О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ. ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 16 июля 2002 г. N 23-10/3/32597 (Д) В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности. Образовательным учреждениям льгот по уплате налога на пользователей автомобильных дорог вышеназванным Законом не установлено. Исходя из сложившейся арбитражной практики и руководствуясь письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 17.03.2000 N 07-2-6/2/227, Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве письмом от 28.06.2000 N 06-08/26822 разъяснило, что при проверке правильности исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог образовательными учреждениями следует учитывать положения Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании). При этом в соответствии со ст. 33 Закона об образовании право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения), а ст. 40 предусмотрено, что образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. Таким образом, для получения налоговых льгот, предусмотренных Законом об образовании, организация должна быть зарегистрирована в форме учреждения и иметь лицензию на ведение образовательной деятельности, выданную в установленном действующим законодательством порядке. Следует также иметь в виду, что освобождение от уплаты налогов производится только в части непредпринимательской деятельности. Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Однако Закон об образовании понятие предпринимательской деятельности образовательного учреждения не увязывает с регистрацией организации в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Так, согласно статьям 45 и 46 Закона об образовании платная образовательная деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений не относится к предпринимательской лишь при условии реинвестирования доходов в данное образовательное учреждение, а платная образовательная деятельность негосударственных образовательных учреждений не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. Статьей 47 Закона об образовании также предусмотрено, что доходы образовательного учреждения от деятельности, не связанной с образованием, в частности по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг, относятся к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Данные статьи Закона об образовании основаны на том, что некоммерческие организации, создаваемые в форме учреждений, не имеют в качестве цели своего создания извлечение прибыли, то есть расходы образовательного учреждения, связанные с обеспечением образовательного процесса, не должны превышать доходов от платной образовательной деятельности и иных видов деятельности образовательного учреждения, не связанных с образованием. В соответствии с п. 89 Инструкции "О годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью", утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2000 N 54н, понятие реинвестирования для учреждений образования означает направление сумм превышения доходов над расходами по платной образовательной и иной деятельности данными учреждениями непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса. Следовательно, если по окончании отчетного периода учреждение образования не полностью реинвестировало полученные доходы в образовательную деятельность и у него имеется нераспределенная прибыль, учреждение теряет право на льготу, установленную Законом об образовании. Таким образом, полное реинвестирование доходов от оказания платных услуг образовательных учреждений подразумевает, что на конец отчетного периода все полученные образовательным учреждением доходы израсходованы на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. В случае неполного реинвестирования дохода, полученного от платной образовательной деятельности и иных видов деятельности, не связанных с образованием, на обеспечение образовательного процесса либо в случае направления части дохода на нужды, не связанные с обеспечением образовательного процесса, деятельность образовательного учреждения является предпринимательской, и весь полученный доход облагается налогом на пользователей автомобильных дорог. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин |