ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОЧНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ НА РАБОЧУЮ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАТИСТИКЕ 29 июня 1999 г. N 48 (НЦПИ) Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет: Утвердить прилагаемые Методологические положения по проведению выборочного статистического наблюдения организаций о составе затрат на рабочую силу и ввести их в действие с июля 1999 года. Исполняющий обязанности Председателя Госкомстата России В.Л. СОКОЛИН 29 июня 1999 г. N 48 УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Госкомстата России от 29 июня 1999 года N 48 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОЧНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ НА РАБОЧУЮ СИЛУ Настоящие Методологические положения разработаны для обеспечения статистического наблюдения за составом затрат организаций на рабочую силу. 1. Цель обследования Целью проведения выборочного статистического наблюдения о составе затрат работодателя на рабочую силу является получение репрезентативной информации об уровне, структуре и динамике затрат, произведенных организациями в пользу работников, по субъектам Российской Федерации, отраслям экономики и промышленности, формам собственности. Сбор сведений от организаций осуществляется на выборочной основе с последующим распространением данных по всем показателям на генеральную совокупность в целом по территории, по наблюдаемым отраслям экономики и формам собственности. Анализ результатов обследования позволяет выявить особенности социальной политики организаций в зависимости от отрасли экономики, размера организации, территории, формы собственности. 2. Система показателей Обследование организаций проводится один раз в два года по форме федерального государственного статистического наблюдения N 1 (рабочая сила) "Сведения о составе затрат организации на рабочую силу". Бланк обследования состоит из двух основных и справочного разделов, содержащих показатели, данные по которым заполняются по итогам деятельности организации за год. В первый раздел включены показатели, характеризующие среднесписочную численность работников, количестве отработанных и оплаченных человеко - часов. Второй раздел содержит показатели, характеризующие затраты организации на рабочую силу, сгруппированные по направлениям затрат в 10 групп, соответствующих Международной классификации затрат, рекомендованной Международной организацией труда (МОТ): - оплата за отработанное время; - оплата за неотработанное время; - единовременные поощрительные выплаты; - выплаты на питание, жилье, топливо, включаемые в заработную плату; - расходы по обеспечению работников жильем; - расходы организации на социальную защиту работников; - расходы на профессиональное обучение; - расходы на культурно - бытовое обслуживание; - налоги, связанные с использованием рабочей силы; - расходы, не отнесенные к ранее приведенным классификационным группам. В составе этих групп выделены показатели, характеризующие структуру заработной платы, натуральную оплату труда, платное обучение работников в учебных заведениях, взносы в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование, по договорам личного, имущественного и иного страхования и др. Справочный раздел содержит отдельные финансовые показатели. 3. Единицы наблюдения Объектами наблюдения являются юридические лица, их обособленные подразделения, относящиеся к крупным, средним и малым организациям и удовлетворяющие следующим критериям: - основной вид деятельности должен относиться к сфере материального производства (кроме сельского и лесного хозяйства), а также к жилищно - коммунальному хозяйству, непроизводственным видам бытового обслуживания населения, финансам, кредиту, страхованию, пенсионному обеспечению (в соответствии с Приложением N 1); - среднесписочная численность работников за год должна превышать 10 человек; - среднемесячная заработная плата за год должна быть выше минимальной заработной платы. 4. Этапы работ по организации и проведению выборочного наблюдения На федеральном уровне: - методологическое сопровождение, разработка инструментария и программных средств для проведения выборочного обследования; - формирование итогов обследования в целом по России в разрезе субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и промышленности, форм собственности. На региональном уровне: - формирование генеральной совокупности организаций (основы выборки); - формирование выборочной совокупности организаций; - сбор первичной информации от организаций, ее ввод, контроль, корректировка, хранение; - распространение данных, полученных при выборочном наблюдении, на генеральную совокупность и расчет характеристик точности получаемых результатов; - формирование итогов по отраслям экономики и формам собственности; - передача на федеральный уровень распространенных данных в виде аналитических таблиц; - передача на федеральный уровень первичных данных по организациям выборочной совокупности с коэффициентами распространения по каждой организации для загрузки базы данных федерального уровня. Выборочное наблюдение осуществляется с использованием адаптированного пакета программ "Методы несплошного статистического наблюдения" (ПП МНСН), разработанного МИПКом Госкомстата России. 5. Формирование основы выборки Основа выборочной совокупности для проведения обследования по форме N 1 (рабочая сила) "Сведения о составе затрат организации на рабочую силу" формируется территориальными органами государственной статистики следующим образом: - из Перечня объектов статистического наблюдения по унифицированной форме N П-4 (включая малые организации, попавшие в выборку), сформированного на основе Генеральной совокупности, выгружаются объекты наблюдения по заданным в алгоритме признакам с обязательной призначной частью, включающей имеющиеся в структуре записи Генеральной совокупности реквизиты: код ОКПО, код СОАТО, код ОКОНХ основного вида деятельности, код ОКДП основного вида деятельности, код КФС, а также дополнительный признак "тип предприятия" - крупное (среднее) или малое. Полученный перечень единиц наблюдения программно дополняется статистическими показателями: среднесписочная численность работников, фонд заработанной платы работников списочного состава, среднемесячная заработная плата. Данные по указанным показателям по кругу крупных и средних организаций импортируются из пообъектной базы данных "Оперативная статистика" за январь - декабрь обследуемого года, сформированной на основании отчетов по форме N П-4. Данные по малым предприятиям из базы данных "Оперативная статистика" импортируются только по тем объектам, которые отчитывались по форме N П-4 (за исключением прекративших свою деятельность в конце обследуемого года или в текущем году). В перечень единиц наблюдения могут войти организации, имеющие один код ОКПО и несколько кодов ОКОНХ (аналогично порядку, действующему для формы N П-4). Основа выборки формируется в табличном виде по следующим реквизитам и показателям: ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Код | Код | Код | Код | Код | Тип | Среднесписочная | Фонд заработной | Среднемесячная | | п/п | ОКПО | СОАТО | ОКОНХ | ОКДП | КФС | предприятия | численность | платы работников | заработная | | | | | | | | (крупное | работников за | списочного | плата (рублей) | | | | | | | | или малое) | год, чел. | состава за год, | | | | | | | | | | | тыс. рублей | | |-----|------|-------|-------|------|-----|-------------|-----------------|------------------|--------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Гр. 10 рассчитывается по формуле: гр. 9 x 1000 ------------ гр. 8 x 12 С помощью программного обеспечения из этого перечня исключаются объекты: - осуществляющие виды деятельности, не включенные в Перечень отраслей экономики, приведенный в Приложении N 1; - со среднесписочной численностью работников менее 10 человек; - среднемесячная заработная плата в которых за обследуемый год была ниже минимальной заработной платы. В результате сформирована основа выборки. 6. План выборки. Формирование выборочной совокупности Выборочная совокупность создается на основе планово - обоснованного подхода - многомерного расслоенного случайного отбора с простой оценкой показателей по среднему в страте на единицу. Начальным этапом формирования выборочной совокупности является расслоение (стратификация, группировка). Расслоение единиц наблюдения (ЕН) генеральной совокупности осуществляется на уровне каждой территории по трем признакам: - вид деятельности ЕН - 31 слой (в соответствии с определенными в Приложении N 1 отраслями экономики по ОКОНХ); - форма собственности - 2 слоя (в соответствии с Приложением N 2); - среднесписочная численность работников - 6 слоев. При определении границ слоев по численности используется апроксимационное правило минимизации дисперсии Экмана. Число единиц наблюдения - организаций, подлежащих обследованию (объем выборки), по субъектам Российской Федерации определяется, исходя из того, что значение коэффициента вариации по показателю размещения - "среднемесячная заработная плата" не должно превышать 5%. Число единиц наблюдения, выбираемых из слоя, определяется в соответствии с оптимальным размещением по Нейману по показателю "среднемесячная заработная плата", т.е. пропорционально произведению числа ЕН в слое на квадратный корень из его дисперсии. При расслоенном случайном отборе с неизменным общим объемом выборки n дисперсия оценки показателя (суммарного значения признака) минимальна, если N S h h n = n ---------, h SUM N S h h где: n - число ЕН, выбираемых из h-го слоя, h N - объем h-го слоя, h 2 а S - дисперсия h-го слоя: h 2 1 H - 2 S -------- SUM (x - x ) , h (N - 1) i=1 hi h h где: h - число слоев, x - базовое значение признака i ЕН h-го слоя (среднемесячная hi заработная плата), - x - среднее значение признака по h-тому слою. h 7. Обработка полных неответов единиц наблюдения Для обработки полных неответов респондентов совокупность неответивших организаций должна быть разделена на три следующие группы. К каждой группе полных неответов применяется свой метод коррекции и восстановления данных. Первая группа - организации, данные по которым не восстанавливаются. К ним относятся организации, прекратившие или приостановившие свою деятельность в силу различных причин. Вторая группа - организации, о которых достоверно известно, что они, несмотря на отсутствие отчета, активны, ведут финансово - хозяйственную деятельность. Для восстановления данных по организациям второй группы применяется метод перевзвешивания (или заполнения по среднему в слое). Неответившей организации присваивается среднее значение ответивших в данном слое. Если не удается восстановить значения показателей по среднему в слое (например, когда в слое не окажется ни одной ответившей организации), тогда значениям показателей приписываются средние значения, рассчитанные по действующим организациям в укрупненной отрасли. Третья группа - организации, по которым не получена достоверная информация о том, действующие они или нет. Для восстановления данных по организациям третьей группы применяется метод заполнения случайным подбором в классах замещения (random hot deck within classes). Для этого выборочная совокупность организаций (как функционирующих и представивших отчет, так и ликвидированных) делится на классы по укрупненным отраслям экономики. Неответившей организации приписываются значения показателей выбранного случайным образом ответившего предприятия из соответствующего класса. 8. Оценивание показателей для областей изучения. Ошибки оценивания В связи с тем, что фактический вид деятельности или численность работников по отчету организации, попавшей в выборку, могут серьезно отличаться от учтенных при расслоении (стратификации), то при получении оценок показателей для областей изучения (разрезов) необходима постстратификация: распределение организаций по фактическому виду деятельности, по фактической численности, полученным по результатам выборочного обследования. Нижеуказанные y - текущие значения признака. Следующие обозначения относятся к единицам из слоя h, принадлежащим области изучения j. Число единиц: N ; SUM N = N . hj j hj h Число единиц в выборке: n ; SUM n = n . hj j hj h Результат наблюдения для отдельной единицы: y . hij n y - hj hij Выборочное среднее: y = SUM -----. hj i=1 n hj N y - hj hij Среднее по области изучения: Y = SUM -----. hj i=1 N hj Суммарное и среднее значения по всем слоям для области j, соответственно: Y - - j Y = SUM N Y ; Y = --, j h nj hj j Nj где: N = SUM N , j h nj так как в нашем случае n и n - случайные переменные, то оценкой hj h суммарного значения признака (показателя) для области j является: N n ^ h hj Y = SUM -- SUM y . j h n i=1 hij h Оценка дисперсии: -- -- 2 | 2 | N | n (SUM y ) | ^ h | hj 2 hij | V(Y ) = SUM ---------- (1 - f ) | SUM y - ----------- |, j h n (n - 1) h | i=1 hij n | h h | h | -- -- где: f - доля отбора из h-того слоя: n f = n / N . h h h Выборочная оценка числа ЕН j-ои области: N ^ h N = SUM -- n . j h n hj h Оценка среднего значения признака по j-ой области: - ^ Y = Y / N . j j j Коэффициент вариации суммарного значения признака: /----- / ^ \/ V(Y ) j k = --------- . var ^ Y j Границы доверительного интервала для суммарного значения признака: ^ Y = Y +/- t k , j p var где t - квантиль стандартного нормального распределения или p распределения Стьюдента, соответствующий доверительной вероятности p. Если объем выборки больше 60, то t берется из таблиц стандартного p нормального распределения, в противном случае t находится по таблице p распределения Стьюдента. 9. Формирование итогов обследования Распространие результатов выборочного наблюдения производится на региональном уровне по всем показателям формы N 1 (рабочая сила). Полученные выборочные данные распространяются на регламентные подсовокупности (области изучения) генеральной совокупности, а также на генеральную совокупность в целом по формуле простого оценивания (среднего на единицу). Итоги обследования формируются в виде аналитических таблиц, содержащих сводные данные о величине, составе, структуре расходов на рабочую силу по элементам затрат, средних затратах на одного работника, на один отработанный и оплаченный человеко - час, представленные в различных разрезах и группировках. С регионального уровня по разработанным макетам информация передается на федеральный уровень для формирования итогов в целом по России. Результаты обследования, проведенного органами государственной статистики, публикуются в официальных изданиях Госкомстата России и предоставляются потребителям. Управление статистики труда Приложение N 1 ПЕРЕЧЕНЬ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ---------------------------------------------------------------------- | Наименование | Код по ОКОНХ | |-----------------------------------------------|--------------------| | Всего | 00001 | |-----------------------------------------------|--------------------| | Промышленность | 10000 | |-----------------------------------------------|--------------------| | электроэнергетика | 11100 | |-----------------------------------------------|--------------------| | топливная промышленность | 11200 | |-----------------------------------------------|--------------------| | черная металлургия | 12100 | |-----------------------------------------------|--------------------| | цветная металлургия | 12200 | |-----------------------------------------------|--------------------| | химическая и нефтехимическая промышленность | | | (включая химико - фармацевтическую) | 13000 + 19310 | |-----------------------------------------------|--------------------| | машиностроение и металлообработка (включая | | | промышленность медицинской техники) | 14000 + 19320 | |-----------------------------------------------|--------------------| | лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно - | | | бумажная промышленность | 15000 | |-----------------------------------------------|--------------------| | промышленность строительных материалов | 16100 | |-----------------------------------------------|--------------------| | стекольная и фарфоро - фаянсовая | | | промышленность (включая производство | | | медицинских изделий из стекла и фарфора) | 19330 | |-----------------------------------------------|--------------------| | легкая промышленность | 17000 | |-----------------------------------------------|--------------------| | пищевая промышленность | 18000 | |-----------------------------------------------|--------------------| | другие отрасли промышленности | 19000 | |-----------------------------------------------|--------------------| | Транспорт | 51000 | |-----------------------------------------------|--------------------| | железнодорожный | 51110 | |-----------------------------------------------|--------------------| | автомобильный | 51121 | |-----------------------------------------------|--------------------| | авиационный | 51300 | |-----------------------------------------------|--------------------| | Связь | 52000 | |-----------------------------------------------|--------------------| | Строительство | 60000 | | | (с 61000 по 69000) | |-----------------------------------------------|--------------------| | Торговля | 70020 | |-----------------------------------------------|--------------------| | Общественное питание | 71300 | |-----------------------------------------------|--------------------| | Материально - техническое снабжение, сбыт и | | | заготовки | 80000 | |-----------------------------------------------|--------------------| | Заготовки | 81000 | |-----------------------------------------------|--------------------| | Информационно - вычислительное обслуживание | 82000 | |-----------------------------------------------|--------------------| | Операции с недвижимым имуществом | 83000 | |-----------------------------------------------|--------------------| | Общая коммерческая деятельность по | | | обеспечению функционирования рынка | 84000 | |-----------------------------------------------|--------------------| | Геология и разведка недр | 85000 | |-----------------------------------------------|--------------------| | Прочие виды деятельности сферы материального | | | производства | 87000 без 87400 | |-----------------------------------------------|--------------------| | Жилищно - коммунальное хозяйство, не- | | | производственные виды бытового обслуживания | | | населения | 90000 | |-----------------------------------------------|--------------------| | Финансы, кредит, страхование, пенсионное | | | обеспечение | 96000 | |-----------------------------------------------|--------------------| | из них банковская деятельность | 96100 | ---------------------------------------------------------------------- Приложение N 2 ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ --------------------------------------------------------------------- | | Коды по КФС | |---------------------------------|---------------------------------| | Всего | 01 = 38 <*> + 39 <*> | |---------------------------------|---------------------------------| | в том числе: | | | государственные и муниципальные | 38 <*> = 11 <**> + 12 + 13 + 14 | | организации | | |---------------------------------|---------------------------------| | негосударственные организации | 39 <*> = 15 + 16 + 17 + 20 + 30 | --------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Иноаспектные коды. <**> Для предприятий, имеющих код 11 по КФС. |