О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О КОМПЛЕКСНОМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ". Постановление. Правительство Москвы. 06.08.02 607-ПП

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          6 августа 2002 г.
                                N 607

                                (ПРМ)


     В соответствии   с   постановлением   Правительства   Москвы   от
12.09.2000 N 726 "О мерах по совершенствованию законопроектной  работы
в   органах   исполнительной   власти   города"  Правительство  Москвы
постановляет:
     1. Одобрить   концепцию   закона  города  Москвы  "О  комплексном
природопользовании" (приложение).
     2. Департаменту  природопользования  и  охраны  окружающей  среды
Правительства Москвы в III квартале  2003  года  внести  на  заседание
Правительства  Москвы  проект  закона  города  Москвы  "О  комплексном
природопользовании".
     3. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
министра Правительства Москвы Бочина Л.А.


Мэр Москвы
                                                            Ю.М.Лужков

  
                                                            Приложение
                                  к постановлению Правительства Москвы
                                       от 6 августа 2002 года N 607-ПП

                Концепция проекта закона города Москвы
                  "О комплексном природопользовании"

                               Введение

     Генеральным планом развития города Москвы  установлены  различные
типы  функционального  назначения  территорий  города.  Проект  закона
города   Москвы   "О   комплексном   природопользовании"    предлагает
установление   природоохранных   нормативов  с  учетом  функциональных
различий территорий города,  установление  условий  природопользования
дифференцировано,  в  зависимости  от  места  расположения  объекта  в
городской среде.
     В настоящее время федеральным законодательством предусматривается
предоставление  субъектами  хозяйственной  и   иной   деятельности   -
природопользователями   проектных   материалов  отдельно  для  каждого
компонента  природной  среды  (атмосферный  воздух,  водные   объекты,
размещение   отходов   производства   и  потребления)  и  установление
нормативов  предельно  допустимых   выбросов,   предельно   допустимых
сбросов,  нормативов  образования и лимитов размещения отходов.  Сроки
представления  указанных  материалов  не  синхронизированы,   что   не
позволяет  при их отдельном рассмотрении проводить оценку комплексного
воздействия на окружающую среду при функционировании объекта.
     Введение городским    законом    обязательности    разработки   и
представления природопользователями  единого  проекта  воздействия  на
окружающую среду позволит провести комплексную оценку воздействия того
и иного субъекта - природопользователя с  учетом  взаимовлияния  сред,
определить     для     каждой    организации    объективные    условия
природопользования,  сформировать  единый  городской  банк  данных  по
загрязнителям  природной  среды,  который  необходимо использовать при
градостроительном планировании.

              Цель разработки, социально-экономическая и
                 экологическая эффективность принятия
                         закона города Москвы
                  "О комплексном природопользовании"

     Законопроект города  Москвы  "О  комплексном  природопользовании"
ориентирован на:
     - установление  условий  и  порядка  природопользования,  прав  и
обязанностей природопользователя;
     - реализацию  полномочий  органов государственной власти субъекта
Российской Федерации - города Москвы и органов местного самоуправления
в  сфере отношений,  связанных с охраной окружающей среды,  повышением
эффективности   системы   экологического   контроля   за    субъектами
хозяйственной   и  иной  деятельности,государственного  экологического
мониторинга, экологической экспертизы;
     - эффективное  регулирование  воздействия  хозяйственной  и  иной
деятельности на окружающую  среду  в  целях  сохранения  благоприятной
окружающей   среды  и  обеспечения  экологической  безопасности  путем
обеспечения комплексной  оценки  воздействия  на  элементы  окружающей
среды.
     Принятие закона города Москвы "О комплексном  природопользовании"
позволит:
     - обеспечить  конституционные  права  граждан  на   благоприятную
окружающую среду;
     - обеспечить приоритет ресурсо- и энерго- сберегающих технологий;
     - обеспечить    приоритет    предупредительных    мер    (затраты
природоохранных  мер  превентивного   характера   меньше   затрат   на
ликвидацию  последствий  аварий,  нанесших  вред  окружающей  среде) в
области охраны окружающей среды.

                Структура проекта закона города Москвы
                 "О комплексном природопользовании".

     Преамбула.

     В преамбуле  законопроекта  фиксируется  круг   регулируемых   им
отношений,  определяются  объекты  и способы правового регулирования в
области охраны окружающей среды.

     Раздел "Общие положения".

     В раздел  включаются  статьи,  регламентирующие   государственное
управление в сфере комплексного природопользования,  задачи и принципы
управления,  полномочия органов исполнительной власти города Москвы  в
данной сфере,  а также уполномоченного органа Правительства Москвы, на
который будет  возложено  непосредственное  осуществление  функций  по
разработке,   установлению   и   контролю   за   выполнением   условий
природопользования и соблюдением природоохранных нормативов.

     Раздел "Основные понятия, используемые в Законе".

     Предполагается введение и законодательное  закрепление  следующих
терминов      и      понятий:      природопользование,     разрешенное
природопользование,     объекты      природопользования,      субъекты
природопользования,         природопользователь,         ответственный
природопользователь,  природоохранные   мероприятия,   природоохранные
нормативы,   условия  природопользования,  корректирующий  коэффициент
природоохранных  нормативов  допустимого  воздействия  на   окружающую
среду,  индикатор  состояния  зеленых насаждений,  индикатор состояния
природных территорий.
     В настоящее  время  в  федеральном законодательстве такие понятия
отсутствуют,  что ведет к разобщенности представления документации,  к
удлинению  процедур  разработки  и согласования планов природоохранных
мероприятий,  выдачи  разрешений  (например,  в  случае   наличия   на
территории,  занимаемой  природопользователем,  субарендаторов,  также
осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с воздействием на
природную   среду).  Имеются  сложности  в  определении  хозяйствующих
субъектов, ответственных за соблюдение природоохранных нормативов.

     Раздел "Требования по установлению природоохранных  нормативов  и
условий  природопользования  для территорий различного функционального
назначения".

     Для обеспечения    устойчивого    функционирования     природных,
природно-антропогенных и антропогенных объектов на территории города в
соответствии с утвержденным Генеральным планом развития города  Москвы
градостроительным    зонированием   предлагается   следующая   система
установления природоохранных нормативов:

                     Производственные территории

     - в  градостроительной   документации   на   территорию   промзон
устанавливаются  условия  природопользования  для  данной территории в
целом;
     - введение квотирования допустимых выбросов, сбросов загрязняющих
веществ  в  окружающую  среду,  образования  отходов  производства   и
потребления     для     конкретного     объекта     с    учетом    его
социально-экономической  значимости  для   города,   планов   развития
округов, районов;
     - для природопользователей,  с учетом  социальной,  экономической
значимости   объекта   для   города,   устанавливаются  корректирующие
коэффициенты  природоохранных  нормативов,  утвержденные  нормативными
правовыми актами города Москвы.

            Жилые (смешанные), общественные территории

     - вне  зависимости  от  социальной  или  экономической значимости
субъекта  хозяйственной  или  иной  деятельности  действует  приоритет
благоприятной окружающей среды для населения;
     - природоохранные  нормативы  устанавливаются  при  условиях   их
соблюдения по границе объекта хозяйственной или иной деятельности.

         Природные (природоохранные, природно-рекреационные)
                              территории

     - введение     корректирующего    коэффициента    природоохранных
нормативов для субъектов хозяйственной и иной деятельности;
     - разработка   природоохранных   нормативов   в   соответствии  с
категорией  природных  территорий  (геохимический  индекс,  индикаторы
состояния зеленых насаждений).

     Раздел "Порядок   установления   условий   природопользования   и
природоохранных нормативов".

     Природоохранные нормативы  и   условия   природопользования   для
территорий   различного   функционального  назначения  разрабатываются
органом   исполнительной   власти   города   Москвы,    осуществляющим
государственное   управление   в  области  охраны  окружающей  среды,и
утверждаются нормативными правовыми актами города Москвы.
     Сроки достижения   природоохранных   нормативов   устанавливаются
органом  исполнительной  власти  города  Москвы   в   области   охраны
окружающей среды.

     Раздел "Виды     документации     по     установлению     условий
природопользования и природоохранных нормативов".

     Хозяйствующий субъект (субъект иной  деятельности)  разрабатывает
единый  проект  по оценке воздействия на компоненты окружающей среды и
представляет  его  в  орган  исполнительной  власти   города   Москвы,
осуществляющий  государственное управление в области охраны окружающей
среды, для установления природоохранных нормативов.
     Установленные условия    природопользования   и   природоохранные
нормативы включаются в  состав  документов  по  земельно-имущественным
отношениям ответственного природопользователя.
     Раздел "Требования по формированию и ведению  автоматизированного
банка   данных   ответственных   природопользователей   и   источников
воздействия на окружающую среду".

     В соответствии  со  статьей  6  Федерального  закона  "Об  охране
окружающей  среды"  в  полномочия субъекта Российской Федерации входит
ведение реестра  объектов  и  источников  негативного  воздействия  на
окружающую среду.

     Раздел "Ответственность   за   нарушение   установленных  условий
природопользования,  природоохранных нормативов  и  сроков  выполнения
мероприятий по их достижению".

     Ответственность по    достижению   и   соблюдению   установленных
природоохранных    нормативов    возлагается     на     ответственного
природопользователя.
     При не   достижении   в   установленные   сроки   природоохранных
нормативов    используются    повышающие    коэффициенты    платы   за
природопользование.

     Раздел "Контроль  за  соблюдением   нормативов   воздействия   на
окружающую среду и условий природопользования".

     Государственный экологический     контроль     за     соблюдением
установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и
условий   природопользования   осуществляется   федеральными  органами
исполнительной  власти  и  органами  исполнительной  власти   субъекта
Российской    Федерации    -    города   Москвы   в   соответствии   с
законодательством  в  области  охраны  окружающей   среды   Российской
Федерации и города Москвы.
     Разработка законопроекта  "Об  экологическом  контроле  в  городе
Москве" включена в план работы на IV квартал 2002 года.

     Раздел "Экономический механизм природопользования".

     В городе  Москве применяется принцип платности природопользования
в соответствии с федеральным законодательством.
     Закон должен   реализовывать   также  принцип  возмещения  ущерба
окружающей среде:
     - общие принципы порядка определения размера ущерба;
     - механизм взыскания ущерба;
     - обязательства    и   ответственность   природопользователя   за
возмещение нанесенного ущерба окружающей среде;
     - принципы  стимулирования  природопользователей при добровольном
представлении информации о допущенном природоохранном  правонарушении,
гарантиях  ликвидации  и  ликвидации  последствий нанесенного ущерба в
полном объеме.
     Размер ущерба    должен   отражать   реальные   экономические   и
экологические     потери     города,     вызванные     природохранными
правонарушениями,  и  компенсировать в полном объеме затраты города на
ликвидацию последствий.