ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ "КРУГЛОГО СТОЛА" НА ТЕМУ "ОБ УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ И О ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СТРАНЫ". Постановление. Совет Федерации Федерального собрания РФ. 26.06.02 297-СФ

              ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ "КРУГЛОГО СТОЛА" НА ТЕМУ
           "ОБ УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО 
         ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ И О ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ 
               ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СТРАНЫ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

                           26 июня 2002 г.
                               N 297-СФ
  
                                (НТЦС)


     В соответствии с Планом  основных  мероприятий  Совета  Федерации
Федерального  Собрания  Российской  Федерации  на весеннюю сессию 2002
года,  утвержденным  постановлением  Совета   Федерации   Федерального
Собрания Российской Федерации от 13 марта 2002 года N 160-СФ,  Комитет
Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике провел  14  мая
2002  года  "круглый  стол" на тему "Об условиях вступления Российской
Федерации во Всемирную торговую организацию и о его  последствиях  для
агропромышленного комплекса страны".
     Заслушав информацию      Комитета     Совета     Федерации     по
аграрно-продовольственной  политике  об   итогах   работы   указанного
"круглого  стола"  и  рассмотрев  его  рекомендации,  Совет  Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
     1. Одобрить рекомендации "круглого стола" на  тему  "Об  условиях
вступления  Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и о
его   последствиях    для    агропромышленного    комплекса    страны"
(прилагаются).
     2. Направить   указанные   рекомендации   Президенту   Российской
Федерации,  в Государственную Думу  Федерального  Собрания  Российской
Федерации,  Правительство Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации.
     3. Предложить Правительству Российской Федерации создать в рамках
Комиссии  Правительства  Российской  Федерации  по  вопросам Всемирной
торговой  организации,   образованной   постановлением   Правительства
Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1072, рабочую группу по
подготовке к вступлению Российской  Федерации  во  Всемирную  торговую
организацию,  включив  в  ее  состав представителей палат Федерального
Собрания Российской  Федерации,  Российского  союза  промышленников  и
предпринимателей    (работодателей),    Торгово-промышленной    палаты
Российской Федерации, отраслевых союзов и ассоциаций, а также ученых и
специалистов.
     4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
 
Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
                                                          С.М. МИРОНОВ
26 июня 2002 г.
N 297-СФ
  

                                                            Приложение

                                      к постановлению Совета Федерации
                                                 Федерального Собрания
                                                  Российской Федерации
                                                  от 26 июня 2002 года
                                                              N 297-СФ

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
     "круглого стола" на тему "Об условиях вступления Российской
         Федерации во Всемирную торговую организацию и о его
         последствиях для агропромышленного комплекса страны"

     Рассмотрев широкий  круг   проблем,   связанных   с   вступлением
Российской  Федерации во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО),
участники "круглого стола"  отмечают,  что  вступление  России  в  ВТО
должно  отвечать  интересам  социально-экономического развития страны,
способствовать  интеграции  ее  экономики  в   мировую   экономическую
систему,   создавать   условия   для  защиты  интересов  отечественных
товаропроизводителей на мировых рынках,  развития экспорта  российских
товаров,  улучшения  инвестиционного  климата  и доступа к современным
технологиям.
     Следует провести  тщательный анализ последствий вступления России
в  ВТО.  Для  этого  необходимо  конструктивное  сотрудничество  между
законодательными   (представительными)   и   исполнительными  органами
государственной власти на федеральном и региональном уровнях, научными
организациями, отраслевыми союзами и ассоциациями.
     Предварительное рассмотрение предложений об  условиях  вступления
России  в ВТО показало,  что они не подкреплены долгосрочным прогнозом
последствий их принятия для агропромышленного комплекса страны  (далее
-  АПК) и не в полной мере учитывают необходимость защиты тех или иных
его отраслей,  недостаточно конкурентоспособных в настоящее время,  но
имеющих особое значение для социально-экономического развития страны.
     Участники "круглого  стола"   отмечают   также,   что   ключевыми
вопросами   переговорного   процесса   по  проблемам  АПК  в  связи  с
вступлением  России  в  ВТО  являются:   условия   доступа   импортной
сельскохозяйственной  продукции  и продовольствия на внутренний рынок;
государственная   поддержка   отечественного    сельскохозяйственного,
рыбохозяйственного производства;  субсидирование экспорта; технические
барьеры в торговле; приведение законодательства Российской Федерации в
соответствие с нормами и правилами ВТО.
     Участники "круглого стола" считают,  что Российская  Федерация  в
переговорном процессе должна исходить из того,  что сельское хозяйство
России находится в относительно худших природно-экономических условиях
по   сравнению   с   условиями   основных   стран   -   производителей
продовольственных  товаров  и  является   низкоконкурентной   отраслью
экономики   с   малой  инвестиционной  привлекательностью  и  большими
рисками.
     Нуждаются в  уточнении  вопросы  доступа  иностранных  компаний к
участию в конкурсах на  проведение  государственных  закупок,  оптовой
торговле сельскохозяйственной продукцией,  сырьем и продовольствием, а
также вопросы экспорта и импорта этилового спирта.
     России необходимо  строить  свою  позицию на переговорах в части,
касающейся  АПК,  с  учетом   как   дальнейших   перспектив   развития
отечественного  агропромышленного  производства,  так  и норм и правил
ВТО.   Существенными   моментами   переговоров   являются   достижение
сопоставимого   уровня   поддержки  агропромышленного  производства  с
основными торговыми партнерами России  -  членами  ВТО  и  определение
базисных периодов,  на основе которых рассчитываются уровни внутренней
поддержки и экспортного субсидирования.
     Серьезную озабоченность   участников  "круглого  стола"  вызывает
проблема  определения  начального  и  конечного   уровней   связывания
таможенного  тарифа,  что  имеет  приоритетное  значение,  так  как  в
условиях предъявления требований по  ограничению  бюджетной  поддержки
импортные    пошлины   остаются   наиболее   реальной   мерой   защиты
экономических  интересов  отечественных  товаропроизводителей  АПК,  в
первую  очередь  товаропроизводителей  сельского  и рыбного хозяйства,
предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
     Требуют дополнительного   обсуждения  вопросы  упрощения  норм  и
процедур,  связанных с техническими барьерами в торговле,  применением
санитарных,   ветеринарных  и  фитосанитарных  мер.  При  этом  весьма
актуальными   являются    вопросы,    касающиеся    условий    импорта
продовольственных товаров, произведенных по так называемым "упрощенным
стандартам",  поставок сельскохозяйственной продукции,  в производстве
которой   применяются   гормоны   и   используются  достижения  генной
инженерии,  а также вопросы определения сроков и условий  перехода  на
международные стандарты.
     Вступление России в  ВТО  потребует  приведения  законодательства
Российской  Федерации  в  соответствие с нормами и правилами ВТО.  Это
касается как федерального  законодательства,  так  и  законодательства
субъектов  Российской Федерации и является одной из приоритетных задач
сегодняшнего дня.
     Учитывая изложенное,    участники   "круглого   стола"   отмечают
необходимость безотлагательной разработки комплекса мер,  направленных
на  адаптацию отечественных товаропроизводителей АПК к экономической и
социальной ситуации,  которая может сложиться в результате  вступления
России в ВТО.
     При этом принципиальное значение имеет не срок вступления  России
в  ВТО,  а  реализация  указанного  комплекса  необходимых мер,  после
выполнения которых объективно станет возможным подписание документов о
вступлении.   Условия   вступления  должны  основываться  на  реальном
положении дел в российской экономике,  обеспечивать необходимую защиту
интересов отечественных товаропроизводителей.

     Участники "круглого стола" рекомендуют:
     1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
     а) предложить Правительству Российской Федерации создать в рамках
Комиссии  Правительства  Российской  Федерации  по  вопросам Всемирной
торговой  организации,   образованной   постановлением   Правительства
Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1072, рабочую группу по
подготовке к вступлению Российской  Федерации  во  Всемирную  торговую
организацию и направить в нее своих представителей;
     б) разработать совместно с  Правительством  Российской  Федерации
программу  совершенствования  законодательства  Российской Федерации с
целью приведения  его  в  соответствие  с  нормами  и  правилами  ВТО.
Указанная  программа  должна предусматривать как приоритетный перечень
законодательных актов, принять которые необходимо до вступления России
в ВТО,  так и перечень законодательных актов, разработка которых может
быть инициирована по результатам переговоров о вступлении России в ВТО
в течение переходного периода;
     в) принять в первоочередном порядке  новую  редакцию  Таможенного
кодекса   Российской  Федерации,  федеральные  законы  "О  специальных
защитных,  антидемпинговых  и  компенсационных   мерах   при   импорте
товаров",   "Об   основах   технического  регулирования  в  Российской
Федерации",  "О государственной помощи",  "О  финансовом  оздоровлении
неплатежеспособных     сельскохозяйственных     организаций    и    их
реформировании",  "О рыболовстве  и  сохранении  водных  биологических
ресурсов",   а  также  пакет  федеральных  законов,  предусматривающих
внесение  изменений  и  дополнений   в   законодательство   Российской
Федерации   в   области   стандартизации,   сертификации,   применения
санитарных,  ветеринарных и фитосанитарных мер, в Федеральный закон "О
государственном  регулировании  внешнеторговой  деятельности"  и Закон
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
     2. Правительству Российской Федерации:
     а) разработать   прогноз   социально-экономических    последствий
вступления  России в ВТО для агропромышленного комплекса на переходный
период и долгосрочную перспективу,  как в целом для страны,  так и  на
региональном уровне;
     б) создать в рамках Комиссии Правительства  Российской  Федерации
по    вопросам    Всемирной    торговой    организации,   образованной
постановлением Правительства Российской Федерации от 28  августа  1997
года  N  1072,  рабочую  группу  по подготовке к вступлению Российской
Федерации во Всемирную  торговую  организацию,  включив  в  ее  состав
представителей   палат  Федерального  Собрания  Российской  Федерации,
Российского союза промышленников и  предпринимателей  (работодателей),
Торгово-промышленной палаты Российской Федерации,  отраслевых союзов и
ассоциаций, а также ученых и специалистов;
     в) разработать  и  внести  в  Государственную  Думу  Федерального
Собрания  Российской   Федерации   проект   федерального   закона   "О
сельскохозяйственном   развитии",   в   котором   определить  перечень
направлений    государственной     поддержки     сельскохозяйственного
производства   на  долгосрочную  перспективу  с  учетом  обязательств,
принимаемых Россией при вступлении в ВТО;
     г) разработать   федеральную   целевую  программу  стимулирования
экспорта отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции,  сырья
и   продовольствия,   прежде   всего   зерна   и  экологически  чистой
сельскохозяйственной продукции;
     д) добиваться в ходе переговорного процесса:
     наиболее приемлемых   для   отечественных    товаропроизводителей
условий  вступления  России в ВТО,  и в первую очередь сопоставимого с
основными  торговыми  партнерами   России   -   членами   ВТО   уровня
государственной поддержки сельскохозяйственного производства,  а также
права применять все инструменты  для  защиты  национального  аграрного
сектора, используемые в рамках ВТО;
     предоставления России режима переходного периода сроком не  менее
шести - восьми лет;
     определения базовых периодов,  устанавливающих  начальные  уровни
внутренней  поддержки  сельскохозяйственного производства и экспортных
субсидий  в  размере  не  менее  16,2  млрд.  и  0,7  млрд.   долларов
соответственно;
     установления средневзвешенной ставки ввозной  таможенной  пошлины
на  сельскохозяйственную  продукцию  и  продовольственные  товары  для
начального уровня связывания не  менее  34  процентов,  для  конечного
уровня  связывания  -  не менее 23 процентов с установлением на момент
вступления  России  в  ВТО  и  на  переходный  период  ставок  ввозных
таможенных  пошлин  на  ряд  товаров  (мясо  и мясопродукты,  молоко и
молокопродукты,  зерновые,  сахар белый,  крахмал, крахмальная патока,
некоторые    виды   растительных   масел,   кондитерских   изделий   и
рыбопродуктов) выше ставок, действующих в настоящее время;
     возможности применения   тарифных   квот   по   отдельным   видам
сельскохозяйственной продукции и  продовольственных  товаров  (мясо  и
мясопродукты,  рыбопродукты,  сахар-сырец,  рис,  крахмал, крахмальная
патока) независимо от страны,  производящей товар, а также возможности
применения    специальных    защитных    мер    по   отдельным   видам
сельскохозяйственной продукции,  сырья  и  продовольствия  и  введения
ограничений,  связанных  с  условиями  доступа  иностранных компаний к
оптовой торговле продовольственными товарами;
     е) в рамках реализации требований ВТО по выполнению Соглашения по
техническим  барьерам  в  торговле  и  Соглашения  по  предотгрузочной
инспекции:
     разработать механизм и условия заключения  соглашений  с  другими
странами  -  членами  ВТО  о  взаимном  признании результатов процедур
оценки соответствия результатов измерений  техническим  регламентам  и
стандартам;
     определить организационную структуру для обеспечения  страхования
рисков,  которые  могут  возникнуть  вследствие несоответствия товаров
применяемым техническим регламентам или стандартам;
     провести всестороннюю    аттестацию   действующих   отечественных
инспекционных  (экспертных)  компаний  вне  зависимости  от  форм   их
собственности  и по результатам этой аттестации выбрать две-три лучшие
компании,  придав им статус национальных экспертных компаний с правами
уполномоченных   органов   Правительства   Российской   Федерации   по
предотгрузочной инспекции.