О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 09.08.02 24-14/36672

                  О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
 
                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          9 августа 2002 г.
                            N 24-14/36672

                                 (Д)
 
 
     Управление Министерства Российской Федерации по налогам и  сборам
по г. Москве направляет обзор применения действующего законодательства
по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2002 года.
     29 мая  2002  года  принят  Федеральный закон N 57-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в часть вторую  Налогового  кодекса  Российской
Федерации  и  в  отдельные законодательные акты Российской Федерации",
который внес изменения в порядок определения объектов  налогообложения
по  налогу  на  добавленную стоимость,  уточнил основания для принятия
сумм налога к вычету и внес иные изменения,  касающиеся  исчисления  и
уплаты налога на добавленную стоимость.
     В связи с изменениями,  внесенными Федеральным законом  N  57-ФЗ,
утверждена   приказом   МНС  РФ  от  04.07.2002  N  БГ-3-03/342  форма
уведомления об  использовании  права  на  освобождение  от  исполнения
обязанностей  налогоплательщика,  связанных  с  исчислением  и уплатой
налога на добавленную стоимость согласно статье 145 НК РФ (доведено до
ИМНС письмом от 24.07.2002 N 24-14/33817).
     Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
03.07.2002 N  БГ-3-03/388  утверждена  форма  деклараций  по налогу на
добавленную  стоимость  (доведено  до  ИМНС  письмом   от   05.08.2002
N 24-14/35418).
     Постановлением Правительства Российской Федерации  от  27.11.2002
N 757  внесены изменения и дополнения в Правила ведения журналов учета
полученных и выставленных счетов - фактур,  книг покупок и книг продаж
при   расчетах   по  налогу  на  добавленную  стоимость,  утвержденные
постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.
     Также Министерством Российской Федерации по налогам и сборам даны
следующие   разъяснения    по    порядку    применения    действующего
законодательства.

                    В целях применения статьи 146

     Министерство Российской  Федерации по налогам и сборам письмом от
22.04.2002  N  03-1-09/1130/15-П581   разъяснило,   что   деятельность
застройщика   по   выполнению  им  функций  организации  строительства
объектов,  контролю  за  его  ходом,  ведение   бухгалтерского   учета
производимых  при  этом  затрат,  в  том  числе  технического надзора,
следует рассматривать как оказание услуг,  которые подлежат  обложению
налогом на добавленную стоимость на общих основаниях (доведено до ИМНС
письмом от 22.05.2002 N 24-14/23579).
     Министерство РФ   по  налогам  и  сборам  письмом  от  19.04.2002
N 03-1-09/1067/17-П369 сообщает следующее.
     Согласно положениям    статьи    39    Налогового    кодекса   РФ
предоставление за плату прав на объекты интеллектуальной собственности
в целях налогообложения признается услугой.
     В соответствии  с  пунктом  1  статьи  146  НК  РФ  операции   по
реализации  услуг  по  предоставлению  в  пользование  прав на объекты
интеллектуальной   собственности   подлежат   обложению   налогом   на
добавленную  стоимость  в  общеустановленном порядке (доведено до ИМНС
письмом от 20.05.2002 N 24-14/23122).
     Министерство Российской  Федерации по налогам и сборам письмом от
08.04.2002 N 21-3-05/50-Н563 разъяснило  порядок  налогообложения  НДС
платежей  за  право  на  заключение договора аренды земли,  средств от
продажи земельных участков и вторичных сделок с земельными участками.
     В соответствии  с  подпунктом  4  пункта  2  статьи  146 НК РФ не
признается реализацией выполнение  работ  (оказание  услуг)  органами,
входящими  в систему органов государственной власти и органов местного
самоуправления,  в рамках выполнения  возложенных  на  них  функций  в
случае,  если  обязательность  выполнения  указанных  работ  (оказания
услуг)    установлена    законодательством    Российской    Федерации,
законодательством   субъектов  Российской  Федерации,  актами  органов
местного самоуправления.
     Статьей 38  Земельного  кодекса  РФ  установлено,  что в качестве
продавца  права  на  заключение  договора  аренды  земельного  участка
выступает   исполнительный  орган  государственной  власти  или  орган
местного самоуправления.
     Согласно Положению   о  Федеральной  службе  земельного  кадастра
России, утвержденному постановлением Правительства  РФ  от  11.01.2001
N 22,  Федеральная  служба  земельного кадастра России (Росземкадастр)
является федеральным органом исполнительной власти по государственному
управлению земельными ресурсами.
     Федеральная служба земельного кадастра России  осуществляет  свои
полномочия  как  непосредственно,  так  и  через  свои территориальные
органы.
     Таким образом,   Росземкадастр   и  его  территориальные  органы,
составляя  систему  органов   государственной   власти,   осуществляют
функции,  возложенные на них Земельным кодексом РФ в области земельных
отношений.
     Учитывая вышеизложенное,   платежи,   взимаемые  территориальными
органами Росземкадастра (Москомземом)  за  право  заключения  договора
аренды,  поступающие  в  соответствующие  уровни бюджетов,  налогом на
добавленную стоимость не облагаются.
     Что касается   налогообложения   вторичных  сделок  с  земельными
участками,  то операции по передаче прав и  обязанностей  по  договору
аренды земельных участков третьими лицами, а также передача земельного
участка в субаренду облагаются налогом  на  добавленную  стоимость  на
общих основаниях, т.к. данные операции являются операциями по оказанию
платных услуг арендатором другому лицу (доведено до  ИМНС  письмом  от
25.06.2002 N 24-14/28715).

                    В целях применения статьи 149

     По подпункту 1 пункта 2.
     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом  от
11.04.2002 N 03-1-09/992/19-О234 сообщает порядок применения льготного
режима налогообложения по линзам и оправам для очков.
     Согласно абзацу  6  подпункта  1  пункта  2  статьи  149 НК РФ от
налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены  линзы  и
оправы  для  очков  по  перечню,  утвержденному  Правительством  РФ от
28.03.2001 N 240 "Об утверждении перечня линз и оправ  для  очков  (за
исключением солнцезащитных),  реализация которых не подлежит обложению
налогом на добавленную стоимость".
     Вместе с тем согласно абзацу 2 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК
РФ от налогообложения налогом  на  добавленную  стоимость  освобождена
важнейшая  и  жизненно  необходимая  медицинская  техника  по перечню,
утвержденному Правительством Российской Федерации от 17.01.2002  N  19
"Об  утверждении  перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской
техники,  реализация которой на  территории  Российской  Федерации  не
подлежит  обложению  налогом на добавленную стоимость".  В связи с тем
что в подпункт 10  данного  перечня  включены  очки  (код  ОКП  группы
944200), то реализация очков (код ОКП 944260) освобождена от налога на
добавленную  стоимость  по   перечню,   утвержденному   постановлением
Правительства РФ от 17.01.2002 N 19.
     При использовании    перечня,    утвержденного     постановлением
Правительства  РФ  от 17.01.2002 N 19,  следует принимать во внимание,
что оправы очковые (код А-ОКП-944265), линзы для коррекции зрения (код
ОКП  948000)  освобождаются  от  налога  на  добавленную  стоимость  в
соответствии с вышеуказанным  порядком,  а  именно  в  соответствии  с
абзацем  6  подпункта  1  пункта  2  статьи  149  НК  РФ,  по перечню,
утвержденному постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
28.03.2001  N  240  "Об  утверждении  перечня  линз  и оправ очков (за
исключением солнцезащитных),  реализация которых не подлежит обложению
налогом на добавленную стоимость".
     Министерство здравоохранения  Российской  Федерации  письмом   от
25.03.2002    N   2510/2698-02-23   разъяснило   порядок   определения
принадлежности   медицинской   техники   к   перечню,    утвержденному
постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19.
     По подпункту 11 пункта 2.
     Министерство финансов  Российской Федерации письмом от 24.02.2002
N  23-03-03/410   разъяснило   порядок   лицензирования   операций   с
драгоценными  металлами  и  драгоценными  камнями  (доведено  до  ИНМС
письмом от 27.05.2002 N 24-14/24300).
     По подпункту 19 пункта 2.
     Управление Министерства Российской Федерации по налогам и  сборам
по  г.  Москве письмом от 31.05.2002 N 24-14/29012 направило Примерную
программу и Методические рекомендации по порядку  проведения  проверки
обоснованности  применения  льготы  по налогу на добавленную стоимость
при реализации товаров (работ,  услуг) в рамках оказания безвозмездной
помощи (содействия) Российской Федерации.
     По подпункту 16 пункта 3.
     Департамент экономической  политики и развития г.  Москвы письмом
от  22.05.2002  N  ДПР/2-3/11-171(2)  направил  перечень  организаций,
выполняющих  в  2002  году  научно  -  исследовательские  разработки в
области градостроительства по городскому заказу, финансируемых за счет
средств   бюджета   г.   Москвы   и   в   соответствии  с  действующим
законодательством освобождаемых от  налога  на  добавленную  стоимость
(доведено до ИМНС письмом от 03.06.2002 N 24-14/24997).
     Департамент финансов   г.   Москвы    письмом    от    30.05.2002
N 08-02-06/106  направил  перечень  организаций,  выполнявших НИОКР по
плану развития науки и технологий в  интересах  города  на  2001  год,
финансировавшихся  из  городского бюджета и подлежащих освобождению от
НДС (доведено до ИМНС письмом от 19.06.2002 N 24-14/27850).
     Министерство Российской  Федерации по налогам и сборам письмом от
07.05.2002 N  ВГ-6-02/657  сообщило  реестр  внебюджетных  фондов  для
финансирования  научных  исследований  и экспериментальных разработок,
зарегистрированных Министерством промышленности,  науки  и  технологий
Российской Федерации и действовавших в IV квартале 2001 года (доведено
до ИМНС письмом от 21.05.2002 N 26-08/23449).
     Управление Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам
по г.  Москве письмом  от  06.06.2002  N  24-14/25918  довело  порядок
проведения контрольных мероприятий и перечень документов,  необходимых
для подтверждения применяемых налогоплательщиками льгот, установленных
статьей 149 НК РФ.

                    В целях применения статьи 164

     По подпункту 1 пункта 1.
     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом  от
05.04.2002 N 03-3-06/893/32-Н435 разъясняет следующее.
     Подпунктом 2  пункта  1  статьи  164  НК  РФ  предусмотрено,  что
налогообложение  по  ставке  0  процентов  производится при реализации
работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке
экспортируемых  за  пределы  территории Российской Федерации товаров и
импортируемых  в   Российскую   Федерацию,   выполняемых   российскими
перевозчиками.
     Транспортировка грузов   может   осуществляться   на    основании
договоров морской перевозки, а также договоров фрахтования.
     При этом  перевозчиком  может  выступать   как   судовладелец   -
собственник  судна,  так  и  судовладелец  или фрахтователь,  временно
владеющий  судном  на  основании   договора   фрахтования   судна   на
определенный   срок,  оказывающий  услуги  по  транспортировке  грузов
отправителям грузов и получающий от них оплату за оказание этих услуг.
     Таким образом,   российский  налогоплательщик  (судовладелец  или
фрахтователь),    непосредственно    осуществляющий    транспортировку
экспортируемых    (импортируемых)   товаров,   фактически   являющийся
перевозчиком и получающий оплату  за  услуги  по  перевозке  указанных
товаров, может реализовать свое право на применение налоговой ставки 0
процентов и налоговых вычетов при условии  представления  в  налоговые
органы всех документов,  предусмотренных статьей 165 НК РФ.  Указанный
порядок   налогообложения   не   распространяется   на    услуги    по
предоставлению во временное пользование судов для иных целей торгового
мореплавания  как  с  экипажем,  так  и   без   экипажа,   оказываемые
судовладельцами фрахтователям.
     Что касается  документального   оформления   договора   перевозки
экспортируемых (импортируемых) товаров,  то независимо от формы (вида)
договора  он  должен  содержать  обязательные  реквизиты,  позволяющие
однозначно   определить   фактического   перевозчика,   отправителя  и
получателя товара.
     Также необходимо  отметить,  что  российские порты при реализации
работ (услуг) по  погрузке  и  перегрузке  экспортируемых  за  пределы
территории  Российской  Федерации товаров могут реализовать свое право
на применение налоговой ставки 0 процентов  и  налоговых  вычетов  при
представлении в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 4
статьи 165  НК  РФ  и  подтверждающих  фактический  экспорт  указанных
товаров.
     Управление Министерства Российской Федерации по налогам и  сборам
по  г.  Москве письмом от 10.04.2002 N 25-08/1901 ДСП довело Регламент
проведения  предварительных  контрольных  мероприятий  за  соблюдением
экспортерами   законодательства   о   налогах  и  сборах  с  указанием
конкретных  мероприятий  и   действий   при   проведении   контрольных
мероприятий,   необходимых   для  принятия  обоснованного  решения  по
возмещению налога на добавленную стоимость.
     Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
по г.  Москве  и  Управлением  Федеральной  службы  налоговой  полиции
Российской Федерации по г. Москве издан приказ от 11.07.2002 N 408/130
"Об  организации  и  проведении  мероприятий  налогового  контроля  за
правомерностью  возмещения сумм налога на добавленную стоимость",  где
установлены  критерии  отбора  налогоплательщиков  для   осуществления
контроля  налоговыми  органами  во взаимодействии с органами налоговой
полиции  за  применением  налогоплательщиками   налоговой   ставки   0
процентов  по  налогу на добавленную стоимость и возмещением (зачетом,
возвратом) сумм налога на добавленную стоимость, фактически уплаченных
поставщиками    товаров    (работ,    услуг),    и   критерии   отбора
налогоплательщиков, заявивших значительные суммы налога на добавленную
стоимость к возмещению по операциям на территории Российской Федерации
(доведено до ИМНС письмом от 12.07.2002 N 25-08/3534 ДСП).
     По подпункту 7 пункта 1.
     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом  от
03.04.2002 N ВГ-6-23/410 "О внесении изменений и дополнений в перечень
государств,  в отношении дипломатических представительств которых и их
персонала   применяется   нулевая  ставка  по  налогу  на  добавленную
стоимость"  внесло  изменения  N  5  (доведено  до  ИМНС  письмом   от
18.04.2002 N 24-14/18164).
     По подпункту 3 пункта 1.
     Министерство Российской  Федерации по налогам и сборам письмом от
30.04.2002 N 03-1-09/1204/19-Р669 сообщает,  что применение ставки  10
процентов в отношении учебных комплектов, состоящих из учебных книжных
изданий и аудиокассет, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.
     Таким образом,   при   реализации  указанных  комплектов  следует
применять  ставку  налога  на  добавленную  стоимость  в  размере   10
процентов  в  отношении  учебной  книжной продукции и ставку налога на
добавленную стоимость в размере 20 процентов в отношении аудиокассет.
     Кроме того,   понятия   "учебный  комплект"  и  "учебная  книжная
продукция"  не  являются  идентичными  понятиями.  Реализация  учебных
комплектов  не поименована в подпункте 3 пункта 2 статьи 164 НК РФ,  в
связи с чем реализация учебных комплектов (которые  в  соответствии  с
заключениями  Минобразования  России  и  МПТР  России  не  могут  быть
реализованы отдельно как учебная  книжная  продукция  и  отдельно  как
аудиокассета)   подлежит   налогообложению  по  ставке  в  размере  20
процентов.
     По подпункту 4 пункта 1.
     МНС РФ письмом от 15.04.2002 N  03-1-09/1014/19-О643  разъяснило,
что при реализации предприятиями - изготовителями с 1 января 2002 года
лекарственных  средств  (лекарственных  субстанций),  включая  готовые
лекарственные   средства   (лекарственные  субстанции),  числящиеся  в
остатках на 1 января 2002 года,  в соответствии с пунктом 2 статьи 1 и
статьей  3  Федерального  закона  от  28.12.2001  N 179-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в статьи 149  и  164  части  второй  Налогового
кодекса Российской Федерации" применяется ставка налога на добавленную
стоимость в размере 10 процентов.
     В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость,  уплаченные
организациями  -   изготовителями   лекарственных   средств   (включая
лекарственные  субстанции)  поставщикам и не возмещенные из бюджета по
остаткам сырья и материалов,  числящимся на складе по состоянию  на  1
января  2002  года,  принимаются  к  вычету  в порядке,  установленном
статьями 171-172 Кодекса, в первом налоговом периоде 2002 года.

                    В целях применения статьи 165

     Государственный таможенный  комитет  РФ  письмом  от   19.06.2002
N 05-23/24220   сообщил   порядок  подтверждения  фактического  вывоза
товаров  путем  проставления  отметок  на  таможенных  декларациях   и
транспортных  (товаросопроводительных)  документах  (доведено  до ИМНС
письмом от 05.07.2002 N 24-14/31155).

                    В целях применения статьи 171

     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом  от
29.04.2002 N ВГ-14-03/38 ДСП утвердило Временные методические указания
по организации и проведению контрольных мероприятий  за  правильностью
применения   налогоплательщиками   вычетов   (возмещения)   налога  на
добавленную стоимость по операциям, осуществляемым на внутреннем рынке
(доведено до ИМНС письмом от 27.05.2002 N 24-14/2618 ДСП).
   2 апреля 2002 года издан приказ МНС РФ N  БГ-3-03/167  "О  внесении
изменений и дополнений в приказ МНС России от 26.12.2001 N БГ-3-03/572
"Об утверждении форм деклараций по налогу  на  добавленную  стоимость"
(доведено до ИМНС письмом от 16.05.2002 N 24-14/22530).

Заместитель руководителя Управления
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
                                                          А.А. Глинкин
9 августа 2002 г.
N 24-14/36672