ОРГАНИЗАЦИЯ СОСТОИТ НА НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ В Г. МОСКВЕ И ИМЕЕТ ДВА ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В РАЗНЫХ РАЙОНАХ Г. МОСКВЫ. ОДНО ИЗ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ИМЕЕТ СВОЙ БАЛАНС И РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ, А ДРУГОЕ НЕ ИМЕЕТ. В СВЯЗИ С ИЗЛОЖЕННЫМ ПРОСИМ РАЗЪЯСНИТЬ, ГДЕ ДОЛЖНА ПРОИЗВОДИТЬСЯ УПЛАТА НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НАЛОГОВ ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗА КАЖДОЕ ИЗ СВОИХ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ: ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ПО МЕСТУ КАЖДОГО ИЗ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ: - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ; - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ; - НАЛОГ С ПРОДАЖ; - НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ; - НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО; - НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ; - ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ; - НАЛОГ НА РЕКЛАМУ. ВОЗМОЖНА ЛИ УПЛАТА ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НАЛОГОВ ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗА СВОИ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В Г. МОСКВЕ, НО В РАЗНЫХ РАЙОНАХ, ПО МЕСТУ РЕГИСТРАЦИИ САМОЙ ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 15 мая 2002 г. N 11-14/21852 (Д) В соответствии со ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщики налога на прибыль организаций - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится плательщиками налога на прибыль организаций - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 13 ст. 259 Кодекса, в целом по налогоплательщику. В целях применения ст. 175 Кодекса, определяющей особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по месту нахождения обособленных подразделений организации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 16.01.2002 N ВГ-6-03/41 продлило на 2002 год действие письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 12.02.2001 N ВГ-6-03/130, установившего возможность централизованного порядка уплаты налога на добавленную стоимость организацией, в состав которой входят обособленные подразделения. В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" налог на имущество уплачивают юридические лица по месту регистрации, а также их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Указанные плательщики согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" зачисляют сумму платежей по налогу на имущество предприятий равными долями в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту своего нахождения. Предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном данным Законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета. Вместе с тем, учитывая, что налог на имущество уплачивается в бюджет г. Москвы, Управление МНС России по г. Москве своим письмом от 02.02.2000 N 06-08/1943 "О налогообложении" установило, что если имущество организации и ее структурных подразделений, не имеющих самостоятельного баланса и расчетного счета, расположено на территории г. Москвы, то уплата налога на имущество производится в налоговом органе г. Москвы по месту регистрации головной организации. В соответствии с п. 8 ст. 243 Кодекса обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по единому социальному налогу), а также обязанности по представлению расчетов по данному налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма единого социального налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма единого социального налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации. Вместе с тем совместным письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-6-05/658, Пенсионного фонда Российской Федерации N МЗ-16-25/7003, Фонда социального страхования Российской Федерации N 02-08/06-2065П, Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 3205/80-1/и от 28.08.2001 "Об уплате единого социального налога (взноса) организациями, в состав которых входят обособленные подразделения" было разъяснено, что в целях упорядочения уплаты единого социального налога (взноса) и повышения эффективности осуществления контроля за поступлением налога в бюджеты государственных внебюджетных фондов налогоплательщики - организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета, не начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу работников и физических лиц, могут производить уплату единого социального налога (взноса) централизованно по месту своего нахождения. При этом сумма единого социального налога (взноса), подлежащая уплате по месту нахождения организации, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, включая сумму налога, подлежащую уплате по месту нахождения обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, расчетного счета, не начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу работников и физических лиц, и суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения иных обособленных подразделений организации. Пунктом 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлено, что налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают юридические лица, а также филиалы и другие аналогичные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. На основании п. 40 инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" по деятельности обособленного подразделения юридического лица, если по этому подразделению составляется баланс и это подразделение имеет счет в банке, налог уплачивается по месту нахождения этого подразделения. Таким образом, обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, исполняют обязанности юридических лиц по уплате налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд и территориальный дорожный фонд по месту своего расположения с выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной указанными обособленными подразделениями. Уплата налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный и территориальный дорожные фонды (по филиалам или другим аналогичным структурным подразделениям, не имеющим отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета) производится налогоплательщиком централизованно по месту нахождения головной организации (по месту ее государственной регистрации). В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления земельного налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком. Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Согласно п. 24 инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" организации представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации причитающихся с них платежей налога в текущем году на бланке установленной формы. Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку, предоставленному организации в собственность, владение или пользование, а за земли, занятые их жилищным фондом, - отдельно по каждому жилому дому. Если объекты налогообложения юридических лиц расположены на территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом, допускается представление одной сводной налоговой декларации по всем объектам, но с приложением к ней таблиц с указанием площадей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому земельному участку и жилому дому, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с нахождением их в различных зонах градостроительной ценности территории городов, поселков и курортных районов. Такой же порядок устанавливается и при налогообложении земель сельскохозяйственного назначения налогоплательщиков, указанных в ст. 4 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", в связи с различными категориями земель, видами и подвидами угодий. Если объекты налогообложения одного юридического лица расположены на территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в каждый налоговый орган представляется налоговая декларация за те объекты налогообложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным налоговым органом. Учитывая изложенное, организация производит уплату земельного налога по месту нахождения соответствующих объектов налогообложения. В соответствии с Законом города Москвы от 21.11.2001 N 59 "О налоге на рекламу" плательщиками налога на рекламу признаются рекламодатели, место нахождения (для организаций) либо место жительства (для индивидуальных предпринимателей) которых приходится на территорию г. Москвы, приобретающие рекламные услуги (работы), а также самостоятельно выполняющие работы, связанные с рекламой товаров (работ, услуг), определяемые в соответствии со ст. 4 данного Закона. Под рекламодателем в целях указанного Закона города Москвы понимается юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы. При этом на основании ст. 6 данного Закона налоговая база по налогу на рекламу определяется налогоплательщиком исходя из стоимости оказанных ему рекламных услуг (работ) либо расходов по самостоятельному выполнению работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг). Согласно ст. 9 Закона города Москвы от 21.11.2001 N 59 "О налоге на рекламу" плательщики налога на рекламу в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по форме, утвержденной в соответствии с положениями ст. 11 данного Закона. Уплата налога на рекламу производится по итогам каждого налогового периода исходя из стоимости рекламных услуг, работ (величины фактических затрат) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, расположенные на территории г. Москвы, исполняют обязанности этих организаций по уплате налога на рекламу по месту своего нахождения. Плательщиками налога с продаж на основании ст. 348 Кодекса признаются организации и индивидуальные предприниматели. В соответствии с п. 2 ст. 354 Кодекса налог с продаж подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии с Кодексом. При этом согласно ст. 355 Кодекса организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивает налог на территории того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров (работ, услуг). Учитывая, что на территории г. Москвы налог с продаж уплачивается налогоплательщиками в единый бюджет г. Москвы, организации - плательщики данного налога, зарегистрированные в налоговых органах г. Москвы по месту нахождения самой организации, а также по месту нахождения обособленных подразделений, также зарегистрированных на территории г. Москвы, вправе уплачивать налог с продаж централизованно (за организацию и за все обособленные подразделения, расположенные на территории г. Москвы) по месту нахождения организации. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Ю.А. Мавашев 15 мая 2002 г. N 11-14/21852 |