ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА ТРАНСПОРТИРОВКУ НЕФТИ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ РФ 10 июля 2002 г. N 42-э/5 (Д) Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую "Методику определения тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам Российской Федерации". 2. Признать утратившим силу Постановление ФЭК России от 30.10.98 N 43/2 "Об утверждении "Методики расчета тарифов на услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти в системе магистральных нефтепроводов Российской Федерации" <*>. -------------------------------- <*> По заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается (письмо Минюста России от 25.11.1998 N 7977-ВЭ). 3. Направить настоящее Постановление для регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации. Председатель Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации Г.КУТОВОЙ В государственной регистрации не нуждается. Письмо Минюста России от 19 августа 2002 г. N 07/7831-ЮД. Приложение Утверждено Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 10 июля 2002 г. N 42-э/5 МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА ТРАНСПОРТИРОВКУ НЕФТИ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения 1. Настоящая Методика является документом, определяющим основные принципы и методы расчета тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам в Российской Федерации, разработанным во исполнение Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426). Информация о величине тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам, так же как и информация о наименованиях и протяженности тарифных участков, тарифных маршрутах и другая информация, относящаяся к реальной стоимости транспортировки нефти по магистральным трубопроводам, доступна для пользователей систем магистральных нефтепроводов в соответствии с действующим законодательством. 2. Тарифы, определенные в соответствии с настоящей Методикой, являются единственным видом платежей, взимаемым организациями нефтепроводного транспорта за услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам. 3. Под тарифным участком в целях определения тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам понимается участок трубопровода в пределах одной организации нефтепроводного транспорта без ответвлений и подключений, ограниченный нефтеперекачивающими станциями и / или пределами территории деятельности этой организации. 4. Под тарифным маршрутом понимается трубопроводный маршрут движения нефти, состоящий из тарифных участков. II. Публикация и пересмотр тарифов 5. Удельные тарифы на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам после их утверждения публикуются органом регулирования в средствах массовой информации. 6. Плановый пересмотр тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам производится не раньше чем через 6 месяцев после предыдущего планового пересмотра на основании данных бухгалтерской, статистической и ведомственной отчетности и результатов работы нефтетранспортных организаций в базовом периоде. В целях упорядочения представления обосновывающих материалов нефтетранспортными организациями орган регулирования заблаговременно направляет нефтетранспортным организациям рекомендации по расчету и обоснованию тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам. Внеплановый пересмотр тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам орган регулирования производит при обращении нефтетранспортной организации в случае существенного изменения условий хозяйственной деятельности, когда по независящим от нефтетранспортной организации причинам стало невозможным обеспечение безубыточности деятельности по транспортировке нефти с учетом воспроизводства соответствующих основных средств при эффективном распределении финансовых и производственных ресурсов (далее нормальной хозяйственной деятельности). Организациями нефтепроводного транспорта в орган регулирования ежеквартально представляются отчеты о текущей деятельности (материалы, содержащие информацию о поступлении и расходовании тарифной выручки, дополнительных источниках финансирования (пункт 8 настоящей Методики), грузообороте, проделанной товаротранспортной работе и т.п., выделяя данные об объемах нефти, поставленной на экспорт в порядке, определяемом органом регулирования в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". При пересмотре тарифов в связи с существенным изменением условий хозяйственной деятельности орган регулирования рассматривает представленные организациями нефтепроводного транспорта материалы, содержащие информацию о планируемом грузообороте и структуре плановой тарифной выручки в объеме, необходимом для расчета тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам в соответствии с пунктом 14 настоящей Методики, если иное не рекомендовано органом регулирования. III. Общие принципы определения тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам 7. При определении тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам в качестве основной расчетной и контрольной величины используется плановая тарифная выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый для осуществления регулируемой организацией нормальной хозяйственной деятельности в течение периода регулирования. Тарифы на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам рассчитываются таким образом, чтобы при плановых объемах перекачки (перевалки, налива) нефти фактическая тарифная выручка была равна плановой. При этом для целей определения тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам в соответствии с настоящей Методикой транспортировка нефти понимается как процесс перемещения нефти по магистральным трубопроводам, включающий следующие основные операции: - выполнение заказа и диспетчеризации поставок нефти; - прием, перевалка, слив нефти в трубопроводную систему из других видов транспорта от грузоотправителей в начале маршрута; - перекачка нефти по магистральному трубопроводу; - сдача, налив и перевалка нефти в конце маршрута. При расчете плановой тарифной выручки налог на добавленную стоимость в ее состав не включается, а при расчетах за услуги по транспортировке нефти прибавляется к утвержденным тарифам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 8. При определении плановой тарифной выручки учитываются дополнительные источники финансирования - прогнозируемая прибыль от возможной реализации услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам по различным ценам (тарифам). 9. В целях финансирования работ по капитальному ремонту, реконструкции и развитию системы магистральных трубопроводов орган регулирования определяет объемы общесистемного финансирования нефтетранспортных организаций за счет тарифов, взимаемых с грузоотправителей за услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти. При этом объем общесистемного финансирования нефтетранспортной организации не превышает расходов на выполнение работ по диагностике, реконструкции, техническому перевооружению и развитию этой организации в части, не перекрываемой амортизационными отчислениями от соответствующих основных средств. 10. Для определения тарифов на транспортировку нефти органом регулирования для каждой организации нефтепроводного транспорта утверждаются следующие удельные ставки тарифов на услуги, непосредственно относящиеся к деятельности в сфере транспортировки нефти по магистральным трубопроводам: - ставка тарифа на услуги по перекачке нефти по магистральным трубопроводам - стоимость перекачки 1 тонны нефти на 100 километров трубопровода (определяется в рублях за 100 ткм); - ставка тарифа на услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы России и государств - участников соглашений о Таможенном Союзе (определяется в рублях за 100 ткм); - ставка тарифа на услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти на экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации и государств - участников соглашений о Таможенном Союзе (определяется в долларах США за 100 ткм). Кроме этого, органом регулирования для каждого пункта налива (перевалки, сдачи) устанавливается ставка тарифа на услуги по наливу (перевалке, сливу, сдаче) нефти (определяется в рублях за 100 тонн). 11. Адресные тарифы на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам определяются нефтетранспортными организациями путем умножения утвержденных органом регулирования удельных ставок тарифов на протяженность соответствующих тарифных маршрутов и прибавления тарифов на налив (перевалку, слив, сдачу) по соответствующим пунктам налива (перевалки, слива, сдачи) на этом трубопроводном маршруте. Согласование тарифов по тарифным участкам производится органом регулирования по представлению нефтетранспортных организаций в течение месяца после утверждения удельных ставок тарифов. 12. Тарифы на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам устанавливаются на временной интервал не менее 6 месяцев, принимаемый для расчета показателей, включаемых в предложения по установлению тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам (период регулирования) на основании результатов финансово - хозяйственной деятельности организации нефтепроводного транспорта в базовом периоде: - для организаций, осуществляющих свою деятельность в течение более 12 месяцев, при плановом пересмотре тарифов в качестве базового периода принимается период в 12 месяцев, предшествующих последнему сроку составления квартальной бухгалтерской отчетности; - для организаций, осуществляющих свою деятельность в течение менее 12 месяцев, в качестве базового периода принимается весь срок деятельности этих организаций; - для вновь создаваемых организаций тарифы на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам определяются на основании прогноза деятельности этих организаций в течение последующих 12 месяцев. В случае возникновения у организации нефтепроводного транспорта в базовом периоде ранее не учтенных органом регулирования доходов от оказания услуг в сфере транспортировки нефти по магистральным трубопроводам соответствующие суммы полученных средств рассматриваются как дополнительный источник финансирования на период регулирования и исключаются из плановой тарифной выручки. IV. Методы определения тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам 13. При определении первоначальных ставок тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, а также при нецелесообразности применения метода индексирования и иных методов определения тарифов их ставки определяются в соответствии с пунктом 14 настоящей Методики. В случае если фактическая структура тарифной выручки незначительно отличается от запланированной, ставки тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам по решению органа регулирования определяются в соответствии с п. 23 настоящей Методики. В случае возникновения особых условий хозяйствования по представлению организации нефтепроводного транспорта и решению органа регулирования ставки тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам определяются в соответствии с пунктами 24 - 26 настоящей Методики. По предложению организации нефтепроводного транспорта и решению органа регулирования могут применяться иные методы расчета тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам. 14. При определении ставок тарифов на основе плановых расходов ставка тарифа на услуги по перекачке нефти определяется путем деления плановой тарифной выручки нефтетранспортной организации за услуги по перекачке нефти (с учетом дополнительных источников финансирования и общесистемного финансирования нефтетранспортных организаций) на плановое значение грузооборота по этой нефтетранспортной организации. Размер ставки тарифа на услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти определяется путем деления плановой тарифной выручки за услуги по выполнению заказа и диспетчеризацию поставок нефти на плановое значение грузооборота по системе магистральных нефтепроводов. Ставка тарифа на услуги по наливу (перевалке, сливу, сдаче) нефти определяется путем деления плановой тарифной выручки за услуги по наливу (перевалке, сливу, сдаче) нефти по каждому пункту налива (перевалки, слива, сдачи) с учетом дополнительных источников финансирования и общесистемного финансирования нефтетранспортных организаций на плановое значение объема налива (перевалки, слива, сдачи) нефти по этому пункту налива (перевалки, слива, сдачи). Плановая тарифная выручка нефтетранспортной организации рассчитывается по каждому виду деятельности таким образом, чтобы обеспечить: - покрытие экономически обоснованных расходов по видам деятельности, связанным с оказанием услуг по транспортировке нефти, в том числе налогов и сборов, начисляемых в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке; - покрытие экономически обоснованных операционных расходов, непосредственно не связанных с деятельностью в сфере транспортировки нефти по магистральным трубопроводам, но необходимых для обеспечения нормальной производственно - хозяйственной деятельности организации нефтепроводного транспорта; - покрытие экономически обоснованных внереализационных расходов, в том числе связанных с дополнительными выплатами работникам нефтетранспортных организаций, занятых в процессе оказания услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам; - образование чистой прибыли, необходимой для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности организации нефтепроводного транспорта, в частности, для покрытия расходов капитального характера; - уплату налога на прибыль организаций, предусмотренного законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Размер плановой тарифной выручки за услуги по выполнению заказа и диспетчеризации определяется исходя из потребности в общесистемном финансировании нефтетранспортных организаций, потребности в финансировании закупок импортного оборудования, специальных отчислений субъектов естественных монополий, устанавливаемых в соответствии с пунктом 9 Положения о Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 960, а также налогов и сборов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 15. Расходы, связанные с оказанием услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, для целей определения тарифов в соответствии с настоящей Методикой включают в себя следующие элементы: - материальные затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на социальные нужды; - амортизация; - прочие затраты. Состав элементов расходов, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, определяется в соответствии с перечнем статей затрат, учитываемых при определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, утверждаемым в установленном порядке. До утверждения такого перечня состав элементов расходов, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, планируется согласно положениям по бухгалтерскому учету, утверждаемым в установленном порядке. Расходы по видам деятельности, связанным с оказанием услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, планируются на основе анализа их обоснованности в базовом периоде и с учетом прогнозного роста цен на период регулирования. При планировании расходов по видам деятельности, связанным с оказанием услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, в составе "прочих затрат" выделяются следующие статьи: - услуги связи; - услуги авиатранспорта; - услуги вневедомственной охраны; - затраты на диагностику технического состояния систем магистральных нефтепроводов; - отчисления в ремонтный фонд (затраты на капитальный ремонт); - плата за землю (аренда земли и земельный налог); - затраты на страхование; - налоги и сборы, начисляемые в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке; - затраты на подготовку кадров; - отчисления на проведение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ; - другие затраты. 16. Материальные затраты планируются на основе анализа обоснованного расхода материалов в базовом периоде и изменения их расхода в будущем с учетом снижения материалоемкости услуг по транспортировке нефти за счет технического перевооружения и модернизации объектов систем магистральных нефтепроводов. Затраты на электрическую и тепловую энергию планируются для каждой организации нефтепроводного транспорта раздельно по энергоснабжающим организациям на основании планов транспортировки нефти, тарифов на электроэнергию, удельному расходу электроэнергии с учетом снижения энергоемкости услуг по транспортировке нефти за счет технического перевооружения и модернизации объектов магистральных нефтепроводов. При определении прогнозируемого уровня цен на используемое сырье, материалы и оборудование применяются регулируемые государством цены (тарифы); цены, определенные на основании проведенных конкурсных торгов; официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы (в том числе биржевые котировки цен); или договорные цены и тарифы, действовавшие в базовом периоде с учетом инфляции, принятой в Федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год. 17. Амортизация основных средств планируется на основании классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждаемой Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с учетной политикой нефтетранспортной организации. 18. Затраты на оплату труда и единый социальный налог рассчитываются в соответствии с величиной фонда оплаты труда, которая определяется на основании штатного расписания нефтетранспортной организации с учетом выполнения отраслевых тарифных соглашений, территориальных коэффициентов и установленных законодательством надбавок. 19. Статьи затрат, выделяемые из элемента "Прочие затраты", планируются с учетом экономически обоснованной потребности в соответствующих расходах на основании договорных цен и тарифов, с учетом результатов ретроспективного анализа по каждой статье. 20. Операционные расходы для целей определения тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам включают: - экономически обоснованные расходы на обслуживание долговых обязательств любого вида, привлеченные и использованные для проведения капитального ремонта, диагностики, реконструкции и модернизации основных производственных фондов; - экономически обоснованные расходы на обслуживание долговых обязательств любого вида, привлеченные и использованные для создания новых основных производственных средств в части, не перекрываемой амортизационными отчислениями от соответствующих основных средств; - экономически обоснованные расходы на ликвидацию основных производственных средств; - другие экономически обоснованные расходы. 21. Внереализационные расходы для целей определения тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам включают дополнительные выплаты работникам нефтетранспортных предприятий, занятым в процессе оказания услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, а также другие экономически обоснованные внереализационные расходы. 22. Ограничение плановой чистой прибыли организаций нефтепроводного транспорта при определении тарифов на транспортировку нефти осуществляется: - нормой рентабельности, определяемой в виде отношения планируемой чистой прибыли (разрешенной прибыли) к базе рентабельности; - суммой, необходимой для финансирования программ технического перевооружения, реконструкции и развития систем магистральных нефтепроводов и других экономически обоснованных расходов. Для целей определения тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам в качестве базы рентабельности принимается одна из следующих величин: - балансовая стоимость основных производственных средств по регулируемому виду деятельности в соответствии с данными бухгалтерского учета организации нефтепроводного транспорта; - собственный капитал организации нефтепроводного транспорта; - плановая тарифная выручка; - расходы на оказание услуг в сфере транспортировки нефти по магистральным трубопроводам. При ограничении чистой прибыли организаций нефтепроводного транспорта в соответствии с подпунктом 2 абзаца 1 настоящего пункта плановая чистая прибыль устанавливается в размере, достаточном для: - финансирования экономически обоснованных и согласованных с органом регулирования программ технического перевооружения, модернизации и реконструкции основных производственных средств в части, не покрываемой амортизационными отчислениями, неиспользованными источниками за предыдущие периоды регулирования и долговыми обязательствами всех видов, привлеченными для этих целей; - финансирования экономически обоснованных социальных программ, учитывающих планы передачи социальных объектов в муниципальную собственность; - финансирования других экономически обоснованных расходов, не включаемых в состав расходов, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, операционных и внереализационных расходов. Для погашения долговых обязательств всех видов, привлеченных и использованных для создания новых и реконструкции действующих основных производственных средств, при ограничении чистой прибыли организаций нефтепроводного транспорта в соответствии с подпунктом 2 абзаца 1 настоящего пункта, после ввода в эксплуатацию основных фондов, сооруженных на указанные средства, в составе плановой чистой прибыли на срок действия этих долговых обязательств дополнительно учитываются средства, необходимые для их погашения в части, не перекрываемой амортизационными отчислениями от соответствующих основных фондов. 23. При незначительном изменении условий хозяйственной деятельности нефтетранспортных организаций и при незначительном отклонении структуры фактической тарифной выручки от плановой тарифы на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам рассчитываются методом индексирования. При применении метода индексирования удельные тарифы на транспортировку нефти умножаются на величину индекса, определяемого органом регулирования для каждой нефтетранспортной организации. Основной величиной при определении индекса является величина инфляции, принятая в Законе о федеральном бюджете на соответствующий год. При определении индекса также учитываются: - ожидаемое изменение грузооборота нефтетранспортных предприятий; - ожидаемый рост цен (тарифов) на энергоресурсы; - ожидаемый рост оптовых цен на продукцию промышленных предприятий; - ожидаемый рост потребительских цен. Величина индекса определяется с учетом территориальных и природно - климатических особенностей условий хозяйствования нефтетранспортных предприятий. 24. Органом регулирования по представлению нефтетранспортной организации утверждаются договорные адресные тарифы на услуги по транспортировке нефти по отдельным тарифным участкам (пунктам налива, перевалки, слива, сдачи) в случае, если договорная ставка тарифа не ниже ставки, рассчитанной в соответствии с пунктом 14 настоящей Методики, и была официально одобрена всеми грузоотправителями по данному тарифному участку (пункту налива, перевалки, слива, сдачи) в течение предшествующих 12 месяцев. Договорные тарифы также применяются в случае, если по данному тарифному участку (пункту налива, перевалки, слива, сдачи) осуществляется транспортировка нефти одной нефтедобывающей организации. При этом, в случае возникновения существенных разногласий между грузоотправителем по данному тарифному участку и нефтетранспортной организацией, ставка тарифа на транспортировку нефти по данному тарифному участку отдельно рассматривается и утверждается органом регулирования по представлению нефтетранспортной организации с участием соответствующей нефтедобывающей организации. Ставки договорных тарифов устанавливаются в абсолютном денежном выражении (за 100 тонн) на срок не менее одного года. При определении договорными отношениями грузоотправителей и нефтетранспортной организации объемов перекачки (налива, перевалки, слива, сдачи) нефти ставки договорных тарифов дифференцируются в зависимости от объемов перекачки (налива, перевалки, слива, сдачи) нефти. Средства, дополнительно получаемые нефтетранспортной организацией за счет применения договорных тарифов, учитываются как дополнительный источник финансирования при очередном регулировании тарифов. При утверждения договорных ставок тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам орган регулирования основывается на представленных, надлежащим образом оформленных документах, подтверждающих согласие всех грузоотправителей по данному тарифному участку с применением договорных тарифов на данном тарифном участке, а также договорах на транспортировку нефти по договорным тарифам. 25. При готовности пользователя системы магистральных нефтепроводов и согласии организации нефтепроводного транспорта заключить долгосрочный договор на транспортировку нефти по фиксированной тарифной ставке, в зависимости от текущей и перспективной загруженности тарифного маршрута для данного пользователя системы магистральных нефтепроводов устанавливается долгосрочный тариф. Ставки долгосрочных тарифов устанавливаются в абсолютном денежном выражении на срок не менее трех лет. При утверждении ставок долгосрочных тарифов для конкретного грузоотправителя орган регулирования основывается на представленных, надлежащим образом оформленных организацией нефтепроводного транспорта материалах, обосновывающих размер скидки или надбавки к действующей тарифной ставке для этого грузоотправителя исходя из принципа равнодоступности к системе магистральных нефтепроводов. 26. В случае если у определенного тарифного маршрута существуют альтернативные способы транспортировки нефти, сравнимые по эффективности с трубопроводным транспортом, тарифы на транспортировку нефти по этому маршруту могут рассчитываться в соответствии с методами рыночного ценообразования, если это не противоречит принципу равнодоступности к системам магистральных трубопроводов. Конкурентные тарифы устанавливаются в виде предельных максимальных ставок тарифов или в виде соотношения со стоимостью транспортировки нефти по альтернативному маршруту. При утверждении конкурентных тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам орган регулирования основывается на представленных, надлежащим образом оформленных организацией нефтепроводного транспорта материалах, обосновывающих применение методов рыночного ценообразования, а также расчет величин ставок тарифов в соответствии с этими методами. |