ДОЛЖНА ЛИ РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УДЕРЖИВАТЬ (ЕСЛИ ДА, В КАКИЕ СРОКИ) НАЛОГ С ДОХОДОВ ПО ОПЛАТЕ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ И ПРОЖИВАНИЯ КОНСУЛЬТАНТА, ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В НИДЕРЛАНДАХ? НА ОСНОВАНИИ КАКИ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 04.07.02 26-12/31226

    ДОЛЖНА ЛИ РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УДЕРЖИВАТЬ (ЕСЛИ ДА, В КАКИЕ
       СРОКИ) НАЛОГ С ДОХОДОВ ПО ОПЛАТЕ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ,
   КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ И ПРОЖИВАНИЯ КОНСУЛЬТАНТА, ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ
ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В НИДЕРЛАНДАХ? НА ОСНОВАНИИ КАКИХ
ДОКУМЕНТОВ ДОЛЖНО ИЛИ НЕ ДОЛЖНО ПРОИЗВОДИТЬСЯ УДЕРЖАНИЕ НАЛОГА? СУММЫ
  УСЛУГ В ЛИЦЕНЗИОННОМ СОГЛАШЕНИИ УКАЗЫВАЮТСЯ С НАЛОГОМ НА ДОХОД ИЛИ
       НЕТ? КАКОЕ НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ ОФОРМЛЕННОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ,
  ПРЕДУСМОТРЕННОЕ П. 1 СТ. 312 НК РФ, ДОЛЖНА ПРЕДЪЯВИТЬ ИНОСТРАННАЯ
                    ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОМУ АГЕНТУ?

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                            4 июля 2002 г.
                            N 26-12/31226

                                 (Д)


     В соответствии со ст.  246 главы 25 Налогового кодекса Российской
Федерации  (в  редакции  Федерального  закона  от  29.05.2002 N 57-ФЗ)
(далее -  НК  РФ),  вступившей  в  действие  с  1  января  2002  года,
плательщиками  налога  на  прибыль  организаций признаются в том числе
иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской
Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы
от источников в Российской Федерации.
     Положениями статей  306-309  НК  РФ  устанавливаются  особенности
исчисления   налога   иностранными   организациями,    осуществляющими
предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в
случае,  если такая деятельность создает постоянное  представительство
иностранной   организации,  а  также  исчисления  налога  иностранными
организациями,  не осуществляющими деятельность в Российской Федерации
через  постоянное представительство и получающими доходы из источников
в Российской Федерации.
     Если международным  договором  Российской  Федерации,  содержащим
положения,  касающиеся  налогообложения  и  сборов,  установлены  иные
правила  и  нормы,  чем  предусмотренные НК РФ,  применяются правила и
нормы  международных  договоров  Российской  Федерации.  В   отношении
налогообложения    в   Российской   Федерации   доходов   иностранного
юридического лица - резидента Нидерландов применяется Соглашение между
Правительством   Российской  Федерации  и  Правительством  Королевства
Нидерландов об избежании  двойного  налогообложения  и  предотвращении
уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество
от 16.12.96.
     Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской
Федерации через постоянные представительства,  в соответствии  со  ст.
307 НК РФ являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль.
     Исчисление и удержание  суммы  налога  с  доходов,  выплачиваемых
иностранным организациям,  не осуществляющим деятельность в Российской
Федерации через постоянные представительства,  в соответствии с  п.  2
ст.  310  НК  РФ производятся налоговым агентом по всем видам доходов,
указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов,
за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 НК РФ.
     В целях применения положений международных  договоров  Российской
Федерации   с   иностранными  государствами  ст.  312  НК  РФ  обязует
иностранную организацию представить налоговому агенту,  выплачивающему
доход  (до даты выплаты доходов),  подтверждение,  что эта иностранная
организация имеет постоянное местопребывание в государстве,  с которым
у  России  имеется  международный  договор (соглашение),  регулирующий
вопросы  избежания  двойного  налогообложения.  При   этом   указанное
подтверждение    должно    быть   заверено   компетентным   в   смысле
соответствующего  соглашения  об  избежании  двойного  налогообложения
органом иностранного государства.
     НК РФ   не   устанавливает   обязательной    формы    документов,
подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.
     В соответствии   с   письмо   МНС   России   от   02.04.2002    N
23-1-13/1-482-М631  в  качестве  таких  документов  могут  применяться
справки по форме,  установленной  внутренним  законодательством  этого
иностранного  государства,  а  также  справки  в  произвольной  форме.
Указанные  справки  рассматриваются  как   подтверждающие   постоянное
местопребывание   иностранной   организации   в  случае,  если  в  них
содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:
     - "Подтверждается,   что   компания...   (наименование  компании)
является (являлась) в течение...  (указать период) лицом с  постоянным
местопребыванием  в...  (указать  государство)  в смысле Соглашения об
избежании двойного налогообложения между СССР / Российской  Федерацией
и... (указать государство)".
     Поскольку постоянное местопребывание в  иностранных  государствах
определяется  на  основе  различных  критериев,  соответствие  которым
устанавливается  на  момент  обращения  за   получением   необходимого
документа,  в  выдаваемом  документе  указывается  календарный год,  в
отношении которого подтверждается постоянное местопребывание.
     Для подтверждения   постоянного   местопребывания   могут   также
использоваться формы,  разработанные ранее в этих целях в соответствии
с   инструкцией   Госналогслужбы   России   от   16.06.95   N   34  "О
налогообложении прибыли и доходов иностранных  юридических  лиц".  При
этом направление иностранной организацией заполненных форм в налоговые
органы Российской Федерации  и  получение  разрешения  на  неудержание
налога от российских налоговых органов не требуются.
     На всех документах,  подтверждающих  постоянное  местопребывание,
проставляются  печать  (штамп)  компетентного (или уполномоченного им)
органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного
лица.
     Статьей 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации  и
Правительством   Королевства   Нидерландов   об   избежании   двойного
налогообложения  и  предотвращении  уклонения  от  налогообложения   в
отношении налогов на доходы и имущество от 16.12.96 предусмотрено, что
компетентным органом  применительно  к  Нидерландам  является  министр
финансов или его уполномоченный должным образом представитель.
     Право на  доход,  получаемый  иностранным  юридическим  лицом  от
источников  в  Российской  Федерации  и  подлежащий либо не подлежащий
обложению налогом на прибыль в Российской Федерации в  соответствии  с
положениями  главы  25  НК  РФ  и  международных  договоров Российской
Федерации  в  области   налогообложения,   подтверждается   договорами
(контрактами), заключенными с этим иностранным юридическим лицом.
     Что касается вопроса об отражении в лицензионном соглашении  сумм
налога с доходов, то в соответствии со статьями 420 и 432 Гражданского
кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух  или
нескольких лиц об установлении,  изменении или прекращении гражданских
прав и обязанностей.
     Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в
подлежащих случаях форме достигнуто соглашение  по  всем  существенным
условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора,
условия,  которые  названы  в  законе  или  иных  правовых  актах  как
существенные  или необходимые для договоров данного вида,  а также все
те условия,  относительно которых по заявлению одной из сторон  должно
быть достигнуто соглашение.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          Ю.А. Мавашев