О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ПРОИЗВОДСТВА МАРКШЕЙДЕРСКИХ РАБОТ. Постановление. Правительство РФ. 04.06.02 382

         О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
            БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
                 И ПРОИЗВОДСТВА МАРКШЕЙДЕРСКИХ РАБОТ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                            4 июня 2002 г.
                                N 382

                                (НТЦС)


     На основании  статьи  5  Федерального  закона  "О  лицензировании
отдельных   видов  деятельности"  Правительство  Российской  Федерации
постановляет:
     1. Утвердить прилагаемые:
     Положение о   лицензировании   деятельности    по    эксплуатации
взрывоопасных производственных объектов;
     Положение   о   лицензировании   деятельности   по   эксплуатации
химически опасных производственных объектов;
     Положение о   лицензировании   деятельности    по    эксплуатации
магистрального трубопроводного транспорта;
     Положение   о   лицензировании   деятельности   по   эксплуатации
нефтегазодобывающих производств;
     Положение о лицензировании деятельности по  эксплуатации  газовых
сетей;
     Положение о лицензировании деятельности по проведению  экспертизы
промышленной безопасности;
     Положение о   лицензировании   деятельности    по    производству
маркшейдерских работ.
     2. Установить,  что  лицензии  на  осуществление  деятельности  в
области  промышленной  безопасности опасных производственных объектов,
выданные в установленном порядке до принятия настоящего постановления,
действуют  в  отношении  видов деятельности,  перечисленных в пункте 1
настоящего постановления, в течение указанного в них срока.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
4 июня 2002 г.
N 382


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                   от 4 июня 2002 года
                                                                 N 382

                              ПОЛОЖЕНИЕ
            о лицензировании деятельности по эксплуатации
               взрывоопасных производственных объектов

     1. Настоящее    Положение   определяет   порядок   лицензирования
деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных  объектов,
осуществляемой  на территории Российской Федерации юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями.
     2. Отнесение  объектов к категории взрывоопасных производственных
объектов осуществляется в соответствии  с  критериями,  установленными
законодательством   Российской   Федерации   в   области  промышленной
безопасности.
     3. Лицензирование   деятельности  по  эксплуатации  взрывоопасных
производственных  объектов   осуществляется   Федеральным   горным   и
промышленным надзором России (далее именуется - лицензирующий орган).
     4. Лицензионными  требованиями  и  условиями  при   осуществлении
деятельности  по  эксплуатации взрывоопасных производственных объектов
являются:
     а) соблюдение  требований законодательства Российской Федерации в
области промышленной безопасности;
     б) соблюдение  установленного  порядка  предоставления  сведений,
необходимых   для    ведения    государственного    реестра    опасных
производственных объектов;
     в) обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности  в
случаях,  предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации  в
области промышленной безопасности;
     г) наличие    декларации    промышленной   безопасности   опасных
производственных объектов в установленных законодательством Российской
Федерации случаях;
     д) организация  и  осуществление  производственного  контроля  за
соблюдением  требований  промышленной  безопасности  на  взрывоопасном
производственном объекте;
     е) наличие в штате юридического лица работников,  удовлетворяющих
соответствующим квалификационным требованиям для работы на  каждом  из
типов взрывоопасных производственных объектов;
     наличие у      индивидуального      предпринимателя       высшего
профессионального образования;
     ж) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации  индивидуального
предпринимателя  и работников юридического лица в области промышленной
безопасности;
     з) обеспечение проведения подготовки и аттестации индивидуального
предпринимателя и работников юридического лица в области  промышленной
безопасности;
     и) наличие и  функционирование  приборов  и  систем  контроля  за
производственными   процессами   в   соответствии   с   установленными
требованиями;
     к) обеспечение       проведения      диагностики,      испытания,
освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на
взрывоопасном производственном объекте;
     л) ведение  учета  и  анализ  причин  аварий  и   инцидентов   на
взрывоопасном производственном объекте;
     м) наличие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для
локализации и ликвидации последствий аварий;
     н) наличие   договора   на   обслуживание   с    профессиональной
аварийноспасательной    службой    (формированием),   а   в   случаях,
предусмотренных  законодательством   Российской   Федерации,   наличие
собственной    аварийноспасательной   службы   или   профессионального
аварийно-спасательного    формирования,     а     также     нештатного
аварийно-спасательного  формирования  из числа работников юридического
лица;
     о) наличие  у  соискателя  лицензии на праве собственности или на
ином  законном  основании  зданий   и   помещений,   необходимых   для
осуществления лицензируемой деятельности.
     5. Для получения  лицензии  соискатель  лицензии  представляет  в
лицензирующий орган следующие документы:
     а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
     наименования, организационно-правовой  формы и места нахождения -
для юридического лица;
     фамилии, имени,  отчества,  места  жительства,  данных документа,
удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
     лицензируемой деятельности,    которую   юридическое   лицо   или
индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
     б) копии    учредительных    документов    и    свидетельства   о
государственной   регистрации   соискателя   лицензии    в    качестве
юридического лица;
    копия свидетельства о  государственной  регистрации  гражданина  в
качестве индивидуального предпринимателя;
     в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в
налоговом органе;
     г) документ,  подтверждающий  уплату   лицензионного   сбора   за
рассмотрение   лицензирующим   органом   заявления   о  предоставлении
лицензии;
     д) заключение экспертизы промышленной безопасности;
     е) декларация    промышленной     безопасности     взрывоопасного
производственного объекта (в случаях,  установленных законодательством
Российской Федерации);
     ж) копии документов,  подтверждающих соответствующую лицензионным
требованиям и условиям  квалификацию  индивидуального  предпринимателя
или работников юридического лица.
     Если копии документов не заверены нотариусом,  они представляются
с предъявлением оригинала.
     Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не
допускается.
     6. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или  об
отказе  в  предоставлении  лицензии в течение 60 дней со дня получения
заявления со всеми необходимыми документами.
     Лицензирующий орган  при  проведении  лицензирования  имеет право
привлекать специализированные органы и организации,  а также отдельных
специалистов  для  независимой оценки соответствия соискателя лицензии
лицензионным требованиям и условиям.
     7. Лицензия   на   осуществление   деятельности  по  эксплуатации
взрывоопасных производственных объектов предоставляется на  пять  лет.
Срок  действия  лицензии  может быть по заявлению лицензиата продлен в
порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
     8. Лицензирующий   орган   ведет   реестр   лицензий,  в  котором
указываются:
     а) наименование лицензирующего органа;
     б) лицензируемая деятельность;
     в) сведения о лицензиате:
     наименование, организационно-правовая форма,  номер свидетельства
о  государственной  регистрации  в  качестве юридического лица,  место
нахождения - для юридического лица;
     фамилия, имя,   отчество,  место  жительства,  данные  документа,
удостоверяющего  личность,  номер  свидетельства   о   государственной
регистрации   в   качестве   индивидуального   предпринимателя  -  для
индивидуального предпринимателя;
     код лицензиата  по  Общероссийскому  классификатору предприятий и
организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
     г) адреса  зданий  и  помещений,  используемых  для осуществления
лицензируемой деятельности;
     д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
     е) номер лицензии;
     ж) срок действия лицензии;
     з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
     и) сведения о продлении срока действия лицензии;
     к) сведения о переоформлении лицензии;
     л) основания и  даты  приостановления  и  возобновления  действия
лицензии;
     м) основание и дата аннулирования лицензии.
     9. Контроль  за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и
условий   осуществляется   на   основании   предписания   руководителя
лицензирующего   органа,   в   котором  определяются  лицензиат,  срок
проведения   проверки,   должностное   лицо   или   состав   комиссии,
осуществляющие проверку.
     По результатам проверки оформляется акт  с  указанием  конкретных
нарушений  и  срока  их устранения,  который подписывается должностным
лицом или всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен
быть ознакомлен с результатами проверки,  и в акте должна быть сделана
запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами
проверки,  он имеет право отразить в акте свое мнение.  Если лицензиат
отказывается ознакомиться с результатами  проверки,  должностное  лицо
или  члены  комиссии  фиксируют  этот факт в акте и заверяют его своей
подписью.
     Срок проведения   проверки   устранения   лицензиатом  нарушений,
повлекших  за  собой  приостановление  действия  лицензии,  не   может
превышать   15   дней  с  даты  получения  от  лицензиата  письменного
уведомления об устранении указанных нарушений.
     Лицензиат уведомляется о предстоящей проверке не менее чем за три
дня до начала ее проведения.
     10. Лицензиат   обязан  проинформировать  в  15-дневный  срок  (в
письменной форме) лицензирующий орган об  изменении  своего  почтового
адреса и (или) адресов используемых им для осуществления лицензируемой
деятельности зданий и помещений,  а  также  обеспечивать  условия  для
проведения проверок,  в том числе предоставлять необходимую информацию
и документы.
     11. Лицензирующий    орган    при    проведении    лицензирования
руководствуется Федеральным законом "О лицензировании отдельных  видов
деятельности" и настоящим Положением.


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                   от 4 июня 2002 года
                                                                 N 382

                              ПОЛОЖЕНИЕ
       о лицензировании деятельности по эксплуатации химически
                  опасных производственных объектов

     1. Настоящее    Положение   определяет   порядок   лицензирования
деятельности  по  эксплуатации  химически   опасных   производственных
объектов,    осуществляемой   на   территории   Российской   Федерации
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
     2. Отнесение    объектов    к    категории    химически   опасных
производственных объектов осуществляется в соответствии с  критериями,
установленными   законодательством   Российской  Федерации  в  области
промышленной безопасности.
     3. Лицензирование  деятельности по эксплуатации химически опасных
производственных  объектов   осуществляется   Федеральным   горным   и
промышленным надзором России (далее именуется - лицензирующий орган).
     4. Лицензионными  требованиями  и  условиями  при   осуществлении
деятельности   по   эксплуатации  химически  опасных  производственных
объектов являются:
     а) соблюдение  требований законодательства Российской Федерации в
области промышленной безопасности;
     б) соблюдение  установленного  порядка  предоставления  сведений,
необходимых   для    ведения    государственного    реестра    опасных
производственных объектов;
     в) обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности  в
случаях,  предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации  в
области промышленной безопасности;
     г) наличие декларации промышленной безопасности химически опасных
производственных объектов в установленных законодательством Российской
Федерации случаях;
     д) организация  и  осуществление  производственного  контроля  за
соблюдением  требований промышленной безопасности на химически опасном
производственном объекте;
     е) наличие в штате юридического лица работников,  удовлетворяющих
соответствующим квалификационным требованиям для работы  на  химически
опасных производственных объектах;
     наличие у      индивидуального      предпринимателя       высшего
профессионального образования;
     ж) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации  индивидуального
предпринимателя  и работников юридического лица в области промышленной
безопасности;
     з) обеспечение проведения подготовки и аттестации индивидуального
предпринимателя и работников юридического лица в области  промышленной
безопасности;
     и) наличие и  функционирование  приборов  и  систем  контроля  за
производственными   процессами   в   соответствии   с   установленными
требованиями;
     к) обеспечение       проведения      диагностики,      испытания,
освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на
химически опасном производственном объекте;
     л) ведение учета и анализ причин аварий и инцидентов на химически
опасном производственном объекте;
     м) наличие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для
предупреждения аварий, локализации и ликвидации последствий аварий;
     н) наличие   договора   на   обслуживание   с    профессиональной
аварийноспасательной    службой    (формированием),   а   в   случаях,
предусмотренных  законодательством   Российской   Федерации,   наличие
собственной    аварийноспасательной   службы   или   профессионального
аварийно-спасательного    формирования,     а     также     нештатного
аварийно-спасательного  формирования  из числа работников юридического
лица;
     о) наличие  у  соискателя  лицензии на праве собственности или на
ином  законном  основании  зданий   и   помещений,   необходимых   для
осуществления лицензируемой деятельности.
     5. Для получения  лицензии  соискатель  лицензии  представляет  в
лицензирующий орган следующие документы:
     а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
     наименования, организационно-правовой  формы и места нахождения -
для юридического лица;
     фамилии, имени,  отчества,  места  жительства,  данных документа,
удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
     лицензируемой деятельности,    которую   юридическое   лицо   или
индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
     б) копии    учредительных    документов    и    свидетельства   о
государственной   регистрации   соискателя   лицензии    в    качестве
юридического лица;
     копия свидетельства  о  государственной  регистрации   соискателя
лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;
     в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в
налоговом органе;
     г) документ,  подтверждающий  уплату   лицензионного   сбора   за
рассмотрение   лицензирующим   органом   заявления   о  предоставлении
лицензии;
     д) заключение экспертизы промышленной безопасности;
     е) декларация      промышленной       безопасности       опасного
производственного объекта (в случаях,  установленных законодательством
Российской Федерации);
     ж) копии документов,  подтверждающих соответствующую лицензионным
требованиям и условиям  квалификацию  индивидуального  предпринимателя
или работников юридического лица.
     Если копии документов не заверены нотариусом,  они представляются
с предъявлением оригинала.
     Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не
допускается.
     6. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или  об
отказе  в  предоставлении  лицензии в течение 60 дней со дня получения
заявления со всеми необходимыми документами.
     Лицензирующий орган  при  проведении  лицензирования  имеет право
привлекать специализированные органы и организации,  а также отдельных
специалистов  для  независимой оценки соответствия соискателя лицензии
лицензионным требованиям и условиям.
     7. Лицензия   на   осуществление   деятельности  по  эксплуатации
химически опасных производственных объектов  предоставляется  на  пять
лет. Срок действия лицензии может быть по заявлению лицензиата продлен
в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
     8. Лицензирующий   орган   ведет   реестр   лицензий,  в  котором
указываются:
     а) наименование лицензирующего органа;
     б) лицензируемая деятельность;
     в) сведения о лицензиате:
     наименование, организационно-правовая форма,  номер свидетельства
о  государственной  регистрации  в  качестве юридического лица,  место
нахождения - для юридического лица;
     фамилия, имя,   отчество,  место  жительства,  данные  документа,
удостоверяющего  личность,  номер  свидетельства   о   государственной
регистрации   в   качестве   индивидуального   предпринимателя  -  для
индивидуального предпринимателя;
     код лицензиата  по  Общероссийскому  классификатору предприятий и
организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
     г) адреса  зданий  и  помещений,  используемых  для осуществления
лицензируемой деятельности;
     д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
     е) номер лицензии;
     ж) срок действия лицензии;
     з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
     и) сведения о продлении срока действия лицензии;
     к) сведения о переоформлении лицензии;
     л) основания  и  даты  приостановления  и  возобновления действия
лицензии;
     м) основание и дата аннулирования лицензии.
     9. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований  и
условий   осуществляется   на   основании   предписания   руководителя
лицензирующего  органа,  в  котором   определяются   лицензиат,   срок
проведения проверки,  должностное лицо или состав комиссии, которые ее
осуществляют.
     По результатам  проверки  оформляется  акт с указанием конкретных
нарушений и срока их  устранения,  который  подписывается  должностным
лицом или всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен
быть ознакомлен с результатами проверки,  и в акте должна быть сделана
запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами
проверки,  он имеет право отразить в акте свое мнение.  Если лицензиат
отказывается  ознакомиться  с результатами проверки,  должностное лицо
или члены комиссии фиксируют этот факт в акте  и  заверяют  его  своей
подписью.
     Срок проведения  проверки   устранения   лицензиатом   нарушений,
повлекших  за  собой  приостановление  действия  лицензии,  не  должен
превышать  15  дней  с  даты  получения  от   лицензиата   письменного
уведомления об устранении указанных нарушений.
     Лицензиат уведомляется о предстоящей проверке не менее чем за три
дня до начала ее проведения.
     10. Лицензиат  обязан  проинформировать  в  15-дневный  срок   (в
письменной  форме)  лицензирующий  орган об изменении своего почтового
адреса и (или) адресов используемых им для осуществления лицензируемой
деятельности  зданий  и  помещений,  а  также обеспечивать условия для
проведения проверок,  в том числе предоставлять необходимую информацию
и документы.
     11. Лицензирующий    орган    при    проведении    лицензирования
руководствуется  Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов
деятельности" и настоящим Положением.


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                   от 4 июня 2002 года
                                                                 N 382

                              ПОЛОЖЕНИЕ
            о лицензировании деятельности по эксплуатации
              магистрального трубопроводного транспорта

     1. Настоящее   Положение   определяет   порядок    лицензирования
деятельности    по    эксплуатации    магистрального   трубопроводного
транспорта,  осуществляемой   на   территории   Российской   Федерации
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
     2. Деятельность по  эксплуатации  магистрального  трубопроводного
транспорта включает в себя:
     а) испытания  линейной  части  магистральных   трубопроводов   по
окончании строительства и ремонта;
     б) диагностирование линейной части технологических трубопроводов,
станционного  оборудования  сооружений  резервуарных  парков и другого
оборудования объектов магистрального трубопроводного транспорта;
     в) эксплуатацию   магистральных   трубопроводов,   в   том  числе
деятельность по техническому  обслуживанию  компрессорных  и  насосных
станций,   резервуарных   парков   и   линейной   части  магистральных
трубопроводов, включая систему электрохимзащиты;
     г) эксплуатацию   систем   управления   объектами   магистральных
трубопроводов;
     д) эксплуатацию подземных хранилищ газа;
     е) консервацию и ликвидацию объектов магистральных трубопроводов.
     3. Лицензирование  деятельности  по  эксплуатации  магистрального
трубопроводного  транспорта  осуществляется   Федеральным   горным   и
промышленным надзором России (далее именуется - лицензирующий орган).
     4. Лицензионными  требованиями  и  условиями  при   осуществлении
деятельности по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта
являются:
     а) соблюдение  требований законодательства Российской Федерации в
области промышленной безопасности;
     б) соблюдение  установленного  порядка  предоставления  сведений,
необходимых   для    ведения    государственного    реестра    опасных
производственных объектов;
     в) обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности  в
случаях,  предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации  в
области промышленной безопасности;
     г) наличие    декларации    промышленной   безопасности   опасных
производственных объектов в установленных законодательством Российской
Федерации случаях;
     д) организация  и  осуществление  производственного  контроля  за
соблюдением  требований  промышленной  безопасности  на  магистральном
трубопроводном транспорте;
     е) наличие в штате юридического лица работников,  удовлетворяющих
квалификационным   требованиям,   в   количестве,   необходимом    для
эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта;
     наличие у   индивидуального   предпринимателя    соответствующего
специального профессионального образования;
     ж) обеспечение проведения подготовки и аттестации индивидуального
предпринимателя  и работников юридического лица в области промышленной
безопасности;
     з) наличие  и  функционирование  приборов  и  систем  контроля за
производственными   процессами   в   соответствии   с   установленными
требованиями;
     и) обеспечение      проведения      диагностики,       испытания,
освидетельствования  сооружений  и технических устройств,  применяемых
при эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта;
     к) ведение   учета   и  анализ  причин  аварий  и  инцидентов  на
магистральном трубопроводном транспорте;
     л) наличие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для
локализации и ликвидации последствий аварий;
     м) наличие    договора   на   обслуживание   с   профессиональной
аварийноспасательной   службой   (формированием),   а    в    случаях,
предусмотренных   законодательством   Российской   Федерации,  наличие
собственной   аварийноспасательной   службы   или    профессионального
аварийно-спасательного     формирования,     а     также    нештатного
аварийно-спасательного формирования из числа  работников  юридического
лица;
     5. Для получения  лицензии  соискатель  лицензии  представляет  в
лицензирующий орган следующие документы:
     а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
     наименования, организационно-правовой  формы и места нахождения -
для юридического лица;
     фамилии, имени,  отчества,  места  жительства,  данных документа,
удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
     лицензируемой деятельности,    которую   юридическое   лицо   или
индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
     б) копии    учредительных    документов    и    свидетельства   о
государственной   регистрации   соискателя   лицензии    в    качестве
юридического лица;
     копия свидетельства  о  государственной  регистрации   соискателя
лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;
     в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в
налоговом органе;
     г) документ,  подтверждающий  уплату   лицензионного   сбора   за
рассмотрение   лицензирующим   органом   заявления   о  предоставлении
лицензии;
     д) заключение экспертизы промышленной безопасности;
     е) декларация      промышленной       безопасности       опасного
производственного объекта (в случаях,  установленных законодательством
Российской Федерации);
     ж) копии документов,  подтверждающих соответствующую лицензионным
требованиям и условиям  квалификацию  индивидуального  предпринимателя
или работников юридического лица.
     Если копии документов не заверены нотариусом,  они представляются
с предъявлением оригинала.
     Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не
допускается.
     6. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или  об
отказе  в  предоставлении  лицензии в течение 60 дней со дня получения
заявления со всеми необходимыми документами.
     Лицензирующий орган  при  проведении  лицензирования  имеет право
привлекать специализированные органы и организации,  а также отдельных
специалистов  для  независимой оценки соответствия соискателя лицензии
лицензионным требованиям и условиям.
     7. Лицензия   на   осуществление   деятельности  по  эксплуатации
магистрального трубопроводного транспорта предоставляется на пять лет.
Срок  действия  лицензии  может быть продлен по заявлению лицензиата в
порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
     8. Лицензирующий   орган   ведет   реестр   лицензий,  в  котором
указываются:
     а) наименование лицензирующего органа;
     б) лицензируемая деятельность;
     в) сведения о лицензиате:
     наименование, организационно-правовая форма,  номер свидетельства
о  государственной  регистрации  в  качестве юридического лица,  место
нахождения - для юридического лица;
     фамилия, имя,   отчество,  место  жительства,  данные  документа,
удостоверяющего  личность,  номер  свидетельства   о   государственной
регистрации   в   качестве   индивидуального   предпринимателя  -  для
индивидуального предпринимателя;
     код лицензиата  по  Общероссийскому  классификатору предприятий и
организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
     г) адреса  зданий  и  помещений,  используемых  для осуществления
лицензируемой деятельности;
     д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
     е) номер лицензии;
     ж) срок действия лицензии;
     з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
     и) сведения о продлении срока действия лицензии;
     к) сведения о переоформлении лицензии;
     л) основания  и  даты  приостановления  и  возобновления действия
лицензии;
     м) основание и дата аннулирования лицензии.
     9. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований  и
условий   осуществляется   на   основании   предписания   руководителя
лицензирующего  органа,  в  котором   определяются   лицензиат,   срок
проведения проверки,  должностное лицо или состав комиссии, которые ее
осуществляют.
     По результатам  проверки  оформляется  акт с указанием конкретных
нарушений и срока их  устранения,  который  подписывается  должностным
лицом или всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен
быть ознакомлен с результатами проверки,  и в акте должна быть сделана
запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами
проверки,  он имеет право отразить в акте свое мнение.  Если лицензиат
отказывается  ознакомиться  с результатами проверки,  должностное лицо
или члены комиссии фиксируют этот факт в акте  и  заверяют  его  своей
подписью.
     Срок проведения  проверки   устранения   лицензиатом   нарушений,
повлекших   за  собой  приостановление  действия  лицензии,  не  может
превышать  15  дней  с  даты  получения  от   лицензиата   письменного
уведомления об устранении указанных нарушений.
     Лицензиат уведомляется о предстоящей проверке не менее чем за три
дня до начала ее проведения.
     10. Лицензиат  обязан  проинформировать  в  15-дневный  срок   (в
письменной  форме)  лицензирующий  орган об изменении своего почтового
адреса и (или) адресов используемых им для осуществления лицензируемой
деятельности  зданий  и  помещений,  а  также обеспечивать условия для
проведения проверок,  в том числе предоставлять необходимую информацию
и документы.
     11. Лицензирующий    орган    при    проведении    лицензирования
руководствуется  Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов
деятельности" и настоящим Положением.


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                   от 4 июня 2002 года
                                                                 N 382

                              ПОЛОЖЕНИЕ
            о лицензировании деятельности по эксплуатации
                   нефтегазодобывающих производств

     1. Настоящее   Положение   определяет   порядок    лицензирования
деятельности    по   эксплуатации   нефтегазодобывающих   производств,
осуществляемой  на  территории  и  континентальном  шельфе  Российской
Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
     2. Деятельность по эксплуатации  нефтегазодобывающих  производств
включает в себя:
     а) бурение, ликвидацию и консервацию нефтегазодобывающих скважин,
ликвидацию и консервацию других объектов нефтегазодобычи;
     б) эксплуатацию  нефтегазодобывающих   скважин,   в   том   числе
деятельность  по  их техническому обслуживанию,  повышению нефтеотдачи
пластов, ликвидации открытых нефтегазовых фонтанов;
     в) эксплуатацию  систем сбора нефти,  газа,  газового конденсата,
подготовку этого сырья до товарных кондиций;
     г) эксплуатацию   систем   поддержания   пластового   давления  и
воздействия на пласты;
     д) эксплуатацию производств по вскрытию нефтегазоносных пластов с
применением      прострелочно-взрывной      аппаратуры,       освоение
нефтегазодобывающих     скважин,     проведение     геофизических    и
геодинамических исследований.
     3. Лицензирование        деятельности       по       эксплуатации
нефтегазодобывающих производств осуществляется  Федеральным  горным  и
промышленным надзором России (далее именуется - лицензирующий орган).
     4. Лицензионными  требованиями  и  условиями  при   осуществлении
деятельности по эксплуатации нефтегазодобывающих производств являются:
     а) соблюдение требований законодательства Российской Федерации  в
области промышленной безопасности;
     б) соблюдение  установленного  порядка  предоставления  сведений,
необходимых    для    ведения    государственного    реестра   опасных
производственных объектов;
     в) обеспечение  проведения экспертизы промышленной безопасности в
случаях,  предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации  в
области промышленной безопасности;
     г) наличие   декларации   промышленной    безопасности    опасных
производственных объектов в установленных законодательством Российской
Федерации случаях;
     д) организация  и  осуществление  производственного  контроля  за
соблюдением     требований      промышленной      безопасности      на
нефтегазодобывающем производстве;
     е) наличие в штате юридического лица работников,  удовлетворяющих
квалификационным    требованиям,   в   количестве,   необходимом   для
эксплуатации нефтегазодобывающего производства;
     наличие у    индивидуального   предпринимателя   соответствующего
высшего профессионального образования;
     обеспечение проведения  подготовки  и  аттестации индивидуального
предпринимателя и работников юридического лица в области  промышленной
безопасности;
     ж) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации  индивидуального
предпринимателя  и работников юридического лица в области промышленной
безопасности;
     з) наличие  и  функционирование  приборов  и  систем  контроля за
производственными   процессами   в   соответствии   с   установленными
требованиями;
     и) обеспечение      проведения      диагностики,       испытания,
освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на
нефтегазодобывающем производстве;
     к) ведение   учета   и  анализ  причин  аварий  и  инцидентов  на
нефтегазодобывающем производстве;
     л) наличие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для
предупреждения аварий, локализации и ликвидации последствий аварий;
     м) наличие    договора   на   обслуживание   с   профессиональной
противофонтанной   службой   (формированием),   наличие    собственной
противофонтанной   службы   или   профессионального  противофонтанного
формирования.
     5. Для  получения  лицензии  соискатель  лицензии  представляет в
лицензирующий орган следующие документы:
     а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
     наименования, организационно-правовой формы и места нахождения  -
для юридического лица;
     фамилии, имени,  отчества,  места жительства,  данных  документа,
удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
     лицензируемой деятельности,   которую   юридическое   лицо    или
индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
     б) копии   учредительных    документов    и    свидетельства    о
государственной    регистрации    соискателя   лицензии   в   качестве
юридического лица;
     копия свидетельства   о  государственной  регистрации  соискателя
лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;
     в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в
налоговом органе;
     г) документ,   подтверждающий   уплату   лицензионного  сбора  за
рассмотрение  лицензирующим   органом   заявления   о   предоставлении
лицензии;
     д) заключение экспертизы промышленной безопасности;
     е) декларация       промышленной       безопасности      опасного
производственного объекта (в случаях,  установленных законодательством
Российской Федерации);
     ж) копии документов,  подтверждающих соответствующую лицензионным
требованиям  и  условиям  квалификацию индивидуального предпринимателя
или работников юридического лица.
     Если копии документов не заверены нотариусом,  они представляются
с предъявлением оригинала.
     Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не
допускается.
     6. Лицензирующий  орган принимает решение о предоставлении или об
отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней  со  дня  получения
заявления со всеми необходимыми документами.
     Лицензирующий орган при  проведении  лицензирования  имеет  право
привлекать специализированные органы и организации,  а также отдельных
специалистов для независимой оценки соответствия  соискателя  лицензии
лицензионным требованиям и условиям.
     7. Лицензия  на  осуществление   деятельности   по   эксплуатации
нефтегазодобывающих   производств   предоставляется  на  5  лет.  Срок
действия  лицензии  может  быть  продлен  по  заявлению  лицензиата  в
порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
     8. Лицензирующий  орган  ведет   реестр   лицензий,   в   котором
указываются:
     а) наименование лицензирующего органа;
     б) лицензируемая деятельность;
     в) сведения о лицензиате:
     наименование, организационно-правовая форма,  номер свидетельства
о государственной регистрации  в  качестве  юридического  лица,  место
нахождения - для юридического лица;
     фамилия, имя,  отчество,  место  жительства,  данные   документа,
удостоверяющего   личность,   номер  свидетельства  о  государственной
регистрации  в  качестве   индивидуального   предпринимателя   -   для
индивидуального предпринимателя;
     код лицензиата по Общероссийскому  классификатору  предприятий  и
организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
     г) адреса зданий  и  помещений,  используемых  для  осуществления
лицензируемой деятельности;
     д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
     е) номер лицензии;
     ж) срок действия лицензии;
     з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
     и) сведения о продлении срока действия лицензии;
     к) сведения о переоформлении лицензии;
     л) основания  и  даты  приостановления  и  возобновления действия
лицензии;
     м) основание и дата аннулирования лицензии.
     9. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований  и
условий   осуществляется   на   основании   предписания   руководителя
лицензирующего  органа,  в  котором   определяются   лицензиат,   срок
проведения   проверки,   должностное   лицо   или   состав   комиссии,
осуществляющие проверку.
     По результатам  проверки  оформляется  акт с указанием конкретных
нарушений и срока их  устранения,  который  подписывается  должностным
лицом или всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен
быть ознакомлен с результатами проверки,  и в акте должна быть сделана
запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами
проверки,  он имеет право отразить в акте свое мнение.  Если лицензиат
отказывается от ознакомления с результатами проверки, должностное лицо
или члены комиссии фиксируют этот факт в акте  и  заверяют  его  своей
подписью.
     Срок проведения  проверки   устранения   лицензиатом   нарушений,
повлекших   за  собой  приостановление  действия  лицензии,  не  может
превышать  15  дней  с  даты  получения  от   лицензиата   письменного
уведомления об устранении указанных нарушений.
     Лицензиат уведомляется о предстоящей проверке не менее чем за три
дня до начала ее проведения.
     10. Лицензиат  обязан  проинформировать  в  15-дневный  срок   (в
письменной  форме)  лицензирующий  орган об изменении своего почтового
адреса и  (или)  адресов  зданий  и  помещений,  используемых  им  для
осуществления лицензируемой деятельности, а также обеспечивать условия
для  проведения  проверок,  в  том  числе  предоставлять   необходимую
информацию и документы.
     11. Лицензирующий    орган    при    проведении    лицензирования
руководствуется  Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов
деятельности" и настоящим Положением.


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                   от 4 июня 2002 года
                                                                 N 382

                              ПОЛОЖЕНИЕ
     о лицензировании деятельности по эксплуатации газовых сетей

     1. Настоящее    Положение   определяет   порядок   лицензирования
деятельности  по  эксплуатации  газовых   сетей,   осуществляемой   на
территории  Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями.
     2. Деятельность  по  эксплуатации  газовых  сетей включает в себя
техническое  обслуживание,  ремонт  и   восстановление   газопроводов,
сооружений  и  иных  объектов,  необходимых  для  эксплуатации газовых
сетей.
     3. Лицензирование  деятельности  по  эксплуатации  газовых  сетей
осуществляется  Федеральным  горным  и  промышленным  надзором  России
(далее именуется - лицензирующий орган).
     4. Лицензионными  требованиями  и  условиями  при   осуществлении
деятельности по эксплуатации газовых сетей являются:
     а) соблюдение требований законодательства Российской Федерации  в
области промышленной безопасности;
     б) соблюдение  установленного  порядка  предоставления  сведений,
необходимых    для    ведения    государственного    реестра   опасных
производственных объектов;
     в) обеспечение  проведения экспертизы промышленной безопасности в
случаях,  предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации  в
области промышленной безопасности;
     г) наличие   декларации   промышленной    безопасности    опасных
производственных объектов в установленных законодательством Российской
Федерации случаях;
     д) организация  и  осуществление  производственного  контроля  за
соблюдением   требований   промышленной   безопасности   на    опасном
производственном объекте;
     е) наличие в штате юридического лица работников,  удовлетворяющих
квалификационным    требованиям,   в   количестве,   необходимом   для
эксплуатации газовых сетей;
     наличие у    индивидуального   предпринимателя   соответствующего
специального профессионального образования;
     ж) обеспечение  проведения  подготовки  и аттестации работников в
области промышленной безопасности;
     з) наличие  и  функционирование  приборов  и  систем  контроля за
производственными   процессами   в   соответствии   с   установленными
требованиями;
     и) обеспечение      проведения      диагностики,       испытания,
освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на
опасном производственном объекте;
     к) ведение   учета  и  анализ  причин  аварий  и  инцидентов  при
эксплуатации газовых сетей;
     л) наличие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для
локализации и ликвидации последствий аварий;
     м) наличие    договора   на   обслуживание   с   профессиональной
аварийноспасательной   службой   (формированием),   а    в    случаях,
предусмотренных   законодательством   Российской   Федерации,  наличие
собственной   аварийноспасательной   службы   или    профессионального
аварийно-спасательного     формирования,     а     также    нештатного
аварийно-спасательного формирования из числа  работников  юридического
лица;
     5. Для получения  лицензии  соискатель  лицензии  представляет  в
лицензирующий орган следующие документы:
     а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
     наименования, организационно-правовой  формы и места нахождения -
для юридического лица;
     фамилии, имени,  отчества,  места  жительства,  данных документа,
удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
     лицензируемой деятельности,    которую   юридическое   лицо   или
индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
     б) копии    учредительных    документов    и    свидетельства   о
государственной   регистрации   соискателя   лицензии    в    качестве
юридического лица;
     копия свидетельства  о  государственной  регистрации   соискателя
лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;
     в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в
налоговом органе;
     г) документ,  подтверждающий  уплату   лицензионного   сбора   за
рассмотрение   лицензирующим   органом   заявления   о  предоставлении
лицензии;
     д) заключение экспертизы промышленной безопасности;
     е) декларация      промышленной       безопасности       опасного
производственного      объекта     (в     случаях,     предусмотренных
законодательством Российской Федерации);
     ж) копии документов,  подтверждающих соответствующую лицензионным
требованиям и условиям  квалификацию  индивидуального  предпринимателя
или работников юридического лица.
     Если копии документов не заверены нотариусом,  они представляются
с предъявлением оригинала.
     Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не
допускается.
     6. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или  об
отказе  в  предоставлении  лицензии в течение 60 дней со дня получения
заявления со всеми необходимыми документами.
     Лицензирующий орган  при  проведении  лицензирования  имеет право
привлекать специализированные органы и организации,  а также отдельных
специалистов  для  независимой оценки соответствия соискателя лицензии
лицензионным требованиям и условиям.
     7. Лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации газовых
сетей предоставляется на пять лет.  Срок действия лицензии может  быть
по   заявлению  лицензиата  продлен  в  порядке,  предусмотренном  для
переоформления лицензии.
     8. Лицензирующий   орган   ведет   реестр   лицензий,  в  котором
указываются:
     а) наименование лицензирующего органа;
     б) лицензируемая деятельность;
     в) сведения о лицензиате:
     наименование, организационно-правовая форма,  номер свидетельства
о  государственной  регистрации  в  качестве юридического лица,  место
нахождения - для юридического лица;
     фамилия, имя,   отчество,  место  жительства,  данные  документа,
удостоверяющего  личность,  номер  свидетельства   о   государственной
регистрации   в   качестве   индивидуального   предпринимателя  -  для
индивидуального предпринимателя;
     код лицензиата  по  Общероссийскому  классификатору предприятий и
организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
     г) адреса  зданий  и  помещений,  используемых  для осуществления
лицензируемой деятельности;
     д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
     е) номер лицензии;
     ж) срок действия лицензии;
     з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
     и) сведения о продлении срока действия лицензии;
     к) сведения о переоформлении лицензии;
     л) основания  и  даты  приостановления  и  возобновления действия
лицензии;
     м) основание и дата аннулирования лицензии.
     9. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований  и
условий   осуществляется   на   основании   предписания   руководителя
лицензирующего  органа,  в  котором   определяются   лицензиат,   срок
проведения проверки,  должностное лицо или состав комиссии, которые ее
осуществляют.
     По результатам  проверки  оформляется  акт с указанием конкретных
нарушений и срока их  устранения,  который  подписывается  должностным
лицом или всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен
быть ознакомлен с результатами проверки,  и в акте должна быть сделана
запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами
проверки,  он имеет право отразить в акте свое мнение.  Если лицензиат
отказывается  ознакомиться  с результатами проверки,  должностное лицо
или члены комиссии фиксируют этот факт в акте  и  заверяют  его  своей
подписью.
     Срок проведения  проверки   устранения   лицензиатом   нарушений,
повлекших   за  собой  приостановление  действия  лицензии,  не  может
превышать  15  дней  с  даты  получения  от   лицензиата   письменного
уведомления об устранении указанных нарушений.
     Лицензиат уведомляется о предстоящей проверке не менее чем за три
дня до начала ее проведения.
     10. Лицензиат  обязан  проинформировать  в  15-дневный  срок   (в
письменной  форме)  лицензирующий  орган об изменении своего почтового
адреса и (или) адресов используемых им для осуществления лицензируемой
деятельности  зданий  и  помещений,  а  также обеспечивать условия для
проведения проверок,  в том числе предоставлять необходимую информацию
и документы.
     11. Лицензирующий    орган    при    проведении    лицензирования
руководствуется  Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов
деятельности" и настоящим Положением.


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                   от 4 июня 2002 года
                                                                 N 382

                              ПОЛОЖЕНИЕ
             о лицензировании деятельности по проведению
                 экспертизы промышленной безопасности

     1. Настоящее   Положение   определяет   порядок    лицензирования
деятельности   по  проведению  экспертизы  промышленной  безопасности,
осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими  лицами
и индивидуальными предпринимателями.
     2. Деятельность    по    проведению    экспертизы    промышленной
безопасности включает в себя проведение экспертизы:
     а) проектной   документации   на    строительство,    расширение,
реконструкцию,  техническое  перевооружение,  консервацию и ликвидацию
опасного производственного объекта;
     б) технических устройств, применяемых на опасном производственном
объекте;
     в) зданий и сооружений на опасном производственном объекте;
     г) деклараций промышленной безопасности;
     д) иных    документов,    связанных   с   эксплуатацией   опасных
производственных объектов.
     3. Лицензирование    деятельности    по   проведению   экспертизы
промышленной  безопасности   осуществляется   Федеральным   горным   и
промышленным надзором России (далее именуется - лицензирующий орган).
     4. Лицензионными  требованиями  и  условиями  при   осуществлении
деятельности   по   проведению  экспертизы  промышленной  безопасности
являются:
     а) соблюдение  требований законодательства Российской Федерации в
области промышленной безопасности;
     б) соблюдение   установленного   порядка   проведения  экспертизы
промышленной безопасности и оформления заключения экспертизы;
     в) наличие  в  штате  юридического  лица работников в количестве,
необходимом  для  проведения  экспертизы  промышленной   безопасности,
удовлетворяющих   квалификационным   требованиям   в   соответствии  с
направлением проводимой экспертизы;
      наличие у      индивидуального      предпринимателя      высшего
профессионального образования в соответствии с направлением проводимой
экспертизы;
      г) обеспечение    проведения     подготовки     и     аттестации
индивидуального  предпринимателя  и  работников  юридического  лица  в
области промышленной безопасности;
     д) повышение  не реже 1 раза в 5 лет квалификации индивидуального
предпринимателя и работников юридического лица в области  промышленной
безопасности.
     5. Для получения  лицензии  соискатель  лицензии  представляет  в
лицензирующий орган следующие документы:
     а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
     наименования, организационно-правовой  формы и места нахождения -
для юридического лица;
     фамилии, имени,  отчества,  места  жительства,  данных документа,
удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
     лицензируемой деятельности,    которую   юридическое   лицо   или
индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
     б) копии    учредительных    документов    и    свидетельства   о
государственной   регистрации   соискателя   лицензии    в    качестве
юридического лица;
     копия свидетельства  о  государственной  регистрации   соискателя
лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;
     в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в
налоговом органе;
     г) документ,  подтверждающий  уплату   лицензионного   сбора   за
рассмотрение   лицензирующим   органом   заявления   о  предоставлении
лицензии;
     д) копии документов,  подтверждающих соответствующую лицензионным
требованиям и условиям  квалификацию  индивидуального  предпринимателя
или работников юридического лица.
     Если копии документов не заверены нотариусом,  они представляются
с предъявлением оригинала.
     Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не
допускается.
     6. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или  об
отказе  в  предоставлении  лицензии в течение 60 дней со дня получения
заявления со всеми необходимыми документами.
     Лицензирующий орган  при  проведении  лицензирования  имеет право
привлекать специализированные органы и организации,  а также отдельных
специалистов  для  независимой оценки соответствия соискателя лицензии
лицензионным требованиям и условиям.
     7. Лицензия   на   осуществление   деятельности   по   провед?нию
экспертизы промышленной безопасности предоставляется на  5  лет.  Срок
действия  лицензии  может  быть  продлен  по  заявлению  лицензиата  в
порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
     8. Лицензирующий   орган   ведет   реестр   лицензий,  в  котором
указываются:
     а) наименование лицензирующего органа;
     б) лицензируемая деятельность;
     в) сведения о лицензиате:
     наименование, организационно-правовая форма,  номер свидетельства
о  государственной  регистрации  в  качестве юридического лица,  место
нахождения - для юридического лица;
     фамилия, имя,   отчество,  место  жительства,  данные  документа,
удостоверяющего  личность,  номер  свидетельства   о   государственной
регистрации   в   качестве   индивидуального   предпринимателя  -  для
индивидуального предпринимателя;
     код лицензиата  по  Общероссийскому  классификатору предприятий и
организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
     г) адреса  зданий  и  помещений,  используемых  для осуществления
лицензируемой деятельности;
     д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
     е) номер лицензии;
     ж) срок действия лицензии;
     з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
     и) сведения о продлении срока действия лицензии;
     к) сведения о переоформлении лицензии;
     л) основания  и  даты  приостановления  и  возобновления действия
лицензии;
     м) основание и дата аннулирования лицензии.
     9. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований  и
условий   осуществляется   на   основании   предписания   руководителя
лицензирующего  органа,  в  котором   определяются   лицензиат,   срок
проведения   проверки,   должностное   лицо   или   состав   комиссии,
осуществляющие проверку.
     По результатам  проверки  оформляется  акт с указанием конкретных
нарушений и срока их  устранения,  который  подписывается  должностным
лицом или всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен
быть ознакомлен с результатами проверки,  и в акте должна быть сделана
запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами
проверки,  он имеет право отразить в акте свое мнение.  Если лицензиат
отказывается от ознакомления с результатами проверки, должностное лицо
или члены комиссии фиксируют этот факт в акте  и  заверяют  его  своей
подписью.
     Срок проведения  проверки   устранения   лицензиатом   нарушений,
повлекших   за  собой  приостановление  действия  лицензии,  не  может
превышать  15  дней  с  даты  получения  от   лицензиата   письменного
уведомления об устранении указанных нарушений.
     Лицензиат уведомляется о предстоящей проверке не менее чем за три
дня до начала ее проведения.
     10. Лицензиат  обязан  проинформировать  в  15-дневный  срок   (в
письменной  форме)  лицензирующий  орган об изменении своего почтового
адреса и (или) адресов используемых им для осуществления лицензируемой
деятельности  зданий  и  помещений,  а  также обеспечивать условия для
проведения проверок,  в том числе предоставлять необходимую информацию
и документы.
     11. Лицензирующий    орган    при    проведении    лицензирования
руководствуется  Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов
деятельности" и настоящим Положением.



                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                   от 4 июня 2002 года
                                                                 N 382

                              ПОЛОЖЕНИЕ
            о лицензировании деятельности по производству
                         маркшейдерских работ

     1. Настоящее    Положение   определяет   порядок   лицензирования
производства  маркшейдерских  работ,  осуществляемых   на   территории
Российской    Федерации    юридическими   лицами   и   индивидуальными
предпринимателями.
     2. Производство маркшейдерских работ включает в себя:
     а) пространственно-геометрические измерения горных  разработок  и
подземных  сооружений,  определение  их  параметров,  местоположения и
соответствия проектной документации;
     б) наблюдения  за  состоянием  горных  отводов  и  обоснование их
границ;
     в) ведение горной графической документации;
     г) учет и обоснование объемов горных разработок;
     д) определение  опасных  зон  и  мер  охраны  горных  разработок,
зданий,  сооружений  и  природных  объектов  от   воздействия   работ,
связанных с пользованием недрами.
     3. Лицензирование     производства      маркшейдерских      работ
осуществляется  Федеральным  горным  и  промышленным  надзором  России
(далее именуется - лицензирующий орган).
     4. Лицензионными   требованиями   и  условиями  при  производстве
маркшейдерских работ являются:
     а) наличие  в штате юридического лица работников,  имеющих высшее
профессиональное образование по специальности "маркшейдерское дело"  и
стаж работы по производству маркшейдерских работ не менее 3 лет;
     наличие у      индивидуального      предпринимателя       высшего
профессионального образования по специальности "маркшейдерское дело" и
стажа работы по производству маркшейдерских работ не менее 5 лет;
     б) наличие  у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности
или  на  ином  законном  основании  зданий,  помещений,   приборов   и
инструментов,     необходимых    для    осуществления    лицензируемой
деятельности;
     в) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации индивидуального
предпринимателя  и  работников   юридического   лица,   осуществляющих
производство маркшейдерских работ;
     г) выполнение требований законодательства  Российской  Федерации,
соответствующих  государственных  стандартов  и нормативно-технических
документов в области производства маркшейдерских работ и горного дела;
     д) метрологическое    обслуживание   приборов   и   инструментов,
используемых при маркшейдерских съемках;
     е) наличие системы контроля за качеством выполняемых работ.
     5. Для получения  лицензии  соискатель  лицензии  представляет  в
лицензирующий орган следующие документы:
     а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
     наименования, организационно-правовой  формы и места нахождения -
для юридического лица;
     фамилии, имени,  отчества,  места  жительства,  данных документа,
удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
     лицензируемая деятельность,    которую   юридическое   лицо   или
индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
     б) копии    учредительных    документов    и    свидетельства   о
государственной   регистрации   соискателя   лицензии    в    качестве
юридического лица;
     копия свидетельства  о  государственной  регистрации   соискателя
лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;
     в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в
налоговом органе;
     г) документ,  подтверждающий  уплату   лицензионного   сбора   за
рассмотрение   лицензирующим   органом   заявления   о  предоставлении
лицензии;
     д) копии документов,  подтверждающих соответствующую лицензионным
требованиям и условиям  квалификацию  индивидуального  предпринимателя
или работников юридического лица.
     Если копии документов не заверены нотариусом,  они представляются
с предъявлением оригинала.
     Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не
допускается.
     6. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или  об
отказе  в  предоставлении  лицензии в течение 60 дней со дня получения
заявления со всеми необходимыми документами.
     Лицензирующий орган  при  проведении  лицензирования  имеет право
привлекать специализированные органы и организации,  а также отдельных
специалистов  для  независимой оценки соответствия соискателя лицензии
лицензионным требованиям и условиям.
     7. Лицензия   на   осуществление   деятельности  по  производству
маркшейдерских работ предоставляется на 5 лет.  Срок действия лицензии
может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке,  предусмотренном
для переоформления лицензии.
     8. Лицензирующий   орган   ведет   реестр   лицензий,  в  котором
указываются:
     а) наименование лицензирующего органа;
     б) лицензируемая деятельность;
     в) сведения о лицензиате:
     наименование, организационно-правовая форма,  номер свидетельства
о  государственной  регистрации  в  качестве юридического лица,  место
нахождения - для юридического лица;
     фамилия, имя,   отчество,  место  жительства,  данные  документа,
удостоверяющего  личность,  номер  свидетельства   о   государственной
регистрации   в   качестве   индивидуального   предпринимателя  -  для
индивидуального предпринимателя;
     код лицензиата  по  Общероссийскому  классификатору предприятий и
организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
     г) адреса  зданий  и  помещений,  используемых  для осуществления
лицензируемой деятельности;
     д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
     е) номер лицензии;
     ж) срок действия лицензии;
     з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
     и) сведения о продлении срока действия лицензии;
     к) сведения о переоформлении лицензии;
     л) основания  и  даты  приостановления  и  возобновления действия
лицензии;
     м) основание и дата аннулирования лицензии.
     9. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований  и
условий   осуществляется   на   основании   предписания   руководителя
лицензирующего  органа,  в  котором   определяются   лицензиат,   срок
проведения   проверки,   должностное   лицо   или   состав   комиссии,
осуществляющие проверку.
     По результатам  проверки  оформляется  акт с указанием конкретных
нарушений и срока их  устранения,  который  подписывается  должностным
лицом или всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен
быть ознакомлен с результатами проверки,  и в акте должна быть сделана
запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами
проверки,  он имеет право отразить в акте свое мнение.  Если лицензиат
отказывается от ознакомления с результатами проверки, должностное лицо
или члены комиссии фиксируют этот факт в акте  и  заверяют  его  своей
подписью.
     Срок проведения  проверки   устранения   лицензиатом   нарушений,
повлекших   за  собой  приостановление  действия  лицензии,  не  может
превышать  15  дней  с  даты  получения  от   лицензиата   письменного
уведомления об устранении указанных нарушений.
     Лицензиат уведомляется о предстоящей проверке не менее чем за три
дня до начала ее проведения.
     10. Лицензиат  обязан  проинформировать  в  15-дневный  срок   (в
письменной  форме)  лицензирующий  орган об изменении своего почтового
адреса и (или) адресов используемых им для осуществления лицензируемой
деятельности  зданий  и  помещений,  а  также обеспечивать условия для
проведения проверок,  в том числе предоставлять необходимую информацию
и документы.
     11. Лицензирующий    орган    при    проведении    лицензирования
руководствуется  Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов
деятельности" и настоящим Положением.