РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 13 августа 2002 г. N 29-08/37067 (Д) Управление МНС России по г. Москве в связи с многочисленными запросами по порядку применения штрафных санкций по результатам проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью, в том числе проверок полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятий наличных денежных средств, полученных с применением контрольно - кассовых машин (далее - ККМ), после вступления в силу с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), сообщает следующее. В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон N 5215-1) налоговые органы обязаны осуществлять контроль за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях и налагать штрафы на предприятия, а также на физических лиц, виновных в нарушении Закона N 5215-1 и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745. Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (далее - Указ N 1006) установлено, что при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями к ним применяются меры финансовой ответственности, а на руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы. Правонарушения, выразившиеся в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, включены в главу 15 КоАП РФ "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг". Статьей 15.1 КоАП РФ установлено, что совершение нарушений порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение административных штрафов. При этом административное наказание налагается как на должностное лицо (в размере от 40 до 50 МРОТ), так и на юридическое лицо (в размере от 400 до 500 МРОТ), допустившее нарушения, так как в соответствии с п. 3 ст. 21 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Кроме того, следует иметь в виду, что указанные нарушения относятся к правонарушениям в области финансов. Следовательно, административное наказание в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. Наложение административных штрафов за правонарушения, ответственность за совершение которых до 1 июля 2002 года была предусмотрена п. 9 Указа N 1006, осуществляется с учетом требований ст. 1.7 КоАП РФ. При этом необходимо иметь в виду следующее. В соответствии с частью 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит привлечению к ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения. Часть 2 указанной статьи устанавливает, что закон, смягчающий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, привлекаемого к ответственности, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу. Это корреспондируется со ст. 54 Конституции Российской Федерации, согласно которой если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. В связи с этим недлящиеся правонарушения, совершенные до 1 июля 2002 года, а также длящиеся правонарушения, прекращенные в силу объективных обстоятельств либо действий самого лица до 1 июля 2002 года, обнаруженные налоговыми органами после указанной даты, подлежат квалификации по закону, действовавшему во время и по месту совершения. Однако если ст. 15.1 КоАП РФ по сравнению с п. 9 Указа N 1006 смягчает административную ответственность, то в соответствии с частью 2 ст. 1.7 КоАП РФ указанные правонарушения подлежат квалификации по ст. 15.1 КоАП РФ. Длящиеся правонарушения, совершение которых началось до 1 июля 2002 года, но которые продолжали совершаться после указанной даты и были пресечены налоговыми органами после 1 июля 2002 года, подлежат квалификации по ст. 15.1 КоАП РФ как закона, действующего на момент совершения правонарушения. С учетом положения части 2 ст. 1.7 КоАП РФ при определении, какой закон смягчает ответственность, должно приниматься во внимание не возможное уменьшение или увеличение размера наказания для конкретного лица, а смягчение или отягчение установленной законом административной ответственности за правонарушение, то есть сравнению подлежат санкции предыдущих законов и нормативно - правовых актов и КоАП РФ. Также следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Л.Я. Сосихина |