ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ "КРУГЛОГО СТОЛА" НА ТЕМУ "ОБ УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ И О ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СТРАНЫ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 26 июня 2002 г. N 297-СФ (НТЦС) В соответствии с Планом основных мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2002 года, утвержденным постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 13 марта 2002 года N 160-СФ, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике провел 14 мая 2002 года "круглый стол" на тему "Об условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и о его последствиях для агропромышленного комплекса страны". Заслушав информацию Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике об итогах работы указанного "круглого стола" и рассмотрев его рекомендации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Одобрить рекомендации "круглого стола" на тему "Об условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и о его последствиях для агропромышленного комплекса страны" (прилагаются). 2. Направить указанные рекомендации Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 3. Предложить Правительству Российской Федерации создать в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1072, рабочую группу по подготовке к вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, включив в ее состав представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, отраслевых союзов и ассоциаций, а также ученых и специалистов. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. МИРОНОВ 26 июня 2002 г. N 297-СФ Приложение к постановлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 297-СФ РЕКОМЕНДАЦИИ "круглого стола" на тему "Об условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и о его последствиях для агропромышленного комплекса страны" Рассмотрев широкий круг проблем, связанных с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), участники "круглого стола" отмечают, что вступление России в ВТО должно отвечать интересам социально-экономического развития страны, способствовать интеграции ее экономики в мировую экономическую систему, создавать условия для защиты интересов отечественных товаропроизводителей на мировых рынках, развития экспорта российских товаров, улучшения инвестиционного климата и доступа к современным технологиям. Следует провести тщательный анализ последствий вступления России в ВТО. Для этого необходимо конструктивное сотрудничество между законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях, научными организациями, отраслевыми союзами и ассоциациями. Предварительное рассмотрение предложений об условиях вступления России в ВТО показало, что они не подкреплены долгосрочным прогнозом последствий их принятия для агропромышленного комплекса страны (далее - АПК) и не в полной мере учитывают необходимость защиты тех или иных его отраслей, недостаточно конкурентоспособных в настоящее время, но имеющих особое значение для социально-экономического развития страны. Участники "круглого стола" отмечают также, что ключевыми вопросами переговорного процесса по проблемам АПК в связи с вступлением России в ВТО являются: условия доступа импортной сельскохозяйственной продукции и продовольствия на внутренний рынок; государственная поддержка отечественного сельскохозяйственного, рыбохозяйственного производства; субсидирование экспорта; технические барьеры в торговле; приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО. Участники "круглого стола" считают, что Российская Федерация в переговорном процессе должна исходить из того, что сельское хозяйство России находится в относительно худших природно-экономических условиях по сравнению с условиями основных стран - производителей продовольственных товаров и является низкоконкурентной отраслью экономики с малой инвестиционной привлекательностью и большими рисками. Нуждаются в уточнении вопросы доступа иностранных компаний к участию в конкурсах на проведение государственных закупок, оптовой торговле сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, а также вопросы экспорта и импорта этилового спирта. России необходимо строить свою позицию на переговорах в части, касающейся АПК, с учетом как дальнейших перспектив развития отечественного агропромышленного производства, так и норм и правил ВТО. Существенными моментами переговоров являются достижение сопоставимого уровня поддержки агропромышленного производства с основными торговыми партнерами России - членами ВТО и определение базисных периодов, на основе которых рассчитываются уровни внутренней поддержки и экспортного субсидирования. Серьезную озабоченность участников "круглого стола" вызывает проблема определения начального и конечного уровней связывания таможенного тарифа, что имеет приоритетное значение, так как в условиях предъявления требований по ограничению бюджетной поддержки импортные пошлины остаются наиболее реальной мерой защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей АПК, в первую очередь товаропроизводителей сельского и рыбного хозяйства, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Требуют дополнительного обсуждения вопросы упрощения норм и процедур, связанных с техническими барьерами в торговле, применением санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. При этом весьма актуальными являются вопросы, касающиеся условий импорта продовольственных товаров, произведенных по так называемым "упрощенным стандартам", поставок сельскохозяйственной продукции, в производстве которой применяются гормоны и используются достижения генной инженерии, а также вопросы определения сроков и условий перехода на международные стандарты. Вступление России в ВТО потребует приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО. Это касается как федерального законодательства, так и законодательства субъектов Российской Федерации и является одной из приоритетных задач сегодняшнего дня. Учитывая изложенное, участники "круглого стола" отмечают необходимость безотлагательной разработки комплекса мер, направленных на адаптацию отечественных товаропроизводителей АПК к экономической и социальной ситуации, которая может сложиться в результате вступления России в ВТО. При этом принципиальное значение имеет не срок вступления России в ВТО, а реализация указанного комплекса необходимых мер, после выполнения которых объективно станет возможным подписание документов о вступлении. Условия вступления должны основываться на реальном положении дел в российской экономике, обеспечивать необходимую защиту интересов отечественных товаропроизводителей. Участники "круглого стола" рекомендуют: 1. Федеральному Собранию Российской Федерации: а) предложить Правительству Российской Федерации создать в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1072, рабочую группу по подготовке к вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и направить в нее своих представителей; б) разработать совместно с Правительством Российской Федерации программу совершенствования законодательства Российской Федерации с целью приведения его в соответствие с нормами и правилами ВТО. Указанная программа должна предусматривать как приоритетный перечень законодательных актов, принять которые необходимо до вступления России в ВТО, так и перечень законодательных актов, разработка которых может быть инициирована по результатам переговоров о вступлении России в ВТО в течение переходного периода; в) принять в первоочередном порядке новую редакцию Таможенного кодекса Российской Федерации, федеральные законы "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", "Об основах технического регулирования в Российской Федерации", "О государственной помощи", "О финансовом оздоровлении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и их реформировании", "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", а также пакет федеральных законов, предусматривающих внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в области стандартизации, сертификации, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, в Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". 2. Правительству Российской Федерации: а) разработать прогноз социально-экономических последствий вступления России в ВТО для агропромышленного комплекса на переходный период и долгосрочную перспективу, как в целом для страны, так и на региональном уровне; б) создать в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1072, рабочую группу по подготовке к вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, включив в ее состав представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, отраслевых союзов и ассоциаций, а также ученых и специалистов; в) разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О сельскохозяйственном развитии", в котором определить перечень направлений государственной поддержки сельскохозяйственного производства на долгосрочную перспективу с учетом обязательств, принимаемых Россией при вступлении в ВТО; г) разработать федеральную целевую программу стимулирования экспорта отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, прежде всего зерна и экологически чистой сельскохозяйственной продукции; д) добиваться в ходе переговорного процесса: наиболее приемлемых для отечественных товаропроизводителей условий вступления России в ВТО, и в первую очередь сопоставимого с основными торговыми партнерами России - членами ВТО уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства, а также права применять все инструменты для защиты национального аграрного сектора, используемые в рамках ВТО; предоставления России режима переходного периода сроком не менее шести - восьми лет; определения базовых периодов, устанавливающих начальные уровни внутренней поддержки сельскохозяйственного производства и экспортных субсидий в размере не менее 16,2 млрд. и 0,7 млрд. долларов соответственно; установления средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары для начального уровня связывания не менее 34 процентов, для конечного уровня связывания - не менее 23 процентов с установлением на момент вступления России в ВТО и на переходный период ставок ввозных таможенных пошлин на ряд товаров (мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, зерновые, сахар белый, крахмал, крахмальная патока, некоторые виды растительных масел, кондитерских изделий и рыбопродуктов) выше ставок, действующих в настоящее время; возможности применения тарифных квот по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров (мясо и мясопродукты, рыбопродукты, сахар-сырец, рис, крахмал, крахмальная патока) независимо от страны, производящей товар, а также возможности применения специальных защитных мер по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и введения ограничений, связанных с условиями доступа иностранных компаний к оптовой торговле продовольственными товарами; е) в рамках реализации требований ВТО по выполнению Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по предотгрузочной инспекции: разработать механизм и условия заключения соглашений с другими странами - членами ВТО о взаимном признании результатов процедур оценки соответствия результатов измерений техническим регламентам и стандартам; определить организационную структуру для обеспечения страхования рисков, которые могут возникнуть вследствие несоответствия товаров применяемым техническим регламентам или стандартам; провести всестороннюю аттестацию действующих отечественных инспекционных (экспертных) компаний вне зависимости от форм их собственности и по результатам этой аттестации выбрать две-три лучшие компании, придав им статус национальных экспертных компаний с правами уполномоченных органов Правительства Российской Федерации по предотгрузочной инспекции. |