ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 3 июня 2002 г. N 377 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации. 2. Признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. N 1190 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст.4930); постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 735 "О внесении изменений в Положение о Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 25, ст.2948). Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 3 июня 2002 г. N 377 УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2002 года N 377 ПОЛОЖЕНИЕ о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации 1. Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять: 1) проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; 2) управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации (далее именуется - федеральное имущество), в том числе земельными участками, за исключением земельных участков лесного фонда и земель, занятых водными объектами (далее именуются - земельные участки); 3) функции по приватизации федерального имущества в пределах своей компетенции; 4) регулирование и контроль за осуществлением оценочной деятельности; 5) координацию деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. 2. Министерство имущественных отношений Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. Министерство имущественных отношений Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. 4. Министерство имущественных отношений Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. 5. Основными задачами Министерства имущественных отношений Российской Федерации являются: 1) участие в разработке, формировании и проведении единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений в Российской Федерации; 2) обеспечение эффективного управления, распоряжения, а также рационального использования федерального имущества; 3) осуществление приватизации и обеспечение системного и планового подхода к приватизационному процессу; 4) разработка и реализация государственных программ, связанных с регулированием имущественных отношений в сфере владения, пользования и распоряжения земельными участками, проведением земельной реформы и рациональным использованием земель; 5) проведение в установленном порядке разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований; 6) обеспечение интересов Российской Федерации при заключении соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий в области имущественных и земельных отношений; 7) защита в соответствии с законодательством Российской Федерации имущественных интересов Российской Федерации на территории Российской Федерации и за рубежом; 8) методическое и правовое обеспечение процессов приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом; 9) создание и обеспечение функционирования системы учета федерального имущества и контроля за его использованием; 10) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области управления и распоряжения федеральным имуществом, взаимодействие по указанным вопросам с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; 11) содействие развитию международного сотрудничества в сфере имущественных и земельных отношений и реализации государственной политики в области привлечения инвестиций. 6. Министерство имущественных отношений Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: 1) анализирует процессы, связанные с приватизацией, управлением и распоряжением государственной собственностью, проводит научнотехнические, маркетинговые, социологические и иные исследования и на основе полученных данных формирует предложения по совершенствованию методов реформирования имущественных и земельных отношений в целях повышения эффективности экономики и ее социальной ориентации; 2) осуществляет от имени Российской Федерации в установленном порядке управление и распоряжение федеральным имуществом, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других органов; 3) разрабатывает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам управления земельными участками, находящимися в федеральной собственности, и проведения земельной реформы; 4) разрабатывает проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам учета, управления, распоряжения, приватизации и контроля за использованием государственного имущества, обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц; 5) осуществляет от имени Российской Федерации в установленном порядке полномочия по управлению принадлежащими Российской Федерации акциями (паями, долями) находящихся за рубежом юридических лиц; 6) подготавливает совместно с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления для представления в Правительство Российской Федерации предложения о разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, в том числе подготавливает перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю; 7) приобретает по решению Правительства Российской Федерации земельные участки и иное имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу земельных участков и иного имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность; 8) участвует в разработке проектов федеральных программ использования, охраны, защиты и воспроизводства лесного и водного фондов, государственного фонда недр; 9) подготавливает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представляет в Правительство Российской Федерации предложения о создании и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, включая федеральные казенные предприятия, согласовывает контракты с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий и уставы этих предприятий, кроме случаев, когда право осуществления указанных полномочий делегировано в установленном порядке иным федеральным органам исполнительной власти; 10) принимает в установленном порядке решение о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий без изменения формы собственности закрепленного за ними имущества, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено к компетенции иных органов государственной власти; 11) закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, дает в установленном порядке согласие на продажу, сдачу в аренду, передачу в залог и внесение в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы хозяйственных обществ и товариществ недвижимого имущества, принадлежащего указанным предприятиям на праве хозяйственного ведения, а также на распоряжение указанным имуществом иным способом, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено к компетенции иных органов государственной власти; 12) закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных казенных предприятий и учреждений, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено к компетенции иных органов государственной власти, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных предприятий и учреждений; 13) анализирует показатели экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе предприятий, вовлеченных в приватизационный процесс, по отраслям экономики с целью оптимизации количества таких предприятий и повышения их конкурентоспособности; 14) предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, федеральным государственным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования и иным организациям и гражданам в аренду; 15) принимает в установленном порядке решения о создании, реорганизации и ликвидации находящихся в ведении Министерства федеральных государственных учреждений; 16) осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, учет федерального имущества, оформление в установленном порядке прав Российской Федерации на это имущество, ведение реестра федерального имущества, учет уставов федеральных государственных унитарных предприятий и трудовых договоров, заключенных с их руководителями; 17) проводит в пределах своей компетенции инвентаризацию объектов федеральной собственности и проверку их целевого использования; 18) осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков и иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры для их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности; 19) контролирует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обоснованность списания основных фондов федеральными государственными унитарными предприятиями и учреждениями; 20) назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, а также иных юридических лиц по вопросам эффективного использования и сохранности федерального имущества; 21) принимает участие в пределах своей компетенции совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке и реализации инвестиционных программ, формировании условий соглашений о разделе продукции; 22) принимает участие в разработке и выполнении мероприятий по предотвращению несостоятельности (банкротства) федеральных государственных унитарных предприятий и осуществляет иные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве); 23) участвует в установленном порядке в реализации высвобождаемого военного имущества (за исключением имущества, не подлежащего приватизации); 24) осуществляет учет организаций, имеющих мобилизационные задания, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы и ведет их реестр; 25) выступает в пределах своей компетенции государственным заказчиком проектно-изыскательских, научно-исследовательских и других работ, связанных с управлением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, и проведением земельной реформы, размещает на конкурсной основе заказы на их выполнение; 26) осуществляет в установленном порядке изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации, в том числе путем выкупа; 27) подготавливает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти документы о переводе находящихся в федеральной собственности земель из одной категории в другую; 28) разрабатывает и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год; 29) подготавливает и представляет в Правительство Российской Федерации предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, а также о внесении изменений в указанный перечень; 30) принимает решения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, об условиях приватизации федерального имущества и подготавливает предложения для принятия соответствующих решений Правительством Российской Федерации; 31) подготавливает и представляет в Правительство Российской Федерации отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год, а также информацию о результатах приватизации имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества; 32) обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества; 33) выступает от имени Российской Федерации учредителем (участником) открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации учредителем создаваемых с участием государства иных юридических лиц; 34) представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о порядке управления и распоряжения находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ, об использовании и прекращении специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции"); 35) осуществляет мероприятия по подготовке федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации; 36) осуществляет от имени Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации права акционера (участника) акционерных обществ (хозяйственных обществ), акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности; 37) подготавливает и представляет с учетом предложений соответствующих федеральных органов исполнительной власти проекты решений Правительства Российской Федерации о назначении представителей Российской Федерации в органы управления открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции"), дает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти письменные указания представителям государства в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и в отношении которых используется специальное право ("золотая акция"), по вопросам деятельности этих акционерных обществ; 38) разрабатывает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти условия конкурса при продаже приватизируемого федерального имущества; 39) заключает со специализированной организацией, определяемой Правительством Российской Федерации, договоры об организации земельных торгов (конкурсов, аукционов); 40) передает для продажи в установленном порядке объекты приватизации специализированному государственному учреждению, которому Правительством Российской Федерации предоставлены функции по продаже приватизируемого федерального имущества; 41) разрабатывает и представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в установленном порядке прогнозные данные о поступлении средств от приватизации и использования федерального имущества; 42) осуществляет контроль за перечислением в федеральный бюджет дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям акционерных обществ (доходов по долям в уставном капитале иных хозяйственных обществ), средств от приватизации и доходов от использования иного федерального имущества, принимает необходимые меры для обеспечения этих поступлений и представляет ежемесячно в Министерство финансов Российской Федерации прогнозные данные об объеме поступлений в следующем месяце, а также отчетные данные о фактическом поступлении указанных средств за истекший месяц; 43) обеспечивает контроль за деятельностью представителей Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности; 44) осуществляет контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от продажи и аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 45) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации предложения по определению размера арендной платы за пользование федеральным имуществом и порядка ее внесения; 46) ведет учет (реестр) договоров доверительного управления, аренды, залога и иного обременения федерального имущества, договоров на представление интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ (хозяйственных обществ), часть акций (доли, вклады) которых находится в федеральной собственности, осуществляет контроль за соблюдением условий таких договоров; 47) взаимодействует с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам приватизации и управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 48) обеспечивает от имени Российской Федерации в пределах своей компетенции защиту имущественных прав и интересов Российской Федерации в отношении федерального имущества на территории Российской Федерации и за рубежом; 49) организует учебу и профессиональную подготовку представителей Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, а также обучение руководящих работников и специалистов федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов по вопросам, связанным с приватизацией, управлением и распоряжением федеральным имуществом и проведением земельной реформы; 50) осуществляет лицензирование оценочной деятельности и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, координирует разработку и согласование стандартов оценки имущества; 51) осуществляет взаимодействие с Федеральной службой земельного кадастра России и с учреждениями юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 52) обеспечивает руководство деятельностью своих территориальных органов и находящихся в ведении Министерства организаций, осуществляет контроль за состоянием учета, отчетности и результатами их деятельности, в том числе по вопросам обеспечения безопасных условий труда, а также трудовых прав работников Министерства и его территориальных органов; 53) разрабатывает и проводит в установленном порядке мероприятия по совершенствованию механизма социальной защиты, а также по обеспечению медицинского и социально-бытового обслуживания работников Министерства и его территориальных органов. 7. Министерство имущественных отношений Российской Федерации имеет право: 1) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и методические материалы по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, контролировать выполнение указанных актов, а также давать разъяснения по вопросам их применения; 2) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов по управлению имуществом субъектов Российской Федерации, Российского фонда федерального имущества и его территориальных отделений, фондов имущества субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, других хозяйствующих субъектов необходимые материалы и сведения по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом; 3) запрашивать информацию о реализации (списании) находящихся в федеральной собственности объектов недвижимости, в том числе входящих в состав мобилизационных мощностей (гражданской обороны) органов государственной власти и организаций; 4) созывать совещания по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, с привлечением руководителей и специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций; 5) организовывать и проводить в установленном порядке проверки эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества федеральными государственными унитарными предприятиями и учреждениями; 6) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Министерства; 7) отменять решения территориальных органов Министерства, принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации; 8) учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации периодические печатные издания по вопросам, входящим в компетенцию Министерства; 9) запрашивать в установленном порядке у учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним информацию о правах на земельный участок и объект недвижимого имущества и о сделках с ними в объеме, необходимом для организации управления земельными участками, находящимися в федеральной собственности, учета федерального имущества и ведения его реестра; 10) обращаться в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту государственных интересов по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральной собственностью, в том числе по вопросам: признания недействительными сделок по приватизации и распоряжению федеральным имуществом; взыскания задолженности по арендной плате и расторжения договоров аренды имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями и учреждениями, а также взыскания задолженности по арендной плате и расторжения договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности; возмещения реального ущерба и иных убытков, причиненных Российской Федерации неправомерными действиями физических и юридических лиц; 11) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, входящих в компетенцию Министерства, научные организации, а также ученых и специалистов; 12) представлять в установленном порядке по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, интересы Российской Федерации в сфере международных отношений, участвовать в подготовке и заключении договоров с иностранными государствами, компаниями и союзами, в работе международных организаций, российских частей межправительственных комиссий по сотрудничеству с иностранными государствами; 13) выдавать от имени Правительства Российской Федерации доверенности на осуществление с учетом законодательства государства, на территории которого находится имущество Российской Федерации, необходимых действий по организации поиска и управлению имуществом (кроме недвижимого имущества), документы о праве собственности на которое были утрачены, а также на защиту и оформление прав собственности Российской Федерации на указанное имущество; 14) принимать в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом путем предъявления соответствующих исков в суды и направления материалов в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности. 8. Министерство имущественных отношений Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Министерство имущественных отношений Российской Федерации, и осуществление им своих функций. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации. 9. Министр имущественных отношений Российской Федерации: 1) руководит деятельностью Министерства; 2) распределяет обязанности между заместителями Министра и определяет их полномочия; 3) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, утверждает инструкции, дает указания по вопросам деятельности центрального аппарата, территориальных органов Министерства и проверяет их исполнение; 4) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства и его территориальных органах; 5) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве; 6) назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства, руководителей его территориальных органов и организаций, находящихся в ведении Министерства; 7) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление; 8) утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Министерства в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление; 9) вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства. 10. В Министерстве имущественных отношений Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и заместителей Министра, входящих в нее по должности, руководителей ведущих структурных подразделений центрального аппарата Министерства и его территориальных органов. В состав коллегии могут включаться представители других федеральных органов исполнительной власти и организаций, ученые и специалисты. Количество членов коллегии Министерства и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра. Коллегия рассматривает на своих заседаниях вопросы организации работы по совершенствованию механизма управления и распоряжения федеральным имуществом, приватизации государственного имущества и другие. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между председателем и членами коллегии решение принимает председатель, докладывая о возникших разногласиях в Правительство Российской Федерации. Члены коллегии также могут сообщать свое мнение. 11. Для организации научных исследований проблем приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом с целью изучения и учета общественного мнения при разработке стратегии развития процессов приватизации и проведения земельной реформы в Министерстве имущественных отношений Российской Федерации образуются на представительной основе научный, консультативный и иные советы, являющиеся совещательными органами. Составы указанных советов и положения о них утверждаются Министром. 12. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Министерства имущественных отношений Российской Федерации и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление. 13. Министерство имущественных отношений Российской Федерации является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. |