РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 13.08.02 29-08/37067

                     РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          13 августа 2002 г.
                            N 29-08/37067

                                 (Д)


     Управление МНС России по г.  Москве  в  связи  с  многочисленными
запросами  по  порядку  применения  штрафных  санкций  по  результатам
проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью, в том числе
проверок  полноты  оприходования  (неполного  оприходования)  в  кассу
предприятий  наличных  денежных  средств,  полученных  с   применением
контрольно - кассовых машин (далее - ККМ), после вступления в силу с 1
июля  2002  года  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных
правонарушениях (далее - КоАП РФ), сообщает следующее.
     В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N
5215-1  "О  применении  контрольно  - кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением" (далее -  Закон  N  5215-1)  налоговые
органы   обязаны  осуществлять  контроль  за  полнотой  учета  выручки
денежных средств на предприятиях и налагать штрафы на  предприятия,  а
также  на  физических  лиц,  виновных  в  нарушении  Закона N 5215-1 и
Положения по применению контрольно - кассовых машин при  осуществлении
денежных   расчетов   с   населением  и  перечня  отдельных  категорий
предприятий   (в   том   числе    физических    лиц,    осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,  в
случае  осуществления  ими  торговых  операций  или  оказания  услуг),
организаций и учреждений,  которые в силу специфики своей деятельности
либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные  расчеты
с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденного
постановлением Совета Министров - Правительства  Российской  Федерации
от 30.07.93 N 745.
     Пунктом 9 Указа Президента Российской  Федерации  от  23.05.94  N
1006  "Об  осуществлении  комплексных  мер по своевременному и полному
внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (далее -  Указ
N  1006)  установлено,  что при несоблюдении условий работы с денежной
наличностью,  а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в
Российской  Федерации  предприятиями к ним применяются меры финансовой
ответственности,  а  на  руководителей   предприятий,   учреждений   и
организаций,     допустивших     указанные    нарушения,    налагаются
административные штрафы.
     Правонарушения, выразившиеся   в   нарушении   порядка  работы  с
денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций,  включены  в
главу  15 КоАП РФ "Административные правонарушения в области финансов,
налогов и сборов, рынка ценных бумаг".
     Статьей 15.1   КоАП  РФ  установлено,  что  совершение  нарушений
порядка работы с  денежной  наличностью  и  порядка  ведения  кассовых
операций влечет наложение административных штрафов.
     При этом административное наказание налагается как на должностное
лицо  (в  размере  от  40  до  50 МРОТ),  так и на юридическое лицо (в
размере от  400  до  500  МРОТ),  допустившее  нарушения,  так  как  в
соответствии  с  п.  3  ст.  21  КоАП  РФ назначение административного
наказания  юридическому  лицу  не  освобождает   от   административной
ответственности  за  данное  правонарушение  виновное физическое лицо,
равно   как   и   привлечение   к   административной   или   уголовной
ответственности  физическое  лицо  не  освобождает от административной
ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
     Кроме того,   следует  иметь  в  виду,  что  указанные  нарушения
относятся к правонарушениям в области финансов.
     Следовательно, административное  наказание  в соответствии со ст.
4.5 КоАП РФ может  быть  наложено  не  позднее  двух  месяцев  со  дня
совершения  правонарушения,  а  при  длящемся  правонарушении  -  двух
месяцев со дня его обнаружения.
     Наложение административных     штрафов     за     правонарушения,
ответственность за  совершение  которых  до  1  июля  2002  года  была
предусмотрена  п.  9 Указа N 1006,  осуществляется с учетом требований
ст. 1.7 КоАП РФ.
     При этом необходимо иметь в виду следующее.
     В соответствии с частью 1  ст.  1.7  КоАП  РФ  лицо,  совершившее
административное     правонарушение,     подлежит     привлечению    к
ответственности  на  основании   закона,   действовавшего   во   время
совершения правонарушения. Часть 2 указанной статьи устанавливает, что
закон,  смягчающий административную ответственность либо иным  образом
улучшающий  положение  лица,  привлекаемого  к ответственности,  имеет
обратную силу,  то есть распространяется и на лицо,  которое совершило
административное  правонарушение  до  вступления такого закона в силу.
Это корреспондируется со  ст.  54  Конституции  Российской  Федерации,
согласно  которой если после совершения правонарушения ответственность
за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
     В связи  с этим недлящиеся правонарушения,  совершенные до 1 июля
2002 года,  а  также  длящиеся  правонарушения,  прекращенные  в  силу
объективных  обстоятельств  либо  действий  самого лица до 1 июля 2002
года,  обнаруженные налоговыми органами после указанной даты, подлежат
квалификации по закону, действовавшему во время и по месту совершения.
Однако если ст. 15.1 КоАП РФ по сравнению с п. 9 Указа N 1006 смягчает
административную ответственность, то в соответствии с частью 2 ст. 1.7
КоАП РФ указанные правонарушения подлежат  квалификации  по  ст.  15.1
КоАП РФ.
     Длящиеся правонарушения,  совершение которых началось до  1  июля
2002  года,  но  которые продолжали совершаться после указанной даты и
были пресечены налоговыми органами после 1 июля  2002  года,  подлежат
квалификации  по ст.  15.1 КоАП РФ как закона,  действующего на момент
совершения правонарушения.
     С учетом положения части 2 ст. 1.7 КоАП РФ при определении, какой
закон смягчает ответственность,  должно  приниматься  во  внимание  не
возможное  уменьшение или увеличение размера наказания для конкретного
лица, а смягчение или отягчение установленной законом административной
ответственности за правонарушение,  то есть сравнению подлежат санкции
предыдущих законов и нормативно - правовых актов и КоАП РФ.
     Также следует иметь в виду,  что в соответствии со ст.  31.9 КоАП
РФ постановление о назначении административного наказания не  подлежит
исполнению,  если оно не было приведено в исполнение в течение года со
дня его вступления в законную силу.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Л.Я. Сосихина