ОБ ОБРАЩЕНИИ С ЗАПРОСОМ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 7 августа 2002 г. N 1154-РП (ПРМ) В связи с принятием Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества": 1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 3 статьи 11 и пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (приложение). 2. Поручить руководителю Московского земельного комитета внести предложение о представителе Правительства Москвы при рассмотрении запроса в Конституционном Суде Российской Федерации. 3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Толкачева О.М. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к распоряжению Правительства Москвы от 7 августа 2002 г. № 1154-РП ЗАПРОС О соответствии Конституции Российской Федерации пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 3 статьи 11 и пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001г. №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предписывает определять стоимость находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений в порядке установленном пунктами 2 и 3 указанной статьи. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 названного Федерального закона субъектом Российской Федерации устанавливается цена земли в поселениях с численностью населения: - свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки налога за единицу площади земельного участка; - от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; - до 500 тысяч человек, а также за пределами поселений в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года). До установления субъектом Российской Федерации цены земли применяется соответствующая минимальная ставка земельного налога. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 названного Федерального закона при продаже земельного участка к его стоимости применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования расположенных на земельном участке здания, строения, сооружения. Поправочные коэффициенты, учитывающие основной вид использования, утверждаются Правительством Российской Федерации в размере от 0,7 до 1,3. Нормы, аналогичные нормам пункта 2 статьи 2 названного Федерального закона, содержатся в пункте 7 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в соответствии с которым цена выкупа земельного участка устанавливается в поселениях с численностью населения: - свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки налога за единицу площади земельного участка; - от 500 тысяч до 3 миллионов - человек в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; - до 500 тысяч человек, а также за пределами поселений в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года). До установления цены выкупа земельных участков субъектами Российской Федерации цена соответствующих земельных участков определяется, исходя из указанных в настоящем пункте минимальных размеров. В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2001г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" при определении состава подлежащих приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий стоимость земельных участков таких предприятий "принимается равной пятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади в поселениях с численностью населения свыше 500 тысяч человек или трехкратному размеру ставки земельного налога в остальных случаях". Основанием для запроса является обнаруженная неопределенность в соответствии пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 3 статьи 11 и пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" Конституции Российской Федерации. Представляется, что установление указанными федеральными законами нерыночных, необоснованно заниженных цен продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не соответствуют следующим положениям Конституции Российской Федерации: части первой и второй статьи 8, согласно которой в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, признается и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; части первой статьи 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; части второй статьи 36, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно; пункту "в" части первой статьи 72, относящей к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей. Ограничение права субъекта Российской Федерации продавать землю в частную собственность по рыночным ценам нарушает конституционный принцип признания и защиты равным образом всех форм собственности. Устанавливая обязанность субъектов Российской Федерации продавать землю по фиксированным нерыночным ценам, указанные федеральные законы не установили аналогичного правила для случаев выкупа земельного участка из частной собственности для государственных или муниципальных нужд. Наряду с ограничением свободы экономической деятельности, происходит ущемление конституционного права субъектов Российской Федерации свободно распоряжаться землей, собственниками которой они являются. Устанавливая фиксированную цену продажи земельных участков федеральные законы № 137-ФЗ и № 178-ФЗ не учитывают, что земля является невосполнимым природным ресурсом. В особенности это относится к городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу, имеющим крайне ограниченные земельные ресурсы. Оспариваемые нормы федеральных законов фактически отменяют отдельные полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленные иными федеральными законами. Например, полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению порядка управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, закрепленные пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии с пунктом "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится только федеральная собственность. Собственность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований является исключительной компетенцией этих конституционных образований. Оспариваемыми нормами федеральных законов правомочие по установлению цены в отношении имущества, не находящегося в федеральной собственности, передается федеральному правительству, что выходит за пределы ведения Российской Федерации и превышает ее полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В данном случае при регулировании в соответствии с пунктом "в" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросов владения, пользования и распоряжения землей не учитываются положения части 2 статьи 8, частей 2 и 3 статьи 36 и пункта "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации. Ограничение цены продажи земли ведет к недополучению средств доходной части бюджетов разных уровней от продажи земельных участков, что не позволяет, в свою очередь, предусмотреть в расходной части бюджетов направление этих средств на развитие образования, здравоохранения, социального обеспечения граждан Российской Федерации, что приведет к ущемлению законных интересов народов, проживающих на соответствующих территориях. На основании пункта 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации Просим Конституционный Суд: Рассмотреть вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 3 статьи 11 и пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Приложение: 1. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" - 30 экз. 2. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" - 30 экз. 3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - 30 экз. 4. Квитанция об уплате государственной пошлины. |