комитетом территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления Правительства Москвы, префектурами административных округов усилить работу по реализации Концепции информирования населения города по вопросам управления в жилищной сфере, утвержденной распоряжением Премьера Правительства Москвы от 12.07.2001 N 626-РП. 6. Министру Правительства Москвы по вопросам информации и общественно-политическим связям Музыкантскому А.И., Комитету территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления Правительства Москвы осуществлять координацию деятельности территориальных органов исполнительной власти по информированию населения о преимуществах самоуправления граждан в жилищной сфере. 7. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Московскому земельному комитету, Москомархитектуре, Московскому городскому комитету по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в срок до 30.12.2002 разработать положение о порядке оформления и регистрации прав домовладельцев на земельный участок в кондоминиуме на основании разрабатываемого в целях реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации Закона города Москвы. 8. Внести в постановление Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690 "О Комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья" следующие изменения: 8.1. Изложить пункт 7 в новой редакции: "7. Московскому земельному комитету производить оформление земельных участков в общую долевую собственность домовладельцев в порядке, предусмотренном действующим законодательством.". 8.2. Приостановить выполнение поручений по пунктам 6.8, 6.8.1, 6.8.2, 6.9 и 14 до внесения соответствующих изменений в Закон Российской Федерации "О товариществах собственников жилья", необходимых для выполнения этих поручений. 9. Внести в приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690 (Положение о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов) следующие изменения: 9.1. Исключить по тексту в целом термин "технический паспорт кондоминиума", заменив его на "технический паспорт домовладения". 9.2. Пункт 1.2 изложить в новой редакции: "1.2. Земельный участок формируется в пределах нормативных размеров, с учетом межевания квартала (микрорайона) с последующим оформлением на него прав домовладельцев в установленном порядке. Если фактическая площадь земельного участка в сложившейся застройке меньше нормативных размеров, то размеры земельного участка устанавливаются исходя из фактически имеющихся земельных ресурсов пропорционально нормативу. После образования товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) возможно заключение договора аренды сверхнормативного земельного участка (при его наличии), исходя из интересов города и товарищества, если данный земельный участок в соответствии с утвержденной в городе градостроительной и землеустроительной документацией не может быть использован в качестве самостоятельного объекта.". 9.3. В пункте 1.4 первый дефис (абзац 2) исключить. 9.4. Пункты 2.2, 2.3 и 2.4 изложить в новой редакции: "2.2. На основании утвержденных перечней (п.2.1.1) районные управы, выполняя функции заказчика, заключают договоры с ГлавАПУ на подготовку заключений для оформления земельных отношений по адресам, включенным в перечни. При отсутствии в утвержденном перечне адреса дома ТСЖ, ЖСК, ЖК вправе самостоятельно выступить заказчиками на подготовку указанных заключений за счет собственных средств. 2.3. ГлавАПУ изготавливает в установленном порядке заключение для оформления земельно-правовых отношений на основе проекта разделения жилых кварталов на участки зданий и сооружений, подготовленного Москомархитектурой. 2.4. Подготовка общих описаний кондоминиумов, в которых имеется государственная собственность города Москвы, включенных в утвержденный префектом административного округа перечень, осуществляется районными управами (при наличии в доме ТСЖ, ЖСК, ЖК - с их участием). По домам, не включенным в перечень, общее описание кондоминиума районная управа готовит на основании письменного заявления ТСЖ, ЖК, ЖСК и с их участием с приложением заключения для оформления земельных отношений ГлавАПУ, оформленного в установленном порядке. По домам, в которых все жилые и нежилые помещения находятся в частной собственности, подготовка общего описания кондоминиума осуществляется управляющей организацией, а при наличии ТСЖ, ЖСК, ЖК - указанными организациями, по реконструируемым домам и домам-новостройкам - организацией, уполномоченной заказчиком-застройщиком (инвестором). Районная управа (соответственно - управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, ЖК) представляет общее описание кондоминиума (приложение 1) на рассмотрение Межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда административного округа и последующее утверждение распоряжением префекта.". 9.5. В пункте 2.5 слова "глава управы" заменить словами "организация, осуществляющая описание общего имущества кондоминиума". 9.6. Пункты 2.6 и 2.7 изложить в новой редакции: "2.6. Территориальные подразделения МосгорБТИ на основе утвержденных распоряжениями префектов общих описаний кондоминиумов обеспечивают внесение утвержденных данных в техническую документацию (п.1.4). 2.7. Копия технического паспорта домовладения и здания с внесенными сведениями о кондоминиуме представляется в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке главой управы, а при наличии ТСЖ, ЖСК, ЖК - его председателем, в Москомрегистрацию для внесения информации о кондоминиуме в Единый государственный реестр прав.". 9.7. Приложение 2 к Положению о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов исключить. 10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. Исполняющий обязанности Мэра Москвы В.П.Шанцев Приложение к постановлению Правительства Москвы от 19 ноября 2002 года N 940-ПП КОНЦЕПЦИЯ добровольного страхования объектов общего имущества в кондоминиумах, находящихся в управлении товариществ собственников жилья или организаций, привлеченных домовладельцами ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ Страхование объектов общего имущества в кондоминиумах, находящихся в управлении товариществ собственников жилья (ТСЖ) или других организаций, привлеченных домовладельцами, призвано обеспечить защиту имущественных интересов домовладельцев. Страхование объектов общего имущества основано на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, законов Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", "Об основах Федеральной жилищной политики" и "О товариществах собственников жилья". В соответствии со ст.210, 211, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Возложенная на собственника обязанность по сохранности жилищного фонда, включая проведение работ по текущему, профилактическому и капитальному ремонту, должна естественным образом стимулировать желание предотвратить повреждение и уничтожение жилых строений и сократить расходы собственника на их восстановление. Восстановление поврежденного или уничтоженного общего имущества в кондоминиумах в результате чрезвычайных событий требует значительных финансовых затрат, которыми на данном этапе товарищества собственников жилья не располагают. Поэтому на случай наступления подобных чрезвычайных событий, а также в соответствии со ст.44 Закона Российской Федерации "О товариществах собственников жилья" предлагается осуществить защиту имущественных интересов домовладельцев при помощи наиболее эффективного и экономически выгодного рыночного механизма, которым является страхование. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ СТРАХОВАНИЯ Целесообразность защиты имущественных интересов домовладельцев посредством страхования определяется следующими факторами: - использование экономического механизма обеспечения жилищных прав домовладельцев при уничтожении или повреждении объектов общего имущества в кондоминиумах в результате стихийных бедствий или чрезвычайных событий; - обеспечение своевременного и полного возмещения имущественных потерь страхователям при повреждении или уничтожении объектов общего имущества в кондоминиумах; - ущерб, нанесенный в результате аварий и чрезвычайных событий объектам общего имущества в кондоминиумах, возмещается из средств страховых организаций и бюджетных средств. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ Имущественные интересы домовладельцев в кондоминиумах в отношении жилых помещений защищены системой страхования жилых помещений, реализуемой Правительством Москвы и уполномоченными страховыми организациями на принципе долевого участия с использованием бюджетных средств на условиях Положения о системе страхования в городе Москве жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.08.95 N 694 "О системе страхования в г.Москве жилых помещений" (с изменениями и дополнениями). Долевое участие города обеспечивает низкий размер страхового взноса, доступный для населения. Защиту имущественных интересов домовладельцев по сохранности общего имущества в кондоминиумах представляется целесообразным также осуществлять на принципе долевой ответственности Правительства Москвы и страховых организаций только в отношении кондоминиумов, расходы на возмещение убытков от эксплуатации которых финансируются из бюджета города Москвы. Страхователями объектов общего имущества являются домовладельцы - физические и юридические лица, в чьей собственности, доверительном управлении, хозяйственном ведении или оперативном управлении находятся жилые и нежилые помещения данного кондоминиума. От их лица (на основании протокола общего собрания домовладельцев и в пределах переданных полномочий) может выступать правление товарищества собственников жилья или организация, привлеченная домовладельцами. В случае ущерба, нанесенного кондоминиуму в результате страхового случая, страховое возмещение выплачивается товариществу или назначенному доверенному представителю для последующего использования в интересах домовладельцев. Страховщиками объектов общего имущества могут выступать страховые организации, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности и уполномоченные Правительством Москвы на осуществление данного вида страхования. Объектом страхования является имущественный интерес домовладельцев связанный с владением, пользованием и в установленных законодательством пределах распоряжением общим имуществом в кондоминиумах. Страхованию подлежат объекты общего имущества в кондоминиумах, определенные Законом города Москвы N 19-87 от 09.11.94 "О перечне объектов общего пользования в жилых зданиях, являющихся общим имуществом собственников помещений". Не подлежат страхованию объекты общего имущества в кондоминиумах, расположенные в строениях: - находящихся в аварийном состоянии; - подлежащих сносу и реконструкции; - расположенных в зоне, которой угрожают стихийные бедствия, с момента объявления в установленном порядке о такой угрозе или составления компетентными органами соответствующего документа, подтверждающего факт угрозы. Страховая стоимость объектов общего имущества в кондоминиумах - это действительная стоимость, определяемая в соответствии с нормативными документами Правительства Москвы для целей настоящего страхования. Страховой суммой является определенная договором страхования денежная сумма, в пределах которой устанавливается ответственность страховой организации по возмещению ущерба. Страховая сумма устанавливается в размере части страховой стоимости объектов общего имущества в кондоминиумах, находящихся в управлении товариществ собственников жилья или организаций, привлеченных домовладельцами. Соотношение долей ответственности Правительства Москвы и страховой организации устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами города Москвы. Размер страховой премии (взноса) исчисляется исходя из страховой суммы, страхового тарифа и срока действия договора страхования. Уплата страхового взноса производится страхователем единовременно или в рассрочку. Страховым случаем признается совершившееся событие, в результате которого наступает ответственность страховщиков по возмещению ущерба. Страховым риском является риск повреждения или утраты объектов общего имущества в результате следующих событий: 1) аварии внутреннего водостока, водопроводной, отопительной и канализационной систем, в том числе произошедшей вне застрахованного объекта, и проведение правомерных действий по ликвидации этой аварии; 2) пожара (воздействия пламени, дыма, высокой температуры), в том числе возникшего вне застрахованного объекта, и проведения правомерных действий по его ликвидации; 3) взрыва газа, употребляемого для бытовых надобностей, в том числе произошедшего вне застрахованного объекта; 4) стихийных явлений природы (бури, урагана, града, ливня, обильного снегопада и т.п.). Страхование объектов общего имущества в кондоминиумах, находящихся в управлении товариществ собственников жилья или организаций, привлеченных домовладельцами должно проводиться на единых установленных Правительством Москвы условиях. На стадии становления системы страхования общего имущества в кондоминиумах и исходя из особенностей конкретного жилого строения, а также руководствуясь интересами домовладельцев, перечень объектов, подлежащих страхованию, может быть изменен, а перечень страховых рисков дополнен. Городской центр жилищного страхования в рамках переданных ему полномочий осуществляет возмещение ущерба в размере доли ответственности Правительства Москвы, а также координирующие и контрольные функции за соблюдением условий данного вида страхования. Реализация предлагаемой концепции позволит обеспечить населению надежную страховую защиту в случаях причинения ущерба объектам общего имущества и будет стимулировать создание товариществ собственников жилья на территории города Москвы. |