Страницы: 1 2 О ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА 2002-2004 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 4 июня 2002 г. N 419 (ПРМ) Правительство Москвы, рассмотрев состояние охраны труда в городе, отмечает, что уровень производственного травматизма в организациях и на предприятиях остается высоким. За последние годы практически не уменьшается численность пострадавших на производстве. От производственных травм из 1,3 млн., охваченных статистическим наблюдением, пострадало в 2001 году 3 376 чел., а количество погибших на работе возросло в период 1998-2001 гг. со 198 до 310 человек. В 2001 г. на предприятиях промышленности погиб 61 человек, что на 8 человек больше, чем в 2000 г., на предприятиях торговли и общественного питания - 19 чел. (на 16 больше, чем в 2000 г.), коммунального хозяйства - 14 чел. (в 2000 г. - 11 чел.). На строительную отрасль, несмотря на некоторое уменьшение в 2001 г.травматизма со смертельным исходом , приходится более трети всех погибших на производстве - 118 чел. (в 2000 г.- 128 чел.), в том числе в организациях Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города - 27 чел.(в 2000 г. - 31 чел.). В результате несчастных случаев на производстве в 2001 г. 756 человек получили тяжелые травмы. Более 40 % несчастных случаев со смертельным исходом, тяжелых и групповых несчастных случаев связаны с неудовлетворительной организацией труда, в том числе с организацией производства работ, нарушениями трудовой и производственной дисциплины, содержанием рабочих мест, нарушениями технологического процесса. В 2001 г. произошло 10 случаев со смертельным и 15 - с тяжелым исходом, связанных с наркотическим опьянением пострадавших, в предыдущие годы такие случаи не зарегистрированы. Вместе с тем в течение трех последних лет уменьшается доля тяжелых, групповых и смертельных несчастных случаев на производстве в общем количестве, обусловленных нахождением пострадавших в состоянии алкогольного опьянения, с 10,2% в 1998 г. до 2,9% в 2001 г. Начиная с 1996 года в Москве реализованы 2 городские программы по охране труда. В результате выполнения программных мероприятий положено начало созданию нормативной базы Москвы по охране труда, действует система обучения и проверки знаний по охране труда. Сокращается тяжелый травматизм и травматизм со смертельным исходом, причиной которого являются недостатки в обучении безопасным приемам труда, с 16,3% в 1999 г. до 4,5% в 2001 г. Однако переломить тенденцию нарастания производственного травматизма, преодолеть недостатки в организации работ, влияющие на состояние охраны труда в г.Москве, не удалось. Принимая во внимание важность проблем обеспечения охраны труда, выполнения требований Закона города Москвы от 14.03.2001 N 7 "Об охране труда в городе Москве", Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Городскую программу по охране труда на 2002 - 2004 годы (далее - Программа) (приложение). 2. Департаментам, комитетам, управлениям Правительства Москвы и префектурам административных округов обеспечить реализацию первоочередных мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. 3. Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы: 3.1. Обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти города и взаимодействие с московскими объединениями профсоюзов и работодателей, Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, федеральными органами надзора и контроля по реализации Программы. 3.2. Доложить Мэру Москвы в IV квартале 2002 г. о реализации первоочередных мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, с дальнейшим представлением в Правительство Москвы годовых докладов о состоянии охраны труда в г.Москве и реализации мероприятий Программы. 3.3. До 1 июля 2002 г. подготовить и представить в Правительство Москвы проект распоряжения Правительства Москвы по вопросу об организации работы государственной экспертизы условий труда в г.Москве. 3.4. До 31 декабря 2002 г. подготовить совместно с Московским городским комитетом государственной статистики и представить в Правительство Москвы предложения по совершенствованию статистической отчетности о состоянии охраны труда с приведением в соответствие показателей и данных органов статистики и органов надзора и контроля. 4. Руководителям комплексов экономической политики и развития; архитектуры, строительства, развития и реконструкции города; социальной сферы и городского хозяйства Правительства Москвы потребовать от руководителей структурных подразделений Правительства Москвы повысить личную ответственность за состояние охраны труда в организациях города. 5. Отраслевым департаментам, комитетам, управлениям Правительства Москвы в двухмесячный срок: 5.1. Назначить ответственных лиц за реализацию полномочий органов исполнительной власти в области охраны труда в соответствии со статьей 12 Закона города Москвы "Об охране труда в городе Москве". 5.2. Создать и организовать работу отраслевых комиссий по охране труда. 5.3. Разработать планы мероприятий по противодействию негативным явлениям в области охраны труда, обеспечению безопасных и надлежащих условий труда работников. 5.4. Представлять руководителям комплексов информацию о выполнении планов мероприятий и принятых обязательств по вопросам охраны труда Московского трехстороннего соглашения и отраслевых соглашений, коллективных договоров организаций. 6. Префектам административных округов в двухмесячный срок: 6.1. Сформировать и организовать работу окружных межведомственных комиссий по охране труда. 6.2. Назначить ответственных лиц за состояние работы в области управления охраной труда. 6.3. Обеспечить взаимодействие с представителями Московской федерации профсоюзов и окружными отделениями Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), организациями города по реализации государственной политики в области охраны труда в административных округах. 7. Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы совместно с Комитетом территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления Правительства Москвы, Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы предусмотреть организацию проведения семинара глав районных Управ по теме: "О состоянии условий и охраны труда на предприятиях города Москвы и о роли районных Управ в решении проблем охраны труда" при формировании плана проведения семинаров глав районных Управ на 2003 год. 8. Департаменту финансов г.Москвы обеспечить финансирование Программы за счет и в пределах средств, предусматриваемых в бюджете города Москвы на расходы по осуществлению мероприятий социальной политики в области трудовых отношений и социального партнерства. 9. Принять к сведению, что в соответствии со статьей 15 Закона города Москвы "Об охране труда в городе Москве" финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание. 10. Департаментам, комитетам, управлениям Правительства Москвы, префектурам административных округов при формировании и корректировке городских и окружных целевых программ предусматривать мероприятия, направленные на улучшение условий и повышение безопасности труда работников. При техническом перевооружении действующих, создании и строительстве новых объектов осуществлять приемку при условии их соответствия нормативным требованиям охраны труда. 11. Согласиться с предложением Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы об организации и проведении в 2002-2004 годах смотра-конкурса среди организаций города на лучшую организацию работы в области охраны труда. Проект положения о смотре-конкурсе рассмотреть до 30 сентября 2002 г. на заседании Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы и представить его на утверждение в Правительство Москвы. шую организацию работы в области охраны труда. Проект положения о смотре-конкурсе рассмотреть до 30 сентября 2002 г. на заседании Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы и представить его на утверждение в Правительство Москвы. 12. Рекомендовать руководителям организаций (работодателям) принять необходимые меры по выполнению мероприятий Программы, обратив особое внимание на организацию безопасного производства работ, проведение обучения и инструктажа по охране труда, создание служб охраны труда и недопустимость их сокращения, обеспечение необходимых условий для работы уполномоченных (доверенных) лиц, осуществляющих общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. 13. Просить Прокуратуру города Москвы усилить надзор за соблюдением законодательства об охране труда в организациях города. 14. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы оказывать содействие Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы в информировании населения Москвы через средства массовой информации о целях и ходе реализации Программы, состоянии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в городе, о положительном опыте работы организаций по охране труда. 15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. Исполняющий обязанности Мэра Москвы В.П. Шанцев 4 июня 2002 г. N 419-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 4 июня 2002 года N 419-ПП ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ ТРУДА на 2002 - 2004 годы Паспорт Городской программы по охране труда на 2002 - 2004 годы ----------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Городская программа по | | Программы | охране труда на 2002-2004 г.г. | |-------------------|-------------------------------------------------------| | Основание для | Городская программа по охране труда на 2002 - 2004 | | разработки | годы разработана в соответствии с п.7.1 постановления | | Программы | Правительства Москвы от 4 декабря 2001 г. N 1080-ПП | | | "О проекте Московского трехстороннего соглашения на | | | 2002 год между Правительством Москвы, Московскими | | | объединениями профсоюзов и Московскими объединениями | | | промышленников и предпринимателей (работодателей)" | |-------------------|-------------------------------------------------------| | Государственный | Правительство Москвы | | заказчик | | | Программы | | |-------------------|-------------------------------------------------------| | Основные | Комитет общественных и межрегиональных связей | | разработчики | Правительства Москвы | | Программы | | |-------------------|-------------------------------------------------------| | Цель и задачи | Цель программы - снижение уровня | | Программы | производственного травматизма, в первую очередь | | | очередь с тяжелым и смертельным исходом, и | | | профессиональной заболеваемости в организациях и на | | | предприятиях города. | | | Основные задачи программы: | | | - развитие и повышение эффективности городской | | | системы управления охраной труда; | | | - совершенствование городской нормативной базы | | | охраны труда; | | | - развитие системы обучения по охране труда; | | | - оказание организациям города методической и | | | практической помощи по охране труда; | |-------------------|-------------------------------------------------------| | | - информационное обеспечение охраны труда. | |-------------------|-------------------------------------------------------| | Сроки реализации | 2002 - 2004 годы | | Программы | | |-------------------|-------------------------------------------------------| | Перечень основных | Реализация первоочередных мер, направленных на | | мероприятий | снижение производственного травматизма и | | | профессиональной заболеваемости. | | | Содействие организациям города в работе по охране | | | труда, созданию безопасных условий труда. | | | Разработка и принятие нормативных правовых актов | | | Москвы об охране труда. | | | Повышение уровня подготовки руководителей и | | | специалистов в области охраны труда. | | | Научное обеспечение охраны труда. | | | Разработка и издание рекомендаций по охране труда. | |-------------------|-------------------------------------------------------| | Исполнители | Комитет общественных и межрегиональных связей | | основных | Правительства Москвы; | | мероприятий | Департаменты, комитеты,управления Правительства | | | Москвы, префектуры административных округов; | | | Московское региональное отделение фонда социального | | | страхования Российской Федерации; | | | Московская Федерация профсоюзов; | | | Конфедерация промышленников и предпринимателей | | | (работодателей) г. Москвы; | | | Научно-исследовательский институт проблем охраны | | | труда; | | | Московский городской центр условий и охраны труда; | | | Академия труда и социальных отношений; | |-------------------|-------------------------------------------------------| | Объемы и | Объем финансирования Программы в 2002-2004 гг. | | источники | - 292411,1 тыс.руб. в том числе по источникам: | | финансирования | - бюджет Москвы - 5780,0 тыс.руб. (по годам: 2002 г. | | | - 1236,0 тыс. руб., 2003 г. -2332,0 тыс.руб., 2004 г. | | | - 2212,0 тыс.руб.) | | | - целевое выделение средств Фонда социального | | | страхования Российской Федерации на осуществление | | | мероприятий по охране труда - 2002 г. - 284261,1 | | | тыс.руб. (% отчисления определяется ежегодно на | | | основании Федерального Закона о страховых тарифах) | | | - отчисления от административных штрафов, | | | накладываемых Государственной инспекцией труда в | | | г.Москве - 2370 тыс.руб. (по годам: 2002 г. - 700,0 | | | тыс.руб., 2003 г. - 800,0 тыс.руб., 2004 г. - 870,0 | | | тыс.руб.) | |-------------------|-------------------------------------------------------| | Ожидаемые | Комплексная реализация мероприятий Программы | | конечные | позволит: | | результаты | - значительно снизить уровень производственного | | реализации | травматизма; | | Программы | - повысить устойчивость и эффективность контроля | | | отраслевых органов исполнительной власти | | | Правительства Москвы, префектур административных | | | округов за охраной труда; | | | - принять предупредительные и профилактические меры, | | | направленные на снижение уровней производственного | | | травматизма и профессиональной заболеваемости; | | | - создать основу единой автоматизированной системы | | | управления охраной труда; | | | - обеспечить экономическую заинтересованность | | | работодателя в обеспечении безопасности труда; | | | - повысить уровень взаимодействия органов | | | исполнительной власти города с органами | | | государственного надзора и контроля, объединениями | | | профсоюзов и работодателей, организациями города. | |-------------------|-------------------------------------------------------| | Контроль за | Контроль за реализацией Программы осуществляет | | исполнением | Правительство Москвы. | | Программы | | ----------------------------------------------------------------------------- 1. Основание и необходимость разработки Программы. Городская программа по охране труда на 2002 - 2004 годы разработана Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы в соответствии с п. 7.1. постановления Правительства Москвы от 4 декабря 2001 г. N 1080-ПП "О проекте Московского трехстороннего соглашения на 2002 год между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)". Охрана труда - важный фактор социально-экономического развития Москвы. Производственный травматизм и профессиональные заболевания, как конечные результаты ненадлежащего отношения работодателей к обеспечению охраны труда, несут невосполнимые материальные и моральные потери как для москвичей и организаций, так и для города в целом. Негативные процессы в экономике, на рынке труда в целом, боязнь потерять работу и стремление к более высокому заработку вынуждает людей работать в травмоопасных условиях. В свою очередь отдельные руководители, добиваясь получения максимальной прибыли, не выделяют достаточных средств на улучшение и оздоровление условий труда, добиваются повышения производительности труда за счет чрезмерной его интенсификации, в связи с чем у работников продолжительность рабочего дня и рабочей недели превышает установленные законодательством нормы. Все это происходит на фоне износа оборудования, его несоответствия стандартам безопасности труда, несоблюдения требований технологической дисциплины. На поддержание должного уровня условий труда, как правило, расходуются от 0,3 до 1,0 процента стоимости рабочего места. В действительности необходимо не менее четверти. Последствием этих негативных тенденций является достаточно высокий уровень производственного травматизма на московских предприятиях, и при отсутствии эффективного государственного регулирования и управления охраной труда есть основания прогнозировать ухудшение состояния безопасности труда со всеми вытекающими последствиями как для работников, так и для работодателей и города в целом. Сложившаяся в городе ситуация с производственным травматизмом ставит Правительство Москвы перед необходимостью принятия дополнительных мер, направленных на обеспечение безопасности труда в организациях города. 2. Ситуация в области охраны труда. Несмотря на то, что показатели производственного травматизма в Москве одни из самых низких в России, в 2001 году в организациях и на предприятиях города от производственных травм пострадало 3376 работников из 1305 тыс., охваченных статистическим наблюдением. По данным Мосгоркомстата численность пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих в период 1998 - 2001 гг. составила 2.6- 2.9. Это меньше, чем в целом по России примерно в 1,8 раза, однако следует учитывать, что в Москве нет таких традиционно неблагополучных по травматизму предприятий, как, например, угольные, горнорудные, лесозаготовительные, животноводческие. Вместе с тем, количество погибших на предприятиях города возросло в период 1998 - 2001 гг. с 198 до 310 человек. В промышленности в 2001 г. погиб 61 человек, что на 8 больше, чем в 2000 г., в торговле и общественном питании - 19 чел. (на 16 больше, чем в 2000 г.), коммунальном хозяйстве - 14 (в 2000 г. - 11 человек). На строительство, несмотря на некоторое уменьшение смертельного травматизма в 2001 г., приходится более трети всех погибших на производстве - 118 чел. В результате несчастных случаев на производстве в 2001 г. 756 человек получили тяжелые травмы. Наряду с техническими причинами несчастных случаев со смертельным исходом, тяжелых и групповых несчастных случаев на производстве (7 %), устранение которых требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат, более 40 % несчастных случаев связаны с неудовлетворительной организацией труда - это неудовлетворительная организация производства работ и организация рабочих мест - 32,3 %, допуск к руководству работами и к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение и проверку знаний по охране труда, не изучивших требований инструкций по охране труда - 2,1 %, нарушение трудовой и производственной дисциплины - 9 %. По данным Мосгоркомстата в 2001 году в охваченных статистическим наблюдением организациях, с численностью работников 877 тыс. человек, в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работало более 96 тыс. человек (11 % от общего числа работников), было занято тяжелым физическим трудом более 15 тыс. человек (1,7 %), работало на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности 692 человека (0,1 %). Закономерным результатом неудовлетворительных условий труда является профессиональная заболеваемость. Ежегодно в Москве регистрируется более 200 случаев профзаболеваний. За работу в неблагоприятных условиях труда 240 тыс. работников получают хотя бы один вид льгот или компенсаций, а всего установлено этим работникам более 600 тыс. льгот и компенсаций. 3. Цель, задачи и основные направления Программы Цель программы - добиться снижения уровня производственного травматизма, в первую очередь с тяжелым и смертельным, исходом, и профессиональной заболеваемости, реализовать требования Закона г. Москвы от 14.03.2001 N 7 "Об охране труда в городе Москве". Основные задачи программы: - принятие неотложных мер, направленных на снижение производственного травматизма; - оказание организациям города методической и практической помощи по охране труда; - совершенствование городской нормативной базы охраны труда; - содействие обеспечению предприятий сертифицированными средствами индивидуальной защиты; - развитие системы обучения по охране труда; - информационное обеспечение охраны труда. Мероприятия программы включают работы по следующим направлениям: 1. Первоочередные меры, направленные на снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. 2. Совершенствование правового и нормативного обеспечения охраны труда в городе Москве. 3. Организационное обеспечение охраны труда в организациях г. Москвы. 4. Научное обеспечение охраны труда. 5. Профессиональное обучение, пропаганда охраны труда. 4. Первоочередные меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Мероприятия раздела направлены на значительное усиление влияния органов исполнительной власти, в том числе префектур, профсоюзных организаций на улучшение условий и охраны труда, повышение ответственности руководителей организаций за ее состояние. В работе по улучшению условий и охраны труда существенно возрастет роль Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в частности в решении острейшего вопроса о скидках и надбавках к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Продолжается значительный рост доли дорожно-транспортных происшествий, как причины несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом, групповых несчастных случаев (количество таких случаев в 2001 г. возросло по сравнению с 2000 г. на 50%). Запланировано привести график работы водителей городского транспорта и водителей "Скорой помощи" в соответствие Положением о рабочем времени водителей, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25.06.99 N 16 "Об утверждении положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей". Назрели, как по формальным причинам (вступление в силу новых законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы), так и по существу (как показала практика), изменения и дополнения к Системе государственного управления охраной труда (утверждена постановлением Правительства Москвы от 23.12.97 N 900 "Об утверждении Положения о системе государственного управления охраной труда и Положения о межведомственной комиссии по охране труда"). Программой предусмотрена корректировка указанной Системы. Должны начать работу межведомственные комиссии по охране труда в округах, комиссии по охране труда в отраслевых департаментах и управлениях Правительства Москвы. 5. Правовое и нормативное обеспечение охраны труда Необходимость выполнения работ этого направления обусловлена тем, что действующая в Москве нормативная база не обеспечивает в полной мере в настоящее время правовое регулирование в области охраны труда. Комплекс из 7 мероприятий Программы по разработке новых и пересмотру действующих правовых и нормативных актов и рекомендаций улучшает правовое регулирование деятельности в области охраны труда, приводит их в соответствие с федеральным законодательством, сохраняя присущую Москве специфику. Статьей 21 Федерального Закона от 17.07.99 N181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" предусмотрена Государственная экспертиза условий труда, которая осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда и государственными экспертизами условий труда субъектов Российской Федерации. В Москве, в связи с упразднением управлений труда и занятости в административных округах, ликвидированы службы, осуществляющие экспертизу условий труда в организациях города. Необходимо организовать работу государственной экспертизы условий труда, утвердив о ней соответствующее Положение. В связи с вступлением в силу ряда новых федеральных нормативных актов назрела необходимость подготовки новой редакции Общих правил охраны труда для предприятий и организаций города Москвы (утверждены распоряжением Премьера Правительства Москвы от 30.03.99 N250-РП "Об утверждении Общих правил охраны труда для предприятий и организаций г.Москвы"). До настоящего времени не задействован в решении задач охраны труда потенциал органов местного самоуправления. Программа предполагает разработку соответствующих рекомендаций по реализации этими органами государственной политики в области охраны труда. Действенным инструментом улучшения ситуации с охраной труда в Москве должна стать сертификация работ по охране труда в организациях, предусмотренная статьей 6 Федерального Закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Закон уполномочивает органы государственной власти субъектов Российской Федерации на ее организацию. Программой предусматривается разработка правил проведения указанной сертификации. 6. Организационное обеспечение охраны труда В области организационного обеспечения Программа предусматривает три основных направления работ: - развитие системы управления охраной труда, в частности, ее информационно-аналитическое обеспечение (необходимо знать истинные причины скачков тяжелого и смертельного травматизма, как, например в 2001-м году, своевременно принимать адекватные меры), организация семинаров-совещаний по охране труда в административных округах; - организация информационной поддержки предприятий и организаций города в области охраны труда, в том числе разработка и внедрение компьютерных технологий обеспечения нормативной документацией, формирование фонда нормативных актов по охране труда, создание городской автоматизированной системы обеспечения сертифицированными средствами индивидуальной защиты, проведение круглых столов для специалистов по охране труда, подготовка и издание сборников по проблемам охраны труда, обеспечение бюджетных организаций и учреждений необходимой нормативной документацией, проведение научно-практических конференций и выставок по охране труда; - оказание практической и методической помощи организациям по специальным вопросам охраны труда, таких как организация работы служб охраны труда, аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда, улучшение условий труда женщин и подростков, экспертиза специальных рабочих мест для инвалидов труда. Будет продолжена регулярная работа Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы, которая должна обеспечить взаимодействие органов исполнительной власти г.Москвы, федеральных органов государственного надзора и контроля и Московской Федерации профсоюзов в решении общей задачи улучшения условий и охраны труда в городе Москве. 7. Профессиональное образование, пропаганда охраны труда В соответствии с Федеральным Законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" программой предусмотрена дальнейшая работа по организации обучения отдельных категорий застрахованных, а именно, членов совместных комиссий (комитетов) по охране труда организаций города и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. С учетом значения малого предпринимательства для города намечено организовать за счет средств бюджета города и части средств от штрафов, взимаемых Государственной инспекцией труда, лекторий по вопросам охраны труда. Для поддержания уровня подготовки и ознакомления с новыми документами по охране труда намечена организация круглых столов для специалистов по охране труда организаций города. Программой предусматривается регулярная публикация материалов по проблемам охраны труда в средствах массовой информации. 8. Научное обеспечение охраны труда В основе принятия решений по охране труда на перспективу должен быть положен научно-обоснованный прогноз изменений в условиях и охране труда в организациях города. Программой предусмотрена разработка прогноза ситуации с охраной труда до 2007 года. С учетом результатов прогноза предполагается подготовка проекта городской программы по охране труда на 2004 - 2006 годы (организация разработки отраслевых программ по охране труда. 9. Финансовое обеспечение Программы Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджета города, средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и средств от штрафов, взыскиваемых на территории Москвы за нарушение законодательства о труде и охране труда (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда"). 10. Организация управления, механизм реализации Программы Управление Программой возглавляет Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, который осуществляет контроль за ходом ее выполнения, оказание содействия исполнителям в своевременном выполнении программных мероприятий, проводит оценку эффективности выполняемых работ, согласование выполнения Программы с другими программами, связанными с охраной труда. Государственным заказчиком Программы является Правительство Москвы Оперативное управление Программой осуществляет Отдел условий и охраны труда Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы. Для реализации Программы привлекаются ведущие научно-исследовательские организации в области охраны труда. Объемы финансирования по соответствующим мероприятиям Программы определяются договорами, заключаемыми Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы с организациями-исполнителями. 11. Результаты выполнения Программы. В процессе выполнения Программы предусматривается переломить тенденцию роста производственного травматизма, обновить городскую нормативную базу охраны труда, внедрить современные системы информации и обучения по вопросам охраны труда. Социальный эффект выполнения Программы проявится в сокращении производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, повышении безопасности труда и уровня социальной защищенности работников. Косвенный коммерческий эффект организаций, осуществляющих мероприятия по улучшению условий и охраны труда, достигается за счет сокращения штрафов за нарушение законодательства об охране труда, а также за счет снижения взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и уменьшения иных затрат, связанных с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. 12. Технико-социально-экономическое обоснование В условиях существенных изменений в федеральном законодательстве, касающихся охраны труда, в городской системе государственного управления охраной труда и имевшего место значительного роста производственного травматизма за последние два года (количество погибших на производстве на предприятиях города возросло почти на 45% и превысило 300 человек в 2001 г.), необходимо разработать правовые и методические основы организации охраны труда в новых условиях и управления ею в Москве, что позволит по мере выполнения программы решать задачу снижения числа трудовых увечий. Следует учитывать, что в настоящее время не существует апробированных методик, позволяющих количественно оценить влияние того или иного мероприятия на производственный травматизм и связанные с ним затраты. Вместе с тем, практика показывает, что ослабление внимания к проблемам охраны труда приводит к увеличению количества пострадавших на производстве, что косвенно подтверждается данными о производственном травматизме в городе Москве в 2000- 2001 годах. МЕРОПРИЯТИЯ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА на 2002 - 2004 годы ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Цель | Содержание | Финансовые | В том числе источники финансирования, | Сроки проведения | Исполнители | | проведения | мероприятия | затраты | тыс.руб. | работ | | | мероприятия | | тыс. |---------------------------------------------------|---------------------| | | | | руб. | Городской | Административные | Другие | начало | окончание| | | | | | бюджет | штрафы | источники | | | | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | 1. Реализация | 1. Рассматривать | | | | | 2002г. | 2004г. | Органы | | первоочередных | материалы | | | | | | | исполнительной | | мер, направленных | расследования | | | | | | | власти г.Москвы | | на снижение | несчастных случаев на | | | | | | | | | производственного | производстве (тяжелые, | | | | | | | | | травматизма и | групповые, со | | | | | | | | | профессиональной | смертельным исходом) | | | | | | | | | заболеваемости | происшедшие в | | | | | | | | | | организациях | | | | | | | | | | независимо от их | | | | | | | | | | организационноправовых | | | | | | | | | | форм, с обязательным | | | | | | | | | | представлением | | | | | | | | | | информации о принятых | | | | | | | | | | мерах в Комитет | | | | | | | | | | общественных и | | | | | | | | | | межрегиональных связей | | | | | | | | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | 2. Провести анализ | | | | | июнь | | Органы исполнительной | | | состояния дел с | | | | | 2002 г. | | власти г.Москвы, | | | условиями и охраной | | | | | | | организации города, | | | труда в организациях | | | | | | | Московская | | | города и принять | | | | | | | Конфедерация | | | предупредительные и | | | | | | | промышленников и | | | профилактические меры, | | | | | | | предпринимателей. | | | направленные на | | | | | | | Центр | | | снижение уровня | | | | | | | Госсанэпиднадзора в | | | производственного | | | | | | | городе Москве | | | травматизма и | | | | | | | | | | профессиональной | | | | | | | | | | заболеваемости. | | | | | | | | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | 3. Разработать | | | | | | | | | | конкретные | | | | | июнь | | Руководители и | | | профилактические | | | | | 2002 г. | | профсоюзные комитеты | | | мероприятия по | | | | | | | предприятий и | | | снижению | | | | | | | организаций, | | | производственного | | | | | | | Московская | | | травматизма и | | | | | | | Конфедерация | | | профессиональной | | | | | | | промышленников и | | | заболеваемости. | | | | | | | предпринимателей, | | | | | | | | | | Московская Федерация | | | | | | | | | | профсоюзов, Центр | | | | | | | | | | Госсанэпиднадзора в | | | | | | | | | | г.Москве Органы | | | | | | | | | | исполнительной власти | | | | | | | | | | г. Москвы | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | 4. Обеспечивать | 250000,0 | | | средства | | 2002 г. | Московское | | | частичное | | | | обязательного | | | региональное отделение | | | финансирование | | | | социального | | | Фонда социального | | | предупредительных мер | | | | страхования от | | | страхования РФ, | | | по сокращению | | | | несчастных | | | Предприятия и | | | производственного | | | | случаев на | | | организации, Комитет | | | травматизма и | | | | производстве и | | | общественных и | | | профессиональных | | | | профессиональных | | | межрегиональных связей | | | заболеваний работников | | | | заболеваний | | | Правительства Москвы, | | | г.Москвы в порядке, | | | | | | | Московская | | | определенном | | | | | | | Конфедерация | | | постановлением | | | | | | | промышленников и | | | Правительства | | | | | | | предпринимателей | | | Российской Федерации | | | | | | | | | | от 28.02.2002 г. N 136 | | | | | | | | | | и постановлением | | | | | | | | | | Минтруда РФ от | | | | | | | | | | 25.03.2001г. N 22. | | | | | | | | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | 5. Устанавливать | | | | | | 2002 г. | Московское | | | скидки и надбавки к | | | | | | | региональное отделение | | | страховым тарифам на | | | | | | | Фонда социального | | | обязательное | | | | | | | страхования РФ, | | | социальное страхование | | | | | | | Предприятия и | | | от несчастных случаев | | | | | | | организации, | | | на производстве и | | | | | | | Государственная | | | профессиональных | | | | | | | инспекция труда в | | | заболеваний в целях | | | | | | | городе Москве, Комитет | | | снижения | | | | | | | общественных и | | | профессионального | | | | | | | межрегиональных связей | | | риска и обеспечения | | | | | | | Правительства Москвы, | | | предупредительных мер | | | | | | | Московский городской | | | по сокращению | | | | | | | центр условий и охраны | | | производственного | | | | | | | труда, | | | травматизма и | | | | | | | | | | профессиональных | | | | | | | | | | заболеваний. | | | | | | | | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | 6. При проведении | | | | | 2002 | 2004 | Департаменты, | | | тендеров на выполнение | | | | | | | комитеты, управления | | | городского заказа | | | | | | | Правительства Москвы, | | | учитывать соблюдение в | | | | | | | Префектуры | | | организациях | | | | | | | административных | | | законодательства об | | | | | | | округов | | | охране труда и уровень | | | | | | | | | | производственного | | | | | | | | | | травматизма. | | | | | | | | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | 7. В рамках системы | | | | | май | июнь | Комитет общественных и | | | социального | | | | | 2002г. | 2002 г. | межрегиональных связей | | | партнерства | | | | | | | Правительства Москвы, | | | разработать меры, | | | | | | | Департамент поддержки | | | направленные на | | | | | | | и развития малого | | | обеспечение соблюдения | | | | | | | предпринимательства | | | законодательства о | | | | | | | Правительства Москвы, | | | труде в организациях | | | | | | | Московская Федерация | | | малого | | | | | | | профсоюзов, Московская | | | предпринимательства и | | | | | | | Конфедерация | | | предпринимателей без | | | | | | | промышленников и | | | образования | | | | | | | предпринимателей | | | юридического лица. | | | | | | | | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | 8. Создать и | | | | | | июнь | Отраслевые | | | организовать работу | | | | | | 2002 г. | департаменты, | | | отраслевых комиссий по | | | | | | | комитеты, управления | | | охране труда, | | | | | | | Правительства Москвы, | | | разработать Положения | | | | | | | Комитет общественных и | | | о комиссиях. Утвердить | | | | | | | межрегиональных связей | | | их состав. | | | | | | | | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | 9. Сформировать и | | | | | | июнь | Префектуры | | | организовать работу | | | | | | 2002г. | административных | | | окружных | | | | | | | округов, Комитет | | | межведомственных | | | | | | | общественных и | | | комиссий по охране | | | | | | | межрегиональных связей | | | труда, разработать | | | | | | | Правительства Москвы | | | положения о | | | | | | | | | | межведомственных | | | | | | | | | | комиссиях. Утвердить | | | | | | | | | | их состав. | | | | | | | | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | 9. Оказывать в | | | | | | | Отраслевые | | | пределах своих | | | | | | | департаменты, | | | полномочий конкретную | | | | | | | комитеты, управления | | | помощь предприятиям и | | | | | | | Правительства Москвы, | | | организациям в | | | | | | | Департамент поддержки | | | обеспечении безопасных | | | | | | | и развития малого | | | условий труда, | | | | | | | предпринимательства | | | организации работы по | | | | | | | Правительства Москвы, | | | охране труда, | | | | | | | префектуры | | | обеспечении средствами | | | | | | | административных | | | индивидуальной защиты | | | | | | | округов,Комитет | | | и нормативной | | | | | | | общественных и | | | документацией. | | | | | | | межрегиональных связей | | | | | | | | | | Правительства Москвы, | | | | | | | | | | Московская федерация | | | | | | | | | | профсоюзов, Московский | | | | | | | | | | городской центр | | | | | | | | | | условий и охраны труда | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | 10. Проводить | | | | 2002 | 2004 г. | | Межведомственная | | | внеочередные заседания | | | | г. | | | комиссия по охране | | | по вопросу принятия | | | | | | | труда при | | | мер, направленных на | | | | | | | Правительстве | | | снижение | | | | | | | Москвы,Комитет | | | производственного | | | | | | | общественных и | | | травматизма и | | | | | | | межрегиональных связей | | | профессиональной | | | | | | | Правительства Москвы | | | заболеваемости в | | | | | | | | | | отраслях экономики и | | | | | | | | | | организациях города. | | | | | | | | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | 11. Направлять | | | | | 2002 | 2004 г. | Государственная | | | ежемесячно оперативную | | | | | г. | | инспекция труда в г. | | | информацию о | | | | | | | Москве. | | | несчастных случаях на | | | | | | | | | | производстве и | | | | | | | | | | профессиональных | | | | | | | | | | заболеваниях в Комитет | | | | | | | | | | общественных и | | | | | | | | | | межрегиональных связей | | | | | | | | | | и Комплексы городского | | | | | | | | | | управления. | | | | | | | | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | 12. Разработать новую | 100,0 | 100,0 | - | - | II кв. | IV кв. | Научно - | | | редакцию Положения о | | | | | 2002 | 2002 г. | исследовательский | | | системе | | | | | г. | | институт проблем | | | государственного | | | | | | | охраны труда, Комитет | | | управления охраной | | | | | | | общественных и | | | труда в г.Москве | | | | | | | | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | Подготовить проект | | | | | | | межрегиональных связей | | | постановления | | | | | | | Правительства Москвы, | | | Правительства Москвы | | | | | | | департаменты, | | | об утверждении | | | | | | | комитеты, управления | | | Положения. | | | | | | | Правительства Москвы, | | | | | | | | | | префектуры | | | | | | | | | | административных | | | | | | | | | | округов | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | 14. Разработать | | | | | II кв. | III кв. | Комплекс архитектуры, | | | организационные | | | | | 2002 г. | 2003 г. | строительства, | | | нормативные документы | | | | | | | развития и | | | по обеспечению | | | | | | | реконструкции города | | | безопасных условий | | | | | | | Москвы, ОАО "ХК | | | труда на строительных | | | | | | | Главмосстрой", ГУП | | | объектах города Москвы | | | | | | | "Информационные | | | и организовать | | | | | | | технологии инжиниринг | | | отраслевой Центр по | | | | | | | и связь" Правительства | | | охране труда | | | | | | | Москвы | | | городского | | | | | | | | | | строительного | | | | | | | | | | комплекса | | | | | | | | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | 15. Подготовить | | | | | | III кв. | Комитет общественных и | | | материалы для | | | | | | 2002 г | межрегиональных связей | | | публикации в средствах | | | | | | | Правительства Москвы, | | | массовой информации о | | | | | | | Московский городской | | | целях и ходе | | | | | | | центр условий и охраны | | | реализации Городской | | | | | | | труда | | | программы по охране | | | | | | | | | | труда на 2002-2004 | | | | | | | | | | годы. | | | | | | | | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | 16. Организовать | | | | | | III кв. | Комитет общественных и | | | семинар представителей | | | | | | 2002 г. | межрегиональных связей | | | отраслевых органов | | | | | | | Правительства Москвы | | | исполнительной власти | | | | | | | | | | по обмену опытом | | | | | | | | | | работы в области | | | | | | | | | | охраны труда | | | | | | | | |-----------------------|------------------------|-------------|-------------|------------------|------------------|----------|----------|------------------------| | | 17. Организовывать и | 320,0 | 320,0 | - | - | III | IV кв. | Комитет общественных и | | | проводить обучение и | | | | | кв. | 2004 г. | межрегиональных связей | | | проверку знаний по | | | | | 2002 | | Правительства Москвы, | | | охране труда | | | | | г. | | Академия труда и | | | руководителей и | | | | | | | социальных отношений, | | | специалистов префектур | | | | | | | Московский городской | Страницы: 1 2 |