О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 11 июля 2002 г. N 954-Р (СЗРФ 02-28 1507) 1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. 2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития туризма руководствоваться положениями Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 11 июля 2002 г. N 954-Р ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 954-р КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года (далее именуется - Концепция) направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии. Под туризмом в Концепции понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. I. Место туризма в мировой экономике Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США, или 7,9 процента от 6,738 трлн. долларов США), обогнав автомобильную промышленность (7,8 процента), производство химических продуктов (7,5 процента), продуктов питания (6,6 процента), компьютеров и офисного оборудования (5,9 процента) и топлива (5,1 процента). Средние темпы роста туризма составили в 1950 - 1999 годах 7 процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Еще более значительно - в 4,2 раза - должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США. II. Современное состояние туризма в Российской Федерации Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу. Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются: образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма; неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта; отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру; отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом; невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно - туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах. III. Основные цели и задачи развития туризма в Российской Федерации Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах. Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции согласно Приложению. Выполнение указанной задачи требует: разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов телеи радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации; издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции; организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма; обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации; поддержки и обновления официального Интернет - портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма; организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма; проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов; организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию; формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны. Создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует: определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях; введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности; эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии; создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры; создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России; разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области федерального органа исполнительной власти в сфере туризма; совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств; разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций. Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в целях повышения эффективности отечественной туристической индустрии должно осуществляться путем: создания межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации в этой области; создания межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристической индустрии; формирования региональных концепций развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально - экономического развития. Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует: разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения; разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта; создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма; создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование; реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников; поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма. Для реализации перечисленных в Концепции задач требуется предусмотреть бюджетные расходы на государственную поддержку развития туризма. Задачи по развитию государственной политики в области туризма, предусмотренные в Концепции, должны осуществляться в пределах установленной численности работников центрального аппарата и представительств федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации, а расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий год. Необходимость выделения ежегодных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации продиктована прежде всего потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристического продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно - информационной деятельности, организации и проведении международных туристических выставок, конференций, семинаров, организации международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристической инфраструктуры и др. В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально-экономического развития страны. Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения. Приложение к Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА ----------------------------------------------------------------------------------------- | | Содержание мероприятий | Срок реализации | Ответственные | | | | | исполнители | |-----|---------------------------------------------------------------------------------| | | I. Нормативная правовая деятельность | |-----|---------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Подготовка предложений по | 2002 - 2003 | Минэкономразвития России | | | совершенствованию существующих | годы | Минюст России | | | законодательных актов и | | | | | нормативных правовых актов, | | | | | относящихся к сфере туризма, в | | | | | том числе внесение изменений и | | | | | дополнений в Федеральный закон | | | | | "Об основах туристской | | | | | деятельности в Российской | | | | | Федерации" | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 2. | Подготовка проекта нового | 2005 год | Минэкономразвития России | | | федерального закона о туризме в | | Минюст России | | | Российской Федерации | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 3. | Разработка предложений по | 2002 - 2003 | Минэкономразвития России | | | привлечению инвестиций для | годы | Минимущество России | | | обновления основных фондов | | | | | объектов гостиничного хозяйства, | | | | | в том числе на основе их | | | | | акционирования и продажи | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 4. | Анализ мировой практики | 2002 - 2003 | Минэкономразвития России | | | применения системы | годы | Минфин России | | | налогообложения при | | | | | строительстве, реконструкции и | | | | | оборудовании туристических | | | | | средств размещения. Разработка и | | | | | внесение предложений по | | | | | совершенствованию системы | | | | | налогообложения гостиничного | | | | | хозяйства | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 5. | Разработка с учетом отечественной | 2002 - 2003 | Минэкономразвития России | | | и зарубежной практики и введение | годы | | | | в установленном порядке | | | | | отраслевых правил аккредитации | | | | | (аттестации) экскурсоводов и | | | | | гидов - переводчиков | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 6. | Разработка предложений по | 2002 - 2003 | Минэкономразвития России | | | оптимизации условий для развития | годы | Минтруд России | | | внутреннего, в том числе | | | | | детско-юношеского туризма | | | |-----|---------------------------------------------------------------------------------| | | II. Межведомственная и межрегиональная координация, | | | совершенствование туристической инфраструктуры | |-----|---------------------------------------------------------------------------------| | 7. | Создание межведомственной | 2002 год | Минэкономразвития России | | | комиссии при федеральном органе | | | | | исполнительной власти в сфере | | | | | туризма в целях улучшения | | | | | межотраслевой и межрегиональной | | | | | координации в этой области (в | | | | | пределах средств, ежегодно | | | | | выделяемых федеральному органу | | | | | исполнительной власти в сфере | | | | | туризма на государственное | | | | | управление) | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 8. | Оказание содействия субъектам | 2002 - 2005 | Минэкономразвития России | | | Российской Федерации в разработке | годы | | | | и реализации региональных | | | | | программ развития туризма. | | | | | Разработка профильных разделов в | | | | | рамках региональных целевых | | | | | программ социально-экономического | | | | | развития | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 9. | Формирование реестра федеральной | 2002 - 2005 | Минимущество России | | | (в том числе долевой) | годы | Минэкономразвития России | | | собственности в области | | | | | туристической индустрии и | | | | | осуществление мер по ее | | | | | эффективному использованию | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 10. | Проведение комплекса работ по | 2002 - 2005 | Минимущество России | | | признанию прав собственности | годы | Минэкономразвития России | | | Российской Федерации на объекты | | МИД России | | | туризма и санаторно-курортного | | Управление делами | | | комплекса, находящиеся на | | Президента Российской | | | территории Украины, Грузии, | | Федерации | | | Республики Казахстан и Республики | | | | | Молдова, строительство которых | | | | | осуществлялось за счет средств | | | | | федерального бюджета Российской | | | | | Федерации, а также собственных | | | | | средств предприятий и организаций | | | | | бывшего республиканского и | | | | | бывшего союзного подчинения | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 11. | Создание межведомственной | 2002 - 2003 | Минимущество России | | | комиссии по упорядочению | годы | Минэкономразвития России | | | использования государственной | | Управление делами | | | собственности в туристической | | Президента Российской | | | индустрии с целью разработки | | Федерации | | | системы учета туристических | | | | | средств размещения и оформления | | | | | прав на них, а также обеспечения | | | | | контроля за использованием и | | | | | сохранностью имущества на основе | | | | | проведения полной инвентаризации | | | | | объектов государственной | | | | | собственности в сфере туризма (в | | | | | пределах средств, ежегодно | | | | | выделяемых федеральному органу | | | | | исполнительной власти в сфере | | | | | туризма на государственное | | | | | управление) | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 12. | Разработка программы создания | 2002 год | Минэкономразвития России | | | национальных гостиничных цепей на | | | | | территории Российской Федерации | | | |-----|---------------------------------------------------------------------------------| | | III. Формирование современной маркетинговой | | | стратегии продвижения туристического продукта | | | на внутреннем и международном рынках | |-----|---------------------------------------------------------------------------------| | 13. | Разработка и реализация | 2002 - 2005 | Минэкономразвития России | | | рекламно-информационных программ | годы | | | | по въездному и внутреннему | | | | | туризму, в том числе создание | | | | | циклов теле- и радиопрограмм в | | | | | России и за рубежом, а также | | | | | проведение регулярных | | | | | рекламно-информационных кампаний | | | | | в средствах массовой информации. | | | | | Организация ознакомительных | | | | | поездок по России для иностранных | | | | | журналистов | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 14. | Издание каталогов, путеводителей, | 2002 - 2005 | Минэкономразвития России | | | буклетов, плакатов, карт и иной | годы | | | | рекламно-информационной печатной | | | | | продукции о туристических | | | | | возможностях России | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 15. | Участие в крупнейших | 2002 - 2005 | Минэкономразвития России | | | международных туристических | годы | | | | выставках путем создания единого | | | | | российского национального стенда | | | | | с привлечением органов | | | | | исполнительной власти в сфере | | | | | туризма субъектов Российской | | | | | Федерации. Организация | | | | | презентаций на международных | | | | | туристических выставках | | | | | туристических возможностей России | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 16. | Содействие субъектам Российской | 2002 - 2005 | Минэкономразвития России | | | Федерации в организации и | годы | | | | проведении региональных и | | | | | межрегиональных туристических | | | | | выставок - ярмарок в России | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 17. | Поддержка и обновление | 2002 - 2005 | Минэкономразвития России | | | официального туристического | годы | | | | Интернет - портала федерального | | | | | органа исполнительной власти в | | | | | сфере туризма | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 18. | Проведение маркетинговых | 2002 - 2005 | Минэкономразвития России | | | исследований в области въездного | годы | | | | и внутреннего туризма в России | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 19. | Разработка и реализация комплекса | 2002 - 2005 | Минэкономразвития России | | | мер по совершенствованию | годы | Госкомстат России | | | статистики в сфере туризма в | | ФПС России | | | соответствии с международными | | | | | требованиями, в том числе: | | | | | совершенствование системы | | | | | государственного статистического | | | | | учета и отчетности в отраслях, | | | | | непосредственно относящихся к | | | | | сфере туристической индустрии, в | | | | | соответствии с рекомендациями | | | | | Всемирной туристической | | | | | организации; | | | | | совершенствование ведомственного | | | | | статистического наблюдения, | | | | | касающегося международного и | | | | | внутреннего туризма, а также | | | | | внешнеторгового оборота в области | | | | | туризма; | | | | | разработка методологии внедрения | | | | | сателлитных счетов в рамках | | | | | системы национальных счетов, | | | | | учитывающих показатели смежных | | | | | отраслей и позволяющих определить | | | | | совокупный вклад туризма в | | | | | отечественную экономику | | | |-----|---------------------------------------------------------------------------------| | | IV. Повышение качества обслуживания в сфере туризма, подготовка кадров | |-----|---------------------------------------------------------------------------------| | 20. | Разработка и введение в | 2002 - 2003 | Минэкономразвития России | | | установленном порядке новых | годы | | | | правил стандартизации и | | | | | сертификации услуг средств | | | | | размещения | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 21. | Разработка нормативных актов, | 2002 год | Минэкономразвития России | | | регулирующих вопросы | | | | | классификации гостиничных средств | | | | | размещения | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 22. | Разработка предложений по перечню | 2002 - 2003 | Минэкономразвития России | | | профессий, направлений подготовки | годы | Минобразование России | | | и специальностей работников | | Минтруд России | | | туристической индустрии в целях | | | | | совершенствования профильного | | | | | туристического образования. | | | | | Совершенствование существующих | | | | | квалификационных требований | | | | | (профессиональных стандартов) к | | | | | основным должностям работников | | | | | туристической индустрии и | | | | | разработка на их основе новых | | | | | образовательных стандартов для | | | | | подготовки квалифицированных | | | | | кадров в сфере туризма | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 23. | Формирование при федеральном | 2002 - 2003 | Минэкономразвития России | | | органе исполнительной власти в | годы | Минобразование России | | | сфере туризма базы данных учебных | | | | | заведений, специализирующихся на | | | | | подготовке, переподготовке и | | | | | повышении квалификации кадров для | | | | | туристско-гостиничного комплекса | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 24. | Изучение потребностей учреждений | 2002 - 2005 | Минэкономразвития России | | | туристического и гостиничного | годы | Минтруд России | | | бизнеса в специалистах различного | | Минобразование России | | | профиля | | | |-----|---------------------------------------------------------------------------------| | | V. Международное сотрудничество | |-----|---------------------------------------------------------------------------------| | 25. | Активизация работы | 2002 - 2005 | Минэкономразвития России | | | представительств по туризму за | годы | | | | рубежом в рамках деятельности | | | | | торговых представительств | | | | | Российской Федерации (без | | | | | увеличения численности работников | | | | | загранаппарата Минэкономразвития | | | | | России) | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 26. | Совершенствование визовой | 2002 - 2005 | МИД России | | | политики России в отношении | годы | Минэкономразвития России | | | иностранных государств (групп | | ФПС России | | | государств), безопасных в | | МВД России | | | миграционном отношении, а также | | | | | усиление контроля за выдачей виз | | | | | туристам, следующим из | | | | | государств, опасных в | | | | | миграционном отношении | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 27. | Подготовка к подписанию | 2002 - 2005 | Минэкономразвития России | | | межправительственных и | годы | | | | межведомственных соглашений о | | | | | сотрудничестве в области туризма | | | | | с зарубежными странами. | | | | | Осуществление деятельности | | | | | рабочих групп в рамках | | | | | межправительственных комиссий по | | | | | туризму. Участие в работе Совета | | | | | стран Содружества Независимых | | | | | Государств по туризму | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 28. | Аккредитация представительств | 2002 - 2005 | Минюст России | | | иностранных юридических лиц и их | годы | Минэкономразвития России | | | филиалов, осуществляющих | | | | | деятельность в сфере туризма на | | | | | территории Российской Федерации | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 29. | Подготовка проекта документа о | 2002 год | Минэкономразвития России | | | внесении изменений в Соглашение | | МИД России | | | между Правительством Российской | | ФПС России | | | Федерации и Правительством | | МВД России | | | Китайской Народной Республики о | | | | | безвизовых групповых | | | | | туристических поездках с целью | | | | | отделения коммерческих торговых | | | | | поездок от туристических поездок | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 30. | Подготовка предложений по решению | 2002 год | Минэкономразвития России | | | вопроса о ликвидации | | Минюст России | | | дискриминационных тарифов на | | | | | услуги российских организаций, | | | | | связанные с пребыванием | | | | | иностранных туристов в России | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 31. | Участие в работе по подготовке | в соответствии | Минэкономразвития России | | | вступления России во Всемирную | с планом работы | | | | торговую организацию | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 32. | Укрепление позиций России на | 2002 - 2005 | Минэкономразвития России | | | мировом туристическом рынке в | годы | | | | рамках работы в составе | | | | | Исполнительного совета Всемирной | | | | | туристской организации и ее | | | | | Комиссии для Европы | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 33. | Сотрудничество с программой | 2002 - 2005 | Минэкономразвития России | | | Европейского союза по оказанию | годы | | | | содействия Содружеству | | | | | Независимых Государств по | | | | | реализации проектов в области | | | | | нормативно-правового, | | | | | рекламно-информационного | | | | | обеспечения и подготовки кадров | | | | | для сферы туризма | | | |-----|-----------------------------------|-----------------|---------------------------| | 34. | Сотрудничество с Организацией | 2002 - 2005 | Минэкономразвития России | | | экономического сотрудничества и | годы | Минфин России | | | развития и Организацией | | МИД России | | | Азиатско-Тихоокеанского | | | | | экономического сотрудничества в | | | | | сфере привлечения инвестиций для | | | | | развития туристических средств | | | | | размещения в России и подготовки | | | | | кадров в сфере туризма | | | ----------------------------------------------------------------------------------------- |