ОРГАНИЗАЦИЯ - СУБЪЕКТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПРИМЕНЯЮЩАЯ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ, ПРОСИТ ДАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ: 1. ПО ПОРЯДКУ РАСЧЕТОВ (НАЛИЧНАЯ И БЕЗНАЛИЧНАЯ ФОРМА ОПЛАТЫ) ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ И ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПОКУПАТЕЛЯМ - ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ПБОЮЛАМ. 2. ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ПРИ РАСЧЕТАХ (КАССА, ПКО, ПРИМЕНЕНИЕ ККМ, ТОВАРНЫЕ ОТЧЕТЫ, СЧЕТА - ФАКТУРЫ, КНИГА ПРОДАЖ, НАКЛАДНЫЕ, ДОГОВОРЫ, АКТЫ). ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 4 июля 2002 г. N 29-12/30708 (Д) По пункту 1: Статьей 861 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) (в редакции от 17.12.99) определено, что: - расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке; - расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Вместе с тем ст. 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон) на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении денежных расчетов с населением применять контрольно - кассовые машины (далее - ККМ). Исходя из смысла Закона он не распространяется на осуществление расчетов между юридическими лицами. Сферой его регулирования являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги). В связи с этим согласно определению постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 и признанием определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2001 N 88-О конституционности части первой ст. 1 Закона, Закон подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом). Таким образом, при реализации товаров и оказании услуг индивидуальным предпринимателям за наличный расчет применение ККМ обязательно. По пункту 2: Оформление документов при расчетах производится в соответствии с действующим законодательством. Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками НДС. При этом в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (в редакции приказа МНС России от 22.05.2001 N БГ-3-03/156), они не освобождаются от исполнения обязанности налогового агента и уплаты налога в соответствии со ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являющиеся плательщиками НДС, не выписывают своим покупателям счета - фактуры и осуществляют расчеты с ними без выделения в первичных документах сумм налога. Вместе с тем согласно ст. 5 Закона N 222-ФЗ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности. Прием и выдача денежных средств, оформление приходных и расходных документов, ведение кассовой книги, составление отчета о кассовых операциях осуществляются в общеустановленном порядке. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Родионов |