О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ДИСКРИМИНАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ЛАТВИЙСКИХ ВЛАСТЕЙ В ОТНОШЕНИИ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 7 июня 2002 г. N 2833-III ГД (НТЦС) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О дискриминационной политике латвийских властей в отношении русского населения Латвийской Республики". 2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление Президенту Российской Федерации В.В.Путину, в Правительство Российской Федерации, Организацию Объединенных Наций, Парламентскую ассамблею Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентскую ассамблею Совета Европы, Парламентскую ассамблею Организации Североатлантического договора. 3. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление в "Парламентскую газету" для официального опубликования. 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезнев 7 июня 2002 г. N 2833-III ГД Приложение ЗАЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О дискриминационной политике латвийских властей в отношении русского населения Латвийской Республики Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выражает серьезную озабоченность тем, что латвийские власти продолжают активно проводить дискриминационную политику в отношении русского населения Латвийской Республики. Несмотря на критику Российской Федерацией и международными организациями политики латвийского руководства в области соблюдения прав человека и прав национальных меньшинств, вновь принимаемые и действующие в Латвийской Республике законы и порядки существенно ущемляют права жителей Латвии, родным языком для которых является русский, и направлены на их насильственную ассимиляцию. Положение дел в этой области значительно ухудшилось после принятия 30 апреля 2002 года Сеймом Латвийской Республики поправок к Конституции Латвийской Республики, исключающих возможность использования русского языка в работе органов законодательной и исполнительной власти различных уровней, государственных организаций и органов местного самоуправления, в том числе в районах компактного проживания национальных меньшинств. Реализуемая программа в области языка и образования, предусматривающая закрытие и так называемое переключение на латышский язык средних школ с обучением на русском языке, есть не что иное, как комплекс целенаправленных мер по вытеснению русского и других языков, являющихся родными почти для половины населения Латвии. Государственными органами Латвии принимаются меры по ограничению использования русского языка в социальной, деловой, культурной и других сферах, включая средства массовой информации. 7 марта 2002 года латвийский Национальный Совет по радио и телевидению безосновательно принял решение не продлевать срок действия лицензии радиостанции "Русское радио Рига", осуществляющей вещание на русском языке в Латвии на протяжении последних пяти лет. Особое возмущение депутатов Государственной Думы вызывает то, что все эти откровенно дискриминационные шаги латвийское руководство цинично пытается "прикрыть" идеей национального примирения. Последним вопиющим фактом стало возобновление в Латвии 20 мая 2002 года судебного процесса в отношении гражданина Российской Федерации, ветерана-антифашиста В.М.Кононова, которому вменяется в вину участие в партизанском движении во время Второй мировой войны. Складывается впечатление, что в Латвии забыли о том, что русские и латыши вместе спасали мир от фашизма, в послевоенные годы вместе восстанавливали разрушенное народное хозяйство Латвии и вместе создавали ее современную национальную экономику. Россия одной из первых поддержала независимость нынешнего Латвийского государства. В ответ сотни тысяч русских в Латвии были лишены своих законных гражданских прав. Депутаты Государственной Думы убеждены, что политика латвийского руководства в отношении русского населения Латвии находится в резком противоречии с обязательствами, принятыми Латвийской Республикой в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совета Европы. По мнению депутатов Государственной Думы, решение ОБСЕ о прекращении деятельности своей миссии в Латвии и решение Парламентской ассамблеи Совета Европы о завершении процедуры мониторинга выполнения этим государством своих обязательств как члена Совета Европы были преждевременными, необоснованными и лишь развязали руки латвийским шовинистам, став для них своего рода сигналом к ужесточению антирусской политики. Ее сторонники в Сейме Латвийской Республики и Правительстве Латвийской Республики должны отдавать себе отчет в том, что их позиция не отвечает высоким гуманитарным стандартам в области прав человека и на фоне положительных тенденций, наметившихся в последнее время в этой сфере в Литве и Эстонии, превращает Латвию в государство-изгоя на международном, в первую очередь европейском, гуманитарном пространстве. Государственная Дума считает, что подобные действия официальной Риги самым негативным образом влияют на развитие российско-латвийских отношений, ухудшают атмосферу добрососедства и стабильности в Балтийском регионе в целом. Депутатов Государственной Думы не может не тревожить то, что латвийское руководство, добиваясь членства Латвии в Организации Североатлантического договора (НАТО), осознанно стремится включить весь комплекс нерешенных российско-латвийских проблем в диалог между Российской Федерацией и НАТО, провоцируя тем самым осложнение отношений между Россией и этой организацией. Депутаты Государственной Думы напоминают, что на основании статьи 14 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" программы сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами разрабатываются, принимаются и реализуются с учетом соблюдения тем или иным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Дискриминация российских соотечественников, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики Российской Федерации в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место. В этой связи Государственная Дума обращает внимание на то, что, несмотря на проводимую латвийскими властями в отношении русского населения дискриминационную политику, являющуюся по сути антиевропейской и антироссийской, Российская Федерация до сих пор при осуществлении торгово-экономического сотрудничества предоставляет Латвийской Республике льготные условия. Государственная Дума предлагает Правительству Российской Федерации в дальнейшем рассматривать вопросы развития торгово-экономического сотрудничества с Латвийской Республикой в прямой зависимости от практических шагов ее руководства по прекращению дискриминационной политики в отношении проживающего в Латвии русского населения. Депутаты Государственной Думы обращаются к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с просьбой принять в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона меры по защите интересов российских соотечественников, проживающих на территории Латвии. Государственная Дума призывает парламенты государств - членов Организации Объединенных Наций, Парламентскую ассамблею Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентскую ассамблею Совета Европы, Парламентскую ассамблею Организации Североатлантического договора дать принципиальную, объективную, основанную на высоких гуманитарных стандартах оценку проводимой латвийскими властями политике в области соблюдения прав человека и прав национальных меньшинств в Латвийской Республике. 7 июня 2002 г. |