О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 Г. N 117-ФЗ "О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ". Приказ. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 24.07.02 101

              О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
             ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 Г. N 117-ФЗ "О БЕЗОПАСНОСТИ
                     ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ"

                                ПРИКАЗ

                      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

                           24 июля 2002 г.
                                N 101

                                 (Д)


     В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля  1997
г.  N  117-ФЗ  "О  безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание
законодательства Российской Федерации,  1997,  N 30,  ст.  3589) и  во
исполнение  Постановлений  Правительства  Российской  Федерации  от 16
октября 1997 г.  N 1320 "Об организации  государственного  надзора  за
безопасностью  гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства
Российской Федерации,  1997, N 42, ст. 4794) и от 20 мая 1998 г. N 466
"О   возложении  функций  государственного  надзора  за  безопасностью
судоходных гидротехнических  сооружений  на  Министерство  транспорта"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст. 2241)
приказываю:
     1. Утвердить прилагаемые Правила проведения надзора и контроля за
безопасностью судоходных гидротехнических сооружений.
     2. Возложить    на    федеральное    государственное   учреждение
"Российский  Речной  Регистр"  проведение  проверок   за   соблюдением
эксплуатирующими  организациями  норм и правил безопасности судоходных
гидротехнических сооружений,  ведение отраслевого раздела  Российского
регистра гидротехнических сооружений.

Министр
                                                               С.ФРАНК

Зарегистрировано в Минюсте РФ
30 июля 2002 г.
N 3634


                                                            Утвержден
ы
                                                              Приказом
                                                      Минтранса России
                                                    от 24 июля 2002 г.
                                                                 N 101

                               ПРАВИЛА
            ПРОВЕДЕНИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ
                СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

                          I. Общие положения

     1. Правила  проведения  надзора  и  контроля   за   безопасностью
судоходных гидротехнических сооружений (далее - Правила) разработаны в
соответствии с Федеральным законом от 21 июля  1997  г.  N  117-ФЗ  "О
безопасности  гидротехнических  сооружений"  <1>  (далее - Закон) и во
исполнение Постановлений  Правительства  Российской  Федерации  от  16
октября  1997  г.  N  1320 "Об организации государственного надзора за
безопасностью гидротехнических сооружений" <2>,  от 20 мая 1998  г.  N
466  "О  возложении  функций государственного надзора за безопасностью
судоходных  гидротехнических  сооружений  на  Министерство  транспорта
Российской Федерации" <3> и от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении
Положения о декларировании безопасности  гидротехнических  сооружений"
<4>.
     --------------------------------
     <1> Собрание законодательства Российской Федерации,  1997,  N 30,
ст. 3589.
     <2> Собрание законодательства Российской Федерации,  1997,  N 42,
ст. 4794.
     <3> Собрание законодательства Российской Федерации,  1998,  N 21,
ст. 2241.
     <4> Собрание законодательства Российской Федерации,  1998,  N 46,
ст. 5698.

     Настоящие Правила определяют организацию и проведение  надзора  и
контроля   за  безопасностью  судоходных  гидротехнических  сооружений
(далее - СГТС).
     2. В   настоящих   Правилах   используются  следующие  термины  и
определения:
     Безопасность гидротехнических      сооружений      -     свойство
гидротехнических сооружений,  позволяющее обеспечивать  защиту  жизни,
здоровья и законных интересов людей,  окружающей среды и хозяйственных
объектов.
     Декларация безопасности  гидротехнического сооружения - документ,
в котором обосновывается безопасность гидротехнического  сооружения  и
определяются   меры   по  обеспечению  безопасности  гидротехнического
сооружения с учетом его класса.
     Критерии безопасности  гидротехнического  сооружения - предельные
значения   количественных   и   качественных   показателей   состояния
гидротехнического    сооружения    и    условий    его   эксплуатации,
соответствующие  допустимому  уровню  риска  аварии  гидротехнического
сооружения   и   утвержденные  в  установленном  порядке  федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор
за безопасностью гидротехнических сооружений.
     Обеспечение безопасности    гидротехнического    сооружения     -
разработка    и    осуществление    мер   по   предупреждению   аварий
гидротехнического сооружения.
     Оценка безопасности  гидротехнического  сооружения  - определение
соответствия состояния  гидротехнического  сооружения  и  квалификации
работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденным
в порядке, определенном Законом.
     Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории,
сложившаяся   в результате  аварии  гидротехнического  сооружения,
которая  может  повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы,
ущерб   здоровью  людей  или  ущерб  окружающей  природной  среде,
значительные    материальные    потери    и   нарушение    условий
жизнедеятельности людей.
     Эксплуатирующая     организация     -   государственное    или
муниципальное  унитарное предприятие либо организация любой другой
организационно - правовой  формы, на   балансе  которой  находится
гидротехническое сооружение.

                   II. Организация государственного
                    надзора за безопасностью СГТС

     3. Государственный  надзор  за  безопасностью  СГТС  обеспечивает
Минтранс России (далее - орган надзора).
     4. Орган надзора выполняет следующие функции:
     - организация разработки и утверждение правил безопасности  СГТС,
утверждение критериев их безопасности;
     - организация проверок СГТС;
     - выдача  предписаний  об обеспечении безопасности СГТС,  а также
предписаний   о   приостановлении   или   прекращении   строительства,
реконструкции, восстановления, консервации или ликвидации СГТС;
     - установление во взаимодействии с МЧС России перечня  экспертных
центров,  имеющих  право проведения экспертизы деклараций безопасности
СГТС,  дополнительных требований к содержанию деклараций  безопасности
СГТС и методики их составления, формы деклараций безопасности, перечня
подлежащих декларированию объектов,  графика представления  деклараций
безопасности;
     - установление  квалификационных   требований   к   специалистам,
включенным   в   состав   экспертных   комиссий,  определение  порядка
формирования и  регламента  работы  экспертных  комиссий,  организация
обучения экспертов и обмена опытом их работы;
     - рассмотрение  деклараций   безопасности   СГТС   и   заключений
экспертных комиссий, их утверждение;
     - выдача  разрешения  на  строительство,  ввод  в   эксплуатацию,
эксплуатацию  или вывод из эксплуатации СГТС,  либо на его консервацию
или ликвидацию;
     - формирование    и    ведение   отраслевого   раздела   Регистра
гидротехнических сооружений (далее  -  Регистр  СГТС)  и  базы  данных
деклараций безопасности СГТС;
     - согласование  использования  территорий  СГТС,  русел   рек   и
прилегающих  к  ним  территорий  ниже  и  выше плотины (за исключением
предоставления  земельных   участков   в   водоохранных   зонах)   для
осуществления хозяйственной или иной деятельности;
     - участие   в   размещении   СГТС,   согласовании   заданий    на
проектирование,  проектов строительства и реконструкции СГТС, контроле
качества  их  строительства,  приемке  в  эксплуатацию,  а   также   в
согласовании правил эксплуатации СГТС;
     - участие в разработке  проектов  нормативных  правовых  актов  в
области безопасности СГТС;
     - иные функции,  предусмотренные законодательством о безопасности
гидротехнических сооружений.
     5. Организация,    осуществление,    координация    и    контроль
мероприятий,  направленных  на  обеспечение  надзора  за безопасностью
СГТС,  возлагаются на Департамент внутренних  водных  путей  (далее  -
ДВВП).
     6. При осуществлении надзора и  контроля  за  безопасностью  СГТС
проводятся   проверки   деятельности   эксплуатирующих   и   подрядных
организаций при эксплуатации СГТС,  их  строительстве,  реконструкции,
восстановлении или консервации в целях оценки соблюдения норм и правил
безопасности СГТС.
     Проверки проводятся      должностными      лицами     федеральных
государственных   учреждений,   подведомственных   Минтрансу   России,
перечень которых определяется в установленном Министерством порядке.
     По результатам  проверок  оформляются  акты,  в  которых   дается
заключение  о  соответствии  состояния  СГТС декларации безопасности и
назначаются мероприятия,  направленные на устранение нарушений норм  и
правил  безопасности СГТС,  а также условий лицензий,  необходимых при
осуществлении  деятельности  по  их  проектированию,  строительству  и
эксплуатации. Кроме того, в акте указываются:
     - данные о проверяемом объекте и эксплуатирующей организации;
     - дата и место проведения проверки;
     - фамилия,  имя,  отчество и должность лица  (лиц),  проводившего
проверку;
     - сведения о выявленных нарушениях;
     - сведения  об ознакомлении с актом представителя эксплуатирующей
организации,  а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, и
акт подписывается должностным лицом (лицами), проводившим проверку.
     При  наличии  нарушений  норм  и правил безопасности СГТС ДВВП
может   принять   решение   о  приостановлении   или   прекращении
строительства,   реконструкции,  восстановления,  консервации  или
ликвидации  гидротехнических сооружений,  а также об аннулировании
разрешения на эксплуатацию.
     7. Декларация  безопасности  СГТС  или  заявление эксплуатирующей
организации (в установленных  законодательством  Российской  Федерации
случаях)   является   основанием   для   государственной   регистрации
гидротехнического сооружения.  При внесении последнего в Регистр  СГТС
эксплуатирующей   организации   направляется  письменное  извещение  о
регистрации СГТС и присвоении ему соответствующего кода.
     8. После  утверждения  декларации  безопасности  СГТС ДВВП выдает
эксплуатирующей  организации  разрешение  на  строительство,  ввод   в
эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического
сооружения либо на его реконструкцию,  восстановление, консервацию или
ликвидацию.
     9. При аннулировании разрешения на строительство  и  эксплуатацию
СГТС  его  безопасность  обеспечивается эксплуатирующей организацией в
соответствии с предписанием ДВВП. При этом эксплуатирующая организация
разрабатывает и выполняет мероприятия по устранению причин,  приведших
к аннулированию разрешения на строительство и эксплуатацию СГТС.
     Обеспечение безопасности  СГТС,  которое подлежит консервации или
ликвидации, осуществляется эксплуатирующей организацией в соответствии
с   разрешением   на   консервацию   или   на  вывод  из  эксплуатации
гидротехнического  сооружения  с  целью  его  ликвидации,  а  также  в
соответствии с предписанием ДВВП о консервации или ликвидации СГТС.
     10. Надзор  и  контроль  за  безопасностью  СГТС   осуществляются
государственными инспекторами, которые при осуществлении своих функций
имеют право:
     - беспрепятственно  посещать  СГТС,  знакомиться с материалами по
вопросам их безопасности и организации технического контроля;
     - рассматривать  в  пределах  своей  компетенции случаи нарушения
норм и правил безопасности СГТС;
     - давать    обязательные    для    исполнения    эксплуатирующими
организациями  предписания  об   обеспечении   безопасности   СГТС   и
контролировать их исполнение в установленные сроки;
     - проверять   деятельность   физических   и   юридических    лиц,
осуществляющих  эксплуатацию  водохозяйственных  объектов либо ведущих
хозяйственную или  иную  деятельность  в  руслах  рек,  каналов  и  на
прилегающих к ним территориях и акваториях в границах гидроузла,  если
такая деятельность  может  оказывать  неблагоприятное  воздействие  на
безопасность СГТС;
     - участвовать в работе комиссий по приемке СГТС  в  эксплуатацию,
расследовании  причин  аварий,  аварийных  происшествий и чрезвычайных
ситуаций,  а   также   во   внеочередных   осмотрах   и   комиссионных
обследованиях, организуемых эксплуатирующими организациями;
     - получать от эксплуатирующих организаций информацию, необходимую
для выполнения возложенных на них функций.
     Перечень должностных лиц,  осуществляющих надзор  и  контроль  за
безопасностью  СГТС,  определяется  в  установленном Минтрансом России
порядке.
     11. Лица, осуществляющие надзор и контроль за безопасностью СГТС,
несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей  и
за  правильное  использование предоставленных им прав в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

                          III. Проверки СГТС

     12. На  СГТС  могут  проводиться  инспекционные,  общие и целевые
проверки.
     13. Инспекционные  проверки  выполняются  в  случаях,  когда  при
рассмотрении ДВВП  декларации  безопасности  и  заключения  экспертной
комиссии   выявляются  обстоятельства,  свидетельствующие  о  снижении
уровня безопасности СГТС.
     14. Общие и целевые проверки выполняются в соответствии с планом,
утвержденным  ДВВП.  Для  проведения   проверок   могут   привлекаться
подведомственные органу надзора государственные учреждения с учетом их
функций и компетенции.
     15. Общая проверка проводится на эксплуатируемом объекте один раз
в год с целью оценки соблюдения норм и правил безопасности СГТС.
     16. Эксплуатирующая  организация  перед  общей  проверкой готовит
справку об изменении характеристик  СГТС  по  позициям  информационных
материалов,  которые  предусмотрены  Инструкцией о ведении Российского
регистра гидротехнических сооружений <*>.  Достоверность  этих  данных
подтверждается в ходе проверки.
     --------------------------------
     <*> Утверждена МПР России, Минтопэнерго России, Минтрансом России
и Госгортехнадзором  России,  N  144,  К-3357,  К-14/367-ис,  01/229а,
зарегистрирована  Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа
1999 г., регистрационный N 1858.

     17. Общая проверка проводится по базовой программе (приложение  к
настоящим   Правилам),   в   которую   могут   вноситься   дополнения,
обусловленные необходимостью проверки информационных данных о  СГТС  и
соответствия     фактического    состояния    сооружения    декларации
безопасности.
     18. На  основании  акта  общей  проверки  в установленном порядке
вносятся, при необходимости, изменения в Регистр СГТС.
     19. Задачей   целевых   проверок   является   оценка  обеспечения
эксплуатирующими и подрядными организациями  безопасности  строящихся,
эксплуатируемых,  реконструируемых,  восстанавливаемых, консервируемых
или ликвидируемых СГТС,  а  также  оценка  условий  лицензий  на  виды
деятельности,  осуществляемые  на  этих сооружениях.  На сооружениях с
уровнем  безопасности  ниже  нормального  могут  проводиться   целевые
проверки по основным позициям базовой программы.
     20. Сроки    проведения    (периодичность)    целевых    проверок
устанавливаются  планом в зависимости от состояния сооружения и уровня
его безопасности, графика ремонтно - восстановительных и строительно -
монтажных  работ,  сроков  выполнения  эксплуатирующими  и  подрядными
организациями мероприятий по обеспечению безопасности СГТС,  указанных
в  декларации безопасности,  актах предыдущих проверок,  рекомендациях
комиссий по осмотрам и обследованиям, а также от других факторов.
     21. Первая  целевая  проверка  эксплуатируемого  СГТС  проводится
перед его внесением в  Регистр  СГТС.  Целью  этой  проверки  является
оценка  полноты  и  качества  информационных  материалов о сооружении,
представленных  эксплуатирующей  организацией.  С  учетом  результатов
проверки в установленном порядке сооружение включается в Регистр СГТС.

                IV. Разработка и проведение экспертизы
                       деклараций безопасности

     22. Перечень  подлежащих  декларированию  объектов   со   сроками
составления  деклараций  безопасности  и  перечень  экспертных центров
устанавливаются ДВВП во взаимодействии с  МЧС  России  и  утверждаются
приказом  Минтранса  России.  Контроль сроков представления деклараций
безопасности осуществляет ДВВП.
     23. Декларация    безопасности   представляется   декларантом   в
экспертный центр,  имеющий право проведения государственной экспертизы
деклараций безопасности СГТС.
     24. После   проведения   в   установленном   порядке   экспертизы
декларации   безопасности   экспертный   центр  направляет  экспертное
заключение (два экземпляра)  и  декларацию  в  ДВВП.  Контроль  сроков
проведения   экспертизы   осуществляет   ДВВП.  Заключение  экспертной
комиссии  приобретает  статус  заключения  государственной  экспертизы
декларации безопасности после его утверждения ДВВП.
     25. В случае отрицательного заключения экспертизы ДВВП возвращает
декларацию   безопасности  и  один  экземпляр  экспертного  заключения
декларанту,  который имеет право в установленном  порядке  потребовать
проведения повторной государственной экспертизы.
     26. При положительном заключении экспертизы ДВВП выносит  решение
об утверждении декларации безопасности.
     Утвержденные оригиналы  (подлинники)  декларации  безопасности  и
разрешения на эксплуатацию (ввод и вывод из эксплуатации, консервацию,
ликвидацию) с установленным сроком их действия,  заключения экспертизы
ДВВП  направляет  декларанту.  Последний представляет копии декларации
безопасности,  разрешения и заключения экспертизы  в  подведомственное
органу  надзора государственное учреждение,  которое ведет базу данных
деклараций безопасности,  производит анализ результатов декларирования
СГТС,  готовит  предложения по дополнительным требованиям к содержанию
декларации   безопасности,   методике   ее   составления   и    формам
представляемых материалов.

           V. Учет и анализ результатов надзора и контроля
                        за безопасностью СГТС

     27. Результаты надзора и контроля за  безопасностью  СГТС  должны
учитываться,   обобщаться  и  анализироваться  в  целях  разработки  и
реализации мероприятий по обеспечению безопасности СГТС.
     28. Учету и анализу подлежат:
     - акты, выдаваемые по результатам проверок;
     - уведомления эксплуатирующих организаций об устранении нарушений
норм и правил безопасности СГТС;
     - результаты деятельности, проводимой в соответствии с настоящими
Правилами;
     - сведения о состоянии безопасности СГТС по результатам работы за
год;
     - сведения  о ходе декларирования безопасности СГТС и предложения
о необходимости корректировки графика декларирования.
     29. При   проведении   анализа  результатов  надзора  и  контроля
следует:
     - классифицировать    выявленные    нарушения   безопасности   по
принадлежности к конкретному виду СГТС,  классу, нормативным правовым,
нормативно   -  техническим  и  другим  актам  в  области  обеспечения
безопасности;
     - учитывать  и обобщать результаты расследований нарушений норм и
правил  безопасности  СГТС,  делать  выводы  о  причинах  и   условиях
установленных нарушений;
     - устанавливать  причины  невыполнения  назначенных  мероприятий,
направленных  на устранение нарушений норм и правил безопасности СГТС,
и подводить результаты принятых мер по их исполнению;
     - формулировать   комплекс  проблемных  вопросов  по  обеспечению
безопасности СГТС;
     - давать характеристику состояния безопасности СГТС,  находящихся
на  балансе  Бассейновых  органов   государственного   управления   на
внутреннем  водном  транспорте  и  федерального унитарного предприятия
"Канал имени Москвы".


                                                            Приложение
                                                            к Правилам

                          БАЗОВАЯ ПРОГРАММА
        ОБЩЕЙ ПРОВЕРКИ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

     Проверка судоходных    гидротехнических     сооружений     (СГТС)
осуществляется по следующим позициям:
     1) наличие разрешительной и технической документации;
     2) оснащенность   СГТС  контрольно  -  измерительной  аппаратурой
(КИА);
     3) организация технического контроля состояния СГТС;
     4) состояние СГТС;
     5) выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС;
     6) готовность к локализации и ликвидации  опасных  повреждений  и
аварийных ситуаций.

         1) Наличие разрешительной и технической документации

    Проверяется наличие  разрешения  на  эксплуатацию  СГТС,  а  также
соответствие наличия,  комплектации, сроков действия и порядка ведения
технической    документации    требованиям   действующих   руководящих
документов.

           2) Оснащенность СГТС контрольно - измерительной
                          аппаратурой (КИА)

     Проверяются:
     - соответствие  количества  и  номенклатуры  работоспособной  КИА
проекту;
     - оценка достаточности имеющейся КИА для осуществления  надежного
контроля  состояния  СГТС  и  своевременного  выявления  повреждений и
процессов, которые могут привести к аварийной ситуации;
     - выполнение графика проверок КИА и ее метрологического контроля.

         3) Организация технического контроля состояния СГТС

     Проверяются:
     - структура    подразделений     эксплуатирующей     организации,
осуществляющих технический контроль состояния СГТС, укомплектованность
персоналом   этих   подразделений   и    соответствие    уровня    его
профессиональной подготовки квалификационным требованиям;
     - выполнение правил технической  эксплуатации  в  части  контроля
технического состояния СГТС;
     - оценка достаточности для обеспечения безопасности  СГТС  видов,
объемов,    периодичности   натурных   наблюдений   (инструментальных,
визуальных)   и    контрольно    -    профилактических    мероприятий,
осуществляемых  эксплуатирующей  организацией (осмотры,  обследования,
осушения камер и т.п.);
     - порядок  оценки  безопасности  СГТС  по  результатам наблюдений
(регулярность оценки,  анализ  данных  и  разработка  рекомендаций  по
обеспечению  надежности  и  безопасности  СГТС,  контроль  со  стороны
руководства       эксплуатирующей       организации,       привлечение
специализированных  научно - исследовательских и проектных организаций
для решения сложных вопросов эксплуатации и оценки безопасности СГТС);
     - наличие компьютерных систем мониторинга СГТС.

                          4) Состояние СГТС

     Проверке подлежат:
     - соответствие фактических режимов работы СГТС принятым в проекте
(с учетом возможных изменений);
     - соответствие параметров СГТС,  влияющих  на  его  безопасность,
проекту и требованиям действующих нормативных документов;
     - наличие  проектной  документации  на  конструктивные  изменения
СГТС;
     - наличие утвержденных критериев безопасности СГТС;
     - соответствие  значений  показателей состояния СГТС утвержденным
критериям безопасности СГТС;
     - соответствие  качественного уровня безопасности СГТС указанному
в информационных данных и действующей декларации безопасности.

      5) Выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС

     Проверяются:
     - выполнение планов - графиков наблюдений и обследований СГТС;
     - выполнение мероприятий по обеспечению и повышению  безопасности
СГТС, указанных в декларации безопасности;
     - выполнение рекомендаций комиссий по  инспекторским  осмотрам  и
специальным обследованиям;
     - выполнение мероприятий по обеспечению надежности и безопасности
СГТС,   регламентированных   приказами  и  распоряжениями  вышестоящих
организаций;
     - выполнение   мероприятий,   назначенных  по  итогам  предыдущих
проверок;
     - выполнение   правил   технической  эксплуатации  СГТС  в  части
подготовки   персонала    (обучение    и    повышение    квалификации,
противоаварийные тренировки, проверка знаний).

               6) Готовность к локализации и ликвидации
               опасных повреждений и аварийных ситуаций

     Проверяются:
     - наличие на СГТС плана,  согласованного с региональными органами
ГО и ЧС,  органами исполнительной власти и местного самоуправления, по
совместной  ликвидации  гидродинамических  аварий  и  их последствий с
участием  спецподразделений   и   с   использованием   материально   -
технических средств региона;
     - наличие плана оперативных действий эксплуатационного  персонала
СГТС при ликвидации аварийных ситуаций,  знание этого плана персоналом
в пределах своей компетенции;
     - наличие  средств  связи  с  персоналом  СГТС,  а  также системы
оповещения населения при угрозе прорыва напорного фронта;
     - наличие  на  СГТС сведений о произошедших за время эксплуатации
отказах, повреждениях и авариях, причинах их возникновения и признаках
проявления на начальных стадиях развития;
     - наличие на СГТС типовых конструктивно - технологических решений
или  рекомендаций по предотвращению развития и по ликвидации возможных
опасных повреждений  и  аварийных  ситуаций,  знание  этих  материалов
эксплуатационным персоналом в пределах своей компетенции;
     - наличие   необходимых   резервов    строительных    материалов,
оборудования,  комплектующих  и  запасных частей,  а также возможности
оперативного  задействования  землеройной   техники,   автотранспорта,
механизмов  и  водолазных средств для ликвидации опасных повреждений и
аварийных ситуаций;
     - состояние дорог,  мостов и подъездов в районе расположения и на
территории СГТС, состояние аварийных выходов для персонала.