О КОАП РФ. Письмо. Московская северная таможня. 11.06.02 01-12-09/2216

                              О КОАП РФ
 
                                ПИСЬМО
 
                     МОСКОВСКАЯ СЕВЕРНАЯ ТАМОЖНЯ

                           11 июня 2002 г.
                           N 01-12-09/2216

                                 (Д)
 

     В связи с вступлением в силу с 1  июля  2002  г.  Кодекса  РФ  об
административных правонарушениях и в соответствии с приказом ГТК РФ от
01.04.2002  N  295  "О  должностных  лицах  таможенных   органов   РФ,
уполномоченных     составлять     протоколы     об    административных
правонарушениях,  применять меры обеспечения производства по делам  об
административных    правонарушениях   и   проводить   административное
расследование",  письмом  ГТК  РФ  от  17.05.2002  N  01-06/19136   "О
применении   статей   28.5,   27.11  Кодекса  РФ  об  административных
правонарушениях" разъясняю следующее.
     1. С  1  июля  2001 года утрачивают силу и не подлежат применению
статьи 230-289, 291-299, 306-366, 368, главы 49-51 раздела X, глава 63
раздела XIV Таможенного кодекса Российской Федерации,  устанавливающие
ответственность за  нарушения  таможенных  правил  и  административные
правонарушения,   посягающие  на  нормальную  деятельность  таможенных
органов, а также процедуру привлечения лиц к ответственности.
     С 1  июля  2002  года все правонарушения,  выявляемые таможенными
органами,  подлежат квалификации по соответствующим статьям КоАП РФ  и
процессуальной    фиксации    в   порядке,   определенном   КоАП   РФ,
Правительством РФ, правовыми актами ГТК РФ.
     2. Составлять   протоколы  (выносить  определения  о  возбуждении
административного расследования) об административных  правонарушениях,
предусмотренных ч.  1 ст. 7.12, частями 2, 3 ст. 14.1, ст. 14.10, ч. 1
ст.  15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, ст. 15.9, ст. 16.1-16.22, ч. 1 ст.
19.4,  ч.  1 ст.  19.5,  ст.  19.6,  ст. 19.7, ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ,
правомочны должностные лица таможенных постов и функциональных отделов
таможни, непосредственно обнаружившие указанные правонарушения.
     3. При решении вопроса о способе возбуждения производства по делу
об    административном    правонарушении   следует   руководствоваться
следующим.
     В соответствии   с   ч.  4  ст.  28.1  дело  об  административном
правонарушении считается возбужденным с момента:
     1) составления  первого  протокола  о  применении мер обеспечения
производства   по    делу    об    административном    правонарушении,
предусмотренных статьей 27.1 КоАП;
     2) составления протокола об административном  правонарушении  или
вынесения    прокурором    постановления   о   возбуждении   дела   об
административном правонарушении;
     3) вынесения  определения  о возбуждении дела об административном
правонарушении   при   необходимости   проведения    административного
расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
     4) оформления предупреждения или с момента  наложения  (взимания)
административного   штрафа   на   месте  совершения  административного
правонарушения в случае,  если в соответствии с частью 1  статьи  28.6
Кодекса  протокол  об  административном правонарушении не составляется
(применительно к нарушениям таможенных правил взимание штрафа на месте
без  составления протокола допускается только в отношении физических с
лиц по постановлению - квитанции,  форма и порядок применения которого
определяются Правительством; до утверждения указанного постановления -
квитанции допускается использование форм актов наложения взыскания  по
упрощенной  форме  с  исправлением  в  акте  ссылок на статьи ТК РФ на
соответствующие статьи КоАП РФ).
     Основной сложностью,  с которой предстоит столкнуться должностным
лицам при принятии решения  о  возбуждении  дела  об  административном
правонарушении,  будет  принятие верного решения о способе возбуждения
дела:  составление протокола об  административном  правонарушении  или
вынесение определения о возбуждении административного расследования.
     В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ в случаях если после выявления
административного правонарушения в области валютного законодательства,
в области налогов и сборов,  таможенного дела,  производства и оборота
этилового    спирта,    алкогольной   и   спиртосодержащей   продукции
осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия,  требующие
значительных    временных    затрат,    проводится    административное
расследование.
     Решение о  возбуждении  дела об административном правонарушении и
проведении  административного  расследования  принимается  должностным
лицом,   уполномоченным   в  соответствии  со  статьей  28.3  КоАП  РФ
составлять  протокол  об  административном  правонарушении,   в   виде
определения (см. приложение <*>).
     В определении   о   возбуждении    дела    об    административном
правонарушении  указываются  дата  и  место  составления  определения,
должность,  фамилия и инициалы лица,  составившего определение,  повод
для  возбуждения  дела  об  административном  правонарушении,  данные,
указывающие  на  наличие  события  административного   правонарушения,
статья  настоящего  Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации,
предусматривающая   административную   ответственность    за    данное
административное   правонарушение.   При   вынесении   определения   в
обязательном порядке необходимо одновременно с составлением отдельного
протокола изъятия осуществить в порядке,  определенном ст.  27.10 КоАП
РФ,  изъятие  вещей,  явившихся  орудиями  совершения  или  предметами
административного   правонарушения,  и  документов,  имеющих  значение
доказательств  по  делу  об  административном  правонарушении.  Особое
внимание необходимо обратить на то, что изъятие в обязательном порядке
осуществляется в присутствии двух понятых.
     Учитывая, что    проведение    и   завершение   административного
расследования,  возможно,  потребует  значительных  временных   затрат
(проведение   обязательных  процессуальных  действий,  составление  по
окончании расследования протокола об административном  правонарушении,
самостоятельное  вынесение таможней постановления или направление дела
в  суд  для  рассмотрения  по  существу),  и   в   целях   недопущения
необоснованного   затягивания  таможенного  оформления  предлагаю  при
принятии  решения  о  способе  возбуждения  дела  об  административном
правонарушении руководствоваться следующим:
     Целесообразно составление протокола, если:
     - лицо,  привлекаемое к ответственности,  не уклоняется от явки в
таможенные  органы,   присутствует   при   осуществлении   таможенного
оформления и таможенного контроля, прямо или косвенно заинтересовано в
скорейшем разрешении дела об административном правонарушении;
     - лицо,  привлекаемое  к  ответственности,  не  оспаривает  факта
совершения им  правонарушения  или,  в  случае  если  лицо  оспаривает
совершение   им   правонарушения,   у  должностного  лица,  выявившего
правонарушение,  отсутствуют сомнения в  законности  и  обоснованности
привлечения  лица  к ответственности и на момент составления протокола
имеются достаточные доказательства совершения лицом  административного
правонарушения   и   необходимости   в   истребовании   дополнительных
доказательств и сведений,  требующих  временных  затрат  и  совершения
отдельных процессуальных действий, не имеется;
     - в  случае   если   санкцией   соответствующей   ст.   КоАП   РФ
предусмотрено  наложение взыскания в виде штрафа,  исчисляемого исходя
из стоимости предмета правонарушения,  и  в  распоряжении  таможенного
органа имеется информация,  на основании которой может быть определена
эта   стоимость   (например,   предметом    правонарушения    является
декларируемый или ранее задекларированный товар,  таможенная стоимость
которого уже была принята таможенным органом или отсутствуют основания
полагать,   что  заявленная  стоимость  не  будет  принята,  предметом
правонарушения является традиционный товар, стоимостные характеристики
которого известны таможенному органу, и т.п.);
     - лицо  привлекается  к  ответственности  по  статьям  КоАП   РФ,
аналогичным применявшимся до 1 июля 2002 г.  статьям ТК РФ, по которым
привлечение к ответственности происходило в упрощенной форме (ст.  263
ТК РФ - ст. 16.12 КоАП РФ, ч. 3 ст. 254 ТК РФ - ст. 16.10 КоАП РФ, ст.
260 ТК РФ - ст.  16.13 КоАП РФ, ст. 267 ТК РФ - ст. 16.14 КоАП РФ, ст.
261 ТК РФ - ст. 16.11 КоАП РФ, ст. 265 ТК РФ - ст. 16.15 КоАП РФ).
     При составлении протокола необходимо руководствоваться  ст.  28.2
КоАП  РФ,  приказом  ГТК  РФ  от 01.04.2002 N 295 "О должностных лицах
таможенных  органов  РФ,  уполномоченных   составлять   протоколы   об
административных    правонарушениях,    применять   меры   обеспечения
производства по делам об административных правонарушениях и  проводить
административное  расследование",  приказом ГТК РФ от 27.04.2002 N 423
"Об утверждении форм процессуальных документов", настоящим письмом.
     В протоколе об административном правонарушении указываются дата и
место  его  составления,   должность,   фамилия   и   инициалы   лица,
составившего   протокол,   сведения   о  лице,  в  отношении  которого
возбуждено дело об административном  правонарушении,  фамилии,  имена,
отчества,  адреса  места  жительства  свидетелей  и потерпевших,  если
имеются свидетели и потерпевшие,  место,  время совершения  и  событие
административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона
субъекта  Российской  Федерации,  предусматривающая   административную
ответственность за данное административное правонарушение,  объяснение
физического лица или  законного  представителя  юридического  лица,  в
отношении  которых  возбуждено  дело,  иные сведения,  необходимые для
разрешения дела.
     При составлении   протокола  об  административном  правонарушении
физическому лицу или  законному  представителю  юридического  лица,  в
отношении  которых возбуждено дело об административном правонарушении,
а также иным участникам производства по делу разъясняются их  права  и
обязанности,   предусмотренные  Кодексом,  о  чем  делается  запись  в
протоколе.
     Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в
отношении которых возбуждено дело об административном  правонарушении,
должна  быть  предоставлена  возможность  ознакомления с протоколом об
административном правонарушении.  Указанные  лица  вправе  представить
объяснения и замечания по содержанию протокола,  которые прилагаются к
протоколу.
     Протокол об    административном    правонарушении   подписывается
должностным лицом,  его составившим,  физическим  лицом  или  законным
представителем юридического лица,  в отношении которых возбуждено дело
об административном правонарушении.  В случае отказа указанных лиц  от
подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
     Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в
отношении  которых возбуждено дело об административном правонарушении,
а также потерпевшему  по  их  просьбе  вручается  под  расписку  копия
протокола об административном правонарушении.
     В соответствии со ст.  28.5 КоАП РФ протокол об  административном
правонарушении  составляется  немедленно  после  выявления  совершения
административного правонарушения.
     В случае  если  требуется  дополнительное выяснение обстоятельств
дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице,  в
отношении    которых    возбуждается    дело    об    административном
правонарушении,   протокол    об    административном    правонарушении
составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.
     К числу таких сведений могут быть отнесены:
     - сведения  об  отдельных  обстоятельствах  дела,  отягчающих или
смягчающих  ответственность  либо  указывающих  на  малозначительность
правонарушения  (например,  получение  подтверждения  о  выдаче  лицу,
привлекаемому к  ответственности,  документа,  имеющего  значение  для
таможенных целей (лицензии, справки банка, сертификата и т.п.);
     - данные о физическом лице,  в  отношении  которого  возбуждается
дело (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и должность,
место жительства,  семейное положение,  количество лиц, находящихся на
иждивении,  размер  его  зарплаты  или  иного  заработка,  пенсии  или
стипендии,  привлечение ранее  к  административной  ответственности  и
др.);
     - сведения о юридическом лице,  в отношении которого возбуждается
дело  (ИНН,  ОКПО,  полное  наименование,  юридический  и  фактический
адреса,  наличие на учете в соответствующем налоговом органе,  наличие
счетов в банках (расчетных, текущих и иных).
     Получение указанных сведений может осуществляться по  оперативным
средствам связи из налоговых органов,  органов внутренних дел,  других
государственных   органов,   организаций   по   месту   работы   лица,
привлекаемого  к  ответственности,  и  других  учреждений.  При этом в
случае необходимости должностное лицо вправе для установления личности
или выяснения обстоятельств административного правонарушения применить
меры обеспечения производства по делу.
     После составления  протокола последний подлежит направлению в ОТР
таможни в течение суток (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
     Особо обращаю   внимание  на  необходимость  строгого  выполнения
вышеуказанных требований при составлении протокола об административном
правонарушении, а также необходимости изъятия предметов правонарушения
и вещественных доказательств,  т.к. в соответствии с п. 4 ст. 29.4, п.
3  ст.  28.8  КоАП  РФ  в случае неправильного составления протокола и
оформления  других  материалов  дела  либо  неполноты   представленных
материалов,  которая  не  может быть восполнена при рассмотрении дела,
протокол  подлежит   возвращению   должностному   лицу,   составившему
протокол.  При  этом  недостатки протокола и других материалов дела об
административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток
со   дня   их   получения   после   возвращения.   Материалы  дела  об
административном правонарушении  с  внесенными  в  них  изменениями  и
дополнениями  возвращаются  в  ОТР  в  течение суток со дня устранения
соответствующих недостатков.
     Необходимо выносить  определение  о возбуждении административного
расследования, если:
     - лицо,  привлекаемое  к  ответственности,  уклоняется  от явки в
таможенный орган (лицо фактически прекратило свою  деятельность)  и  в
распоряжении    таможенного    органа    отсутствует    информация   о
местонахождении такого лица и его имущества или на момент  обнаружения
признаков правонарушения правонарушитель не может быть установлен;
     - в  случае  если  санкцией  соответствующей   статьи   КоАП   РФ
предусмотрено  наложение взыскания в виде штрафа,  исчисляемого исходя
из стоимости предмета правонарушения,  и  в  распоряжении  таможенного
органа   отсутствует  информация,  на  основании  которой  может  быть
определена эта стоимость;
     - лицо  не  признает факта правонарушения и из обстоятельств дела
явно не следует наличие всех элементов состава правонарушения;
     - отсутствует  возможность  в  пределах  двухдневного  срока  для
составления протокола об  административном  правонарушении  собрать  и
приобщить  к  делу  необходимые для рассмотрения дела доказательства и
сведения;
     - из   обстоятельств   дела   следует   необходимость  проведения
криминалистических и иных экспертиз, а также привлечения специалистов.
     Типичными примерами   случаев,  в  которых  необходимо  вынесение
определения о возбуждении дела об  административном  правонарушении  и
проведении административного расследования,  являются случаи выявления
правонарушений,  ответственность за которые установлена ст.  16.9 КоАП
РФ (ч. 1 ст. 254 ТК РФ), 16.20 КоАП РФ (ст. 281 ТК РФ), ст. 16.21 (ст.
280 ТК РФ),  ст.  16.17 КоАП РФ (ст. 273 ТК РФ в части ответственности
за неисполнение требования таможенного режима экспорта об обязательном
зачислении  в  установленном  порядке  валютной  выручки  от  экспорта
товаров).
     В случае возникновения сложностей при выборе способа  возбуждения
дела   об   административном   правонарушении   или  его  квалификации
должностным лицам,  выявившим признаки  правонарушений,  необходимо  в
рабочем  порядке  обращаться  за  разъяснениями  и  помощью  в ОТР или
правовой отдел таможни.
     4. Особое   внимание   следует  уделить  следующим  изменениям  в
вопросах  привлечения  лиц  к  ответственности   за   административные
правонарушения, отнесенные к компетенции таможенных органов:
     а) отменяется упрощенная процедура, привлечения юридических лиц к
ответственности    за   нарушения   таможенных   правил.   Привлечение
юридических лиц  к  ответственности  во  всяком  случае  происходит  с
составлением  протокола  об административном правонарушении (вынесении
определения  о  возбуждении  дела   и   проведении   административного
расследования) и вынесением постановления начальником или заместителем
начальника таможни;
     б) отменяется    ответственность    за    правонарушения,   ранее
установленная ч.  2 ст.  279 ТК РФ.  Вместе с  тем  обращает  на  себя
внимание  изменение формулировки диспозиции ч.  2 ст.  16.2 КоАП РФ по
сравнению с диспозицией ч.  1 и 2 ст. 279 ТК РФ. Часть 2 ст. 279 ТК РФ
устанавливала  ответственность  за  заявление  недостоверных сведений,
которые не влияют на принятие таможенным органом Российской  Федерации
решения  о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную
границу (1)  Российской  Федерации,  помещении  их  под  запрашиваемый
таможенный  режим  (2),  размере таможенных платежей (2).  Часть 2 ст.
16.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за заявление  в  таможенной
декларации  либо в документе другой установленной формы декларирования
недостоверных  сведений   о   наименовании,   количестве,   таможенной
стоимости,  стране происхождения товаров и (или) транспортных средств,
об их таможенном режиме либо других сведений, необходимых для принятия
решения  о  выпуске (об условном выпуске) товаров и (или) транспортных
средств,  помещении их под избранный таможенный режим или влияющих  на
взимание таможенных платежей,  за исключением случаев, предусмотренных
статьей 16.3 Кодекса.  При сравнительном анализе указанных норм видно,
что   отличие  состоит  в  том,  что  по  ст.  16.2  КоАП  может  быть
осуществлено привлечение к ответственности за заявление  недостоверных
сведений,  необходимых для принятия решения о выпуске.  Очевидно,  что
понятие "выпуск" значительно шире,  нежели чем используемые в ч. 2 ст.
279  ТК  РФ  понятия  "помещение под запрашиваемый режим" и "решение о
перемещении через таможенную границу";
     в) ранее  установленная  ч.  1  ст.  279  ТК  РФ и ст.  282 ТК РФ
ответственность соединена в новом КоАП РФ в одну ч.  2 ст.  16.2,  при
этом  санкции  исчисляются  в  размере,  кратном  стоимости  предметов
правонарушения, а не размеру неуплаченных таможенных платежей, как это
устанавливала ст. 282 ТК РФ;
     г) вводится ст. 16.16 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за
непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на
временном  хранении  товаров  и  (или)  транспортных  средств  (аналог
признанной в 1998 г.  неконституционной ст. 266 ТК РФ), с 1 июля факты
недекларирования товаров по истечении предельного  установленного  ст.
155  ТК  РФ  срока  временного хранения товаров и транспортных средств
подлежат квалификации именно по ст.  16.16 КоАП РФ,  а не по ч.  1 ст.
16.2 КоАП РФ (аналог ч. 1 ст. 279 ТК РФ);
     д) вводятся новые составы  административных  правонарушений,  при
обнаружении  которых  таможенные  органы  полномочны возбуждать дела и
вести административное расследование.  А именно:  ст.  7.12 "Нарушение
авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав", ст. 14.1
"Осуществление предпринимательской  деятельности  без  государственной
регистрации  или  без специального разрешения (лицензии)",  ст.  14.10
"Незаконное использование товарного знака",  ст. 15.6 "Непредставление
сведений, необходимых для осуществления налогового контроля", ч. 2 ст.
15.7 "Нарушение порядка открытия счета  налогоплательщику",  ст.  15.8
"Нарушение  срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора
(взноса)",  ст.  15.9 "Неисполнение банком решения  о  приостановлении
операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового
агента",  ч.  1  ст.  19.4   "Неповиновение   законному   распоряжению
должностного   лица  органа,  осуществляющего  государственный  надзор
(контроль)",  ч. 1 ст. 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания
(постановления,    представления)    органа    (должностного    лица),
осуществляющего   государственный   надзор   (контроль)",   ст.   19.6
"Непринятие  мер  по  устранению  причин  и условий,  способствовавших
совершению     административного     правонарушения",     ст.     19.7
"Непредставление  сведений (информации)",  ч.  2 ст.  20.23 "Нарушение
правил производства,  хранения,  продажи  и  приобретения  специальных
технических   средств,   предназначенных   для   негласного  получения
информации",  ст.  17.7 "Невыполнение законных  требований  прокурора,
следователя,   дознавателя   или  должностного  лица,  осуществляющего
производство по делу об  административном  правонарушении",  ст.  17.9
"Заведомо   ложные   показание   свидетеля,   пояснение   специалиста,
заключение эксперта или заведомо неправильный перевод".

Начальник таможни
полковник таможенной службы
                                                           С.Л. Бульба
11 июня 2002 г.
N 01-12-09/2216

--------------------------------
     <*> Не приводится.