О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ УЧАСТНИКАМИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 07.08.2001 N 115-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ". Распоряжение. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. 03.06.02 613/Р

                     О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
             ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ УЧАСТНИКАМИ
          РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
              ОТ 07.08.2001 N 115-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
                   ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,
                     ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

              ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

                            3 июня 2002 г.
                               N 613/р

                                 (Д)


     В соответствии с  пунктом  9  статьи  7  Федерального  закона  от
07.08.2001   N   115-ФЗ  "О  противодействии  легализации  (отмыванию)
доходов,  полученных преступным путем" согласно пункту  15  статьи  42
Федерального  закона  от  22.04.1996  N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в
целях  надлежащей  реализации  требований   Федерального   закона   от
07.08.2001   N   115-ФЗ  "О  противодействии  легализации  (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем" (далее - Закон) рекомендовать:
     1. Профессиональным  участникам  рынка  ценных  бумаг - брокерам,
дилерам,  управляющим  ценными  бумагами,  осуществляющим  операции  с
денежными средствами и ценными бумагами, включая заключение фьючерсных
контрактов и приобретение (отчуждение) опционов на рынке ценных  бумаг
(далее  -  организации  -  профессиональные  участники),  осуществлять
обязательный контроль любой вышеназванной  операции,  если  сумма,  на
которую  она  совершается,  равна  или превышает 600 000 рублей,  а по
своему характеру данная операция является:
     приобретением физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
     зачислением или   переводом    на    счет    денежных    средств,
предоставлением  или  получением кредита (займа),  операцией с ценными
бумагами в случае,  если хотя бы одной из сторон  является  физическое
или   юридическое  лицо,  имеющее  соответственно  регистрацию,  место
жительства или место  нахождения  в  государстве  (на  территории),  в
отношении   которого   (которой)   имеются   сведения   о   незаконном
производстве наркотических средств,  либо  одной  из  сторон  является
лицо,  являющееся  владельцем  счета  в  банке,  зарегистрированном  в
указанном государстве (на указанной территории);
     зачислением или    переводом    на    счет    денежных   средств,
предоставлением или получением кредита (займа),  операцией  с  ценными
бумагами  в  случае,  если хотя бы одной из сторон является физическое
или  юридическое  лицо,  имеющее  соответственно  регистрацию,   место
жительства  или  место  нахождения  в  государстве (на территории),  в
котором  (которой)  не  предусмотрено  раскрытие   или   представление
информации  при  проведении финансовых операций,  либо одной из сторон
является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном
в указанном государстве (на указанной территории);
     переводом денежных средств,  осуществляемых по поручению  клиента
(только для некредитных организаций),
     и одновременно документально фиксировать и представлять в Комитет
Российской  Федерации  по финансовому мониторингу (далее - КФМ России)
установленные Законом сведения по таким операциям не позднее  рабочего
дня, следующего за днем совершения операции.
     2. Организациям - профессиональным участникам представлять в  КФМ
России сведения об иных операциях, в отношении которых у работников на
основании  реализации  программ  осуществления  внутреннего   контроля
возникают  подозрения,  что  они  осуществляются  в  целях легализации
(отмывания) доходов,  полученных преступным путем (далее  -  необычные
операции).
     Признаками таких необычных операций считать:
     запутанный или  необычный характер сделки,  не имеющей очевидного
экономического смысла или очевидной законной цели;
     несоответствие сделки     целям     деятельности     организации,
установленным учредительными документами этой организации;
     выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер
которых дает основание полагать,  что целью их осуществления  является
уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом;
     отсутствие или  невозможность  проверки  в  общепринятом  порядке
информации  о  клиенте и / или предоставляемых им учредительных и иных
документах и сведениях и / или  невозможность  осуществления  связи  с
клиентом по указанным им адресам и телефонам;
     проведение операции за наличный расчет;
     явная поспешность в проведении операции клиентом;
     пренебрежение клиентом  более  выгодных  условий  исполнения  его
поручений  (тарифа  комиссионного  вознаграждения,  существующей  цены
покупки / продажи финансовых инструментов).
     К критериям выявления необычных операций (сделок) относить:
     совершение нескольких операций на общую сумму не  менее  600  000
рублей   за   счет   внесенных   клиентом   в   кассу   организации  -
профессионального  участника  единовременно  или  по  частям  наличных
денежных средств в размере, равном или большем 600 000 рублей;
     совершение на основании адресных заявок кросс - сделок  на  сумму
не   менее  200  000  рублей  каждая,  когда  сторонами  таких  сделок
(одновременно и покупателем и продавцом) являются сами  организации  -
профессиональные участники или их клиенты;
     совершение взаимных   сделок,   когда   стороны   таких    сделок
(профессиональные   участники  или  их  клиенты)  регулярно  меняются,
выступая  в  качестве  то  продавцов,  то  покупателей,  приобретая  /
продавая при этом единовременно или по частям один и тот же финансовый
инструмент примерно одного и того же объема;
     регулярное заключение  клиентом  срочных  сделок  на рынке ценных
бумаг,  особенно не  предусматривающих  поставки  базового  актива,  в
операциях  с  одним  или  несколькими контрагентами,  результатом чего
является постоянный доход или убыток клиента;
     совершение единичных покупок / продаж клиентом крупных пакетов на
сумму не менее 300 000 рублей,  не  обращающихся  через  организаторов
торговли ценных бумаг,  по ценам, существенно отличающимся от рыночных
цен;
     осуществление регулярных  операций  на  сумму  не  менее  100 000
рублей каждая по покупке  с  последующей  продажей  ценных  бумаг,  не
имеющих  рыночных  котировок  и  не  обращающихся  через организаторов
торговли  ценных  бумаг,  с  направлением   дохода   на   приобретение
высоколиквидных ценных бумаг;
     одновременное выставление клиентом поручений на покупку и продажу
ценных  бумаг  по ценам,  существенно отличающимся от текущих рыночных
цен (за исключением периода открытия торговой  сессии  при  совершении
операций через организатора торговли);
     иные критерии,  установленные  Правилами   внутреннего   контроля
организации - профессионального участника.
     3. Организациям  -  профессиональным   участникам   документально
фиксировать  и  хранить сведения о всех операциях,  условия совершения
которых совпадают с вышеназванными признаками или критериями выявления
необычных операций.
     Организациям - профессиональным  участникам  представлять  в  КФМ
России   сведения   о   всех  операциях,  условия  совершения  которых
одновременно  совпадают  как  с  вышеназванными  признаками,   так   и
критериями выявления необычных операций.
     Организациям - профессиональным  участникам  представлять  в  КФМ
России  сведения об операциях,  условия совершения которых совпадают с
вышеназванными признаками или критериями выявления необычных операций,
если у работников возникают подозрения,  что операции осуществляются в
целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, по
решению  специального должностного лица,  ответственного за соблюдение
соответствующих правил внутреннего  контроля  (далее  -  ответственный
сотрудник).
     4. Организациям   -   профессиональным   участникам   в    случае
невозможности  представления  в  установленном порядке в КФМ России по
его письменному запросу сведений в отношении  контрагента  по  сделке,
совершенной через организатора торговли на рынке ценных бумаг,  вместо
таких сведений указывать уникальный  код  этого  контрагента  согласно
полученному  от  организатора  торговли  отчету  о  сделках  с ценными
бумагами и финансовыми инструментами организации  -  профессионального
участника  в  течение  торгового  дня  и  / или присвоенный в торговой
системе уникальный (идентификационный) номер этой сделки.
     5. Организациям   -   профессиональным   участникам   разработать
нижеуказанные программы осуществления внутреннего контроля:
     5.1. Программу идентификации и изучения клиентов, включающую:
     5.1.1. Идентификацию клиента  -  физического  лица  на  основании
документа, удостоверяющего личность, с фиксацией следующих данных:
     фамилия, имя,  отчество (если иное  не  вытекает  из  закона  или
национального обычая);
     сведения о  документе,  удостоверяющем  личность   (наименование,
серия и номер, орган, выдавший документ, дата выдачи документа);
     дата и место рождения;
     место жительства (регистрации);
     место пребывания;
     идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
     образец подписи.
     5.1.2. Идентификацию  клиента  -  юридического  лица на основании
учредительных документов,  документов о государственной регистрации  и
иных  документов,  действительных  на дату их предъявления с фиксацией
следующих данных:
     наименование (полное и сокращенное);
     регистрационный номер, место и дата регистрации;
     место нахождения;
     почтовый адрес;
     идентификационный номер налогоплательщика;
     коды форм государственного статистического наблюдения.
     5.1.3. Идентификацию  представителя  клиента  -  физического  или
юридического лица, с фиксацией данных, установленных подпунктом 5.1.1.
     5.1.4. Изучение клиентов и их представителей, для чего:
     проводить анкетирование  клиента  и   его   представителя   путем
составления анкеты, содержащей сведения о клиенте и его представителе,
его деятельности, аффилированных лицах и иные сведения;
     выявлять состав  учредителей  (участников)  юридического  лица  и
определять  лиц,  имеющих  возможность  влиять  на  принятие   решений
органами юридического лица;
     устанавливать структуру органов управления юридического лица и их
полномочия;
     периодически, но не  реже  1  раза  в  год,  обновлять  имеющиеся
сведения о клиентах и их представителях.
     5.2. Программу   выявления   операций   -   программу   выделения
собственных  операций  и  операций клиентов,  подлежащих обязательному
контролю,  а также выявления собственных операций и операций клиентов,
условия   совершения  которых  совпадают  с  установленными  Правилами
внутреннего контроля признаками или критериями выявления  операций,  в
отношении   которых   у   работников  возникают  подозрения,  что  они
осуществляются  в  целях   противодействия   легализации   (отмывания)
доходов,  полученных  преступным  путем  (далее - необычные операции),
включающую:
     5.2.1. Установление  в  соответствии с рекомендациями ФКЦБ России
признаков и критериев выявления необычных сделок.
     5.2.2. Установление  (в  случае  выделения  работниками операции,
подлежащей обязательному контролю,  или выявления необычной  операции)
процедуры  незамедлительного составления специального документа (далее
- Сообщение об операции),  направляемого ответственному сотруднику для
квалификации операции и принятия решения о необходимости извещения КФМ
России. Сообщение должно содержать следующие реквизиты:
     а) тип    операции   (подлежащая   обязательному   контролю   или
необычная);
     б) вид операции (покупка,  продажа, мена ценных бумаг, заключение
фьючерсных контрактов или приобретение (отчуждение) опционов на  рынке
ценных бумаг, другие);
     в) в отношении ценных бумаг:
     полное наименование эмитента;
     вид, категория   (тип),   государственный  регистрационный  номер
выпуска ценных бумаг;
     количество ценных бумаг;
     цена операции (сделки);
     г) в отношении фьючерсных контрактов или опционов:
     наименование и обозначение;
     вид, количество, цена;
     базовый актив;
     д) сведения о лице (лицах), совершающих операцию;
     е) причины,  на основании которых  операция  квалифицируется  как
необычная;
     ж) должность и Ф.И.О. сотрудника, составившего сообщение;
     з) подпись сотрудника, составившего сообщение;
     и) дата и время составления сообщения.
     Ответственный сотрудник   не  позднее  следующего  дня  получения
Сообщения об операции обязан представлять сведения  о  такой  операции
руководителю организации - профессионального участника с приложением к
необычной   сделке   мотивированного   заключения   о    необходимости
представления сведений о ней в КФМ России.  Руководителю организации -
профессионального  участника  следует   по   получении   вышеуказанных
сведений принять окончательное решение по представлению сведений о ней
в КФМ России.
     5.3. Программу документального фиксирования и хранения документов
и   информации,   полученных   в   результате   реализации    программ
осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов,  полученных преступным путем, позволяющую в любой
момент времени воспроизводить все имеющиеся сведения о зафиксированной
операции,  в том числе ее существенных условиях,  порядке  исполнения,
контрагентах по сделке.
     Организации - профессиональному участнику не менее 5 лет хранить:
     имеющиеся сведения и документы, включая копии, прямо или косвенно
связанные с  зафиксированными  операциями,  подлежащими  обязательному
контролю, и необычными операциями;
     документы, включая копии,  содержащие  сведения  о  клиенте,  его
представителях;
     сообщения об операциях;
     мотивированные заключения ответственного сотрудника по Сообщениям
о  необычных  операциях   относительно   необходимости   представления
сведений о них в КФМ России.
     5.4. Программу обучения сотрудников по  вопросам  противодействия
легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  по
направлениям:
     ознакомления с  нормативно  -  законодательной  базой по вопросам
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем;
     ознакомления с Правилами внутреннего контроля;
     практических занятий  по реализации Правил внутреннего контроля и
программ его осуществления.
     Рекомендуется организовать участие каждого сотрудника организации
(с учетом круга его должностных обязанностей) не реже  одного  раза  в
год в данной программе.
     5.5. Программу оценки и снижения рисков совершения по  поручениям
клиентов  операций,  связанных  с  легализацией  (отмыванием) доходов,
полученных  преступным  путем,  включающую  оценку  таких  рисков   по
направлениям:
     5.5.1. деятельности клиента (прежде  всего  на  предмет  связи  с
интенсивным переводом / оборотом наличных денег);
     5.5.2. регистрации,  места  жительства   или   места   нахождения
соответственно  физического  или  юридического  лица в государстве (на
территории), где согласно международным источникам:
     незаконно производятся или переправляются наркотические вещества,
а  также  разрешается  их  свободный   оборот   (кроме   использования
наркотических веществ исключительно в медицинских целях);
     не соблюдаются общепринятые стандарты  в  борьбе  с  легализацией
(отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием
терроризма;
     не предусмотрено   раскрытие  или  представление  информации  при
проведении финансовых операций.
     5.6. Программу  проверки  (аудита) системы внутреннего контроля в
целях  противодействия  легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных
преступным   путем,  включающую  вопросы  организации  и  ведения  как
внутреннего,  так и внешнего аудита,  а также порядок принятия решений
по выявленным аудиторами недостаткам и контроля их исполнения.

Председатель
                                                         И.В. КОСТИКОВ