О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ НАЛОГА ИНСТРУКЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР 29 декабря 1990 г. N 145 (БНА 91-6) Настоящая Инструкция издается на основании Закона СССР "О нало- гах с предприятий, объединений и организаций" от 14 июня 1990 г. N 1560 и постановления Верховного Совета СССР от 14 июня 1990 г. N 1561 "О порядке введения в действие Закона СССР "О налогах с предприятий и организаций". Положения настоящей Инструкции не распространяются на созданные на территории СССР совместные предприятия с участием советских юриди- ческих лиц и иностранных юридических лиц и граждан, а также на иност- ранные юридические лица, получающие прибыль от деятельности в СССР. Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль и доходы ука- занных предприятий и организаций регулируется другими инструкциями Министерства финансов СССР. В порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, облагается прибыль (превышение доходов над расходами), полученная как на терри- тории СССР, на континентальном шельфе и в экономической зоне СССР, так и за пределами СССР. I. Плательщики налога на прибыль 1. Плательщиками налога на прибыль являются: предприятия, объ- единения и организации *, -------------------------------------- -------------------- *В дальнейшем именуются "предприятия". ---- ------------------------------------------------------- состоящие на хозяйственном расчете,имеющие самостоятельный баланс и являющиеся юридическими лицами (кроме Госбанка СССР); международные объединения, осуществляющие хозяйственную иную коммерческую деятельность; филиалы совместных предприятий, созданных на территории других стран с участием советских предприятий, объеди- нений и организаций, находящиеся на территории СССР; международные неправительственные организации (объединения), осуществляющие хозяйственную и иную коммерческую деятельность; организации, не состоящие на хозяйственном расчете, но получаю- щие доходы от хозяйственной и иной коммерческой деятельности, кроме бюджетных организаций, т. е. организаций, состоящих на союзном, рес- публиканском и местном бюджетах. К бюджетным организациям относятся учреждения и организации, ос- новная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы). Взаимоотношения с бюджетом высших учебных заведений, научно-исс- ледовательских организаций, состоящих на бюджете, других бюджетных организаций по прибыли, полученной от выполнения работ по хозяйствен- ным договорам, а также от иной хозяйственной (коммерческой) деятель- ности, определяются в порядке, действовавшем до введения в действие Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций". Научно-исследовательские, проектные, конструкторские и техноло- гические организации, состоящие на хозяйственном расчете, уплачивают налог на прибыль в общеустановленном порядке. По предприятиям, относящимся к основной деятельности Министерства путей сообщения СССР, Министерства гражданской авиации СССР и Минис- терства связи СССР, расчеты с бюджетом по налогу на прибыль произво- дятся в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР и отдельными указаниями Министерства финансов СССР. II. Исчисление облагаемой прибыли 3. Для исчисления налога на прибыль принимается балансовая при- быль предприятия, состоящая из прибыли от реализации продукции (ра- бот, услуг), иных материальных ценностей и доходов от внереализацион- ных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. 4. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога с оборота и налога с продаж, а также затратами на ее производство и реализацию. При определении затрат следует руководствоваться Основными поло- жениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (ра- бот, услуг) на предприятиях СССР, утвержденными Госпланом СССР,Минфи- ном СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР 30 ноября 1990 г. N ВГ-7- Д; 133; 01-17/2616; 17-24/10-69 *; ------------------------------------------------------------ * Основные положения опубликованы в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР N 5, 1991 г. - Прим. ред. ------------------------------------------------------------ Типовыми методическими рекомендациями по планированию, учету и каль- кулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве и в науке. Особен- ности состава затрат, не нашедшие отражения в указанных Основных по- ложениях и Типовых методических рекомендациях (инструкциях), опреде- ляются соответствующими органами управления по согласованию с Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по ценам, Государственным комитетом СССР по статистике и Госпланом СССР. 5. В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются доходы, получаемые от долевого участия в совместных предп- риятиях, от сдачи имущества в аренду, дивиденд (доходы, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не свя- занных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытков. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством СССР, относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. К таким санкциям, в частности, относятся взносы в бюджет прибыли, полученной в результате несоблюдения стан- дартов и технических условий, прибыли, полученной в результате нару- шения государственной дисциплины цен, и штраф в размере незаконно по- лученной прибыли, а также финансовые санкции, взыскиваемые налоговыми органами в соответствии с Законом СССР "О правах, обязанностях и от- ветственности государственных налоговых инспекций", суммы пени за несвоевременную уплату платежей в бюджет и другие виды санкций, вно- симые в бюджет за счет прибыли. 6. Для целей исчисления облагаемой прибыли балансовая прибыль увеличивается (уменьшается) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятель- ности, в составе себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной. Указанное увеличение (уменьшение) балансовой прибыли не произво- дится по международным объединениям, международным неправительствен- ным организациям, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность. Порядок определения нормируемой величины расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, принимаемой для исчисления облагаемой прибыли, ежегодно устанавливается Верховным Советом СССР по представлению Совета Министров СССР. 7. В 1991 г. при исчислении налогооблагаемой прибыли нормируемая величина расходов на оплату труда определяется предприятиями в меру роста (снижения) объема производства продукции (работ, услуг) или других показателей их деятельности против отчета за 1990 г. в сопос- тавимых ценах и условиях с применением коэффициентов роста (снижения) расходов на оплату труда по отраслям народного хозяйства и промышлен- ности (видам основной деятельности). Коэффициенты роста расходов на оплату труда по отраслям народного хозяйства и промышленности (видам основной деятельности) на 1991 г. установлены постановлением Совета Министров СССР от 18 декабря 1990 г. N 1307 (приложение 1 к настоящей Инструкции). Собственники или органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, могут по согласованию с соответствующими профсоюзными и финансовыми органами уточнять показатели и дифференцировать по предп- риятиям коэффициенты, приведенные в приложении 1 к настоящей Инструк- ции, в случае изменения горногеологических и природноклиматических условий, графиков энергопотребления и поставки продукции трубопровод- ным транспортом, а также проведения конверсии военного производства с соблюдением уровня коэффициентов в целом по отрасли (подотрасли). В качестве базовой величины для исчисления расходов на оплату труда на 1991 г. принимаются расходы на указанные цели в 1990 г., ис- численные исходя из сложившейся среднемесячной заработной платы ра- ботников, занятых в основной деятельности в части, относимой на се- бестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с п. 4 статьи 3 Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", но не выше 400 рублей. Превышение среднемесячной заработной платы сверх указанного пре- дела, обусловленное введением доплат за многосменный режим работы, выплатами, связанными с районным регулированием заработной платы и проведением других централизованных мероприятий по повышению заработ- ной платы, предусмотренных законодательством, учитывается при опреде- лении среднемесячной заработной платы, т. е. базовая величина расхо- дов на оплату труда увеличивается на указанные выплаты. Нормируемая величина расходов на оплату труда исчисляется как произведение среднемесячной заработной платы работников, занятых в основной деятельности (но не выше 400 рублей), среднесписочной чис- ленности этих работников за отчетный период 1990 г. и числа месяцев в соответствующем отчетном периоде, а также коэффициента роста (сниже- ния) расходов на оплату труда и темпов роста объемов производства продукции (работ, услуг). По вновь созданным предприятиям нормируемый фонд оплаты труда оп- ределяется исходя из фактической численности работников данного предприятия за соответствующий период 1991 г. и среднемесячного раз- мера оплаты труда за этот же период 1991 г. работников, занятых в ос- новной деятельности предприятия аналогичного профиля. При этом сред- немесячный размер оплаты труда определяется исходя из размера фонда оплаты труда, принимаемого при исчислении налогооблагаемой прибыли. Величина фонда оплаты труда, определенная в указанном выше поряд- ке, согласовывается с налоговой инспекцией по месту нахождения вновь созданного предприятия. При отсутствии предприятия аналогичного профиля в данном районе, городе окончательное решение о размере нормируемой величины фонда оп- латы труда принимается вышестоящим налоговым органом. 8. При исчислении среднемесячной заработной платы работников, за- нятых в основной деятельности, состав затрат на оплату труда опреде- ляется в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях СССР. Определение среднесписочной численности работников производится в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организаци- ях, утвержденной Госкомстатом СССР 17 сентября 1987 г. N 17-10-1370. В случаях, когда предприятие работает не полный год, то для опре- деления нормируемой величины расходов на оплату труда среднесписочная численность работников определяется за все месяцы работы предприятия в году путем суммирования среднесписочной численности за указанный период и деления полученной суммы на соответствующее отработанное число месяцев. При этом к среднесписочной численности работников основного про- изводственного персонала добавляется среднесписочная численность ра- ботников, не состоящих в штате предприятия, работающих по договорам подряда, относящихся к основной деятельности. Численность этой кате- гории работников учитывается ежемесячно в течение всего срока дейс- твия договора. 9. Для определения фактических расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе себестоимос- ти реализованной продукции величина себестоимости реализованной про- дукции отчетного периода умножается на долю расходов на оплату труда в затратах на производство (себестоимость товарной продукции (работ, услуг) отчетного периода. Определенная в указанном порядке сумма фак- тических расходов на оплату труда сравнивается с нормируемой величи- ной этих расходов и на сумму превышения (снижения) корректируется ба- лансовая прибыль. Пример определения в 1991 г. расходов на оплату труда, принимае- мых при исчислении облагаемой налогом прибыли, приведен в приложении 2 к настоящей Инструкции *. ----------------------------------------------------------- *Приложения 2, 4 и 5 в "Бюллетене" не приводится. - Прим. ред. ------------------------------------------------------------ 10. Балансовая прибыль, скорректированная в соответствии с пп. 6 -9 настоящей Инструкции, уменьшается на сумму рентных платежей ** ------------------------------------------------------------ ** Порядок исчисления и уплаты рентных платежей регулируется спе- циальными положениями. ------------------------------------------------------------- (вносимых в установленном порядке из прибыли), на сумму дивидендов (доходов, процентов), полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в СССР и принадлежащим предприятию, на сумму до- хода, полученного от долевого участия в совместных предприятиях, соз- данных на территории СССР. Порядок исчисления и уплаты налога с доходов, полученных по акци- ям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также доходов, полученных от долевого участия в совместных предприя- тиях, изложен в разделе VI настоящей Инструкции. 11. По предприятиям, реализующим продукцию (работы, услуги) про- изводственно-технического назначения по завышенным договорным оптовым ценам и тарифам, прибыль, полученная сверх предельного уровня рента- бельности, подлежащая взносу в бюджет в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 октября 1990 г. N 1080, исключается из балансовой прибыли при исчислении облагаемой прибыли *. ------------------------------------------------------------ * Письмо Министерства финансов СССР от 30 ноября 1990 г. N 54 В "О порядке внесения в бюджет в 1991 г. предприятиями, объединениями и организациями прибыли, полученной сверх предельного уровня рентабель- ности от применения договорных цен". ------------------------------------------------------------ 12. При исчислении налога на прибыль коммерческих банков, в том числе кооперативных банков, балансовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный или аналогичные по назначению фонды до дости- жения установленных законодательством СССР размеров этих фондов, но не более 25 процентов уставного фонда. 13. По предприятиям, имеющим доходы от казино, видеосалонов (ви- деопоказа), эксплуатации игровых автоматов, проведения массовых кон- цертно-зрелищных мероприятий, подлежащие обложению налогом по ставке 70 процентов в соответствии со статьей 33 Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", при исчислении налога на прибыль балансовая прибыль указанных предприятий уменьшается на раз- ницу между выручкой и расходами (включая расходы на оплату труда) ** ----------------------------------------------------------- ** Инструкция Министерства финансов СССР от 5 сентября 1990 г. N 111 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы от кази- но, видеосалонов (видеопоказа), эксплуатации игровых автоматов, про- ведения массовых концертно-зрелищных мероприятий". ------------------------------------------------------------ от этих услуг. 14. По организациям, не состоящим на хозяйственном расчете и по- лучающим доходы от хозяйственной и иной коммерческой деятельности, кроме бюджетных организаций (учреждений), налог взимается с сумм пре- вышения доходов над расходами, получаемых от этой деятельности. К такого рода организациям, в частности, относятся союзы, хозяйс- твенные ассоциации, концерны и другие формы объединения предприятий, органы общественных организаций, которые наряду с осуществлением уп- равленческих и координирующих функций, выполнением других уставных задач, выполняют отдельные производственно-хозяйственные функции (производство товаров, работ, услуг, организация и проведение платных мероприятий). Порядок исчисления сумм превышения доходов над расходами произво- дится аналогично порядку, предусмотренному пп. 3 - 13 настоящей Инс- трукции. В составе доходов и расходов организаций ,указанных в настоящем пункте, не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых от- числений на содержание указанных организаций, поступившие от других организаций и граждан, членские, вступительные взносы, долевые (пае- вые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, произво- димые за счет этих средств. III. Ставки налога и порядок его зачисления в бюджет 15. Прибыль, исчисленная в соответствии с пп. 3 - 14 настоящей Инструкции, в пределах предельного уровня рентабельности, кроме от- дельных видов плательщиков, указанных в п. 19 настоящей Инструкции, облагается налогом по ставке 22 процента, который зачисляется в союз- ный бюджет, и налогом по ставкам, устанавливаемым законодательными актами союзных и автономных республик на основе соглашения между ни- ми, зачисляемым в республиканские бюджеты союзных и автономных рес- публик и местные бюджеты. При этом сумма налогов из прибыли, зачисляемых в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты, платы за трудовые ресурсы, а также платы за природные ресурсы (за исключением сумм платежей, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) не должна превышать 23 процента облагаемой прибыли, соответствующей пре- дельному уровню рентабельности. Ставки, указанные в настоящем пункте, применяются в отношении всех предприятий, кроме перечисленных в п. 19 настоящей Инструкции. 16. Предельный уровень рентабельности, учитываемый при применении ставок налога на прибыль, принимается в удвоенном размере по отноше- нию к среднеотраслевому ее уровню, определенному по отдельным отрас- лям народного хозяйства постановлением Совета Министров СССР от 10 декабря 1990 г. N 1256. Средний размер рентабельности по отраслям на- родного хозяйства с учетом новых оптовых, закупочных, сметных цен и тарифов, вводимых с 1 января 1991 г., определенный Советом Министров СССР, приведен в приложении 3 к настоящей Инструкции. При этом по от- расли "Наука и научное обслуживание (включая проектно-изыскательские и конструкторско-технологические работы)" установлен не средний, а предельный уровень рентабельности. Уровень рентабельности научных организаций определяется в целом по законченным и оплаченным в течение квартала работам, выполненных собственными силами за счет всех источников финансирования, как отно- шение фактически полученной прибыли от реализации научно-технической продукции, работ и услуг к затратам на выполнение этих работ . По отраслям народного хозяйства, для предприятий, объединений и организаций которых ставки налога на прибыль утверждаются Верховными Советами союзных и автономных республик в соответствии с подпунктами "д" и "е" пункта 1 статьи 5 Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", по легкой, пищевой продукции, а также по другим отраслям (кроме перечисленных в приложении 3 к настоящей Инс- трукции), цены на продукцию которых в соответствии с действующим за- конодательством устанавливаются союзными и автономными республиками, средние размеры рентабельности устанавливаются в соответствии с зако- нодательством союзных и автономных республик. Для предприятий, входящих в состав местного хозяйства и относя- щихся к коммунальной собственности, средние размеры рентабельности устанавливаются местными Советами народных депутатов. По потребительским обществам, их союзам, предприятиям, объедине- ниям и организациям (кроме банков), объединяемым Центросоюзом, сред- ние размеры (уровни) рентабельности устанавливаются Центросоюзом по согласованию с Советами Министров союзных и автономных республик. По нефтяной, газовой, угольной промышленности, электроэнергетике (в части каскадов гидроэлектростанций и производственных энергетичес- ких объединений, в которых имеются гидроэлектростанции), добыче и пе- реработке драгоценных металлов и алмазов, добыче, обогащению и пере- работке руд черной и цветной металлургии, апатито-нифелиновых руд, предприятиям по выпуску химических реактивов и особо чистых веществ при реализации продукции по государственным фиксированным ценам сред- ние размеры рентабельности, учитываемые при применении ставок налога на прибыль, не применяются. При наличии у предприятия (объединения, организации) нескольких видов деятельности, относящихся к различным отраслям народного хо- зяйства, выделенных на самостоятельный баланс или числящихся на еди- ном балансе, уровень рентабельности, учитываемый при применении ста- вок налога на прибыль, определяется раздельно по каждому виду деятельности. Если удельный вес прибыли от одного из видов деятель- ности, отражаемых на едином балансе, превышает 70 процентов в общей сумме прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и иных матери- альных ценностей, то для всего предприятия принимается уровень рента- бельности по этому виду деятельности. 17. Рентабельность предприятия, учитываемая при применении ставок налога на прибыль, исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и иных материальных ценностей к себестоимос- ти реализованной продукции (работ, услуг) и материальных ценностей. Для торговли, включая общественное питание, рентабельность исчис- ляется путем деления прибыли на объем товарооборота. Прибыль, принимаемая при определении рентабельности, уменьшается на сумму вносимой в бюджет прибыли, полученной в результате превыше- ния установленных постановлением Совета Министров СССР от 25 октября 1990 г. N 1080 предельных уровней рентабельности по продукции (рабо- там, услугам), реализуемой по договорным оптовым ценам (тарифам). Прибыль от реализации продукции, на которую применяются рентные платежи, уменьшается на эту сумму платежей. 18. В случаях, если рентабельность превышает предельный уровень, установленный в порядке, предусмотренном п. 16 настоящей Инструкции, то прибыль, соответствующая этому превышению, облагается налогом по следующим ставкам: 80 процентов - при превышении предельного уровня до 10 пунктов включительно; 90 процентов - при превышении предельного уровня свыше 10 пунк- тов. По предприятиям, налог с которых взимается по ставкам, указанным в п. 15 настоящей Инструкции, 50 процентов суммы налога, исчисленного по этим ставкам, вносится в союзный бюджет, а остальные 50 процентов - в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты в размерах и в порядке, определяемых законодательными актами союзных и автономных республик на основе соглашения между ними. 19. Ставки налога на прибыль для отдельных видов плательщиков ус- танавливаются в следующих размерах; а) для государственных специализированных банков, коммерческих банков, в том числе кооперативных банков, страховых организаций - 55 процентов; б) для потребительских обществ, их союзов, предприятий, объедине- ний и организаций потребительской кооперации, объединяемой Центросою- зом (кроме банков), - 35 процентов; в) для общественных организаций, их предприятий, объединений и организаций, а также предприятий религиозных организаций - 35 процен- тов; г) для производственных кооперативов (за исключением сельскохо- зяйственных), их союзов и объединений, кроме расположенных на терри- тории автономных республик, - по ставкам, устанавливаемым Верховными Советами союзных республик, но не выше 45 процентов. Для плательщи- ков, находящихся на территории автономных республик, ставки налога в указанных пределах устанавливаются Верховными Советами автономных республик. Для торгово-закупочных, общественного питания, посредни- ческих и зрелищных кооперативов такое ограничение не применяется. Ставки налога могут дифференцироваться в зависимости от вида про- изводственных кооперативов, цели их деятельности, вклада в удовлетво- рение потребностей населения, условий материально-технического снаб- жения и реализации продукции (работ, услуг), ценообразования, соотношения числа членов кооператива и лиц, привлекаемых к работе в кооперативе. Кооперативы, осуществляющие несколько видов деятельности (многоп- рофильные), уплачивают налог на прибыль по ставкам, установленным для того вида деятельности, который является для них основным (по сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг). Филиалы и отделения производственных кооперативов вносят налоги от имени кооперативов в соответствии с законодательными актами союз- ных и автономных республик, на территории которых они зарегистрирова- ны; д) для совхозов, колхозов (в том числе рыболовецких) и других сельскохозяйственных предприятий, для предприятий бытового обслужива- ния населения и коммунального хозяйства, кроме расположенных на тер- ритории автономных республик, - по ставкам, устанавливаемым Верховны- ми Советами союзных республик. Для плательщиков, находящихся на территории автономных республик, ставки налога устанавливаются Вер- ховными Советами автономных республик; е) для предприятий, входящих в состав местного хозяйства, относя- щихся к коммунальной собственности, - по ставкам, устанавливаемым местными Советами народных депутатов, но не выше 45 процентов. 20. По предприятиям, перечисленным в п. 19 настоящей Инструкции (кроме государственных специализированных банков, коммерческих бан- ков, в том числе кооперативных банков, страховых организаций, колхо- зов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий), ставки на- лога принимаются в рамках предельного уровня рентабельности, определяемого в порядке, предусмотренном в п. 16 настоящей Инструк- ции. При рентабельности, превышающей предельный уровень, прибыль, со- ответствующая этому превышению, облагается налогом по ставкам, ука- занным в п. 18 настоящей Инструкции. По государственным специализированным банкам, коммерческим бан- кам, в том числе кооперативным банкам, страховым организациям, колхо- зам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям размеры ставки налога на прибыль устанавливаются независимо от уровня рента- бельности. 21. Малые предприятия уплачивают налог по ставкам, предусмотрен- ным пп. 15 - 19 настоящей Инструкции, установленным в зависимости от видов предприятий и отраслей народного хозяйства, к которым они отно- сятся. 22. Зачисление налога плательщиками, указанными в п. 19 настоящей Инструкции, производится в следующем порядке: государственными специализированными банками, коммерческими бан- ками, в том числе кооперативными банками, страховыми организациями сумма налога в размере 50 процентов зачисляется в союзный бюджет, а остальные 50 процентов зачисляются в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты по ставкам, определяемым за- конодательными актами союзных и автономных республик на основе согла- шения между республиками; потребительскими обществами, их союзами, предприятиями, объедине- ниями и организациями потребительской кооперации, объединяемой Цент- росоюзом (кроме банков), общественными организациями, их предприятия- ми, объединениями и организациями, предприятиями религиозных организаций, а также предприятиями, входящими в состав местного хо- зяйства, относящимся к коммунальной собственности, и колхозам сумма налога с прибыли зачисляется в местные бюджеты; производственными кооперативами, их союзами и объединениями сумма налога зачисляется в бюджет района или города по месту их регистра- ции; совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями, предпри- ятиями бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства, кроме колхозов и других предприятий местного хозяйства, зачисление сумм налога осуществляется в соответствии с законодательными актами союзных и автономных республик. 23. Сумма налогов на прибыли, зачисляемых в республиканские бюд- жеты союзных и автономных республик и местные бюджеты, платы за тру- довые ресурсы, а также платы за природные ресурсы (за исключением сумм, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) не должна превышать предельного размера изъятия прибыли, исчисленного по став- кам, устанавливаемым в порядке, предусмотренном в пункте 19 настоящей Инструкции. IV. Льготы по налогу 24. При исчислении налога облагаемая прибыль, определенная в со- ответствии с пп. 3 - 13 настоящей Инструкции, при фактически произве- денных расходах уменьшается на: а) сумму в размере 30 процентов затрат предприятий (кроме капи- тальных вложений) на проведение научно-исследовательских о опыт- но-конструкторских работ, подготовку и освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции (включая продукцию машиностроения, пос- тавляемую на экспорт на свободно конвертируемую валюту), осуществляе- мых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий; б) сумму прибыли, используемую на погашение кредита, предостав- ленного на финансирование централизованных государственных капиталь- ных вложений (на срок, предусмотренный кредитным соглашением), не покрываемых за счет прибыли, направляемой на накопление. В тех случаях, когда в кредитных соглашениях предусмотрены другие источники погашения кредита, то они используются на эту цель в перво- очередном порядке; в) сумму в размере 30 процентов затрат капитального характера, связанных с проведением природоохранных мероприятий, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Указанная льгота не относится к предприятиям, непосредственно вы- полняющим заказы на проведение природоохранных мероприятий; г) сумму затрат, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий в соответствии с нормативами затрат, утверж- денными местными Советами народных депутатов, по содержанию находя- щихся на их балансе объектов здравоохранения, домов престарелых и ин- валидов, детских дошкольных учреждений, пионерских лагерей, объектов культуры и спорта, учреждений народного образования, а также объек- тов жилищного фонда. Нормативы затрат на содержание указанных объектов утверждаются теми Советами народных депутатов, на территории которых находятся уч- реждения социальной сферы конкретных предприятий. Если такие нормати- вы местными Советами народных депутатов не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории подведомс- твенных местным Советам; д) суммы прибыли, внесенные в Советский детский фонд имени В. И. Ленина, Советский фонд мира, Советский фонд культуры, Советский фонд милосердия и здоровья, Фонд помощи детям с отклонениями в развитии имени Л. С. Выготского, добровольные физКреста и Красного Полумесяца, Всесоюзную ассоциацию "Реабилитация инвалидов", всесоюзные организа- ции воинов-интернационалистов, фонды "Огонек-АнтиСПИД", "Чернобыль", их республиканские, региональные и местные отделения, в экологические и оздоровительные фонды, на благотворительные цели, а также перечис- ленные предприятиям, учреждениям и организациям культуры, народного образования, здравоохранения и социального обеспечения, физкультуры и спорта, но не более 1 процента облагаемой прибыли; е) сумму затрат, осуществляемых предприятиями (кроме сельскохо- зяйственных предприятий и потребительской кооперации) за счет прибы- ли, на оказание помощи сельскохозяйственным предприятиям в строитель- стве объектов на селе и приобретение оборудования для них, но не более 1 процента облагаемой прибыли; ж) сумму в размере 30 процентов прибыли предприятий, применяющих труд пенсионеров по старости и инвалидов, если их численность состав- ляет не менее 50 процентов от общей численности, или сумму в размере 20 процентов прибыли если численность пенсионеров по старости и инва- лидов составляет от 30 до 50 процентов от общей численности работаю- щих на предприятии. Эта льгота применяется для следующих видов предп- риятий: народных художественных промыслов; специализированных предприятий местной промышленности и бытового обслуживания населения; малых предприятий (отнесенных к таковым в соответствии с законо- дательством СССР). 25. Освобождаются от уплаты налога в первый год после ввода в действие и уплачивают 50 процентов налоговых платежей во вто Дальнего Востока и Крайнего Севера предприятия всех отраслей народного хозяйс- тва, за исключением предприятий отраслей добывающей промышленности. 26. Освобождаются от уплаты налога: ученические предприятия и ученические кооперативы; религиозные организации; предприятия, у которых инвалиды составляют свыше 50 процентов от общей численности работающих. 27. По потребительской кооперации, объединяемой Центросоюзом, ос- вобождаются от налогообложения: а) прибыль вновь организованных предприятий (цехов), производящих товары народного потребления из местного сырья и отходов (включая сельскохозяйственное сырье, заготовленное по закупочным ценам), кроме вина, водочных изделий, табака, табачных изделий, парфюмерно-космети- ческих изделий с содержанием спирта, при условии, если стоимость пол- ноценных материалов и сырья, используемых для производства товаров, не превышает 25 процентов общей стоимости сырья и материалов, - на два года со дня ввода в действие этих предприятий (цехов); б) прибыль предприятий, направляемая на развитие собственной ма- териально- технической базы в сельской местности, поселках городского типа и районных центрах; в) прибыль от реализации рыбы собственного улова; г) прибыль колхозных рынков, использованная на строительство и расширение материально-технической базы, развитие подведомственного гостиничного хозяйства, благоустройство и покрытие расходов по экс- плуатации колхозных рынков. 28. По общественным организациям освобождаются от уплаты налога: а) общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-про- изводственные предприятия и объединения; б) Советский детский фонд имени В. И. Ленина, Советский фонд ми- ра, Советский фонд культуры, Советский фонд милосердия и культуры, Фонд помощи детям с отклонениями в развитии имени Л. С. Выготского, Всесоюзная ассоциация "Реабилитация инвалидов", всесоюзные организа- ции воинов-интернационалистов, отделения этих фондов и ассоциации, а также их предприятия и организации - по прибыли, направляемой в эти фонды и ассоциацию на осуществление их уставной деятельности; в) Союз и общества Красного Креста и Красного Полумесяца, а также их предприятия и организации по прибыли, направляемой Союзу и общест- вам на осуществление их уставной деятельности; г) прибыль хозрасчетных предприятий творческих союзов, направляе- мая ими указанным союзам на осуществление их уставной деятельности; д) Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов, а также его организации по прибыли, направляемой обществу на осуществление его уставной деятельности; е) прибыль предприятий, созданных молодежными, профсоюзными орга- низациями при высших, средних специальных учебных заведениях, средних и профессиональных технических училищах, направляемая ими на улучше- ние социально-бытовых условий студентов и учащихся. 29. По производственным кооперативам (кроме колхозов): а) кооперативы (объединения кооперативов) ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил СССР, созданные при Советах ветеранов войны и тру- да, в которых работает не менее 70 процентов лиц, достигших пенсион- ного возраста (пенсионеров), полностью освобождаются от уплаты нало- га; б) кооперативы по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, строительные, ремонтно-строительные кооперативы, коопера- тивы по производству строительных материалов полностью освобождаются от уплаты налога в первые два года их работы. Для предоставления ука- занной льготы началом работы кооператива следует считать первое число месяца, в котором он приступил к финансово-хозяйственной деятельнос- ти; кооперативы, занимающиеся другими видами деятельности (кроме тор- гово-закупочных, общественного питания, посреднических и зрелищных) в первый год после их образования уплачивают налог на прибыль в размере 25 процентов, а во второй год - 50 процентов от утвержденной для со- ответствующего вида кооперативов ставки налога. Моментом образования кооператива для предоставления указанной льготы считается дата ре- гистрации в исполкоме местного Совета народных депутатов. При прекращении деятельности кооператива до истечения трехлетнего срока сумма налога исчисляется в полном размере, установленном для этого вида кооператива, за весь период его деятельности. Льготы, предусмотренные в подпункте "б" настоящего пункта, не предоставляются кооперативам, созданным на базе ликвидированных предприятий или их структурных подразделений, а также кооперативам, созданным при предприятиях, объединениях и организациях, при условии, если они работают на оборудовании, арендованным у предприятия. 30. По малым предприятиям предоставляются следующие льготы: а) прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обнов- ление основных фондов, освоение новой техники и технологии, подготов- ку и повышение квалификации кадров, освобождается от уплаты налога; б) освобождаются от уплаты налога на прибыль в первые два года работы малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйс- твенной продукции , производству товаров народного потребления, стро- ительные, ремонтно-строительные, по производству строительных матери- алов, малые внедренческие предприятия. Указанная льгота применяется к малым предприятиям, созданным пос- ле вступления в силу Закона СССР "О налогах с предприятий, объедине- ний и организаций", а также к малым предприятиям перечисленных сфер деятельности, образованным после принятия постановления Совета Ми- нистров СССР от 8 августа 1990 г.N 790 "О мерах по созданию и разви- тию малых предприятий", которые пользовались льготой в соответствии с указанным постановлением; в) по другим видам деятельности малые предприятия в первый год работы уплачивают налог на прибыль в размере 25 процентов, а во вто- рой год - 50 процентов от установленных для них ставок налога на при- быль. Настоящая льгота предоставляется малым предприятиям, созданным после вступления в силу Закона СССР "О налогах с предприятий, объеди- нений и организаций", а также малым предприятиям, созданным после 8 августа 1990 г. Для предоставления этих льгот началом работы малого предприятия следует считать первое число месяца, в котором оно приступило к фи- нансово-хозяйственной деятельности. Кооперативы, относящиеся к малым предприятиям, пользуются указан- ными в подпунктах "б" и "в" льготами в течение первых двух лет работы независимо от времени их создания. Указанные в подпунктах "б" и "в" льготы не распространяются на малые предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизован- ных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений. При прекращении деятельности малого предприятия до истечения трехлетнего срока сумма налога исчисляется в полном размере за весь период его деятельности. Предусмотренные в настоящем пункте льготы предоставляются при ус- ловии, что их объемы хозяйственного оборота и численность их работни- ков соответствуют установленным законодательством критериям для отне- сения предприятий к категории малых предприятий. Льготы в виде освобождения от налога на прибыль в первые два года работы (подпункт "б" настоящего пункта) предоставляются предприятиям при условии, если указанные виды деятельности занимают более 50 про- центов в сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг). При предоставлении льгот малым предприятиям среднесписочная чис- ленность работающих определяется в соответствии с инструкцией Гос- комстата СССР от 17 сентября 1987 г. N 17-10-0370 за соответствующий отчетный период, а предельные объемы хозяйственного оборота в течение года принимаются соответственно в размере 1/4, 1/2^ 3/4 предельного годового объема, если законодательством союзных и автономных респуб- лик не установлено иное. 31. Дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога, зачисляемого в союзный бюджет, могут устанавливаться Советом Министров СССР. Законодательными актам союзных и автономных республик устанавлива- ется порядок предоставления дополнительных льгот по налогу на прибыль в пределах сумм налога, направляемых в бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты . Местные Советы народных депутатов могут предоставлять дополни- тельные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога, зачисляе- мых в местные бюджеты. 32. Размеры ставок налога на прибыль, а также состав налоговых льгот, предусмотренных Законом СССР "О налогах с предприятий, объеди- нений и организаций", и порядок их предоставления могут уточняться Верховным Советом СССР при утверждении бюджета на предстоящий год. V. Порядок исчисления и уплаты налога 33. В течение каждого квартала отчетного года все предприятия, кроме потребительских обществ, их союзов, предприятий, объединений и организаций потребительской кооперации, объединяемых Центросоюзом, кооперативных и общественных предприятий, объединений и организаций, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, произ- водят авансовые взносы налога в бюджет в размере фактической суммы налога, подлежащего взносу в бюджет за соответствующий период пред- шествующего года. Авансовые платежи в бюджет по налогу на прибыль в 1991 г. опреде- ляются в размере фактической суммы отчислений в бюджет от расчетной прибыли (дохода), платы за производственные фонды, платы за трудовые ресурсы и фиксированных платежей, причитающихся к уплате, за соот- ветствующий период 1990 г. Зачисление авансовых платежей в доход со- юзного бюджета и бюджеты союзных республик производится в размерах соответственно 49 и 51 процентов фактического поступления платежей из прибыли (налога на прибыль) за соответствующий период предшествующего года. Если авансовые платежи, исчисленные в указанном выше порядке, значительно превышают размер налога на прибыль, определенного исходя из плановой прибыли предприятия на 1991 г. и установленной ставки на- лога, то финансовый орган по месту нахождения предприятия по его хо- датайству может установить авансовые платежи, подлежащие взносу в бюджет в 1991 г. исходя из показателей плана предприятия по прибыли и ставки налога на прибыль. По вновь образованным предприятиям, а также предприятиям, осво- божденным в 1991 г. от уплаты платежей в бюджет из прибыли, размер авансовых платежей в 1991 г. определяется исходя из плановых показа- телей по прибыли на соответствующий период и ставки налога на при- быль, установленной в соответствии с Законом СССР "О налогах с предп- риятий, объединений и организаций". Для контроля за правильностью определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых сумм налога на прибыль предприятия до начала ново- го года сообщают налоговым органам по месту своего нахождения справки о фактических суммах налога на прибыль за год, предшествующий отчет- ному (в разрезе кварталов), по форме согласно приложению 5 к настоя- щей Инструкции. Справки о фактических суммах налога на прибыль высылаются предп- риятиями в 2 экземплярах, их которых один экземпляр передается финан- совому органу по месту нахождения предприятия. В 1991 г. в указанных справках отражаются фактические суммы пла- тежей из прибыли по их видам за соответствующий период 1990 г. Авансовые взносы налога в бюджет производятся не позднее 15 и 28 числа каждого месяца равными долями в размере 1/6 части квартальной суммы налога на прибыль. По ходатайству плательщика, имеющего незначительную сумму налога на прибыль, налоговый орган по месту нахождения плательщика может ус- тановить один срок уплаты в бюджет - 20 числа каждого месяца в разме- ре 1/3 квартальной суммы налога. 34. Потребительские общества, их союзы, предприятия, объединения и организации потребительской кооперации, объединяемые Центросоюзом, кооперативные и общественные предприятия, объединения и организации, колхозы , совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия определя- ют налог ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной прибыли, без уплаты авансовых взносов. 35. Плательщики налога представляют налоговым органам по месту своего нахождения бухгалтерские отчеты и балансы в порядке и сроки, установленные законодательством СССР, и расчеты суммы налога на при- быль по форме согласно приложению 4 настоящей Инструкции. 36. По окончании первого квартала, полугодия, 9 месяцев и года плательщик самостоятельно исчисляет нарастающим итогом с начала года сумму налога исходя из фактически полученной им прибыли, подлежащей налогообложению, налоговых льгот и установленных ставок налога для зачисления его в соответствующие бюджеты. 37. Исчисленная сумма налога по арендным предприятиям, образован- ным на базе государственных предприятий и их структурных подразделе- ний, уменьшается на величину арендной платы за вычетом амортизацион- ных отчислений, входящих в ее состав. Указанное уменьшение суммы налога относится на величину налога, зачисляемого в союзный бюджет, если предприятие (его подразделение), сданное в аренду, является об- щесоюзной собственностью, и на величину налога, зачисляемого в рес- публиканские и местные бюджеты, если эти предприятия являются респуб- ликанской или коммунальной собственностью. 38. Суммы налогов на прибыль (доход), полученную за пределами территории СССР, континентального шельфа и экономической зоны СССР, уплаченные предприятиями за границей в соответствии с законодательст- вом иностранных государств, засчитывается при (доход) в СССР. Зачет указанных сумм налога производится за счет налога, зачисляемого в со- юзный, республиканский и местные бюджеты в соответствующих долях в зависимости от размера налога, зачисляемого в эти бюджеты. Основанием для зачета являются документы налогового органа иностранных госу- дарств, подтверждающие факт уплаты налога за границей. При этом раз- мер засчитываемых сумм не может превышать сумму налога на прибыль (доход), подлежащую уплате в СССР в отношении прибыли (дохода), полу- ченной за границей. 39. Суммы налога на прибыль, исчисленные самими плательщиками ис- ходя из фактически полученной прибыли, вносятся ими в доход бюджета, не ожидая извещения налогового органа по квартальным расчетам в 5-дневный срок со дня, установленного для представления квартальных бухгалтерских отчетов и балансов, а по годовым расчетам в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год. 40. Если налоговым органом в результате проверки расчетов будет установлено, что налог на прибыль подлежит взносу в бюджет в большей сумме, чем показано в расчете плательщика, уплата в бюджет допричис- ленных сумм налога по результатам перерасчетов производится в 5-днев- ный срок со дня сообщения налоговым органам о сумме доплаты, а пеня исчисляется по истечении 5-дневного срока со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса. 41. Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику в 5-дневный срок со дня получе- ния его письменного заявления. 42. Платежные поручения на перечисление в бюджет авансовых сумм налога и причитающихся по расчетам исходя из фактической прибыли сда- ются плательщиками в учреждения банков до наступления срока платежа, отдельно на уплату в союзный бюджет и бюджеты союзных республик. 43. Зачисление сумм налога на прибыль производится на соответс- твующие главы и параграфы разделов 2 и 6 классификации доходов и рас- ходов бюджетов. Учет начисленных и поступивших в бюджет сумм налога на прибыль, а также финансовых санкций, предусмотренных пунктом 53 настоящей Инс- трукции, осуществляется налоговыми органами на карточках лицевых сче- тов по формам, установленным Министерством финансов СССР. VI. Налогообложение доходов, полученных предприятиями от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг и от долевого участия в совместных предприятиях 44. Доходы, получаемые предприятиями от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг, а также советского участника, полу- ченные от долевого участия в совместных предприятиях, созданных на территории СССР как с участием иностранного капитала, так и без тако- вого, подлежат налогообложению по ставке 15 процентов. 45. От налогообложения освобождаются дивиденды, получаемые по го- сударственным облигациям и иным государственным ценным бумагам. 46. Налоги с дохода взимаются у источника. Ответственность за удержание и перечисление налогов в бюджет несет предприятие, выплачи- вающее доход. Сумма этого налога зачисляется в размере 50 процентов в союзный бюджет, а остальные 50 процентов зачисляются в республиканс- кие бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты по став- кам, определяемым законодательными актами союзных и автономных рес- публик на основе соглашения между республиками. 47. Плательщики налогов с доходов, указанных в настоящем разделе Инструкции, представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчет сумм налога на доход одновременно с бухгалтерским отчетом и балансом и расчетом по налогу на прибыль. Перечисление в бюджет налогов с доходов производится в сроки, ус- тановленные для перечисления налога на прибыль, причитающегося по фактической прибыли. Зачисление указанных налогов производится на со- ответствующие параграфы раздела 25 классификации доходов и расходов бюджетов. VII. Обязанности и ответственность плательщиков 48. Плательщики налогов на прибыль (доход) обязаны: а) вести в установленном порядке бухгалтерский учет и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности и представлять налоговым орга- нам бухгалтерские отчеты и балансы, расчеты по налогам на прибыль (доход) и другие необходимые документы и сведения, связанные с исчис- лением и уплатой налогов *; ----------------------------------------------------------- *Порядок взаимоотношений предприятий с особым режимом работы с налоговыми органами определен письмом Министерства финансов СССР от 16 октября 1990 г. N 123 "О некоторых вопросах применения Закона СССР "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций". ----------------------------------------------------------- б) предъявлять, а в соответствующих случаях представлять докумен- ты, подтверждающие право на льготы о налогам; в) своевременно и в полном размере уплачивать причитающиеся суммы налогов; г) допускать должностных лиц налоговых органов для обследования помещений, где осуществляется деятельность, связанная с извлечением прибыли (доходов), либо с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов. 49. Руководители и соответствующие должностные лица предприятий обязаны подписать акт проверки, произведенной налоговым органом, а в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, представить письмен- ные пояснения мотивов несогласия. Они также обязаны выполнять требо- вания налогового органа об устранении выявленных нарушений законода- тельства о налогах. 50. Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налог в бюджет и соблюдение действующего законодательства о налогообложении возлагается на плательщиков налогов и их должностных лиц. 51. Плательщики налогов, не имеющие к сроку, установленному для уплаты налогов, бухгалтерских отчетов и балансов за соответствующий отчетный период, уплачивают 110 процентов суммы налога, исчисленного за предыдущий отчетный период. После представления названных документов производится перерасчет налогов исходя из фактически полученной прибыли (дохода). 52. Плательщики налогов за отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка, а также за непредставление, несвоевременное представление налоговым органам от- четов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уп- латы налогов, уплачивают в бюджет 10 процентов причитающихся сумм на- лога, исчисленного нарастающим итогом с начала года, за вычетом сумм налога за предыдущий отчетный период. 53. В случае сокрытия (занижения) прибыли (дохода) с плательщика взыскивается вся сумма сокрытой (заниженной) прибыли (дохода), а так- же штраф в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штраф в двойном размере. Суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) вносят- ся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в 10-днев- ный срок со дня составления должностными лицами налоговых органов ак- та проверки о выявленных нарушениях. Сокрытие доходов, полученных в свободно конвертируемой валюте, влечет пересчет суммы доходов по специальному курсу Госбанка СССР на дату его выявления. 54. Суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода), вы явленные на- логовыми органами, в размере 50 процентов зачисляются во внебюджетные фонды местных Советов народных депутатов, на территории которых рас- положены предприятия. Остальные 50 процентов указанной прибыли (дохо- да) и штрафа за сокрытие прибыли (дохода) зачисляются в доход бюджета в порядке, установленном для зачисления налога на прибыль, примени- тельно к пункту 22 настоящей Инструкции. 55. На должностных лиц, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода), а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, налого- выми органами налагается административный штраф в размере от 100 до 200 рублей, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного штрафа, в размере от 200 до 300 рублей. 56. Сокрытие (занижение) прибыли (дохода), совершенное умышленно, влечет уголовную ответственность и наказывается исправительными рабо- тами на срок до двух лет или штрафом от 200 до 1000 рублей. 57. Суммы налогов, не внесенные в установленные сроки, а также суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) и штраф за сокрытие (за- нижение) прибыли (дохода) взыскиваются за все время уклонения по рас- поряжению налоговых органов в бесспорном порядке. Своевременно не уплаченная сумма налога взыскивается за все время задолженности бюджету с начислением пени в размере 0,2 процента с суммы недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты). 58. Суммы налогов на прибыль (доход), излишне поступившие в ре- зультате неправильного их исчисления, либо нарушения установленного порядка взимания, подлежат возврату либо зачету в счет других причи- тающихся с плательщика сумм, если не истек годичный срок со дня их поступления. Подача заявлений о возврате излишне поступивших сумм платежей прерывает течение указанного срока. Возврат неправильного уплаченного налога из бюджета производится не более, чем за один год до обнаружения неправильной уплаты. VIII. Контроль налоговых органов 59. Контроль за правильностью применения законодательства о нало- ге на прибыль осуществляется в соответствии с Законом СССР "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций" и другим законодательством Союза ССР. Невыполнение должностными лицами предприятий и организаций требо- ваний, указаний и распоряжений налоговых органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, вытекающих из Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" влечет администра- тивную ответственность в виде штрафа в размере от 50 до 200 рублей, налагаемого руководителями налоговых органов. IX. Обжалование действий должностных лиц налоговых органов 60. Жалобы на действия должностных лиц налоговых органов подаются в тот орган, которому эти лица непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним выносятся не позднее 30-дневного срока с момента поступления жалоб. Решения по жалобам могут быть обжалованы в месячный срок в вышес- тоящий налоговый орган. Подача жалобы не приостанавливает взыскание налогов и финансовых санкций. Орган, рассматривающий жалобы, имеет право приостановить взимание причитающейся суммы налога до разрешения жалобы. Приложение I к Инструкции Министерства финансов СССР от 29 декабря 1990 г. N 145 КОЭФФИЦИЕНТЫ роста расходов на оплату труда по отраслям народного хозяйства и промышленности (видам основной деятельности) для определения нормируемой величины этих расходов, принимаемой для исчисления налогооблагаемой прибыли, на 1991 год ----------------------------------------------------------------- ¦ Коэффициенты ¦ роста расходов ¦ на оплату труда Отрасли народного хозяйства ¦ на каждый про- и промышленности (виды основной деятельности)¦ цент прироста ¦ (снижения) ¦ объема продук- ¦ ции (работ, ус- ¦ луг) в сопоста- ¦ вимых ценах ---------------------------------------------------------------- Топливная промышленность, добывающая промыш- ¦ ¦ ленность, сельское хозяйство, лесное ¦ ¦ хозяйство ¦ 0,9 ¦ Электроэнергетика, транспорт, связь ¦ 0,8 ¦ ¦ Черная и цветная металлургия, промышленность ¦ ¦ строительных материалов, стекольная и фар-¦ форо-фаянсовая промышленность, в том числе¦ производство медицинских изделий из стекла¦ и фарфора, целлюлозно-бумажная и лесохими-¦ ческая промышленность, строительство, нау-¦ ка и научное обслуживание, розничная ¦ торговля ¦ 0,7 ¦ Деревообрабатывающая, легкая, пищевая, муко- ¦ ¦ мольно-крупяная и комбикормовая промыш- ¦ ¦ ленность, производство художественных ¦ ¦ изделий ¦ 0,6 ¦ Химическая, нефтехимическая, медицинская, ¦ ¦ машиностроительная и металлообрабатывающая¦ ¦ (кроме приборостроения, радиоэлектронной ¦ ¦ промышленности средств связи), полиграфи- ¦ ¦ ческая промышленность ¦ 0,5 ¦ Приборостроение, радиоэлектронная промышлен- ¦ ность, промышленность средств связи, ¦ микробиологическая и другие промышленные ¦ производства ¦ 0,4 ¦ Предприятия, объединения и организации других ¦ отраслей(видов основной деятельности) ¦ материального производства и непроизвод- ¦ ственной сферы, уплачивающие налог на ¦ прибыль ¦ 0,8 ¦ ¦ Приложение 3 к Инструкции Министерства финансов СССР от 29 декабря 1990 г. N 145 СРЕДНИЕ РАЗМЕРЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ по отраслям народного хозяйства на 1991 год для определения предельного уровня рентабельности учитываемого при применении ставок налога на прибыль в процентах к себестоимости Промышленность: деревообработка, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность, промышленность строительных материалов, добыча нерудного сырья, рыболовство, медицинская промышлен- ность .................................... 25 все остальные отрасли промышленности, кроме легкой и пищевой промышленности .......... 20 Транспорт ................................... 30 Связь, издательская деятельность ............ 40 Наука и научное обслуживание (включая проектно- изыскательские и конструкторско-технологи- ческие работы) ............................ 30 * Строительство ................................ 25 Торговля, включая общественное питание ....... 4 (в процентах к товарообороту) Прочие отрасли народного хозяйства (кроме сель- ского хозяйства, государственных специализи- рованных банков, коммерческих банков, в том числе кооперативных, страховых организаций, а также отраслей, перечисленных в п. 3 на- стоящего постановления) .................... 30 ------------------- --------------------------- * По отрасли "Наука и научное обслуживание (включая проект- но-изыскательские и конструкторско-технологические работы) устанавли- вается не средний, а предельный уровень рентабельности, который ука- зан в статье 4 "Закона СССР "О налогах с предприя |