О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СИТУАЦИИ ВОКРУГ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СВЯЗИ С РАСШИРЕНИЕМ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 21 июня 2002 г. N 2905-III ГД (НТЦС) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О ситуации вокруг Калининградской области в связи с расширением Европейского союза". 2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление Президенту Российской Федерации В.В.Путину, в Правительство Российской Федерации, Организацию Объединенных Наций, Европейский парламент, Парламентскую ассамблею Совета Европы, Сейм Литовской Республики, Национальное собрание Республики Польша и Национальное собрание Республики Беларусь. 3. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление в "Парламентскую газету" и "Российскую газету" для официального опубликования. 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезнев 21 июня 2002 г. N 2905-III ГД Приложение ЗАЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ситуации вокруг Калининградской области в связи с расширением Европейского союза Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации серьезно обеспокоена развитием ситуации вокруг Калининградской области, которая в ближайшем будущем в связи с расширением Европейского союза может оказаться в изоляции от остальной территории Российской Федерации. Принимая во внимание юридические и практические последствия этого процесса, Россия на переговорах с Европейским союзом по всему комплексу проблем жизнеобеспечения Калининградской области последовательно занимает принципиальную позицию, направленную на достижение взаимоприемлемых решений, отвечающих интересам граждан Российской Федерации и не противоречащих общепризнанным принципам и нормам международного права. К сожалению, предложения Российской Федерации по обеспечению безвизового проезда граждан Российской Федерации и свободного перемещения грузов между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации пока не находят понимания в государствах - членах Европейского союза. Это подтвердили итоги встречи Россия - Европейский союз на высшем уровне в Москве 29 мая 2002 года. Депутаты Государственной Думы выражают поддержку принципиальной позиции Президента Российской Федерации В.В.Путина по данным вопросам. О сохраняющемся неконструктивном подходе государств - членов Европейского союза к решению данных проблем свидетельствуют также характер и направленность резолюции Европейского парламента по Калининграду от 15 мая 2002 года и резолюции Бундестага Федеративной Республики Германия от 16 мая 2002 года. По мнению депутатов Государственной Думы, содержащиеся в указанных резолюциях рекомендации использовать пресловутый "гибкий шенгенский визовый режим" применительно к гражданам Российской Федерации, перемещающимся между Калининградской областью и другими субъектами Российской Федерации, абсолютно неприемлемы. Такой порядок нацелен на то, чтобы конституционное право граждан Российской Федерации на свободное передвижение по ее территории было поставлено в зависимость от решения чиновников иностранного государства. В этой связи Государственная Дума полагает, что намерение создать визовые, таможенные либо иные искусственные барьеры для транзитного сообщения между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации может быть расценено как неуважение суверенитета Российской Федерации и нарушение Европейским союзом общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленных Организацией Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и Советом Европы в Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколе N 4 к указанной Конвенции от 16 сентября 1963 года. В соответствии с указанными документами каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства. Поэтому не могут не вызывать недоумение утверждения некоторых парламентариев государств - членов Совета Европы о том, что позиция Российской Федерации, отстаивающей право своих граждан на такую свободу, не является реалистичной и не основывается на здравом смысле. В новейшей истории отношений между европейскими государствами имеются прецеденты позитивного решения аналогичных проблем. Так, проезд гражданских лиц и перемещение грузов между западными секторами Берлина и Федеративной Республикой Германия по наземным коммуникациям Германской Демократической Республики в соответствии с четырехсторонним (СССР, США, Великобритания, Франция) соглашением по Западному Берлину от 3 сентября 1971 года осуществлялись без помех, в безвизовом режиме. Исключение из общего правила сделано и для некоторых государств, не являющихся членами Европейского союза, например для Швейцарской Конфедерации, граждане которой на основании двусторонних соглашений, заключенных Швейцарской Конфедерацией с рядом государств - членов Европейского союза, пользуются правом безвизового проезда по территориям этих государств. На этом фоне предложение осуществлять перемещение граждан Российской Федерации в опломбированных вагонах выглядит крайне унизительным. Дифференцированный подход Европейского союза к жителям Европейского континента, попытки поделить их на людей первого и второго сорта идут вразрез с декларируемой этой организацией политикой построения единой, свободной, демократической Европы без разделительных барьеров, без дискриминации, с гарантией равных прав и возможностей для жителей всех без исключения европейских государств. Рассуждения высокопоставленных чиновников Европейского союза о том, что безвизовый проезд граждан Российской Федерации через территории Литвы и Польши опасен из-за возможного проникновения из России на территории государств - членов Европейского союза нелегальных мигрантов и уголовных элементов, бездоказательны и оскорбительны. Такие рассуждения опровергаются многолетним опытом безвизовых поездок граждан Российской Федерации в Литву и Польшу. По логике же европейских чиновников почти 150 миллионов граждан Российской Федерации являются потенциальными преступниками. Если бы Европейский союз действительно был озабочен проблемой борьбы с преступностью в России, то, наверное, нашей стране оказывалось бы более активное содействие в таких вопросах, как возвращение незаконно вывезенных из России капиталов, розыск и выдача граждан Российской Федерации, скрывающихся от российского правосудия на территориях некоторых европейских государств. Складывается впечатление, что Европейский союз проводит целенаправленную линию на создание условий для отчуждения Калининградской области от Российской Федерации. Сложившаяся ситуация вызывает глубокую озабоченность депутатов Государственной Думы. Государственная Дума обращается к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с просьбой поручить Правительству Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации продолжать занимать на переговорах с Европейским союзом по проблемам жизнеобеспечения Калининградской области жесткую, бескомпромиссную позицию, не допускающую ущемления конституционного права граждан Российской Федерации на свободу передвижения по всей территории Российской Федерации, при этом настаивать на введении упрощенного порядка выдачи всем жителям Калининградской области многократных долгосрочных шенгенских виз для обеспечения развития приграничного сотрудничества. Депутаты Государственной Думы призывают парламенты государств - членов Европейского союза, Парламентскую ассамблею Совета Европы, Национальное собрание Республики Польша и Сейм Литовской Республики в своих подходах к решению проблем жизнеобеспечения Калининградской области руководствоваться пониманием того, что расширение Европейского союза не должно вести к возникновению на карте Европы новых разделительных линий, препятствующих созданию общего европейского гуманитарного, экономического, социального пространства и укреплению стратегического партнерства между Российской Федерацией и Европейским союзом. 21 июня 2002 г. |