РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 17 июля 2002 г. N 983-р (НТЦС) В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" утвердить прилагаемые Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 17 июля 2002 г. N 983-р УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 года N 983-р РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем 1. Настоящие Рекомендации определяют единый подход к разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, включая профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи и иные некредитные организации, которые осуществляют перевод денежных средств, ломбарды (далее именуются - организации), правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (далее именуются - правила). 2. Правила утверждаются в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящих Рекомендаций или регистрации вновь создаваемой организации руководителем соответствующей организации, который определяет также должностное лицо организации, ответственное за соблюдение и совершенствование правил и реализацию разработанных на их основе программ осуществления внутреннего контроля (далее именуется - ответственное лицо). 3. Правила должны содержать порядок документального фиксирования необходимой информации, обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности соответствующей организации. 4. По операциям с денежными средствами или иным имуществом (далее именуются - операции), подлежащим обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", документально фиксируется: а) вид операции и основания ее совершения; б) дата совершения операции и сумма, на которую она совершена; в) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, совершающего операцию; г) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция; д) сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица; е) сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя. 5. Правила должны предусматривать выявление и документальное фиксирование наряду с операциями, подлежащими обязательному контролю, операций со следующими признаками: а) запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; б) несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами; в) неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; г) иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. При разработке критериев выявления и определении признаков необычных сделок учитывается также специфика деятельности организации и рекомендации, утверждаемые Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами. 6. В правилах должны предусматриваться разработка и реализация следующих программ осуществления внутреннего контроля: а) идентификация и изучение клиентов организации и иных участников операции; б) выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем; в) оценка риска совершения клиентом организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем; г) документальное фиксирование необходимой информации; д) обучение сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; е) иные программы. Указанные программы разрабатываются организациями с учетом специфики деятельности организации и рекомендаций, утверждаемых Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами. 7. При разработке программы идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции целесообразно предусматривать использование анкетирования - составления документа, содержащего сведения о соответствующем лице и о его деятельности. Рекомендации по разработке формы анкеты утверждаются Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами. 8. В целях идентификации физических лиц на основании документа, удостоверяющего личность, устанавливаются и фиксируются следующие данные: а) фамилия, имя, а также отчество (если иное не следует из закона или национального обычая); б) дата и место рождения; в) место жительства (регистрации); г) место пребывания; д) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия и номер, дата выдачи и орган, его выдавший). На основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе фиксируется идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). 9. В целях идентификации юридических лиц на основании учредительных, регистрационных и иных документов устанавливаются и фиксируются следующие данные: а) наименование; б) регистрационный номер и дата регистрации; в) место регистрации; г) место нахождения; д) почтовый адрес; е) идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); ж) коды форм федерального государственного статистического наблюдения. 10. При идентификации юридических лиц необходимо обращать особое внимание на следующие данные: а) состав учредителей (участников) юридического лица; б) структура органов управления юридического лица и их полномочия; в) размер зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда, стоимости имущества. 11. Правила должны предусматривать периодическое (как правило, не реже одного раза в год) обновление сведений, полученных в результате идентификации и изучения клиентов организации. 12. В правилах должно предусматриваться обязательное составление сотрудником организации (по форме, утверждаемой руководителем организации) сообщения об операции при выявлении признаков операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Рекомендации по включаемым в такое сообщение данным утверждаются Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу. 13. Сообщение об операции незамедлительно передается ответственному лицу для предварительного рассмотрения и принятия решения о целесообразности его представления руководителю организации. О решении, принятом ответственным лицом, в сообщении об операции делается соответствующая запись. Окончательное решение о предоставлении сведений о соответствующей операции в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу принимает руководитель организации. 14. Если организация оценивает риск совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, как высокий, операциям этого клиента уделяется повышенное внимание. 15. Документальное фиксирование информации осуществляется на основании информации и документов, предоставляемых клиентами организации. Документы, позволяющие идентифицировать клиента организации и иных участников операции, а также определить основания ее совершения, должны быть действительны на дату их предъявления. 16. Способы фиксирования информации для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, предусматриваемые в правилах, должны обеспечивать воспроизведение всех необходимых деталей операции (сделки) с учетом специфики деятельности соответствующей организации. 17. Правила и программы осуществления внутреннего контроля должны предусматривать обеспечение конфиденциальности фиксируемой информации о клиентах организации и совершенных ими операциях, а также о мерах, принимаемых организацией при реализации таких программ. 18. При разработке программы хранения информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля, должно быть предусмотрено хранение оригиналов документов (заверенных в установленном порядке копий), содержащих сведения о клиенте организации или иных участниках операции, в течение не менее 5 лет с даты прекращения действия взаимных обязательств организации и клиента, а документов (заверенных в установленном порядке копий) по соответствующим операциям клиентов и сообщений об операции - в течение не менее 5 лет с даты совершения операции. Учет и хранение сообщений об операции осуществляются ответственным лицом. 19. Квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также функции и полномочия ответственного лица устанавливаются организациями с учетом рекомендаций, утвержденных Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами. |