ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОЧНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ НА РАБОЧУЮ СИЛУ. Постановление. Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат России). 29.06.99 48

              ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ
         ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОЧНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
             ОРГАНИЗАЦИЙ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ НА РАБОЧУЮ СИЛУ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАТИСТИКЕ

                           29 июня 1999 г.
                                 N 48

                                (НЦПИ)


     Государственный комитет  Российской   Федерации   по   статистике
постановляет:
     Утвердить прилагаемые Методологические  положения  по  проведению
выборочного статистического наблюдения организаций о составе затрат на
рабочую силу и ввести их в действие с июля 1999 года.

Исполняющий обязанности
Председателя Госкомстата России
                                                          В.Л. СОКОЛИН
29 июня 1999 г.
N 48


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                                        Постановлением
                                                    Госкомстата России
                                                  от 29 июня 1999 года
                                                                  N 48

                      МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
         ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОЧНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
             ОРГАНИЗАЦИЙ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ НА РАБОЧУЮ СИЛУ

     Настоящие Методологические положения разработаны для  обеспечения
статистического  наблюдения  за составом затрат организаций на рабочую
силу.

                         1. Цель обследования

     Целью проведения выборочного статистического наблюдения о составе
затрат    работодателя    на    рабочую    силу   является   получение
репрезентативной информации об уровне,  структуре и  динамике  затрат,
произведенных   организациями   в   пользу  работников,  по  субъектам
Российской Федерации,  отраслям  экономики  и  промышленности,  формам
собственности.
     Сбор сведений от организаций осуществляется на выборочной  основе
с   последующим   распространением   данных  по  всем  показателям  на
генеральную  совокупность  в  целом  по  территории,  по   наблюдаемым
отраслям экономики и формам собственности.
     Анализ результатов  обследования  позволяет  выявить  особенности
социальной  политики  организаций  в зависимости от отрасли экономики,
размера организации, территории, формы собственности.

                        2. Система показателей

     Обследование организаций проводится один раз в два года по  форме
федерального  государственного статистического наблюдения N 1 (рабочая
сила) "Сведения о составе затрат организации на рабочую силу".
     Бланк обследования   состоит   из  двух  основных  и  справочного
разделов,  содержащих показатели,  данные по  которым  заполняются  по
итогам деятельности организации за год.
     В первый    раздел    включены    показатели,     характеризующие
среднесписочную  численность  работников,  количестве  отработанных  и
оплаченных человеко - часов.
     Второй раздел   содержит   показатели,   характеризующие  затраты
организации на рабочую силу,  сгруппированные по направлениям затрат в
10   групп,   соответствующих   Международной   классификации  затрат,
рекомендованной Международной организацией труда (МОТ):
     - оплата за отработанное время;
     - оплата за неотработанное время;
     - единовременные поощрительные выплаты;
     - выплаты  на питание,  жилье,  топливо,  включаемые в заработную
плату;
     - расходы по обеспечению работников жильем;
     - расходы организации на социальную защиту работников;
     - расходы на профессиональное обучение;
     - расходы на культурно - бытовое обслуживание;
     - налоги, связанные с использованием рабочей силы;
     - расходы,  не отнесенные к ранее  приведенным  классификационным
группам.
     В составе  этих  групп   выделены   показатели,   характеризующие
структуру заработной платы, натуральную оплату труда, платное обучение
работников в учебных заведениях, взносы в негосударственные пенсионные
фонды,  на добровольное медицинское страхование, по договорам личного,
имущественного и иного страхования и др.
     Справочный раздел содержит отдельные финансовые показатели.

                        3. Единицы наблюдения

     Объектами наблюдения  являются юридические лица,  их обособленные
подразделения,  относящиеся к крупным,  средним и малым организациям и
удовлетворяющие следующим критериям:
     - основной   вид   деятельности   должен   относиться   к   сфере
материального  производства  (кроме сельского и лесного хозяйства),  а
также к жилищно - коммунальному  хозяйству,  непроизводственным  видам
бытового   обслуживания  населения,  финансам,  кредиту,  страхованию,
пенсионному обеспечению (в соответствии с Приложением N 1);
     - среднесписочная  численность работников за год должна превышать
10 человек;
     - среднемесячная   заработная  плата  за  год  должна  быть  выше
минимальной заработной платы.

              4. Этапы работ по организации и проведению
                        выборочного наблюдения

     На федеральном уровне:
     - методологическое  сопровождение,  разработка  инструментария  и
программных средств для проведения выборочного обследования;
     - формирование  итогов  обследования  в целом по России в разрезе
субъектов Российской Федерации,  отраслей экономики и  промышленности,
форм собственности.
     На региональном уровне:
     - формирование  генеральной  совокупности   организаций   (основы
выборки);
     - формирование выборочной совокупности организаций;
     - сбор  первичной информации от организаций,  ее ввод,  контроль,
корректировка, хранение;
     - распространение  данных,  полученных при выборочном наблюдении,
на генеральную совокупность и расчет характеристик точности получаемых
результатов;
     - формирование   итогов   по   отраслям   экономики   и    формам
собственности;
     - передача на федеральный уровень распространенных данных в  виде
аналитических таблиц;
     - передача   на   федеральный   уровень   первичных   данных   по
организациям  выборочной совокупности с коэффициентами распространения
по каждой организации для загрузки базы данных федерального уровня.
     Выборочное наблюдение     осуществляется     с     использованием
адаптированного пакета программ  "Методы  несплошного  статистического
наблюдения" (ПП МНСН), разработанного МИПКом Госкомстата России.

                    5. Формирование основы выборки

     Основа выборочной  совокупности  для  проведения  обследования по
форме N 1 (рабочая сила) "Сведения о  составе  затрат  организации  на
рабочую  силу"  формируется  территориальными органами государственной
статистики следующим образом:
     - из    Перечня    объектов    статистического    наблюдения   по
унифицированной форме N П-4 (включая  малые  организации,  попавшие  в
выборку),   сформированного   на   основе   Генеральной  совокупности,
выгружаются объекты наблюдения по заданным  в  алгоритме  признакам  с
обязательной  призначной  частью,  включающей  имеющиеся  в  структуре
записи Генеральной совокупности реквизиты:  код ОКПО,  код СОАТО,  код
ОКОНХ   основного   вида   деятельности,   код   ОКДП  основного  вида
деятельности,  код  КФС,   а   также   дополнительный   признак   "тип
предприятия" - крупное (среднее) или малое.
     Полученный перечень  единиц  наблюдения  программно   дополняется
статистическими показателями:  среднесписочная численность работников,
фонд заработанной платы работников списочного состава,  среднемесячная
заработная плата.
     Данные по  указанным  показателям  по  кругу  крупных  и  средних
организаций  импортируются  из  пообъектной  базы  данных "Оперативная
статистика" за январь - декабрь обследуемого года,  сформированной  на
основании отчетов по форме N П-4.
     Данные по  малым  предприятиям  из   базы   данных   "Оперативная
статистика" импортируются только по тем объектам, которые отчитывались
по форме N П-4 (за исключением прекративших свою деятельность в  конце
обследуемого года или в текущем году).
     В перечень единиц наблюдения  могут  войти  организации,  имеющие
один   код   ОКПО   и   несколько  кодов  ОКОНХ  (аналогично  порядку,
действующему для формы N П-4).
     Основа выборки   формируется   в   табличном  виде  по  следующим
реквизитам и показателям:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|  N  | Код  |  Код  |  Код  | Код  | Код | Тип         | Среднесписочная | Фонд заработной  | Среднемесячная     |
| п/п | ОКПО | СОАТО | ОКОНХ | ОКДП | КФС | предприятия | численность     | платы работников | заработная         |
|     |      |       |       |      |     | (крупное    | работников за   | списочного       | плата (рублей)     |
|     |      |       |       |      |     | или малое)  | год, чел.       | состава за год,  |                    |
|     |      |       |       |      |     |             |                 | тыс. рублей      |                    |
|-----|------|-------|-------|------|-----|-------------|-----------------|------------------|--------------------|
|  1  |  2   |   3   |   4   |  5   |  6  |    7        |    8            |    9             |   10               |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Гр. 10 рассчитывается по формуле: гр. 9 x 1000
                                       ------------
                                        гр. 8 x 12

     С помощью  программного  обеспечения из этого перечня исключаются
объекты:
     - осуществляющие  виды  деятельности,  не  включенные  в Перечень
отраслей экономики, приведенный в Приложении N 1;
     - со среднесписочной численностью работников менее 10 человек;
     - среднемесячная заработная плата в которых  за  обследуемый  год
была ниже минимальной заработной платы.
     В результате сформирована основа выборки.

        6. План выборки. Формирование выборочной совокупности

     Выборочная совокупность   создается   на   основе    планово    -
обоснованного  подхода - многомерного расслоенного случайного отбора с
простой оценкой показателей по среднему в страте на единицу.
     Начальным этапом  формирования  выборочной  совокупности является
расслоение (стратификация, группировка).
     Расслоение единиц   наблюдения   (ЕН)   генеральной  совокупности
осуществляется на уровне каждой территории по трем признакам:
     - вид деятельности ЕН - 31 слой (в соответствии с определенными в
Приложении N 1 отраслями экономики по ОКОНХ);
     - форма  собственности  -  2 слоя (в соответствии с Приложением N
2);
     - среднесписочная численность работников - 6 слоев.
     При определении   границ   слоев   по   численности  используется
апроксимационное правило минимизации дисперсии Экмана.
     Число единиц  наблюдения  - организаций,  подлежащих обследованию
(объем  выборки),  по  субъектам  Российской  Федерации  определяется,
исходя  из  того,  что  значение  коэффициента  вариации по показателю
размещения - "среднемесячная заработная плата" не должно превышать 5%.
     Число единиц  наблюдения,  выбираемых  из  слоя,  определяется  в
соответствии  с  оптимальным  размещением  по  Нейману  по  показателю
"среднемесячная заработная плата",  т.е.  пропорционально произведению
числа ЕН в слое на квадратный корень из его дисперсии.
     При расслоенном  случайном  отборе  с  неизменным  общим  объемом
выборки  n  дисперсия оценки показателя (суммарного значения признака)
минимальна, если

              N  S
               h  h
     n  = n ---------,
      h     SUM N  S
                 h  h

     где: n  - число ЕН, выбираемых из h-го слоя,
           h

     N  - объем h-го слоя,
      h

        2
     а S  - дисперсия h-го слоя:
        h

      2    1      H         -  2
     S  -------- SUM (x   - x ) ,
      h (N  - 1) i=1   hi    h
          h

     где: h - число слоев,

     x   - базовое значение признака i ЕН h-го слоя    (среднемесячная
      hi
заработная плата),
     -
     x - среднее значение признака по h-тому слою.
    h

           7. Обработка полных неответов единиц наблюдения

     Для обработки   полных   неответов   респондентов    совокупность
неответивших  организаций  должна  быть  разделена  на  три  следующие
группы.  К каждой  группе  полных  неответов  применяется  свой  метод
коррекции и восстановления данных.
     Первая группа   -   организации,    данные    по    которым    не
восстанавливаются.  К  ним  относятся  организации,  прекратившие  или
приостановившие свою деятельность в силу различных причин.
     Вторая группа - организации,  о которых достоверно известно,  что
они,  несмотря  на  отсутствие  отчета,  активны,  ведут  финансово  -
хозяйственную деятельность.
     Для восстановления   данных   по   организациям   второй   группы
применяется метод перевзвешивания (или заполнения по среднему в слое).
Неответившей организации присваивается среднее значение  ответивших  в
данном  слое.  Если  не  удается  восстановить значения показателей по
среднему  в  слое  (например,  когда  в  слое  не  окажется  ни  одной
ответившей  организации),  тогда  значениям  показателей приписываются
средние  значения,  рассчитанные   по   действующим   организациям   в
укрупненной отрасли.
     Третья группа - организации,  по которым не получена  достоверная
информация о том, действующие они или нет.
     Для восстановления  данных   по   организациям   третьей   группы
применяется  метод  заполнения  случайным подбором в классах замещения
(random hot deck within classes).  Для этого  выборочная  совокупность
организаций   (как   функционирующих  и  представивших  отчет,  так  и
ликвидированных) делится на классы по укрупненным отраслям  экономики.
Неответившей организации приписываются значения показателей выбранного
случайным образом ответившего предприятия из соответствующего класса.

           8. Оценивание показателей для областей изучения.
                          Ошибки оценивания

     В связи  с тем,  что фактический вид деятельности или численность
работников по отчету организации,  попавшей в выборку,  могут серьезно
отличаться   от   учтенных  при  расслоении  (стратификации),  то  при
получении  оценок  показателей  для   областей   изучения   (разрезов)
необходима    постстратификация:    распределение    организаций    по
фактическому виду деятельности, по фактической численности, полученным
по результатам выборочного обследования.
     Нижеуказанные y - текущие значения признака.
     Следующие обозначения   относятся   к   единицам   из   слоя   h,
принадлежащим области изучения j.

     Число единиц: N  ; SUM N   = N .
                    hj   j   hj    h

     Число единиц в выборке:  n  ; SUM n   = n .
                               hj   j   hj    h

     Результат наблюдения для отдельной единицы: y   .
                                                  hij

                               n    y
                         -      hj   hij
     Выборочное среднее: y   = SUM -----.
                          hj   i=1  n
                                     hj

                                        N    y
                                  -      hj   hij
     Среднее по области изучения: Y   = SUM -----.
                                   hj   i=1  N
                                              hj

     Суммарное и  среднее  значения  по  всем  слоям  для  области  j,
соответственно:
                                              Y
                                    -    -     j
                       Y  = SUM N   Y  ; Y  = --,
                        j    h   nj  hj   j   Nj

     где:
                       N  = SUM N  ,
                        j    h   nj

так как в нашем случае n   и n  - случайные переменные,   то   оценкой
                        hj    h
суммарного значения признака (показателя) для области j является:

               N   n
     ^          h   hj
     Y  = SUM  --  SUM y   .
      j    h   n   i=1  hij
                h

     Оценка дисперсии:
                                      --                        --
                       2              |                       2  |
                      N               |  n          (SUM y   )   |
       ^               h              |   hj  2           hij    |
     V(Y ) = SUM  ---------- (1 - f ) |  SUM y    - -----------  |,
        j     h   n (n  - 1)       h  |  i=1  hij       n        |
                   h  h               |                  h       |
                                      --                        --

     где: f  - доля отбора из h-того слоя:
           n

     f  = n  / N .
      h    h    h

     Выборочная оценка числа ЕН j-ои области:

               N
     ^          h
     N  = SUM  -- n  .
      j    h   n   hj
                h

     Оценка среднего значения признака по j-ой области:

     -    ^
     Y  = Y  / N .
      j    j    j

     Коэффициент вариации суммарного значения признака:

               /-----
              /  ^
            \/ V(Y )
                  j
     k    = --------- .
      var      ^
               Y
                j

     Границы доверительного   интервала   для   суммарного    значения
признака:
         ^
     Y = Y  +/- t  k   ,
          j      p  var

    где t  - квантиль  стандартного  нормального  распределения    или
         p
распределения Стьюдента,  соответствующий доверительной вероятности p.
Если объем  выборки  больше  60,  то  t берется из таблиц стандартного
                                       p
нормального распределения,  в  противном случае t находится по таблице
                                                 p
распределения Стьюдента.

                 9. Формирование итогов обследования

     Распространие результатов выборочного наблюдения производится  на
региональном уровне по всем показателям формы N 1 (рабочая сила).
     Полученные выборочные  данные  распространяются  на  регламентные
подсовокупности  (области изучения) генеральной совокупности,  а также
на генеральную совокупность в целом  по  формуле  простого  оценивания
(среднего на единицу).
     Итоги обследования  формируются  в  виде  аналитических   таблиц,
содержащих сводные данные о величине,  составе,  структуре расходов на
рабочую  силу  по  элементам  затрат,  средних  затратах   на   одного
работника,   на   один  отработанный  и  оплаченный  человеко  -  час,
представленные в различных разрезах и группировках.
     С регионального   уровня   по  разработанным  макетам  информация
передается на федеральный уровень для формирования итогов в  целом  по
России.
     Результаты обследования,  проведенного  органами  государственной
статистики,  публикуются  в  официальных изданиях Госкомстата России и
предоставляются потребителям.

                                           Управление статистики труда

                                                        Приложение N 1

                     ПЕРЕЧЕНЬ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

----------------------------------------------------------------------
|                 Наименование                  |    Код по ОКОНХ    |
|-----------------------------------------------|--------------------|
| Всего                                         |       00001        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
| Промышленность                                |       10000        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
|   электроэнергетика                           |       11100        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
|   топливная промышленность                    |       11200        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
|   черная металлургия                          |       12100        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
|   цветная металлургия                         |       12200        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
|   химическая и нефтехимическая промышленность |                    |
|   (включая химико - фармацевтическую)         |   13000 + 19310    |
|-----------------------------------------------|--------------------|
|   машиностроение и металлообработка (включая  |                    |
|   промышленность медицинской техники)         |   14000 + 19320    |
|-----------------------------------------------|--------------------|
|   лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно - |                    |
|   бумажная промышленность                     |       15000        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
|   промышленность строительных материалов      |       16100        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
|   стекольная и фарфоро - фаянсовая            |                    |
|   промышленность (включая производство        |                    |
|   медицинских изделий из стекла и фарфора)    |       19330        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
|   легкая промышленность                       |       17000        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
|   пищевая промышленность                      |       18000        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
|   другие отрасли промышленности               |       19000        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
| Транспорт                                     |       51000        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
|   железнодорожный                             |       51110        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
|   автомобильный                               |       51121        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
|   авиационный                                 |       51300        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
| Связь                                         |       52000        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
| Строительство                                 |       60000        |
|                                               | (с 61000 по 69000) |
|-----------------------------------------------|--------------------|
| Торговля                                      |        70020       |
|-----------------------------------------------|--------------------|
| Общественное питание                          |        71300       |
|-----------------------------------------------|--------------------|
| Материально - техническое снабжение, сбыт и   |                    |
| заготовки                                     |        80000       |
|-----------------------------------------------|--------------------|
| Заготовки                                     |        81000       |
|-----------------------------------------------|--------------------|
| Информационно - вычислительное обслуживание   |        82000       |
|-----------------------------------------------|--------------------|
| Операции с недвижимым имуществом              |        83000       |
|-----------------------------------------------|--------------------|
| Общая коммерческая деятельность по            |                    |
| обеспечению функционирования рынка            |        84000       |
|-----------------------------------------------|--------------------|
| Геология и разведка недр                      |        85000       |
|-----------------------------------------------|--------------------|
| Прочие виды деятельности сферы материального  |                    |
| производства                                  |  87000 без 87400   |
|-----------------------------------------------|--------------------|
| Жилищно - коммунальное хозяйство, не-         |                    |
| производственные виды бытового обслуживания   |                    |
| населения                                     |       90000        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
| Финансы, кредит, страхование, пенсионное      |                    |
| обеспечение                                   |       96000        |
|-----------------------------------------------|--------------------|
|   из них банковская деятельность              |       96100        |
----------------------------------------------------------------------

                                                        Приложение N 2

                     ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

---------------------------------------------------------------------
|                                 |            Коды по КФС          |
|---------------------------------|---------------------------------|
| Всего                           | 01 = 38 <*> + 39 <*>            |
|---------------------------------|---------------------------------|
|   в том числе:                  |                                 |
| государственные и муниципальные | 38 <*> = 11 <**> + 12 + 13 + 14 |
| организации                     |                                 |
|---------------------------------|---------------------------------|
| негосударственные организации   | 39 <*> = 15 + 16 + 17 + 20 + 30 |
---------------------------------------------------------------------
--------------------------------
     <*> Иноаспектные коды.
     <**> Для предприятий, имеющих код 11 по КФС.