О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ В МИНЮСТЕ РОССИИ. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 06.08.02 109-Т

                    О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
           НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ В МИНЮСТЕ РОССИИ

                                ПИСЬМО
 
                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                          6 августа 2002 г.
                               N 109-Т

                                 (Д)
 

     Обращаем внимание    руководителей    структурных   подразделений
центрального аппарата Банка России на следующее.
     1. Согласно  статье  7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N
86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее
-  Закон) нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в
Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для
государственной  регистрации  нормативных  правовых  актов федеральных
органов исполнительной власти.
     В соответствии  с Законом не подлежат государственной регистрации
нормативные акты Банка России, устанавливающие:
     курсы иностранных валют по отношению к рублю;
     изменение процентных ставок;
     размер резервных требований;
     размеры обязательных  нормативов  для  кредитных  организаций   и
банковских групп;
     прямые количественные ограничения;
     правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
     порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
     Также не  подлежат  государственной  регистрации иные нормативные
акты Банка России,  которые в соответствии с  порядком,  установленным
для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации
в Министерстве юстиции Российской Федерации.
     2. Государственная   регистрация   нормативных   правовых   актов
федеральных  органов  исполнительной  власти  осуществляется  Минюстом
России  на  основании  Правил  подготовки  нормативных  правовых актов
федеральных  органов  исполнительной  власти  и   их   государственной
регистрации,   утвержденных  Постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 13  августа  1997  года  N  1009  (далее  -  Правила),  и
Разъяснений  о применении Правил подготовки нормативных правовых актов
федеральных  органов  исполнительной  власти  и   их   государственной
регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 14 июля 1999 года
N 217 (далее - Разъяснения Минюста России).
     В соответствии  с  пунктом  10  Правил  и  пунктом 12 Разъяснений
Минюста России государственной регистрации подлежат нормативные акты:
     - содержащие    правовые    нормы,   затрагивающие   гражданские,
политические,  социально -  экономические  и  иные  права,  свободы  и
обязанности  граждан  Российской Федерации,  иностранных граждан и лиц
без гражданства; гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции
Российской   Федерации   и   иных   законодательных  актах  Российской
Федерации; механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
     - устанавливающие   правовой   статус   организаций   -  типовые,
примерные  положения  об   органах,   организациях,   подведомственных
соответствующим  федеральным  органам  исполнительной власти,  а также
устанавливающие   правовой   статус   организаций,    выполняющих    в
соответствии   с   законодательством  Российской  Федерации  отдельные
наиболее важные государственные функции;
     - имеющие межведомственный характер,  то есть содержащие правовые
нормы,  обязательные для  других  федеральных  органов  исполнительной
власти и / или организаций,  не входящих в систему федерального органа
исполнительной  власти,  утвердившего  (двух  или  более   федеральных
органов  исполнительной  власти,  совместно  утвердивших)  нормативный
правовой акт.
     3. При  возникновении  необходимости  внесения  изменений и / или
дополнений  в  нормативные  акты  Банка  России  рекомендуем  обращать
внимание  на  то,  проходил  ли  государственную регистрацию в Минюсте
России нормативный акт Банка России,  в который предполагается  внести
изменения и / или дополнения.
     Согласно пункту 18 Правил нормативные акты,  вносящие изменения и
дополнения  в  нормативные  правовые  акты,  прошедшие государственную
регистрацию  в  Минюсте   России,   также   подлежат   регистрации   в
установленном порядке.
     В случае,   если   нормативный   акт   Банка   России   не    был
зарегистрирован  в  Минюсте  России,  а  в  него предполагается внести
изменения  и  дополнения,  которые   должны   быть   представлены   на
государственную  регистрацию  в  Минюст  России,  следует  разработать
единый новый нормативный акт и представить его в установленном порядке
на государственную регистрацию в Минюст России.
     При этом анализируемый нормативный акт,  а также все  нормативные
акты,  которые  вносили  в  него  изменения  и  дополнения  и  не были
зарегистрированы в Минюсте России,  следует признать утратившими  силу
отдельным    нормативным    актом,   не   подлежащим   государственной
регистрации.  Данный  нормативный   акт   должен   вступить   в   силу
одновременно  с  единым  новым  нормативным актом,  зарегистрированным
Минюстом России.
     В случае  необходимости  принятия  нормативного  акта о признании
утратившим   силу    нормативного    акта    Банка    России,    ранее
зарегистрированного в Минюсте России,  соответствующий нормативный акт
должен быть представлен на государственную регистрацию в установленном
порядке.
     Дополнительно напоминаем, что согласно пункту 7.4 Положения Банка
России  от  15  сентября  1997  года  N  519  "О  порядке подготовки и
вступления  в  силу  нормативных  актов  Банка  России"  необходимость
направления  на  государственную  регистрацию  нормативного акта Банка
России определяется Юридическим департаментом при визировании  проекта
этого нормативного акта.

                                                            А.А.КОЗЛОВ