О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ СОЮЗОМ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ О ЛИНИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ 1990 ГОДА ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 14.06.02 2880-III ГД

     О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ СОЮЗОМ СОВЕТСКИХ
      СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ
         О ЛИНИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ 1990 ГОДА
           ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

                           14 июня 2002 г.
                            N 2880-III ГД

                                (НТЦС)


     Государственная Дума  Федерального Собрания Российской Федерации,
рассмотрев информацию Комитета Государственной Думы по безопасности  о
выполнении  поручения  Государственной Думы от 23 января 2002 года,  в
которой  содержится  предварительная  оценка  последствий   применения
Соглашения   между   Союзом  Советских  Социалистических  Республик  и
Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств
(далее  -  Соглашение),  подписанного  в городе Вашингтоне 1 июня 1990
года Министром иностранных дел СССР  Э.Шеварднадзе  и  Государственным
секретарем  США  Дж.Бейкером,  для  национальных  интересов Российской
Федерации,  отмечает, что имеются основания квалифицировать Соглашение
как  несбалансированный  международный  договор,  содержание  которого
ставит под сомнение его соответствие национальным интересам Российской
Федерации, в первую очередь в области рыболовства.
     В результате разграничения морских пространств в  соответствии  с
Соглашением  в  Беринговом  море  к  США отошли:  часть исключительной
экономической зоны СССР площадью 23,7  тысячи  квадратных  километров,
фактически  переданная Советским Союзом Соединенным Штатам Америки еще
в 1977 году; часть исключительной экономической зоны СССР площадью 7,7
тысячи квадратных километров; участок континентального шельфа площадью
46,3  тысячи  квадратных  километров  в  открытой  центральной   части
Берингова моря,  находящийся за пределами 200 морских миль от исходных
линий.  При этом участок континентального  шельфа,  отошедший  в  этой
части Берингова моря к Российской Федерации, составил всего 4,6 тысячи
квадратных километров.
     На отдельном    участке    исключительная    экономическая   зона
Соединенных Штатов Америки за счет  неоправданно  уступленной  площади
исключительной  экономической  зоны  СССР  превысила  расстояние в 200
морских миль от исходных линий,  что противоречит статье 57  Конвенции
Организации Объединенных Наций по морскому праву (1982 года).
     По оценкам экспертов,  совокупные  потери  российской  рыболовной
отрасли,  связанные  с  применением  Соглашения,  составили  около 2,8
миллиона тонн рыбы стоимостью свыше 1,4 миллиарда долларов США.
     Вопрос о  Соглашении рассматривался Государственной Думой в 1995,
1996 (дважды) и 1997 годах,  однако  ввиду  противоречивого  характера
Соглашения   с   точки   зрения   обеспечения  национальных  интересов
Российской Федерации оно  до  сих  пор  остается  не  ратифицированным
Российской   Федерацией   и   осуществляется   в   порядке  временного
применения.  При этом нарушается  статья  23  Федерального  закона  "О
международных договорах Российской Федерации" в части законодательного
оформления решения о продлении срока временного применения  Соглашения
Российской   Федерацией.   Фактически  в  законодательстве  Российской
Федерации отсутствует правовое обоснование неправомерно  затянувшегося
временного применения Соглашения Российской Федерацией.
     В связи  с  вышеизложенным  Государственная   Дума   Федерального
Собрания Российской Федерации постановляет:
     1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации принять  меры
по  ускорению  выработки  позиции  в отношении Соглашения между Союзом
Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки  о
линии   разграничения  морских  пространств,  отвечающей  национальным
интересам Российской Федерации.
     2. Предложить  Комитету  Государственной  Думы  по  международным
делам разработать проект федерального закона о внесении  дополнения  в
Федеральный  закон  "О международных договорах Российской Федерации" в
части совершенствования правового  обоснования  временного  применения
международных договоров Российской Федерацией.
     3. Поручить  Комитету  Государственной  Думы   по   безопасности,
Комитету  Государственной  Думы  по  международным  делам  и  Комиссии
Государственной Думы по  геополитике  сформировать  рабочую  группу  с
привлечением    авторитетных    специалистов    в   целях   проведения
дополнительной  всесторонней  экспертизы  Соглашения  на  предмет  его
соответствия  долгосрочным интересам Российской Федерации и подготовки
предложений,  направленных на  минимизацию  связанного  с  применением
Соглашения   ущерба   для  Российской  Федерации.  Рассмотреть  доклад
указанной рабочей группы на пленарном заседании Государственной Думы в
период осенней сессии 2002 года.
     4. Направить настоящее Постановление в  Правительство  Российской
Федерации.
     5. Направить настоящее Постановление в "Парламентскую газету" для
официального опубликования.
     6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
                                                         Г.Н. Селезнев
14 июня 2002 г.
N 2880-III ГД