ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ОРГАНИЗАЦИЯ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННАЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОММЕРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ, ЕСЛИ ДА, ТО ДОЛЖНА ЛИ ОНА ВСТАТЬ НА УЧЕТ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И КАКИЕ НАЛОГИ ДОЛЖНА УПЛАЧИВАТЬ? РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЛИ ДЕЙСТВИЕ ЛИЦЕНЗИИ, ВЫДАННОЙ УМНС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПКИ, ХРАНЕНИЯ, ПОСТАВКИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 5 июля 2002 г. N 11-12/31126 (Д) Согласно ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и транспортных средств. При этом постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. В соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса под местом нахождения обособленного подразделения российской организации для целей Кодекса понимается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Статьей 1 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" понятие рабочего места определено как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Учитывая изложенное выше, если по месту нахождения представительства организации (зарегистрированной в Республике Калмыкия), расположенного в Москве, созданы на срок более месяца стационарные рабочие места, то согласно ст. 11 Кодекса указанное представительство подпадает под определение обособленного подразделения организации. И, как следствие, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения своего обособленного подразделения. Согласно п. 4 ст. 58 Кодекса конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с данной статьей применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Кодексом. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом. При этом ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что до признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ссылки в ст. 19, а также в п. 4 ст. 58 Кодекса на положения части второй Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов. В соответствии со ст. 288 Кодекса плательщики налога на прибыль организаций - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится плательщиками налога на прибыль организаций - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику. В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления земельного налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком. Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Согласно п. 24 инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" организации представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации причитающихся с них платежей налога в текущем году на бланке установленной формы. Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку, предоставленному организации в собственность, владение или пользование, а за земли, занятые ее жилищным фондом, отдельно по каждому жилому дому. Если объекты налогообложения юридических лиц расположены на территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом, допускается представление одной сводной налоговой декларации по всем объектам, но с приложением к ней таблиц с указанием площадей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому земельному участку и жилому дому, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с нахождением их в различных зонах градостроительной ценности территории городов, поселков и курортных районов. Такой же порядок устанавливается и при налогообложении земель сельскохозяйственного назначения налогоплательщиков, указанных в ст. 4 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", в связи с различными категориями земель, видами и подвидами угодий. Если объекты налогообложения одного юридического лица расположены на территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в каждый налоговый орган представляется налоговая декларация за те объекты налогообложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным налоговым органом. Учитывая изложенное, организация производит уплату земельного налога по месту нахождения соответствующих объектов налогообложения. В соответствии с п. 2 ст. 174 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1) налог на имущество уплачивают юридические лица по месту регистрации, а также их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Указанные плательщики согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 зачисляют сумму платежей по налогу на имущество предприятий равными долями в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту своего нахождения. Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном данным Законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета. В соответствии с п. 7 ст. 226 Кодекса налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений. В соответствии с п. 8 ст. 243 Кодекса обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по единому социальному налогу), а также обязанности по представлению расчетов по данному налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма единого социального налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма единого социального налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации. В иных случаях сумма единого социального налога уплачивается централизованно по месту нахождения организации. Пунктом 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлено, что налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают юридические лица, а также филиалы и другие аналогичные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. На основании п. 40 инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" по деятельности обособленного подразделения юридического лица, если по этому подразделению составляется баланс и это подразделение имеет счет в банке, налог уплачивается по месту нахождения этого подразделения. Таким образом, обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, исполняют обязанности юридических лиц по уплате налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд и территориальный дорожный фонд по месту своего расположения с выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной указанными обособленными подразделениями. Уплата налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный и территориальный дорожные фонды (по филиалам или другим аналогичным структурным подразделениям, не имеющим отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета) производится налогоплательщиком централизованно по месту нахождения головной организации (по месту ее государственной регистрации). Согласно п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. На основании п. 55 инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" налог за текущий год уплачивается по месту осуществления первого из действий: прохождения государственного технического осмотра или осуществления государственной регистрации (снятия с учета) транспортного средства. В случае когда вышеуказанные действия с транспортным средством не совершались, налог подлежит уплате по месту государственной регистрации транспортного средства. Пунктом 56 вышеназванной инструкции предусмотрено, что в случае когда транспортное средство зарегистрировано в одном субъекте Российской Федерации, а состоит на временном учете (регистрации) в другом субъекте Российской Федерации, налог уплачивается по месту прохождения государственного технического осмотра транспортного средства, а при непрохождении в течение года государственного технического осмотра - по месту временного учета автотранспортных средств. Таким образом, филиалы и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, в случае если транспортные средства проходят технический осмотр или зарегистрированы по месту нахождения филиала и иного обособленного подразделения, исполняют обязанности организации по уплате налога с владельцев транспортных средств в территориальный дорожный фонд по месту прохождения технического осмотра или регистрации транспортных средств по ставкам, действующим по месту расположения филиалов и иных обособленных подразделений. Если головная организация и ее структурное подразделение, не имеющее отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета, находятся в разных субъектах Российской Федерации, а транспортные средства проходят технический осмотр или зарегистрированы в органах ГИБДД по месту расположения головной организации, то налог с владельцев транспортных средств уплачивается головной организацией по месту прохождения технического осмотра или регистрации этих транспортных средств, то есть в территориальный дорожный фонд по месту расположения головной организации. В случае прохождения технического осмотра или регистрации транспортных средств, принадлежащих юридическому лицу и переданных его филиалами и иным обособленным подразделениям, не имеющим отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета, по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений налог уплачивается головным предприятием по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений по ставкам, действующим по месту прохождения технического осмотра или регистрации транспортного средства. Налогоплательщиками налога с продаж на основании ст. 348 Кодекса признаются организации и индивидуальные предприниматели. В соответствии с п. 2 ст. 354 Кодекса налог с продаж подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии с Кодексом. При этом согласно ст. 355 Кодекса организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивает налог на территории того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров (работ, услуг). В соответствии с Законом города Москвы от 21.11.2001 N 59 "О налоге на рекламу" налогоплательщиками налога на рекламу признаются рекламодатели, место нахождения (для организаций) либо место жительства (для индивидуальных предпринимателей) которых приходится на территорию Москвы, приобретающие рекламные услуги (работы), а также самостоятельно выполняющие работы, связанные с рекламой товаров (работ, услуг), определяемые в соответствии со ст. 4 данного Закона. Под рекламодателем в целях указанного Закона города Москвы понимается юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы. При этом на основании ст. 6 данного Закона налоговая база по налогу на рекламу определяется налогоплательщиком исходя из стоимости оказанных ему рекламных услуг (работ) либо расходов по самостоятельному выполнению работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг). Согласно ст. 9 Закона города Москвы от 21.11.2001 N 59 "О налоге на рекламу" налогоплательщики налога на рекламу в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по форме, утвержденной в соответствии с положениями ст. 11 данного Закона. Уплата налога на рекламу производится по итогам каждого налогового периода исходя из стоимости рекламных услуг, работ (величины фактических затрат) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, расположенные на территории Москвы, исполняют обязанности этих организаций по уплате налога на рекламу по месту своего нахождения. По вопросам, связанным с исчислением и уплатой региональных и местных налогов организации по месту регистрации в Республике Калмыкия, следует обращаться в Управление МНС России по Республике Калмыкия. В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензии, выдаваемые уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, действуют лишь на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Юридическое лицо вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности на территориях других субъектов Российской Федерации лишь при наличии соответствующих соглашений, заключаемых между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, выдавших лицензии, и субъектов Российской Федерации, на территориях которых организация осуществляет деятельность. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Ю.А. Мавашев |