СОГЛАСНО УСТАНОВЛЕННОМУ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОРЯДКУ ВОЗВРАТ ДЕНЕГ НЕ В ДЕНЬ ПОКУПКИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕ ИЗ ГЛАВНОЙ КАССЫ ОРГАНИЗАЦИИ, А ИЗ ДЕНЕЖНОГО ЯЩИКА КОНТРОЛЬНО - КАССОВОЙ МАШИНЫ С ПРОБИТИЕМ ПО НЕЙ ВОЗВРАТНОГО ЧЕКА. ПРИ ЭТОМ СОСТАВЛЯЕТСЯ АКТ ПО ФОРМЕ N К. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 01.07.02 29-08/1/30131

   СОГЛАСНО УСТАНОВЛЕННОМУ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОРЯДКУ ВОЗВРАТ ДЕНЕГ НЕ В
  ДЕНЬ ПОКУПКИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕ ИЗ ГЛАВНОЙ КАССЫ ОРГАНИЗАЦИИ, А ИЗ
   ДЕНЕЖНОГО ЯЩИКА КОНТРОЛЬНО - КАССОВОЙ МАШИНЫ С ПРОБИТИЕМ ПО НЕЙ
    ВОЗВРАТНОГО ЧЕКА. ПРИ ЭТОМ СОСТАВЛЯЕТСЯ АКТ ПО ФОРМЕ N КМ-3 С
     ПРИЛОЖЕНИЕМ К НЕМУ ВОЗВРАТНОГО ЧЕКА. ОСТАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО
     ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ВОЗВРАТЕ ТОВАРА НЕ В ДЕНЬ ПОКУПКИ
СОБЛЮДАЮТСЯ. ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ МНС РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ ОТ 17.03.2000 N
  30-08/1/10843 "О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВОЗВРАТА ТОВАРА
    ПОКУПАТЕЛЯМ" И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ И ОФОРМЛЕНИЮ
 ОПЕРАЦИЙ ПРИЕМА, ХРАНЕНИЯ И ОТПУСКА ТОВАРОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТОРГОВЛИ,
УТВЕРЖДЕННЫЕ ПИСЬМОМ КОМИТЕТА РФ ПО ТОРГОВЛЕ ОТ 10.07.96 N 1-794/32-5,
 ЯВЛЯЮТСЯ ВЕДОМСТВЕННЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ И МОГУТ БЫТЬ НЕ ПРИНЯТЫ ПРИ
                 РАССМОТРЕНИИ ИСКА АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ.
     ПРОСИМ РАЗЪЯСНИТЬ, МОЖНО ЛИ ПРИ НАРУШЕНИИ ПОРЯДКА ОФОРМЛЕНИЯ
 ВОЗВРАТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПОКУПАТЕЛЮ НЕ ПРИМЕНЯТЬ ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ,
 ЕСЛИ ИМЕЮТСЯ НАКЛАДНЫЕ НА ПРИЕМ ОТ ПОКУПАТЕЛЯ ВОЗВРАЩЕННОГО ТОВАРА И
           КОНТРОЛЬНАЯ ЛЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩАЯ СУММУ ПОКУПКИ?

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                            1 июля 2002 г.
                           N 29-08/1/30131

                                 (Д)


     Наиболее часто   встречающимися   нарушениями   порядка   ведения
кассовых   операций   и   типовых  правил  эксплуатации  ККМ  являются
нарушения,  связанные с  неправильным  оформлением  возврата  денежных
средств покупателям за возвращенный товар.
     В письмах Управления МНС России по г.  Москве  N  03-12/20731  от
31.12.99,  N 30-12/4487 от 16.02.2000,  N 30-12/7878 от 29.02.2000,  N
30-08/1/10843  от  17.03.2000,  N   30-12/16365   от   21.04.2000,   N
30-08/1/43844   от   13.09.2000,   N   30-12/40498  от  04.09.2001,  N
30-12/50836 от 02.11.2001,  N 30-12/51857 от 12.11.2001, N 30-12/51864
от  12.11.2001,  N  30-12/53263  от  20.11.2001  и  N 29-08/1/12423 от
20.03.2002 были даны разъяснения по вопросам,  связанным с  правильным
оформлением  возврата  денежных  средств  покупателям  за возвращенный
товар.
     Однако количество  ошибок,  связанных  с неправильным оформлением
возврата  денежных  средств  покупателям  за  возвращенный  товар,  не
уменьшается. И самой распространенной ошибкой, совершаемой кассирами -
операционистами, является то, что при возврате денежных средств (отказ
от  покупки,  расторжение договора) они пробивают возвратный чек и тем
самым увеличивают итоговую сумму выручки, фиксируемую по итогам дня.
     Следует иметь  в виду,  что возврат покупателем товара продавцу и
возврат денег покупателю  за  сданный  продавцу  товар  -  две  разные
хозяйственные  операции  и  для осуществления каждой из них существуют
определенный порядок и правила.
     Порядок возврата товара регулируется Законом Российской Федерации
от 07.02.92 N 2300-1 "О  защите  прав  потребителей"  (в  редакции  от
30.12.2001)  и  определен  Методическими  рекомендациями  по  учету  и
оформлению операций приема,  хранения и отпуска товаров в организациях
торговли,  утвержденными письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 N
1-794/32-5.  Указанные Методические рекомендации устанавливают правила
документального   оформления   приема,  хранения,  отпуска  товаров  и
отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности.
     Следовательно, проверка   соблюдения   порядка  возврата  товара,
отражения   в   бухгалтерском   учете   и    отчетности    предприятия
соответствующих  товарных  операций и правильности определения выручки
от реализации товаров или товарооборота  как  объекта  налогообложения
является предметом налоговой проверки.
     Порядок возврата денег за возвращенный товар  также  регулируется
Законом  Российской  Федерации  от  07.02.92  N  2300-1 "О защите прав
потребителей" (в редакции от  30.12.2001),  но  сам  порядок  возврата
денег имеет особенность, он зависит от дня возврата товара.
     Порядок возврата денег  за  возвращенный  в  день  покупки  товар
определен  пунктами 4.2 и 4.3 Типовых правил эксплуатации контрольно -
кассовых машин  при  осуществлении  денежных  расчетов  с  населением,
утвержденных  Минфином  России  от  30.08.93  N  104  (далее - Типовые
правила эксплуатации ККМ N 104).
     Возврат денег  за  возвращенный  не  в день покупки (по истечении
рабочего дня после закрытия смены  и  снятия  Z-отчета)  товар  должен
производиться  в  соответствии с пунктами 14,  22 и 24 Порядка ведения
кассовых  операций  в  Российской  Федерации,  утвержденного  решением
Совета  директоров  ЦБ  РФ  от  22.09.93 N 40 (далее - Порядок ведения
кассовых операций N 40).
     Следовательно, проверка  соблюдения  порядка  возврата  денег  за
возвращенный товар является предметом проверки  полноты  оприходования
(неполного   оприходования)  в  кассу  предприятия  наличных  денежных
средств, полученных с применением ККМ.
     В случае  установления в ходе проведения проверки фактов возврата
покупателям наличных денежных средств с нарушениями требований пунктов
14, 22 и 24 Порядка ведения кассовых операций N 40 и пунктов 4.2 и 4.3
Типовых правил эксплуатации ККМ N 104  считается,  что  такой  возврат
произведен  неправомерно.  Уменьшение  выручки  на  сумму неправомерно
возвращенных денежных  средств  приводит  к  неоприходованию  в  кассу
предприятия  наличных денежных средств,  полученных с применением ККМ,
и,  следовательно,  к  предприятию  должны  быть  применены   штрафные
санкции, предусмотренные п. 9 Указа Президента Российской Федерации от
23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному  и
полному  внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" и ст.
15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
     Для принятия   правильного   решения  о  последствиях  допущенных
нарушений порядка возврата  денег  за  возвращаемый  товар  достаточно
рассмотреть простой пример.
     Допустим, сегодня продано три единицы товара по 100 руб.  и  одна
единица  товара  по  50 руб.,  следовательно,  сумма наличных денежных
средств,  полученных с применением ККМ, или выручка за день, составила
350  руб.  (100 руб.  x 3 + 50 руб.).  В конце дня пришел покупатель и
сдал купленный вчера товар стоимостью 50  руб.  Факт  покупки  даже  в
отсутствие  прямого кассового чека подтвержден.  Кассир - операционист
пробивает по ККМ возврат "50 руб.",  составляет акт по форме N КМ-3 на
сумму 50 руб. и выдает покупателю из денежного ящика ККМ 50 руб.
     В итоге дня получается следующее:
     - сумма   наличных   денежных   средств,   полученных  сегодня  с
применением ККМ, по данным фискального отчета составляет 400 руб. (350
руб. "выручка" + 50 руб. "возврат, пробитый по ККМ");
     - сумма  наличных  денежных  средств,  оприходованная   в   кассу
предприятия,  то есть отраженная в кассовой книге, составляет 300 руб.
(350 руб. "выручка" - 50 руб. "возврат из денежного ящика").
     Расхождение между  полученной и оприходованной суммами составляет
100 руб. (400 руб. - 300 руб.).
     На 50 руб.  имеется хоть и неправомерно оформленный,  но все-таки
оправдательный документ - акт по форме N КМ-3  с  приложенным  к  нему
возвратным кассовым чеком на сумму 50 руб.  Кроме того,  в контрольной
ленте можно увидеть номер  возвратного  чека  и  сумму  произведенного
возврата  50  руб.  С  определенными  оговорками,  например вследствие
ошибки кассира - операциониста,  акт по форме  N  КМ-3  может  служить
объяснением причины уменьшения оприходования в кассу предприятия суммы
выручки.
     С учетом   данного  допущения  размер  неоприходованной  в  кассу
предприятия суммы наличных  денежных  средств,  полученных  сегодня  с
применением ККМ,  составляет сумму 50 руб.  (400 руб.  - 300 руб. - 50
руб.).
     Если бы  в  приведенном  выше  примере  купленный  сегодня  товар
возвращался сегодня  же  с  аналогичным  ошибочным  пробитием  по  ККМ
возврата,  составлением  акта  по форме N КМ-3 с приложением прямого и
возвратного чеков на сумму каждый по 50  руб.  и  правомерной  выдачей
покупателю  из  денежного  ящика  ККМ  суммы  50  руб.,  то  с теми же
оговорками можно было бы установить,  что ошибочное  пробитие  по  ККМ
возврата  "-50 руб." служит объяснением причины расхождения и в данном
случае  не  приводит  к  неоприходованию  в  кассу  предприятия  суммы
наличных  денежных  средств,  полученных с применением ККМ.  (400 руб.
"данные  фискального  отчета"  -  300  руб.  "оприходованная  в  кассу
предприятия"  -  50 руб.  "правомерно произведенный возврат" - 50 руб.
"ошибочно пробитый по ККМ возврат,  подтвержденный контрольной  лентой
ККМ").
     Данный пример показал,  что наличие в контрольной ленте  операции
возврата  с  указанием  номера  возвратного  кассового  чека  и  суммы
произведенного  возврата  является  лишь  подтверждением  неправильных
действий  кассира  -  операциониста.  Контрольная  лента  ККМ не может
служить доказательством правомерности возврата или того,  что  по  ККМ
была  пробита  сумма  денег  за  возвращаемый товар,  а не за какой-то
другой  такой  же,  особенно  при  идентичности  товара  и  одинаковой
стоимости.
     Наличие накладной на прием  от  покупателя  возвращенного  товара
свидетельствует только о том,  что товар сдан,  и из этого не следует,
что товар поступил на склад и следует уменьшить выручку от  реализации
товара.
     Для подтверждения факта покупки и возврата одного  и  того  же  и
иного  товара  и определения выручки от реализации товаров как объекта
налогообложения требуется проверка отражения в бухгалтерском  учете  и
отчетности  предприятия  соответствующих  товарных  операций,  то есть
проведение налоговой проверки.
     Что касается  проверки  полноты оприходования в кассу предприятия
наличных  денежных  средств,  то  в  рассматриваемом  случае   возврат
покупателям  наличных  денежных  средств  осуществлялся  с нарушениями
требований пунктов 14,  22 и 24 Порядка ведения кассовых операций N 40
и пунктов 4.2 и 4.3 Типовых правил эксплуатации ККМ N 104,  приведшими
к неоприходованию в кассу предприятия сумм наличных денежных  средств,
полученных с применением ККМ в дни,  когда осуществлялся неправомерный
возврат,  и,  следовательно,  к  предприятию  должны  быть   применены
штрафные санкции.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         А.А. Родионов